1.2 Влияние
Первые заказы Якоб Йорданс получал от местных торговцев и духовенства, лишь позже его клиентами стали представители знати и правители по всей Европе. Как уже было сказано, он не совершал художественного паломничества в Италию, а изучал искусство эпохи Возрождения по гравюрам, которые были распространены в Северной Европе. Так фламандец познакомился с работами итальянских маньеристов Якопо Бассано и Паоло Веронезе, а также скандально известного Караваджо.
В то же время Йорданс основал большую мастерскую и набрал множество учеников, которые с 1625 года помогали мастеру завершать его картины. Вместе с тем он сам помогал Рубенсу переводить небольшие наброски в полотна более крупного формата. У своего более знаменитого коллеги Йорданс почерпнул тёплую палитру, натурализм, приёмы тенебризма и кьяроскуро.
Несмотря на то, что Йорданс продолжал заимствовать у Рубенса сюжеты и мотивы, его картины с 1625 года демонстрируют всё больший реализм. У него также появилась тенденция переполнять композицию фигурами, выражающими разные типы и характеры, и доводить сцены до комизма (бурлеска) даже в религиозных и мифологических работах, таких как
«Пётр находит монету в рыбе» (ок. 1623),
«Аллегория плодородия» (ок. 1622) или
«Четыре евангелиста» (ок. 1625).
Одним из ярких примеров влияния Рубенса называют картину «Прометей прикованный», которую Йорданс переосмыслил примерно в 1640-м – через три десятка лет после своего старшего коллеги. Однако его версия мифа более оптимистична по сравнению с рубенсовской.
«Прометей прикованный»
После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс выдвинулся на позицию ведущего художника Антверпена. Закрепившись в этом статусе, он стал получать заказы от монархов.
Интересные факты
- Из 317 картин, которые получила императрица в 1764 году, в Эрмитаже хранится, как минимум, 96 полотен.
- С XVIII века в зданиях музея обитает множество кошек. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, поскольку помогают бороться с грызунами, которые могут повредить ценные произведения искусства.
- На крыше Зимнего дворца располагаются 176 скульптур. Они размещены таким образом, чтобы скрывать печные трубы от взглядов прохожих.
- В период с 1964 по 1991 годы музей носил название «Ордена Ленина Государственный Эрмитаж».
- Изначально здания музейного комплекса были окрашены в разные цвета. Привычный зелёный оттенок они приобрели после окончания Великой Отечественной войны.
- В Эрмитаже можно увидеть массивную табакерку из золота, которой был убит император Павел I. На её боку осталась вмятина от удара.
- Эрмитаж — единственный музей в России, в котором представлены полотна, созданные Леонардо да Винчи.
- Самая дорогая картина в галерее — «Чёрный квадрат» Малевича. Её стоимость оценивают в 20 миллионов долларов.
- Самое большое полотно — «Рай» Тинторетто. Оно занимает три выставочных зала. Высота картины — 7 метров, длина — 22 метра.
Часто задаваемые вопросы
Как войти в Эрмитаж с Иорданской лестницы?
Если вы приехали в Санкт-Петербург на экскурсию в Эрмитаж впервые, лучше всего выбрать Маршрут № 1. Он стартует у подножия Иорданской лестницы — самой знаменитой в Зимнем дворце. Чтобы добраться к ней и начать осмотр музея, нужно зайти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади. Большинство посетителей заходят именно здесь. Вы попадёте во внутренний двор Зимнего (по-другому он называется Большой), через который нужно пройти. Навигационные указатели покажут, как выйти к Иорданской лестнице и начать экскурсию по музею.
В рамках Маршрута № 1 посетители могут посмотреть самые знаменитые картины западноевропейских авторов — Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи. По пути к собранию этих шедевров, вы прогуляетесь по роскошным дворцовым интерьерам — парадным залам музея: Большому тронному, Георгиевскому, Фельдмаршальскому. Стоит задержаться в Военной галерее 1812 года, чтобы подробно рассмотреть все представленные там полотна — их более 330.
Какие картины находятся в Главном штабе Эрмитажа?
Кроме Зимнего дворца и прилегающих к нему зданий (Малого, Большого, Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра) на другой стороне Дворцовой площади в Петербурге есть ещё одно здание в составе Главного музейного комплекса. Это Главный штаб Эрмитажа — одно из самых знаменитых строений Санкт-Петербурга полукруглой формы и большой аркой посередине. Обычно именно сквозь неё по Большой Морской улице жители и гости Санкт-Петербурга попадают на Дворцовую площадь к Александровской колонне и Зимнему дворцу. Вход в Главный штаб раньше находился только слева от арки (если смотреть на здание со стороны Дворцовой). Теперь можно пройти и сразу под аркой, там оборудовали новый вход.
Многие специально приезжают в Санкт-Петербург и отправляются не в Зимний дворец, а в Главный штаб Эрмитажа, чтобы увидеть и подробно рассмотреть картины знаменитых французских импрессионистов и постимпрессионистов:
- «Дама в саду», «Мост Ватерлоо» Клода Моне.
- «Танец», «Красная комната», «Музыка» Анри Матисса.
- «Любительница абсента», «Кирпичный завод в Тортосе» Пабло Пикассо.
- «Таитянские пасторали» Поля Гогена.
- «Две танцовщицы», «За туалетом», «Вытирающаяся женщина» Эдгара Дега.
Когда можно попасть в Эрмитаж бесплатно?
Бесплатный день в Эрмитаже — третий четверг каждого месяца. Но не для всех, а только для некоторых посетителей. Вход по бесплатным билетам в Зимний дворец, Главный штаб и Музей Императорского фарфорового завода в каждый третий четверг месяца возможен для:
- несовершеннолетних;
- инвалидов (первая и вторая группы), в том числе детей-инвалидов;
- членов многодетных семей из России и стран Евразийского экономического союза;
- пенсионеров из РФ и других государств ЕАЭС;
- ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды;
- жители блокадного Ленинграда;
- узники концентрационных лагерей;
- ветераны боевых действий;
- курсанты и призывники;
- полные кавалеры Ордена Трудовой Славы;
- Герои Соцтруда.
Те, кто учится или работает в сфере искусства, также имеют право на вход в музей на экскурсию по бесплатным билетам
- работники российской музейной сферы;
- представители творческих объединений — художественных, дизайнерских, архитектурных;
- члены Международного Совета музеев;
- студенты и аспиранты (направление обучения в вузе не обязательно должно быть связана с искусством);
- интерны, ординаторы, адъюнкты.
Удобнее всего оформлять билет с правом бесплатного входа онлайн. В форме на сайте нужно подробно прописать данные из документов, подтверждающих право посетителя на бесплатный билет. Для сопровождающих льготы не действуют, и билеты необходимо приобрести по полной стоимости. Исключение составляют те, кто сопровождает:
- инвалидов (первая, вторая группы) из РФ и ЕАЭС;
- детей-инвалидов.
Это относится к сопровождающим тех, кто не может передвигаться самостоятельно (колясочникам, инвалидам по зрению). Тифло- и сурдопереводчики также имеют право на бесплатный вход.
С собой важно иметь подтверждающие документы, данные которых вы ввели на сайте при оформлении бесплатного билета
История создания картины «Союз Земли и Воды»
В 1609 году, как уже было описано выше, было заключено двенадцатилетнее перемирие между Фландрией и Голландией, блокировавшей ранее устье реки Шельды, в связи с чем оборвалась морская торговля в Антверпене.
С заключением договора у жителей города и особенно у самого Рубенса возродились надежды на снятие голландской блокады и возвращение Антверпену былой славы крупного торгового порта. В 1621 году срок истекал, поэтому накануне, около 1618 года, Рубенс создает картину на аллегорическую тему благодетельного союза двух стихий — Земли и Воды, иначе говоря, союза Антверпена с Шельдой.
Абрахам Янссенс «Шельда и Антверпен” (1609)
Эта тема была очень актуальна среди современников Рубенса, неслучайно в 1609 году аллегория «Шельда и Антверпен» (1609 г., Музей изящных искусств, Антверпен) была заказана еще одному фламандскому художнику Абрахаму Янссенсу для украшения зала антверпенской ратуши.
Известно, что Рубенс в период с 1609 по 1618 гг. создал близкие к эрмитажной картине «Союз Земли и Воды» по тематике и иконографии работы: эскиз «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен» (1618 г., Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев) и «Четыре части света» (1612-1614 или 1615 гг., Музей истории искусств, Вена).
Работы П.П.Рубенса: 1 — “Четыре части света” (1612-1614 или 1615 гг.), 2 — эскиз «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен» (1618)
Также перед картиной «Союз Земли и Воды» Рубенс провел подготовительные работы: он создал эскиз (ок. 1618 г., Кембридж, Музей Фитцуильям), в котором отсутствуют путти и тигр, вместо них – сатир с дарами земли, вместо женской фигуры, богини победы, — летящий Амур.
Вы только посмотрите, как сильно эскиз отличается от будущей готовой работы. В мужской фигуре нет той силы, что присутствует в окончательной работе «Союз Земли и Воды». Нет ощущения красоты в фигуре женщины-фламандки. Нет того трепета, что создает союз двух фигур в готовой работе — нет этого связующего композицию элемента — сплетения мужской и женской рук. Световые отношения выражены не настолько ярко, колорит ненасыщенный, скорее цвета жухлые и непривлекающие глаз.
Понятно, что это всего лишь эскиз, и здесь намечены только общие детали, не решен цвет и до конца композиционные части. Позже многое будет изменено, появятся цветовые и световые акценты, красивые тонкие детали.
Эскиз к картине «Союз Земли и Воды» (ок. 1618)
В XVIII веке картина находилась в собрании Киджи в Риме. Об этом свидетельствует эрмитажная опись, начатая в 1797 году, в ней указывается:
«…сия картина шла с коллекции князя Кичи»
Между 1798 и 1800 гг. она была приобретена российским императором Павлом I. Это было отмечено в той же описи: «…куплена 15 марта государем императором Павлом Первым». С тех пор картина Рубенса «Союз Земли и Воды» хранится в Государственном Эрмитаже.