Описание портрета петра iii (алексей петрович антропов )

Об авторе

Русский портретист Алексей Петрович Антропов родился 25 марта 1716 г. в городе Санкт-Петербурге, в семье отставного солдата-гвардейца из Семеновского полка. В возрасте 16 лет Алексей поступил на службу в Канцелярию от строений, где одновременно обучался искусству рисования.

Сначала Алексей Петрович Антропов стал учеником, а затем его перевели на место подмастерья в группе живописцев.При коронации императрицы Екатерины в 1742 году художник занимается рисованием картин к торжественным мероприятиям. Далее Алексей Петрович Антропов создает массу произведений искусства для родного Санкт-Петербурга:

  • рисует эскизы ворот у Аничкова моста;
  • расписывает плафоны в Зимнем дворце;
  • создает в Летнем Дворце различные произведения искусства;
  • занимается написанием икон и других картин в Царском селе, а также в Петергофе и Аничковом дворце.

Заказ на роспись собора Андрея Первозванного в Киеве, где была создана знаменитая Тайная вечеря, живописец получил в 1752 году. Это изображение, расположенное за алтарем, является лучшим произведением автора. Тайная вечеря, созданная по мотивам истории из Библии, замечательно подошла к прекрасному убранству собора.

После написания в Андреевском соборе знаменитой Тайной вечери, живописец проследовал в Москву, где расписывал плафоны для Екатерининского дворца.Далее художник возвращается в Санкт-Петербург и поступает служить в Синод наблюдателем за работниками, создающими иконы. Вдобавок, он занимается обучением молодых художников мастерству живописи.Скончался Алексей Петрович Антропов 23.06.1795г. в Санкт-Петербурге от лихорадки, вызванной продолжительной болезнью.

Шесть лет в лагере, ссылка в Инту, реабилитация, работа над воспоминаниями

После ареста Арцыбушева поместили на Лубянку, где он находился 8 месяцев. За это время он прошёл все круги ада, о чем позже он написал в своих воспоминаниях. В 1946 году 30 ноября он был приговорён решение Особого совещания при МГБ к шести годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.

После этого он должен был отправиться в вечную ссылку за полярный круг в Инту Коми АССР. Такой суровый приговор последовал потому, что в ходе допросов из свидетелей по делу было выбито признание о том, что Алексей Петрович готовил «свержение советской власти и восстановление в стране монархии».

Из лагеря его освободили в 1952 году. Пришлось сразу же являться в комендатуру Инты, где ему объявили о том, что он остаётся здесь отбывать вечную ссылку. В любом случае режим здесь был значительно легче по сравнению с лагерями. Ссыльным давали вид на жительство и позволяли самостоятельно трудоустраиваться.

Голгова. Алексей Арцыбушев. Рисунок выполнен в ИТЛ в Инте около 1954 года. В этом городе Алексей Петрович Арцыбушев отбывал вечную ссылку.

Арцыбушев устроился работать в Дом культуры дворником. Кроме того, здесь он работал и художником, например, вместе с Кириллом Ройтером создавал гипсовые памятники советским деятелям. Роспись стен ресторана в Инте позволила заработать ему деньги на строительство из подручных материалов дома.

В Инте будущий монах встречался со ссыльными, вел работу по помощи им. Даже в самые сложные моменты он не прекращал вести церковную жизнь: молился, посещал тайные богослужения, отмечал христианские праздники и т.д. Сюда к нему приехала его жена Варвара и родилась дочь Марина.

А.П. Арцыбушев. Автопортрет. 1947 год. Так выглядел Алексей Петрович во время отбывания срока в лагерях.

В 1954 году ссылка была отменена и, продав дом, а также получив паспорт, Алексей Петрович с семьей уехал в Москву. Здесь мытарства продолжились, так как семья жила в Москве, а ему самому, как бывшему ссыльном, необходимо было жить за 101 километром.

Полное же освобождение пришло только в 1956 году, когда Арцыбушева реабилитировали. После реабилитации он стал членом Союза художников, в девяностых годах участвовал в реставрации Троицкого собора Дивеевского монастыря.

В 2009 году Алексея Петровича приняли в ряды Европейской академии естественных наук. В этом же году наградили медалями Иоганна Вольфгана Гёте и Леонардо да Винчи.

В 2010 году художнику вручили орден чести «За литературное творчество».

Видеоролик: «Авантюрист Арцыбушев». В нём Алексей Перович Арцыбушев рассказывает о своём отношении к процессу канонизации новомучеников и исповедников российских.

7 сентября 2017
в этот день умер Алексей Петрович Арцыбушев

За три года до этого он принял тайный монашеский постриг и постригся под именем Серафима. До конца жизни живой свидетель истории церкви вёл активную жизнь, так, кроме написания книг о годах гонений на церковь, он также активно участвовал в работе комиссии по канонизации новомучеников и исповедников российских.

Он доказывал, что в вопросах канонизации нельзя слепо доверять документам следствия, которые сфабрикованы и подписаны обвиняемыми под пытками.

Встреча с Суворовым

Даже в зрелом возрасте Давыдов любил прихвастнуть, поэтому трудно сказать, произошло ли на самом деле событие, о котором Денис Васильевич рассказывал всем друзьям и знакомым. По его утверждению, однажды в имении Давыдовых гостил великий Суворов, решивший навестить своего старого боевого товарища. К нему подвели 9-летнего Дениса и его младшего брата Евдокима. Полководец внимательно посмотрел на детей и сказал, что еще при его жизни старший сын Василия Давыдова выиграет 3 сражения, а младший пойдет на гражданскую службу.

Это предсказание мальчик запомнил на всю жизнь и старался сделать все, чтобы оно исполнилось.

Слайд 15Творчество художникаСоциальная репрезентативность просматривается не только в помпезных царских портретах,

но и в небольших камерных. В последний период А. П.

Антропов все меньше работает с натуры, но создает много икон. До конца своих дней мастер писал образа «для поднесения высочайшим особам». Художественное наследие А. П. Антропова трудно исчерпать, определив его принадлежность к какому-то определенному стилевому направлению. Мастер испытал воздействие стиля барокко, особенно в ранний период своего развития. В поздних вещах времен Екатерины II можно увидеть отблески классицизма. Однако вернее всего было бы отнести его творчество к раннему реализму. И хотя его реалистическая правдивость ограничивается еще главным образом физическим сходством — глубина человеческой психики для него закрыта, — все же произведения Антропова знаменуют ощутимый сдвиг русского искусства к реализму, зачатки которого относятся еще к петровскому времени.

Слайд 12Творчество художникаВыполнение церковных работ в Киеве могло только укрепить эти

живописные склонности мастера, так как на Украине вплоть до середины

ХVIII века были сильны иконно-парсунные традиции. К тому же не следует забывать, что А. П. Антропов всю свою жизнь писал иконы. Подобная направленность сказалась на целом ряде работ А. П. Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос. музей А.С. Пушкина), а также на многочисленных портретах духовных лиц, которых ему часто приходилось писать в качестве художника, состоявшего при Синоде. Это, в частности, портреты архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ), архиепископа Гавриила Петрова (1774, ГИМ), духовника императрицы Елизаветы Петровны Федора Дубянского (1761, ГЭ), московского архиепископа П. Левшина (1775, Тверская картинная галерея).

Истоки русского портрета

Благодатную почву для этого подготовили еще иконописцы. Постепенно иконы становились реалистичнее, церковные каноны рушились, а в живописи развивалось светское направление.

Дионисий. «Митрополит Петр с житием»

Так, в 1553-1554 гг. церковным собором было дозволено на иконах изображать еще и сюжеты притч, что дало толчок к внедрению в иконопись бытовых мотивов. А некоторые индивидуальные черты при изображении святых были заметны еще на иконах Дионисия (икона митрополита Петра). В летописных сводах передано несколько изображений царя Ивана Грозного, а в Золотой палате Московского Кремля создана целая галерея с изображениями исторических деятелей.

Еще с XVII века были известны парсуны –портретные изображения царей и знати в стиле иконы. В то же время (конец XVII века) возникает и станковый портрет светского характера.

Парсуна «Иван Грозный»

Поначалу он исполнялся в иконописной технике, потом масляными красками

Первично акцент ставился исключительно на изображении лица, а со временем грани портрета раздвигаются: портрет уже рисуют и по пояс, и в полный рост, уделяют внимание и одежде, и композиции, и заднему плану

С открытием Петром І «окна в Европу» в Россию хлынула волна культурных изменений. Ведь в Европе во всю мощь расцвело Просвещение со свойственным ему гуманизмом и обращением к человеку

Это был тот сдвиг в культуре и сознании людей, который обратил внимание живописцев на реальных людей, обладающих индивидуальными чертами, неповторимыми характерами и душой. Художники перенимали опыт своих западных коллег и создавали портреты, изображавшие человека в его взаимосвязи с временем и обществом

Так появились новые жанры, идеи, образы.

Денис Васильевич Давыдов

Давыдов Денис Васильевич

1784 — 1839

Партизан Отечественной войны 1812 года, военный писатель, поэт, генерал-лейтенант (1831). Командуя партизанским отрядом из гусар и казаков, успешно действовал в тылу французской армии. Был близок к декабристам и А. С. Пушкину. Военно-исторические работы, теоретические труды о партизанских действиях. В лирике («гусарские» песни, любовные элегии, сатирические стихи) — новый тип героя — воина-патриота, человека деятельного, свободолюбивого, открытого.

Биография

Родился 16 июля (27 н.с.) в Москве в дворянской семье.

Одним из самых ярких впечатлений детства была встреча девятилетнего мальчика с легендарным А. Суворовым, который напророчил Давыдову его судьбу: «Это будет военный человек…»

Большую часть жизни Давыдов провел на службе в армии, выйдя в отставку в 1832 в чине генерал-лейтенанта. Он храбро сражался в 1806 — 1807 с французами в Пруссии, в 1809 — со шведами в Финляндии, в 1809? с турками в Молдавии и на Балканах, в 1812 — 1814 громил французов в России и гнал их до самого Парижа.

В народной памяти имя Дениса Давыдова неотделимо от Отечественной войны 1812 как имя одного из руководителей армейского партизанского движения, которое сыграло немаловажную роль в победе над Наполеоном.

Это был разносторонне одаренный человек. Первые литературные опыты Давыдова относятся в 1803 — 1805, когда в рукописях получили широкое хождение его политические стихи (басни «Голова и ноги», «Река и зеркало», сатира «Сон» и др.).

Давыдов был связан со многими декабристами, ценившими его стихи, однако от предложения примкнуть к тайному обществу отказался.

В историю русской литературы вошел как создатель жанра «гусарской лирики», герой которой любитель разгульной жизни, вместе с тем человек свободомыслящий, противник насилия над личностью («Гусарский пир», «Песня старого гусара», «Полусолдат», «Бородинское поле». Последнее, написанное в 1829, считается одной из лучших исторических элегий русской романтической поэзии).

Значительным явлением в литературе 1830-х была военная проза Давыдова — его воспоминания о А. Суворове, Н. Раевском, М. Каменском. Поэзию Дениса Давыдова высоко ценил А. Пушкин, с которым его связывала многолетняя дружба.

В последние годы он долго добивался перенесения праха Багратиона на Бородинское поле и в конце концов добился этого, но самому участвовать в церемонии ему не привелось. 22 апреля (4 мая н.с.) он скоропостижно скончался.

Сын, отвергнутый отцом

Из биографии Алексея Петровича известно, что дальнейшие события приняли для него крайне неблагоприятный оборот. Дело в том, что в 1705 году вторая жена его отца – Екатерина, родила ребенка, оказавшегося мальчиком и, следовательно, наследником престола, в том случае, если от него откажется Алексей. В этой ситуации, государь, и прежде не любивший сына, рожденного женщиной, которую он вероломно упрятал в монастырь, проникся к нему ненавистью.

Это чувство, бушевавшее в груди царя, во многом подогревал и гнев, вызванный нежеланием Алексея Петровича разделить с ним труды по европеизации патриархальной России, и стремление оставить престол едва появившемуся на свет новому претенденту – Петру Петровичу. Как известно, судьба воспротивилась этому его желанию, и ребенок умер в раннем возрасте.

Чтобы пресечь все попытки старшего сына претендовать в будущем на корону, а самого убрать с глаз долой, Петр I решил пойти по уже проторенному им пути и заставить его постричься в монахи, как он это сделал когда-то с его матерью. В дальнейшем конфликт между Алексеем Петровичем и Петром I принял еще более острый характер, вынудив молодого человека принять самые решительные меры.

Описание картины Алексея Антропова «Портрет А. М. Измайловой»

«Портрет А. М.Измайловой» написан в поворотный момент становления мастерства Алексея Антропова и признании его одним из самобытных и ярчайших художников своей эпохи. Данная картина наглядно демонстрирует эволюцию творческого мировоззрения Антропова после его обучения у знаменитого итальянского живописца Пьетро Ротари.

Сверх того, портрет выполнен в камерном стиле, когда модель изображена не в полный рост и на нейтральном фоне. А. П. Антропов не забывает о деталях, указывающих на статусные привилегии персонажа, но выходит за рамки, присущие тому же традиционному камерному варианту исполнения

Внимание уделяется мимике лица, деталям в одежде… Наряду с этим Антропов стремится к сохранению реалистичности изображаемой героини, тонко передавая сущность её натуры. Портрет отличается ярким колоритом и контрастом цветовых вариаций. А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны

А самые незначительные детали в одежде тщательно продуманы и закономерны.

Женщина, запечатленная на картине – Анастасия Михайловна, дочь Нарышкина – камергера великого царя Петра, в замужестве Измайлова. Обладая острым умом и стремящаяся к власти, она входила в ближайшую свиту императрицы Елизаветы и имела статус высокопоставленной особы. Своенравную натуру выдают ехидно сжатые в тонкую линию губы и выразительный взгляд карих глаз. Однако как любая женщина, Анастасия Михайловна, в первую очередь, стремится увековечить в памяти потомков свою красоту. Что является непростым делом, ведь на момент написания портрета этой почтенной особе уже было около 56 лет.

Неумолимое желание и стремление дамы оставаться неотразимой, художник сознательно выворачивает наизнанку. Он не скрывает уже порядком грузную и расплывшуюся фигуру женщины. Массивность тела подчеркивает роскошное платье насыщенного синего оттенка, с многочисленными оборками

Красный бант невольно акцентирует внимание на двойном подбородке. Не скрывают увядания некогда славящейся своей красотой Анастасии Измайловы и косметические ухищрения прошлой эпохи: плотно набеленное лицо, излишний слой румян на щеках, напудренные волосы и густо накрашенные брови. Грузность фигуре любимицы Елизаветы Петровны придаёт усыпанный бриллиантами орден с её изображением

Это украшение выдвинуто на первый план, указывая на высокий общественный статус модели и её значимость. Орден – награда и особый знак личного расположения императрицы к члену своей свиты. Проработанный до мельчайших граней каждого из алмазов эта деталь наряда приковывает взгляд, заставляя восхищаться передачей блеска и великолепия ювелирного украшения с помощью живописи

Грузность фигуре любимицы Елизаветы Петровны придаёт усыпанный бриллиантами орден с её изображением. Это украшение выдвинуто на первый план, указывая на высокий общественный статус модели и её значимость. Орден – награда и особый знак личного расположения императрицы к члену своей свиты. Проработанный до мельчайших граней каждого из алмазов эта деталь наряда приковывает взгляд, заставляя восхищаться передачей блеска и великолепия ювелирного украшения с помощью живописи.

Таким образом, хоть А. П. Антропов и не пытается раскрыть внутренний мир Анастасии Измайловой, но искусно и емко выделяет и отображает наиболее значительные и яркие черты её характера.

Интересные факты

  • В молодости Денис Давыдов сочинил эпиграмму на Багратиона, после этого родилась присказка о длинных и коротких носах. Генерал любил отчаянного гусара за храбрость и остроумные шутки и представил его к ордену Святого Владимира в 1800-х годах.
  • В «Дневнике партизана» Давыдов рассказывал, как чуть не погиб от рук соотечественников, потому что ополченцы не заметили на мужчине русский мундир. После этого в боях с французами национальных героев вел в атаку одетый в кафтан, бородатый бравый гусарский командир.
  • Перед смотром военных подразделений в Шампани Денис констатировал, что его подчиненные очень похожи на растрепанных оборванцев и бедняков. Из сукна, найденного на французском складе, он заказал сотню мундиров, и коричневый цвет стал преобладающим в форме гусарских полков.

Фильмы

Костя Давыдов успевал сниматься параллельно с учёбой в «Щуке». В семнадцать он сыграл своег тезку Костю Хохлова в детективном сериале «Закон и порядок: преступный умысел»; в девятнадцать – поработал вместе с Максимом Авериным в сериале «Глухарь. Продолжение», где исполнил роль «ботаника» Юры; в двадцать два – стал Карлушей в детективном сериале «Пасечник»; а в двадцать четыре начал сниматься сразу в двух сериалах: в «Турецком транзисте» Давыдов сыграл Дениса, а в невероятно популярной среди подростков мистической многосерийке «Чернобыль. Зона отчуждения» ему досталась роль главного героя – Паши Вершинина.

По сюжету сериала герой Константина Давыдова Паша Вершинин и четверо его друзей в погоне за вором, умчавшимся на мотоцикле с крупной суммой денег, оказываются в зоне отчуждения – в реально существующем «мёртвом» городе Припять. Его жители бросили свои дома вместе со всем имуществом и бежали подальше от радиационного заражения после аварии на Чернобыльской АЭС.

На роль Паши Вершинина, кроме Константина Давыдова, претендовало ещё около тридцати молодых актёров. Кастинг был очень трудным, но Костя не думал об этом: он просто выполнял задачи режиссёра, выкладываясь по полной. Когда Константин узнал, что утвердили именно его, он понял, что это настоящая профессиональная победа, начало трудной работы, в том числе, над собой.

Константин Давыдов в сериале «Чернобыль. Зона отчуждения»

Сериал «Чернобыль. Зона отчуждения» — довольно сложная для молодых актёров работа, хотя бы уже потому что многие опасные трюки они не отдают каскадерам, а выполняют сами. Тут нужна не только хорошая физическая подготовка, но и умение преодолеть себя, свои страхи.

В реальной жизни Константин сильно нервничал, садясь не только за руль, но даже на пассажирское место в автомобиле – сказывалась авария, в которую он однажды попал. Но по сценарию сериала ему предстояло выполнить в машине сложные трюки. Преодолеть страх помогли занятия с каскадёрами. В итоге актёр справился с поставленной режиссёром задачей на «отлично».

Актеры сериала «Чернобыль. Зона отчуждения»

Высоты молодой актёр боялся ещё больше, чем автомобилей. Но однажды герою Константина пришлось залезть на тридцатиметровое колесо обозрения. Ему предстояло добраться до самого верха, а потом спустить вниз героиню актрисы Кристины Казинской Аню. Костя Давыдов сыграл весь эпизод сам, не меняясь с каскадёром. Это был настоящий профессиональный подвиг.

Иногда в съёмочный процесс вмешивалась непредсказуемая погода: в жару актёрам приходилось надевать пуховики, а в ледяной ветер, наоборот, ходить раздетыми, как будто им жарко. Но все эти производственные трудности, зритель вряд ли заметит, потому что они остались за кадром.

Описание и цветовая палитра полотна

Картина «Портрет Петра III» — пример классического изображения монарха в торжественной обстановке. Алексей Антропов показал императора в воинственной, внушительной позе, облаченным в мундир Преображенского полка. В одной руке он держит жезл маршала, другая лежит на поясе, на эфесе шпаги. Символизма полотну «Портрет Петра III» придает картина на заднем плане, в проеме арки, изображающая конное сражение. Слева от императора Алексей Антропов изобразил столик с подушкой, на которой лежат корона и держава, справа – кресло с мантией.

Однако, несмотря на обилие регалий, претенциозный облик и претензию на величие, «Портрет Петра III» не скрывал слабости, тщедушности и несуразности нового монарха: расплывшаяся фигура, узкие плечи, маленькая голова, расслабленное, будто сонное выражение лица. Жалкий внешний вид урожденного Петера Ульриха, которого Алексей Антропов не сумел, или не захотел спрятать за роскошным фасадом композиции «Портрет Петра III», отражал внутренние пороки, ставшие причиной его скорого падения и репутации худшего императора России.

Как и в большинстве подобных работ, при написании полотна «Портрет Петра III» Алексей Антропов использовал теплую, насыщенную гамму оттенков. В композиции преобладают следующие цвета:

  • Серо-коричневый.
  • Насыщенный красный.
  • Кремово-белый.
  • Золотистый.
  • Изумрудно-зеленый.
  • Черный.

Фон картины «Портрет Петра III» выполнен в приглушенных, серовато-коричневых оттенках, на контрасте с которыми фигура на переднем плане кажется еще ярче. Самым заметным акцентом в композиции Алексей Антропов сделал изображение императора, уравновешиваемое с трех сторон красной тканью.

Краткая биография автора

Алексей Антропов появился на свет ранней весной 1716 г., в г. Санкт-Петербург. Отец его был чиновником Канцелярии от строений. Именно в этом учреждении начал свое обучение будущий художник в 1732 г. С 1739 г. Алексей Антропов входит в состав «Живописной команды», организованной одним из его учителей Вишняковым. В 1742 г. молодой живописец был приглашен в качестве декоратора коронационных торжеств в честь Елизаветы Петровны. С этих пор он получает крупные заказы от императорского двора – декорирует дворцы, пишет иконы, расписывает залы.

В 1750-х г. Алексей Антропов совершенствует свое мастерство, обучаясь у портретиста Пьетро Ротари. В Москве художник знакомится с меценатом и влиятельным политиком Шуваловым, который берет его под свое покровительство – сначала дает ему место преподавателя Московского университета, затем – рекомендует художника мастером живописи в Синод. Там, на должности надзирателя за художниками и иконописцами Алексей Антропов работает до конца своих дней. Именно Синод посылает его в качестве лучшего живописца, чтобы написать портрет Петра III в 1762 г. Параллельно он организует частную школу, обучает молодых живописцев. Умер Алексей Антропов в начале лета 1795 г. Покоится прославленный живописец в Александро-Невской лавре.

Интересные факты

«Портрет Петра III» — одна из известнейших отечественных картин в этом жанре, она помещена в большинство учебников по истории того периода, часто встречается исторических трудах. Несколько интересных фактов о об этом произведении:

  1. «Портрет Петра III» — первое парадное изображение русского монарха, выполненное отечественным художником.
  2. За свою работу Алексей Антропов получил невероятную для того времени награду в 400 рублей.
  3. «Портрет Петра III» получил высокую оценку не только со стороны натурщика, но и от главного правительственного органа светской власти Сената – он закал художнику копию картины.
  4. До того, как за работу взялся Алексей Антропов, портрет Петра III написал и живописец Федор Рокотов, но император остался недоволен результатом и приказал найти другого художника.

Когда «Портрет Петра III» был продемонстрирован широкой аудитории, некоторые придворные сказали, что художник издевается над императором, представляя его в столь жалком виде, намеренно искажает его образ. Однако, большинство современников видело, что Алексей Антропов только не стал лукавить и изобразил монарха ровно таким, каким он был на самом деле – слабым, нелепым и не способным справиться с той грандиозной властью и ответственностью, что выпали на его долю.

↑ Первые самостоятельные работы

Художник Антропов работал в стиле барокко, это стиль был популярен в те годы, однако, уже в своих ранних работах он вносил в свои произведения черты реализма, чем во многом опередил свое время.

Первой самостоятельной работой Антропова становится роспись храма, построенного в честь Андрея Первозванного. Храм этот был построен в Киеве. Особенно выделяется фреска «Тайная вечеря», которая сочетает в себе как традиции итальянской живописи эпохи Возрождения, так и традиции русской иконописи.

В 1752 году художник приезжает в Москву, где происходит его знакомство с покровителем искусств Иваном Шуваловым. Благодаря своим талантам и покровительству мецената, Антропов становится преподавателем «живописного мастерства» при Московском государственном университете. Позже он переезжает в Петербург, где основывает собственную частную школу живописи.

Этот период становится самым плодотворным в жизни художника: именно в эти годы он пишет наиболее известные свои портреты влиятельных людей того времени. Художник прожил долгую жизнь, он скончался в 1795 году и был погребен в Петербурге, в Александро-Невской лавре. 

Художник Антропов Алексей Петрович.. — ru_art links

Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.

В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.

Апостол Андрей

Апостол

Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе

Тайная вечеря. Заалтарный образ

В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.

Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского

Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского

Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры

Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.

Портрет Анны Ивановны Колычевой

Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве

Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой

Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора

Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова

Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина

Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной

Портрет графини Елизаветы Воронцовой

Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной

Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой

Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой

Портрет графины Анны Воронцовой

Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы

Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина

Портрет Екатерины II Великой

Портрет Императора Петра I Великого

Портрет Императора Петра I Великого

Портрет Императора Петра III

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

Портрет Императрицы Екатерины II Великой

Портрет Императрицы Елизаветы Петровны

Алексей Петрович Антропов

АНТРОПОВ Алексей Петрович (1716—1795) — живописец-портретист. Его живопись
связана с традицией парсуны, но уже несет на себе приемы стиля барокко (наиболее
известны «Портрет Петра III» (1762), «Портрет А. И. Измайловой» (1759), «Портрет
А. В. Бутурлина» (1763).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 20.

АНТРОПОВ Алексей Петрович(1716-1795),
русский художник. Учился с 1732 в Канцелярии от
строений у А. М. Матвеева, с 1739 работал там же с
И. Я. Вишняковым. В служебные обязанности
Антропова входило, совместно с Синодом,
наблюдение за состоянием иконописи. Участвовал в
выполнении декоративных росписей дворцов в
Петербурге (1744 — 50), его пригородах и в Москве,
Андреевского собора в Киеве (1752-55).

Антропов известен как портретист.
Среди работ Антропова можно отметить как
парадные портреты Петра III (1762), архиепископа С.
Кулябки (1760), так и камерные портреты А. И.
Измайловой (1759), атамана Ф. И. Краснощекова (1764), А.
В. Бутурлина (1763), М. А. Румянцевой (1764) и др.


Л. И. Вдовина

Антропов Алексей Петрович (1726-1795)
— главный живописец Святейшего Синода,
академик Имп. Акад. Худож., род. 17 марта 1716 г., умер 23 июля 1795 г.,
был предпоследним ревизором иконописания при Св. Синоде, учитель
знаменитого Левицкого, ученик Андрея Матвеева (Кобылина). Уже с 15-ти
лет А. учился живописи у разных мастеров и в 1739 г. принят учеником в
канцелярию строений; в 1752 г. послан в Киев для исполнения живописных
работ в отстраивавшейся, по проекту графа Растрелли, церкви Андрея
Первозванного; при чем как образа для иконостаса, так купол и стены были
писаны им самим без всякой посторонней помощи. Успев окончить работу в
четыре года (1752 — 1756 г.) А. А — в из Киева явился в Москву и там
выполнил в месяц 2 плафона в Гловинском дворце, где жила государыня.
Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера в живописи. В
портретах Алексий Петрович А-в следовал манере Ротари. Портрет
посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма
удачно написанный, составил А. хорошую репутацию в Петербурге, где к
нему весьма охотно обращалась с заказами тогдашняя петербургская знать.
Заслужив известность, А-в был приглашен Шуваловым в Москву на службу в
университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию
Художеств, но так как это не состоялось, то по рекомендации Шувалова А.
П. А-в определен был (1761) в Синод живописцем, на обязанности которого
лежало наблюдение за копировщиками икон, с жалованьем по 600 р. в год,
для того времени очень большим. К коронации Екатерины II А. в числе
других живописцев отправлен в Москву для содействия Жану Девельи в
писании эпизодов коронования. Тогда он написал портрет императрицы в
белом платье во весь рост, с регалиями, в порфире и короне. Оригинал
сохраняется в Синоде в числе 8 произведений А. П., который до конца
своих дней учил учеников и писал образа для подношения императрице и
портреты.

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон
Энциклопедический словарь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: