Иван айвазовский

Судьба художника

Ованес Айвазян (таково имя Ивана Айвазовского) родился в Феодосии в купеческой семье. Родители не особенно усердствовали в поддержке художественных талантов старшего сына. И кто знает, что стало бы с будущим маринистом, если бы ему не помог архитектор Яков Кох.

Иван всегда был молодец. С детства — прилежный ученик. Все его хвалили, замечали, продвигали. Кроме, разве что, Таннера, который, хоть и был учителем Айвазовского, но страшно ему завидовал и боялся, что студент подорвёт моду на учителя. Дело дошло даже до жалобы Николаю I. Дескать, посудите, государь, я ему запретил самостоятельные работы писать, а он, наглец, не только ослушался, ещё и выставил их на всеобщее обозрение.

Другие педагоги Айвазовского ценили и всячески двигали его вперёд. Благодаря своим картинам к 22 годам Айвазовский заслужил личное дворянство, после чего с лёгким сердцем отправился на несколько лет за границу учиться уму-разуму. Через четыре года он вернулся модным, свежим, дерзким мастером. Такую звезду, да ещё и мариниста, вовремя завербовал Главный морской штаб России. Тогда ведь штатных фотографов не было, приходилось искать художников.

Айвазовский очень любил играть на скрипке восточные мелодии. Автопортрет . (livejournal.com)

Но недолго строил Айвазовский столичную карьеру — вернулся в родную Феодосию. Чем бы, вы думали, он там занимался? Море писал? Не без того, но не это было основным. Творить Айвазовский мог и без моря — с натуры он делал лишь набросок, а дальше в мастерской додумывал остальное. «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта: сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моей кистью. Набросав карандашом на клочке бумаги план задуманной мною картины, я принимаюсь за работу и, так сказать, всею душой отдаюсь ей…», — признавался художник.

В Феодосии он основал школу живописи, занимался охраной памятников культуры, организовывал археологические раскопки, благоустраивал город и всячески старался ради процветания малой родины. Благодаря его ходатайству в Феодосии появился крупнейший на весь Крым порт.

За более чем 80 лет насыщенной и благополучной жизни Айвазовский написал — внимание! — 6 тыс. картин на морскую тему

И организовал более 100 персональных выставок. Кажется, этот успех повторить ещё никто не смог.

Айвазовский в Кронштадте — ДАВАЙ ПОГОВОРИМ — медиаплатформа МирТесен

Уже по традиции, каждый праздник, близкий сердцу, душе, в народе отмечается с шумным распитием спиртных напитков. Грех не выпить за богатейшим закусками столом в кругу родных, близких людей, а в большинстве случаев вообще сложно устоять перед соблазном.

Сегодня многие люди именно так проводят свое свободное время, отмечая уже классическим способом очередное торжество с застольем, а выпивка – это источник веселья.

Таким любителям также стоит напомнить, что существует всемирный день профессионального алкоголика. Его тоже требуется отметить, чтобы запомнилось надолго.

Главное – не переборщить с выпивкой, иначе на следующий день могут возникнуть определенные сложности дома и на работе.

Особенности национального праздника

Каждый год 20 февраля  официально празднуется всемирный день алкоголика, который для многих современных людей считается важным событием, очередным поводом гульнуть, отметиться в обществе друзей.

Эта дата особенно известна тем любителям, которые живут по главному принципу свое жизни: «Нет повода не выпить». Поэтому любой повод сегодня для них – большое событие, уважительная причина, которую не стоит игнорировать.

Если говорить об исторических фактах и событиях, то это важное торжество зародилось вместе с граненым стаканом, который, по сути, как раз и предназначался для распития спиртных напитков. Всемирный день алкоголика приравнивают к дате 20 февраля, а его начало приписывают далекому 1943 году

Далеко не всем известно, что производился первый граненый стакан в городе Гусь Хрустальный, а его изобретателем считается Вера Мухина

Всемирный день алкоголика приравнивают к дате 20 февраля, а его начало приписывают далекому 1943 году. Далеко не всем известно, что производился первый граненый стакан в городе Гусь Хрустальный, а его изобретателем считается Вера Мухина.

  Но все равно, каждый год 20 февраля официально празднуется всемирный день алкаша, а отмечают его многие люди с алкогольной зависимостью и без таковой.

В этот день можно официально пить, но не стоит злоупотреблять горячительными напитками, иначе 21 февраля пройдет с сильной головной болью и острым похмельным синдромом.

Важно понимать, что 20 число не является официально выходным днем и государственным праздником, поэтому 21 февраля все равно предстоит отправиться на работу, вернуться к своим привычным делам. Именно поэтому важно не переусердствовать в этот профессиональный праздник, тем более его значимость для многих людей (и работодателей в том числе) ничтожно мала

Сегодня некоторые даже не вспомнят, что за день 20 февраля, и в календаре также не учтены такие сомнительные праздники, несмотря на свою всемирную значимость

Именно поэтому важно не переусердствовать в этот профессиональный праздник, тем более его значимость для многих людей (и работодателей в том числе) ничтожно мала. Сегодня некоторые даже не вспомнят, что за день 20 февраля, и в календаре также не учтены такие сомнительные праздники, несмотря на свою всемирную значимость

Всем на заметку

Сегодня по-прежнему присутствуют многочисленные споры, когда официально отмечается всемирный праздник алкаша. Одни приписывают событию дату 20 февраля, а другие считают, что торжество приходится на 11 сентября, когда был выпущен на поток первый граненый стакан от Веры Мухиной.

Есть и та категория скептиков, которые никогда не спорят, а указанный праздник отмечают дважды в год – 20 февраля, 11 сентября, находя лишний повод для выпивки в кругу «собутыльников». Чтобы найти правильный ответ, можно заглянуть в специальный календарь.

В различных источниках подробно описывается не только это специфическое торжество, но и история его происхождения, а также способы весело и незабываемо провести этот зимний день.

Если нет повода собраться с лучшими друзьями в преддверие 20 февраля, можно отметить день алкоголика. Это событие шумное и веселое и вовсе необязательно напиваться, вести себя аморально.

Идей, как достойно отметить это событие множество.

Вид Константинополя и Босфорского залива

«Вид Константинополя и Босфорского залива»

Во время своего путешествия в Османскую империю, Айвазовскому больше всего понравился великий город и его порты, не обошел вниманием автор и сам Босфорский залив

Вернувшись домой, Айвазовский написал картину, которая в 2012 году была оценена в более в чем три миллиона фунтов стерлингов или 155 млн. российских рублей. На картине детально изображены порт Константинополя, мечеть, турецкие корабли, солнце, которое вот-вот готовиться скрыться за горизонтом, но более всего притягивает голубая водяная гладь и дает возможность полотну называться одной из самых известных картин Айвазовского.

О художнике

Иван Константинович Айвазовский родился в семье бедного армянского купца в Феодосии 17.07.1817. С детства он занимался музыкой и рисованием, проявляя уникальные способности к искусству. Он был принят в Симферопольскую гимназию, после чего в 1833 году уехал учиться в Петербург, в Академию художеств.

В 1844 году Айвазовский был назначен художником Главного штаба ВМФ. Маринист поселился в Феодосии на постоянное место жительства в 1845 году. В своем родном городе Айвазовский построил дом по своему проекту, жил и работал до конца своих дней. В 1900 году художник-баталист работал над картиной «Взрыв турецкого корабля». В ночь на 2 мая 1900 года он умер, не завершив еще один шедевр.

Изображения, нанесенные на холст

В незаконченной картине «Взрыв турецкого корабля» основное внимание уделяется горящему кораблю. Остальное полотно не детализировано

Некоторые объекты только очерчены, а морские волны и небо не очерчены полностью. Картины на холсте Взрыв турецкого корабля:

  • корабль охвачен пламенем;
  • падающее дерево прямо в центре взрыва;
  • обломки взорвавшихся в воздухе элементов корабля;
  • лодка, сумевшая проплыть на значительном расстоянии от огненного сияния;
  • на заднем плане горы у побережья;
  • поверхность моря, в которой отражаются отблески огня;
  • голубое небо.

Художнику оставалось совсем немного доделать, но он еще не успел закончить работу. Размер холста с названием Turkish Ship Explosion составляет 6796 см.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского. Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности. Филипп пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять работы на выставке без ведома учителя.

Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе. Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство, — Василий Жуковский, Алексей Оленин. В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем на шесть лет в Европу. Счастливый живописец вернулся в Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкесии.

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда — во Флоренцию и Рим. Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Николаем Гоголем. В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

«Радуга» Ивана Айвазовского / @ivanaivazovsky_official

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам папа римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте прогремела на всю Европу. Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию.

Побывав на островах Греческого архипелага и у берегов Малой Азии, художник собрал большую коллекцию набросков, по мотивам которых была создана картина «Чесменский бой». Вскоре появилась самая знаменитая картина живописца — «Девятый вал».

На пути домой корабль, на котором был Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря. Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. По мотивам морских пейзажей Крыма было создано множество картин, в том числе известное полотно «Море».

В коллекции живописца несколько автопортретов разного возраста, в том числе и с любимым музыкальным инструментом — скрипкой. Памяти встречи с Александром Пушкиным, которая состоялась в 1836 году на одной из выставок, Иван Константинович создал несколько портретов поэта. Среди них «А. С. Пушкин в Крыму», «А. С. Пушкин в Гурзуфе», «Пушкин на берегу Черного моря».

Иван Айвазовский и Анна Саркизова /

В последние годы жизни маринист начал поиски новых художественных приемов, в частности разнообразия цветовой гаммы и отказа от импровизационной манеры письма. Одной из ярких работ, представляющих течение реализма в творчестве автора, стало полотно «Радуга», появившееся в 1873 году.

Айвазовский был известен тем, что часто дарил картины или продавал их ради благотворительности. Так случилось и в 1892 году. Иван Константинович посвятил два полотна раздаче продовольствия американскими филантропами в России из-за разразившегося в то время в центральных районах империи голода.

Работы российского живописца были известны в Америке: Академия художеств уже отправляла за океан 15 работ мастера, которые годом позднее были представлены в Чикаго. Сам живописец посетил Нью-Йорк, где прошла экспозиция его работ, куда вошли те картины — «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи». Полотна были переданы в дар галерее искусств Коркоран.

О авторе

Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия Айвазян) – знаменитый русский художник-модернист и баталист родился 29 июля (17 июля) 1817 года в Феодосии в Крыму. Его отец — армянский купец по фамилии Айвазян (Гайвазовский). Он дал при крещении сыну имя Ованнес, что соответствует русскому Иоанну. Мать художника звали Рипсиме Айвазян.

Айвазовский был меценатом и коллекционером. Кроме того, художник занимал несколько «должностей»: он был и действительным тайным советником и почетным членом различных академий, в том числе и в Европе, а также занимал пост живописца при Главном морском штабе.

Айвазовский обучался в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где занимался написанием пейзажей в классе М. Воробьева. В 1840 г. знаменитого тогда в России живописца отправили в Италию в качестве командировки. Именно здесь он практиковал свои художественные способности в написании баталий. Это помогло ему создать шедевр «Чесменский бой» в 1848 году, а в 1850 «Девятый вал». Тем не менее Айвазовский был страстно влюблен в свою родную Феодосию. Он вернулся сюда и продолжил писать. Благодаря ему здесь появилась рисовальная школа, библиотека и картинная галерея.

Живописца не стало в 1900 году 19 апреля (старый стиль). Его похоронили в Феодосии, на территории одной из армянских церквей, имеющей название Сурб Саркис.

Чёрное море (1881)

Картина написана в 1881 году. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
На полотне изображена буйная стихия. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, почему Черное море было так названо. В хорошую погоду оно спокойное и ласковое, в бурю оно чудесным образом превращается в ревущего монстра.

В его пучине погибли многие суда. Намеком на это становится крохотный корабль, который едва заметен за бурными волнами. Непонятно, терпит он бедствие или борется с разбушевавшейся стихией.

Айвазовский изобразил момент начала бури. Еще достаточно далеко до того момента, как волны поднимутся до невероятной высоты. Но вода уже стала свинцовой, а гребни предвещают шторм. Зрители могут физически ощутить качку. Волны переданы так живо, что, кажется, вот-вот услышишь их шум и ощутишь разлетающиеся брызги.

Биография

Детство и учёба

После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына— Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве— Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке

Феодосийский архитектор Я.Х.Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски

Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию хуожеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филлипу Таннеру Филлипу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии.

Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)

В этом шедевре Айвазовский выразил впечатления и эмоции от поездки в Стамбул. Леандровая башня была построена в 12 веке. Находилась она на маленькой скале около пролива Стамбульской гавани. Она служила маяком и швартом для кораблей и лодок. С вершины башни открывается чудесный вид на пролив. Можно увидеть отголоски строений Константинополя и величественные корабли.

В центре полотна находится сама башня. С окошками, флигелем, небольшим причалом и входом. Перед башней медленно плывет лодка, которая перевозит группу турецких женщин. Их лиц мы не видим, так как они скрыты под паранджой.

На фоне башни виднеются силуэты построек и дворцов. Все они высятся над берегом. Закат отбрасывает дорожку к началу полотна.

Айвазовский создает колоритное полотно, которое кажется объемным. Еще всего мгновение, и мы услышим шум ветра и рокот волн.

Выставки работ И.К. Айвазовского

  • 1835 — Петербург
  • 1836 — Петербург
  • 1837 — Петербург
  • 1841 — Рим
  • 1842 — Неаполь, Венеция
  • 1843 — Париж, Лондон
  • 1844 — Амстердам
  • 1845 — Петербург
  • 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
  • 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
  • 1848 — Москва
  • 1850 — Петербург, Одесса
  • 1851 — Москва, Одесса
  • 1853 — Петербург
  • 1854 — Петербург
  • 1857 — Париж
  • 1858 — Петербург
  • 1860 — Петербург
  • 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
  • 1862 — Петербург
  • 1864 — Одесса
  • 1865 — Петербург, Одесса
  • 1866 — Петербург, Берлин
  • 1867 — Петербург, Одесса
  • 1868 — Тифлис, Петербург
  • 1870 — Петербург
  • 1872 — Москва
  • 1873 — Петербург, Москва, Ницца
  • 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
  • 1875 — Петербург
  • 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
  • 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
  • 1879 — Париж, Мюнхен
  • 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
  • 1881 — Петербург, Москва, Лондон
  • 1882 — Петербург
  • 1883 — Петербург
  • 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
  • 1885 — Берлин, Варшава
  • 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
  • 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
  • 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
  • 1890 — Париж
  • 1891 — Петербург
  • 1892 — Берлин, Одесса
  • 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
  • 1894 — Петербург, Лондон

Крупнейшие собрания работ

Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:

  • Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
  • Государственный Русский музей
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Национальная картинная галерея Армении
  • Петергоф (музей-заповедник)
  • Центральный военно-морской музей

Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.

Хищения картин

Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:

  • В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
  • В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
  • В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
  • В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
  • В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
  • В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
  • В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
  • 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.

Встреча с Пушкиным

В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.

Сумерки в бухте Золотой Рог

За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.

Айвазовский в Италии

Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.

Неаполитанский залив

Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.

Тифлис

Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.

Хаос. Сотворение мира. 1841

Наследие Айвазовского

В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.

«Ночь в Гурзуфе» (1891)

Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850

В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.

  • Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
  • Василий Суриков – художник, который жил в двух временах

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Морское сражение при Наварине

Айвазовский рисовал не только «мирные марины», но и любил изображать батальные сцены ключевых морских сражений. Одной из таких работ стала известная картина Айвазовского – «Морское сражение при Наварине». Могущественный российский флот вместе с союзниками в бою противостоял турецком флоту, который в итоге был наголову разбит. Победа над турецким флотом ускорила развитие национально-освободительной войны в Греции и поразила Айвазовского. Услышав подвиги, автор воплотил бой на полотне. Картина передает всю жестокость морского сражения: абордаж, залпы артиллерийских корабельных орудий, обломки, тонущих моряков и огонь.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского — танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, она была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноше балет.

В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родились четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.

Иван Айвазовский с женой и детьми / @cbskolpino

На фото семья выглядела счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения детей супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание. Брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.

Последнюю любовь художник встретил уже в пожилом возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице — всего 25. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника». Эта работа завершила серию женских портретов в творчестве живописца.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

На необычной площадке — в Детской художественной школе имени М. К. Аникушина (Кронштадт, проспект Ленина, 57) открылась выставка «Кронштадтский рейд». 35 картин и рисунков знаменитого мариниста Ивана Айвазовского предоставили Русский музей, ГМЗ «Петергоф», Центральный военно-морской музей, а также семь частных коллекционеров Петербурга и Москвы.

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Куратор выставки Мария Гадас рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям», что стремилась показать разного Айвазовского.

Самое раннее из представленных произведений — картина «Большой рейд в Кронштадте» была создана в 1836 году и тогда же показана в Академии художеств. Это был дебют девятнадцатилетнего пейзажиста.

Его заметил Пушкин и профессиональная критика того времени. Другое полотно «Марина» относится к 1900 году, буря приближается, небо темнеет. Пришел последний год в жизни художника…

Через год Айвазовского командировали в Севастополь на смотр боевых кораблей. Там он создал серию рисунков «Маневры Черноморского флота», с документальной точностью воспроизведя строй парусников.

Шесть листов представлены на выставке.

Как сообщила нашей газете Тамара Носович, заместитель генерального директора — главный хранитель ГМЗ «Петергоф», серия составила альбом, который хранился в личном собрании Николая I во дворце «Коттедж», ныне входящем в музей-заповедник. В Петербурге рисунки выставляются впервые.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты Айвазовского, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Возникают интересные пары: «После кораблекрушения» и «Закат на море с отдыхающими», «Морской пейзаж с кораблем и шлюпкой» и «Вид на Везувий в лунную ночь».

Федор Достоевский признавал, что «в буре есть вечная красота». Но маринист находил вечные сюжеты и при полном штиле.

Среди редких сюжетов Айвазовского — «Императорская купальня в Феодосии ночью» (1848) из собрания Александра Володчинского (на снимке) и поздний «Пейзаж с мельницей» (1885) из коллекции Александра Киселева. Боевые парусники давно ушли в прошлое. Возможно, ветряная мельница напоминала художнику о них.

«Рейд» стал поводом для знакомств, новых контактов, новых выставочных планов. Выставка организована Музеем истории Кронштадта и проектом «Кронштадт — остров фортов», который был презентован на ПМЭФ-2019.

На вернисаж приезжала Татьяна Гайдук, директор Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

Посещение выставки «Кронштадтский рейд» бесплатное, она работает по 1 сентября с 10.00 до 20.00, выходной — понедельник.

Крымско-европейский период

Весной 1838 г. Айвазовский уехал в Крым. Там он создавал морские пейзажи, занимался батальной живописью. В Крыму он пробыл 2 года. Затем вместе с В. Штернбергом, своим товарищем по пейзажному классу, художник отправился в Рим. По дороге они посетили Флоренцию и Венецию, где состоялось знакомство Айвазовского с Н. Гоголем.

Каждый, кто интересуется биографией Айвазовского, должен знать, что свою манеру написания картин он приобрел на юге Италии. Многие картины европейского периода были удостоены похвалы такого маститого критика, как У. Тернер. В 1844 г. Айвазовский прибыл в Россию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: