Составил список 5 самых красивых солисток балета большого театра. где же еще искать эталон современной женщины, как не в «замке красоты»

Легенды балета

Майя Плисецкая

По всем параметрам она подходила на роль балерины: большой шаг, высокий, лёгкий прыжок, стремительные вращения, необыкновенно гибкие, выразительные руки и тончайшая музыкальность. В воздухе она буквально зависала, чем приводила в восторг публику.

В 1960-е годы, будучи первой танцовщицей Большого театра, Плисецкая требовала больше ролей. Специально для нее была поставлена «Кармен-сюита». А в 1970-х был написан балет «Анна Каренина», в котором Майя выступила в роли хореографа.

Великая балерина осыпана множеством наград не только в России, но и в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя.

Майя Плисецкая. (wikipedia.org)

Галина Уланова

Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.

Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.

У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.

Галина Уланова. (wikipedia.org)

Авдотья Истомина

История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.

Софья Федорова

Эксцентричная и яркая балерина Софья Федорова заработала славу одной из самых страстных танцовщиц конца 19 века. Девушка была цыганкой, а этот народ не привык сдерживать эмоции в танце.

На самом деле, танец Федоровой не был идеальным! В ее время были балерины с более совершенной техникой. Однако та страсть, те эмоции, которые девушка выражала с помощью своего тела, доводили зрителей до экстаза. Разумеется, у яркой красавицы не было отбоя от поклонников.

В историю балета Софья вписана как «Федорова Вторая»: когда девушка попала в труппу Большого театра, одна Федорова там уже была.

Как и все творческие люди, Федорова Вторая иногда чрезмерно попадала под влияние сценического образа. Так, например, танцуя «Жизель» в 1913 году, балерина настолько слилась со своей героиней, что попросту испугала зрителей слишком реалистичной игрой, изобразив сумасшествие своего персонажа. Впоследствии у Софьи развилась неврастения.

Первое место

Диана Вишнёва — божественна и прекрасна

Диана — великая современная балерина. Фото из Инстаграм.

Мы нисколько не преувеличиваем. Диана и Народная артистка РФ и лауреат Государственной премии. Но у нее есть один интересный приз, который она завоевала в 1995 году:

Много лет Диана танцевала в Америке, где была примой Американского театра балета. Ее родители не имели никакого отношения к балету, будучи оба инженерами-химиками.

Мало кто знает, но Диана была удостоена чести выступать на церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи. Это она танцевалА «танец голубки мира». А трансляцию посмотрело 3 млрд телезрителей по всему миру. Вот это настоящий триумф русского балета.

Предлагаем вам посмотреть как Диана Вишнёва танцует Кармен. Между прочим, ролик набрал более 3 млн просмотров:

Я восхищен. Браво, Диана Вишнёва, браво, Мариинский театр, браво русский балет!

СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.

  • Об авторе

Светлана Шмурнова

Главный редактор , bellabelly.ru

Уже более 20 лет освещаю жизнь знаменитостей в различных журналах. Весь круг знакомых советовал писать и в интернете. На этом ресурсе вы можете узнать самые свежие новости из мира знаменитостей. Будьте со мной!

Сон в летнюю ночь (1960)

Комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Тезей готовится к свадьбе с Ипполитой, которая прибудет только через 4 дня. В честь радостного события Тезей приказывает Филострату «оживить» молодежь Афин, чтобы устроить настоящий праздник.

К правителю заглядывает Эгей, и у него есть жалоба – он собирается выдать замуж свою дочь за Деметрия, но Гермия не хочет слушаться отца, поскольку ее сердце принадлежит Лизандру. Тезей напоминает девушке о ее несчастной участи быть заточенной в монастыре, если она ослушается отца…

«Сон в летнюю ночь» – популярный балет в 2-х действиях, который многие любят. Комедия Шекспира считается самой романтической из всех его произведений, он подключил при ее создании свои богатые фантазии, наполнив пьесу увлекательными существами.

Екатерина Кондаурова

Еще одна прима Мариинского театра. Это не «фарфоровая», «кружевная», а прорезанная в камне балерина. Екатерина Кондаурова замечательно справляется с технически сложными номерами и демонстрирует на сцене потрясающую драматическую игру.

Эта танцовщица долго не получала ролей в классических произведениях, за ней было закреплено амплуа исполнительницы современных партий. Потом балерина выучилась классическим па-де-де.

Вместе с коллегами из Мариинского театра Екатерина Кондаурова часто гастролировала по зарубежным странам: она ездила в США, Нидерланды, Великобританию, Китай, Германию, Норвегию.

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина — выдающаяся танцовщица начала прошлого века, но увы, сегодня о ней помнят лишь люди из балетной среды и настоящие ценители балета. Хотя в первое десятилетие ХХ века Красавина была не менее популярна, чем Анна Павлова!

Тамару рисовали известные русские художники, о ней писала поэтесса Анна Ахматова (сборник «Букет для Карсавиной», 1914 г.), ее образ использовался в мировой литературе: писатель Джеймс Барри ввел женский персонаж под именем Каррисима, срисованный с Карсавиной (автор был лично знаком с балериной), в пьесу «Правда о русских танцорах», ее гениальное исполнение описывается в детективном романе Агаты Кристи «Таинственный мистер Кин».

Выйдя замуж за англичанина, Тамара переехала в Лондон, но продолжала выступать с российской труппой, а оставив балет заняла должность вице-президента Королевской академии танца.

Новый русский балет

Продолжателем симфонизации балета стал балетмейстер Михаил Фокин. В своих работах он перешёл к одноактным балетам и единству художественного произведения. Он добивался углубления драматургии и исторической достоверности спектаклей благодаря сценографии, декорациям, гриму и костюмам актёров балета. Фокин считал, что костюмы в первую очередь должны соответствовать сюжету, а не быть только балетными костюмами. В его постановках не было вальсов, польки и финальных галопов, свойственных «старому» балету.

Пойдя по стопам Дидло, Фокин изменил роль кордебалета: он считал, что в постановке важен каждый артист и каждое движение.

Чтобы сохранить целостный образ спектакля, упразднили аплодисменты после каждого номера, что вызывало волну негодования среди балетоманов.

Михаил Фокин

Михаил Фокин поставил больше 70 спектаклей, в числе которых знаменитый балет «Петрушка», «Египетские ночи», «Виноградная лоза» и ставший классикой и символом XX века знаменитый номер Анны Павловой «Умирающий лебедь».

Анна Павлова в образе умирающего лебедя

Балет «Петрушка» был поставлен специально для «Русских сезонов» Дягилева 1911 года и стал триумфом реформаторской деятельности Фокина. Он вобрал в себя не только глубокую драматургию одиночества на фоне праздной толпы, но и выразительность движений под гениальную музыку Стравинского. На сцене блистали звёзды своего времени — Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Благодаря «Русским сезонам» Карсавина и Нижинский приобрели мировую известность.

Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 г.

Творческий союз Фокина и Карсавиной начался с новой редакции «Шопенианы» в 1907 году. Затем были партии в балетах «Жар-птица», «Карнавал», «Призрак оперы». 22 декабря 1907 года на концерте, где Карсавина исполняла ассирийский «Танец с факелом», впервые Анна Павлова танцевала свой знаменитый монолог «Умирающий лебедь». Партия «Жар-птицы» наряду с «Умирающим лебедем» Павловой была одним из символов своего времени.

Впервые Анна Павлова и Михаил Фокин вместе танцевали па-де-де в дивертисменте «Виноградная лоза», затем были балеты «Эвника» и «Египетские ночи», где Павлова на сцене танцевала с живой змеёй. Павлова обладала невероятной хрупкостью, воздушностью и неповторимой техникой прыжков.

Анна Павлова, балет «Египетские ночи», 1910 г.

В постановках Фокина «Бабочки», «Эрос», «Эвника» на сцене Мариинского театра участвовала знаменитая на весь мир прима-балерина Матильда Кшесинская. Однако реформаторские идеи Фокина были чужды Кшесинской, и их творческий союз просуществовал недолго.

Светлана Захарова

Фотография: bolshoi.ru

Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова, «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа, реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов — с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии — балет Ла Скала — предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым — она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени».

Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»

https://youtube.com/watch?v=LDd4sDvlU9k

Минное поле современной культуры

До последнего времени словом blackface (англ. «черное лицо»), которое употребляет Мисти Коупленд, называли белых актеров, загримированных под афроамериканцев. В первой половине ХХ века это был популярный комедийный прием в американских спектаклях, эстрадных выступлениях и фильмах.

Скандал с «Баядеркой» расширяет это понятие. Потому что литературный источник, как и сам балет, рассказывают о любви индийских воина и храмовой танцовщицы. Ни одного африканца и тем более афроамериканца в истории Иоганна Вольфганга фон Гёте и Мариуса Петипа нет.

культура

Балет «Половецкие пляски»

Фото: РИА Новости/Антон Денисов

Тем страннее кажется произошедшее хореографу и критику балета Ольге Розановой.

— Никакого расизма здесь нет и в помине. Его и вообще у нас в театрах нет, — настаивает собеседница «Известий». Розанова отметила, что при желании расизм можно разглядеть не только в «Баядерке». А, например, в балете «Тропою грома» по роману Питера Абрахамса.

— Весь конфликт строится на том, что темнокожий главный герой полюбил богатую белую девушку. Мы участвовали с детьми в этом балете, и нас гримировали под темнокожих, — говорит Розанова.

В списке произведений, оказавшихся отныне в опасности, опера и балет «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, «Отелло» Шекспира, да и вообще любое сценическое произведение, где есть темнокожие персонажи.

А в ближайшее время, вероятно, начнутся проблемы у персонажей других рас в исполнении белокожих артистов. Ведь, кроме Blackface, есть еще Yellowface («желтое лицо»), когда белокожие артисты изображают азиатов

И на «Китайский танец» в Щелкунчике, «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Танец восточных красавиц» из «Руслана и Людмилы» тоже обратят внимание и осудят. Хотя, судя по комментариям опрошенных «Известиями» хореографов и критиков, к пересмотру балетных канонов возмущение в Instagram не приведет

Алисия Алонсо

Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.

Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.

Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.

Второе место

Алина Сомова — «Царь девица» на сцене и в жизни

Алина на одной из вечеринок в вечернем наряде. Фото из Инстаграм.

Алина — это золотой фонд не только Мариинского театра, но и всего русского балета.

Сомова — прима театра. Она много раз побеждала на самых престижных международных конкурсах артистов балета.

Ей рукоплескали Токио и Милан, Торонто и Вена.

Сегодня в это трудно поверить, но карьера Сомовой была на волоске. Педагоги отмечали у ребенка блестящие задатки, но она была до пятого класса очень маленького роста. А потом случилось чудо и девочка выросла до 171 см.

Сама Плисецкая, когда увидела, как Алина танцует Царь-девицу в «Коньке-Горбунке», пришла в неописуемый восторг. Великая балерина пришла, после спектакля, за кулисы и подарила Сомовой серьги, которые вынула из ушей.

Полюбуйтесь балетом мирового уровне. Впрочем, лучше написать инопланетного. Так будет точнее:

Балет и фильмы

В 2004 году балерина была занята в спектаклях «Сильфида» и «Легенда о любви». После победы на Московском международном конкурсе им. Ю. Н. Григоровича в биографии исполнительницы стартовал новый этап. Начались первые персональные гастроли солистки и сотрудничество со знаменитыми театрами мира.

Творческие амбиции Евгении не ограничились танцем. В 2005 году она снялась в киноленте Седрика Клапиша «Красотки». Через год артистка появилась в кадре ленты «Балерина».

Евгения Образцова солировала в постановках Мариинского театра «Золушка» и «Спящая красавица». Настоящим успехом оказался образ, воплощенный исполнительницей в постановке Пьера Лакотта «Ундина». Эта работа принесла танцовщице награду «Золотая маска». В роли Маттео в постановке предстал Владимир Шкляров. В 2007 году Образцова выступила в роли Жизели, а позднее перевоплотилась в героиню постановки «Дон Кихот» по имени Китри.

В 2009 скончалась наставница Евгении Нинель Кургапкина. Ее заменила Эльвира Тарасова. В этот же период балерина дебютировала в «Ковент-Гардене» в образе Авроры в «Спящей красавице». Вплоть до 2016 года Евгения Образцова сохраняла статус приглашенной артистки этой сцены.

Евгения Образцова в Большом театре

Аналогичный статус исполнительница получила в 2010 году, сотрудничая с Московским академическим музыкальным театром им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Здесь танцовщица была задействована в постановках «Шопениана», «Жизель», «Лебединое озеро», «Сильфида». В 2012 году петербургская балерина получила приглашение стать примой Большого театра. Тренировки и подготовку к спектаклям она вела под началом Надежды Грачевой. Спустя 14 лет после дебюта в спектакле «Ромео и Джульетта» артистка вновь примерила классический женский образ в спектакле Алексея Ратманского.

Кинокарьера балерины продолжала развиваться. В 2018 году Андрей Смирнов задействовал ее в ленте «Француз». Действие фильма происходит в 1957 году. За исполнение роли солистки Большого театра Евгения была выдвинута на соискательство награды «Ника».

2019 год ознаменовался для артистки воплощением образа королевы Гермионы в «Зимней сказке». За эту работу Евгению Образцову номинировали на «Золотую маску».

6. Матильда Кшесинская

Матильда Кшесинская в первый раз вышла на сцену Мариинки, когда ей было четыре года. В конце XIX века она училась на балерину в Петербургском театральном училище.

Кшесинская долго выступала в Мариинском театре. Ее выступления отличали жизнерадостность, яркая артистичность. Говорят, что эта балерина была фавориткой последнего российского царя Николая II.

Матильда Кшесинская отличалась не только непревзойденным талантом, но и твердой позицией, железным характером. Танцовщице приписывают увольнение князя Волконского, директора Императорских театров.

После революции Кшесинская уехала во Францию и там вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича, двоюродного брата Николая II.

[править] СССР

В то время, как русские эмигранты продавали свой русский талант империализму за еду и крышу над головой — в буквальном смысле, поскольку на родине они были полностью ограблены — и умирали в нищете, забытые на родине, балет в Советском Союзе не пал.

Советская власть, национализировав все объекты Российской империи, получила в свои владения и балетное искусство от императорских трупп.

Балет в Советском Союзе получил новое развитие — и в смысле хореографического искусства как такового, и в географическом понятии. Балет в какой-то степени стал для государства символом его достижений — и почему-то даже не вспоминалось про то, что это достижение досталось в наследство от Российской империи, а вернее — даже не просто в наследство, а в конфискованное наследие. Советская власть просто присвоила себе все успехи, достигнутые еще до нее.

Тем не менее она внесла и свои положительные стороны в развитие отечественного балетного искусства. Балетные школы стали насаждаться в других регионах страны. Если раньше туда приезжали императорские труппы на гастроли, теперь в разных географических точках страны организовывались музыкальные театры со своими балетными труппами.

Балет в СССР развивался и как самостоятельное искусство, появлялись новые движения, усовершенствовался танец, который все больше заимствовал сложных акробатических движений. В теоретическую разработку балета много внесла Агриппина Ваганова.

Вместе с тем еще в середине 1930-х годов произошло фактическое уничтожение целого хореографического направления — все наработки, сделанные Московской императорской балетной труппой, оказались уничтожены. Делалось это по решению самого И. В. Сталина. Будучи вообще приверженцем единоличной власти, он как хозяин страны требовал такого же единственно верного развития от всего, в том числе и развития искусств. С начала 1930-х годов артистов и хореографов московского Большого театра стали заменять на специально приглашенных в Москву артистов и хореографов Ленинграда, им и отдавали все значимые посты, на них распределялись основные балетные партии. Главным балетмейстером Большого театра с 1936 года был назначен только что прибывший из Ленинграда Р. В. Захаров. Московские артисты довольствовались незначительными ролями или вообще вынуждены были покинуть сцену Большого театра — как, например, знаменитый хореограф Игорь Александрович Моисеев. В результате целый пласт русской культуры — эстетическое направление Московской балетной школы — оказался практически уничтожен.

Сам Моисеев вспоминал об этом периоде: «Захаров отнесся ко мне крайне неприязненного, видя во мне конкурента, и применял любые методы, чтобы выжить меня из театра. Начал он с ударов по моей жене, балерине Подгорецкой, которая, после приезда Семёновой, стала второй балериной Большого театра. Захаров отстранил её от всех спектаклей, глумился на репетициях. Я при всех назвал его подлецом, и это дало ему основание преследовать меня открыто. Меня предупредили, чтобы я даже не надеялся что-то поставить. Но только актёрское поприще меня больше не устраивало».

В результате Игорю Моисееву пришлось уволиться из Большого театра, и он вместе со своей гражданской женой Ниной Подгорецкой основал свой знаменитый Ансамбль народного танца СССР, открывшийся в 1937 году, где использовал наработки, создаваемые в течение нескольких десятилетий Московской труппой. Но, конечно, работы только одного специфического ансамбля слишком мало для сохранения всех созданных и накопленных знаний Московской хореографической школы.

Ленинградское хореографическое училище в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Пермь

Тем не менее Петербургский/Ленинградский балет развивался и даже чувствовал себя на особом положении как особо почитаемая и приносящая доход из советских индустрий. Балет стал и государственной гордостью, и прибылью, и сугубо национальным «десертом» для потчевания особо именитых гостей. Когда в начале Второй мировой войны в Москве проходило совещание трех делегаций по вопросу поставки вооружения СССР, 5 октября 1941 г. Сталин пригласил на балет «Лебединое озеро» в филиал ГАБТа А. Гарримана и лорда В. Бивербрука; главные партии исполняли Галина Уланова и Константин Сергеев.

Однако власть покровительствовала только академическому балету, все отступления в модернистские постановки нещадно карались.

Оксана Скорик — прима-балерина Мариинского театра

История Оксаны Скорик привлекла внимание огромной аудитории после выхода документального фильма Дэвида Кинселлы «Прекрасная трагедия». Фильм снимался в течение нескольких лет во время обучения Оксаны в Пермском хореографическом училище

Фильм о трудностях и лишениях балетной учебы тронула большое количество зрителей. Позже Оксана признавалась, что на самом деле все было не так грустно, как показал режиссер, но интерес к судьбе Оксаны Скорик возрос необычайно. Педагоги училища прекрасно видели удачное сочетание данных: высокий рост, пропорции, прыжок, шаг, подъем, поэтому требовали от ученицы большего.

Отыскать Оксану на балетной карте России было не очень сложно: сразу после окончания она была принята в труппу Мариинского театра, где начала путь в кордебалете. В театре становление артистки проходило трудно, были ошибки, разочарования, неудачи на сцене, да и привередливый петербургский зритель не сразу принял холодную отстраненность Скорик. Но спустя восемь лет работы в театре в 2015 году Оксана Скорик стала прима-балериной Мариинского театра.

Сегодня к творчеству Оксаны Скорик прикованы тысячи взглядов. Балерина не перестает совершенствоваться и готовить новые партии в классических балетах, а также пробовать себя в современной хореографии. Оксана Скорик не дает интервью, и судить о ней зритель может только как о балерине.

Послевоенные годы

В послевоенные годы серьёзное влияние на петербургскую школу балета оказали молодые балетмейстеры. На сцене Кировского театра были представлены постановки Нины Анисимовой «Гаянэ», «Золушка» Константина Сергеева на музыку Сергея Прокофьева, «Шурале» Леонида Якобсона и другие.

8 апреля 1946 года состоялась премьера балета «Золушка»: в роли Принца — сам балетмейстер Сергеев, Золушка — Наталья Дудинская. В основе спектакля лежал классический танец, но в тоже время в нём было и новаторство — гротескные образы героев балета, гармонии движения и чувств.

Позже, в Париже, имела успех постановка «Золушки» в интерпретации знаменитого артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуреева.

Наталья Михайловна Дудинская была известной балериной и талантливым педагогом. Среди её учениц — Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Алла Сигалова. За плечами Дудинской — участие в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Раймонда», «Дон Кихот», «Шурале», «Лауренсия», где её партнёром стал Рудольф Нуреев в роли Фрондосо.

Рудольф Нуреев и Наталья Дудинская в балете «Лауренсия» Фото: r-nureyev.livejournal.com

Большое влияние на балетное искусство своего времени оказал Леонид Вениаминович Якобсон. На протяжении многих лет он был ведущим балетмейстером Кировского театра и стал одним из основоположников жанра хореографической миниатюры на балетной сцене советского периода, а также создателем постановок «Шурале», «Спартак» и других.

Впервые балет «Спартак» на музыку Армена Хачатуряна был представлен 27 декабря 1956 года на сцене Кировского театра, либретто Николая Волкова. Балет повествует о восстании рабов в Древнем Риме. Яркая партитура Хачатуряна, полные драматичности и динамики эпизоды освободительной борьбы, сказочные декорации сделали постановку ярким событием того времени.

В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.

Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.

Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.

Дарья Бутина, портал «Культура Петербурга»

«Эпоха Петипа»

Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:

«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».

В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).

Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.

Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.

В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.

После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.

Сергей Полунин

Возможно, рано говорить о Полунине как о легенде балета, но этот талантливый молодой человек в свои 29 лет без преувеличения «взорвал» зарубежную сцену, заставив всех снова говорить о русском балете!

Полунин родом из Украины, но успел поработать в Великобритании, в Баварии, в Париже и в России, где на сегодняшний день и живет. Сергей стал самым молодым премьером в истории Королевского балета Лондона!

В детстве мальчик занимался гимнастикой, позже поступил в Киевское хореографическое училище.

В прессе его называют «новым Нуриевым»… В 2018 году Полунин получил российское гражданство и сейчас работает и живет в РФ.

С Дженнифер Лоуренс в фильме «Красный воробей»

Парня обожают многие именитые зарубежные бренды — его можно увидеть в рекламных кампаниях Balmain, например. Также Полунин делает первые шаги в кино: «Убийство в «Восточном экспрессе», «Красный воробей», «Щелкунчик и четыре королевства».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: