Клод Лоррен – великий мастер пейзажа
29.07.2018 Младшим современником Пуссена был Клод Лоррен (1600—1682), художник, который работал только в жанре пейзажа. Такое разделение живописцев по специализациям— характерное для классицизма явление. Мастер, как правило, имел свое жанровое амплуа и не переходил его грани. Такие всеобъемлющие гении, как Никола Пуссен, склонные к исторической картине, пейзажу, портрету и в равной степени свободно владеющие всем, редки. Клод Лоррен является родоначальником классицистического пейзажа.
Настоящая фамилия живописца Жилле, он родился в крестьянской семье в местечке Лотарингии (по-французски — Лоррен). Мальчик-сирота рано уехал в Италию, где и прошли все годы его учебы, а затем и вся творческая жизнь. Лоррен жил безвыездно в Риме, за исключением краткого пребывания в Лотарингии и двухлетнего в Неаполе.
Пейзаж как самостоятельный жанр искусства осваивался представителями болонской Академии Аннибале Карраччи, Доменикино; немецким художником, работавшим в Риме, Эльсгеймером. Но только у Лоррена пейзаж вырос в законченный, полноправный жанр со своими специфическими отличиями.
Художественный метод Лоррена как представителя классицизма связан с абстрагированием от конкретного, реального мотива. Более того, пейзаж предполагал сложносочиненную, идеализированную композицию, в которой не было места случайностям и натурным мотивам. Правда, у Лоррена достаточно много рисунков окрестностей Рима, но и они решены как-то панорамно и обобщенно.
Исследователи, противопоставляя пуссеновские пейзажи видам Лоррена, пишут об усилении в его работах лирического начала в противовес героическому у старшего современника. Безусловно, у того и у другого пейзажи — не просто констатация природного ландшафта, но и опосредованный образ человеческого духа, волнующих художника проблем. Темперамент Лоррена более мягок, в нем больше лиричности, живого чувства, нежели созерцающего разума, как у Пуссена. Лоррен предпочитает компоновать морские дали (изображения морских гаваней — излюбленный его сюжет), широкие панорамы с глубокими горизонтами, различные периоды суток — закат или восход, утренний туман или вечерние сумерки.
Ранние произведения Лоррена 30—40-х годов иногда страдают перегруженностью композиции архитектурными деталями и несколько коричневатым («поджаренным») колоритом, резким светотеневым контрастом (например, «Кампо Ваччино», 1635).
В 1650-е годы Лоррен вступает в пору своего творческого подъема. Создания этих лет — лучшее из всего сделанного мастером. В «Похищении Европы» представлен обобщенный образ природы, сам сюжет — лишь повод для написания морской панорамы. Люди или группы людей включены в ритм разнообразных форм композиции.
Крупнейшим полотном 50-х годов является пейзаж «Ацис и Галатея», хранящийся в собрании Дрезденской галереи.
Классицистический принцип строгой построенности пейзажа предполагает деление пространства на несколько планов, выверенное соотношение между ними, свободный центр и обрамляющие композицию справа и слева деревья — кулисы.
Поздний период творчества отмечен у Лоррена более эмоциональным восприятием природы. Колорит и свет достигают своего совершенства в передаче настроения автора. Интересны хранящиеся в Эрмитаже изображения «Утра», «Полдня», «Вечера», «Ночи». Это своеобразный цикл картин, созданный ок. 1666 г. Ясным покоем навеяно состояние «Полдня», будоражащим туманно-золотистым закатом выделяется «Вечер», мраком густых сумерек — «Ночь». Самая поэтично-лирическая тема выстраивается в пейзаже «Утро». Серебристо-голубой свет приближающегося утра растворяет силуэт большого дерева на переднем плане — он прозрачно темнеет на общем фоне. В тени просыпаются античные руины— следы ушедшей цивилизации, и этот мотив придает оттенок печали тихой поэзии рассвета. Система построения пейзажа разработана Лорреном достаточно подробно в различных композиционных мотивах. Его изобразительные приемы стали каноничными для художников-пейзажистов вплоть до 19 в.
Прибытие Клеопатры в Тарсос, около 1642. Холст, масло, 117*148 см Лувр, Париж.
Пейзаж с Товием и ангелом, 1663. Холст, масло, 116*153,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пейзаж с нимфой Эгерией, 1669. Холст, масло, 155*199 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Кампо Ваччино в Риме, около 1636. Холст, масло, 56*12 см. Лувр, Париж.
Деревенский праздник, 1639. Холст, масло, 103*135 см. Лувр, Париж.
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием, около 1643. Холст, масло, 55*45 см, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Избранные работы
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , из которых известны две окрашенные версии
Пейзаж с Психеей у дворца Амура (Зачарованный замок) (1664), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
- Бегство в Египет (1635) масло на холсте. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637) — Галерея дельи Уффици, Флоренция
- Обретение Моисея (1638) — Холст, масло, 209 x 138 см, Музей Прадо, Мадрид
- Пасторальный пейзаж, (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639) — Национальная галерея, Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Деревенский праздник, (1639) — Холст, масло, 103 х 135 см, Musée du Louvre, Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639 г.) — Холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции.
- Посадка святой Паулы Романы в Остию (1639) — Холст, масло, 211 х 145 см, Museo del Prado, Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641) — Национальная галерея, Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642) — масло на холсте, Musée du Louvre, Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–43) — Холст, масло, 119 х 170 см, Musée du Louvre, Париж
- Троянские женщины поджигают свой флот (около 1643) — масло на холсте. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ручей и два моста — Холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — Рисование, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Галерея искусств Университета Говарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644) — Музей искусств Сан-Франциско
- Меркурий крадет волов Аполлона (1645) — Холст, масло, 55 х 45 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенными Дианой (1645) — Холст, масло, 102 х 132 см, Национальная галерея, Лондон
- Суд Парижа (1645–46) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парижем и Эноне (1648) — Холст, масло, 119 х 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Вид на Ла-Крещенца (1648–50) — Холст, масло, 38,7 х 58,1 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сибиллой (ок. 1650 г.) — Холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — Холст, масло, 113 х 157 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654) — Холст, масло, 74 x 98 см, швейцарское частное собрание.
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, масло, 54,5 х 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Холст, масло, 100 x 135 см, Галерея Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи приносит жертву в храме Аполлона (1663)— Холст, масло, 5’9 «x 7’5», один из Альтиери Клодов. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Пейзаж с Психеей у дворца Амура (1664)— Холст, масло, Национальная галерея, Лондон.
- Береговая сцена с похищением Европы (1667) — Холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агарь (1668) — Холст, масло, 107 х 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или же Ночь (1672) Масло на холсте, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Приземление Энея (1675) — Холст, масло 5’9 «x 7’5», один из Клодов Альтьери. Англси Аббатство, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680)
- Асканий стреляет в оленя Сильвии (1682) — Ашмоловский музей, Оксфорд.
- Вид на морской порт — The Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662) – травление на мелованной бумаге, Музей изящных искусств Юты
Лоррен — от идеального пейзажа к идиллии
Руководствуясь мыслью об изначально разумной организации мира, открывающейся в вечной красоте и вечных законах природы, Лоррен стремится создать свой идеально прекрасный его образ. Художник настолько детально изучил законы живописных соотношений природы, что мог создавать свои пейзажи с любыми сочетаниями деревьев, вод, строений, неба.
По свидетельству Зандрарта, «чтобы проникнуть в сущность искусства пейзажа, старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно нарисовать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас темперировал свои краски согласно увиденному, бежал с ними домой и применял их к придуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него».
Отдых на пути в Египет
1639; 100х125 смГалерея Дория Памфили, Рим
Мост в античном стиле и современная Лоррену деревушка в окрестностях Рима являются прекрасным фоном для библейской сцены
Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, или, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы, поскольку для образованного зрителя XVII столетия миф, язык символов и аллегорий был своеобразным ключом к восприятию пейзажа, определял его тему и настроение. Однако нельзя не заметить, что в ранних картинах Лоррена персонажи сюжетов всегда играют лишь роль стаффажа (сценки обычно располагаются на переднем плане, и нередко их написание художник поручает своим ассистентам или ученикам).
Но чем дальше, тем больше художник задумывается над этими взаимосвязями и, в конце концов, приходит к тому, что в теории искусства называется «идеальным пейзажем». В основе этого понятия лежит эмоциональная связь между предметом и его окружением, а точнее, между сценой на переднем плане и фоновой картиной природы. Лоррен перенимает концепцию пейзажа, выработанную Карраччи.
Не считая нескольких исключений, можно утверждать, что на всех картинах зрелого периода его творчества представлены пейзажи, волею художника, силой его воображения и мастерства, «сложенные» в единое целое из фрагментов натуральных зарисовок. Сочетания вымышленных и реальных мотивов природы позволяют художнику, в соответствии с его замыслом и представлением о красоте и гармонии, воссоздать неповторимую эмоциональную атмосферу, не являющуюся универсальной, но идеально соответствующую конкретной библейской или мифологической сцене.
Подобно Никола Пуссену, Клод Лоррен довольно часто пишет идиллические сцены. Неизменный коммерческий успех этих живописных идиллий объяснял еще итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472): «Идиллический пейзаж оказывает благотворное влияние на зрителя. Его душа безгранично радуется при созерцании мирной добродетельной сельской жизни на фоне прекрасной природы».
Ссылки
- Блант, Энтони, Искусство и архитектура во Франции, 1500–1700, 2-е изд. 1957, Пингвин
- Кларк, Кеннет, Пейзаж в искусстве, 1949, стр. Ссылки на изд. Penguin. 1961
- Фрай, Роджер, Vision and Design, 1981 edition (первоначально 1920), Oxford University Press, ISBN 019281317X
- Китсон, Майкл (1969), Искусство Клода Лоррена (каталог выставки), 1969, Совет по делам искусств Великобритании
- Соннабенд, Мартин и Уайтли, Джон, с Рюмелином, Кристианом. 2011. Клод Лоррен: Очарованный пейзаж. Фарнем: Лунд Хамфрис; при сотрудничестве с Эшмоловским музеем, Оксфорд.
- Stein, Perrin, French Drawings: Clouet to Seurat (каталог выставки), 2005, British Museum Press, ISBN 9780714126401
- Wine, Humphrey (1994), Claude: The Poetic Landscape (каталог выставки), 1994, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1857090462
- Wine, Humphrey (2001), Национальные каталоги галерей (новая серия): Французская живопись семнадцатого века, 2001, National Gallery Publications Ltd, ISBN 185709283X
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественное достояние : Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Клод Лотарингский ». Encyclopædia Britannica. 6(11-е изд.). Cambridge University Press.
Избранные произведения
Пейзаж с Аполлоном, охраняющим стада Адмета, и Меркурием, крадущим их (1645 г.), Галерея Дориа Памфили
Liber Veritatis 137, Береговая сцена с битвой на мосту , две нарисованные версии которой известны.
Пейзаж с Психеей у дворца Купидона (Зачарованный замок) (1664 г.), Национальная галерея
Аполлон и музы на горе Геликон (1680 г.) Музей изящных искусств, Бостон
- Пейзаж с торговцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальная художественная галерея , Вашингтон, округ Колумбия
- Бегство в Египет (1635) холст, масло. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636 г.) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636 г.) — Музей Метрополитен, Нью-Йорк .
- Порт с виллой Медичи (1637 г.) — Галерея Уффици , Флоренция
- Обретение Моисея (1638 г.) — холст, масло, 209 x 138 см, Музей Прадо, Мадрид .
- Пасторальный пейзаж (1638 г.) — Институт искусств Миннеаполиса.
- Морской порт (1639 г.) — Национальная галерея , Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639 г.) — холст, масло, 119 x 150 см, Лувр , Париж .
- Деревенский праздник , (1639 г.) — холст, масло, 103 x 135 см, Лувр , Париж.
- Вид на Кампанью (ок. 1639 г.) — холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции .
- Посадка Святой Паулы Романа в Остию (1639 г.) — холст, масло, 211 x 145 см, Музей Прадо , Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641 г.) — Национальная галерея , Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642 г.) — холст, масло, Лувр , Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–1643 гг.) — холст, масло, 119 x 170 см, Лувр , Париж .
- Троянские женщины, поджигающие свой флот (около 1643 г.) — холст, масло. Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Ручей и два моста — холст, масло, 74 х 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-деи-Монти — рисунок, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Художественная галерея Университета Ховарда, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644 г.) — Художественный музей Сан-Франциско.
- Меркурий, похищающий быков Аполлона (1645 г.) — холст, масло, 55 x 45 см, Galleria Doria-Pamphilj , Рим
- Пейзаж Дианы с воссоединением Цефала и Прокриды (1645 г.) — холст, масло, 102 x 132 см, Национальная галерея , Лондон
- Суд Париса (1645–1646 гг.) — Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия .
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Посадка царицы Савской (1648 г.) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648 г.) — Национальная галерея, Лондон
- Пейзаж с Парисом и Эноной (1648 г.) — холст, масло, 119 x 150 см, Лувр , Париж .
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648 г.) — холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Галерея Дориа-Памфили, Рим
- Вид на Ла -Кресенца (1648–50) — холст, масло, 38,7 x 58,1 см, Метрополитен-музей , Нью-Йорк .
- Пейзаж с Аполлоном и Кумской Сивиллой (ок. 1650 г.) — холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — холст, масло, 113 х 157 см, Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттусом (1654 г.) — холст, масло, 74 x 98 см, частное собрание Швейцарии.
- Пейзаж с Агарью и ангелом (1654 г.) — холст, масло, 54,5 x 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657 г.) — холст, масло, 100 x 135 см, Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660 г.) — холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Пейзаж с танцем (Женитьба Исаака и Ревекки) (1663 г.) — Рисунок
- Отец Психеи, приносящий жертву в храме Аполлона (1663 г.) — холст, масло, 5 футов 9 дюймов x 7 футов 5 дюймов, одно из аббатств Алтьери Клода Англси , Великобритания .
- Пейзаж с Психеей у дворца Купидона (1664 г.) — холст, масло, Национальная галерея, Лондон
- Сцена на побережье с похищением Европы (1667 г.) — холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агари (1668 г.) — холст, масло, 107 x 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или ночью (1672) Холст, масло, Эрмитаж , Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674 г.) — холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен.
- Высадка Энея (1675 г.) — холст, масло, 5 футов 9 дюймов x 7 футов 5 дюймов, одно из аббатств Альтьери Клода Англси , Великобритания .
- Аполлон и музы на горе Геликон (1680 г.) — холст, масло, 99,7 x 136,5 см, Музей изящных искусств, Бостон ( 12.1050 )
- Асканий, стреляющий в оленя Сильвии (1682 г.) — Музей Эшмола , Оксфорд.
- Вид на морской порт — Библиотека Хантингтона , Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662 г.) — офорт на верже, Музей изящных искусств Юты.
Лоррен Клод Картины биография Lorrain Claude
Лоррен Клод (Lorrain Claude)
(1600-1682), французский живописец, рисовальщик, гравер. Родился в городке
Шамань, близ Миркура, Лотарингия. Подлинная фамилия Желле (Gellée). Учился в
Риме (с 1613), где с 1627 жил постоянно; испытал влияние А.Эльсхаймера и
Аннибале Карраччи. Лоррен создал собственный вариант величественного
классицистического “идеального” пейзажа, в котором пространственное единство
достигается за счет тончайшей разработки световоздушной среды, эффекта
рассеянного утреннего или вечернего света, тающего в золотистой дымке (“Изгнание
Агари”, 1668, Старая пинакотека, Мюнхен).
Библейские, мифологические,
пасторальные мотивы в картинах Лоррена подчинены общему элегически-мечтательному настроению, разлитому в
природе, а фигуры почти неизменно имеют характер стаффажа (цикл пейзажей “Аполлон и Кумская Сивилла”, “Утро”, “Полдень”, “Вечер”, “Ночь” — все 1645-1672, Эрмитаж,
Санкт-Петербург; “Похищение Европы”, 1655, Музей изобразительных искусств, Москва).
Натурные зарисовки Лоррена (перо, бистр, тушь) отличаются свежестью
восприятия различных состояний природы, его офорты — виртуозной светотеневой нюансировкой. В отличие от Пуссена, которого ценили интеллектуалы, заказчиками Клода Лоррена
были аристократы. Художник взял за основу распространенную и устраивавшую всех
схему — идиллический пейзаж с бесконечной далью и кулисами, как в театре.
С небольшими дополнениями Лоррен следовал этому типу пейзажа всю свою жизнь, но он
обогатил его столь непосредственными и своеобразными наблюдениями, благодаря которым на протяжении столетий появлялись новые решения в жанре идиллического пейзажа
— прежде всего в построении непрерывно-целостного, наполненного светом пространства. Клод Лоррен ввел практику рисования пейзажа с натуры пером и акварелью. Клод чутко улавливал простор римской Кампаньи,
внимательно изучая природные мотивы — деревья, покрытые плющом, тропинки, на которые падает то свет, то тень. Он постигал новый язык выражения эмоций, „слова»
которого находил в естественной среде. Сходным путем тогда шел только Рембрандт, который в те же самые годы делал пейзажные зарисовки, бродя в окрестностях
Амстердама. Однако Клод поставил задачу вдохнуть в старую схему новую жизнь еще одним довольно оригинальным способом. Он выходил за город утром и вечером и,
наблюдая в природе тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, смешивая цвета на палитре. Затем он возвращался в мастерскую,
чтобы использовать найденное в соответствующих местах картины, стоявшей на мольберте. Использование тонального цвета и согласование его с природой — оба эти
приема в то время были совершенно новыми. Они позволили Клоду решить поставленную им задачу с небывалой, подчас наивной открытостью.
Идиллический пейзаж Клода был единственным жанром, который усвоили, сделав его своим, художники англоязычных стран. Именно данный импульс, вместе с
непосредственным наблюдением природы позволил им внести большой вклад в искусство пейзажа и способствовал обновлению этого жанра в XIX веке.
Картина Клода Лоррена “Пейзаж с жертвоприношением Аполлону”.
Этот величественный, пространственный пейзаж — один из лучших образцов пейзажной живописи классицизма. Он тщательно скомпонован, мощные вертикали и горизонтали уравновешивают друг друга, а чередование света и тени помогает взгляду зрителя двигаться вдоль и в глубь композиции.
Клоду Лоррену удалось передать торжественное величие Римской Кампаньи. Колорит, построенный на искусном сочетании оттенков зеленого, синего и коричневого, создает ощущение прозрачности атмосферы. Фигурки людей кажутся почти случайными в этом величественном окружении, они представляют сюжет из классической мифологии, в котором отец Психеи, принося жертву Аполлону, просит его найти мужа для дочери.
Клод Лоррен был французом, но всю свою жизнь провел в Риме. Его пасторальные композиции и поэтическое видение были неизменным источником вдохновения для английских пейзажистов ХVIII-ХIХ столетий.
Увидев воспроизведенный здесь пейзаж, Тернер отметил, что он «превосходит силу имитации в живописи».
Скончался Клод Лоррен 23 ноября 1682 года в Риме. Творчество Клода Лоррена →
Клод ЛорренClaude Lorrain
Французский живописец и гравер. Один из величайших мастеров классического пейзажа.
Клод Лоррен родился 28 мая 1600 года в городе Шамань, Франция. С детства мальчик мечтал стать кондитером. Обучение в школе ему давалось с трудом. И, какое-то время отучившись, бросает учебу, чтобы освоить кондитерское мастерство.
В 1613 году оказался в Риме. Не зная итальянского нанялся слугой в дом художника — пейзажиста Агостино Тасси, который стал его первым учителем. Благодаря ему Клод усвоил некоторые технические приемы и навыки.
С 1617 по 1621 год Лоррен жил в Неаполе и учился у другого художника, немца Готфрида Вальса. Через четыре года художник возвратился на родину, где начинает писать архитектурные фоны в заказных работах Клода Дерюэ, придворного живописца герцога Лотарингского.
В 1639 году испанский король Филипп IV заказал Лоррену семь работ, из которых, два пейзажа с отшельниками. Среди других заказчиков стали папа Урбан VIII, кардинал Бентивольо.
Через пять лет Клод Лоррен начинает «Liber veritatis», своего рода каталог, где рисует каждую из своих картин и отмечает имя владельца. В эту рукописную книгу вошло 195 работ художника. Книга хранится в Британском музее, в Лондоне.
Картину «Похищение Европы» Клод Лоррен написал в 1655 году. Она иллюстрирует сюжет из древнегреческой мифологии, повествующий о Европе, дочери царя Агенора, которую похитил бог-громовержец Зевс, превратившись в белого быка. Этот миф являлся очень популярным.
Его по-своему передавали многие художники того времени: одни ставили себе цель как можно точнее передать сцену похищения: динамичную и волнительную, в то время как других привлекала окружающая обстановка. Клод Лоррен принадлежал ко второй категории. Как и в картине «Утро», людям на этом полотне отведена незначительная роль. Основой является образ природы и ее единство с человеком.
Последняя работа Лоррена, «Пейзаж с Осканием, стреляющим в оленя», находящаяся в музее Оксфорда, закончена в год смерти художника и считается настоящим шедевром.
Его талантом восхищались римские папы и кардиналы, аристократы и дипломаты, короли и богатейшие купцы. В картинах Лоррена библейские, мифологические или пасторальные сюжетные мотивы полностью подчинены изображению прекрасной, величественной природы. Для него природа являлась образцом возвышенного, совершенного мироздания, в котором царят покой и ясная соразмерность.
Клод Лоррен умер в Риме 23 ноября 1682 года.
Работы Клода Лоррена
Работы Клода Лоррена
«Морская гавань» (ок. 1636), Лувр «Пейзаж с Аполлоном и Марсием» (ок. 1639), Музей имени А. С. Пушкина «Отплытие св. Урсулы» (1646), Лондон, Национальная галерея «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» (1657), Дрезден «Пейзаж с кающейся Марией Магдалиной» «Похищение Европы» «Полдень» (Отдых на пути в Египет)(1661), Эрмитаж «Вечер» (Товий и ангел) (1663), Эрмитаж «Утро» (Иаков и дочери Лавана) (1666), Эрмитаж «Ночь» (Борьба Иакова с ангелом) (1672), Эрмитаж «Вид берега Делоса с Энеем» (1672), Лондон, Национальная галерея «Асканий, охотящийся на оленя Сильвины» (1682), Оксфорд, Музей Ашмола «Пейзаж с танцами сатиров и нимф» (1646), Токио, Национальный музей западного искусства «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» из Дрезденской картинной галереи — одна из любимых картин Ф. М. Достоевского; ее описание содержится, в частности, в романе «Бесы».
23.11.1682
Избранные работы
Галерея Дориа ПамфилиLiber VeritatisПейзаж с Психеей у дворца АмураНациональная галерея
- Пейзаж с купцами (Кораблекрушение) (1630) — Национальный Галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
- Бегство в Египет (1635) холст, масло. Художественный музей Индианаполиса
- Пейзаж с козопасом (1636) — Национальная галерея, Лондон
- Форд (1636) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Порт с виллой Медичи (1637)) — Galleria degli Uffizi, Флоренция
- Находка Моисея (1638) — Холст, масло, 209 x 138 см, Museo del Prado, Madrid
- Пастораль Пейзаж, (1638) — Институт искусств Миннеаполиса
- Морской порт (1639) — Национальная галерея, Лондон
- Морской порт на закате (Одиссей) (1639) — Холст, масло, 119 x 150 см, Musée du Louvre, Париж
- Village Fête, (1639) — Холст, масло, 103 x 135 см, Лувр, Париж
- Вид на Кампанью (ок. 1639) — Холст, масло, 101,6 x 135,9 см, Королевские коллекции
- Посадка святой Паулы Романа в Остию (1639) — Холст, масло, 211 x 145 см, Museo del Prado, Мадрид
- Посадка святой Урсулы (1641) — Национальная галерея, Лондон
- Высадка Клеопатры в Тарс (1642) — холст, масло Musée du Louvre, Париж.
- Высадка Клеопатры в Тарсе (1642–43) — Холст, масло, 119 x 170 см, Лувр, Париж
- Троянские женщины поджигают свой флот (ок. 1643) — холст, масло. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Ручей и два моста — Холст, масло, 74 x 58 см,
- Путешествие Иакова
- Визит ангела
- Вид на церковь Санта-Тринита-дей-Монти — рисунок, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Морской порт с замком — Художественная галерея Ховардского университета, Вашингтон, округ Колумбия
- Вид на Тиволи на закате (1644) — Художественный музей Сан-Франциско
- Меркурий, крадущий быков Аполлона (1645) — Холст, масло, 55 x 45 см, Galleria Doria-Pamphilj, Рим
- Пейзаж с Цефалом и Прокрисом, воссоединенным Дианой (1645) — Холст, масло, 102 x 132 см, Национальная галерея, Лондон
- Суд Парижа (1645–46)) — Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия
- Восход солнца (1646–47) — Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Посадка царица Савская (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Брак Исаака и Ревекки (1648) — Национальная галерея, Лондон
- Лан пейзаж с Парижем и Эноном (1648) — Холст, масло, 119 x 150 см, Лувр, Париж
- Пейзаж с танцующими фигурами (Мельница) (1648) — Холст, масло, 150,6 x 197,8 см, Galleria Doria-Pamphili, Рим
- Вид на Ла Кресенца (1648–50) — Холст, масло, 38,7 x 58,1 см, Метрополитен-музей Арт, Нью-Йорк
- Пейзаж с Аполлоном и кумской Сибиллой (ок. 1650) — Холст, масло, 99,5 х 125 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Отдых на пути в Египет (1651 или 1661) — Масло на холст, 113 x 157 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Пейзаж с Меркурием и Баттом (1654) — Холст, масло, 74 x 98 см, Швейцарское частное собрание
- Пейзаж с Агарь и Ангелом (1654) — Холст, масло, 54,5 x 76 см, Публичная художественная галерея Данидина, Данидин.
- Пейзаж с Ацисом и Галатеей (1657) — Масло холст, 100 x 135 см, Gemäldegalerie, Дрезден
- Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1660) — Холст, масло, 74,5 x 110,5 см, Коллекция Уоллеса, Лондон
- Отец Психеи, приносящий жертву в храме Аполлона (1663) — Холст, масло, 5 ‘ 9 «x 7’5», один из Altieri Claudes Аббатство Англси, Великобритания
- Пейзаж с Психеей вне дворца Амура (1664) — Холст, масло, Нация al Gallery, Лондон
- Береговая сцена с похищением Европы (1667) — Холст, масло, 134,6 x 101,6 см, Королевская коллекция, Лондон
- Изгнание Агари (1668) — Холст, масло, 107 x 140 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Пейзаж с Иаковом, борющимся с ангелом или ночью (1672) Холст, масло, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
- Морской порт (1674) — Холст, масло, 72 x 96 см, Старая пинакотека, Мюнхен
- Посадка Энея (1675) — Холст, масло 5’9 «x 7’5 «, один из Альтиери Клод Аббатство Англси, Великобритания
- Асканиус, стреляющий в оленя Сильвии (1682) — Музей Эшмола, Оксфорд.
- Вид на морской порт — Библиотека Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
- Пейзаж с Меркурием, Аргусом и Ло (1662 г.) — гравюра на мелованной бумаге, Музей изящных искусств Юты
Детство и юность
Клода Лоррена, чья настоящая фамилия — Желле, или Желе, постигла та же участь, что и множество художников, живших несколько веков назад. А именно — до наших времен не сохранилась подлинная дата его рождения, знатоки изобразительных искусств называют 1600-й, 1602-й, 1604-й с 1605-м. Зато точно известно место появления на свет — в деревушке, расположенной в герцогстве Лотарингия, крестьянка Анна подарила мужу Жану третьего из пятерых сыновей.
Клод Лоррен — автопортрет Ранняя биография будущего французского художника напоминает детские годы его советского коллеги Федора Решетникова — оба рано осиротели (Лоррен, если верить источникам, — в 12 лет). Тягу к художеству им обоим привили старшие братья: у создателя знаменитой картины «Опять двойка» тот был иконописцем, у написавшего любимый «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Федора Достоевского — гравером в Германии.
Примерно в 1613-1614 годах Клод отправился в Италию, где работал поваром у Агостино Тасси, прославившегося не только своими произведениями, но и скандалами в личной жизни. Известно, что в школе в родной Шамани подросток преподаваемым наукам вникал неохотно, но зато перенял у местного кондитера тайны приготовления блюд и считался кулинарным мастером. Впоследствии насильник Артемизии Джентилески превратил слугу в своего ученика, которому преподавал азы пейзажной живописи.
В дальнейшем парню удалось попасть под крыло Готфрида Вельса, передавшего подопечному навыки перспективы и архитектуры, затем — к тезке Клоду Дерюэ.
Claude Glass
Стекло Claude Glass, названное в честь Лоррена в Англии, хотя нет никаких указаний на то, что он использовал или знал об этом или что-то подобное, давал обрамленный и темный — тонированное отражение реального вида, которое должно было помочь художникам создавать произведения искусства, подобные его, а туристам — приспосабливать виды к формуле Клавдиана. Уильям Гилпин, изобретатель живописного идеала, выступал за использование стекла Клода, говоря: «они придают объекту природы мягкий, мягкий оттенок, как окраска этого Мастера».
Очки Клода широко использовались туристами и артистами-любителями, которые быстро стали объектами сатиры. Хью Сайкс Дэвис наблюдал, как они отвернулись от объекта, который они хотели нарисовать, комментируя: «Это очень типично для их отношения к Природе, что такое положение должно быть желательным».
Стиль и тематика
Художник, обучающийся у природы , 1639 г. ( Художественный музей Цинциннати )
Влияет
Выбор Клодом как стиля, так и предмета вырос из традиции пейзажной живописи в Италии, в основном в Риме, во главе с северными художниками, обученными стилю северного маньеризма . Маттейс Бриль прибыл в Рим из Антверпена около 1575 года, и вскоре к нему присоединился его брат Пол . Оба специализировались на пейзажах, первоначально в качестве фона для больших фресок , путь, по-видимому, также выбранный Лорреном несколько десятилетий спустя. Маттейс умер в 33 года, но Пол оставался активным в Риме до прибытия туда Клода, хотя никаких встреч между ними не зарегистрировано. Ганс Роттенхаммер и Адам Эльшаймербыли и другие северные пейзажисты, связанные с Брилем, давно покинувшим Рим.
Эти художники представили жанр небольших картин в кабинете , часто на меди, где в фигурах преобладало их пейзажное окружение, которое очень часто представляло собой густой лес, расположенный недалеко от фигур на переднем плане. Поль Бриль начал рисовать более крупные картины, где размер и баланс между элементами, а также тип используемого пейзажа ближе к работам Клода в будущем, с обширным открытым видом за большей частью ширины картины.
Наряду с другими художниками семнадцатого века, работавшими в Риме, Клод также находился под влиянием нового интереса к жанру пейзажа, который возник в середине-конце шестнадцатого века в Венето; начиная с художника венецианского происхождения Доменико Кампаньола и голландского художника, проживающего как в Падуе , так и в Венеции, Ламберта Сустриса . Интерес к пейзажу впервые возник в Риме в работах их брешского ученика Джироламо Муциано , который получил прозвище в городе Il giovane dei paesi (молодой человек пейзажей). После интеграции этой традиции с другими северными источниками болонские художники, такие как Доменикино, находившийся в Риме с 1602 г., написал ряд «Пейзажей с…» на сюжеты, почерпнутые из мифологии, религии и литературы, а также жанровые сцены. Обычно они имеют открытый вид в одной части композиции и крутой холм в другой. Даже когда действие между несколькими маленькими фигурами бурно, пейзаж производит впечатление безмятежности. Композиции аккуратны и сбалансированы, и с нетерпением ждут Клода. Пейзаж с бегством в ЕгипетАннибале Карраччи (ок. 1604 г.) — один из лучших итальянских пейзажей начала века, но, пожалуй, скорее предшественник Пуссена, чем Клода.
Ранние работы
Пейзаж с волыночным пастухом , ок. 1629–1632 гг.
Самые ранние картины Клода основаны на обеих этих группах, в основном они меньше, чем более поздние. Агостино Тасси , возможно, был учеником Поля Бриля, и его влияние особенно заметно в самых ранних работах Клода большего размера, в то время как некоторые небольшие работы примерно 1631 года напоминают Эльсхаймера. Первоначально Клод часто включает в себя больше фигур, чем было типично для его предшественников, несмотря на то, что его рисунок фигуры был общепризнан как «заведомо слабый», как выразился Роджер Фрай .
Чаще, чем позже, фигуры были просто жанровым стаффажем : пастухи, путешественники и матросы, в зависимости от сцены. В начале 1630-х годов появляются первые религиозные и мифологические сюжеты, с Бегством в Египет , вероятно, 1631 года, и Судом Париса , оба очень распространенные сюжеты в жанре «Пейзаж с..». Пара к последнему — это очень ранняя сцена в гавани, уже с высокими классическими зданиями, тип композиции, которую Клод должен был использовать до конца своей карьеры.