Союз земли и воды. картина п.п.рубенса

1.2 Влияние

Первые заказы Якоб Йорданс получал от местных торговцев и духовенства, лишь позже его клиентами стали представители знати и правители по всей Европе. Как уже было сказано, он не совершал художественного паломничества в Италию, а изучал искусство эпохи Возрождения по гравюрам, которые были распространены в Северной Европе. Так фламандец познакомился с работами итальянских маньеристов Якопо Бассано и Паоло Веронезе, а также скандально известного Караваджо.

В то же время Йорданс основал большую мастерскую и набрал множество учеников, которые с 1625 года помогали мастеру завершать его картины. Вместе с тем он сам помогал Рубенсу переводить небольшие наброски в полотна более крупного формата. У своего более знаменитого коллеги Йорданс почерпнул тёплую палитру, натурализм, приёмы тенебризма и кьяроскуро.

Несмотря на то, что Йорданс продолжал заимствовать у Рубенса сюжеты и мотивы, его картины с 1625 года демонстрируют всё больший реализм. У него также появилась тенденция переполнять композицию фигурами, выражающими разные типы и характеры, и доводить сцены до комизма (бурлеска) даже в религиозных и мифологических работах, таких как

«Пётр находит монету в рыбе» (ок. 1623),

«Аллегория плодородия» (ок. 1622) или

«Четыре евангелиста» (ок. 1625).

Одним из ярких примеров влияния Рубенса называют картину «Прометей прикованный», которую Йорданс переосмыслил примерно в 1640-м – через три десятка лет после своего старшего коллеги. Однако его версия мифа более оптимистична по сравнению с рубенсовской.

«Прометей прикованный»

После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс выдвинулся на позицию ведущего художника Антверпена. Закрепившись в этом статусе, он стал получать заказы от монархов.

Интересные факты

  • Из 317 картин, которые получила императрица в 1764 году, в Эрмитаже хранится, как минимум, 96 полотен.
  • С XVIII века в зданиях музея обитает множество кошек. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, поскольку помогают бороться с грызунами, которые могут повредить ценные произведения искусства.
  • На крыше Зимнего дворца располагаются 176 скульптур. Они размещены таким образом, чтобы скрывать печные трубы от взглядов прохожих.
  • В период с 1964 по 1991 годы музей носил название «Ордена Ленина Государственный Эрмитаж».
  • Изначально здания музейного комплекса были окрашены в разные цвета. Привычный зелёный оттенок они приобрели после окончания Великой Отечественной войны.
  • В Эрмитаже можно увидеть массивную табакерку из золота, которой был убит император Павел I. На её боку осталась вмятина от удара.
  • Эрмитаж — единственный музей в России, в котором представлены полотна, созданные Леонардо да Винчи.
  • Самая дорогая картина в галерее — «Чёрный квадрат» Малевича. Её стоимость оценивают в 20 миллионов долларов.
  • Самое большое полотно — «Рай» Тинторетто. Оно занимает три выставочных зала. Высота картины — 7 метров, длина — 22 метра.

Часто задаваемые вопросы

Как войти в Эрмитаж с Иорданской лестницы?

Если вы приехали в Санкт-Петербург на экскурсию в Эрмитаж впервые, лучше всего выбрать Маршрут № 1. Он стартует у подножия Иорданской лестницы — самой знаменитой в Зимнем дворце. Чтобы добраться к ней и начать осмотр музея, нужно зайти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади. Большинство посетителей заходят именно здесь. Вы попадёте во внутренний двор Зимнего (по-другому он называется Большой), через который нужно пройти. Навигационные указатели покажут, как выйти к Иорданской лестнице и начать экскурсию по музею.

В рамках Маршрута № 1 посетители могут посмотреть самые знаменитые картины западноевропейских авторов — Рафаэля, Рембрандта, Леонардо да Винчи. По пути к собранию этих шедевров, вы прогуляетесь по роскошным дворцовым интерьерам — парадным залам музея: Большому тронному, Георгиевскому, Фельдмаршальскому. Стоит задержаться в Военной галерее 1812 года, чтобы подробно рассмотреть все представленные там полотна — их более 330.

Какие картины находятся в Главном штабе Эрмитажа?

Кроме Зимнего дворца и прилегающих к нему зданий (Малого, Большого, Нового Эрмитажей и Эрмитажного театра) на другой стороне Дворцовой площади в Петербурге есть ещё одно здание в составе Главного музейного комплекса. Это Главный штаб Эрмитажа — одно из самых знаменитых строений Санкт-Петербурга полукруглой формы и большой аркой посередине. Обычно именно сквозь неё по Большой Морской улице жители и гости Санкт-Петербурга попадают на Дворцовую площадь к Александровской колонне и Зимнему дворцу. Вход в Главный штаб раньше находился только слева от арки (если смотреть на здание со стороны Дворцовой). Теперь можно пройти и сразу под аркой, там оборудовали новый вход.

Многие специально приезжают в Санкт-Петербург и отправляются не в Зимний дворец, а в Главный штаб Эрмитажа, чтобы увидеть и подробно рассмотреть картины знаменитых французских импрессионистов и постимпрессионистов:

  • «Дама в саду», «Мост Ватерлоо» Клода Моне.
  • «Танец», «Красная комната», «Музыка» Анри Матисса.
  • «Любительница абсента», «Кирпичный завод в Тортосе» Пабло Пикассо.
  • «Таитянские пасторали» Поля Гогена.
  • «Две танцовщицы», «За туалетом», «Вытирающаяся женщина» Эдгара Дега.

Когда можно попасть в Эрмитаж бесплатно?

Бесплатный день в Эрмитаже — третий четверг каждого месяца. Но не для всех, а только для некоторых посетителей. Вход по бесплатным билетам в Зимний дворец, Главный штаб и Музей Императорского фарфорового завода в каждый третий четверг месяца возможен для: 

  • несовершеннолетних;
  • инвалидов (первая и вторая группы), в том числе детей-инвалидов;
  • членов многодетных семей из России и стран Евразийского экономического союза;
  • пенсионеров из РФ и других государств ЕАЭС;
  • ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды;
  • жители блокадного Ленинграда;
  • узники концентрационных лагерей;
  • ветераны боевых действий;
  • курсанты и призывники;
  • полные кавалеры Ордена Трудовой Славы;
  • Герои Соцтруда.

Те, кто учится или работает в сфере искусства, также имеют право на вход в музей на экскурсию по бесплатным билетам

  • работники российской музейной сферы;
  • представители творческих объединений — художественных, дизайнерских, архитектурных;
  • члены Международного Совета музеев;
  • студенты и аспиранты (направление обучения в вузе не обязательно должно быть связана с искусством);
  • интерны, ординаторы, адъюнкты.

Удобнее всего оформлять билет с правом бесплатного входа онлайн. В форме на сайте нужно подробно прописать данные из документов, подтверждающих право посетителя на бесплатный билет. Для сопровождающих льготы не действуют, и билеты необходимо приобрести по полной стоимости. Исключение составляют те, кто сопровождает:

  • инвалидов (первая, вторая группы) из РФ и ЕАЭС;
  • детей-инвалидов.

Это относится к сопровождающим тех, кто не может передвигаться самостоятельно (колясочникам, инвалидам по зрению). Тифло- и сурдопереводчики также имеют право на бесплатный вход.

С собой важно иметь подтверждающие документы, данные которых вы ввели на сайте при оформлении бесплатного билета

История создания картины «Союз Земли и Воды»

В 1609 году, как уже было описано выше, было заключено двенадцатилетнее перемирие между Фландрией и Голландией, блокировавшей ранее устье реки Шельды, в связи с чем оборвалась морская торговля в Антверпене.

С заключением договора у жителей города и особенно у самого Рубенса возродились надежды на снятие голландской блокады и возвращение Антверпену былой славы крупного торгового порта. В 1621 году срок истекал, поэтому накануне, около 1618 года, Рубенс создает картину на аллегорическую тему благодетельного союза двух стихий — Земли и Воды, иначе говоря, союза Антверпена с Шельдой.

Абрахам Янссенс «Шельда и Антверпен” (1609)

Эта тема была очень актуальна среди современников Рубенса, неслучайно в 1609 году аллегория «Шельда и Антверпен» (1609 г., Музей изящных искусств, Антверпен) была заказана еще одному фламандскому художнику Абрахаму Янссенсу для украшения зала антверпенской ратуши.

Известно, что Рубенс в период с 1609 по 1618 гг. создал близкие к эрмитажной картине «Союз Земли и Воды» по тематике и иконографии работы: эскиз «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен»  (1618 г., Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко, Киев) и «Четыре части света» (1612-1614 или 1615 гг., Музей истории искусств, Вена).

Работы П.П.Рубенса: 1 — “Четыре части света” (1612-1614 или 1615 гг.), 2 — эскиз «Бог реки Шельды, Кибела и богиня города Антверпен» (1618)

Также перед картиной «Союз Земли и Воды» Рубенс провел подготовительные работы: он создал эскиз (ок. 1618 г., Кембридж, Музей Фитцуильям), в котором отсутствуют путти и тигр, вместо них – сатир с дарами земли, вместо женской фигуры, богини победы, — летящий Амур.

Вы только посмотрите, как сильно эскиз отличается от будущей готовой работы. В мужской фигуре нет той силы, что присутствует в окончательной работе «Союз Земли и Воды». Нет ощущения красоты в фигуре женщины-фламандки. Нет того трепета, что создает союз двух фигур в готовой работе — нет этого связующего композицию элемента — сплетения мужской и женской рук. Световые отношения выражены не настолько ярко, колорит ненасыщенный, скорее цвета жухлые и непривлекающие глаз.

Понятно, что это всего лишь эскиз, и здесь намечены только общие детали, не решен цвет и до конца композиционные части. Позже многое будет изменено, появятся цветовые и световые акценты, красивые тонкие детали.

Эскиз к картине «Союз Земли и Воды» (ок. 1618)

В XVIII веке картина находилась в собрании Киджи в Риме. Об этом свидетельствует эрмитажная опись, начатая в 1797 году, в ней указывается:

«…сия картина шла с коллекции князя Кичи»

Между 1798 и 1800 гг. она была приобретена российским императором Павлом I. Это было отмечено в той же описи: «…куплена 15 марта государем императором Павлом Первым». С тех пор картина Рубенса «Союз Земли и Воды» хранится в Государственном Эрмитаже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: