Биография[ | ]
Де Хох, будучи сыном каменщика и повитухи, принадлежал к низам голландского общества. С 1645 по 1647 годы он проходил обучение у Николаса Берхема в Харлеме. В 1650 году де Хох присоединился к купцу Юстусу де ла Гранжу, вместе с которым ездил в Лейден, Гаагу и Дельфт, где он поселился в 1652 году. В описи имущества де ла Гранжа упоминается 11 полотен де Хоха. В молодости он, подобно другим художникам середины века, работал над грубоватыми жанровыми сценками, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. В это время он находился под влиянием творчества Карела Фабрициуса и Николаса Маса.
В 1654 году женился на Яннетье ван дер Бюрх, родившей ему впоследствии 7 детей.
В 1655 году был принят в местную гильдию художников.
Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчёта его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.
- Де Хох и Вермеер
- Питер де Хох. «Женщина, взвешивающая золото». 1664
- Вермеер. «Женщина, держащая весы». 1664
- Питер де Хох. «Парочка с попугаем». 1668
- Вермеер. «Любовное письмо». 1669
Де Хох «изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь особой поэтической одухотворённости в изображении домашней среды, наполненных солнечным светом интерьеров и двориков („Дворик“; „Пряха“, около 1658, Букингемский дворец, Лондон; „Хозяйка и служанка“, Эрмитаж; „Мать у колыбели“, Картинная галерея, Берлин-Далем, оба около 1660, и др.). В колорите зрелых произведений де Хоха преобладают тёплые золотистые тона, обогащенные пятнами чистого цвета.»
В 1660 году художник переезжает в Амстердам. В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника, он переезжает на окраину Амстердама. Война с Францией 1672 года резко ухудшила экономическое состояние страны, картины художников продавались плохо. В 1674 году де Хох перестает платить налоги, что свидетельствует о полной нищете. Он пишет в это время много картин, по-видимому, пытаясь выйти из нищеты, однако качество их уступает картинам 60-х. Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов.»
Долгое время считалось, что де Хох умер в 1684 году в сумасшедшем доме. Однако в 2008 году выяснилось, что на самом деле это был его сын, которого тоже звали Питер. Дата смерти художника неизвестна.
Описание
После 1662 года в работах Вермеера появляется одна деталь, которая может быть прослежена в последующих работах. Ею стала отороченная горностаем, словно играющая в лучах — золотистая накидка. Помимо «Хозяйки и служанки» художник изобразил эту накидку в следующих полотнах: «Девушка с жемчужным ожерельем», «Дама в жёлтом, пишущая письмо». Чтобы подчеркнуть яркость накидки на плечах хозяйки, Вермеер использовал темные и охровые тона для одежды служанки и заднего фона в целом. Также как и в картине «Девушка с жемчужной серёжкой» художник реализовал замысел абсолютно темного заднего фона. Однако, в работе «Хозяйка и служанка» с помощью различных техник Вермеер смог показать, что задний фон является не чем иным как темными коричневыми шторами, цвет которых призван внести драматизм в картину. Образ хозяйки был позаимствован из классических римских статуй (ее профиль, прическа), а служанки из сцен греческих трагедий — прибытие гонца с важными новостями.
Собачку — в клочья
— В домах отдельных состоятельных клиентов случаются обыски, и персонал часто попадает под подозрение. Было дело, нам устраивали маски-шоу. Ночью пришли, я вообще была в трусах. Из дома никого не выпускали, ни хозяйку, ни маму, никого.
Хозяйка дома ужасно любила собак. Ну просто ужасно. И вот этих собак она постоянно скупала, коллекционировала, что ли: увидела, захотела, забрала, а дальше уже вся забота о них сваливалась на нас. Курцхаары, немецкие овчарки, комнатные собачки — дом был большой, бывшая резиденция Шеварднадзе на Рублёвке, там по территории на джипе охрана ездила, так что места хватало. Собаками никто особенно не занимался, они были злые и дерганые. Хозяйка их иногда, когда разозлится, ногой била, а еще купила ошейники с электрошоком, и сын животных током шугал, когда ему скучно было.
И вот однажды выношу я большим собакам миски с едой и вижу, как через весь двор бежит мелкая. Думаю, как бы ее не съели, хватаю, а бросаются на меня. Когда прибежала охрана, меня грызли три курцхаара и одна немецкая овчарка. Маленькую собачку, говорят, разорвали, там даже ничего от нее не осталось. А у меня были швы даже на скальпе. Я десять дней пролежала в больнице, мне оплатили полулюкс, и всё. Швы снимали, переделывали. Даже когда всё стало заживать, всё равно было ужасно. Я смотрела в окно и понимала, что не могу выйти на улицу. Воздуха боялась. Мне помог психолог, который ездил к матери хозяина. Психолог приходил, я глаза закрывала, за него цеплялась, и мы вместе перешагивали порог больницы. Я думала, психолога хозяйка привела, а оказалось, он сам — услышал, что случилось, и приехал. А знаете, что сказал хозяин, когда узнал, что собак охранникам пришлось застрелить? «Ну а как, мы вернемся, а нас никто встречать не будет?..» И ни слова обо мне. А уже потом, когда я уволилась, мне рассказывали, будто они с женой говорили, что я сама виновата.
Работы художника
- Весёлые бражники (около 1650). Картинная галерея, Берлин
- Женщина с корзиной бобов в огороде (1651). Художественный музей (Базель)
- Служанка и солдат (1653). Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Утро молодого человека (1655-1657). Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
- Дворик в Дельфте вечером (1656-1657) Королевская коллекция
- Солдаты, играющие в карты (1657-1658). Частная коллекция
Дворик в Дельфте вечером
Женщина с ребёнком и служанка
Солдаты, играющие в карты
- Материнская обязанность (1658-1660). Государственный музей, Амстердам
- Спальня (1658-1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон
- Хозяйка и служанка (около 1660). Эрмитаж, Санкт-Петербург
- Женщина с ребёнком и служанка (1663-1665). Музей истории искусств, Вена
- Женщина, передающая деньги служанке (1670). Музей искусств. Лос-Анджелес
- Музыкальный вечер (1677). Национальная галерея, Лондон
Работы
Ранние работы де Хоха в основном состояли из сцен солдат и крестьян в конюшнях и тавернах в манере Адриана ван Остаде , хотя он использовал их для развития большого мастерства в свете, цвете и перспективе , а не для изучения интереса к живописи. предмет.
Создав семью в середине 1650-х годов, он переключил свое внимание на домашние сцены. Возможно, это была его собственная семья, хотя его работы о зажиточных женщинах, кормящих грудью и ухаживающих за детьми, также могут указывать на то, что он сопровождал свою мать во время ее обходов в качестве акушерки
Его работы демонстрировали проницательное наблюдение за мирскими деталями повседневной жизни, а также функционировали как хорошо упорядоченные рассказы о морали. Эти картины часто демонстрировали сложную и деликатную обработку света, подобную той, что была у Вермеера, который жил в Делфте в то же время, что и де Хох.
Темы и композиции Де Хоха и Вермеера также очень похожи. Историки искусства XIX века предполагали, что на Вермеера повлияли работы де Хоха, и действительно, PDH впервые продемонстрировал особый интерес к сочетанию фигуры с внутренней геометрией (см. Интерьер с матерью, ребенком и слугой, ок. 1656 г. и др.) . Рентгеновский снимок интерьера с женщиной, взвешивающей золотую монету, показывает, что Де Хох сначала попробовал другую фигуру на пустом стуле, так что это указывает на то, что его холст был более оригинальной моделью, которую цитировал Вермеер.
Де Хох также разделял темы и композиции с Эмануэлем де Витте , хотя вскоре после переезда в Амстердам в 1651 году Де Витте посвятил себя в основном рисованию церковных интерьеров. больше интересуется людьми и их отношениями друг с другом, оставляя свои комнаты без каких-либо дополнительных предметов, которые не поддерживают сцену.
В 1660-х годах он начал рисовать для более богатых покровителей в Амстердаме и известен веселыми корпоративными сценами и семейными портретами в роскошных интерьерах с мраморными полами и высокими потолками.
Во время своего пребывания в Амстердаме он продолжал делать свои домашние сцены, но и интерьеры, и их обитатели кажутся более богатыми.
Де Хох также изобразил ухаживающие пары, играющие в кегли . Версию самого высокого качества можно увидеть в Waddesdon Manor . Он был создан вскоре после того, как де Хох переехал в Амстердам, и является хорошим примером его изображений садов ранних загородных домов, которые заменили его более ранние простые дворы Делфта. Тема игры в кегли связана с образами «Сад любви» и «Игра любви», которые можно найти как в высоком искусстве, так и в культуре популярной печати. Женщина, смотрящая на зрителя, является главным героем в этом виде спорта Любви.
«Доширак»
— Кастинги среди нянь тоже случаются. Как-то пришлось заполнять анкету с немыслимым количеством вопросов. На это место претендовало много нянь. Я решила: на все вопросы отвечу искренне, а там будь что будет! Помимо интереса по поводу употребления спиртного и наркотиков было еще и такое: «Можно, мы придем и посмотрим, как вы живете?» Или: «Вы не против, если мы установим в нашей квартире видеокамеру или диктофон?»
«Не возражаю: чего мне бояться!» — подумала я, хотя многие претендентки возмущались, типа, что за маразм. В результате взяли именно меня. Я не горжусь, просто это судьба. После выяснилось, что в этой семье уже была няня, которая плохо относилась к ребенку, не выполняла своих обязанностей, и все это удалось выявить только с помощью диктофона!
На первую встречу с детками я всегда приношу игрушку. Смотрю, как ребеночек реагирует, ни в коем случае не заискиваю. Предпочитаю работать с дошкольниками начиная от полутора лет — благодатный возраст, первый этап закладывания жизненных основ. Обычно я не перехожу рамки, заданные родителями. Например, если нет указаний делать замечания ребенку за столом, то и не делаю, даже если очень хочется.
Однажды я работала в богатой московской семье. Заботилась о 14-летнем Глебе. Поначалу он не обращал на меня внимания, точнее, смотрел как на мебель. Но однажды — уже не помню, как это получилось! — мы разговорились. Мальчик признался, что после окончания школы хотел бы уехать за границу из-за желания получить свободу.
Глеб учился в закрытой школе. В Москве сейчас все стараются отдать детей именно в такие учебные заведения. Основная причина: распространение наркотиков. Я слышала, что и у нас сейчас есть такая проблема, но в столице она приобрела прямо-таки глобальные масштабы. Закрытые школы полностью под охраной, доступ на территорию посторонних строго запрещен.
— Отец все время боится, что меня украдут или убьют его конкуренты по бизнесу, — признался Глеб. — Потому меня привозят и отвозят на машине с охранником. Это уже достало! Я как в тюрьме. Однажды удалось вырваться к одному приятелю! У нас в классе есть мальчики из обычных семей, живущие в стандартных городских квартирах. Знаете, что мы купили в магазине? Лапшу «Доширак»! И съели. У нас дома такая еда под запретом.
Увольнение в Италии
— Чтобы устроиться, мне даже пришлось пройти два экзамена: четыре часа на собеседовании у психолога и час – на полиграфе, который увидела в первый раз в жизни. В заключение подписала договор о неразглашении информации о личной жизни хозяина, о запрете на фото- и видеосъемку. Страха не было, но хотелось быстрее узнать, куда мою кандидатуру так тщательно отбирают.
На работу каждый день ездила с обслуживающим персоналом из 50 человек. Охранники, горничные, водители, плотники, няни, домработницы, садовники, сантехники в 8 утра встречались у метро и на разных машинах (общение не приветствовалось) добирались до Подмосковья. Здесь они работали до 20 часов, и потом возвращались домой. Выходной – воскресенье.
Владения хозяина – усадьба. На территории располагались огромный особняк, два гостевых дома, спортивный комплекс с бассейном, спортзалом, СПА-комплексом, соляными комнатами. Отдельный банный комплекс, чайный домик. А еще огромный пруд, где разводили три вида рыб.
Вход на территорию, огороженную семиметровым забором, был только через металлодетектор, нас и наши сумки с домашними обедами проверяла охрана. По всей территории усадьбы, как снаружи, так и внутри, располагались видеокамеры и прослушивающие устройства.
Хоть в спорткомплексе большие территории для уборки, зато спокойно в психологическом плане: меньше контактов с хозяевами, меньше проблем. И все же хозяйка регулярно наведывалась с белым платком в руках на ревизию – проверить чистоту. Здоровье для супругов было превыше всего, поэтому требовалось не допускать пыли, не использовать чистящие порошки с запахом – боялись аллергии.
Лучших горничных ставили н уборку спален и помещений в доме хозяев. Но здесь было непросто – приходилось с ними часто встречаться, быть всегда настороже – ничего не перепутать, не разбить, много не видеть и не слышать. Естественно, не обходилось без замечаний. Такое напряжение женщины выдерживали лишь три-четыре месяца. Если сами не увольнялись, то их просили уйти.
Быть состоятельным человеком – это огромная нагрузка. У добытчика семьи – ненормированный рабочий день, бесконечные переговоры и командировки. Хозяйка себе тоже не принадлежала: разрывалась между мужем, своей мамой с непростым характером и маленькими детьми. В салонах красоты она не пропадала, знала цену деньгам. Но тратиться ей все же приходилось, положение обязывало носить брендовую одежду. Правда, были у хозяйки и выкрутасы: она могла разбудить повара в два часа ночи и попросить сварить ей пельменей.
В летний отпуск семья хозяев, взяв с собой и прислугу из пяти человек, ездила в Италию. Тогда я впервые оказалась на зарубежном курорте и старалась все успеть: свои дела сделать, на море сбегать искупаться, на экскурсию съездить. Жили все на вилле хозяев, а еду готовил местный повар.
Как бы ни старалась прислуга, без увольнений не обходилось. Горничная лентой–«липучкой» разгоняла залетевших в комнату мух и комаров, которых много в Подмосковье. Нечаянно к ленте крылом приклеился попугай, выпорхнувший из клетки. Пока женщина его отдирала, птица кричала. Услышав крики любимца и увидев происходящее, прибежала хозяйка и тотчас велела провинившейся женщине собрать вещи и покинуть дом.
Следующая история произошла во время отдыха в Италии. Мать хозяйки увидела, как повар вышла из туалета и, не помыв рук, прошла на кухню и начала резать овощи. Вечером ей в комнату постучал водитель и сообщил: «Собирайтесь – через час самолет, который вас доставит домой».
Создание
В 1662 году Ян Вермеер после 9 летнего периода членства в Гильдии Св. Луки становится — старшиной гильдии. В его обязанности входит курирование молодых художников, способствование продажам картин членов гильдии и прочее. Ввиду этого, с этого момента он в силу занятости пишет не более двух картин в год. Одной из таких картин стала «Хозяйка и служанка» 1666—1667 годов. После смерти Вермеера в июле 1675 года его вдовой был вскрыт кабинет-мастерская, где среди 26 картин других художников она нашла две не проданные картины — «Хозяйка и служанка» и «Женщина с жемчужным ожерельем».
В конце XIX века картина висела в доме статс-секретаря А. А. Половцова на Большой Морской улице.
Примечания
- ↑ 12 https://collections.frick.org/view/objects/asitem/items$0040:274
- Скляренко В. М, Иовлева Т, Кустовская Ю, Скачко И. 100 знаменитых художников. XIV—XVIII вв.. — Directmedia, 2014-01-15. — 510 с. — ISBN 9789660320888.
- Морозова Ольга Владиславовна. Шедевры европейских художников. — ОЛМА Медиа Групп, 2012-11-20. — 304 с. — ISBN 9785373048446.
- Наталья Сорокина. Искусство и деньги. Лекции-путеводитель. — Litres, 2017-05-20. — 309 с. — ISBN 9785040229154.
- https://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57275/episode_id/1331851/
- Ян Вермеер. — Рипол Классик. — 42 с. — ISBN 9785386078270.
- Robert D. Huerta. Vermeer and Plato: Painting the Ideal. — Bucknell University Press, 2005. — 149 с. — ISBN 9780838756065.
«Из-под тени Вермеера»
Наверняка всем ценителям творчества нидерландских художников 17-ого Золотого Века будет интересна выставка картин Питера де Хоха в музее Принсенхоф в Делфте.
Питер де Хох (Pieter de Hooch) был одним из первых, если не первый, голландских художников, «заглядывавших» за двери домов бюргеров и изображавший сцены из их повседневной жизни в интерьерах их жилищ и внутренних двориков.
Долгое время художник создавал свои творения в небольшом голландском городке Делфт (Delft), где он стал членом гильдии Святого Луки, и они пользовались успехом. Правда, последние годы жизни он провёл в доме для умалишённых в Амстердаме.
И вот спустя три века живописец вернулся в город Делфт, в котором написал свои лучшие произведения. В местном музее Принсенхоф (Prinsenhof) проходит выставка, на которой собрано 29 работ художника. Она убедительно доказывает, что несмотря на то, что художник родился в Роттердаме (Rotterdam), его истинной родиной стал город Делфт.
Вообще-то мать Питера де Хоха имела корни в Делфте, но дело не только в этом. На свои полотна художник удивительным образом смог перенести богатую архитектуру города времён Золотого века, а она играла важнейшую роль в его творчестве.
Поначалу на своих полотнах де Хох изображал солдат и офицеров в интерьерах трактиров, что принесло ему популярность и имя, но очень быстро он перерос в мастера, которому удавалось на своих работах продемонстрировать глубину делфтских двориков или комнат домов за счёт тщательно продуманного построения перспективы пространства. Тем самым он как бы стал изобретателем совершенно нового жанра в голландской живописи, который очень быстро переняли другие голландские мастера.
Недаром экспозиция называется «Из-под тени Вермеера» (Uit de Schaduw van Vermeer). Ведь Ян Вермеер, писавший похожие по сюжету картины, с конца 19-ого века получил статус иконы, но теперь выясняется, что не Вермеер вдохновлял де Хоха, а наоборот. Кроме того, до определённого времени работы Де Хоха оценивались куда выше, чем произведения Вермеера.
Некоторым кажется, что людские фигуры на полотнах Де Хоха выглядят несколько угловато и неповоротливо, но дело в том, что художник уделял гораздо больше внимания перспективе, нежели изображению фигур. И делал он это с истинным самозабвением. Питер был сыном каменщика, вероятно, по этой причине у него получалось с феноменальной реалистичностью изобразить кирпичную потресканную терракотовую стену, подёрнутую временем с пятнами белёсой штукатуркой. Художник не боится экспериментировать со светом. С неменьшим мастерством ему удаётся передать текстуру других материалов: мрамора, стекла, чугуна. Выставка картин Питера де Хоха в музее Принсенхоф в Делфте убедительно доказывает, что этот живописец обладал незаурядным талантом.
Конечно, творчество и мастерство де Хоха не смогут затмить гения Вермеера, но всё же произведения Питера де Хоха безусловно заслуживают гораздо более пристального взгляда, а данная выставка как бы выводит незаслуженно обделённого вниманием живописца из-под тени его современника и великого художника Яна Вермеера. Выставка продлится до 16 февраля 2020 года
Выставка продлится до 16 февраля 2020 года.
Творчество Питера де Хоха
Около 1658 года стиль де Хоха изменился, и открылся наиболее значительный период его творчества. По тонкости письма и геометрической точности композиционного расчета его произведения имеют много общего с работами Вермеера, однако искусствоведы до сих пор не могут прийти к согласию, какой из художников подражал другому.
В 1660 году художник переезжает в Амстердам. В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и творчество художника, он переезжает на окраину Амстердама.
Поздние работы амстердамского периода темнее дельфтских по колориту и менее тщательно выписаны. «В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов.»