Картина «крик», автор

Личная жизнь

Эдвард Мунк не был женат и не имел детей, однако известно о 3 его романах.

В 1885 году он познакомился с Милли Таулов. Девушка была замужем, поэтому не принимала ухаживаний молодого человека всерьез, но и не отвергала их. Эдвард же относился к влюбленности серьезно: для него закрутить роман с замужней женщиной означало переступить все религиозные преграды. Так и не получив взаимности от Милли, Мунк отказался от идеи завоевать ее.

Станислав и Дагни Пшибышевские

В 1892 году художник познакомился со Станиславом Пшибышевским, поляком по национальности, и его будущей супругой Дагни Юль. Девушка стала для Мунка музой, он неоднократно использовал ее образ в картинах. Исследователи допускают возможность, что между молодыми людьми была любовная связь.

Самым болезненным стал роман с Туллой (Матильдой) Ларсен, начавшийся в 1898 году. Поначалу их отношения складывались хорошо, затем женщина начала утомлять Мунка навязчивостью. В 1902 году она почувствовала холодность любимого и пригрозила самоубийством. Испугавшись, Эдвард приехал к ней.

Тулла Ларсен и Эдвард Мунк

Спустя несколько дней между ними произошла ссора, в результате которой Мунк прострелил себе руку. Согласно распространенной версии, Тулла хотела застрелиться, а художник в попытках вырвать револьвер нажал на курок. Мужчину госпитализировали, и на этом отношения завершились.

До самой смерти в личной жизни Мунка не появилась любимая женщина.

Описание картины Эдварда Мунка «Крик»

На картине изображена человеческая фигура, кричащая от отчаяния. Человек изображен на фоне неба, которое кроваво-алое. Также присутствует обобщенный пейзажный фон. У художника написана целая серия картин Крик.

Произведение послужили некой прелюдией к искусству двадцатого века. Эти полотна предвещали распространение модернизма, открывая темы отчаяния, отчужденности и одиночества. Кажется, что мастер смог предвидеть будущее. Вскоре картина стала реальностью, когда разразились мировые войны, голод, революции и бедствия экологического характера. А крик души показывает, что все это неизбежно и не преодолимо.

Что вдохновило Мунка на создание подобного шедевра? Он сам отвечает на этот вопрос. В его дневнике были найдены некоторые записи, которые приводят к определенным выводам. Мунк писал, что однажды он со своим друзьями прогуливался по тропинке. Вечерело и солнце уже садилось за тучи. Тут неожиданно, безо всякой причины, небо приобрело алый до крови цвет.

Мунк остановился, он почувствовал сильное изнеможение. Он стал опираться на забор, но продолжил наблюдать за кровью на городском небе. Почему то, друзья Мунка дальше шли в полном спокойствии. Сам же художник стоял в изумлении, чувствуя сильнейшее волнение. Также Мунк описывает, что ему чувствовался безграничный крик, что насквозь пронзал природу.

Некоторые полагают, что мастер видел мумию и именно ее отобразил на полотне. Другие считают, что Мунк был психически болен, у него было расстройство психики. И Мунк писал картины о крике, словно в надежде избавиться от крика своей собственной души.

Итак, кричащая фигура похожа на скелет, или эмбрион, либо сперматозоид. Такие ассоциации она вызывает у многих. Линии пейзажа являются волнообразными, словно показывая эхо, будто крик раздается со всех сторон. Эмоции модели крайне негативны. И кажется, что, набирая размах вселенских масштабов, субъект подчиняет себе всю окружавшую среду.

Крик (1893)

Картина «Крик» — самый знаменитый шедевр норвежского художника экспрессиониста Эдварда Мунка. Многие современники художника полагали, что работа была написана в состоянии его душевного потрясения. Каждый видит в ней своё значение. Некоторые видят предсказание экологической катастрофы или безумной войны. Некоторые — психической болезни автора. Но редакция most-beauty считает, что главное — это впечатление, которое производит картина на зрителя.

На фоне пылающего неба, которое опустилось на дрожащие воды пролива, изображён мост. Мост разделяет картину на две части по диагонали. На переднем плане — нереальная фигура кричащего человека, лицо которого слилось в зеленовато-жёлтую маску ужаса. Изображение безумного кричащего существа, пересекаясь с цветом, формой мазков, передаёт зрителю мощнейшие эмоции. Сочетание двух цветов синего и красного создаёт основу картины, техника написания включает в себя как масло, так и темперу.

Картину несколько раз похищали, но причиной похищения были не огромные деньги, которые она стоит, а её воздействие на человека. Эта картина — предчувствие катастрофы XX века.

Самые знаменитые картины Эдгара Дега.

Становление как художника

В борьбе с охватившей его депрессией Ван Гог погрузился в художественное творчество. Посещал занятия в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, в этом ему помог его брат Тео. Однако и там проучился недолго, бросив все и уехав к родителям. В тот период он считал, что мастеру необязательно иметь образование, достаточно лишь обладать талантом и усердием.

И вновь художник испытал любовное потрясение и был отвергнут. После этого он навсегда разочаровался в попытках устроить свою личную жизнь.

Работая над своими картинами, изучал жизнь беднейших городских кварталов, добивался удивительных цветов и оттенков, смешивая на полотне различные краски и сочетая техники письма.

Джоконда XX века

«Крик» традиционно называют вторым самым узнаваемым произведением живописи после шедевра Леонардо «Мона Лиза». То есть он впереди «Сикстинской Мадонны» Рафаэля, «Возвращения блудного сына» Рембрандта, «Вавилонской башни» Брейгеля и других образов, уже многие века считающихся фундаментом европейской культуры. Почему? Возможно, потому, что ни одна другая картина не выразила в такой яркой и символичной форме самоощущение человека XX века — с его постоянным предчувствием или переживанием катастрофы, отчаянием и тотальной потерей душевного равновесия.

«Как-то вечером я шел по дороге — с одной стороны подо мной раскинулись город и фьорд. Я был уставшим и больным — стоял и смотрел на фьорд. Садилось солнце — облака окрасились красным — как кровь. Я почувствовал, будто природу пронзил крик — мне казалось, я слышал крик. И я написал эту картину — написал облака как настоящую кровь. Цвета кричали» — так сам Мунк изложил историю создания «Крика» в дневниках.

Фото: Национальный музей Осло

«Крик», масло, 1893 год

«Как обеспечить три рубежа охраны, не понимает никто»

Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова — о безопасности в российских музеях, столетней идеологической шелухе и новом взгляде на Репина

В этом описании уже сформулированы ключевые мотивы экспрессионизма: ирреальность, дисгармоничность мира («природу пронзил крик»), кровавые видения (вспомним, как Воццеку в одноименной опере Берга чудится кровавая луна), болезненность героя, невыносимость момента (судя по изображению, он слышит оглушающий крик)… Но важнее, что Мунк нашел идеальное визуальное воплощение своего чувства: центральный персонаж на мосту впечатывается в память зрителя своей деформированной головой и характерным жестом — удлиненными руками, обхватывающими голову. Портрет нарочито нереалистичный: то ли перед нами пришелец, то ли мы видим реального человека в галлюциногенном искажении… При этом собственно лица у него нет — и это усиливает ощущение кошмара.

Фон не менее значим. Залив на заднем плане будто становится продолжением головы центрального персонажа и образует «рождающуюся» из беззвучного крика петлю, «срифмованную» с кровавыми облаками. Тогда как мост, на котором стоит герой и, видимо, зритель, создает ощущение стремительного движения вперед — как будто мы проносимся по нему, а не стоим на месте. Это ощущение потери устойчивости, в буквальном смысле уходящей почвы из-под ног или стремительно уносящей героя — еще один типичный мотив экспрессионизма. Вспомним начало рассказа Франца Кафки «Сон» (1914), предвосхищающего роман «Процесс»:

«Йозефу К. снилось: стоял погожий день и К. захотел прогуляться. Но едва он ступил два шага, как уже был на кладбище. Там пролегали очень искусственные, до неудобного извилистые дорожки, однако он скользил по одной из таких дорожек, словно по бурной воде, в незыблемо парящей позе».

Фото: Музей Мунка

«Крик», 1910 год

На сочетании трех этих элементов — моста, воды, сливающейся с облаками, и центральной фигуры — построена композиция. Показательно, что во всех вариантах «Крика» эти компоненты присутствуют, то есть долгого поиска не было, как, видимо, и предварительных эскизов (если не считать таковым первое изображение пастелью). «Крик» стал гениальным озарением, и это тот редкий случай, когда даже в черно-белом варианте изображение сохраняет свою силу, несмотря на цветовую выразительность картины. Мунк это прекрасно понял и создал литографический вариант.

Линия эксперимента: Русский музей представил редкую графику Малевича

В Санкт-Петербурге впервые экспонируются 117 рисунков авангардиста из собрания его ученицы

Кстати, цветные варианты отличаются по гамме. Главный «Крик» 1893 года из Национального музея Осло мрачнее, а повторение 1910 года из Музея Мунка светлее, но в нем сильнее неприятные зеленоватые тона. И общий характер более «галлюциногенный».

Кстати, вот еще одно подтверждение уникальности «Крика»: если мы посмотрим на другие самые дорогие картины, то увидим, что они совершенно немыслимы без цвета. «Крик» же покоряет своей простотой: цвет здесь может быть разным, а может его и вовсе не быть. И это стало залогом массового успеха произведения Мунка. Успеха, выходящего далеко за пределы арт-индустрии.

«Темная тревога в его работах действительно напоминала мою», — Давид Лагеркранц

Давид Лагеркранц – журналист и писатель из Швеции. Мунк был одной из серии тотемных фигур, которые нависали над детством Давида благодаря его отцу. Папой был Улоф Лагеркранц, шведский писатель, критик и редактор ведущей шведской ежедневной газеты Dagens Nyheter. Он был одним из самых влиятельных интеллектуалов своего времени, и во многих отношениях Давид боролся за то, чтобы выбраться из его тени, всю свою жизнь.

Когда Давид был подростком, он написал оригинальную биографию Августа Стриндберга, великого сотрудника Мунка, друга, соперника и такого же любителя выпить.

Так что в раннем возрасте он читал письма Мунка и Стриндберга друг другу, и дом был полон громких разговоров о двух мужчинах и их работе, а также о том, что они сделали для скандинавской культуры. Отец продолжал писать биографии Джеймса Джойса и Марселя Пруста, и, по мнению шведского журналиста, Улоф стал одной из причин, почему Давид был заинтересован в написании популярной художественной литературы. Хотя он совсем не хотел идти по стопам папы в любом случае.

«Даже если бы он не был биографом Мунка, я вырос бы с картиной «Крик» в моем мозгу, как и любой другой скандинав. Каждый шестилетний или семилетний ребенок должен попытаться нарисовать свою собственную версию этого в школе. Я помню, как ходил на вечеринки, где нужно было стоять за гигантской копией картины, просунуть лицо в отверстие в середине и сфотографироваться. Это оставило огромный след в моей жизни!» — признался Давид.

Рубрика: Арт, искусство, Август 01, 2017 — 11:48, Tags картина, Крик, художник, Эдвард Мунк

Каждое произведение искусства имеет свою уникальную, не похожую ни на одну другую историю, свой символизм и свои тайны. И в новой рубрике «Pic of the Week» Styleinsider будет рассказывать о судьбе и историях создания самых знаменитых шедевров мировой живописи. И первой станет одна из самых загадочных картин в истории — «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка.

Год создания

1893-1910

Версии картины

Всего существует четыре варианта картины. В Музее Эдварда Мунка находятся две картины. Одна из них выполнена маслом, а ещё одна — пастелью. В Национальном музее Норвегии экспонируется наиболее известная версия картины, написанная маслом. Ещё одна картина, написанная пастелью находится в частных руках и принадлежит американскому бизнесмену Леону Блэку.

История создания

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — так Мунк описывает момент, когда он ощутил потребность выразить охватившие его чувства. Ведь первоначальное название на немецком, которое дал Мунк своей работе, было «Der Schrei der Natur» («Крик природы»). Однако, «Крик» в известных нам вариациях появился не сразу. Ему предшествовали полотна «Отчаяние», «Тревога» и «Меланхолия», в которых он пытался найти идеальный образ, который передаст то ощущение ужаса, то эмоциональное напряжение и тот самый кровавый закат. Мы видим, что на картине небеса окрашены в ярко-алый цвет, который так впечатлил Мунка. В связи с этим некоторые учёные выдвинули версию, что такой оттенок неба был связан с извержением вулкана Кракатау в 1883 году. Существует также версия, что картина стала отчасти плодом психического расстройства, ведь есть документальные сведения о том, что художник действительно страдал маниакально-депрессивным психозом, вызванным тяжёлым потрясением от смерти сестры.

Интересные факты

— «Крик» несколько раз похищали злоумышленники. Так, в 1994 году картина пропала из Национальной галереи, однако, через несколько месяцев она была возвращена на своё место. А в 2004 году «Крик» и другое известное произведение художника «Мадонна» были  похищеныиз музея Мунка. Обе картины также были возвращены в 2006 году. Работы получили несколько повреждений и после реставрации снова были выставлены на показ в мае 2008.

— По мотивам «Крика» Энди Уорхол создал серию принтов-копий в нескольких цветах.

— Именно на основе картины была создана знаменитая маска из фильма «Крик»

— «Крик» в числе прочих работ Мунка был признан образцом дегенеративного искусства в нацистской Германии и был запрещён. Спас полотно от уничтожения и выкупил у Германии норвежский бизнесмен Олсен.

— На момент продажи с аукциона в 2012 году выполненная пастелью версия картины, принадлежавшая миллиардеру Петеру Олсену, стала самым дорогим произведением искусства, выставленным на открытых торгах. Работа была продана в течении 12 минут за сумму более, чем 119 миллионов долларов.

— Многие считают картину проклятой, так как люди, которые так или иначе соприкасались с этим полотном, часто заболевали, ссорились с родными, впадали в депрессию и внезапно умирали, что отчасти подтверждается реальными историями.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Загадки картины Мунка

Что же значит образ центральной фигуры шедевра? Ответить на этот вопрос исследователи не могут уже много десятилетий. Есть самые разные предположения о том, что может напоминать фигура – от скелета до эмбриона.

Как мне кажется, не стоит искать точного прототипа или символа. Эдвард Мунк хотел передать не внешние эффекты и образы, а своё внутреннее состояние, то, что он ощутил во время рокового заката.

На это указывает и небо, не менее детально прописанное на холсте. Краски небес кажутся по-настоящему огненными, создавая атмосферу отчаяния, граничащего с безумием. Было ли такое цветовое решение преувеличением, к которому порой тяготеют творческие люди?

Как показывает история, Мунк мог передать совершенно реалистичную палитру заката. В 1883 году произошло мощное извержение Кракатау. Вулканическая активность и всплеск природной энергии стали причиной очень ярких, практически кроваво-красных закатов в разных уголках мира. Не исключено, что Мунк мог наблюдать одно из таких явлений.

Впервые на публике “Крик” появился в 1893 году, открыв серию подобных картин. Конечно, впечатление от работы было неоднозначным. Современники Мунка рассказывали, что на выставку даже пришлось пригласить полицию, чтобы возмущённые посетители не устроили погромы.

Несмотря на это, о картине не переставали говорить. Никто из людей, увидевших шедевр воочию, не остаётся равнодушным, переживая самые разные, но неизменно яркие эмоции.

Работа Эдварда Мунка, названная “Криком” в своё время поразила берлинскую публику, а позднее покорила весь мир. Своеобразный стиль, новые формы экспрессионизма стали свежим веянием в искусстве прошлого века

С момента создания картины прошло уже немало лет, но и сегодня она не перестаёт притягивать внимание, удивлять, вызывать самые разные предположения. Вероятно, именно в этом и заключается суть шедевра – сочетать в одном творении миллионы сюжетов, но оставаться вечной загадкой

Импрессионизм и Экспрессионизм. Как отличить одно от другого?

1) Начало и сущность: 1874г. — первая выставка в Париже, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Суть этого течения — в тончайшей фиксации мимолётных впечатлений, в особойманере воспроизведения световой среды с помощью сложной мозаики чистыхкрасок, беглых декоративных штрихов.

2) Причины возникновения: одна из главных причин возникновенияимпрессионизма — противостояние молодого поколения художников условностям академизма, классицизма и романтизма.

3) Представители: Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль, Берта Моризо.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — Отче Наш для импрессионизма.

Огюст Ренуар «Молодая девушка с ромашками»

Эдгар Дега «Мытье»

Камиль Писсарро «Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно»

4)Жанры: пейзаж, портрет, бытовой жанр, позже натюрморт.

5)Основные темы и мотивы: природа, повседневная жизнь современногогорода, быт и труд горожан. Импрессионизму свойственно отсутствие интереса к какой бы то ни было проблематике. Так сказать, искусство ради искусства.

6)Особенности техники: отказ от четкого контура, замена его мелкими раздельными и контрастными мазками, впоследствии отказ от черного цвета.

7)Влияние на культуру: Импрессионизм стал одним из самых влиятельных течений в искусстве, проявив себя не только в постимпрессионизме, но ив других видах искусства, таких как литература (Малларме, Рембо, Вульф),музыка (Дебюсси, Равель) и кинематограф (Эпштейн, Делюк).

Экспрессионизм (expression — выражение)

1) Начало и сущность: первые десятилетия 20 века. Зародился в Германии и Австрии, и там же достиг наибольшего расцвета. Иконой экспрессионизма считается «Крик» Э.Мунка, 1883г. Суть этого течения — в выражении субъективного видения мира художника.

2) Причины возникновения: Экспрессионизм возник как острейшая реакция на уродства капиталистической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения.

3) Представители: : Оскар Кокошка, Эгон Шиле, Макс Бекман, Франц Марк,Франк Ауэрбах, Альбер Блох, Пауль Клее, Мильтон Эвери, Август Маке.

Эдвард Мунк «Крик»

Эгон Шиле «Агония»

Оскар Кокошка «Девочка с куклой»

Пауль Клее (название не смогла найти, я бы назвала «Самый веселый человек на свете»)

4)Жанры: портрет, натюрморт и другие. Формальные признаки определенногожанра большую роль не играют.

5)Основные темы и мотивы:война, смерть, уродство, болезни, смерть, страх,разочарование, боль, крик, хаос, рок.

6)Особенности техники: упрощенность форм, часто жесткая линия контура,контрастность, деформация форм, нарушение пропорций, эстетика уродства.

7)Влияние на культуру: Экспрессионизм проявил себя также и в других видах искусства: танце, музыке, архитектуре. Отдельно нужно сказать, что этопервое направление в искусстве, ярко проявившее себя в кинематографе (Ф. В. Мурнау, Ф. Ланг, Р. Вине). А также стал предвестником «второй волны»экспрессионизма — абстрактного экспрессионизма середины 20 века.

А теперь маленький лайфхак, как отличить одного от другого:

Работы импрессионистов обычно не отходят от более или менее реалистического изображения действительности. Они стремятся как раз ее уловить, пусть и по своему. Экспрессионисты же стараются от нее отойти,выплеснуть свои эмоции и переживания в искаженных, фантастических,невероятных формах.

Конечно же, это не универсальное правило. Подгонять искусство под какие-тожесткие правила и рамки — занятие довольно глупое, но тем не менее оно может помочь отличить хрестоматийные примеры одного течения от другого. Например вот эти:

А теперь догадайтесь, которая из них принадлежит кисти Сислея,а которая Блоха?)

Всё, теперь вы эксперты! Поздравляю).

Смерть

Художник обладал слабым здоровьем, однако в 1918 году переборол «испанку», которая погубила миллионы людей. В 1930 году почти ослеп из-за кровоизлияния в стекловидное тело правого глаза, но не бросил занятия живописью.

Эдвард Мунк на смертном одре

Спустя месяц после своего 80-го дня рождения, в 1944 году, художник скончался. Его посмертное фото хранится в Музее Мунка в Осло.

После смерти экспрессиониста все картины были переданы государству. Тысячи масляных полотен и гравюр сегодня составляют основную экспозицию Музея Мунка.

Музей Эдварда Мунка

Упоминания о художнике встречаются в художественных книгах и фильмах. Так, в 1974 году вышел фильм «Эдвард Мунк», рассказывающий о годах становления экспрессиониста.

Интересные факты

Что еще полезно знать о знаменитой картине и ее создателе:

  1. Художник создал серию из восьми картин на эту тему в период между 1892 и 1910 г. Главная выставлена в Национальном музее Осло.
  2. Эдвард Мунк во многих своих работах исследовал тему отчаяния, страха, смерти. Его собственная психика была хрупка, он страдал от маниакально-депрессивного расстройства.
  3. Существовало мнение, что вся серия картин проклята. Рассказывали о странных болезнях, психических расстройствах и преждевременных смертях людей, видевших «Крик» в реальности.
  4. Немало споров ходило о природе существа на картине «Крик». Его сравнивали то со скелетом, то с эмбрионом. А некоторые полагали, что Мунк изобразил на полотне увиденную им ранее перуанскую мумию.
  5. Картина не раз вдохновляла и другие произведения искусства, в том числе кино. По ее мотивам была создана знаменитая маска для серии фильмов «Крик».

________________________

Спасибо за внимание! Лайки и подписки не обязательны, но приветствуются :)

Также читайте:

Описание и значение

На картине изображен норвежский залив Осло-фьорд. Она написана в кроваво-красных, серых, желтых, коричневых и темно-синих тонах. На мосту или пирсе на переднем плане находится фигура существа, выписанного в нарочито примитивной манере. Черты лица прорисованы схематично, на черепе нет волос, одеяние напоминает темный балахон, пол не определяется.

Существо застыло в немом крике: его рот широко раскрыт, в выражении лица читается ужас и трепет. Руки существа прикрывают уши, как будто оно и само не может выдержать этот звук.

Линии моста прорисованы довольно четко. В противоположность им небо, вода, участки суши – словом, вся природа – написаны в виде плавных, волнообразных линий. Они как бы противопоставлены сухой и четкой геометрии моста – объекта рукотворного. Существо на картине словно сливается с этой природой, повторяет ее изменчивые контуры, становясь чистой эмоцией.

Почему же именно этот место в сочетании с пейзажем вызвало у Мунка такую сильную эмоциональную реакцию? В литературе можно встретить информацию, что неподалеку располагалась психиатрическая больница. В ней находилась на лечении сестра художника Лаура. А еще рядом была скотобойня. Крики скота и душевнобольных создавали, должно быть, поистине адскую симфонию, мрачным образом вдохновившую Мунка. Он описывал тот период своей жизни как крайне тяжелый, отмечая, что сам едва не сошел с ума.

Кроме того, в 1883 г. в Индонезии произошло извержение вулкана Кракатау. Был выброс большого количества вулканического пепла, который со временем рассеялся по всей планете. Это привело к тому, что небо на закате в последующие годы часто приобретало особенно яркий и зловещий оттенок.

Расставание (1896)

Личная жизнь Эдварда Мунка была суматошной, мучительной, сопряжённой с душевными травмами, ссорами, и даже попыткой самоубийства любимой женщины. Все эти события тесно переплелись с творчеством художника и отразились в его работах. Картина «Расставание» является отпечатком пережитого разрыва самим Мунком. Мужчина на картине страдает физически, его боль сосредоточена в области сердца. Кровавое пятно у его ног — символ боли и эмоциональной опустошённости.Женщина, напротив, целеустремлённа и решительна. Она лишена индивидуальности, так как является общим образом всех женщин. Мунк считал, что мужчина сильнее переживает разрыв, а женщина более жизнестойка.

История с ухом

Поль Гоген, французский художник, был другом Ван Гога. В 1888 году они решили провести вместе зиму в Арле. Вспыльчивость обоих живописцев, их бурные ссоры привели к беде. В полубезумном состоянии Винсент после скандала с Гогеном отрезал себе ухо – так гласит одна из версий поступка художника.

По другой версии, совместное распитие алкоголя и жаркие споры о живописи привели к небольшой потасовке между приятелями. Может быть, это Гоген отрезал ухо Ван Гогу? Есть вариант, что у художника было отрезано не все ухо, а только мочка.

Существует еще одна версия, по которой Ван Гог страдал отитом. Сильная боль, совместные распития алкоголя с Гогеном и их ссоры сподвигли Винсента на такой способ избавления от страданий.

Легенда о проститутке, из-за которой поспорили два товарища, закончилась неприятным инцидентом с ухом. Такой вариант развития событий пришелся по душе творческим людям. Именно эта версия конфликта легла в основу книги и фильма о Ван Гоге.

Самая банальная версия происшедшего: после бурного застолья наутро Винсент случайно отрезал себе ухо. Во время бритья сильный тремор рук привел к нелепому случаю, который стал визитной карточкой художника.

Существует ли связь между этим событием и образом полотна «Крик»? Главный герой картины, зажав руками уши, отчаянно вопит от боли. Такая характеристика картины Ван Гога «Крик» невозможна по той простой причине, что он не является ее автором.

История картины «Крик»

Эдвард Мунк – норвежский художник, принадлежавший к числу экспрессионистов. Это течение зародилось в европейском искусстве в конце XIX в. Сутью экспрессионизма было не отразить правдоподобно окружающий мир, а скорее передать настроение автора, его эмоции, отношение, восприятие реальности. Среди представителей течения были Винсент Ван Гог, Эгон Шиле, Отто Мюллер и др.

Работа «Крик» Эдварда Мунка была создана в 1893 г. и стала предтечей последующего расцвета экспрессионизма в XX в., его символом. Мунк описал историю ее создания так: однажды он прогуливался с друзьями вечером, на закате. Вдруг небо приобрело кроваво-алый оттенок. Мунк невольно остановился и с трепетом залюбовался этим небесным пламенем, в котором он расслышал беззвучный крик самой природы.

Художник не сразу создал образ, который точно отражал бы его настроение в тот момент. Сначала появилась картина «Отчаяние» (1892). Ее фон практически идентичен «Крику», но на переднем плане не кричащее существо, а просто фигура мужчины в шляпе, смотрящего в сторону.

Но Мунк счел, что это произведение не передает глубины его эмоций. Новый – и самый известный – вариант был создан через год. Сам художник назвал картину «Крик природы». В работе он использовал темперу, пастель и масляные краски.

Тревога (1894)

Тревожные картины Мунка — его визитная карточка. Темы смерти, тревоги, ужаса, беспокойства всегда присутствовали в его работах. В судьбе художника было немало моментов, которые повлияли и на его характер, и на здоровье, и на мировоззрение, и на восприятие окружающего мира. В раннем детстве (в 5 лет) он лишился матери, через год умерла его сестра. Эти события повлияли на ребёнка так сильно, что целый год он молчал.

Картина «Тревога» создана после знаменитой картины «Крик». И если «Крик» — это сплошной ужас и отчаяние, то «Тревога» — душевное беспокойство, когда человек не находит места от предчувствий чего-то плохого. Композиция картины повторяет композицию «Крика». Тот же мост, тот же огненно-синий пейзаж. Но в этом случае, группа людей в чёрных одеяниях всем своим видом источают тревогу. Их лица неестественны, размыты, лишь только глаза отражают внутреннее состояние людей.

Таинственная картина

Картина «Крик» написана в период между 1893 и 1910 годом. Полыхающее зарево неба, жуткое отчаяние в глазах главного героя, нереальность всего происходящего – автор находился в состоянии полного душевного смятения. Можно ли допустить, что картина «Крик» – Ван Гога?

Замечены некоторые особенности этого таинственного полотна. Когда человек «взаимодействует» с картиной, у него внезапно начинаются проблемы. У некоторых людей умирали родственники, кто-то сходил с ума или впадал в длительную депрессию.

Чаще всего жертвами картины становились работники музея. Им больше всех приходилось контактировать с полотном. Известна трагическая история о сотруднике, который случайно уронил картину. Начавшиеся сильные боли в голове довели несчастного до самоубийства. Другой работник музея для чистоты эксперимента потрогал картину. Вечером он сгорел заживо в собственном доме. Насколько правдивы эти истории? Достоверно это неизвестно. Но отрицательная энергетика картины ощущается даже на репродукции.

Учитывая алкоголизм и душевное заболевание, можно допустить, что картина «Крик» – Ван Гога. Фото полотна доносит до зрителя волну безысходности. Но истинным автором является другой художник.

Подведём итог: почему «Крик» — шедевр

Андрей Аллахвердов. Эдвард Мунк. 2016. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).

«Крик», конечно, феноменален. Ведь художник использовал очень скупые средства. Простейшие цветовые сочетания. Много-много линий. Примитивный пейзаж. Упрощённые фигуры.

И все это в совокупности невероятным образом выражает самые глубинные человеческие эмоции. Страх и отчаяние. Гнетущее чувство одиночества. Болезненное предчувствие надвигающейся катастрофы. Ощущение собственного бессилия.

Эти эмоции можно почувствовать так пронзительно, что ничего удивительного в том, что картину наделяли мистическими свойствами. Якобы любой, кто её коснётся, подвергается смертельной опасности.

Но мы в мистику верить не будем. А лишь признаем, что «Крик» — настоящий шедевр.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: