Лечебница Сен-Реми, прорыв в творчестве и самоубийство: «Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее » (1889-1890)
«Я не могу точно описать, что чувствую. Иногда это приступы тревожности без причины или ощущение пустоты и усталости в разуме» — в таком состоянии Винсент приехал в лечебницу в Сен-Реми. Здесь он познакомился с тяжело больными, вопли которых часто разносились по коридорам здания. Зверинец — так художник назвал свой новый дом.
Но странно: Ван Гог даже воспрянул духом! Он увидел, что есть состояния, гораздо хуже его собственного, понял, что должен и может справиться со своим недугом, чтобы вернуться в мир и творить. Природа располагала к живописи, да и лечащий врач оказался славным малым — Винсент испытывал к нему тёплые чувства и даже нарисовал несколько портретов.
Со временем ему было разрешено прогуливаться по окрестностям монастыря. Ван Гог писал много и в своём узнаваемом стиле: импрессионисты отвергнуты, академические уроки забыты. Особенно ему нравились кипарисы: он писал деревья тёмными густыми красками и вытягивал их через весь холст к небу.
Кипарисы и две женщины, 1889
Он писал матери: «И вот причина, почему в моих нынешних работах можно наблюдать гармонию: живопись — это нечто само по себе. В прошлом году я где-то прочёл, что написать книгу или создать картину — это то же, что и вырастить ребенка… Живопись — это единственное, что связывает прошлое и настоящее для меня».
С наступлением осени и холодов состояние ухудшилось. Винсент упорно продолжал работать и корил себя за то, что сидит на шее у Тео, оплачивающего его пребывание в больнице. Накануне Рождества у художника вновь случились приступы, однако не такие сильные, как первые. После одной из вспышек Винсент в порыве написал картину «Звездная ночь», любуясь пейзажем из окна.
«Звездная ночь», Винсент Ван Гог, 1889
Неожиданно в одном из европейских журналов появилась большая статья художественного критика Альбера Орье, где он восхищался картинами Ван Гога, называя их «странными, насыщенными, горячечными творениями» и воспевая «его глубокую, почти детскую искренность». Винсент был удивлён, думая, что не заслуживает таких похвал. Неужели его труд наконец-то признали и оценили?
В душе Винсента неспокойно. Волнами накатывали приступы, он бредил и буйствовал, а в моменты облегчения ничего не помнил. Картины «Прогулка заключенных» и «На пороге вечности» отражают его внутренние переживания. Почему он ходит по кругу в темноте? Есть ли выход? Что ждёт дальше? Он писал Тео: «Ты видишь, я пытаюсь быть добродушным, но моя жизнь подорвана, мой шаг сбивается». Психическое расстройство приобрело затяжной и неконтролируемый характер.
27 июля 1890 года Винсент, как обычно, отправился на прогулку. Он долго бродил под палящим солнцем, дождался наступления ночи и выстрелил из пистолета себе в живот. Щелчок. Зачем мучаться дальше? Но убить себя не получилось. Художник прожил ещё два дня: много курил, не желал общаться с полицией и рассуждал о жизни с Тео, который приехал к брату первым же поездом. Тридцатисемилетний Винсент Ван Гог умер от потери крови на рассвете 29 июля 1890 года.
У истоков Рембрандта
Мастер светотени родился в семье мельника, но достаточно состоятельного, чтобы прокормить своё многочисленное потомство. Живописец пришел в этот мир 15 июля 1606 года.
Своё второе имя Харменс художник получил от отца, которого звали Хармен Герритсзон ван Рейн. В Голландии тех времен было принято ребенку вторым именем давать производное от имени отца. Жила семья в городе Лейдене.
Юный живописец пошел учиться в местную школу при университете. Уже во время школьной учебы более всего Рембрандт тяготился к живописи. Семья учла способности мальчика, и родители отдали его в ученики к художнику ван Сваненбюрху, затем молодой живописец учился у Питера Ластмана уже не в родном Лейдене, а в Амстердаме.
Город Лейден, место рождения Рембрандта / mir-da.ru
В возрасте 21 года Рембрандт с другом открыл свою собственную мастерскую, они начали принимать к себе в ученики юных художников, и уже очень скоро имя Рембрандта уже было на слуху и приобрело известность.
Более ранние работы голландского мастера, относящиеся к 1620-м годам, по сравнению с поздними, написаны в красочной и яркой палитре. Например, такие картины как «Крещение евнуха» и «Сцена из древней истории», наполнены светом и яркостью красок и, если сравнить их с «Возвращением блудного сына» или «Ночным дозором», выполненными в более темных тонах, заметно разительное отличие манеры написания.
В позднем творчестве Рембрандт уделяет больше внимания игре светотени на полотне. Скорее всего, это является влиянием Караваджо.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с двумя кругами», между 1665 и 1669 годамиМестонахождение: Кенвуд-хаус, Лондон, Великобритания
Жизнь
Абрахам ван Бейерен тренировался с Тайманом Аренцем. Крахт в 1636 году. Он жил в Лейдене в 1638–1639 годах, где в 1639 году женился на Эммерентии Штерке. Он вернулся в Гаагу в 1640 году, где стал мастером местной гильдии Святого Луки .
Вид на реку
После смерти первой жены ему осталось растить трех дочерей. Он женился на Анне ван ден Кеборн в 1647 году. Его вторая жена была художницей и дочерью художника . Тетя Анны была замужем за Питером де Путтером , художником натюрмортов с рыбами. Де Путтер, возможно, был источником первоначального интереса ван Бейерена к жанру натюрмортов с рыбой, а также его наставником в этом жанре.
Натюрморт с пикшей и камбалой
Первыми работами Ван Бейерена были морские натюрморты и натюрморты с рыбами. В то время им не очень хорошо платили, и относительная бедность ван Бейерена может объяснить его частые переезды из одного места в другое. Он проживал в Делфте с 1657 года, где присоединился к местной гильдии Святого Луки. В 1663 году он вернулся в Гаагу, где оставался до 1669 года, когда он переехал в Амстердам . Последовали дальнейшие шаги: в Алкмар в 1669 году, затем в Гауда в 1675 году и, наконец, в Оверши (Роттердам) в 1677 году. Это был его последний дом.
Художник, возможно, в последние годы был лучше в финансовом отношении, поскольку смог купить дом в Оверши за 1000 гульденов, из которых 600 были покрыты ипотечной ссудой. Его жена была больна в постели в 1679 году, когда она составила свое завещание. Дата ее смерти неизвестна. Ван Бейерен умер в Оверши в 1690 году.
Живопись
Обучение у наставника проходило успешно, впечатленный картинами Ластмана юноша быстро освоил технику рисования. Яркие и насыщенные краски, игра теней и света, а также скрупулезная проработка даже самых мелких деталей флоры – вот, что передал Питер именитому ученику.
Картина Рембрандта «Побиение камнями святого апостола Стефана»
В 1627 году Рембрандт возвращается из Амстердама в родной город. Уверенный в своих способностях художник вместе с другом Яном Ливенсом открывает собственную школу живописи, которая в короткие сроки приобрела популярность среди голландцев. Ливенс и Рембрандт шли вровень друг с другом, порой молодые люди тщательно работали над одним полотном, вкладывая в рисунок часть собственного стиля.
Двадцатилетний молодой художник успел приобрести славу за счет своих детализированных ранних работ, в число которых входят:
- «Побиение камнями святого апостола Стефана» (1625),
- «Паламедеи перед Агамемноном» (1626),
- «Давид с головой Голиафа» (1627),
- «Похищение Европы» (1632),
Юноша продолжает черпать вдохновение на улицах города, гуляя по скверам, дабы встретить случайного прохожего и запечатлеть его портрет резцом на деревянной дощечке. Также Рембрандт делает серии гравюр с автопортретами и портретами многочисленных родственников.
Благодаря таланту молодого живописца, Рембрандта заметил поэт Константин Хейгенс, который восхищался полотнами ван Рейна и Ливенса, называя их многообещающими художниками. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. Благодаря связям Константина Рембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христос перед Пилатом» (1636).
Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме. 8 июня 1633 года Рембрандт знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ван Эйленбюрх и завоевывает прочное положение в обществе. Большинство полотен художник написал, находясь в столице Нидерландов.
Картина Рембрандта «Портрет Саскии ван Эйленбург»
Рембрандт вдохновлен красотой своей возлюбленной, поэтому часто пишет ее портреты. Спустя три дня после свадьбы ван Рейн изобразил женщину серебряным карандашом в шляпе с широкими полями. Саския появлялась на картинах нидерландца в уютной домашней обстановке. Образ этой пухлощекой женщины появляется на многих полотнах, например, загадочная девочка на картине «Ночной дозор» сильно напоминает возлюбленную художника.
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Дело в том, что ван Рейн отошел от канонов стандартных групповых портретов, которые изображались с лицами, повернутыми к зрителю. Крайне реалистичные портреты доктора и его учеников сделали художника знаменитым.
Картина Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»
В 1635 году написана знаменитая картина по библейскому сюжету «Жертвоприношение Авраама», которую по достоинству оценили в светском обществе.
В 1642 году ван Рейн получил заказ от Стрелкового общества на групповой портрет, чтобы украсить полотном новое здание. Картина ошибочно получила название «Ночной дозор». Она была запачкана сажей, и только в 17 веке исследователи пришли к выводу, что действие, разворачивающееся на полотне, происходит в дневное время.
Картина Рембрандта «Ночной дозор»
Рембрандт досконально изобразил каждую деталь мушкетеров, находящихся в движении: будто бы в определенный момент остановилось время, когда ополченцы выходили из темного дворика, чтобы ван Рейн запечатлел их на полотне.
По мнению ученых, эта картина и послужила поводом для банкротства художника в 1653 году, так как отпугнула потенциальных клиентов.
Биография художника
Арнольд Бёклин появился на свет в швейцарском городе Базиль, в октябре 1827 г. Отец его происходил из знатной купеческой семьи. Будущий художник получил прекрасное образование:
Первый этап обучения Арнольд Бёклин прошел в дюссельдорфской Академии художеств
Там его обучали такие знаменитые живописцы, как Ширмер и Хильдебрандт.
Затем художник продолжил образование в Мюнхене, где на его картины обратил внимание именитый граф Шак.
Завершил свое образование Арнольд Бёклин большим путешествием по Франции и Нидерландам. Путешествовал он и по родной Швейцарии.. Первые картины этого живописца представляли собой ландшафтную живопись
В 1850 г. Арнольд Бёклин предпринимает поездку в Рим, где знакомится с Дребером и, под его влиянием, переходит на мифологическую тематику. В Первой половине 1860-х гг. художник путешествует по Помпеи и Неаполь, в конце десятилетия – возвращается в Базиль
Первые картины этого живописца представляли собой ландшафтную живопись. В 1850 г. Арнольд Бёклин предпринимает поездку в Рим, где знакомится с Дребером и, под его влиянием, переходит на мифологическую тематику. В Первой половине 1860-х гг. художник путешествует по Помпеи и Неаполь, в конце десятилетия – возвращается в Базиль.
В первой половине 1870-х гг. Арнольд Бёклин перебирается в Мюнхен. Там он создает самые известные свои картины и создает художественный кружок. В 1880-х живописец много переезжает из города в город в Швейцарии, и наконец, поселяется в Италии. В последние годы столетия увлекается импрессионизмом. Умер Арнольд Бёклин в итальянском городе Фьезоле, зимой 1901 г.
Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида
Во второй книге Царств можно прочитать о царе Давиде, который гулял по крыше своего дворца и увидел в купальне обнаженную женщину, которая мылась.
Давиду захотелось ей обладать, и он спросил у слуг, кто она. Ему ответили, что это дочь Елиама, жена одного из самых храбрых войнов Урии Хеттеянина, которую зовут Вирсавия.
Но Давида это не остановило. Он велел ее привести в свои покои, спал с ней, а потом, беременную, вернул мужу, обрекая на верную смерть.
Обычно художники изображали тот момент, когда царь увидел женщину и влюбился в нее. Но Рембрандт на картине «Вирсавия, читающая письмо от Короля Давида» запечатлел ее в купальне с письмом. Она влюблена, что придает ее лицу мечтательное выражение.
Тысячи художников писали обнаженных женщин, но Рембрандт единственный смог сделать тело одухотворенным, показать не предмет вожделения, а объект сочувствия.
Личная жизнь
В 1642 году от туберкулеза умирает Саския, у возлюбленных был сын Титус (трое других детей скончались в младенческом возрасте), с которым Рембрандт поддерживал дружеские отношения. В конце 1642 года художник встречается с молодой особой Гертье Диркс. Родители Саскии были огорчены тем, как вдовец распоряжался приданым, живя в роскоши. Позже Диркс подает в суд на своего возлюбленного за то, что тот нарушил обещание взять ее в жены. От второй женщины у художника родилась дочь Корнелия.
Картина Рембрандта «Саския в образе богини Флоры»
В 1656 году Рембрандт из-за материальных трудностей объявляет себя банкротом и уезжает в уединенный домик на окраине столицы.
Жизнь ван Рейна не шла по нарастающей, а наоборот, уходила в упадок: счастливое детство, богатство и признание сменились ушедшими заказчиками и нищенской старостью. Настроение художника прослеживается на его полотнах. Так, живя с Саскией, он пишет радостные и солнечные картины, например, «Автопортрет с Саскией на коленях» (1635). На полотне ван Рейн смеется искренним смехом, а лучезарный свет озаряет комнату.
Картина Рембрандта «Автопортрет с Саскией на коленях»
Если раньше картины художника были детализированы, то на этапе позднего творчества Рембрандт использует широкие мазки, а солнечные лучи заменяются тьмой.
Картина «Заговор Юлия Цивилиса», написанная в 1661 году, не была оплачена заказчиками, потому что лица участников заговора не проработаны скрупулезно, в отличие от предыдущих работ ван Рейна.
Картина Рембрандта «Портрет сына Титуса»
Незадолго до смерти, живя в бедности, в 1665 году Рембрандт пишет автопортрет в образе Зевксиса. Зевкис – это древнегреческий живописец, который скончался ироничной смертью: художника развеселил написанный им же портрет Афродиты в образе старухи, и он умер от смеха. На портрете Рембрандт смеется, художник не постеснялся вложить в полотно долю черного юмора.
На пути к цели
Более опытный Питер Ластман (учился в Италии) стал следующим наставником молодого дарования. На его уроках в Амстердаме Рембрандт осваивает мифологические и библейские сюжеты. Здесь, в столице, он находился с 1623-го по 1627 год. Столь длительные занятия у Ластмана оказали существенное влияние на формирование стиля Рембрандта на том этапе жизни – он пишет ярко, контрастно, красочно, облачая героев картин в необыкновенные наряды и увешивая их драгоценностями. Тяготение к визуальному украшательству и особенное отношение к одежде персонажей Рембрандт сохранит на всю жизнь.
По возвращении в Лейден уверенный в своих силах художник открывает свою мастерскую (совместно с другом и коллегой Яном Ливенсом). Набор учеников, успешные занятия с ними внесли вклад в рост репутации молодого и решительного художника. У многообещающего живописца появились первые заказы, в том числе от лиц, приближённых к королю. Работы Рембрандта того периода сравнивали с произведениями Рубенса.
Коллекции
Банкетный натюрморт
Национальная галерея Scottish года Академия изящных искусств Вены , то Ashmolean музей (Оксфордский университет), то Iris & B. Gerald Cantor Центр визуальных искусств (Stanford University, California), то Музей искусств Кливленда , то Даллас художественный музей , то Детройтский институт искусств , Музей де Fundatie , то Гонолулу Музей искусств , то в Лос — Анджелесе и Музей искусств округа , то Лувр , то Музей Метрополитен , то институт искусств Миннеаполиса , то Национальный морской музей(Гринвич, Великобритания), Йоркская художественная галерея , Йорк , Великобритания; Музей искусств Филадельфии , в Rijksmuseum Амстердаме , в Королевском музее изящных искусств Бельгии , то Род — Айленд Школа дизайна музея , в Королевском замке в Варшаве и художественный музей Сиэтла является один из государственных коллекций , которые держат картину Абрахам ван Беерен . В частных коллекциях: Ger Eenens Collection, Нидерланды.
Музей Бредиуса
Дом Бредиуса, ставший музеем
Он продал свой дом в Принсенграхте в муниципальный совет Гааги за 100 000 гульденов. Его коллекция была предоставлена взаймы тому, что стало музеем Бредиуса, и перешло в его владение после его смерти. Совет с благодарностью принял предложение почти единогласно. Виллем Гоудкамп стал резидентом-хранителем после отъезда Бредиуса. Сам Бредиус планировал провести месяц в Гааге три раза в год — более продолжительный визит заставил бы его по-прежнему платить налоги. Позже, как и Крониг, он приобрел гражданство Монако, что позволило избежать финансовых проблем.
Музей БредиусаМузей Бредиуса
Климату в Монако принес пользу его здоровью, и он мог спокойно работать: в 1927 году появилась книга о Яне Стене и его знаменитая работа над Рембрандтом в 1935 году. Последняя обязана большей частью своей репутацией в сотрудничестве с Шнайдером и Джерсоном.
Автопортрет (1889)
Чем знаменита эта картина?
Часто считается, что это последний автопортрет Ван Гога, а также его самое знаковое изображение на холсте. Пока критики расходятся во мнениях относительно того, является ли это или Автопортрет без бороды это его последняя картина, изображающая самого себя, мало кто спорит о том, какая картина более известна. Он имеет похожие галлюцинаторные закрученные узоры на Звездная ночь, и указывает на общее ощущение турбулентности и давления. Когда люди думают о Ван Гоге, они думают именно о нем: напряженный, задумчивый персонаж, полный экспрессии и эмоционального потрясения.
Какая предыстория?
Ван Гог часто писал картины самого себя. На ум могут прийти разные причины (чистое художественное тщеславие или желание задокументировать его физические и психические изменения), но есть еще одна, о которой нечасто вспоминают: у него просто не было денег, чтобы платить за модели. садитесь часами за раз. Хотя Ван Гог не жил в крайней нищете — миф, который часто повторяется, — управлять деньгами было нелегко.Его переписка с братом показывает, что он полагался на его ежемесячное пособие от Тео, которого никогда не было достаточно, чтобы соответствовать амбициям Винсента. Художественные принадлежности тогда были дорогими, как и сейчас, и наем модели, возможно, был слишком большим шагом для того, кто был вдохновлен в первую очередь природой.Больше всего история, стоящая за этой картиной, следует за собственным путешествием Ван Гога, особенно в том, что касается его психического здоровья. Хотя в письме к своему брату (обсуждая этот автопортрет) он настаивает, что сейчас он в лучшем месте, оглядываясь назад, очевидно, что все было не так.
«Надеюсь, вы заметите, что выражение моего лица стало намного спокойнее, хотя мои глаза выглядят так же небезопасно, как и раньше, или мне так кажется».
Работа
Ван Бейерен подписывал свои холсты монограммой AVB и неизменно не указывал дату. В результате было сложно составить точную хронологию его работ.
Натюрморт с пейзажем, 1650-е гг.
Хотя в 1640-х годах большинство его картин были морскими пейзажами, ван Бейерен начал развиваться как опытный художник-натюрморт. рыбы. В своих ранних морских картинах он показывает влияние Ян ван Гойен.
В 1650-х и 1660-х годах он начал уделять особое внимание pronkstillevens, т.е. натюрморты с изысканным столовым серебром, китайским фарфором, стеклом и фруктами. Он также написал ряд цветочный натюрморты, картины мертвых птиц и Vanitas картины
Переход к покраске pronkstillevens, возможно, был мотивирован экономической необходимостью, поскольку их можно было продать более состоятельной клиентуре. Эти натюрморты часто представляют собой довольно сложные дисплеи и показывают влияние Ян Давидс. де Хем
Он также написал ряд цветочный натюрморты, картины мертвых птиц и Vanitas картины. Переход к покраске pronkstillevens, возможно, был мотивирован экономической необходимостью, поскольку их можно было продать более состоятельной клиентуре. Эти натюрморты часто представляют собой довольно сложные дисплеи и показывают влияние Ян Давидс. де Хем.
Обычно он использовал довольно широкую технику и коричневые тона с некоторой точностью деталей. Ван Бейерен, вероятно, был знаком с другими голландскими художниками пронкстильлевена, такими как Питер Клас и Виллем Клаэсун Хеда которые были специалистами по монохромным банкетным натюрмортам. Он часто работал в большем масштабе, чем его голландские современники, его высокие полотна достигали высоты в один метр.
Происхождение и детство
Бредиус в 1905 году
Абрахам Бредиус родился 18 апреля 1855 года в Амстердаме, в районе Принсенграхт, в сеье предпринимателей. Его отец, Иоганнес Якобус Бредиус, был директором и членом правления порошковой фабрики, De Gezamenlyke Buskruidmakers в Голландии. Дедушка Абрахам Бредиус владел пороховой фабрикой, Де Крийгсман, которая до сих пор действует в городе Наарден. Владел Абрахам Бредиус старший значительной коллекцией китайского фарфора, а также собирал голландские картины 17-го века. Все предметы искусства впоследствии стали основой коллекции его внука Абрахама Бредиуса младшего.
Упоминания о семье Бредиус можо найти в лондонских архивах 17-го века. Питер Бредиус, работал врачом в Амстердаме, и его сын, прадед Абрахама Бредиуса, был церковником Оуде Керка в Амстердаме.
П меркам 19-го века семья Бредиус считалась благополучной и материальо обеспечнной — Абрахам проводил лето в «Уд-Буссеме», загородном доме недалеко от Бюсса. Мать мальчика умерла, когда ему было всего десять лет, что, вероятно, объясняет сильную привязанность Абрахама Бредиуса к отцу. В письме, написанном к концу 1892 года, он отмечает
Начальное образование Абрахам Бредиус получил на дому — немецкий преподаватель дал ему первые уроки; позже мальчик посещал французскую школу.
По словам его биографов, Абрахаму изначально предлагали карьеру в торговле, однако его великой страстью была музыка. Ему, в конечном итоге, разрешили полностью посвятить себя пианино, на котором мальчик практиковался в течение трех лет, прежде чем осознать, что он никогда не достигнет вершины
Рояль стал хобби, и его страсть к музыке по прежнему занимала важное место в жизни
Чтобы помочь сыну преодолеть разочарование, отец отправил его в 1878 году в Италию на несколько лет. Абрахам Бредиус был глубоко впечатлен итальянскими художественными произведениями, и именно во время посещения Уффици во Флоренции он мог встретить Вильгельма фон Боде, известного генерального директора Берлинских музеев
По совету фон Боде, Бредиус сосредоточил свое внимание на голландской живописи 17-го века, знание которой в те времена было редким в Нидерландах.
Портрет Вильгельма фон Боде
Victor de Stuers
В то время вышла статья, в которой выражалось сожаление о том, что голландская нация не заинтересована в своей собственной культуре, озаглавленная Holland op zijn smalst (Голландия в самом узком смысле ), которую Виктор де Штюерс (1843-1916) опубликовал еще в ноябре 1873 года в журнал Де Гидс .
Влияние статьи Де Штюрса на Бредиуса иллюстрируется рассказом последнего о «спрятанном сокровище», написанном в 1879 году. Это описание арт-галереи Хофье ван Меврува ван Аардена в Лердаме (где первое, что он увидел при входе были шедевры Франса Халса!), и заканчивается словами:
Частично в результате своей полемической статьи Де Стюэрс был назначен начальником отдела искусств и наук при министерстве внутренних дел. Именно ему голландцы в большой степени обязаны сохранению своего культурного наследия. Де Стюерс стал руководителем современных представлений о сохранении и управлении памятниками.
-
Цыганка, 1628-1630, Франс Халс
Музей Лувр, Париж - Портрет Стефана Герадса, 1652, Франс Халс, Королевский музей, Антверпен
-
Портрет Изабеллы Койманс
1652, Франс Халс, Частное собрание -
Портрет юноши с черепом, 1628, Франс Халс
Национальная галерея, Лондон -
Портрет мужчины с перчаткой
1650, Франс Халс, Эрмитаж, Петербург -
Портрет женщины с веером, 1640-е, Франс Халс,
Национальная галерея, Лондон
Многих восхищал энергичный подход Де Стюерса к работе, но его страшный, деспотический характер пугал. По словам дочери, он был чрезвычайно обходительным в семейном кругу, но неприятным людям, которых Де Стюерс не любил. Об этом свидетельствует его прозвище — «министр бон-искусств».
Приведенная выше цитата не является единственным доказательством одобрения Бредиусом ряда аспектов культурной политики Де Стюэрса. Например, одна из теорий Де Стюэрса заключалась в том, что работа мастера придает более тесный контакт с искусством. Поэтому он стремился к лучшему обучению в прикладных художественных школах.
Идеи Бредиуса пробивались по аналогии: