Как научиться рисовать в линейной и атмосферной перспективе
Прежде, чем мы перейдём к следующему уроку, небольшое отступление о концепции относительности. Есть два вида людей, которые начинают рисовать. 1) те, кто интуитивно знает об этом и применяет на практике, и 2) те, кто не обращает внимания на соотношение предметов. Когда объект притягивается ближе, он представляется больше, и если его нужно показать дальше, он должен быть нарисован по размеру меньше. В этом и весь секрет. Если вам понятно сказанное, значит, будете всё делать по правилам! Для начала нам надо запомнить, что называют исчезающей точкой.
Разберём на примере куба.
Когда вы его изображаете на бумаге, зрительно кажется, что длина и ширина у него сужаются по мере удаления. Почему он не выглядит равносторонним? Посмотрите, как изменилось изображение. Происходит иллюзорный обман зрения по типу «3D» или «2D». Такой эффект получается с помощью скрытого фокуса. Взглянем на фигуру внимательно и постараемся дать объяснение.
В наброске мы предполагали центр соединения где-то глубоко внутри, по направлению к правой и левой стороне. И именно поэтому создаётся впечатление сдавливания боков. Поэтому на следующем образце мы проследим за пересечением линий с разных ракурсов, когда они исчезают и образуют свои соответствующие границы скрещивания.
Теперь отметьте зеленую точечку на следующем рисунке многогранника. Она и есть то, что называется местом схождения (точкой схода). Если бы таких изменений для зрительного восприятия не происходило, это было бы больше похоже на квадрат в 2-D.
На какой поверхности рисуем и как держим карандаш
Рисуем на столе или планшете. Второй можно опереть на спинку стула или край стола, если нет мольберта. Планшет особенно удобен для более крупных рисунков, у которых при горизонтальном расположении визуально немного искажается форма. Для небольших работ это не критично.
Если рисуете на наклонной поверхности, то хорошо держать карандаш следующим образом: зажать его между большим и указательным пальцем, остальными придерживать. Понадобится какое-то время, чтобы привыкнуть, но это стоит того. Рука будет двигаться свободнее, не от запястья, а от плеча. Таким образом удобно рисовать и мелкие детали, и проводить длинные плавные линии одним движением. Во время тональной проработки изображение не смазывается рукой – она находится на весу или опирается на выставленный мизинец.
На этом ознакомительно-подготовительный этап окончен, и сейчас уже ничто не мешает вам начать заниматься и учиться рисовать. Желаем успехов в прохождении курса и освоении навыков изобразительного искусства.
Первый шаг к творчеству – выбор материала для рисования
Если вы решили самостоятельно осваивать рисунок, но не знаете, как научиться рисовать простым карандашом для начинающих, необходимо сделать первый шаг на пути к творчеству. Начните с самого простого – с похода в магазин художественных принадлежностей. Попав в эту обитель инструментов и материалов, можно растеряться в многообразии предметов для рисования. Следуйте следующим советам, чтобы ориентироваться в том, что необходимо в первую очередь:
- Подберите несколько простых карандашей различной твердости. Основным карандашом будет твердо-мягкий карандаш (HB). Им будет проводиться большая часть работы над рисунком. Твердый карандаш с обозначением (H), понадобиться для первых линий, чтобы обозначить контур и очертания выбранного предмета, провести первоначальную компоновку листа. Мягкий карандаш, на котором идет маркировка (B), оставляет за собой более жирные линии, поможет на заключительном этапе рисования подчеркнуть очертания, выделить теневые аспекты, поработать над контрастом света и тени.
- Выбор бумаги зависит от величины рисунка. Начните с небольшого формата листа. К большим форматам лучше переходить, имея навыки рисования. Приобрести можно так же альбом для рисования. Он удобен тем, что все рисунки будут собраны в одном месте. Качество бумаги желательно выбирать хорошее, бумага не должна быть слишком тонкой и прозрачной, чтобы избежать протирания или появления при сильном нажатии карандашом, дырок.
- Чтобы понять, как научиться круто рисовать карандашом, можно использовать мольберт. Наверняка вы видели эту деревянную подставку для художников еще в школе. Вещь удобная, но не каждому по карману. С помощью мольберта можно отрегулировать световое освещение, расположившись в удобном месте у окна, или рисуя пейзажи на природе. Лист бумаги удобно прикрепляется к доске кнопками, а вам остается лишь взять в руки карандаш и приступить к работе.
- При работе с простым карандашом необходимо пользоваться ластиком. Подберите стирательную резинку средней жесткости, чтобы она не протирала бумагу и не оставляла после себя пятен. Размер выбирайте, чтобы удобно было держать ластик в руке и комфортно им пользоваться.
Упражнения для рисования
В данных упражнениях для рисования рисуем предметы в качестве схем, без создания мелких деталей — это то, что новичку можно нарисовать просто и красиво
Здесь важно увидеть, как с применением незатейливых фигур создаются предметы, учитываются их габариты. Получая подобные умения, в будущем вы сможете на автомате найти месторасположение и величину рисунка
Упражнение №1: итак, первая задача в том, что требуется срисовать предмет не с натуральной величины, а с картинки. Это гораздо упрощает задание, поскольку не требуется выделение элемента и поиск места для его размещения – все уже сделано. Вам нужно воспроизвести то же самое, но в ином размере, дабы это не стало копированием.
Рисуем гору. Сначала пристально рассмотрите картинку. Визуализируйте ее на своем листе. Теперь проведите прямую линию. Это будет основание. Изучите форму холма, его склоны. Если гора имеет одинаковые стороны, то изображайте ее в качестве правильного конуса, чья высота по размеру менее ширины основания. Чтобы понять, во сколько раз части отличаются по размеру, можно взять линейку, но главное – уметь делать это на глаз. В этой ситуации пропорции высоты и ширины составляют 1:3.
Для правильного определения соотношений сторон, создайте сначала вершину. Найдите место на горизонтали, где вы ее расположите. Создайте на линии 3 равных отрезка. Далее отыщите середину и нарисуйте перпендикуляр. Потом отмечайте верх горы на расстоянии 1 деления от основы. Если изображение совпадает – все выполнено верно. Теперь пробуйте создать такую же гору, но в ином размере.
Не забывайте, что для корректного определения соотношений сторон предмета, требуется начать с разделения на одинаковые части основания, а уже от этого идти дальше. Подобное задание научит вас точно определить соотношение различных элементов предметов. А это и есть базис рисования.
Упражнение №2: другая задача в том, что требуется изобразить гору с другими пропорциями ширины и высоты. Здесь они будут 1:4, а вершина отклоняется в правую сторону. Задача более сложная, но не невозможная.
Сначала повторите действия первого упражнения: нарисуйте прямую, поделив ее на одинаковые части (здесь 4). Потом есть особенность – вершина будет не по центру отрезка. Она как будто над третьим отрезком, потому от него и проводим перпендикулярную линию. Затем откладывается вершина. Обычно при создании рисунка основание делится на 2 или 3, на 5 редко.
Упражнение №3: данное упражнение потребует изобразить на одном листе профили разных гор, которые обладают разными вершинами по расположению и высоте. Не стоит бояться, задача не слишком сложная. Представляйте каждый холм по отдельности, проведите мысленно пунктирную линию к основаниям. И тогда вы поймете, что первое упражнение просто повторяется несколько раз.
Другое умение – навыки рисовать прямые линии без приспособлений. Это не слишком просто, потребуются тренировки. Сначала нарисуйте вертикальную линию с применением линейки. Теперь тренируйтесь, стараясь создать максимальную параллель от руки. Аналогичное упражнение повторяют с горизонтом.