«поцелуй украдкой» картина, художник жан-оноре фрагонар. картина поцелуй украдкой

Содержание

Какие же предпосылки стали причиной формирования новых эстетических решений? По всей видимости знать была утомлена торжественностью «большого стиля», воспеваемого во времена правления Людовика XIV, носившего гордое прозвище «король-солнце». Приевшееся великолепие Версаля, отражавшее принципы абсолютизма, уже не служило образцом комфорта и желанным местом времяпровождения.

Аристократия времен Луи XV предпочитала разделять этикет и удовольствия. Светские утехи перебрались из дворцовых залов в изящные гостиные оригинальных особняков и в модные салоны. Художников стали вдохновлять идеализированные образы сельской жизни, где героями сюжетов стали простые пастухи и крестьянки с безупречными чертами (Франсуа Буше – картина «Прекрасная кухарка»).

Глядя на полотна той эпохи можно легко прийти к выводу, что на картине изображены не труженики крестьянской глубинки, а аристократы в простых одеждах, проводящие отдых на природе. У них беззаботные лица людей, получающих наслаждение от запаха трав и полевых цветов, пения птиц и потоков свежего воздуха (Франсуа Буше – картина «Летняя пастораль»).

Не меньшей популярностью у художников пользовалась тема возвышенной любви, которая не стеснялась плотских проявлений, откровенно демонстрируя обнаженную натуру. Привлекательные аристократки не упускали возможности, чтобы позировать талантливому автору, который мог умело отображать великолепные формы в галантных сюжетах (Адольф-Ульям Бугро – картина «Нимфеум»).

Полотна, выполненные в стиле рококо, заряжены позитивной энергетикой, передающей зрителям восторги праздных персонажей, увлеченных своей беспечностью. Атмосфера всеобщего ликования демонстрирует особую динамику. Создается впечатление, что окружающее пространство наполнится звонким смехом уже в следующее мгновение (Жан-Оноре Фрагонар – картина «Качели»).

Немало работ было выполнено в портретном жанре. Однако здесь действующие лица часто избегали атрибутов, связывающих с окружающей действительностью. Они предпочитали являться в образах мифических персонажей, демонстрируя земные желания в божественных воплощениях (Шарль-Жозеф Натуар – картина «Туалет Психеи»).

Также внимание художников привлекали образы малых детей, представленные в виде увлеченных игрой карапузов. Нередко они изображались с крылышками за спиной, рядом с божественными персонажами старших героев сюжета (Франсуа Лемуан – картина «Вeнера и Адонис»)

Герои, отображенные на картинах той эпохи, не ведают болезней, печали и старости, они все демонстрируют красоту и безмятежную молодость. Характерной особенностью в облике этих персонажей можно считать яркий румянец, проступающий на подчеркнуто-бледной коже.    

Слайд 14Творчество Ватто открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к

обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие Ватто (особенно его орнаментальные панно) сыграло важную роль. В кругах дворянства меняются художественные установки Академии. Создается нарядная живопись. Распространяются мифологические сюжеты, в которых можно подчеркнуть черты фривольности. Светское начало выражается в особом развитии бытового жанра. Это и «галантные празднества» и идеализированные «пасторали» изображающие пастухов и пастушек на лоне природы. Большое развитие получил портрет, растет интерес к натюрморту и пейзажу.

«Фантастические» и экспрессивные портреты

«Читающая»

Портрет – интересная и обширная область творчества Фрагонара. Серия портретов (1761–1765), т.н. «экспрессивные головы», – обращение к изображению старцев, напоминающих библейские персонажи. Близкие по манере к произведениям Рембрандта, эти картины олицетворяли темпераменты, возрасты, и были чрезвычайно эмоционально насыщенны. Позже он писал портреты современников, тонко передавая их эмоциональные состояния: «Портрет Сен-Нона в испанском костюме», «Портрет Дидро».

Его кисти принадлежат т.н. «фантастические портреты», в которых персонажи олицетворяют различные проявления творчества: «Пение», «Читающая», «Художник».

В течение всей жизни Фрагонар не забывал жанр пейзажа: с 1770 по 1773 он создал серию пейзажей с изображением парков Парижа и окрестностей. Так же известен как виртуоз в графике, использовал тушь, акварель, итальянский и свинцовый карандаши, обращался к сангине, бистру, создавал офорты.

Декоративные серии

«Качели»

Среди декоративных картин Фрагонара следует назвать серию из пяти больших панно вертикального формата, которую иногда называют «Стадии любви». Серия была заказана в 1770 мадам Дюбарри и находится сейчас в коллекции Фрик в Нью-Йорке. В этих панно особенно хорошо видны черты зрелого стиля мастера: вместо четких контуров, как у Буше, – широкие скользящие мазки и свободно положенные пятна цвета. Фрагонар одновременно использует и светлые жемчужные оттенки палитры Буше, и резкие пламенные красные тона. Это позволяет ему достигать удивительных световых эффектов: свет оживляет поверхности и практически растворяет формы. В его картинах гораздо более смелый декоративный ритм, чем у Буше.

В панно «Встреча» художник искусно противопоставляет почти игрушечные фигурки влюбленных и роскошную растительность вокруг них, а в выразительной «реакции» Венеры и Амура – статуй из скульптурной группы, поставленной в саду среди деревьев, – чувствуется легкая насмешка.

Подобные картины принадлежат к числу наиболее популярных произведений Фрагонара; однако его творчество гораздо более разнообразно, чем это может показаться на первый взгляд. Склонность к декоративности, тонкое чувство света и цвета, умелая передача движения, а также высочайшее мастерство исполнения всегда остаются характерными чертами его произведений, в каком бы жанре он ни работал.

Творчество Фрагонара

В 1752 за картину «Жертвоприношение Иеровоама» получил Большую Римскую премию и отправился в Рим.

Подружившись здесь с живописцем Юбером Робером, он совершил вместе с ним и с любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража: «Voyage de Naples et de Sicile», в котором большинство рисунков гравировано Фрагонаром.

По возвращении в Париж он выставил в салоне 1765 года картину: «Смерть Кортеса» (находится в Луврском музее в Париже), за которую королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после того он прекратил заниматься историческим родом живописи и, последовав вкусам эпохи, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием.

В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретённой композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения.

К числу известнейших принадлежат: «Урок музыки», «Пастораль» (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), «Купальщицы», «Спящая нимфа», «Амур, снимающий сорочку с красавицы» (La chemise enlevee), «Молодой гитарист», «Молодая читательница» и «Вдохновение», в Луврском музее; «Семейство фермера» и «Поцелуй украдкою», в Эрмитаже; «В отсутствии отца и матери», «Прятки», «Замок», «Генрих IV и Габриэль» и «Учёные собаки», в разных частных коллекциях.

Из гравюр Фрагонара особенно интересны: «Шкаф» (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), «Обрезание» с Тьеполо, «Антоний и Клеопатра», с Либери, «Вечеря в Эммаусе», с Риччи, и «Сретение Господне», с Тинторетто.

Живопись

На ранних полотнах Фрагонара очаровательные селянки на фоне приукрашенных пейзажей собирают цветы, играют с младенцами или щенками. Часто художник как будто подглядывает за девушками, подмечая задравшийся подол юбки или растрепавшиеся локоны.

В дальнейшем Жан-Оноре подражал Рембрандту и Рубенсу, испробовал все художественные техники эпохи: писал маслом и акварелью, рисовал карандашом и тушью. Галерея, созданная художником, насчитывает свыше полутысячи картин.

Среди работ Фрагонара есть пейзажи (например, «Горный пейзаж на закате») и портреты («Портрет Дидро»). Любопытно, что философ критически относился к некоторым полотнам своего портретиста, например, картину Жана-Оноре «Группа детей в небе» Дени назвал изображением яичницы.

Зачастую Фрагонар красками запечатлевал бытовые сцены на фоне исторических пейзажей. Такова, к примеру, картина «Прачки». И все же главные темы полотен Жана-Оноре — эротизм, предчувствие страсти, восхищение юностью и печаль от скоротечности молодости. Ответвлением генеральной линии выступает цикл, изображающий девушек и молодых женщин за чтением книг и писем.

Юноши на картинах Фрагонара настойчивы и изобретательны, а девушки соблазнительны. Сообщниками персонажей становятся предметы мебели (шкаф, укрывающий любовника) и явления природы (ветер развевает низ платья прелестницы на полотне «Счастливые возможности качелей»).

Личная жизнь

В 37 лет Жан-Оноре женился на 24-летней художнице-миниатюристке Мари-Анн Жерар. Супруги воспитали двоих детей — Розалию, умершую в 19 лет, и младшего сына Александра-Эвариста, прожившего 70 лет и ставшего живописцем и скульптором.

Исследователи полагают, что в личной жизни создатель «Задвижки» и «Напрасного сопротивления» был не менее шаловливым, чем в творчестве. По мнению автора беллетризированной биографии Фрагонара — писательницы Софи Шаво, биологической матерью Александра-Эвариста была не законная жена Жана-Оноре, а ее младшая сестра — художница Маргарита Жерар, жившая под одной крышей с супругами.

Слайд 30«Портрет мадам Фрагонар»»Чтение»В 1769 году Фрагонар женился на Марии Анне Жерар,

которая, так же как и он, была родом из Граса. В этом же году ему была предоставлена мастерская в Лувре, которую посещали многие известные люди. У них было двое детей – дочь Розали, скончавшаяся в октябре 1788 года в возрасте девятнадцати лет, и младший сын Александр Эварист, ставший впоследствии художником и занимавшийся у Жака Луи Давида.Вместе с семьей Фрагонара с 1775 года жила Маргарита Жерар, младшая сестра Марии Анны, ставшая ученицей Фрагонара и работавшая вместе с ним в последние годы его жизни («Рисующая молодая женщина»). Фрагонар часто изображал близких ему людей в рисунках («Портрет мадам Фрагонар», 1769; «Портрет Розали Фрагонар, дочери художника», начало 1770-х; «Портрет Александра Эвариста Фрагонара, сына художника», 1780-е). Образ Маргариты Жерар, ставшей после смерти жены художника его близким другом и помощницей, мастер с большой теплотой передал в рисунках «Портрет Маргариты Жерар» (1770-е) и «Чтение».

Маргарита Жерар

Особенности

Ценители искусства часто выражают мнение, что рококо это очередное воплощение мотивов барокко, но такое суждение можно считать слишком обобщенным. Прямой связи здесь не может возникнуть по той простой причине, что барокко никогда не пользовался во Франции большой популярностью. Конечно, просматриваются некоторые схожие тенденции, которые явно служат противовесом рациональности классицизма, но рококо демонстрирует целый ряд индивидуальных характеристик.

  1. Сюжеты демонстрируют разнообразные сцены из частной жизни, которые как бы случайно открылись постороннему глазу.
  1. Эмоциональный фон наполнен томностью, сентиментальностью и некоторой фривольностью.
  1. Цветовая гамма составлена из пастельных тонов и плавных переходов.
  1. Частные сцены из сельской жизни передают идеализированные представления о приятном времяпровождении в лонах природы.
  1. Люди из простого сословия наделяются нежными чертами и утонченными формами. В то время как страдания или различные виды уродства вовсе не заслуживают внимания художника.
  1. Сюжетная линия в основном предпочитает касаться галантных тем с некоторыми пикантными подробностями. Религиозные мотивы используются только в качестве исключения.

Учитывая характерные особенности передачи образов и настроений, можно определенно прийти к выводу, что рококо с такой же уверенностью служит противовесом для барокко, как и для классицизма.

Жан Оноре Фрагонар.

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), французский живописец и график. Учился в Париже у Ж.Б.С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756-1761); работал в Париже. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра. Продолжая традиции искусства рококо, Фрагонар достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Его произведения, исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (“Качели”, 1766, собрание Уоллес, Лондон; “Праздник в Сен-Клу”, 1775, Французский банк, Париж; “Поцелуй украдкой”, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара — штудий натуры и пейзажей, выполненных в технике сангины, бистра, иногда сепии. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Свидание», «Погоня»).

Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму, игру света. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка!», 1778г.), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг.), тонкостью световоздушных эффектов. Он мастер мимолетного наброска с натуры. В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности, из интимной сферы жизни. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета XVIII в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма XIX-го века.

Биография Жана-Оноре Фрагонара

Жан Оноре Фрагонар родился 5 апреля в 1732 году на юге Франции, в Граccе. Отец художника, Франсуа Фрагонар, был перчаточником. Дела его шли плохо: он попробовал вложить капитал в новое прибыльное дело и разорился. Неудачи заставляют его переехать вместе с семьей в Париж. Подростка сына, Жана-Оноре, устраивают вначале в качестве младшего служащего в контору нотариуса, но он работает там очень неохотно. Тогда в семье решают выполнить его заветное желание — отдают на обучение к живописцу. Так советует и хозяин его, нотариус, заметивший склонность юноши к рисованию. Перейти от нотариуса к художнику во французской ремесленной среде XVIII века — значило лишь изменить специальность, решиться иным способам зарабатывать себе на жизнь.

Учился в Париже у Шардена, Буше, Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761); работал в Париже.

В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея — Лувра.

В 1793 году Фрагонар уехал из Парижа в Грасс. В начале XIX века он вернулся в Париж, где умер в 1806 году, почти полностью забытый.

«Поцелуй украдкой» картина, художник Жан-Оноре Фрагонар | Люди | Истории

13 мая 2016, Люди

Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806) —  великий французский художник. Характерной стилистикой для Фрагонара был стиль Рококо. В живописи он достиг потрясающих результатов, и стал одним из самых заметных художников XVIII-XIX вв. За свою жизнь художник создал большое число замечательных произведений (более 550 картин), однако среди них есть такие, которые заслуживают особого внимания, так как именно они являются теми самыми произведениями, которые делают лицо художника для ценителей прекрасного всех стран и даже всех времён. Одной из самых замечательных картин Жана-Оноре Фрагонара является «Поцелуй украдкой».

Картина «Поцелуй украдкой» в настоящее время находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург и является одним из тех шедевров, которым гордится музей мирового значения. Фрагонар был не только мастером рококо, но также мастером галантной живописи и «Поцелуй украдкой» можно назвать одной из тех работ, которые стали во главе галантной живописи и прославили данный жанр на весь мир. Картина была написана в 1780 году. Размер картины: 45 x 55 см, холст, масло.

Всё происходящее на полотне происходит в маленькой комнате. Через полуоткрытую дверь видна общая зала, где собрались гости. В тихой, полутёмной комнате юноша украдкой целует девушку. Сама девушка выглядит будто бы растерянно и смотрит на дверь, опасаясь, что кто-нибудь может войти и увидеть пикантную сцену. Картина пропитана романтикой любовных отношений, может быть даже запретных отношений, так как дама вполне может быть замужем или иметь кавалера. Последнюю версию подтверждает и прежнее название картины, которое звучит как «Тайная страсть».

Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь

Поэзия жизни

«Поцелуй украдкой»

Продолжая традиции искусства рококо, художник достиг особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. В произведениях Фрагонара встречаются почти все галантные мотивы живописи 18 в.: обнаженные купальщицы, подобные речным божествам, страстные любовные объятия, любовные сценки, часто напоминающие жанровые пикантные картины. Почти все картины художника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.

Стилю Фрагонара свойственна внутренняя свобода, смелость обобщения формы, основанная на цвете, богатстве цветовых оттенков. Он передавал красочность реального мира, использовал теплую золотистую гамму, игру света, тонкость свето-воздушных эффектов (Счастливые возможности качелей, 1766, Лондон, Коллекция Уоллес). В 1771 он создал серию из четырех панно «Любовь пастухов», в 80-е – серию аллегорических композиций «Фонтан любви», «Поклонение розе» и др.

Изменение тенденций рококо

Рокайльная тематика проникает в декоративную живопись России, отразившую парадную нарядность екатерининского и елизаветинского времени. В пасторалях картины реальной действительности подменялись изображениями беззаботной жизни, искусственно возвышенных, экзальтированных чувств. По словам К. Маркса “исторической скверне противопоставляют не знающее развития состояние идиллии”.

Станковым картинам начинают предпочитать эмалевые миниатюры-талисманы. Желание иметь небольшие по формату портреты в медальонах или на табакерках входит в моду. Становится потребностью почти всех завсегдатаев великосветских салонов. Мода на них в России была сильна в то время благодаря работам французских мастеров портретной миниатюрной живописи.

Художник был призван радовать глаз и не тревожить ум и сознание, умилять гармонией форм и красок. В живописные полотна пришла грация настроений, чувственность, беспечная лёгкость, порой тёплый юмор, ощущение жизни как постоянного праздника. В станковой живописи этого времени создаются лучшие детские портреты, очевидно, потому что маленьких персонажей не было необходимостью наделять глубоким душевным содержанием.

Искусство сближалось с бытом, его эталоном становится не героическая исключительность, а обычная жизненная человеческая норма. При частичном сохранении торжественности и официальности изображаемого парадного типажа, характер личности становится мягче и нежнее, поза персонажа непринужденнее.

Светская живопись, как и скульптура эпохи рококо, отказалась от обращения к драматическим сюжетам, а вместе с тем и от развёрнутого познания и отражения реальной жизни

В произведениях живописцев отсутствует действие, в них господствуют отвлечённое элегическое настроение, глубоко интимный подтекст, пристальное внимание к оттенкам настроения. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием

При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.

Список литературы:

1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985. С. 166-167.

2. Гартман К.О. Стили. Ч.1-2. / К.О. Гартман. — М.: Искусство, 2000. — 268с.

3. Грабарь И.Э. О русской архитектуре: Исследования. Охрана памятников. М., 1969. С. 44.

4. Лукомский Г.К. Краткий каталог музея Большого Екатерининского дворца и его исторический очерк. С. 47.

5. Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. Соч. Т. 4. С. 297.

6. Стасов В.В. Декоративно-прикладное искусство XVIII в.//Русское искусство XVIII в. Мю, 1973. С. 81.

7. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII — XX веков / ред. Коллегия: М. Аксёнова, Н. Майсурян — М.: Аванта+, 2006. — 517с.

  • Романский стиль (Романский стиль)
  • Элементы внутреннего и внешнего оформления книги
  • Скульптура малых форм эпохи неолита и палеолита
  • Виды компьютерных преступлений (Компьютерные преступления)
  • Правовые акты управления понятие, виды, юридическое значение
  • Исполнительная власть и государственное управление (Общетеоретические проблемы эффективности государственного управления)
  • Свобода слова и права граждан на информацию
  • Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания (Статус религиозных объединений)
  • Сравнительно-правовой анализ Конституции Российской Федерации и Конституции США.
  • Принцип светского государства и право на свободу вероисповедания
  • Организационно-правовые формы предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса
  • Значение Петра I в развитии русского искусства

Детство и юность

Живописец родился весной 1732 года в городке Грас на юго-востоке Франции в семье перчаточника. Родителей Жана-Оноре звали Франсуа и Франсуаза. Кузен и сверстник художника Оноре Фрагонар прославился как ветеринар и создатель анатомических экспонатов.

Когда Жану-Оноре исполнилось 6 лет, семья Фрагонар переехала в Париж. В 13 лет мальчик начал работать помощником нотариуса. Тяга к живописи привела подростка в мастерские Жан-Батиста Симеона Шардена и Франсуа Буше. В 20 лет он получил премию за картину «Жертвоприношение Иеровоама», а в 23 Жан-Оноре стал членом Королевской академии художеств за полотно «Смерть Кортеса», ныне хранящееся в Лувре.

Скульптура

Мелкая форма и фривольные сюжеты — вот основные черты рокайльной скульптуры. Скульптурным композициям, как и живописи присуща театральность. Материалами для скульптур служили глина, фарфор, керамика.

Лемун. Крещение Господне

Одним из наиболее выдающихся скульпторов можно назвать Жана-Батиста Лемуана. Его творения соответствуют искусству эпохи, им свойственны выразительная интеллектуальность и эмоциональная утонченность. У женских образов Лемуана выражены кокетливость и женственность. На лицах мужчин часто можно наблюдать хитрую улыбку, проницательный взгляд.

Лемун не боится прибегать к приемам живописи в скульптуре, например, накладывает тени при помощи угля.

Лемун. Вертумн и Помона (1760 год)

Другими выдающимися скульпторами эпохи рококо были Фальконе и Пегаль. Их творения были призваны служить украшениями интерьеров, поэтому размеры скульптур — небольшие.

Краткая биография

Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо. Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Наряду с Антуаном Ватто и Франсуа Буше Фрагонар считается крупнейшим автором бытовых картин эпохи конца абсолютизма. Будучи художником, писавшим в стиле рококо, Фрагонар не принял новую эстетику, привнесенную во французское искусство идеями революции.

Слайд 24Утренний кофе (1739) Не всем клиентам нравилось «фирменное меню» Буше, состоявшее из

пасторальных, мифологических и будуарных сцен. Да, надо думать, и сам мастер порою уставал от нимф и пастушек. И тогда из-под его кисти выходили прелестные жанровые сценки — с кукольными женщинами, одетыми по последней моде, хорошо воспитанными детишками и изящными подробностями быта. Пожалуй, самая известная жанровая картина Буше — «Утренний кофе», 1739. Для нее мастеру позировали, по всей видимости, его жена и сестра, а также двое его детей. Пробивающееся в окно солнце окрашивает изысканный интерьер комнаты в нежные тона. Все присутствующие выглядят довольными друг другом, в руках слуги дымится кофейник, детки — ангелы. 

Жан Антуан Ватто.

Предвестием этого направления в искусстве, но и явлением значительно более глубоким, не укладывающимся в рамки какого-то одного направления, был художник Жан Антуан Ватто, создавший в искусстве свой, неповторимый образ. Ватто нашел себя, свою тему, когда приехал в Париж: это так называемые галантные празднества — аристократическое общество в парке, музицирующие, танцующие, праздное; живопись, в которой как будто нет ни действия, ни сюжета, — сцены беспечной жизни, переданные с утонченной грацией. Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем с налетом меланхолии и грусти. Колорит Ватто — одно из сильнейших качеств его дарования — построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, желто-розовых тонов. В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений «Паломничество на остров Цитеру». В этой картине отражена тончайшая палитра чувств, которая прежде всего создана самим цветом. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Театральность характерна для всего искусства XVШ в., и для Ватто особенно. Он не скрывает театрального приема в композиции. Искусство театра не только было модно в век Ватто, театром была вся жизнь общества, которое пишет художник.

Ватто вообще очень близко знал актерский быт и не раз писал актеров итальянской и французской комедии. Делакруа называл технику Ватто изумительной, объединившей Фландрию и Венецию. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу — это вывеска антикварной лавки, которая так и называется «Лавка Жерсена». В ней он возможно хотел показать, как быстротечна «слава мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: