Сергей алексеевич кириллов

Андрей Рублев

Андрей Рублев – самый известный русский иконописец. О нем мало, что известно. Есть предположение, что он родился в семье ремесленников. Принял монашеский постриг, тогда и получил имя Андрей.

Первые упоминания о нем датированы 1405 годом. Он участвовал в росписи стен Благовещенского собора в Московском Кремле.

У Рублева свой стиль, не похожий на другие. Его иконы наполнены гармонией, в них нет трагизма. Свою жизнь художник отдал на служение Богу.

Его последняя работа не сохранилась, Рублев трудился над фресками для Спасского Собора. Он не успел их закончить, заболел чумой и вскоре скончался.

Самые известные иконы: «Троица», «Христос-вседержитель», «Вознесение Господне».

Великие художники

Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.

Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:

  • Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
  • Архангельский Собор (Москва, Кремль);
  • Благовещенский собор Московского Кремля.

Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.

Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:

  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.

Казимир Малевич – автор прогремевшего «Чёрного квадрата», художник-модернист. Искал новые способы выражения цветового спектра в живописи. В его полотнах встречаются геометрические формы и абстракции. Мечтал найти «абсолютный покой» в художественных произведениях.

4 июня (16 июня по новому стилю) 1864 год, г. Руза Московская губерния – 3 августа (16 августа по новому стилю) 1910 год, деревня Свистуха Московская губерния

Родился Иванов в семье акцизного чиновника. Ещё в раннем детстве заметили способности мальчика к рисованию. Однако, отец видел в сыне не художника, а будущего инженера. Закончив уездное училище в 1875 году, Иванов поступает в Константиновский межевой институт.

В 1878 году Иванов посещал классы Московского училища живописи, ваяния и зодчества в качестве «вольного посетителя». А через год, окончательно бросив институт, поступил МУЖВЗ, где учился у известных по тем временам преподавателей И.М. Прянишникова и Е.С. Сорокина.

В 1882 году Иванов стал студентом Петербургской Академии художеств. Год спустя, после проделанного им путешествие по Самарской губернии, Иванов пишет первое своё известное произведение – «Слепцы».

Из-за трудного материального положения художник оставил Академию художеств. Недоучившись в последнем натурном классе, в 1884 году он вновь едет в Москву и продолжает учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Ещё во время учёбы художнику была интересна тема переселение крестьян в Сибирь. В конце 19 столетия, после реформы 1861 года, крестьяне ехали в Сибирь на поиски «благодатных земель», где их ждали тяжёлые испытания, разочарование. Иванов в своих картинах показал трагедию русских крестьян, покидавших родные места и тысячами гибнувших в пути. Известные картины из этого цикла – «Переселенцы. Ходоки» (1886), «Обратные переселенцы» (1888). А в 1889 году картина «В дороге. Смерть переселенца» сделала художника знаменитым.

В 1890-х годах Иванов обращается к исторической теме, к бытовому жанру. Иванова привлекает сила русских народных характеров, и он находит красоту в явлениях народного быта. В своих произведениях Иванов по-новому взглянул на историю, изображая не героические моменты, а сцены быта из древнерусской жизни. Причем некоторые образы написаны с оттенком иронии.

С 1897 года Иванов участвует в выставках Товарищества передвижников. В 1899 году Иванов примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок.

В 1905 Иванов получил звание академика. В 1899-1906 годах преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище. Затем он преподавал и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В 1905 году было восстание, которое сильно потрясло художника. Сам он участвовал в нём, оказывая помощь раненым в уличных боях студентам в здании Московского университета. Эти события стали сюжетом для знаменитой картины художника «Расстрел». Эту картину художник не показывал даже близким. Впервые картина увидела свет на посмертной выставке художника. Своё название она получила уже после Октябрьской революции 1917 года.

В последние годы жизни художник работал над картиной «Едут! Карательный отряд» (1905-1909).

Русские учёные

Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».

Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.

Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.

Композиторы

Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.

Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.

Иван Петрович Пожалостин(06.06.1837 — 25.12.1909)

Русский художник, гравер. Родился в с. Еголдаево Ряжского уезда Рязанской губернии. Учился у Н.С. Иванова в Рязани, затем в Академии художеств. В 1868 году получил звание классного художника 1-й степени за гравюру «Филарет, митрополит московский», в 1871 — академика за гравюру «Несение креста» с оригинала Л. Караччи.

В 1883-1894 годах преподавал в Академии художеств. С 1892 года — профессор.

Один из последних в русском искусстве мастеров резцовой гравюры на меди, которую он дополнял новыми механическими приемами гравирования. Наиболее интересные произведения, кроме названных: «Птицелов» с картины В.Г. Перова и целая галерея портретов, в том числе Г.Р Державина, К.П. Брюллова, В.А. Жуковского, И.С. Тургенева и др.

Произведения И.П. Пожалостина хранятся во всех крупных музеях страны. Наиболее полное собрание — в Рязанском художественном музее, который носит имя И.П. Пожалостина,

С 1897 года постоянно жил в Солотче под Рязанью, где в 1992 году был открыт мемориальный Дом-музей академика И.П. Пожалостина. Похоронен на территории Спасского монастыря в Рязанском кремле. Его именем названа одна из улиц г. Рязани.

Лит.: Русская старина. СПб., 1881. Авг., сент., окт.; Чугунов С. Академик из народа Гордость земли Рязанской. М., 1973. С. 293 — 297.

Михаил Дмитриевич Скобелев(17.09.1843 — 07.07.1882)

Генерал от инфантерии, Георгиевский кавалер, выдающийся русский полководец, национальный герой Болгарии.

Родился в Петербурге, в семье потомственных военных. Сначала воспитывался дома, потом в Париже, в пансионе Д. Жирарде.

В 1861 году МД. Скобелев поступил на математический факультет Петербургского университета, но в том же году был исключен из него, вследствие возникших студенческих волнений. После этого он определяется юнкером в лейб-гвардии кавалергардский полк, которым в свое время командовал его отец Дмитрий Иванович.

В 1864 году М. Д. Скобелев, будучи уже поручиком Гродненского гусарского полка, во время своего отпуска участвовал в подавлении польского восстания 1863-1864 годов. За эту кампанию, в частности, за разгром отряда польских повстанцев под предводительством Шемиота в Радовицком лесу, М. Д. Скобелев получил свою первую награду — орден Св. Анны IV степени.

В 1868 году, после окончания Академии Генерального штаба, Михаил Дмитриевич был откомандирован в Туркестан, но, по причине конфликта с офицерами и участием в дуэли, переводится на Кавказ, а затем — адъютантом штаба дивизии в Новгород.

В 1873 году, добившись нового назначения в Туркестан, он участвует в Хивинском походе и в подавлении Кокандского восстания 1874-1875 годов, за что награждается золотой саблей с надписью: «За храбрость».

С 1876 года М.Д. Скобелев — военный губернатор Ферганской области. При его непосредственном участии быстро восстанавливается мир и спокойствие в области.

Стремительная карьера МД. Скобелева поражала его современников. Одни видели в нём талантливого военачальника, другие-выскочку, получившего все свои чины и награды за войну с «халатниками». В 1877 году, в результате интриг, он был отстранён от должности военного губернатора и удалился в рязанское имение, т. к. негласно ему было запрещено появляться в штабе главнокомандующего, где был принят крайне недружелюбно, и долгое время не получал назначения, затем был начальником штаба Казачьей дивизии, которой ранее командовал его отец. В ночь с 14 на 15 июня 1877 года Скобелев самовольно покинул расположение части и принял участие в форсировании Дуная у местечка Зимницы. Взяв на себя командование над четырьмя ротами 4-й стрелковой бригады, он ударом во фланг заставил турок отступить от места переправы. За самовольное оставление части на него было наложено взыскание, а за подвиг, проявленный за форсирование Дуная, он был награжден орденом Св. Станислава I степени.

В июле 1877 года М. Д. Скобелев участвует в штурме Шипкинского перевала. Во время осады Плевны он успешно командует казачьей бригадой, а после сдачи турецкого гарнизона стал первым военным губернатором города. В конце декабря 1877 года при переходе через Балканы и в последовавшем за ним Шипко-Шейновском сражении он командовал правой обходной колонной. Сыграв решающую роль в разгроме укрепленного лагеря турок, Скобелев пленил Вессель-пашу. В феврале 1878 года части под его командованием заняли Сан-Стефано.

После окончания войны МД. Скобелев, будучи назначенным командиром 4-го корпуса русской армии, остается в Болгарии и всеми силами содействует становлению Болгарской армии. Благодаря всему этому он приобрел огромную популярность и в России, и на Балканах.

В 1880-1881 годах М.Д. Скобелев успешно руководил 2-й Ахал-Текинской экспедицией, в результате которой к России были присоединены новые территории в Туркестане. Михаил Дмитриевич Скобелев умер в Москве 7 июля 1882 года при невыясненных и по сей день обстоятельствах. Похоронен в родовом имении с. Заборово (ныне Новодеревенский район Рязанской области).

В 1912 году в Москве на народные средства ему был открыт памятник (скульптор П.М. Самсонов), в 1918 году уничтоженный по личному указанию В.И. Ленина. В 1995 году памятник М.Д. Скобелеву был открыт и в Рязани (скульптор Б.С. Горбунов, архитектор А.А. Падун).

Лит.: Филиппов М.М. М.Д. Скобелев. СПб., 1894; Михаил Скобелев: Сборник. Сост. Носков ИД. М., 1997; Костин Б.А. Скобелев. М.. 2000.

Москва – как много в этом звуке…

Со своими друзьями – живописцами Репиным и Поленовым Васнецов год проводит во Франции в городе – законодателе мод Париже. После заграничной поездки все трое поселяются в Москве и начинают писать картины на исторические сюжеты. Васнецов обратился к “Слову о полку Игореве” и создал полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами», из-за которого среди передвижников начался спор, брать ли эту картину на выставку или нет.

Эта дискуссия возникла потому, что главным критерием в живописи передвижников было изображение действительности, а картина Васнецова была сказочно красива, но и имела сказочный контекст.

Сам же автор говорил: “Перед моей картиной стоят больше спиной”, что, на мой взгляд, было не заслуженно по отношению к этому шедевру. Лишь немногие поняли и приняли эту картину, почувствовали в ней истинно русский дух. Одним из таких – тонко чувствующих искусство был Павел Третьяков, который купил «После побоища Игоря Святославича с половцами» для своей коллекции.

Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Васнецов продолжает творить в своём сказочном стиле, в 1881 году из-под его кисти вышла «Алёнушка». В абрамцевской усадьбе Саввы Мамонтова – крупного промышленника и мецената художник создал эскиз избушки на курьих ножках, которая была там построена для детворы. В то время в Абрамцево объявили конкурс на проект небольшой церкви для усадьбы, Васнецов его выиграл. Эскиз церкви он выполнил в неорусском стиле, к которому стал тяготиться в живописи.

В 1882 году приусадебная церквушка по проекту Васнецова была построена, именно она стала первой архитектурной постройкой в стиле зарождающегося русского модерна.С этой церковью связано и ещё одно событие в творческой жизни Виктора Михайловича, в ней он написал образ Богородицы с младенцем. Этот образ он ещё раз повторит уже в Киевском соборе, так этот образ запомниться всем как Васнецовская Божья Матерь.

Виктор Васнецов, фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1893 год

Существует легенда о происхождении прототипа этого образа. Как-то раз вернувшись домой, Васнецов увидел свою жену в свете солнца, она была с ребенком на руках. Так воображение художника создало ещё один шедевр.

Виктор Михайлович Васнецов «Портрет А. В. Васнецовой» 1878 г.

Перебравшись из Абрамцева непосредственно в Москву, Васнецов строит дом по собственному эскизу. Там рождается картина «Иван-царевич на сером волке», которая будет выставлена на 17-й выставке передвижников. На этот раз публика и коллеги встречают полотно тепло и восторженно, Васнецов – сказочник уже стал привычен и полюбился многим. Художника окончательно признали и присвоили звание профессора живописи.

К девятисотлетию крещения Руси был построен Владимирский собор, расписывать который пригласили Виктора Михайловича. В связи с этим событием он создал несколько картин на религиозный сюжет, самые известные из которых «Крещение Руси» и «Крещение князя Владимира». Васнецов говорил:

Был в творчестве живописца и опыт декоратора, когда в 1884 году открылась Частная опера Мамонтова. Он декорировал оперу «Русалка» и «Снегурочка», благодаря которой появилась одноименная картина. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» появилась благодаря опере «Псковитянка».

Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия

В 1898 году кисть и воображение Васнецова создали, пожалуй, самую известную картину мастера «Богатыри», которую многие называют Три богатыря. Интересный факт: прошло целых 30-ть лет с тех пор, как у художника возник замысел полотна, был создан карандашный эскиз и появилась готовая картина.

Васнецов оформил переиздание сочинений Пушкина к его столетнему юбилею. Виктор Михайлович создал несколько книжных миниатюр к «Песне о вещем Олеге».

Лучшие спортсмены

Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».

Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».

Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».

Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.

Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский(01.01.1827 — 26.02.1914)

Географ с мировым именем, путешественник, статистик, общественный деятель, почетный член Петербургской АН (1873) и Академии художеств (1874). Вице-председатель Императорского географического общества (1873-1914) и президент Русского энтомологического общества (1890- 1914), член Государственного Совета (1897). Родился в поместье Рязанка при с. Урусове Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинского района Липецкой области). Происходит от рязанских боярских детей Семеновых, владевших с XVI в. вотчинами в Пронском, Раненбургском уездах Рязанской губернии.

В 1845 году в Петербурге с отличием окончил Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, в 1848 году — естественное отделение Петербургского университета. В 1849 году избран членом Императорского Русского географического общества. В 1849-1851 годах исследовал бассейны рек Оки и Дона, защитил магистерскую диссертацию. В 1853-1855 годах слушал лекции в Берлинском университете и в научных поездках изучал географию, экономику в Германии, Франции, Италии.

В 1856-1857 годах посетил Западную Сибирь, Рудный Алтай, первый проник и исследовал Тянь — Шань, где открыл мощное оледенение при большой высоте снеговой границы и связал это с сухостью климата.

В 1858 году приглашен к подготовке крестьянских реформ. В 1859-1860 годах являлся членом- экспертом и правителем Редакционных комиссий для составления законопроектов об освобождении крестьянства с землей от крепостной зависимости. Будучи директором образованного Центрального статистического комитета и председателем статистического совета, создал государственную статистику на научной основе. В 1897 году организовал первую перепись населения России.

В 1880 — 1884 годах разработал новое экономико-географнческое районирование Европейской части России, выделив 12 районов. Создал с географами пятитомный монументальный труд «Географическо- статистический словарь Российской империи».

В 1873 — 1914 годах, возглавляя Императорское Русское географическое общество, организовал и поддерживал более 170 экспедиций блестящих исследователей-географов, путешественников для изучения Средней и Центральной Азии, Дальнего Востока и др.

В 1882 году назначен сенатором 2-го (крестьянского) департамента Правительствующего Сената, в 1897 — членом Государственного Совета.

В 1881 — 1901 годах под его общей редакцией издана 12-томная «Живописная Россия», в 1899-1914 годах под общим его руководством опубликованы 11 томов «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей».

Его именем названы горные пики, хребты, ледники в Центральной и Средней Азии, на Аляске, Шпицбергене и около 100 новых форм насекомых и растений. Весной 1906 года, в связи с 50-летием со дня путешествия на Тянь-Шань, почетному члену 73 академий, университетов и ученых обществ мира, всемирно известному географу был присвоен титул Тян-Шанский.

В 1860 году он приобрел имение Гремячка (ныне Милославского р-на Рязанской области), в которое приезжал с семьей каждый год. Здесь открыт мемориальный музей.

Лит.: Козлов И.В., Козлова А.В. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. М.,1991; Органова Н.М. Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович К неведомым землям. М., 1989. С. 143-187; Мещеряков В. Из истории родных мест П.П. Семенова-Тян-Шанского Рязанский следопыт. 1994. № 3. С. 17-21; Тимошечкина Е. Генеалогическое древо семьи Семеновых-Тян-Шанских Рязанский следопыт. 1994. №3. С. 16-17.

Михаил Врубель

Русский художник Михаил Врубель, работал во всех жанрах искусства. Известен как автор «демонического цикла». Это серия, куда вошли картины, иллюстрации и скульптуры с изображением демона.

Врубельеще в юности увлекся рисованием. Правда, сначала ему пришлось учиться на юриста, этого хотел отец Михаила.

Первое время юноша расписывал стены церквей и даже написал несколько икон. Этим он занимался и после учебы.

«Демонический цикл» появился благодаря Лермонтову. Врубель рисовал иллюстрации для его поэмы «Демон», его очень заинтересовала эта тема.

К сожалению, жизнь художника закончилась печально. У него возникли проблемы с психикой, а потом Михаил потерял зрение.

Самые известные работы: «Царевна-лебедь», «Девочка на фоне персидского ковра», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Российские писатели

Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:

  • «Свои люди – сочтёмся»;
  • «Бесприданница».

Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.

Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.

Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.

Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.

Государственные и политические деятели

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Сергей Александрович Есенин(03.10.1895 — 28.12.1925)

Великий русский поэт. Родился в с. Константинове, в семье крестьянина. Здесь заканчивает четырехклассное земское училище, здесь же начинает писать свои первые стихи. Его творчество питалось впечатлениями и образами, почерпнутыми в родном краю. После окончания Спас-Клепиковской церковно-учительской школы (1912) переезжает к отцу в Москву, где работает в типографии корректором, а по вечерам слушает лекции в Московском народном университете им. A.JI. Шанявского. Первые произведения появляются в печати в 1914 году. Это были стихи о природе.

Самобытный талант рязанского поэта был замечен в литературных кругах Петрограда, где Есенин появляется в 1915 году. Его стихи восхитили А. Блока, оказавшего поддержку начинающему автору. В этом же году выходит его первая книга «Радуница».

Мировая война, революционные годы застали Есенина в творческом поиске. Сблизившись с поэтами крестьянского круга Н. Клюевым, С. Клычковым, А. Ширяевым, он принимает участие в деятельности группы «Скифы», выражая надежду, что революция преобразит Россию, приведя страну к «крестьянскому раю».

1917 — 1920-е годы стали наиболее сложными в творческой эволюции поэта. Драматические события послереволюционного времени выразились во многих произведениях этих лет («Исповедь хулигана», «Пугачев», «Москва кабацкая» и др.).

1924 — 1925-е годы связаны с эмоциональным и творческим подъемом Есенина. Поездка на Кавказ, активная писательская работа благотворно отразились на состоянии поэта. Шедеврами русской литературы стали его стихотворения из цикла «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина», другие произведения этих лет.

Творчество Есенина стало неотъемлемой частью национальной культуры.

В 1965 году, в связи с 70-летием со дня рождения поэта, на его родине был открыт литературно-мемориальный музей-заповедник С.А. Есенина. В Москве есть Есенинский бульвар, где в 1972 году установлен памятник поэту (скульптор В.Е. Цигаль). В 1975 году в Рязани, на набережной р. Трубеж, открыт памятник С.А. Есенину (скульптор А.П. Кибальников). В 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта, на Тверском бульваре столицы появился еще один памятник С.А. Есенину (скульптор А.А. Бичуков); в том же году в Рязани, в сквере на улице Астраханской, установлен бронзовый бюст поэта (скульптор А.П. Усаченко).

Имя С.А. Есенина носят одна из центральных улиц областного центра, Рязанский государственный университет и концертный зал.

Лит.: Юшин П.Ф. Сергей Есенин. М., 1969; Наумов Е. И. Сергей Есенин. М., 1973; Прокушев Ю.Л. С. Есенин. Образ, стихи, эпоха. М., 1979; Базанов В.Г. С. Есенин и крестьянская Россия. Л., 1982.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: