Стажировки и специализация
— Нужно, если есть возможность, но это очень индивидуально.
Сегодня знания вроде информации о композиции общедоступны, но одно дело — выучить, а совершенно другое — усвоить и правильно применять.
В моем случае тяга к рисованию была всегда, несмотря на то что окружение в детстве не особо способствовало творческому развитию. В один момент я просто понял, что могу этим заниматься, и окунулся с головой, хватаясь за все подряд. Возможно, именно такого импульса многим и не хватает.
— Таких областей очень много. Например, я вообще не работаю в индустрии видеоигр, которая огромна и по масштабам, и по деньгам, и по требованиям, которые предъявляют художникам. В этой сфере своя специфика, но художников туда забирают пачками, и они спокойно работают, получая хорошую зарплату. Дизайн видеоигр сегодня мне кажется одной из самых динамично развивающихся индустрий.
В студиях, которые занимаются мобильными играми, большой спрос на специалистов и не очень высокие начальные требования. Но я был в Белоруссии в одной из таких студий, и мне показалось, что специалисты довольно быстро устают и не всегда получают удовольствие от работы. Многие пытаются выйти из этой сферы, но не у всех получается. Не знаю точно, с чем это связано — возможно, со спецификой работы: погружение в нее накладывает на стиль и методы работы художника глубокий отпечаток. В играх легко осесть и потеряться.
Сегодня действительно много возможностей для любого талантливого специалиста. Можно делать то, что действительно хочется, и получить отклик от клиентов из самых разных сфер. Например, мне сейчас интересно изучать традиционные формы рисунка, где все работает иначе: другие формы распространения, оценки, качества, свой спрос.
— В России рынок пока не очень развит, поэтому не стоит надеяться, что абстрактному художнику-аниматору получится здесь реализовать все свои амбиции. Если хочется мультфильмов, стоит попробовать поискать стажировки за границей и получить опыт там. Если хочется работать на фрилансе, как я, надо попытаться найти нишу, в которой ты сможешь проявить себя лучше, чем стандартный художник на Западе.
Важно понимать, что к работам среднего уровня будет мало интереса. Зачем работать с художником из России, с которым еще нужно суметь договориться, если в студиях спецэффектов есть свой набор концепт-художников на фултайме? Они универсальны и умеют рисовать все, от мечей до космических кораблей
У меня же узкая специальность, и именно этим я зацепил. Художественный директор понимает, что космический корабль его ребята нарисуют, фантастических существ тоже, — но я сделаю это намного лучше.
Художница Зоя Мозерт: индивидуальные черты в стиле пин-ап
Настоящее имя Зои Мозерт (Zoë Mozert), — Алиса Аделаида Мозер. Родилась американская художница в 1907 году, в штате Филадельфия. В молодости Зоя работала моделью, чтобы оплачивать художественную школу. Позже Мозерт получила образование в Филадельфийской школе промышленного искусства. Свою карьеру талантливая художница начала в Нью-Йорке, переехав туда в 1932 году.
Как многие могут догадаться, преимуществом Зои Мозерт является ее женский менталитет. Мозерт одна из немногих женщин в пин-ап жанре изобразительного искусства. Характерной и узнаваемой чертой ее картин, является придание индивидуального образа девушкам пин-ап. Также американская художница часто фотографировала себя, делая на основе таких снимков, изображения воображаемых лиц. Которые носили индивидуальные черты самой художницы.
«Пузыри» 1948
Большие фильмы — долгие согласования
— Несмотря на то что у режиссера может быть четкое видение персонажа, художник не может залезть ему в голову и точно понять, что ему нравится, а что нет: здесь может быть множество нюансов. Поэтому в первую очередь я делаю множество набросков-интерпретаций одного и того же персонажа. Пять-шесть вариантов на первом этапе дают возможность зацепиться за один из рисунков. Заказчик в любом случае скажет, что первый вариант не подходит, второй — тоже, а вот третий уже близко. Потом на основе этой зацепки я докручиваю концепт дальше.
Когда скетч уже близок к тому, что хочет клиент, можно, например, переходить к работе с цветом. Кстати, не все художники используют цвет: некоторые занимаются только дизайном самих персонажей
Но это не так важно, потому что работы концепт-художника — это незаконченные наброски, которые важны только на этапе разработки. Практика показывает, что лучше потратить на рисунки меньше времени, но сделать их информативными для клиента
— Я работал рекламным иллюстратором с 2010 по 2014 год, до первого крупного заказа в кино. С точки зрения производства разница не такая большая. Разве что на маленьких проектах скорость согласования быстрее и сам процесс работы короче. Сейчас я сотрудничаю с небольшими продакшен-студиями в Великобритании и США — они могут нанять меня на несколько дней работы во время подготовки презентации для клиента. В итоге получается одна-две недели работы. Если же меня берут на киношный проект, то процесс может затянуться на несколько месяцев.
— Не могу сказать точно, сколько получают штатные дизайнеры, потому что работал только на фрилансе. Приблизительно от 500 до 1500 долларов в день. Больше 1000 долларов получают единичные, зарекомендовавшие себя известные авторы
Но важно помнить, что рынок очень динамичный, на него приходит много молодых художников, а студии далеко не всегда заинтересованы нанимать мастодонтов, которые часто даже не рисуют на компьютере. Клиентам выгоднее брать специалистов, которые умеют работать, например, с 3D
Художник Арт Фрам: курьезный стиль пин-ап
Работы художника пин-ап Арта Фрама (Art Frahm), даже в современном мире могут вызвать недоумение и осуждение. Но публика начала 20-го века, воспринимала картины художника не в эротическом, а в комическом контексте. Основной изюминкой работ мастера были девушки, которые неожиданно попадали в курьезную ситуацию в общественных местах, обнаруживая, что самая пикантная деталь их гардероба, находится не на том месте.
«O-Oh» 1950
Художник Арт Фрам не основывал смешные сюжеты своих работ на чистом воображении. Во времена, когда жил мастер пин-апа, женское нижнее белье существенно отличалось от современных вариантов. В том числе и по удобству и способу закрепления на фигуре. Поэтому такие случаи, с падением интимной части гардероба, были повсеместны в то время и создавали настоящую проблему для прекрасного пола.
«In Need Of Help» 1955
Художник Арт Фрам является уроженцем промышленного города Чикаго и родился в 1907 году. Нужно отметить, что Фрам это не просто художник пин-ап жанра. Он является мастером комиксов, в том числе и в стиле «хобо». И разумеется картины пин-ап у этого живописца, выполнены также в комическом и юмористическом стиле. Наряду с другим известным художником пикантного жанра, Джилом Элвгреном, Арт Фрам является основоположником комического пин-ап, как отдельного направления в этом стиле художественного искусства.
«Going Down» 1956«Number Please» 1957
Кинематографисты
Роман Полански
Один из самых известных польских кинорежиссеров, обладатель премии «Оскар». Его жизнь отмечена трагедиями, что также отражено в его произведениях. Он чудом пережил пребывание в Краковском гетто, его мать умерла в газовой камере.
Анджей Вайда
Обладатель «Оскара» за жизненные достижения в 2003 году, отец современного польского кинематографа, особенно известный своими великолепными экранизациями польской литературы. Он входит в число самых выдающихся режиссеров мира. Особенно ценим за его способность создавать трогательные работы, которые одновременно обращаются к интеллекту зрителя.
Кшиштоф Кесьлевски
Наверное, самый выдающийся польский режиссер последних лет. Он начинал как создатель документальных фильмов, показывающих состояние человека через призму жизни в коммунистической Польше.
Януш Камински
Американский кинематографист и режиссер польского происхождения. Его режиссерский дебют – фильм 2000 года «Заблудшие души». С 1993 года он сотрудничал со Стивеном Спилбергом во всех своих постановках. Он получил статуэтки Американской киноакадемии за фильмы «Список Шиндлера» (1994) и «Спасти рядового Райана» (1999). Лауреат премии Британской киноакадемии (BAFTA) и многих других.
Кристина Янда
Одна из самых известных польских актрис, она сыграла во многих фильмах Анджея Вайды. Своей славой она обязана ролям в политически активном кино после оттепели. В настоящее время в основном выступает в театре и ставит постановки.
Ежи Сколимовски
Режиссер, один из самых оригинальных кинематографистов Восточной Европы. Выпускник киношколы в Лодзи, учился у Романа Полански. Пробовал свои силы в британском киномире. Его фильмы, затрагивающие весомые и сложные темы, захваченные необычайной фантазией, завоевали признание мировой критики.
Анджей Северин
Актер театра и кино. Выпускник актерского училища в Варшаве. Он снялся в таких фильмах, как «Земля обетованная» Анджея Вайды или «Крестьяне» Яна Рыбковского. В 1980 году он начал свою международную карьеру во Франции. В 1993 году он был нанят в одну из самых престижных театральных трупп в мире, Comédie Française. Он сыграл главную роль во французской адаптации «Дон Жуана» Мольера. Он также снялся в таких фильмах, как «Список Шиндлера» Спилберга, «Махабхарата» Питера Брука и «Суд» Марко Беллокки.
Изабелла Скорупко
Актриса и модель, родилась в Белостоке. Маленькой девочкой она вместе с матерью переехала в Швецию. Когда ей было 17 лет, ее заметил шведский режиссер Стаффан Хильдебранд, благодаря которому она дебютировала в фильме «Никто не любит нас так, как мы», став кумиром подростков. Она путешествовала по миру, работая моделью, а также пробовала себя в роли певицы. Однако она вернулась к актерской профессии и в 1995 году снялась вместе с Пирсом Броснаном в одном из фильмов о Джеймсе Бонде («Золотой глаз»). В 1999 году состоялась премьера блокбастера с ее участием, «Огнем и мечом» режиссера Ежи Хоффмана. Также она снялась в таких фильмах, как «Пределы выносливости» Мартина Кэмпбелла и «Повелитель огня».
Иоанна Пакула
Американская актриса польского происхождения. События 1981 года подтолкнули ее к переезду в США, где она начала международную карьеру актрисы и модели. Он сотрудничает с лучшими режиссерами Голливуда. Она появлялась в таких постановках, как «Парк Горького» Майкла Аптена или «Поцелуй» Пена Дешама.
Дичь и деньги
— Мне немного сложно об этом судить, потому что у меня не много опыта работы с нашими заказчиками. А тот, что был, запомнился в негативном плане.
— Честно говоря, это всегда была немного дичь. Как работают в таких случаях на Западе? Нанимая концепт-художника, заказчики подразумевают, что он будет генерировать идеи: «Мы берем тебя на пять дней, и все эти дни ты будешь придумывать разные варианты персонажей и присылать их нам». Ты знаешь, что получишь какую-то конкретную сумму, потому что
Иначе говоря, тебе не доверяют и не уважают как профессионала. Они просят тебя что-то нарисовать, ты соглашаешься, называешь цену, а после слышишь, что это дорого и сейчас они пойдут к кому-то другому. Но это они пришли ко мне, а не я к ним!
Если заказчику нужен какой-то другой формат сотрудничества, то я хочу договориться о фиксированной плате за свою работу, потому что не собираюсь рисовать две недели, а потом узнать, что им что-то не нравится, и работать еще две недели бесплатно. В России часто все сводится именно к этому. Я работаю в течение времени, о котором мы договорились, а потом звонит кто-то из огромного количества менеджеров (а у нас еще всегда сложно понять, кто и за что отвечает) и говорит, что они решили полностью сменить концепцию и все сделать по-другому. Окей, присылайте мне новый бриф, снова платите, и мы начинаем новую работу. Мне же говорят, что просто передумали и хотят за ту же цену получить еще две недели работы. Естественно, никакой художник не хочет работать в таких условиях.
В моем опыте было несколько таких примеров, поэтому я сфокусировался на зарубежном рынке.
— Меня часто спрашивают, что я делаю. Я отвечаю, что рисую и создаю концепты персонажей. А потом узнают цену и начинают удивляться, почему так дорого и как за это кто-то платит.
Художник Фриц Уиллис: картинки утонченного пин-ап стиля
Известные пин-ап художники, такие как Питер Дрибен или Рольф Армстронг, рисуют героинь своих работ в немного преувеличенном стиле. Вкладывая в картины, в том числе и свое воображение. От этого фигуративные женские образы большинства мастеров этого жанра получаются преувеличенными и идеализированными.
«Девушка в белой шляпе» 1965
Совсем по другому рисовал свои картины художник Фриц Уиллис (Fritz Willis). Девушки в работах художника имеют утонченный вид и напоминают классические произведения фигуративных художников XX-XXI века. Основным узнаваемым стилем Уиллиса является акцент на бюсте героинь его пин-ап картин. Художник писал маслом на холсте, придавая образом своих моделей натуральный внешний вид.
Американский художник Фриц Уиллис, родился в 1907 году, в штате Оклахома. В начале 1940-х годов, Уиллис являлся художником-постановщиком «Warner Brothers». Он также специализировался на создании рекламным постеров таких компаний как; «Max Factor», «Sunkist» и «Pepsi Cola».
После контракта с журналом «Esquire» в 1946 году, художник принял участие в пилотном проекте «The Esquire Gallery of Glamour & The magazine» этого издания. Для художника публикация в таком именитом журнале, являлась фиксированной точкой начала карьеры, как творческого человека в этом жанре живописи.