Творчество
В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.
Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа
Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».
В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».
Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»
В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).
Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».
Картина Оноре Домье «Прачки»
В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.
К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.
Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»
После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).
Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.
Картина Оноре Домье «Дон Кихот»
К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).
Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.
Картина Оноре Домье «Шахматисты»
Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.
В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.
Макарони
Английская карикатура. 1774 год«Том, сын мой, что это?»
В 1760–70-х годах побывавшие на континенте молодые британцы привозили домой чужеземные манеры и наряды — высокие пудреные парики, туфли с красными каблуками, перчатки с отворотами, яркий макияж. Это явление имело большой общественный резонанс. Изображения, уподобляющие разряженных, гримасничающих юношей клоунам или обезьянам, откровенно ксенофобны. Это отражение вечных традиционалистских сетований на «порчу нравов» под тлетворным влиянием заграницы.
«Том, сын мой, что это?» — спрашивает поместный дворянин своего сына, примкнувшего в столице к макарони. Комический контраст — наглядное выражение социальной и культурной пропасти, разделившей поколения — строится здесь на противопоставлении не только костюма, но и телосложения и поз персонажей, напоминая нам, что мода — это нечто большее, чем просто одежда.
«Хромая юбка» (hobble skirt)
Открытка. Около 1910 года
В начале XX века в моду вошла перехваченная внизу длинная узкая юбка, название которой дословно переводится как юбка-хромоножка (от англ. hobble — «хромать», «стреноживать»). В названии карикатуры «Sh-Hopping» соединяются слова «шопинг» (shopping) и «подпрыгивание» (hopping) — карикатурист предполагает, что именно таким способом модница будет возвращаться домой из магазина. Помимо фасона платья здесь пародируются характерные для начала XX века огромные шляпы.
Эта мода была мимолетна — видимо, поэтому в русском языке даже не появился соответствующий термин. Однако карикатуристы ее заметили: они изображали дам, катящихся по паркету на роликах, погружаемых на движущиеся дорожки, передвигающихся по салону огромными скачками, потому что ходить в модных юбках якобы было совершенно невозможно.
Открытка. Около 1911 года«Хромая юбка. Что это?» — «Это юбка с ограничением скорости».
В 1910-е годы в карикатуре наряду с графическими средствами начинает использоваться фотография, знаменуя начало новой эры в том, как воображается и изображается мода.
Интересные факты из жизни художника
1. Однажды Домье попросил своего друга, имевшего свой домик в деревне, порисовать его уток. Специально к приезду художника со всего птичьего двора согнали уток. Пока они барахтались в лужицах и бегали по двору, Домье не обращал на них совершенно никакого внимания, курил трубку и разговаривал с другом о чём-то постороннем. Друг был разочарован, однако через несколько дней он зашёл в мастерскую художника и был удивлён одним этюдом. — А, узнали уточек? — спросил художник, — ваши! Очень они были хороши.
2. В одной из мастерских Парижа, которую снимал Домье с друзьями, раньше располагалось бюро по найму работниц. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Однажды к ним зашла дама, которая сказала, что работает акушеркой и хочет такую же вывеску, как у них — яркую, приятную и привлекающую клиентов.
Так Домье получил один из своих первых живописных заказов, и заработал за «приятную» вывеску пятьдесят франков. По тем временам — неплохие деньги, к тому же, многим художникам и этого не удавалось выручить за свои работы.
3. Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. Он даже прибирался у него бесплатно. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.
Анатоль же, когда убирался, распевал оперные арии, и однажды открыл Домье, что мечтал бы попасть на представление в Комическую оперу, но не хватает денег. Домье обрадовался. — Радуйтесь! — сказал он, — я имею право входа в эту вашу Оперу-комик, но ничто в мире не заставит меня переступить порог этого заведения. Так что вы можете ходить туда сколько угодно, хоть каждый день, просто представившись на кассе мной, меня все равно там не знают.
Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака, и Оноре с радостью отдал ему свой. С тех пор привратник часто ходил на представления, но он, к сожалению, кроме пристрастия к музыке, имел пристрастие к алкоголю. Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье — алкоголик.
4. Домье не любил многие новшества. Особенно ему не нравилась фотография, которую он не считал за искусство, а тогда многие считали, что фотография заменит живопись. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Фотографы ставили их напротив приглянувшегося объекта, открывали объектив и стояли с часами в руках, порой по несколько минут. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку. — Терпение — добродетель ослов, — отрезал Домье.
5. У Домье был друг — одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Однажды он вернулся с прогулки в возбуждении, сказав, что встретил юношу в блузе, которые носят художники по фарфору.
Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним
Тогда Диаз схватил поленце и разогнал мерзавцев, а после обратил внимание на то, что юноша неплохо рисует. — И как его зовут?- спросил Домье
— Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. У бедняги не хватает денег на краски, и от этого он злоупотребляет жженой костью. Я считаю, нужно ему помочь. А вы? — С радостью, — ответил художник.
Так юному и никому неизвестному на тот момент Ренуару достался целое богатство — мешок не совсем засохших красок.
6. Домье хотели наградить орденом Почётного Легиона, одновременно с ним собирались отметить той же наградой Гюстава Курбе. Оба отказались. Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Расчет был верным — письмо опубликовала одна парижская газета, весь о революционере-Курбе разнеслась по Франции, и он стал ещё известнее. Домье же свой отказ никак не пояснил.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. — Ах, как хорошо, — Курбе бросился ему навстречу, — ты отказался от креста, как и я! Но почему ты ничего не сказал? Можно было раздуть целую бурю из этого! — Зачем? — удивился Домье, — я сделал то, что должен был сделать. Зачем еще кому-то об этом знать? После этого Курбе однажды огорченно заметил: — Ничего из Домье не выйдет. Он — мечтатель.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: vm.ru, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Проголосуйте page
Творчество
В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.
Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа
Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».
В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».
Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»
В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).
Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров. Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер. Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».
Картина Оноре Домье «Прачки»
В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.
К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.
Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»
После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью. Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла. Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).
Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.
Картина Оноре Домье «Дон Кихот»
К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).
Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.
Картина Оноре Домье «Шахматисты»
Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.
В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.
Презентация на тему: » Оноре Домье ( ). Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе.» — Транскрипт:
1
Оноре Домье ( )
2
Французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. Будучи сыном марсельского стекольщика, он вместе с семьей переехал в Париж в 1816 году. Там получил образование у Ленуара, также обучался литографии. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа.
3
o Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий- иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. o С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом. o Выдающийся мастер литографии (разновидность графики, печатной формой для которой является поверхность камня), будучи человеком, ненавидящим всякое угнетение и насилие, всегда откликался на злободневные вопросы своего времени, давая им собственную оценку. o Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени.
4
Литография «Гаргантюа» (1831) — карикатура на Луи Филиппа(лейтенант- генерал королевства), изображенного заглатывающим золото и «отдающим» взамен ордена и чины. Уже в этом графическом листе художник, преодолевая перегруженность композиции и повествовательность, тяготеет к монументальной, объемно- пластической форме, прибегает к деформации в поисках наибольшей выразительности лица или предмета. После того как Оноре Домье нарисовал карикатуру, художника посадили на полгода в тюрьму.
5
«Законодательное чрево» (1834) Перед зрителем предстают члены парламента Июльской монархии. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого, и современники Домье, без труда узнали «правящих мира сего». Лица депутатов выражают абсолютное безразличие к тому, что происходит. Они беседуют между собой, читают, дремлют и бесконечно далеки от интересов народа. Их тучные фигуры высовываются друг за другом, лица, заплывшие жиром и напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности.
6
Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Литография изображает трагический финал рабочих восстаний 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Страшным пятном из мрака выплывает фигура мертвого мужчины в ночном колпаке, лежащего на полу. Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. В тени распласталась женщина. В этой гравюре дарование художника проявилось наиболее полно. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты черного и белого. «Улица Транснонен» 1834 г.г.
7
В карикатуре показано мелкое тщеславие буржуа, готовых на всё, лишь бы их портрет появился на престижной художественной выставке. Это напоминает стремление некоторых представителей современной нам богемы, деловой и политической элиты любой ценой попасть в различные «глянцевые» рейтинги. «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке!» 1857 г.
8
Образ Дон Кихота, как смешного и слабого физически человека, который очень остро ощущает несправедливость окружающего мира и демонстрирует силу духа над силой тела, у Домье передан весьма оригинально. Автор отказался от точных линий и реалистичного изображения – лица у героя нет, вместо одежды обобщённые мазки, едва угадывается фактура окружающей обстановки. Домье демонстрирует художественный гротеск для точной передачи эмоциональной составляющей образа. Мастер будто хочет сказать: здесь абсолютно не важна фигура человека – он стремится передать образную, смысловую суть Дон Кихота. « Дон Кихот» 1870 г.
9
Новый взлёт творчества художника пришёлся на 1848 г. время Февральской революции. Стиль Домье несколько изменился, он стал более динамичным. Литография «Последнее заседание экс-министров» (1848 г.) изображает паническое бегство кабинета министров Луи Филиппа при виде юной девушки аллегорической фигуры Революции.
10
Картина «Прачка» была написана в 1861 году, и живописцу удалось настолько ярко и монументально передать женский образ, что общество сравнивало эту картину со скульптурами Микеланджело. На картине молодая еще, не старая женщина поднимается по высокой лестнице с маленьким сыном. Тюк с мокрым бельем от тяжести скатывается все ниже, большие, сильные руки покраснели от холодной воды, однако, сейчас женщину заботит не это. Видно, что мальчик с трудом поднимается по ступенькам, и мать поддерживает его словом.
Картины
- 1832-1834 – «Знаменитости золотой середины»
- 1834 – «Законодательное чрево»
- 1836-38 – «Карикатюрана»
- 1834 – «Улица Транснонен»
- 1850-53 – «Прачка»
- 1856 – «На концерте»
- 1863-65 – «Вагон третьего класса»
- 1956-60 – «Мелодрама»
- 1870 – «Дон Кихот»
- 1870-71 – «Осада»
В 19 веке сын стекольщика не мог рассчитывать на шикарную карьеру. Впрочем, три революции позапрошлого века и не таких людей выбрасывали на самый верх политической и культурной жизни. — великий город, который любит удачливых и упорных и отталкивает бесталанных и заносчивых.
Домье было восемь лет, когда его семья переехала с юга в столицу. У провинциального мальчишки появилось огромное количество соблазнов и интереснейших вещей в жизни. Пропадая целыми днями во дворе, Оноре научился воровать булочки в пекарне, дразнить проституток на углу квартала, часами наблюдать за жизнью парижских подворотен… Очень скоро отец Домье понял, что сына необходимо срочно учить ремеслу, иначе ничего хорошего из него не выйдет.
На удивление, Оноре оказался плохим учеником. Его абсолютно не интересовало отцовское ремесло и стекольщиком он становиться не хотел категорически. Случайное знакомство папаши Домье (он вставлял новые окна одной адвокатской конторе) позволило пристроить Оноре посыльным к адвокату. Шустрый подросток отлично справлялся, у него даже оставалось время для посещения книжной лавки, там он жадно рассматривал альбомы с репродукциями .
Постепенно времени на выполнение своих курьерских обязанностей оставалось все меньше. Адвокат не стал терпеть «выкрутасы» юного Домье — выгнал. Но будущий карикатурист не долго переживал. На следующий день он устроился приказчиком в книжную лавку. Его любимые художники стали ближе…
С детства Домье любил рисовать шаржи на всех подряд. Иногда ему попадало от старших мальчишек, но уже тогда он понимал, что злятся его «модели» потому, что изображение было слишком «реалистичным»…
Общительный, живой и немного нахальный характер Оноре позволил ему быстро найти себе друзей среди самых известных мастеров Парижа. Он познакомился с Коро, Гранвиль. Когда рисунки молодого Домье увидел Бальзак, то восторгам не было конца: «В этом парне живет !»
Живописцем Домье так и не стал. Его стихия — рисунок, гравюра, литография. А любимый жанр — карикатура.
В 1832 году за карикатуру на короля, яркую, точную, едкую, Домье получает 6 месяцев тюрьмы. Выходит оттуда счастливым и известным… Теперь его приглашают сотрудничать все сатирические журналы.
Около полувека Домье рисовал карикатуры. Парижане ждали его работы, хохотали, радовались, восхищались, но… Его никто не знал. Ну кто станет читать подписи художника под карикатурой. Домье знали художники, и очень уважали его. Великий художник, он каждую работу превращал в истинное произведение искусства. Обладая острым глазом, неповторимой манерой, умением разбираться в людях, четкой гражданской традицией и бесстрашием гасконца, Оноре Домье создавал карикатуры поднимавшие парижан на революции в 1830-м, 1848-м, 1871-м годах.
Карикатуры великого мастера не требовали никаких подписей. Всякий мог узнать в персонажах художника прототипов. Худощавые нищенки становились аллегорическим изображением голода, толстые мясники — сытыми роялистами.
Революционная пора — золотое время для карикатуристов. Но революции проходят, и сатирики остаются не у дел… Так случилось и с Домье. Не сумев накопить на безбедную жизнь, Домье к старости остался совершенно один. Ко всему добавилась слепота… Жизнь могла закончиться трагически. Помогли друзья. Камиль Коро снял для Домье домик и нанял сиделку… Удивительным было то, что даже практически полностью ослепнув, Домье продолжал рисовать. По-другому он уже не мог.
Одна из самых известных работ Домье — Дон-Кихот. Испанский рыцарь Печального образа, воюющий с ветряными мельницами и свято верящий в правду… Таким и останется Оноре Домье в истории мирового искусства.
Приложения
Библиография
- N / A. Азар и Ло́с Дельтей , Резюме каталога литографированных работ Оноре Домье , Орруи-сюр-Уаз , 1904.
- (ru) «Оноре Домье», в Британской энциклопедии , 1911 г. [ Домье (ru) Читать онлайн на Wikisource ]
- М. Буве, Домье, Гравировка мастера , Ле Гаррек, 1933 г.
- Домье рассказал сам и его друзья , Лозанна , 1945, 309 с.
- Морис Гобен, скульптор Домье , Эд. Пьер Кайлер, 1952 год.
- (ru) Роберт Рей , Оноре Домье , Нью-Йорк, Гарри Н. Абрамс, Инк. , сб. «Библиотека великих художников»,1965 г., 160 с. ( ISBN 0-8109-0064-5 и 978-0-8109-0064-6 , OCLC ).
- Словарь Ле Робер и Роберт Майяр (реж.), Универсальный словарь живописи , т. 2, Париж, Smeets Offset BV Weert (Нидерланды),Октябрь 1975 г., 3000 с. ( ISBN 2-85036-002-3 ) , стр. 156–161.
- Сирил Дюма, Домье Планту, повторение политического замысла , изд. Cazenave, Les Baux de Provence , Музей Ива Брайера , 80 стр. ( ISBN 978-2-9525039-5-2 ) , 2008 г.
- Марсель Леконт, скульптор Домье, Фигурки и другие скульптуры , Париж , Les Presses Artistiques, 1979.
- Жан-Клод Роман, скульптор Домье, Les busts des Parlementaires , Galerie Sagot — Le Garrec, Париж, Les Presses Artistiques, 1979.
- Роджер Пассерон, Домье: свидетель своего времени , Фрибург , Office du Livre, 1979, 322 стр.
- Монография Домье, 1808–1879 , Réunion des Musées Nationaux , 1999.
- Dictionary Bénézit , критический и документальный словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов всех времен и стран , Vol. 4, выпуски Gründ,Январь 1999 г., 13440 с. ( ISBN 2-7000-3014-1 ) , стр. 268–271.
- Сеголен Ле Мен, Домье и карикатура , Париж, Цитадели и Мазенод, 2008.
- Мишель Мелот , Домье: искусство и республика , Париж, Les Belles Lettres / Archimbaud, 2008, 277 стр.
Иконография
- Оноре Домье, Автопортрет , бронзовая скульптура, Чикаго , Институт искусств Чикаго ;
- Надар , Оноре Домье , фотография, Париж , Национальная библиотека Франции ;
- Адольф-Виктор Жоффруа-Дешом , бюст Домье , местонахождение не найдено ;
- Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз , бюст Домье , 1862 г., терракота, Версаль , музей и поместье замков Версаля и Трианона ;
Внешние ссылки
О других проектах Викимедиа:
- Примечания в общих словарях или энциклопедиях :
- Авторитетные записи :
- Ресурсы изобразительного искусства :
- Ресурсы, связанные с комиксами :
- Ресурс, относящийся к общественной жизни
«Майтрон»
- Музыкальный ресурс
(ru) MusicBrainz
- Ресурсы исследования
Персей
- Портал гравюры и эстампов
- Скульптурный портал
- Портал живописи
- Портал истории искусства
- Юмористический портал
- Портал Франции в XIX — го века
- Марсельский портал
Биография и творчество Оноре Домье
28.01.2016 08:00
Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.
В девятнадцатом веке Оноре даже не мог надеяться на успешную карьеру художника, но три революции изменили устрой жизни французов и расставили все на свои места. Париж – это город, который любит удачливых и сильных людей, поэтому только уверенные в себе личности могли чего-то достичь в жизни. Когда семья будущего художника переехала во Францию, ему было восемь лет.
Будучи маленьким и несмышленым мальчишкой из провинции Оноре стал воровать булочки, дразнить проституток в подворотне и совершенно не думал об учебе. Отец забеспокоился и серьезно принялся за своего отпрыска. Он хотел, чтобы его сын так же, как и он стал стекольщиком, но у Оноре были другие планы. К тому же мальчик учился плохо, и новые умения давались ему с трудом.
Благодаря тому, что отец Домье вставлял новые окна в адвокатской конторе, ему удалось пристроить своего сына посыльным адвоката. Шустрый мальчик быстро и хорошо справлялся со своей работой, поэтому у него даже оставалось время для изучения работ итальянских художников. Недолго Оноре проработал у адвоката, который не стал терпеть выходки молодого таланта и выгнал его.
Домье не горевал и сразу же принялся за новую работу – он стал приказчиком в книжной лавке. Будущий карикатурист с детства любил рисовать шаржи на всех, кто ему нравился или не нравился. Иногда за свой талант реалистично изображать людей в юмористической манере Оноре получал от старших мальчишек. Характер молодого парня нельзя назвать образцовым, так как Домье был немного нагловат и любил общаться, благодаря чему быстро нашел себе друзей среди известных парижских художников.
Он стал близким другом таких выдающихся личностей, как Делакруа, Гранвиль и Коро. По словам знаменитого писателя Оноре де Бальзака, в Домье живет настоящий Микеланджело. Творческой стихией Домье стали рисунки, литография и гравюры, но живописцем он так и не стал. Но любимым жанром до конца жизни оставались карикатуры, за что он был приговорен к шести месяцам тюремного заключения, когда нарисовал карикатуру на короля.
После выхода из тюрьмы Оноре становится счастливым и успешным человеком, которого приглашают работать во все сатирические печатные издания. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье.
Также художника знали и выдающиеся личности, которые уважали его за огромный талант. Примечательно, что свои карикатуры Домье не подписывал, так как в этом не было необходимости: создавать такие шедевры мог только он. Дело в то, что революционная пара – это самое лучшее и подходящее время для карикатуристов. Именно в это время творил Оноре Домье, который ушел из жизни десятого февраля 1879 года.
В последние годы своей жизни художник был одинок и еще плюс ко всему стал слепым. Лучшие друзья наняли для него сиделку.
Вагон третьего класса, 1863-1865:
Ноша (Прачка), 1850-1853:
Республика и чиновники, 1848:
Мушки
Ссора с евреем-покровителем. Из серии «Карьера проститутки». Карикатура Уильяма Хогарта. 1732 год
Одна из наиболее узнаваемых черт моды XVIII века, сохранявшая популярность на всем его протяжении, — мушки. Некоторый упадок интереса к мушкам наблюдается с 1780-х годов, в эпоху предромантизма, когда начала цениться «естественная» красота и женщины стали постепенно отказываться от тяжелого макияжа, отличавшего предшествующий период. Однако и в это время мушки продолжали носить многие пожилые дамы, верные привычкам своей молодости.
В действительности мушки использовались для того, чтобы лучше оттенить фарфоровую белизну кожи (вернее, покрывавшего ее слоя грима, обычно — свинцовых белил, о вреде которых заговорили позже). Но в карикатуре уже в начале XVIII века мушки приобрели свой смысл: они обозначали модную женщину, а значит, в глазах моралистов, кокетку и даже распутницу. Подписи к некоторым картинкам намекают на то, что основным назначением мушек было скрыть следы сифилиса. Растиражированная в гравюре серия картин Уильяма Хогарта «Карьера проститутки» дает характерный пример подобного переосмысления мушек: их появление — недвусмысленный знак падения героини. Мушка на лбу дополняет характеристику героини, заданную ситуацией: она отвлекает одного любовника, чтобы другой мог скрыться.