Русская живопись .худ а.п. лосенко

Биография — лосенко антон павлович - музей арт-рисунок

Лосенко Антон Павлович — русский художник

Русский художник Лосенко Антон Павлович . Автор картин: Авель.; Авраам приносит в жертву сына своего Исаака; Владимир и Рогнеда; Натурщик, сидящий на камне (этюд).; Портрет Л.Геннингера (эскиз).; и многих других.

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как «спавший с голоса», но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья.

В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет «Зевс и Фетида» (1769).

В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768).

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории — «Владимир и Рогнеда» (1770).

Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены.

В картине представлен кульминационный момент «прежалостной судьбы» Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею «неволею сочетался».

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс «Изъяснение краткой пропорции человека…», ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину — «Прощание Гектора с Андромахой»; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов.

Античный сюжет из «Илиады» Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине.

Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой — Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М.

Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.

Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда

Натурщик, сидящий на камне (этюд).

Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Портрет поэта и драматурга Александра Петровича Сумарокова

Портрет президента Академии художеств И.И.Шувалова

Прощание Гектора с Андромахой

Смерть Адонисa

Чудесный улов

Каин и авель в картинах д. дюпре и а. п. лосенко (описание)

К легенде о Каине и Авеле обращались многие художники

Все они сосредоточивали внимание зрителей на сцене убийства

Этот сюжет итальянский художник Джованни Дюпре воплотил в скульптурной группе «Каин» и «Убитый Авель». Зловеще выражение лица Каина.

Он смотрит туда, где только что им было совершено преступление. Ни тени раскаяния, ни мольбы о пощаде не чувствуется во властном жесте его руки и твёрдой поступи.

Совершив злодеяние, он на какое-то мгновение отпрянул назад, но поздно!.. Злоба и обида слишком сильны в нём! У ног Каина — змей, который всегда там, где совершается зло.

Он как символ проклятия роду человеческому и на Земле преследует первых людей.

Другая фигура — распростёртый на земле мёртвый Авель. В муках искривлено его тело, безжизненно откинуты назад руки.

Его гордая голова с прекрасными пышными волосами вызывает одновременно восхищение и усиливает горечь утраты.

Среди работ русских художников на этот сюжет можно выделить картины Антона Павловича Лосенко «Каин» и «Авель». Никто до Лосенко не рисовал Авеля и Каина раздельно, он же создал два полотна, две самостоятельные картины, тематически связанные между собой.

Главная задача художника — показать сильного, страдающего человека — решена автором чрезвычайно убедительно.

В картине «Авель» мы видим упавшего навзничь человека с искажённым мукой и страданием лицом. Опущены его веки, крик боли и отчаяния замер в открытых устах.

Он показан художником в сложном диагональном ракурсе. Его побледневшее, но всё ещё прекрасное тело, со сведёнными судорогами мышцами, полно внутреннего движения.

Яркая красная ткань, напоминающая цвет пролитой крови, призвана усилить впечатление страдания. Этой же цели служат и другие художественные детали картины: контрасты светлых и тёмных бликов, отсутствие пейзажа, который лишь угадывается в общей композиции (кусочек земли, камень).

А «Каин»? Перед нами совершенно другой художественный образ.

Сильный обнажённый человек сидит на камне на фоне скалы. У его ног палка — орудие убийства.

В общем движении фигуры, жесте руки, в приоткрытом рте чувствуются взволнованность и страх. Если Авель целиком «раскрыт» зрителю, то Каин, наоборот, «замкнут».

Тень, падающая на лицо Каина, почти скрывает его от нас, отчего образ приобретает ещё большую выразительность. Тень подчёркивает злые помыслы и тёмное начало, владеющее душой Каина.

Обе картины были восторженно приняты русской публикой. Они долго служили эталоном для работ молодых, начинающих художников.

Также можно почитать…

  • Картины тициана, рембрандта и а. п. лосенко «жертвоприношение авраама» (описание)
  • Каин и авель в поэме дж. г. байрона (описание)
  • Картины «снятие с креста» п. рубенса, н. пуссена и рембрандта (описание)
  • Картина р. ван дер вейдена «снятие с креста» (краткое описание)
  • Картина рафаэля «преображение» (описание)
  • Картина караваджо «трапеза в эммаусе» и рембрандта «неверие апостола фомы» (краткое описание)

Биография

Родился в 1737 году в семье русского купца Павла Яковлевича Лосева, по торговым делам часто бывавшего в Малороссии и Польше и позже поселившегося в Глухове. Когда ребёнку было четыре года, умерла мать, потом и отец, и семилетний мальчик был отдан в Санкт-Петербург в придворный хор.

После «спадения» голоса с учился живописи в течение пяти лет и пяти месяцев у крепостного художника графа Шереметева И. П. Аргунова. Был направлен во вновь образованную Императорскую Академию художеств в ученики к портретисту Пьетро Ротари и через полгода после поступления в Академию был направлен в качестве пенсионера Академии художеств для усовершенствования за границу.. Считается (наряду с Василием Баженовым) первым пенсионером Академии художеств.

Обучался в Париже у Жана II Ресту, а позднее у Жозефа-Мари Вьена (где ему покровительствовал Д. М. Голицын) Написал программную работу «Принесение Исаака в жертву (Жертвоприношение Авраама)», за которую получил большую золотую медаль от Королевской Академии живописи и скульптуры. Продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

После возвращения в Россию (1770) снискал известность полотном «Владимир и Рогнеда» (1770) — несколько наивным и мелодраматичным, но впервые представившим русскую древность наглядно, на принятом в то время художественном языке.

За эту картину Лосенко получил звание академика и должность адъютант-профессора, вскоре он стал профессором. В 1772 году Лосенко стал директором Академии художеств, разделив эту должность с Н. Жилле.

Портреты кисти Лосенко немногочисленны, но отличаются выразительностью и чётким следованиям принципам классицизма.

Скончался от водянки в 1773 году. Похоронен на кладбище Благовещенской церкви. В советской литературе встречается информация, что из-за отсутствия заказов и стеснённого материального положения нестарый ещё художник «от унижений и отчаяния спился». Другие авторы, напротив, отмечают «воздержный образ жизни» художника и то, что белое вино он употреблял как лекарство от болезни.

В числе учеников Антона Лосенко, получивших самостоятельную известность: живописцы Иван Акимов, Пётр Соколов и Григорий Угрюмов, а также скульптор Михаил Козловский и гравёр Гавриил Скородумов.

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)

Биография художника Лосенко Антон Павлович

30 июля 1737 (Глухов Черниговской губернии) — 23 ноября 1773 (Санкт-Петербург)

Живописец, график.

Происходил из купеческой семьи. В раннем детстве осиротел. В 1744 был принят в придворный хор в Петербурге. В августе 1753 отчислен из певчих как «спавший с голоса» и направлен обучаться живописи к И. П. Аргунову. В 1758–1760 учился в ИАХ у Л.-Ж. Ле-Лоррена, Ж.-Л. де Велли, Л.-Ж.-Ф. Лагрене. Одновременно начал преподавать в Академии. В сентябре 1760 в качестве пенсионера Академии уехал в Париж, где совершенствовал свое мастерство под руководством директора Королевской Академии живописи и скульптуры Ж. Ресту. Осенью 1762 вызван И. И. Шуваловым в Россию. В том же году произведен в адьюнкты. В 1763 снова отправился в Париж, занимался у Ж. М. Вьена. Пользовался покровительством русского посла в Париже князя Д. А. Голицына, в доме которого некоторое время жил. В 1763, 1764, 1765 удостаивался серебряных медалей Королевской Академии живописи и скульптуры за рисунки.

С 1765 по 1769 находился в Италии. В 1769 возвратился в Россию. В том же году за картины «Авель» и «Каин», а также копию с ватиканской фрески Рафаэля «Правосудие» удостоен звания «назначенного» в академики. В 1770 за картину «Владимир и Рогнеда» избран академиком, назначен адьюнкт-профессором и в том же году — профессором ИАХ. С 1770 до конца жизни руководил классом исторической живописи. Среди его учеников — И. А. Акимов, П. И. Соколов. С 1772 наряду с Н. Жилле занимал пост директора Академии.

В 1772 написал работу «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй…для пользы юношества, упражняющегося в рисовании», которое служило учебным пособием для нескольких поколений воспитанников Академии художеств.

В 1987–1988 в Государственном Русском музее в Ленинграде прошла ретроспективная выставка произведений художника.

Лосенко — выдающийся русский живописец и рисовальщик раннего классицизма. Его творческое наследие невелико, а период активной художественной деятельности насчитывает всего около пятнадцати лет. Ему принадлежат лавры основоположника исторической живописи в России. Среди наиболее известных полотен мастера — «Зевс и Фетида» (1769), «Владимир и Рогнеда» (1770), «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Помимо исторической живописи занимался портретом, создав в этой области несколько выдающихся произведений, в частности портреты И. И. Шувалова, А. П. Сумарокова (оба — 1760), великого князя Павла Петровича в детстве, Ф. Г. Волкова (оба — 1763).

Индивидуальной манере художника присущи декоративизм и некоторая архаичность художественных приемов, характерные для многих мастеров середины XVIII столетия (в меньшей степени это проявилось в портрете). Вместе с тем в его живописной лексике уже нет столь очевидных признаков перехода от средневековой системы к новой, как у И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Лосенко ввел новые соотношения между объемно-пространственным изображением человека и линейно-ритмическим строением полотна, он тяготел к более сложной и натуральной трактовке лица и рук, хотя и не достиг той степени трепетности живой материи, которая есть в работах его современника Ф. С. Рокотова.

Произведения Лосенко находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.

Описание картины Антона Лосенко «Владимир и Рогнеда»

Лосенко – русский живописец, положивший начало русской исторической живописи. До него её, как таковой, не существовало – были религиозные и мифологические сюжеты, но преимущественно западные, не имевшие к России никакого отношения. Только после Лосенко история родной страны выделилась во что-то, что можно отражать в картинах, тем самым увековечивая.

«Владимир и Рогнеда» – картина исключительно сюжетная. На ней изображен один из кульминационных моментов предания о князе Владимире и его первой жене. Полюбив её за её красоту – Рогнеда была дочерью князя и сестрой княжичей, веселой и жизнерадостной – Владимир посватался к ней и получил отказ. Тогда он с войском вторгся в земли её отца, сжег город, убил братьев Рогнеды и её родителя, а её саму «силой взял в жены» – именно этот момент и отражен на картине.

В центре её две фигуры, притягивающие взгляд. Рогнеда сидит в кресле, глаза у неё слепые и белые, одной рукой она ещё пытается оттолкнуть Владимира, второй держится за случайную ткань.

Владимир над ней, в богатых одеждах, в короне, но лицо его не соответствует сложившемуся в легенде образу насильника и язычника – он смотрит на Рогнеду с чем-то вроде ужаса и сострадания, держит её отталкивающую руку, свою вторую руку прижимает к груди, к сердцу, словно желая достать его и показать, какая в нем заключена тоска. Возможно, это излишняя романтизация. Возможно, художник полностью меняет смысл легенды, но одновременно в этом жесте есть своеобразная красота.

Слева, за креслом Рогнеды, плачет старая кормилица, с лицом смиренным и скорбным. За Владимиром толкутся его солдаты, смотрящие на сцену безразлично и серьезно – похоже, им не терпится начать делить добычу.

Благодаря изменению на лице Владимира, вся сцена кажется двойственной. Да, женщину здесь собираются силой сделать женой, но в князе чувствуется предчувствие раскаяния, к которому он придет однажды.

Описание картины Антона Лосенко «Авель»

Год создания – 1768г. Картину можно увидеть в Харьковском музее изобразительного искусства.

Художник несколько лет изучал классическую живопись за границей, совершенствуя навык письма. Создавая копии с картин великого Рафаэля, он сумел достичь высокого уровня рисования. К моменту написания картины Лосенко досконально изучил натурную школу, поэтому приступал к изображению человека в полный рост с большим знанием дела.

Картина «Авель», так же как другая работа живописца – «Каин», не имеет контекста. Библейские имена лишь обозначили натурщиков, позировавших для полотна, однако они идеально соответствуют сюжету картин. Интересно, что закрепившееся название появилось позже, сам автор так свою работу не называл.

Художник поставил перед собой задачу показать сильного человека в момент страдания, с чем великолепно справился.

Пространство картины идеально организовано: обнаженная натура, искусно задрапированная красной тканью, расположена строго по диагонали. Тщательно выписаны каждая анатомическая деталь, идеально соблюдены пропорции.

Фигура упавшего навзничь Авеля полна боли и отчаяния. Мышцы свела судорога, явно ощущается внутреннее движение в побледневшем теле. Глаза закрыты, открытые уста издают прощальный стон умирающего. Рука последним усилием тянется к месту смертельного удара.

Мрачный общий тон произведения созвучен происходящему событию

Приковывает к себе внимание красное пятно вокруг лежащего Авеля: зритель постепенно перестает видеть на картине отрез ткани, воспринимая его как расплывающееся кровавое пятно

Отсутствие второго плана, пейзажного окружения, что было так принято изображать вокруг человеческой фигуры, подчеркивает

Художественное мастерство живописца было не только замечено, но и отмечено: за «Авеля и «Каина» талантливый художник удостоился звания академика.

Литература

Основные очерки жизни и творчества
  • Гаврилова Е. И. Антон Павлович Лосенко / Е. И. Гаврилова. — Л. : Художник РСФСР, 1977. — 48 с., 8 л. ил. — (Массовая библиотечка по искусству). — Указ. в: , p. 238, no. 7264. — 30 000 экз.
  • Каганович А. Л. Антон Лосенко и русское искусство середины 18 столетия / А. Л. Каганович. — М. : Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. — 320 с., 60 л. ил. — Указ. в: , p. 238, no. 7265; , с. 263, № 1162.
Другие работы
  • Гнедич П. П. История искусств. — С.-Петербург : Издание А. Ф. Маркса, 1897. — Т. 3. — С. 428—430. — 720 с.
  • Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство 18 века. — М.: Юрайт. — С. 474—479. ISBN 978-5-9916-3527-1
Словари и энциклопедии
  • Власов В. Г. Лосенко, Лосенков Антон Павлович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 526, 528. — 543 с.,  л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X. — OCLC .
  • Коновалов Э. Г. Словарь русских художников : новый полный биографический :  / Э. Г. Коновалов. — Москва : Эксмо, 2012. — С. 348. — 618,  с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-699-53614-6. — OCLC .
  • Моисеева С. В. Лосенко Антон Павлович / С. В. Моисеева // Три века Санкт-Петербурга : энциклопедия : в 3 т. / руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ ; М. : Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 1 : А — М. — С. 564–565. — 668,  с.,  л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. — ISBN 5-8465-0146-X (т. 1, кн. 1). — ISBN 5-8465-0052-8.
  • Сомов А. И. Лосенко, Антон Павлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1896. — Т. XVIII. — С. 19.
  • Эрнст С. Р. Лосенко, Антон Павлович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб., 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 701–702.
Справочные указатели

Лосенко А.П. — Биографии

Художник-живописец,
классицист, мастер исторической картины, рисовальщик. Профессор Петербургской
Императорской Академии художеств.

Лосенко
родился на Украине в крестьянской семье, рано осиротел. В юности пел в
придворном хоре императрицы Екатерины II, подобно будущим графам крестьянским
детям Разумовским. Позже был определен в Императорскую Академию художеств, где
был одним из первых учеников в классе рисунка. После получения за конкурсную
картину золотой медали в конце курса обучения, у него появилась возможность
стажировки в Европе.

В
Париже Лосенко обучается у Ж. Рету, представителя позднего французского
академизма. Первым результатом его занятий явилось многофигурное полотно
«Чудесный улов рыбы» (1762).

Достоинства
и недостатки картины были соответственно оценены Академией художеств: «Во
всем находим приобретенную им честь в рассуждении и его прилежности… и
талантов, которые подают несравненно большую в нем надежду, есть ли дозволено
ему будет упражняться». Явившийся в Академию вслед за своей картиной (она
была отправлена в Петербург раньше), Лосенко был послан в Москву, где исполнил
известный портрет «первого русского актера» Федора Волкова (1763).

Лосенко
не только достигает портретного сходства (о чем можно судить по описаниям Н. И.
Новикова), но создает достаточно глубокое для своего времени произведение,
раскрывает призвание и духовное богатство Волкова, который, по словам Новикова,
был «другом совершенным, великодушным, бескорыстным…»

Лосенко
пишет ряд портретов близких ему деятелей культуры, стараясь отразить их
характер и личность, не акцентируя внимания на костюме и атрибутах.

Соратники
Лосенко, профессоры Угрюмов и Соколов, считали его наиболее совершенным
мастером анатомического рисунка. На его произведениях учились поколения
студентов Академии.

Летом
1763 года Лосенко вновь уезжает в Париж. Его рисунки на темы античной мифологии
отмечены там золотыми медалями

Большое внимание в этот период уделяет художник
работе с обнаженной натурой, а в 1764 году посылает в Петербург «одну
картину, этюд с натуры колерами, эскиз…» Речь шла о картине «Венера
и Адонис» или «Смерть Адониса», этюде «Апостол Андрей
Первозванный» и эскизе «Изгнание из храма» (местонахождение
неизвестно)

Осенью
1765 года Лосенко отправляет в Петербург картину «Авраам приносит в жертву
сына своего Исаака», более выразительную в цвете, чем «Чудесный улов
рыбы».

В
декабре того же года художник переезжает в Рим, где живет более трех лет и
работает над лучшими антиками для «совершенства рисунку» рисует
«из славных… картин Рафаэлевых в Ватикане и других местах»
«упражняется в колерах». Результатом упорного труда явились, как и
называл Лосенко, «академические фигуры в величину натурального чело
века» — «Авель» (1769, Харьковский художественный музей) и
«Каин» (1768).

Лишенные
«сюжетной привязки¦, эти произведения знаменовали большие достижения в
творческом развитии Лосенко.

Весной
1769 года Лосенко возвращается в Россию. Высокая оценка ждет его лучшие
произведения: «Каин», «Авель», «Правосудие» (рисунок
с работы Рафаэля). В этой оценке — гордость успехами талантливого живописца.

С
осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной «Владимир и
Рогнеда», первым произведением, посвященным отечественной истории. Картина
положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М.
В. Ломоносов и А. П. Сумароков, обращаясь к Академии. Картина нашла живой
отклик среди современников Лосенко, а Совет Академии избрал его в академики и
удостоил профессорского звания.

Последняя
картина Лосенко — «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) — написана
на сюжет «Илиады» и утверждает гражданственность, патриотизм на
примере древних.

Василий
Майков посвятил своему другу, первому русскому историческому живописцу стихи, в
которых отразилась высокая оценка современниками деятельности художника:

Все
живо, что твоя рука изобразила

И
будет живо все. доколь продлится свет.

Единого
тебя смерть в младости сразила

Единого
тебя, Лосенко, с нами нет!

Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/

Лосенко А.П. Владимир и Рогнеда. 1770

Лосенко Антон Павлович (1737 – 1773)Владимир и Рогнеда1770Холст, масло. 211,5х177,5Государственный Русский музей

Эта картина является очень важным звеном в истории русской живописи – это первое полотно, посвященное древнерусской истории. До этого все исторические сюжеты черпались либо из мифологии – греческой, римской, скандинавской или раскрывали яркие страницы античной или западноевропейской истории.

Крещение Руси – всегда считалось поворотным моментом в развитии Руси. Это событие всегда было окутано легендами, домыслами, даже летописные источники подчас идеологически приукрашены. Один из самых жестких сюжетов, посвященных Владимиру, рассказывает о тех временах, когда он, будучи еще новгородским князем (следовательно, язычником) посватался к полоцкой княжне Рогнеде, но был отвергнут ее отцом — князем Рогвольдом. Тогда Владимир, по свидетельству «Повести временных лет», пошел войной на Полоцк, убил отца и двух братьев княжны и насильно взял ее в жены. Летописцы не скрывают жестокости и бесчинств молодого Владимира, тем сильнее на контрасте должно предстать его преображение после принятия христианства. Но художник пытается найти оправдание поступку Владимира – для него он уже устойчивый национальный герой. На картине представлен момент раскаяния князя, изъясняющего свои чувства убитой горем Рогнеде. Он кажется таким нежным и любящим влюбленным романтическим героем – жертвой обстоятельств.

Все изображение на полотне Лосенко построено в духе театрального классицистического действа. В композиции соблюдено единство трех планов и трех цветов, а также выдерживается иерархия действующих лиц. Чувства главных героев переданы языком театрализованных жестов, их лица освещены возвышенной патетикой. Известно, что Владимира художник писал с актера И. А. Дмитриевского.

Антураж картины — обстановка, костюмы — не столько исторический, сколько театральный. Однако в ХVIII веке история материальной культуры не была достаточно разработана в отечественной исторической науке и художнику негде было почерпнуть точные знания о далекой эпохе Х века, которую он изображал.

Автор текста: Н.М.Михайловская

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: