Ларионов михаил (1881-1964)

В новой третьяковке охватят все грани таланта михаила ларионова

1915: Декорации для балетов

Михаил Ларионов около 1915 г.

Эскиз декораций к балету «Русские сказки», 1915

Дизайн женского костюма для балета «Русские сказки», 1915

Ярило. Дизайн костюма для балета «Снегурочка», 1915

Эскиз театрального костюма, 1910-е

Эскиз оформления балета «Полуночное солнце», 1915

Постановка «Полуночное солнце», 1915

Эскиз к сказке «Королевич Бова», 1910-е

Сергей Дягилев, 1915

Композиция, 1915

Натюрморт, 1910-е

Портрет Н.С.Гончаровой, 1915, ГТГ

Танцор, 1915

Абстракция, 1915, Тейт, Лондон

Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки», 1916

Дизайн костюма для балета «Русские сказки», 1916

Леший. Эскиз костюма к хореографической миниатюре «Баба-Яга», 1916 г

Интерьер избы. Эскиз декорации к хореографической миниатюре «Кикимора», 1916 г

Кикимора, 1916

Рыбак, 1916

Кот, 1910-е

Портрет двух девушек, 1916

Абстрактная композиция, 1917

Спираль, 1917 (дата изменена художником на 1915), MOMA, Нью-Йорк

Портрет Натальи Гончаровой, 1910-е

Сергей Дягилев и Леонид Мясин за столом, 1910-е

Аполлинер и Дягилев за кулисами, 1917

Аполлинер и Дягилев на репетиции, 1910-е

Русалка. Эскиз костюма. 1916-1918 гг. Бумага, акварель, соус

Гусляр. Эскиз костюма. 1916-1918 гг

Баба в оранжевой кофте и синем платке. Эскиз костюма. 1916-1918 гг

Крестьянин. Эскиз костюма. 1916-1918 гг

Композиция. Иллюстрация для поэмы А.Блока «Двенадцать», 1918 г.

Два матроса, 1918 г

Оформление книги А.Кручёных «Замауль I», 1919

Композиция 1. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 2. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 3. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 4. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 5. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 6. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 7. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 8. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 9. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Композиция 10. Серия «Современное театральное искусство», 1919

Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, ГТГ

Обложка из программ концертных вечеров в галерее Barbazange, 1919, ГТГ

Дизайн декораций для балета Сергея Дягилева, 1920-е

Анна Павлова, 1920

Портрет девушки, 1920

Взгляд, 1920-е

Разговор, 1920

Натюрморт с фаянсовой тарелкой, 1920

Натюрморт на фоне пейзажа, 1920

Пейзаж со спящей на тропинке собакой, 1920-е

Портрет Сергея Прокофьева, 1921

Дизайн сцены, 1920-е

Михаил Ларионов, Сергей Прокофьев и Сергей Дягилев на репетиции балета «Шут», 1921 г.

Портрет Пабло Пикассо, 1921

Женщина с шалью, 1921

Музыкант. Дизайн театрального костюма, 1921

Эскиз костюма для постановки «Белые ночи», 1920-е

Лиса. Эскиз костюма для балета И.Стравинского «Байка про лису», 1921

Лис, переодевшийся в монахиню. Дизайн костюма для балета И.Стравинского «Байка про лису», 1921, Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА)

Урядник Баран. Эскиз костюма к балету И.Стравинского «Байка про лису», 1922

Портрет Натальи Гончаровой в мастерской, 1922

Натюрморт с кувшином и портретом, 1920-е, ГРМ

Абстрактный натюрморт, 1920-е

Абстрактная композиция, 1920-е

Обложка литографированной книги В.Маяковского «Солнце», 1923

Дизайн для фруктовой парфюмерии, 1920-е

Танец, 1920-е

Михаил Ларионов на снимке около 1925 г.

В парке, 1920-е

Две девушки на берегу ручья, 1920-е

Заколдованный лес, 1920-е

Пассажирская повозка с лошадьми, 1920-е

Скрипач и статуя, 1920-е

Натюрморт с лимоном и яйцом, 1920-е

Парижское кафе, 1920-е

Весна, 1920-е

Девушка на пляже, 1920-е

На пляже, 1920-е

Морской пейзаж с лодкой, 1920-е

Деревья и морской пейзаж. Франция. 1920-е

Дамский парикмахер, 1920-е

Проститутка у парикмахера, 1920-е, ГТГ

Натюрморт с розами, 1920-е

Шампанское и розы, 1928

Натюрморт с капустой, 1928

Собаки на берегу гавани. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Турчанка с трубкой. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Женская голова и ветка. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928 (ГРМ)

Женская фигура. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Женская голова и птичка с веткой в клюве. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Маня Курва. Из альбома «Путешествие в Турцию», 1928

Павлины под деревом, 1928

Италия

Летом 1770 г. Шубин отправляется в Италию, которая поразила его памятниками античного искусства, ставшими его своеобразными учителями. Шубин живет в Италии до весны 1773 г. сначала как пенсионер Академии художеств, затем как спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова. В конце 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Живший в Риме И.И. Шувалов не порывал связи с Академией художеств, он заказывает Шубину свой портрет и бюст своего племянника Ф.Н. Голицына.

Главные черты

Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.

Главные признаки романтизма:

  • Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
  • Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
  • Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
  • Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
  • Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.

https://youtube.com/watch?v=ysYEnuPvGFY

Художник Михаил Ларионов: биография и творчество

Михаил Ларионов родился 3 июня 1881 года в Тирасполе, Херсонской губернии в семье военного врача. Здесь он провел детские годы и неоднократно возвращался на родину в зрелом возрасте для написания летних этюдов. Когда мальчик подрос, семья переехала в Москву, и в 1898 году Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За конфликты с преподавателями и «аморальные» изображения голых женщин был исключен из училища и смог восстановиться только спустя несколько лет, закончив обучение лишь в 1910 году.

Начало творческого пути Ларионова — это великолепные импрессионистские пейзажи родных просторов Бессарабии, уютные уголки деревенских садов и покосившиеся домики на узких улочках. Эти картины наполнены светом и жизнью, они демонстрируют высокое мастерство и истинное чувство цвета мастера.

В 1906 году художник отправился в Париж, выставлять работы на русской экспозиции Осеннего Салона. Картины были приняты публикой благосклонно, но для Ларионова это уже не имело значения — он был поражен Парижем, а еще больше — новыми направлениями в живописи, навсегда повлиявшими на его стиль. Мастер любовался работами современных авторов, в частности, фовистов, а вернувшись в Россию начал писать в кардинально новом для себя жанре, который назвали неопримитивизмом.

Ларионов утверждал, что вдохновляться нужно у детей, писал искренне и честно, изображал сцены из обычной жизни, в частности, солдатской. Многих зрителей шокировала прямота, даже вульгарность работ, но мастера это не останавливало. Впрочем, удивляться примитивности картин Ларионова оставалось недолго — уже в 1912 он подарил миру лучизм.

«Для фиксации того, что уже есть, существует фотоаппарат» — утверждал автор и смело покрывал холсты яркими пересекающимися линиями. В некоторых его произведениях предметы вполне узнаваемы — вот петух, там колбаса, а это явно желто-зеленый осенний пейзаж. В других — о происхождении объектов и вообще их наличии остается только догадываться. Эти работы динамичны, наполнены жизнью, цветом и светом, стирается грань между холстом и смотрящим на него, будто линии живут вне пространства.

В России Михаил Ларионов проживал до 1914 года. Отправившись в Париж рисовать декорации для балетной антрепризы «Русские сезоны» по приглашению Сергея Дягилева, остался здесь навсегда. Декорации, впрочем, оформить успел, и даже поработал сопостановщиком-хореографом и сценаристом. В 1914, после начала Первой мировой войны, отправился на фронт, где получил ранение. Хотел вернуться в Россию в 1918 году, но посчитал, что это слишком опасно.

С первой женой, художницей Натальей Гончаровой, приходившейся двоюродной правнучкой супруге Пушкина, живописец познакомился еще в училище. Она сопровождала мастера всю свою жизнь, активно поддерживала его творческие идеи. Пара придерживалась свободных взглядов на отношения. Художники прожили более 45 лет вне брака, скрепив союз штампом только в 1955 году ради наследства. В 1962 г., после смерти Натальи, Ларионов женился на Александре Томилиной, которая была его любовницей более 30 лет. Наталья об их отношениях знала и также неоднократно встречалась с другими мужчинами.

Живописец умер своей смертью в 1964 году 10 мая. Михаил Ларионов, Наталья и Александра похоронены в одной могиле.

Во Франции

Русский посол князь Д.А Голицын, опекавший молодых людей в Париже, был просвещенным и передовым человеком, большим знатоком искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубин с рекомендательным письмом отправляется к своему парижскому учителю – Ж.-Б. Пигалю. Жан-Батист Пигаль – один из самых заметных среди работающих в этот период во Франции мастеров, автор реалистических портретов. В его мастерской Шубин лепит с натуры, копирует античные скульптуры и работы самого Пигаля, принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV, ходит в натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывает в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. Вскоре Пигаль предлагает ему новое задание: делать эскизы барельефов с эстампов знаменитых мастеров – Пуссена, Рафаэля. Создает Шубин и свободные, авторские композиции. Во Франции русские студенты постоянно общались с Дидро, который считал портретный жанр самым трудным и самым демократичным. Хотя в русской Академии считалось, что портрет, как и натюрморт, «списывают», а историческую композицию сочиняют, и поэтому последняя гораздо выше первого.

Художник Михаил Ларионов. Самый яркий луч русского авангарда

В становлении Михаила Ларионова нет обычной, свойственной другим живописцам, постепенности. Он не двигался от ученика до мастера, не совершенствовался в технике из года в год, а сразу стал взрослым сформированным художником. Сразу стал маститым живописцем с уникальным взглядом на творчество. Его юношеские работы невозможно выявить, не зная даты написания картины.

Постепенности раскрытия собственного гения в Ларионове тоже нет. Он и в этом абсолютно хаотичен – от спонтанной смены направлений живописи, до исканий в сферах театра и скульптуры.

Подобно вихрю налетал он на очередной стиль, впитывал его, обогащался и шел дальше. Чтобы разбрасывать семена своих наработок, открытий и преломлений. Семена своего гения.

Писать о жизни и творчестве Ларионова очень легко. В том смысле, что это был человек светлый. Легкий и цельный. Он жил в тесной связи с природой, окружающей нас повсюду. Любил людей, деревню и глубинку. Чувствовал поток жизни и отдавался этому потоку всецело.

Но при всей своей легкости, Ларионов фигура абсолютна грандиозная. Его невозможно обойти. Любые попытки разобраться в русской культуре начала ХХ века обязательно упираются в его имя.

Ларионов – организатор или участник всех наиболее громких проектов того времени. Прекрасный живописец и дерзкий экспериментатор, тонкий график и яростный провокатор. А в годы сотрудничества с Дягилевым, Ларионов показал себя еще как художник-декоратор, либреттист и хореограф.

Хотя активной деятельностью в России он занимался немногим больше 10 лет и имел всего одну персональную выставку, Ларионова по праву считают отцом русского авангарда. Он выступил тем необходимым катализатором и показал опытный путь в обновлении творческого мышления не только в живописи, но и в других областях культуры. Недаром В.В. Маяковский говорил: «Мы все прошли школу Ларионова».

Влияние Ларионова испытали на себе Малевич, Филонов, Татлин, Хлебников, Фальк, Ле-Дантю, Шевченко, Чекрыгин и другие деятели авангарда. Наталья Гончарова, великая русская художница, сказала ему в письме: «…я очень хорошо знаю, что я твое произведение и что без тебя ничего бы не было».

1930: После смерти Дягилева

Лежащая обнажённая, 1930, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж

С антрепризой «Опера-Балет Мишеля Бенуа», организованной родственником А.Н.Бенуа – Михаилом Альбертовичем Бенуа – Н.Гончарова и М.Ларионов сотрудничали в конце 1920-х — начале 1930-х гг., оформив для неё целый ряд оперных и балетных спектаклей.

В 1931 году Михаил Ларионов в качестве художника участвует в постановке одноактного балета «Классическая симфония», на музыку 1-й («Классической») симфонии С.С. Прокофьева. «Опера-балет Мишеля Бенуа», театр «Пигаль», Париж, балетмейстер Т. Славинский.

Креветки, 1934

Композиция с цветком, 1930-е

Натюрморт с куклой, 1930-е

Восточная танцовщица, Порт-Саид. 1935 (?)

В мастерской Гончаровой на улице Висконти, 13. Париж. Август 1939 года

Лежащая обнажённая, 1944

Михаил Ларионов и Наталья Гончарова у себя дома. Париж, 1950-52 гг.

Музыкант с аккордеоном, 1950-е

Всадник, 1950-е

Крестьянин, 1950-е

Купальщицы, 1961

Творчество Михаила Ларионова (1881-1964)

Михаил Федорович Ларионов — один из основателей русского авангарда.

Жизнь Ларионова делится на две неравнозначные части. Полная бурных событий жизнь в России, участие на самых острых выставках 1900-х и 1910-х годов. И долгие годы пребывания в Париже, работа по оформлению русских балетов труппы С. Дягилева.

Ученик С. Иванова и К. Коровина, он за время непомерно затянувшегося обучения в стенах Училища живописи, ваяния и зодчества (1898—1910) не раз наводил ужас на администрацию своими смелыми работами. Творческий путь Ларионова характерен для московской школы живописи и четко делится на определенные периоды. Его ранние пейзажи и натюрморты свидетельствуют об очень индивидуальном и артистическом истолковании принципов импрессионистической живописи. Таковы серии «Куст розы», «Углы сарая» и др., в которых точность передачи мотива соединяется с внимательным отношением к самой фактуре живописи. Здесь Ларионов создает, быть может, самые чистые и классические образцы русского варианта импрессионизма. Эволюция Ларионова очень динамична, уже с 1907 года в его творчестве происходит качественный скачок и наступает новый этап, так называемый «синтетический» период. Он резко порывает с прежним кругом тем и расширяет сферу своего художественного видения использованием пластов «примитивного» искусства. Художник начинает писать сцены провинциальной жизни («Парикмахер», «Трактир», «Прогулка в провинциальном городе»), передавая их особый колорит.

Интерпретируя художественный язык народного лубка и вывески, иконы и расписной прялки, Ларионов создает яркие, декоративные полотна с экспрессивно нарисованными мотивами повседневного быта. Его служба в армии дает ему богатый материал для солдатской серии картин («Отдыхающий солдат», «Утро в казарме», «Купающиеся солдаты»), в которых Ларионов изображает эпизоды однообразной солдатской жизни. Несмотря на то, что мир в этих полотнах предстает как бы увиденный глазами духовно примитивных героев, живопись их столь же тонка и даже изысканна, как и в импрессионистических пейзажах и натюрмортах художника. При великолепном знании европейской художественной культуры обращение Ларионова к народным истокам творчества, искусству повседневности с его непосредственным эмоциональным воздействием на человека привело к возникновению своеобразного ларноновского стиля. Эти попытки обогащения современной живописи в русле национальных художественных традиций привлекли к нему молодых мастеров.

В 1910 году Ларионов выступает в качестве инициатора образования группировки «Бубновый валет», сыгравшей значительную роль в истории русского искусства и развития творчества таких художников, как И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов. Но Ларионов стал и инициатором раскола этого общества, обвиняя бывших соратников в чрезмерном преклонении перед достижениями западного искусства. Ларионов был организатором выставки «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914), где показывал свои «лучистские» композиции, в которых он пытался писать не сами предметы, а отраженные световые лучи от предметов, как он сам говорил, «цветную пыль». Но это был промежу­точный этап в его творчестве. Он продолжал работать в стиле широко трактуемого им примитива, претворяя разнообразные образцы народного творчества. В этом сложном стиле «вывесочность» не спорит с лирикой, живописный рассказ и конкретность характеристик — с фольклорным началом. Ларионов в своем искусстве предельно искренен и прост. Говоря «мы идем рука об руку с малярами», он подразумевал единство профессионального и народного искусства, которое он и стремился достичь. И не слу­чайно Ларионов стал одним из пропагандистов народного творчества. Он организовывал выставки лубка, иконы, вывески, подчеркивая огромную ценность это­го наследия для отечественной культуры.

Ларионов, как и его жена и вер­ый товарищ по искусству художница Наталья Гончарова, писал поразительно много. Уже на склоне жизни, переживая вновь пришедший к нему шумный успех, который принесли ему выставки его картин в странах За­падной Европы в 1956—1963 го­дах, Михаил Федорович Ларионов в своих высказываниях присоединяет свое творчество к русскому искусству. Недаром за­рубежная критика писала о «рус­ской фактуре» его работ.

Tags:

  • авангард
  • бубновый валет
  • лучизм
  • михаил ларионов
  • наталья гончарова
  • примитив

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

О проекте

Сайт создан к 135-летнему юбилею одного из ярких представителей русского художественного авангарда — М.Ф. Ларионова.
Это своеобразная дань городу его детства и юности — Тирасполю, который сыграл важную роль в формировании творческого
Я художника. Находясь в Париже, Ларионов писал: «Я вспоминаю мое раннее детство. Вот мысль, вернее, задача, которую
странно я себе поставил в 7 лет: „не забыть взрослым человеческих ощущений детства“». Проект дает возможность увидеть
Тирасполь глазами самого художника. Исполненные в ранние годы пастели и рисунки впервые представлены широкой публике.

Сайт, посвященный началу творческого пути М.Ф. Ларионова, создан в преддверии большой персональной выставки художника,
которая состоится в Третьяковской галерее в 2018 году. В экспозиции будут собраны произведения из многих российских
и зарубежных музеев.

При подготовке использованы материалы фонда М. Ларионова и Н. Гончаровой Отдела рукописей Третьяковской галереи и
воспоминания С.М. Романовича («Дорогой художника» и «Каким его сохранила память»).

Организатор проекта

Государственная Третьяковская галерея

Генеральный директорЗ.И. Трегулова

Заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельностиМ.Э. Эльзессер

Над проектом работали

Заведующий редакционно-издательским отделомИ.В. Лазебникова

Заведующий сектором мультимедиа и интернет-проектовТ.Ю. Николаева

Идея проекта и подготовка материаловЕ.А.Илюхина

РедакторЕ.П. Филиппова

ФотоcъёмкаИ.С. Хлюстов

Дизайн и техническая реализацияГ.Б. Баранов

Выражаем особую благодарность И.П. Тюряевой (фонд «Будущее Приднестровья») за присланные фотоматериалы

Примеры работ современных художников в стиле авангардизм | DesigNonstop

9

Вообще, понятие авангардизм представляет собой направление, ориентированное на новаторство и склонное к резкому неприятию традиционной культуры. Я бы не сказала, что в большинстве работ прослеживается сильный отход от общепризнанных канонов. Но если сами художники позиционируют себя как авангардисты, значит давайте попробуем разобраться почему так. Наверное, основное, что бросается в глаза — это использование насыщенных, даже немного ядовитых красок, создающих напряженную атмосферу.

Следующее, что бы я отметила, это приверженность нетрадиционным линиям и формам в изображении людей. Наблюдается некая склонность с схематизму. Но особенно меня радуют в этой подборке замечательные городские пейзажи в ярких красках. Кстати, сами названия картин очень дополняют работы и помогают понять замысел художника.

Ниже представлены уменьшенные варианты работ этих художников. Нажмите на понравившееся вам изображение и вы перейдете на сайт, где сможете рассмотреть картину в большем размере.

1. Вюсал Рейн. Груши на фоне берега

2. Клейменова Елена. два берега

3. Хачатрян Меружан. Лирический Арарат

4. Солдатенко Андрей. Городская улица

5. Аканаев Тимур. Наутилус

6. Карпов Евгений. Автопортрет.

7. Беляева Лариса. Две сестры

8. Острая Елена. Мужское присутствие

9. Кудрявцев-Доброхотов Юрий. Вечернее солнце. Деревня.

10. Возжеников Андрей. нас троение

11. Мартьянов Валерий. Тихая бухта

12. Сергиенко Юрий. Страсть

13. Яндоленко Марина. Лестница в небо

14. Кравецкий Борис. Дом за забором

15. Питаев Валерий. Социологи

16. Несветайло Иван. На побережье

17. Оганесян Роман. Дружба народов

18. Мижев Умар. Двое в городе

19. Смирнов Феликс. Монотипия «Двойной портрет»

20. Подгайный Иван. груша и картошка

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Запахло осенью

Стоят последние дивные деньки первоначальной осени. Покрыты сусальным золотом леса. Они сверкают на солнце и радуются тишине. Нет ни одного дуновения ветерка, ни один лист еще не опал. Вода в речушке синяя-синяя, небо и то светлей. С чем сравнить красоту увядающей природы? Она дает особенные, ни с чем не сравнимые ощущения. Утром и вечером ложатся росы, вечером слышны крики улетающих стай. В этом времени года можно найти грустное и приветливое, печальное и радостное. Повторяясь из года в год, осень каждый раз несет новое. Это мы видим на картинах художника.

Осень – время философов, когда подводятся итоги прошедшего лета. А потом все замирает в ожидании зимы, но все наполнено радостью, что к зиме с ее морозами деревенька готова. Осень – это и цветные туманы, и мелкий дождик, и колеи, заполненные водой. Владимир Жданов подмечает все изменения, которые происходят, и переносит их на полотно, чтобы и зритель насладился этими упоительными видениями.

Флорентийская живописная мозаика

Геннадий Дмитриевич Павлишин — не только известный иллюстратор, но и мастер флорентийской мозаики, получивший высокую оценку своего мастерства на родине этого вида прикладного искусства. Во Флоренции ему вручили премию Леонардо да Винчи.

Навыки камнерезания Г. Павлишин приобрел еще в детстве в ремонтных цехах — сначала наблюдал со стороны за рабочими, а потом учился у них. Наиболее известная мозаичная работа — «Поэма о Приамурье», созданная в 1979 году. Ее площадь — 12 м². Чтобы найти материалы для изготовления панно художник с рюкзаком за плечами проехал и прошел сотни километров. Река Зея подарила ему халцедоны, Кульдур — офикальциты, Хинган — кальциты, Нижний Амур — морионы и лазуриты, Якутия — нефриты, Приморье — ониксы и агаты, удалось даже добыть редкую синюю удскую яшму. При создании панно было использовано более 100 тысяч камней, которые распиливались на тонкие пластинки с созданием нужного контура. Это была кропотливая работа, требующая не только художественных способностей, но и огромного терпения и усидчивости.

Мозаика Геннадия Павлишина «Поэма о Приамурье»

Из интервью Геннадия Павлишина еженедельнику «Аргументы и Факты» № 37, «АиФ Даль-Информ» 12.09.2018: 

Сегодня это произведение искусства, служащее визитной карточкой Дальневосточного края, находится в Хабаровске в Доме приемов.

Геннадий Павлишин и его дочь Ирина, продолжающая творческие традиции своего отца, часто работают для русской православной церкви, создавая поразительные мозаичные иконы. С 2003 года в технике мальтийской мозаики начала работать и младшая дочь Геннадия Дмитриевича — Наталья, долгие годы занимавшая пост главного художника Хабаровского Театра кукол, член Союза Художников с 2006 года.

Знаменательным событием стало сооружение православной часовни Святого воина Виктора на Большом Уссурийском острове. Павлишины создали и подарили мозаичное панно-икону Святого воина Виктора, изготовленную из смальты и камней-самоцветов. Для этой же часовни была изготовлена икона-мозаика «Порт-Артурская Божья Матерь». В 2009 году на фасаде храма архангела Михаила установили икону, которую семья Павлишиных создавала в течение года из тысяч каменных элементов.

Михаил Ларионов

Великолепная персональная выставка Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), художника, над которым не властно время, в Новой Третьяковке, представляет произведения из собраний российских и зарубежных музеев, частных коллекций. Михаил Ларионов, задира, о котором соученики по художественному училищу вспоминали, что «где был скандал, там сразу был и Ларионов», стал знаковой фигурой русского авангарда в пластическом искусстве.

Разносторонний талант позволил ему стать великолепным живописцем и рисовальщиком, мастером театральных декораций, книжным иллюстратором, незаурядным коллекционером, увлеченным знатоком балета и русского фольклора. М. Ларионов писал манифесты, стихотворения, статьи о балете и изобразительном искусстве, организовал выставки и творческие объединения, занимался рекламой и модой.

В экспозиции представлены различные направления и периоды его творчества: «русский», «французский», эскизы театральных декораций и костюмов, а также зарисовки хореографии, рисунки «по мотивам балетов», портреты танцовщиков и хореографов, личная коллекция графики и лубков.

Экспозиция начинается с ранних работ художника (конец 1890-х – начало 1900-х), следующий раздел «Тираспольский сад» представляет полотна в стиле «ларионовского импрессионизма» (1905 – 1907). В этот период, произведения Ларионова, участвующие в популярных выставках «Мира искусства», Московского товарищества художников, Союза русских художников, охотно покупают московские коллекционеры.

Тематика разделов «Живая натура» и «В мастерской русского Сезанна» неподражаемо визуализируют авторскую парадигму «…Не пленэр, а жизнь снаружи». Наименование пейзажей «Русский Таити» как характеристику тематики и стиля, предложила Н. Гончарова. «Ларионов южанин, – писала она, – там цветет белая пахучая акация, дома желтые, розовые, голубые, красные, заново перекрашивающиеся каждый год. Между деревьями, рядом с домами… небо синее, синее. В России тоже можно найти Таити».

В сентябре 1910 года М. Ларионов получил звание художника живописи 2-й степени, дающей право служить вольноопределяющимся. Вначале в Кремле, а летом 1911 года – в военных лагерях под Петербургом, он создает «солдатскую серию» в широком диапазоне: от натурных пейзажей с фигурами солдат до лубочных сюжетов, используя стилистику «рисующего живописца».

Выставка действительно полноценная. Смотришь на изображения народных «Венер», образы «Времен года», неповторимость ларионовского футуризма и лучизма, проект «Человек театра», раздел «Ларионов-коллекционер, собрание лубков и гравюр, и осознаешь… Михаил Федорович Ларионов – тончайший поэт жизни, владеющий не только красками, но и отточенным словом. «Между новыми формами, которые принес в искусство XX век, новой выразительностью декоративного искусства мы обязаны гению двух художников – Ларионова и Гончаровой».

И немного о Наталье Сергеевне Гончаровой (1881-1962), из тех Гончаровых, что и Наталья Николаевна Пушкина. Познакомившись в 1901 году с благовоспитанной ученицей из скульптурного класса, Ларионов весьма категорично заявил, что она делает все неправильно: «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой!». Наташа беззаветно влюбилась, но быстро поняла, что нужно сохранять «свою территорию».

Еще проживая в России, Гончарова и Ларионов, лето, интенсивное для любого художника творческое время, традиционно проводили врозь и сохраняли статус вольных художников. «Тосковали страшно друг по другу, – вспоминала Гончарова. – Но не сдавались». Возможно, именно это стало залогом столь долгой и счастливой жизни. Сегодня Гончарова и Ларионов покоятся в общей могиле на парижском кладбище Ivry-sur-Seine.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: