Рафаэль санти: жизнь и творчество художника

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

Презентация на тему: » Рафаэль Санти (14831520), итальянский живописец и архитектор. Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти. В 1500 г. переехал.» — Транскрипт:

2

Рафаэль Санти ( ), итальянский живописец и архитектор. Родился 26 или 28 марта 1483 г. в Урбино в семье художника Джованни Санти. В 1500 г. переехал в Перуджу и поступил для обучения живописи в мастерскую Перуджино. Тогда же Рафаэль выполнил первые самостоятельные произведения: сказались навыки и умения, перенятые от отца. Наиболее удачные из его ранних работ «Мадонна Конестабиле» ( гг.), «Сон рыцаря», «Святой Георгий» (обе 1504 г.) Почувствовав себя состоявшимся художником, Рафаэль в 1504 г. покинул учителя и переехал во Флоренцию. Здесь он упорно работал над созданием образа Мадонны, которой посвятил не менее десяти произведений («Мадонна со щеглёнком», гг.; «Положение во гроб», 1507 г., и др.). В конце 1508 г. Папа Римский Юлий II пригласил Рафаэля переехать в Рим, где художник провёл заключительный период своей короткой жизни. При дворе Папы он получил должность «художника апостольского Престола». Главное место в его творчестве теперь заняли росписи парадных покоев (станц) Ватиканского дворца.

3

В Риме Рафаэль достиг совершенства как портретист и приобрёл возможность реализовать своё дарование архитектора: с 1514 г. он руководил строительством собора Святого Петра. В 1515 г. его назначили комиссаром по древностям, что подразумевало изучение и охрану античных памятников и контроль за раскопками. В Риме было написано и самое известное из произведений Рафаэля «Сикстинская Мадонна» ( гг.). В последние годы жизни популярный художник был настолько загружен заказами, что ему приходилось перепоручать их выполнение ученикам, ограничиваясь составлением эскизов и общим контролем за работами. Умер 6 апреля 1520 г. в Риме. Трагедией гениального мастера стало то, что он не смог оставить после себя достойных преемников. Однако творчество Рафаэля оказало огромное влияние на развитие мировой живописи.

4

Творчество Санти может считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения.Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было «Преображение Господне» (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Жизнь Рафаэля Санти была непродолжительной, но и отпущенного судьбой времени оказалось достаточно для того,чтобы о нем вспоминали как об одном из великих мастеров Высокого Возрождения. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Принимавших участие в создании и украшении Ватикана — Рафаэля и Микеланджело, который был тоже старше Рафаэля, но после его смерти прожил еще много лет. Прах его был похоронен с теми почестями, которые заслужил столь благородный дух, и не было художника, который не заливался бы горькими слезами и не проводил бы его в последний путь.

5

Беременная женщина(1506) Мадона Бальдаччино ( ) Сикстинская Мадонна ( ) Лоджия Психеи в вилле Фарнезина( ) Папа Лев X Медичи( ) Лоджия виллы Мадама, Рим (начата в 1516) Венера, Церера и Юнона в лоджии Виллы Фарнезина (1569)

6

Папа Юлий II делла Ровере’ ( ) Битва святого Георгия с драконом Сикстинская мадонна ( )

Популярные темы сообщений

  • Краб Крабы — живые организмы, которые обитают в воде и на берегах у водоемов, относятся к членистоногим класса ракообразные. Это животное можно встретить практически в каждом уголке планеты.
  • Сурикат Сурикатов относят к хищным млекопитающим из семейства мангустовые. Основными ареалами данного вида являются Южная и Юго-Восточная Африка, Ангола и Ботсвана. Обитают в пустынях, полупустынях и саваннах Калахари, Карроо.
  • Древнеегипетский Бог Анубис Мир древнеегипетских богов — это мир тайн, удивительных историй с невероятными героями, в которых существует немало сюжетов как с положительными, так и с отрицательными персонажами.

Интересные факты о художнике

  • Рафаэль Санти родился в семье придворного поэта и художника, и сам был любимым живописцем власть имущих, легко и уютно чувствуя себя в светском обществе. Тем не менее происхождения он был невысокого. Он остался сиротой с 11 лет, а его опекун годами судился с его мачехой за семейное имущество.
  • «Сикстинскую мадонну» знаменитый живописец написал по заказу «черных монахов» – бенедиктинцев. Он создавал свой шедевр на огромном холсте, один, без участия учеников или помощников.
  • Историк живописи Вазари, а за ним и другие биографы Рафаэля говорят, что в чертах  многих «мадонн» воплощена дочь булочника Маргарита Лути, известная как Форнарина. Одни полагают ее расчетливой развратницей, другие – честной возлюбленной, из-за которой художник даже отказался жениться на женщине знатного происхождения. Но многие искусствоведы считают, что все это – романтический миф о любви, а истинные отношения Рафаэля с женщинами не известны никому.
  • Картина художника, под названием «Форнарина», изображающая натурщицу в полуобнаженном виде, стала объектом страстных обсуждений медиков. Голубоватое пятно на груди модели послужило поводом предположений, что у модели был рак.
  • Тот же Вазари доносит сплетни о том, что, будучи папским живописцем, художник на самом деле не верил ни в Бога, ни в черта. Это маловероятно, хотя довольно известно высказывание одного из пап того времени: «Сколько прибыли принесла нам эта сказка о Христе!»

Ранняя карьера в Умбрии

В начале своей карьеры Рафаэль работал в различных местах Умбрии и Тосканы. С 1504 г. до 1508 г. он много работал во Флоренции, и это время, как правило, называют его флорентийским периодом, хотя на постоянное место жительства в этом городе он никогда не оставался.

Хотя по описанию Вазари Рафаэль становится учеником Перуджино до смерти отца, вероятно вымысел. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. 1503 г.; Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. 1503 г.; Пинакотека, Ватикан).

Ранние картины содержат много характерных особенностей Перуджино: стройное телосложение фигур, чьё изящество зачастую подчёркнуто балетными позами; кротость мимики; и формальность пейзажного фона, заполненного деревьями с невероятно тонкими стволами. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г.; Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Обе композиции во многом похожи, но Рафаэль значительно превосходит Перуджино в изяществе и прозрачности.

Рафаэль был явно одаренным, как это видно из обращения Пинтуриккио, в то время одного из ведущих художников в Италии. Рафаэль предоставлял подробные композиционные рисунки, из которых двое сохранились (1502-03 гг., Галерея Уффици, Флоренция; Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк), для фрески в библиотеке Пикколомини в Сиене.

«Распятие Монд» (The Mond Crucifixion) 1502-1503 гг., в картине очень чувствуется манера Перуджино.

картина Рафаэля — Коронование Богоматери (The Coronation of the Virgin), 1502-1503 гг.

Обручение Девы Марии (The Wedding of the Virgin) самая утончённая работа Рафаэля за этот период.

«Святой Георгий и дракон» (Saint George and the Dragon), небольшая работа (29 x 21 см) для двора Урбино.

Античное влияние

После потрясающего дебюта в Ватиканских залах, с 1514 года, все сильнее влияет на мастера античное искусство. Известными стали в это период не только грандиозные творения античной скульптуры, но и произведения античной живописи. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». После смерти Браманте Санти стал не только строителем собора Святого Петра, но и хранителем древностей. Чаще сказывается теперь благоговение перед античным искусством в его самостоятельных работах. Мастер выполнил заказ по оформлению одного из коридоров Ватикана — Лоджии, использовав содержание своей тетради с античными этюдами.

«Нет такой вазы и статуи, — говорит Вазари,— нет такой колонны или такой скульптуры, которых не срисовал бы Рафаэль и которыми он не воспользовался бы для украшения лоджии». Не следует при этом забывать, что из всех этих заимствований Рафаэль создал самостоятельное целое. Он создал творение, которое возрождая, старое, является вместе с тем одним из прекраснейших образцов декоративного искусства Ренессанса.

Выражая свое поклонение античному миру игриво-кокетливым орнаментом, Рафаэль также подчинялся стилистическому влиянию древнего искусства.

Наряду с античной живописью, он подражал и античной скульптуре. Его уже не увлекает проблема пространства и красочности. Характерным примером может служить написанная для виллы Фарнезина фреска «Триумф Галатеи». Только главная фигура навеяна современным ему произведением — «Ледой» Леонардо. Все прочие детали — морской кентавр, нереиды, тритон, гений на спине дельфина — заимствованы из барельефов на античных гробницах.

Триумф Галатеи

Фигуры на распалубке свода также выступают из пустоты с пластическим рельефом изваяний. Гений Рафаэля сказался здесь в той играющей легкости, с которой он вписал персонажи в обрамляющие их треугольники.

Доказательством удивительной разносторонности Рафаэля является тот факт, что он и теперь еще владел значительным умением выражения реалистических черт, позволившим ему создать ряд портретов, принадлежащих, наряду с портретами Тициана, к величайшим явлениям портретной живописи чинквеченто. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. Но портреты доказывают, что Рафаэль и теперь еще продолжал изучать природу, что именно это упорное изучение природы позволяло ему оставаться гениальным рисовальщиком и живописцем. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.

Присмотритесь к портрету Кастильоне! Воплощение сильной личности, умного политика, гордого мужчины. Бальдассаре в портрете Санти обрел максимально полное олицетворение.

Портрет Бальдассаре Кастильоне

Изменяется живописец и в качестве творца Мадонн. Они теперь не так нежны как раньше, теперь они величественны. Место прежних кротких существ заняли более героические женские образы могучего телосложения, со смелыми движениями. К римскому этапу относится известная «Мадонна Альба». Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. Она обнимает рукой детей, один из которых, Иоанн, подает другому собранный тростниковый крест. Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. Группа фигур связана с окружающим ландшафтом, так что ощущается безупречная пространственная композиция, которая была величайшим достижением Рафаэля. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Фоном служат уже не мягкие холмы долины Арно, а строгие формы Кампаньи, оживленные античными развалинами и акведуками.

Алтарная живопись, портреты и архитектура

Хотя художник отдает все силы работе над оформлением папского дворца, он одновременно выполняет заказы на изготовление алтарных образов для церквей. Рафаэль рисует картины «Святая Цецилия», «Несение креста» и многие другие. Последнее его произведение — это «Преображение» («Уход»), величественное полотно, в котором проглядывают черты барокко. Рано ушедший мастер не успел завершить этот шедевр, и его дописывал его ученик Джулио Романо по эскизам учителя.

Огромную известность маэстро завоевал не только картинами на религиозные темы. Значительное место в его творчестве занимают портреты. В 1506 году был написан широко известный автопортрет Рафаэля, который выставлен в флорентийской галерее Уффици.

В 1512 году художник нарисовал портрет папы Юлия II, отличающийся невероятной живостью изображения. Также он создал портрет своего друга, художника и дипломата Бальдассаре Кастильоне и великолепный портрет молодого банкира Биндо Альтовити, одно из лучших творений эпохи Возрождения. В последние годы жизни маэстро написал свой «Автопортрет с другом». Кто именно изображен рядом с ним, неизвестно.

В настоящее время насчитывается более 400 рисунков Рафаэля: как самостоятельных произведений, так и набросков картин. По многим из них были созданы гравюры, благодаря чему до нашего времени дошли некоторые из утраченных произведений мастера. На свой рисунок, по обычаю художников того времени, Рафаэль помещал сочиненный им краткий стих.

Маэстро был не только великолепным художником, но и выдающимся архитектором. Он достроил ватиканский дворец с лоджиями. По его проекту была возведена капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо, палаццо Видони-Каффарелли и многие другие великолепные здания. Крипта капеллы Киджи описана в книге «Ангелы и демоны» американского писателя Дэна Брауна.

Зрелое творчество

В 1508 г. Рафаэль Санти переезжает в Рим, где будет проживать до конца жизни. Там он был назначен художником папского двора. Первой работой стали фрески в Станце делла Сеньятура. Самыми выдающимися считаются:

«Парнас». Здесь запечатлен Аполлон, фигуру которого окружают музы и поэты. Композиция состоит из 28 персонажей.

«Афинская школа» показывает зрителю древних философов. В образе каждого из них художник представил одного из знаменитых современников. На фреске около 50 фигур.

Работы получили одобрение папы, поэтому автору было получено расписать еще 3 станцы. Для выполнения задания Рафаэль решил привлечь подмастерьев.

Одной из лучших фресок, принадлежащих его собственной руке, считается «Триумф Галатеи», созданная в 1511 г. для Агостино Киджи, банкира-покровителя искусств. Размер – 2,95 х 2,24 м.

Среди достижений Рафаэля Санти – работа над декором Сикстинской Капеллы. Ему было поручено создание 10 картонов, на основе которых были вытканы шпалеры.

До наших дней дошло около 400 рисунков. Среди них наброски и эскизы к картинам, в т. ч. к утраченным, есть несколько самостоятельных произведений. Большая часть таких работ была использована его учениками для создания реплик и творческих вариаций. С них также делали гравюры.

Некоторые из своих картин Рафаэль Санти сопровождал сонетами собственного сочинения.

Сикстинская мадонна

За время проживания в Риме художник написал всего 10 Мадонн. Но одна из них стала его главным шедевром. Она предназначалась для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Размер полотна 2,65 × 1,96 м. В отличие от большинства аналогичных работ того времени, «Сикстинская мадонна» написана на холсте, а не на дереве. Основания для выбора Рафаэлем этого материала неизвестны.

Уникальной стала и композиция шедевра. Мадонна и окружающие ее фигуры формируют треугольник, в который оказывается вписан и зритель. У смотрящего на картину человека складывается впечатление, что Богоматерь спускается ему навстречу.

На картине религиозная идеальность сочетается с человечностью. Планировалось, что она будет расположена перед крестом. Поэтому на лицах персонажей читается скорбь, которую они испытывают, глядя на распятого Иисуса.

Задний фон издали кажется облаками, но всмотревшись зритель понимает, что это головы ангелов.

Сикстинская мадонна

Эволюция мастерства и творческого видения Рафаэля лучше всего видна по его Мадоннам. За свою жизнь он написал 42 изображения Богоматери. Первые из них были выполнены в стиле кватроченто – сухие образы, фронтальный взгляд, спокойные лица.

Эмоции, тревога за своего ребенка и одновременно гордость, проявляются уже на флорентийских работах. Полотна позднего периода несут первые следы барокко – изменяются пропорции фигур, преобладают мрачные тона.

Рафаэль Санти из Урбино : биография

06 апреля 1483 — 06 апреля 1520

великий итальянский художник эпохи Возрождения

При дворе урбинских герцогов служил в XV веке придворным живописцем и поэтом Джованни Санти. Именно в его семье 6 апреля 1483 года появился на свет мальчик, получивший имя Рафаэль. Джованни Санти не мог похвастаться ни древностью рода, ни богатством, но зато обладал тонким чувством прекрасного, твердой рукой художника и богатейшим воображением. Все это достояние в надлежащий срок он передал своему сыну Рафаэлю и познакомил мальчика с прекрасным миром искусства. Герцог Федерико да Монтефельтро высоко ценил своего живописца. Вероятно поэтому Рафаэль сблизился с его сыном Гвидобальдо, и его покровительство сыграло значительную роль в жизни будущего гения.

В восьмилетнем возрасте Рафаэль лишился матери, а три года спустя, в 1494 году, скончался и его отец. Мальчик остался на попечении своего дяди Бартоломео, и тот пристроил его в мастерскую придворного живописца, заменившего при дворе герцогов отца Рафаэля. Будущий художник многому научился у Тимотео Вити, открывшего ему тайны своего ремесла. Через пять лет Рафаэль уехал в Перуджу и поступил учеником в мастерскую художника умбрийской школы Перуджино. Здесь он так увлекся творчеством своего учителя, что этот период его жизни получил впоследствии наименование «перуджиновского». В 1503 году (по другим данным, в 1504) Рафаэль получил один из первых самостоятельных заказов – создать алтарный образ в церкви Сан-Франческо городка Чита ди Кастелло. Произведение «Обручение Марии» считается завершением раннего периода творчества Рафаэля.

Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Raffaello Santi — Madonna Sistina

Учитель Рафаэля, Перуджино, перебрался во Флоренцию вместе со своей мастерской в 1503 году, но молодой мастер из-за заказа смог отправиться за ним лишь годом позже, осенью. Флоренция дает Рафаэлю новые творческие впечатления, и он начинает понимать, что каноны умбрийской школы слишком узки для его творчества, что они стесняют его и не дают развернуться во всю мощь. Перуджино познакомил Рафаэля с мастером архитектуры и строительства из Флоренции Баччо де Аньоло, мастерская которого в то время была местом встреч величайших художников, зодчих и скульпторов Флоренции. Захаживали сюда и аристократы. Именно здесь Рафаэль знакомится с Таддео Таддеи, ставшим позже его покровителем.

Четыре года работы Рафаэля во Флоренции дали миру знаменитые сегодня картины с изображениями мадонн. «Мадонна Конестабиле», созданная с 1500 по 1502 годы, сейчас хранится в Эрмитаже. Следующей работой Рафаэля на этой стезе стала «Мадонна в зелени». В этом полотне явно ощущается влияние великого да Винчи, но в то же время четко видна рафаэлевская уникальная пластика. Картина «Мадонна дель Грандука» создана около 1505 года, и практически одновременно Рафаэль закончил «Мадонну с безбородым Иосифом». А вершиной цикла считается ошеломляющая гармонией «Мадонна со щегленком». Не исключено, что все эти женские образы Рафаэль создал, тоскуя по своей матери, ушедшей от него слишком рано. Но точно одно – от работ других художников того времени, пишущих полотна на религиозные темы, картины Рафаэля отличаются очень существенно. Они наполнены жизненностью, реальностью мира и нарушают принятые тогда классические каноны.

В 1507 году Рафаэль заканчивает «Прекрасную садовницу», в которой слиты идеалы материнства, красоты и женственности – настоящих земных чудес. Огромной мощью и тоской дышит другое полотно – «Положение во гроб», созданное в том же году по заказу Аталанты Бальоне, трагически потерявшей сына. Даже современников Рафаэля поразила в этой картине точность изображения человеческого тела и всех его анатомических особенностей.

По указанию папы Юлия II Рафаэля, уже получившего немалую известность, в 1508 году приглашают в Рим. Ему поручена роспись парадных апартаментов старого Ватиканского дворца. Впоследствии эти «станцы» Рафаэля стали знаменитыми. Правда, сначала Юлий II предоставил лишь малую площадь для росписи – в качестве испытания. Но, ознакомившись лишь с началом работы художника, отстранил других живописцев и предоставил Рафаэлю полную свободу действий. Сразу по окончании этой работы, занявшей три года, Рафаэль получает следующее задание и с 1511 года до 1514 года расписывает «Станцу де Элиодоро», другое помещение дворца, а в 1515 году приступает к работе над росписью «Станцы дель Инчендио».

Читайте далее:

Где похоронен рафаэль в риме

Оратория сан джованни баттиста в урбино

Санта мария прессо сан сатиро

Санта мария дель кармине флоренция

Церковь сант амброджо в милане

Детство и юность

Живописец родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино. Отец Джованни Санти работал придворным художником герцога Гвидобальдо да Монтефельтро, покровителя искусств, мать Марджи Чарла растила сына и вела домашнее хозяйство. Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно.

Уже в детстве Рафаэль проявил способности к живописи. Отец заметил это, когда брал мальчика в замок, где работали мэтры, виртуозно владевшие кистью, — герцог привечал искусство, выделяя художников.

Паоло Уччелло, Лука Синьорелли — имена живописцев, известные каждому итальянцу. Они создавали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его, и Уччелло с Синьорелли.

Embed from Getty ImagesКартина Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна»

Рафаэль рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его мадонны и портреты любимых женщин словно светятся материнской любовью, недополученной художником в детстве.

Вскоре в доме появилась мачеха Бернардина, для которой сын мужа был чужим ребенком. А в 12 лет художник остался круглым сиротой. Уже тогда подросток демонстрировал удивительный талант, и его определили в мастерскую художника Пьетро Перуджино. Живописец учил мальчика до тех пор, пока искушенные знатоки перестали отличать копии Рафаэля от полотен Перуджино. Санти, как губка, впитывал опыт учителей и оставил позади всех учеников, при этом не заносился и дружил с ними.

«Мадонна Конестабиле» — ранняя работа 20-летнего художника, написанная в Умбрии в 1502–1504 годах. Это неоконченная миниатюра, завершить которую Рафаэль не успел из-за переезда во Флоренцию. Ее второе название — «Мадонна с книгой». Богоматерь с грустью смотрит на улыбающегося младенца, взявшегося рукой за книгу (предположительно Священное Писание).

Краткая биография

  1. В 1501 г. талантливого подростка отправили в Перуджу, учеником к знаменитому Пьетро Перуджино. Там он учился до 1504 г. Вскоре работы ученика стало практически невозможно отличить от работ учителя, настолько мастерски они были выполнены.
  2. Самыми известными картинами молодого художника этого периода стали: «Мадонна Солли», «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии», «Сон рыцаря», «Три грации». Эти ранние работы выполнены в манере Перуджино, свой стиль появится у Рафаэля позднее.
  3. В 1504 г. Рафаэль вместе с учителем переезжает во Флоренцию, где знакомится с великими мастерами: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бастиано да Сангалло, Баччо д’Аньоло и другими. Он тщательно изучает анатомию, перспективу, технику и художественные приёмы флоринтийских живописцев. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной работы Леонардо да Винчи «Леда и лебедь».
  4. Первым флоринтийским заказом молодого художника стал парный портрет состоятельного торговца шерстью Аньоло Донни и его супруги Маддалены, выполненный в 1506 г.
  5. Во Флоренции Рафаэль создал около 20 работ с изображением мадонн. Самые известные из них: «Мадонна с младенцем, Святым Иоанном и святым ребёнком» (1504-1505 гг.), «Мадонна со щегленком» (1505-1506 гг.), «Прекрасная садовница» (1507-1508 гг.).
  6. В 1505-1506 гг. был создан известный женский портрет «Дама с единорогом». В этой работе прослеживается влияние «Джоконды». Считается, что натурщицей была Джулия Фарнезе.
  7. В 1506 г. художник написал свой знаменитый автопортрет, с которого на зрителя смотрит спокойный красивый юноша в чёрном берете.
  8. В 1507 г. по заказу Аталанты Бальони Рафаэль пишет картину «Положение во гроб» для алтаря в память о её погибшем сыне.
  9. В 1508 г. художник отправляется в Рим. Благодаря протекции архитектора Донато Браманте Рафаэль становится придворным живописцем папы Юлия II.
  10. По заказу папы Рафаэль расписывает станцы (парадные залы) Ватиканского дворца. Для первой станцы делла Сеньятура с 1508 по 1511 гг. он создаёт фрески с аллегорическими изображениями человеческой деятельности: «Диспута» – богословие, «Парнас» – поэзия, «Афинская школа» – философия, «Мудрость, умеренность и сила» – правосудие. Наиболее интересной из них является «Афинская школа». Некоторым изображённым на ней великим древнегреческим деятелям живописец придал портретное сходство с современниками. Так, на ней можно найти портрет Микеланджело в образе Гераклита, Леонардо да Винчи в образе Платона, Браманте в образе Евклида и самого Рафаэля, наделившего своими чертами древнегреческого живописца Апеллеса. Папе работа мастера так понравилась, что он поручил ему расписать ещё 3 залы. Для выполнения такого объёмного заказа живописец набрал учеников, сделавших по его эскизам большую часть фресок.
  11. В 1511 г. художник написал картину в форме тондо «Мадонна Альба». Всего в Риме мастер создал более 10 мадонн. Самой прекрасной по композиции, колориту и гармонии считается «Сикстинская Мадонна», законченная в 1513 г. Для образа Мадонны позировала возлюбленная мастера Маргерита Лути.
  12. Также 1511 г. датируется одна из лучших фресок мастера – «Триумф Галатеи». Она была написана для украшения загородной виллы состоятельного итальянского банкира Агостино Киджи.
  13. В 1512 г. Рафаэль пишет портрет папы Юлия II, на котором сумел передать не только черты, но и характер понтифика.
  14. В 1513 г. новый папа Лев X заказал Рафаэлю картоны для росписи 10 шпалер (ковров), которые должны были украшать Сикстинскую капеллу в праздничные дни. Художник трудился над ними в течение 3 лет. На сегодняшний день сохранилось только 7 картонов.
  15. После смерти Браманте в 1514 г. Рафаэль занял пост главного архитектора собора Святого Петра. Он составил новый план для собора. Деятельность Рафаэля-архитектора не ограничивалась только одним собором. По его проектам было возведено несколько церквей, спроектированы фасады зданий.
  16. В 1515 г. художник стал хранителем ценностей Рима. Он отвечал за перепись и сохранность памятников.
  17. В 1515-1518 гг. Рафаэль выполняет несколько алтарных образов для церквей.
  18. В 1516 г. он начинает свою последнюю работу – картину «Преображение» для нарбоннского собора по заказу кардинала Джулио Медичи. Над ней мастер трудился до 1520 г.
  19. 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет Рафаэль Санти скончался. Исследователи считают, что причиной смерти художника стала римская лихорадка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: