Место игры во вселенной Alien
За несколько месяцев до выхода игры 1 января 2014 года был опубликован роман Джеймса Мура «Чужой: Море печали» (англ. Alien: Sea of Sorrows), действие которого происходит спустя несколько сотен лет после событий финала «Чужой 3». В тексте упоминается, что Аманда Рипли в своё время сорвала попытки «Вейланд-Ютани» раздобыть Чужого, что является, очевидно, отсылкой к сюжету игры. По словам автора, согласуясь с пожеланиями компании «20th Century Fox», обладающей правами на франшизу «Alien», он постарался учесть все события, происходившие в фильмах, книгах и компьютерных играх франшизы, включая события не вышедшей ещё на тот момент игры Alien: Isolation, тем самым официально признав принадлежность последней к франшизе «Alien». Помимо этого, события игры упомянуты в вымышленном техническом отчёте корпорации «Вейланд-Ютани» «Alien: The Weyland-Yutani Report», написанном С. Д. Перри (англ.)русск. по франшизе «Alien» и выпущенном спустя месяц после релиза игры, а также в аудиоверсии книги «Чужой: Из теней».
Разработка
Об игре стало известно 12 мая 2011 года, после визита британского министра культуры Эда Вейзи (англ.)русск. в студию Creative Assembly. В своём твиттере он написал следующее: «Прекрасный визит в Creative Assembly, одну из лучших студий по разработке видеоигр в Великобритании. Сейчас они работают над новым блокбастером по вселенной „Чужих“».
В октябре 2013 года стало известно, что студия 20th Century Fox имеет товарный знак «Alien: Isolation» для использования его в сфере разработок видеоигр. Уже в декабре появились первые арты и кадры из игры.
7 января 2013 года появился первый трейлер игры. Также были показаны первые «дневники разработчиков» и ролик, демонстрирующий геймплей игры, которые официально подтвердили её существование. А уже 9 января была подтверждена новая информация: версия для Xbox One и PlayStation 4 обзаведётся поддержкой Full HD-разрешения.
В одном из интервью разработчики рассказали, что изначально игра не была таким крупным проектом. Это была лишь техническая демо-версия, которую разработчики всё же решились показать компании Sega. Компании, и так заинтересованной в проектах по франчайзу, настолько понравилась общая идея проекта, что игра получила «зелёный свет», и началась полномасштабная разработка. Одним из сценаристов выступил Дэн Абнетт известный своими произведениями по вселенной Warhammer 40,000.
Разработчики сделали основной акцент именно на атмосферу первого фильма. Например, сама картинка имеет вид «записи из 70-х», что на деле является видеофильтром. Окружение также выполнено в стилистике фильма Ридли Скотта: начиная от самого корабля и заканчивая мелкими деталями и отдельными предметами. Чужой в игре также сделан на манер фильма: он выглядит соответственно, не имеет «экстраординарных» способностей вроде невероятной прыткости и скорости, а ведёт себя так же, как и Ксеноморф из фильма, бродя по коридорам корабля в поисках добычи.
Согласно интервью ведущего геймдизайнера проекта Клайвом Линдопа журналу «Игромания», название станции «Севастополь» было выбрано в честь одноименного города в Крыму — по представлениям Линдопа, который какое-то время работал на Украине, это изолированный, далекий город, и это название, по его мнению, было уместно для станции — порта, куда тяжело добраться.
Вырезанные материалы
После выхода игры веб-разработчик и автор модификаций Мэтт Файлер обнаружил в архивах игры дополнительные файлы озвучивания и субтитры для диалогов — эти материалы недоступны в самой игре; по-видимому, сюжет игры на этапе разработки имел несколько сюжетных поворотов и линий, которые по определённым причинам были удалёны из релизной версии. Так, вступление игры, по-видимому, было значительно длиннее и содержало ряд сцен на «Севастополе» до появления Аманды: среди вырезанных материалов есть репортаж журналистки Джулии Джонс, описывающий отлет корабля «Солэйс» со станции, записи неизвестного персонажа, бежавшего на «Солэйс» и описывающего нехватку места и бунт на борту корабля. Из вырезанных файлов может следовать, что в распоряжении игрока должны были оказаться некоторые предметы, отсутствующие в релизной версии, как трекер для отслеживания крупных целей или некое устройство для взлома электроники. В одной из вырезанных сцен неизвестные персонажи пытают андроида. Судя по вырезанным материалам, Рэнсом, представитель компании «Сигсон», играл большую роль в игре и был подобен Картеру Бёрку из фильма «Чужие» — он оказывал давление на других персонажей и давал инструкции АПОЛЛО сохранить «ценные данные» любой ценой, а позже бежал на «Солэйс». Вместо того, чтобы сразу отправиться на «Севастополь», в начале игры Аманда должна была обследовать найденный в космосе «Солэйс», а потом бежать с заброшенного корабля, когда он начал разваливаться.
Геймплей
Сами разработчики позиционировали своё творение как «истинный Survival Horror от первого лица». Игроку предстоит перемещаться по локациям, исследовать их и находить необходимые предметы для дальнейшего продвижения. Также планировалось не только многоуровневое перемещение по кораблю, но и зависимость исхода от действий игрока. В продвижении и исследованиях поможет самодельный «детектор движения», а также ряд других вспомогательных средств, которые можно будет комбинировать. Детектор будет жизненно необходим, поскольку за игроком охотится Чужой. Ксеноморфы, за исключением нескольких случаев, в игре появляются только по одному, и игрок их убить неспособен, так как доступное вооружение, включая огнемёт, неспособно причинить им летальный урон. Игроку приходится действовать тихо и незаметно, а также активно использовать найденные им предметы, чтобы выжить. Для последнего в игре реализована система крафтинга, которую можно использовать для создания всевозможных устройств и ловушек. Сами ксеноморфы имеют ряд собственных инстинктов, которые они активно используют: например, если игрок спрятался под столом и коснулся хвоста, то Чужой это почувствует. Как заявляли разработчики, у монстра есть своя манера поведения, не зависящая от скриптов. Помимо Чужого, в игре есть и другие противники, например, обезумевшие от ужаса люди или вышедшие из-под контроля андроиды.
Продолжение
Изначально после выхода игры планировалось создание продолжения, хотя продажи первой части оказались довольно разочаровывающими. Юрген Пост, главный операционный директор Sega Europe, ответил в интервью GamesIndustry.biz, что компания должна знать, что сиквел окупится, прежде чем инвестировать в него большие деньги (а выпускать низкобюджетную игру у компании нет желания).
К 31 марта 2015 года продажи Alien: Isolation достигли 2,11 млн розничных и цифровых копий, соответствующая информация была обнародована в финансовом отчёте компании SEGA.
В 2017 году портал PlayStation Universe, со ссылкой на источник OPM, сообщил, что после завершения работы над Halo Wars 2, студия может приступить к новой игре Alien: Isolation. Eurogamer опроверг слухи, по данным сайта, большая часть разработчиков уже не работает на Creative Assembly, а новый проект не имеет ничего общего с серией Alien. Приоритетной для них и издателя является серия Total War.
Тем не менее, игроки не теряют надежд на появление сиквела. Отчасти этому способствовала сама Creative Assembly, в 2018 году разместив на своём сайте объявление о поиске старшего художника для работы с пользовательским интерфейсом и высококачественной графикой движений. Речь шла о безымянном тактическом шутере от первого лица.
28 сентября 2018 года издательство «Dark Horse Comics» анонсировало комикс «Aliens: Resistance», который рассказывает о судьбе Аманды Рипли после событий игры. Автором является Брайан Вуд. Выпуск первой части намечен на 23 января 2019 года. В то же время сам комикс будет сиквелом серии комиксов «Чужие: Противление», написанных тем же Вудом.
Дополнительные миссии
Дополнения «Last Survivor» и «Crew Expendable» стали доступны для сделавших предварительный заказ игроков уже в день релиза самой игры.
- «Corporate Lockdown» (с англ. — «Корпоративная этика») — руководитель «Сигсон» Рэнсом пытается сбежать с «Севастополя», когда там появляются Чужие.
- «Trauma» (с англ. — «Травма») — доктор Лингард пытается уничтожить свои записи по исследованию Чужих, опасаясь, что они попадут не в те руки.
- «Safe Haven» (с англ. — «Последний приют») — Хьюз прячется в безопасном помещении, куда не может проникнуть Чужой, но вынужден его покинуть, чтобы найти продовольствие.
- «Lost Contact» (с англ. — «Нет связи») — Аксель исследует Технобашню Лоренц, прячась от андроидов и Чужого.
- «The Trigger» (с англ. — «Завязка») — Рикардо устанавливает взрывные ловушки для Чужого.
- «Crew Expendable» (с англ. — «Команда смертников») — действие происходит на борту «Ностромо» после смерти Бретта. Игрок (он может играть на выбор Рипли, Далласом и Паркером) должен, прячась от Чужого, перекрыть воздуховоды и заманить последнего в шлюз. В самый последний момент дверь шлюза почему-то заедает и Чужой сбегает, а игрок обнаруживает стоящего рядом Эша. После этого миссия завершается показом медотсека корабля и голосом Эша, цитирующим за кадром текст приказа 937. Его монолог завершается цитатой его последних слов в фильме, когда он говорит Рипли, что «его симпатии на их стороне». По сути, финальная часть дополнения является экранизацией нереализованного в фильме эпизода, только там он должен был разворачиваться уже после смерти Далласа, а не Бретта.
- «Last Survivor» (с англ. — «Последняя выжившая») — игрок, играя за Рипли, должен активировать систему уничтожения «Ностромо» и добраться до спасательного челнока «Нарцисс». Дополнение повторяет сюжет фильма, хотя игнорирует вырезанную сцену с коконами.
Хронологически сюжеты первых пяти дополнений происходят ещё до основного сюжета игры. Когда Аманда прибывает на «Севастополь», то Рэнсом, Лингард и Хьюз к тому моменту предположительно уже мертвы, а Аксель и Рикардо погибают вскоре после появления Аманды.