Древесные красавицы
Совсем иными были мавки. Эти лесные духи жили в деревьях. Каждая из мавок имела свою обитель, а потому и называлась в соответствии с выбранным деревом – Рябинницей, Ясенницей, Дубовинкой, Вербинкой и т.д. Внешне мавки невероятно привлекательны – они напоминают прекрасных девушек с длинными волосами. Однако если посмотреть на такую красавицу со спины, можно увидеть, что у неё отсутствует эта часть тела, а потому видны внутренности. Чтобы замаскироваться под обыкновенную девицу, мавки закрывали зияющие в спине дыры копной своих тёмно-зелёных локонов.
Встречи с мавками для людей часто заканчивались печально. Как правило, древесные покровительницы не были дружелюбно настроены по отношению к чужакам. Впрочем, в славянском фольклоре сохранились истории об искренней любви между мавкой и человеком. Известно, что с наступлением осенних дней красота мавок тускнеет, а зимой они отправляются спать в стволах своих деревьев.
Внешне мавки – это красивые девушки с длинными волосами / dartti / reactor.cc
Друиды и Юнг
Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.
Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.
Друиды считали, что бог говорит с ними из дерева
Внешний облик хранителя леса
В легендах дух леса описывается абсолютно по-разному. Можно сказать одно, Леший очень многолик. Иногда он может напоминать человека, но его выдает серая кожа, темно-зеленые волосы и зеленая борода.
В некоторых сказаниях встречается и другое описание — что это одновременно и животное, и растение. Можно встретить описания, указывающие на то, что Леший — это безликий дух.
У данного персонажа есть весьма важное качество — он может превращаться во что угодно. Чаще всего он принимает образ дерева
Это демоническая осина, дуб, липа или сосна. Также стать дух может пнем, грибом либо мхом. Иногда в сказаниях описывается обросшая мхом одежда и лицо духа, плотная грубая кожа.
В легенде указывается, что иногда, прежде чем показаться человеку, Леший пугает его. При приближении хозяина леса начинают трещать деревья, ветви хватают человека за руки, лес начинает гудеть и шуметь. В некоторых случаях существо является персонификацией всего леса. Превращаться Леший может в любое животное. Такое тотемное, как медведь, филин либо волк, а также демоническое — сорока, лягушка.
Мифический козлоногий и рогатый бог – Пан
В некоторых случаях Лешего ассоциировали с древнегреческим богом Паном, так как представляли его в виде получеловека-полукозла. Нередко перед путником магическая сущность может появиться в виде знакомого человека. Часто это усопший родственник.
В одних сказаниях описывается сущность как великан, в других — как маленький человечек. Считалось, что в зависимости от того, в какую сторону дует ветер, можно узнать, куда движется Леший.
Нашим предкам был известен действенный способ, который позволяет увидеть эту сущность. Для этого необходимо было посмотреть через правое ухо лошади либо через хомут. Согласно одному из преданий, хозяин леса носит шапку невидимку и с ее помощью скрывается от людей.
Словене — предки новгородцев
Племена словен расселились у озера Ильмень довольно поздно — с 8-го века, однако именно им суждено было стать (наравне с пришлыми варягами) одними из главных героев всей ранней истории Древней Руси. Ильменские словене, наряду с норманнами и местными финно-угорскими племенами, заложили основу племенного суперсоюза с центром сначала в Ладоге, а потом и в Новгороде.
От других этносов, проживавших у озера Ильмень, археологи отличают словен по характерным захоронениям под сопками. Их соседи, варяги, кривичи и финно-угры, использовали иной тип погребений — длинные курганы. Исследователи сходятся во мнении, что таким образом эти восточнославянские племена стремились сохранить свою идентичность.
Антропологический облик ильменских словен. (Wikimedia Commons)
Впоследствии в летописях термин «словене» стал синонимом слову «новгородцы». Историки считают, что большая часть этого восточнославянского союза племён стала влиятельной аристократической прослойкой в Великом Новгороде. Этому способствовала и поддержка словенами сначала Владимира, а затем Ярослава Мудрого в междоусобных войнах 10−11 веков.
… и другие
Под началом Деда Лесовика находились и иные бестелесные существа, так сказать, узкой специализации. Кустич, как явствует из его имени, хозяйничал в кустах, Листовик/Листич оберегал листву, Травник/Травяник ухаживал за травой, Корневик отвечал за корни, Стебловик, соответственно — за стебли.
Были еще Орешич, Ягодник, Грибник. Кроме того, существовал целый отряд женских персонажей, в том числе Дубравицы, Травницы, Земляничницы, Березницы, Дивницы, Сенявы, Русявы и Зеленицы. А еще были охранители лесных кладов — Щекотуны и Полуверицы, священные деревья. В общем, компания большая.
Дерево как символ…
- Растения, в том числе деревья, символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
- Плоды и цветки дерева связаны с Великой матерью, богиней земли, плодородия и растительности.
- Полное жизненных соков растение – это материнство.
- Деревья, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют единство человека и растения и рождение жизни из смерти. Так, из крови Диониса выросли гранаты.
- Вечнозеленые деревья означают бессмертие, бесконечность, юность и бодрость.
- Деревья, у которых цветки распускаются по очереди, символизируют постепенный переход к совершенству, а у которых листья сворачиваются от легкого прикосновения – человека, не терпящего насилия.
- Горящее дерево – символ альтруизма: «Сгорая, я даю тепло и свет другим».
- Дерево с широкой кроной – символ грубого ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости.
- Дерево, растущее вдоль стены, – символ постепенного обучения молодежи: «Меня ведут, но не принуждают».
- Старое высохшее дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки, – символ отцовской нежности, которую испытывает пожилой человек, с радостью глядящий на растущих здоровых отпрысков, идущих ему на смену.
- Дерево, часть которого отрублена, – символ конечности жизни.
- Буйно разросшееся дерево олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности.
Общественный строй восточных славян
Традиционно общественный строй восточных славян называют родоплеменным. Что это значит?
Сам термин «родоплеменной», как вы могли заметить, состоит из двух частей — «род» и «племя», в которых и кроется вся суть этого понятия.
Исходным кирпичиком в основе общественного строя восточных славян являлся род, то есть союз кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка и отличающихся особым родовым именем. Со временем род расширялся, все родственники «под крышей одного дома» не помещались, так появилась община.
Община — объединение людей на основе родства и/или совместной территории, которые вели совместный быт и несли групповую ответственность за деяния членов общины.
Со временем община изменялась и преобразовывалась, так что принято выделять два ее вида:
- Родовая община — объединение людей на принципе родства. В процессе развития этот вид общины сменился соседской общиной.
- Соседская община (вервь) — объединение людей на принципе общей территории и хозяйственной жизни.
В общине существовало две формы собственности: личная и общественная. Личной управлял один человек, общественной — община.
Община играла важную роль в жизни людей, так как поодиночке выжить было невозможно. Со временем и общины стали расширяться и объединяться в более крупные единицы — племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы, о которых мы уже говорили выше. Это было необходимо для более удобного ведения хозяйства и защиты своих территорий.
Кто управлял племенными союзами?Еще на начальном этапе развития у восточных славян стали выделяться «местные» князья, которые были почти в каждом племенном союзе. Данные князья были своего рода управленцами, в их подчинении была часть общинных земель (феод), которая обязана была платить дань (современные налоги) князю.
У восточных славян дань называлась полюдьем (объезд князя «по людям»), а единица обложения именовалась дым (по аналогии с дымом, который шел из печей дома).
Князь командовал дружиной и ополченцами.
Что такое дружина? В подчинении у князя имелось две дружины: старшая и младшая.
Дружина – княжеское войско, которое осуществляло грабительские набеги на соседние земли, следило за общественным порядком на своих землях, а также иногда участвовало в управлении государством.
Старшая дружина формировалась из богатых и влиятельных людей, военачальников, знатных воинов. А младшая дружина состояла из мальчиков 10—12 лет, которые сначала были прислужниками, а потом становились воинами.
Дружина выполняла различные функции, например:
- Осуществление грабительских набегов на соседние земли.
- Защита своих земель.
- Надзор за общественным порядком.
- Управление государством и др.
Что такое ополчение? Давайте разбираться. Есть такое понятие, как военное время, то есть период, когда на земли восточных славян совершались военные походы, или же сами восточные славяне совершали военные походы на своих соседей. В данный период формировалось ополчение — войско из обычного народа, во главе которого стояли тысяцкие (сотские). Ополчение представляло собой определенное войско, главной задачей которого являлась оборона славянских земель.
Помимо князя важную роль у восточных славян играло вече, представляющее собой народное собрание, на котором решались различные важные вопросы. Поговорим о нем подробнее.
Существуют ли лешие в реальности?
Существует ли леший в реальности или это плод человеческого воображения? Ответ на вопрос нужно давать, опираясь на рациональные факты, а не мифологические сказания. Скорее всего, леший — один из способов объяснения природных явлений, которые случались с людьми в лесу.
Есть тысячи рассказов очевидцев, заплутавших в темных чащах и утверждающих, что из западни их вывел именно добрый леший. Интересны также и другие истории:
- Не зря леших величают блудунами, шатунами или манилами. Часто они забавы ради уводили путников с тропы, а после выводили их на верную дорогу. Когда пребывали в плохом расположении духа, лешие могли наказать человека голодом или наслать на него дождевую тучу.
- Часто мужики, которые отправлялись в лес нарубить немного сучьев для помоста или белку подбить, встречались с недоброжелательным лешим. В таком случае нужно быстро вывернуть всю одежду наизнанку и произнести молитву. Леший — нечистый дух, он испугается и сбежит.
- С лешим заключали соглашения пастухи, собиратели ягод и охотники. На праздник Купала к опушке леса для лешего приносили пожертвования, чтобы потом пользоваться благосклонностью этого лесного обитателя.
- Нередки рассказы, когда в лесной чаще на путников наваливалась гнетущая тишина, которая будто придавливала к земле. Считалось, что это проделки манил и испугать проказников можно огнивом. Дело в том, что лешие очень боятся даже намека на огонь, ведь он напрямую угрожает их владениям.
- Ученые фиксировали случаи, когда люди сетовали на леших и обвиняли их в краже домашнего скота, который выпасался неподалеку от бора.
С точки зрения физики, леший может быть сгустком энергии. Физические очертания такой поток не приобретает, поэтому образ лешего — плод бурной фантазии. Но сам сгусток энергии может вызвать галлюцинации и миражи.
К слову, на подобные визуальные моменты влияет также психоэмоциональное состояние заблудившегося в лесу. Как правило, человек напуган, он ощущает тревогу и страх. В состоянии аффекта легко увидеть то, чего на самом деле не существует.
Лешие — это чрезвычайно популярные и интересные персонажи славянской мифологии. И пусть они не существуют в реальности, но в мифологическом мире лешие — однозначные фавориты многих фольклорных произведений.
Радимичи — свободолюбивое племя
Наверное, самые загадочные и обделённые вниманием племена восточных славян. Радимичи проживали в бассейне реки Днепр, очень близко к полянам и будущему центру Киевской Руси, однако долго сохраняли свою независимость от Рюриковичей
Этот факт выглядит странным, поскольку в летописях об этих племенах очень часто отзываются либо насмешливо, либо свысока, и многие исследователи идут на поводу у этих высказываний.
Женщина из племени радимичей. Реконструкция. (Wikimedia Commons)
Вполне вероятно, что радимичи так же, как и северяне, платили дань хазарам, а затем, после завоевания Киева Олегом, подчинились пришедшему с севера князю. Вместе с ним эти восточные славяне участвовали в походах на Константинополь. Однако спустя столетие, почувствовав слабость центральной власти во время междоусобных войн, отделились от Киевской Руси.
Подавлять нелояльных радимичей отправился воевода Владимира Святославича Волчий Хвост. Войска киевлян и радимичей встретились на реке Пищань, и восставшие потерпели поражение. Постепенное поглощение вновь присоединённых племён продолжилось, и в 11−12 веках они стали частью Смоленского и Черниговского княжеств.
Мы поговорили лишь о самых значительных восточнославянских племенах и союзах племён, составивших основу Древнерусского государства. Но не стоит забывать, что были ещё и более мелкие объединения: полочане, дреговичи, тиверцы, уличи — имя им легион. А помимо них — и неславянские племена, тоже оказавшие большое влияние на формирование единой Киевской Руси. С самых первых дней своего существования держава Рюриковичей была полиэтническим государством, и каждое племя оставило свой след в истории Древнерусского государства.
Современное понимание образа духов природы
Благодаря писателям и создателям игр жанра фэнтези последние десятилетия заметно изменили образ дриад в массовом сознании. Милые девы в платьях из листьев стали непримиримыми воительницами.
Анджей Сапковский в своей серии «Ведьмак» описал дриад как отдельную расу, состоящую исключительно из женщин. Для продолжения рода они используют мужчин других рас. Такая концепция характерна для описания лесных нимф в фэнтези. Часто они предстают расой женщин, похожих на амазонок, не терпящих мужчин и сходящихся с ними лишь в брачное время.
Лесные духи не горят желанием общаться со смертными. Это происходит лишь когда они готовы к зачатию ребенка или лес нуждается в помощи людей. Иногда – чтобы вести переговоры с вошедшими в лес. Порой дриады предстают перед дровосеками, чтобы предупредить о запрете на вырубку здешних деревьев. Если люди не слушают, то духи начинают всячески препятствовать им — заставляют старые деревья упасть и придавить людей, ломают технику.
У некоторых лесных нимф добросердечная и снисходительная натура, и они всегда стараются использовать свои умения во благо, даже когда люди им вредят. Другие же дриады жестоки и могут стравливать людей с животными просто чтобы поразвлечься. Но в целом народ лесных нимф довольно дружелюбен по отношению ко всем живым существам, даже к людям. Главное — не оскорблять самих дев, их лес, животных и природу. Оставленный мусор, поврежденная кора деревьев, сломанные ветви – все это приводит дриад в ярость. Весёлый игривый дух запросто превратится во мстительную фурию, не знающую жалости.
Ритуалы и обряды
Различные легенды содержат некоторые упоминания о ритуалах, которые проводились для того, чтобы пообщаться с Лешим. В одной из них указано, что для того, чтобы встретиться с хозяином леса, необходимо было срубить несколько берез, сложить их по кругу так, чтобы все верхушки сошлись в центре, расположиться в середине круга и громко позвать дедушку.
Был еще один весьма распространенный способ. Необходимо было срубить сосну так, чтобы она повалила две осины. После этого на дерево нужно было стать лицом к северу и позвать духа.
Большой популярностью пользовался обряд призыва в ночь на Ивана Купала. Человеку нужно было срубить осину так, чтобы она рухнула на восток. После этого человек становился на нее, поворачивался лицом к востоку, нагибался и смотрел на землю.
В древности люди также обращались к Лешему за помощью и советом. Считалось, что на Святки можно погадать на перекрестке. Для этого необходимо было взять лучину и нарисовать вокруг себя (стоя на перекрестке) три круга. Далее принести с собой кусок хлеба. Иногда брались и другие дары.
Лешего следовало позвать, после чего задать вопрос. Звуки, доносящиеся из леса, и будут ответом на вопрос. Таким образом можно было получить 3 ответа. Если человек не брал ничего с собой в дар, то мог за это поплатиться.
Кроме этого, узнать, что ждет человека в будущем, можно было внезапно столкнувшись с хозяином леса. Считалось, что он не откажет путнику в помощи, если будет в хорошем расположении духа.
Хранитель леса — это очень распространенный персонаж легенд, мифов, сказок. Благодаря тому, что образ появлялся в очень многих произведениях, он приобрел новые черты, которые далеко не всегда соответствуют традиционным представлениям об этой нечисти. Но, как бы там ни было, Леший навсегда останется мудрым, сильным и грозным хранителем подвластной ему территории.
Чем опасен леший для человека?
Все трагические происшествия, случавшиеся в лесу, люди связывали с немилостью лесного духа. Заблудился и пропал ребенок, утащили волки корову, напал зверь на охотника – все это проделки хозяина леса.
Если не проявить к лешему достаточного почтения, то он непременно рассердится и заведет обидчика в такую чащу, откуда выбраться без посторонней помощи вряд ли удастся. Любит лесной дух покуражиться над незадачливым грибником или охотником. Однако не всегда «водит» по лесу в наказание, иногда это делается просто из зловредности – не стоит забывать, что лесной хозяин это «нечистая сила».
Не любит он хвастунов. Когда собирались идти в лес, избегали говорить о скором возвращении, чтобы не сердить лешего, который специально начнет путать следы. Но опаснее всего оказаться в лесу после ссоры с родней, особенно если в спину были посланы проклятия. Проклятый человек – законная добыча лесного хозяина.
Что нельзя делать в лесу, чтобы не разозлить Лешего?
- В лесу строго-настрого запрещалось ругать кого-либо, особенно ребенка, с упоминанием Лешего, говорить о нем в лесу, иначе дух не заставит взять к себе того, кто его призвал.
- Особенно оберегали от нападений Лешего детей, идущих в лес. Идя в лес, советовали всегда запоминать, какое первое слово произнес случайно встреченный по дороге человек. Такой случайный прохожий может оказаться Лесовиком, и если придется обращаться к нему за помощью, потеряв в лесу дорогу, он спросит это слово. Не удастся его припомнить — с собой заберет.
- Нельзя было кричать в лесу, откликаясь на эхо, свистеть и всячески шуметь. Если все же Леший завел в глухую чащу, чтобы найти дорогу, надо было снять с себя одежду, вывернуть наизнанку или задом наперед, так и надеть, обуть левый сапог на правую ногу.
Магия Детей Леса
Основные статьи: Магия, Зелёные сны, Древовидцы, Оборотни, Старые боги
Мейстер Лювин утверждал, что мудрецы Детей Леса — древовидцы — обладали «зелёным зрением», которое можно назвать волшебством, хотя, скорее, это было знание особого рода. Древовидцы умели видеть глазами чардрев — потому-то люди и срубали чардрева, когда воевали с Детьми Леса; кроме того, древовидцы имели власть над лесными зверями, птицами и даже рыбами.
Согласно сказкам старой Нэн, Дети Леса знали песни деревьев, умели летать как птицы и плавать как рыбы, знали язык животных, а музыка у них была настолько прекрасной, что, услышав её, люди плакали от этих звуков — всё это благодаря волшебству. Джиор Мормонт упоминал, что Дети Леса умели разговаривать с мёртвыми. Возможно, наиболее впечатляющим деянием Детей Леса было затопление Руки Дорна — когда-то существовавшего перешейка между Эссосом и Вестеросом, на месте которого ныне находится архипелаг Ступени. Дети Леса намеревались точно таким же образом затопить и существующий сейчас Перешеек между Севером и южными областями Вестероса, но почему-то этого не сделали.
Жойен Рид рассказывал о том же самом: он говорил, что древовидцы не только видели будущее в зелёных снах, но могли летать во сне над Вестеросом, как это делал Бран Старк; самые сильные из них могли превращаться во всё, что летает, плавает или ползает, смотреть глазами чардрев и видеть истину за пределами этого мира.
По одной из версий о строительстве замка Штормовой Предел, Дети Леса сделали его несокрушимым, напитав своей магией его камни. Возможно, это действительно так: Мелисандра, сама владеющая магией, утверждала, что стены замка защищены древними чарами, и ни одна колдовская тень не может пройти сквозь его стены.
В полом холме Жойен Рид — со слов самих Детей Леса или трёхглазой вороны — рассказывал Брану Старку, что у Детей Леса нет письменности и книг: после смерти они переходят в деревья, прежде всего чардрева, и эти деревья помнят все песни и заклинания, истории и молитвы Детей Леса — всё, что они знали при жизни. Когда Дети Леса умирают, они становятся частью Старых богов. Этот рассказ можно понять так, что Старые боги — это и есть духи Детей Леса и древовидцев прошлого, переселившихся после смерти в деревья и обретших бессмертие. Бран сам овладел некоторыми древовидческими талантами, сумев вселиться в чардрево и путешествовать в пространстве и времени, наблюдая вырезанными глазами чардрева другие места и прошедшие эпохи.
Древовидцы, по словам трёхглазой вороны и Листочка — это «избранные», периодически рождающиеся среди Детей Леса; их отмечает цвет глаз — кроваво-красный или ярко-зелёный. Такие Дети Леса живут на свете недолго, много короче, чем их соплеменники, но после смерти переходят в деревья и остаются там навечно, обладая большой силой и знанием. В каждом вороне есть частица души одного из Детей Леса: когда-то Дети Леса, теперь уже давно умершие, вселялись в воронов, и оборотень, вселившись в ворона, может почувствовать в птичьем теле ещё одну личность — «тень души» одного из Детей Леса. Это Дети Леса в своё время научили Первых Людей пересылать почтовые сообщения с воронами, чем до сих пор пользуются мейстеры — только в древние времена вороны умели говорить.
Гипотеза германо-балто-славянской общности
В начале ХХ века чешский историк Любор Нидерле в фундаментальной работе «Славянские древности» привёл длинный ряд лингвистических соответствий между германскими и славянскими языками. К их числу относятся: хлеб, плуг, изба, град, тын, терем и др. Однако Нидерле, следуя научной моде того времени, рассматривавшей германцев как якобы более развитый народ, чем древние славяне, объявил эти соответствия односторонними заимствованиями из древнегерманских языков в древнеславянский.
Современные историки и лингвисты рассматривают этот круг понятий как наследие периода этнической общности предков германцев и славян. Называют даже предполагаемое время и место этой общности. Это культура шнуровой керамики (иначе – культура боевых топоров), распространившаяся на обширной территории от Рейна до Верхней Волги в III тысячелетии до нашей эры – синхронно эпохе Древнего царства в Египте и его пирамидам! На территории Центральной России локальным вариантом этой археологической культуры является Фатьяновская культура, про которую упоминается, кажется, и в школьных учебниках.
Где живет леший?
Как правило, обитают существа в любой точке леса. Иногда появляться дух может в полях либо деревнях. Самое любимое место Лешего — это старые ели. Свой дом он поможет обустроить также в дупле, лесных домиках либо в тайных пещерах. Рядом с домом хозяина леса человек обязательно заблудится.
Вместе с сущностью обязательно живут различные животные. Считается, что к дому Лешего приходят звери перед смертью. В некоторых легендах указывается, что хозяин может жить со своей женой. Нередко ею является похищенная девушка. В некоторых мифах указано, что в такой семье могут быть даже дети (свои, либо похищенные у людей).
Люди верили, что у данного существа есть даже свое хозяйство. Все животные, птицы, которые находились на территории леса принадлежали ему. Миграцию зверей люди объясняли тоже с магической точки зрения — Леший проиграл кого-то из животных другому Лешему и поэтому звери уходили к новому хозяину в другие места.
Роковое предложение воеводы
Но что же произошло в 945 году, когда на землях древлян и нашёл свою смерть Игорь? Из школьных учебников истории можно узнать о том, что непокорный народ вдруг поднял бунт против князя, отказавшись платить ему налоги, а завершилось всё зверским убийством. Как же всё обстояло на самом деле? Конечно, учитывая давность лет, сейчас сложно утверждать наверняка, но давайте попробуем оценить ситуацию объективно.
Игорь неоднократно получал налоги на подвластных землях, в том числе и древлянских. Всё прошло гладко и в этот раз, однако, уже возвращаясь в Киев, воевода Свенельд предлагает князю ещё раз собрать дань с древлянского народа, чьи земли славились своими богатствами. Князь пошёл на поводу у воеводы, а потому вернулся к древлянам.
Собирают даньХудожник: Николай Рерих, 1908
А теперь подумайте, рад ли был тот самый воинственный и решительный Мал такому повороту? Переговоры с Игорем были попыткой Мала образумить князя, однако того ничто не могло остановить, что и привело к гибели одного из самых известных правителей Руси.
Что же случилось с самими древлянами? Они не погибли от рук Ольги, однако последнее упоминание о них встречается в 1136 году. На мой взгляд, причиной исчезновения древлян стало их присоединение к Руси. Вера и культура народа подверглись изменениям, а потому древляне просто слились с другими племенами, потеряв самоидентичность, за которую так долго боролся князь Мал.
Социально-экономическое развитие восточных славян
Для выживания восточным славянам приходилось заниматься хозяйством. В то время под хозяйством понимали различные формы земледелия, скотоводства и т. д.
«Славянские умельцы» или чем занимались восточные славяне? У восточных славян было много занятий, они много чего умели. Помимо обычного земледелия, они занимались скотоводством, торговлей, охотой и ремеслом. Отдельно стоит выделить такой вид занятости как бортничество. Бортничество — это сбор меда диких пчел. Происходит оно от слова «борть» — дупло в дереве, в котором жила семья пчел. |
Какое занятие было самым важным? Думаем, на этот вопрос вы ответите без проблем. Ключевым занятием восточных славян было земледелие. Однако из-за того, что в каких-то районах почва была более плодородной, а в каких-то — менее, социально-экономическое развитие племенных объединений шло неравномерно.
У восточных славян существовало две системы земледелия: подсечно-огневое и переложное.
- Подсечно-огневое земледелие заключалось в вырубке и сжигании деревьев, а пепел использовали как удобрение. Два-три года земельный участок давал хороший урожай, но потом земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Данная система земледелия использовалась преимущественно в северных районах.
- Переложная система заключалась в использовании одного участка земли, пока другой «отдыхает». Как только почва истощалась, то переходили на новый земельный участок, оставляя прежний без обработки для восстановления почвы за счет природной растительности (так делалось раз за разом). Такая система земледелия использовалась преимущественно в южных районах.
Как торговали восточные славяне? В основном торговля у восточных славян велась за счет водных путей «из варяг в греки» («Варяжского», «Восточного») и «из варяг в персы» («Волжского»).
Ключевым торговым путем являлся путь «из варяг в греки», который связывал Северную и Южную Европу.
Данный путь являлся основой экономического, политического и культурного развития восточных славян. Он брал свои начала из Балтийского моря, а завершался в столице Византийской империи — Царьграде (Константинополе). Путь «из варяг в персы» также брал свои начала из Балтийского моря, а заканчивал в Дербенте.
Данные карты могут встретиться вам в экзаменационном КИМе в заданиях 9—12 ЕГЭ и заданиях 8—10 ОГЭ
При работе с этими картами важно обратить внимание на такие моменты, как начало и окончание торгового пути, основные города и, соответственно, название торгового пути.Отметим важное:Торговый путь «Из варяг в греки» или «Днепровский торговый путь»:— основа торгового пути — река Днепр;— начало торгового пути — варяжские земли (Балтийское море);— окончание торгового пути — г. Константинополь (Черное море);— основные города на торговом пути — Новгород, Киев.Торговый путь «Из варяг в персы» или «Волжский торговый путь»:— основа торгового пути — река Волга;— начало торгового пути — варяжские земли (Балтийское море);— окончание торгового пути — г. Дербент (Каспийское море);— основные города на торговом пути — Новгород, Булгар (Волжская Булгария), Итиль (Хазарский каганат)
Дербент (Каспийское море);— основные города на торговом пути — Новгород, Булгар (Волжская Булгария), Итиль (Хазарский каганат).
История
Когда Первые люди двенадцать тысяч лет назад появились в Вестеросе, они начали расчищать леса и срубать пугающие их лица с деревьев. Дети Леса в ужасе начали войну. Если верить преданиям, они с помощью магии заставили море восстать и поглотить перешеек, через который Первые люди пришли на континент, но это не остановило войну. Ещё одно место, которое могло подвергнуться такому же катаклизму, есть на Перешейке — у Рва Кейлин, согласно легенде, Дети Леса просили своих безымянных богов обрушить на землю Молот Вод. Тем не менее, это почему-то не произошло, и Перешеек остался незатопленным. Мейстер Лювин замечал, что древовидцы только хотели обрушить воды на Перешеек — вероятно, если бы это произошло, Вестерос бы разделился на два континента, северный и южный. Возможно, затопление всё-таки произошло частично: Перешеек представляет собой болотистую местность со множеством рек и озёр.
Война шла долго. Дети Леса уступали людям в росте и физической силе, не знали лошадей, и их деревянное и каменное оружие не могло противостоять бронзе, так что их погибло больше. Наконец, мудрецы обоих народов призвали соплеменников к миру, и Дети Леса заключили с Первыми людьми Договор на острове Ликов. Они уступили людям берега, равнины, луга, холмы и горы, а себе оставили густые леса, и запретили срубать лики с чардрев. За четыре тысячи лет дружбы между двумя народами Первые люди отказались от своих богов, привезённых из-за моря, и тоже начали поклоняться Старым богам. В Век Героев Дети Леса каждый год дарили Ночному Дозору сотню обсидиановых кинжалов.
Согласно сказке старой Нэн о Долгой Ночи и последнем герое, восемь тысяч лет назад Детей Леса уже не было на человеческих землях. Когда пришла Долгая Ночь, и армия Иных явилась с севера, опустошая всё на своем пути, последний герой отправился в мёртвую землю разыскивать последних Детей Леса, которые ещё жили в обширных лесах, в деревянных городах и полых холмах. Последний герой искал Детей много лет, но не мог найти их тайные поселения среди леса, хотя, по всей видимости, в итоге это ему всё-таки удалось.
Много веков спустя в Вестерос явился новый народ — андалы. Договор для них ничего не значил, и они завоевали королевства Первых людей, рубили чардрева и убивали Детей Леса везде, где встречали, поэтому Дети Леса окончательно покинули юг Вестероса и ушли ещё дальше на север. По выражению Джиора Мормонта, Первые люди ещё во времена первой войны перебили половину Детей Леса бронзовыми мечами, а андалы довершили дело железом. Говорят, на холме Высокое Сердце в Речных землях — бывшей богороще с пнями чардрев, вырубленных андальским королём Эррегом Братоубийцей — всё ещё встречаются призраки Детей Леса. Действительно, на Высоком Сердце обитает лесная ведьма по прозвищу Призрак Высокого Сердца, обладающая даром ясновидения; она действительно очень маленького роста и очень стара, хотя вполне жива, жалуется на боль в суставах и вряд ли является одной из Детей Леса, а не человеком.
Обереги
Как и многие представители «нечистой силы» боится лесной дух железа. Поэтому, отправляясь в лес, желательно было иметь с собой вещицу из этого металла, чтобы леший не запутал.
Интересно, что схожее поверье существовало у кельтских племен, а впоследствии в английском фольклоре: якобы лесной народ (эльфы, феи и пр.) избегает «холодного» железа.
Опасался леший и медных пуль. Помочь против духа может соль, огонь, обструганные палки из следующих пород дерева:
- рябины;
- осины;
- липы.
Если заблудившийся человек никак не мог найти обратную дорогу, то надо было вывернуть собственную одежду наизнанку и надеть ее уже в таком виде. Когда заплутавших было несколько, можно было просто поменяться одеждой между собой. Считалось, что такая хитрость делает человека невидимым для глаз лешего.
Помогают от козней лесного духа православные молитвы, в особенности молитва Пресвятой Богородице. Как и любая нечисть, не любит он матерную брань.Если по пути в лес встретишь странного человека, который заведет разговор, обязательно следовало запомнить его первое слово. Как начнет леший заговаривать заблудившемуся зубы, достаточно сказать ему это слово и замкнуть круг беседы.
Наши предки жили в куда более тесном взаимодействии с природой, чем мы. Поэтому неудивительно, что с существованием лешего связано такое множество сказаний, поверий и примет. Гнев лесного хозяина мог сгубить человека в лесных дебрях, а милость – спасти жизнь.
Вятичи — на фронтире славянского мира
Вятичи отличались строптивым нравом, и их интеграция в единое Древнерусское государство растянулась на долгие годы. Этот племенной союз считается самым восточным из всех известных восточных славян, долгое время он находился в подчинении у Хазарского каганата. Именно с этим фактом связан первый поход киевских князей против вятичей — тогда войска, шедшие в первую очередь на Хазарию, возглавлял Святослав Игоревич.
Антропологическая реконструкция вятичей. (Wikimedia Commons)
Вятичи жили в лесах на территории современных Московской, Калужской, Рязанской областей и довольно активно торговали со своими соседями разными «дарами леса». Они долгое время сопротивлялись подчинению Киеву — пока Владимир Святой окончательно не установил над ними свой контроль. Христианизация восточного фронтира Киевской Руси тоже проходила очень тяжело — вплоть до 12-го века вятичи оставались язычниками и даже убивали присылаемых из Киева христианских миссионеров.
Наверное, тогда мало кто мог бы подумать, что именно эти земли спустя долгое время станут «ядром» нового «собирания русских земель» — сначала с центром во Владимире, а потом и в Москве.