Знакомство с главным героем
Главным героем является хоббит. Это один из представителей маленького низкорослого народа. Они практически как люди, есть только несколько отличий:
- они примерно в 2 раза ниже человека;
- на их ногах очень много волос, количество сравнимо с зарослями;
- в отличие от людей, они живут в норах, им там комфортнее и удобнее.
Хоббиты живут в стране Шир. Вокруг нее чаще всего поселяются люди или эльфы. Вторые тоже похожи на человека, но они бессмертны. Гномы живут на высотах, в горах, обычно носят длинные бороды.
Главного героя зовут Бильбо Бэггинс. Это хоббит уже в средних летах, он достаточно состоятельный. У него есть друг — волшебник Гэндальф.
Однажды к Бильбо приходит 13 гномов от этого старика, они просят помочь им. Дракон несколько лет назад захватил их город. Место находится в пещерах, а на их дне несметные сокровища. Дорога к городу под охраной гоблинов. Мало того, что они злобные и беспощадные, так еще и их король — правитель Темного царства, который хочет уничтожить все живое.
Гэндальф хочет послать именно Бильбо, потому что он хоббит, а в древнем пророчестве сказано, что именно низкорослик победит Темное царство. Это откроется в следующей части — «Властелине колец».
Как менялись персонажи
Во время написания «Хоббита» дракона звали не Смауг, а Прифтан, волшебник носил имя Бладортин, а Гэндальфом был предводитель гномов (впоследствии — Торин). Многие гномьи (и не только) имена (Гандальв, Двалин, Дурин, Бёмбур, Нори, Торин, Трор, Фили, Кили и др.) заимствованы у карликов-цвергов из древнескандинавской «Старшей Эдды» (см. «Прорицание Вельвы»).
Не менее забавные для читателя метаморфозы происходили и в момент написания «ВК». Так, встреченный хоббитами в трактире «Гарцующий пони» суровый Бродяжник вначале был… хоббитом по прозвищу Троттер (Непоседа). Однако, по мере написания Толкин начал сетовать, что, мол, «слишком много хоббитов» и Троттер превратился из коротыша с волосатыми ногами в величественного героя королевской крови – Арагорна II.
Происхождение и История[]
О происхождении хоббитов практически ничего не известно. В прологе к «Властелину Колец» Дж.Р.Р. Толкин прямо пишет, что хоббиты – близкие родственники людей (куда ближе, чем эльфы или гномы), но какова степень этого родства – не знает никто:
В незапамятных стародавних днях корни хоббитов. О том времени помнят Эльфы, но ведь их предания касаются в основном собственной истории. В них и люди-то упоминаются мимоходом, а о хоббитах и вовсе ничего нет. | ||
Толкин, Дж. Р. Р. Властелин Колец: Братство Кольца, пролог (пер. Н. Григорьевой, В. Грушецкого) |
Хоббиты в кинотрилогии Хоббит: Неожиданное путешествие
Самые древние упоминания о хоббитах говорят, что до Дней Скитаний они жили в верховьях Андуина между Мглистыми Горами и Ясным бором. Сами хоббитские хроники начинаются с прихода в Шир, и достоверно неизвестно, что их подтолкнуло на очень опасный и долгий переход через горы в Эриадор. Сами хоббиты жаловались на людей, которых стало слишком много в их краях, а иногда упоминали Тень, павшую на Ясный Бор и превратившую его в Сумеречье.
До Дней Скитаний уже существовало три основных племени хоббитов:
- Мохноноги (англ. Harfoots) — наиболее «типичные» представители расы хоббитов, смуглые, низкорослые и проворные, предпочитали селиться в холмистой местности или предгорьях, где имелась возможность рыть норы.
- Светлолики (англ. Fallohides) — самые рослые из хоббитов, бледнокожие, светловолосые и гибкие, предпочитали обживать лесистые холмы, любили охотиться и больше других были склонны к дальним странствиям и приключениям.
- Крепыши (англ. Stoors) — приземистые и физически развитые, единственные из хоббитов носили обувь, отращивали бороды и умели плавать, предпочитали заселять речные долины и строить обычные домики вместо рытья нор.
В давние времена до перехода Мохноноги жили в предгорных землях и водились с гномами. Они самые первые двинулись на Запад. Позже Мохноноги составили основу хоббитов Эриадора, известных своим обычаем селиться кучно и тесно в норах и пещерах. Крепкие Хваты двинулись чуть позже от Великой Реки, а до этого сдружились с людьми. Малочисленных Лесовиков, живших на севере, очень любили эльфы и, наверное, именно от этого народа Лесовики переняли музыку и пение.
Одежда Хоббитов
Дни Скитаний
Начало переселению положили братья Марчо и Бланко в 1601 году Третьей Эпохи. Именно с этого момента у хоббитов и начинается летоисчисление. Получив ленную грамоту у лорда Форноста, братья и другие хоббиты пересекли по Мосту Каменных Луков темноводный Берендуин и остались жить между рекой и Дальними Холмами. По условию земли были дарованы хоббитам для охраны мостов и содействия княжеским гонцам.
В 1975 году Третьей Эпохи хоббиты, по их собственным словам, послали на войну против Ангмара отряд лучников, так как являлись вассалами королей Арнора. В той битве Ангмар пал, но ни один из хоббитов не вернулся в Шир. В хрониках Арнора отряд хоббитов не упоминается.
Переводы[]
Русский — Гномы
Английский — Dwarfs
Азербайджанский — Сüceler
Арабский — الأقزام (Дэлякузэн)
Африкаанс — Dwerge
Баскский — Nano
Болгарский — Джуджета
Боснийский — Patuljci
Венгерский — Törpék
Вьетнамский — Сhú lùn
Греческий — Vάνοι (Нани)
Датский — Dværge
Иврит — גמדים
Идиш — דוואַרפס
Ирландский — Abhaic
Исландский — Dvergar
Испанский — Enanos
Итальянский — Nani
Казахский — Гномов
Каннада — ಡ್ವಾರ್ಫ್ಸ್ (Дварпхс)
Каталанский — Nans
Китайский — 小矮人 (Щайрн)
Корейский — 난쟁이 (Нанчанги)
Креольский — Nen
Кхмерский — មនុស្សតឿ (Мноусса тье)
Латинский — Pumilas
Латышский — Punduri
Литовский — Nykštukai
Македонский — Џуџиња
Малайский — Kerdil
Малаялам — കുള്ളൻ (Кулльям)
Маори — We
Монгольский — Одой
Немецкий — Zwerge
Голландский — Dwergen
Норвежский — Dverger
Панджаби — ਖੜ੍ਹਦਾ (Кхархада)
Польский — Krasnoludy
Румынский — Pitici
Себуанский — Duwende
Сербский — Патуљци
Сингальский — වාමන (Ваамана)
Словацкий — Trpaslíci
Словенский — Palčki
Сомали — Dhsan
Тайский — คนแคระ (Кхонь кхрэ)
Тамильский — குறு (Куру)
Телугу — మరుగుజ్జులు (Маругуччулу)
Турецкий — Cüceler
Узбекский — Mittilar
Украинский — Гноми
Финский — Kääpiöt
Французский — Nains
Хинди — बौने (Баунэ)
Хорватский — Patuljci
Чешский — Trpaslíci
Шведский — Dvärgar
Эсперанто — Nanoj
Эстонский — Pöialpoissi
Японский — ドワーフ (Довафу)
Зачем Толкин придумывал генеалогии и жёг гномьи рукописи
Дотошность Толкина по отношению к правдоподобности своего мира до мельчайших деталей превосходно иллюстрируется его «Приложениями» к «ВК», в которых, кроме подробных и скучноватых «Хроник королей и правителей», «Хронологии истории Средиземья», приводятся даже генеалогические древа хоббитов — участников похода. В принципе, генеалогии вряд ли предназначались для дотошного изучения — они были призваны придать книге «трехмерность» и достоверность.
Педантизм Профессора немало затруднял его работу над трилогией. Так, в одном из писем к сыну он писал:
То есть, Толкин увидел страшную ошибку там, где ее бы пропустил самый въедливый критик, и уж тем более читатель. Сам писатель как-то сказал: «…Такой педант, как я, должен испытывать ужасное искушение описать все известное ему до мельчайших деталей. Боюсь, что даже начал находить в этом удовольствие».
Показательна и история с летописью гномов из зала Мазарбул. Толкина очень разочаровало, что издательство посчитало печатанье этих листов слишком дорогим. Ведь он провел столько времени, исписывая образцы рунами, поджигая их и заляпывая «кровью», чтобы придать им достоверный вид «свидетелей» битвы.
Ну, а о детально продуманных картах Средиземья, наверно, и говорить не стоит.
История[]
Вала Аулэ создал гномов без разрешения Илуватара. Когда это открылось, Аулэ собрался было уничтожить своё творение, но Илуватар смилостивился и даровал гномам фэа.
Аулэ создаёт гномов
Аулэ создал Семь Праотцов гномов, от которых произошли семь народов гномов (В письме № 212, Профессор пишет, что изначально были созданы тринадцать гномов: «Один, старший, и ещё шесть с шестью супругами», а в 11 томе «Истории Средиземья» говорится, что их было четырнадцать, так как «для каждого гнома Илуватар добавил супруга женского пола). Однако поскольку он сделал это без разрешения, Илуватар запретил Аулэ выпускать их из подземелья, пока не прибудут квэнди.
Незадолго до первого свержения Мелькора Аулэ выпустил гномов, так как эльфы уже пробудились и те стали множиться, но, к сожалению, они не смогли сравняться по количеству с эльфами. Изначально они жили за Мглистыми Горами. Но вскоре поселились в Синих горах и перевалили их, некоторые поселились в Белерианде. Они встретились с эльфами и стали дружить. Гномам лучше давался эльфийский язык, чем эльфам гномий. Они жили в мире во время пленения Мелькора. Когда же он пришёл, появились Солнце и Луна, тогда гномы стали днём реже выходить на поверхность.
В конце Первой Эпохи гномы, поддавшись искушению завладеть одним из Сильмарилей, а также ожерельем Наугламир, убили эльфийского короля Элу Тингола, воспользовавшись, как предлогом, оскорблением, которое нанёс им высокомерный король. Убийцы попытались скрыться, но были перехвачены и уничтожены эльфийскими воинами; до Ногрода живыми добрались лишь двое. Они рассказали, как король Тингол, не желая платить им за их труд, приказал перебить гномов. Так началась вражда эльфов и гномов.
Озлобленные смертью своих лучших мастеров, гномы стали собирать воинство. Вскоре из Ногрода выступило большое гномье войско, которое чуть позже разорило и разграбило Дориат.
Тем временем, весть о случившемся дошла до Берена и Лутиэн, дочери Тингола. Берен собрал войско лаиквенди и устроил засаду, когда поредевшее войско гномов возвращалось с добычей. Состоялась битва, в которой эльфы одержали победу, а король гномов пал в бою с Береном, перед смертью прокляв сокровища, потому от них избавились, сбросив в реку. Бежавшие гномы были перебиты Энтами.
Ещё в Первой Эпохе меньшая часть гномов жила в Эред Луине. Но к затоплению Белерианда туда перебрались все гномы. В начале Второй Эпохи многие гномы ушли в царство Казад-Дум, которое значительно позже эльфы нарекут Морией. Они долго жили там. Они приняли в дар семь Колец Власти Саурона и получили большую удачу в поисках митриля. Всё же они участвовали в Последнем Союзе и помогли эльфам и людям одержать победу (хотя в битве при Дагорладе часть гномов дралась на стороне Саурона).
В Третьей Эпохе гномы разбудили Балрога, томившегося в горных недрах под высочайшем пиком Туманных Гор – Карадрасом. Гномы были вынуждены уйти к горе Эребор. Балрог снова опустился в самые нижние ярусы Мориа и не появлялся до конца Третьей Эпохи. В Эреборе они основали своё новое государство. На них стали нападать драконы, но гномы успешно сражались с ними, 4 из 7 колец погибло в огне драконов, остальные Саурон сумел вернуть.
Битва при Азанлубизаре
Однако в в 2770 году великий дракон Смауг захватил Эребор. Короли Трор и сын его Траин со своим сыном Торином, бежали оттуда через потайную дверь. Трор, отдав Траину последнее из Семи Гномьих Колец, вернулся в Морию и там его убил вождь орков Азог, который выжег свое имя у Трора на лбу. Это привело к Войне Гномов с Орками, закончившейся великой битвой при Азанулбизаре (в Нандухирионе) перед Восточными вратами Мории в 2799 году. Орки брали верх, однако вскоре, в тот же день, прибыли подкрепления из Железных Холмов во главе с Наином. Наин сам вызвал Азога на бой, и тот согласился. Они бились долго, устал и Наин, и Азог, однако Азог увернулся от очередного сильного удара гнома и сломал Наину шею. Битва продолжилась. Но теперь, ущемленные горечью потерь своих многих собратьев, гномы с новым приливом сил и мести начали выигрывать сражение. Две трети орков было убито, Азог был казнен сыном Наина, Даином Железностопом, остальные орки бежали на юг. Но из-за Балрога они не сумели вновь заселить Морию.
Гномы, путешествовавшие с Бильбо к Одинокой горе
После этого начались темные времена для рода Дурина, однако судьбу благородного рода изменила встреча Гэндальфа с Торином. Тогда они вместе с хоббитом Бильбо Бэггинсом освободили Эребор и Эсгарот от Смауга. У подножья Эребора в тот год состоялась великая Битва Пяти Воинств, в которой войска гномов, лесных эльфов, людей Эсгарота и Великих Орлов одержали славную победу над армией орков и возродили Эребор и славу Рода Дурина.
Три племени (или клана) хоббитов
Теперь же перейдем к племенам хоббитов.
1. Мохноноги
Именно это племя показано в сериале «Кольца власти» — во времена, когда они были полу-кочевниками.
Однако по канону это племя изначально жило в предгорьях Мглистых Гор, в пещерах, норах в холмах. Известно, что мохноноги были дружны с гномами, так как жили с ними рядом. Среди всех хоббитов отличались особой приверженностью традициям и закрытостью, однако при этом первыми отправились в поход на Запад.
Как следует из их названия, у мохноногов была особенно густая растительность на ногах.
Потомками этого племени являются Фродо, Бильбо и Сэм.
«Хоббиты» и мир вокруг них
В «Хоббите» и «Властелине Колец» Толкиен описывает полный опасностей внешний мир, в который попали храбрые полурослики, столкнувшиеся с разными видами чудовищ, одни из которых помогали хоббитам, а другие старательно мешали, или даже пытались их уничтожить.
Первобытным полуросликам Флореса, несмотря на небольшую площадь острова, крайне «повезло» в том, что касается соседства с чудовищами.
Вспомните гигантских Орлов из мира Средиземья. Они были посланниками великого валара Манвэ, которые в нужный момент не раз спасали не только хоббитов, но и всех остальных. На Флоренсе было нечто подобное. Огромные аисты-марабу ростом до 1, 80 м для метровых хомо флоресиенсис должны были казаться чем-то поистине чудовищным. И вряд ли марабу им хоть чем-то помогали — по некоторым сведениям, наоборот: могли запросто унести их детей, как каких-нибудь цыплят. http://www.membrana.ru/particle/4606
Чудовищные мумаки — слоноподобные гигантские твари, которых под Гондор привели союзники Саурона, восточные люди из Харадрима. Одного из них в фильме Питера Джексона, «Возвращение Короля» как раз ловко завалил эльф Леголас.
На Флоренсе было нечто подобное, но все самым причудливым образом встало с ног на голову. В условиях островной изоляции, местные слоны, стегодоны, резко уменьшились в размерах, превратившись в полутораметровых существ. Будучи не слишком сообразительными животными, эти слоны стали жертвой флоресиенсисов: те самые милые метровые хоббиты истребили их. Причем перебили стегодонов даже не один раз: дважды эти слоны попадали на остров и дважды были съедены.
Ну а как не вспомнить главного антагониста Бильбо и гномов из «Хоббита» дракона Смауга, на противостоянии с которым собственно и построено это произведение? В мире флоресцев нашлось место даже для дракона, причем не одного. В роли страшной рептилии здесь выступили четырехметровые вараны — хищные ящеры, которые метровым хоббитам явно казались немыслимо ужасными чудовищами. Довольно очевидно, что встреча такого с homo floresiensis часто заканчивалась для ящера обедом.
Нацисты хотели узнать расу Толкиена перед публикацией книги на немецком языке
Обложка Властелин колец
Перед выпуском «Хоббита» в нацистской Германии немецкое издательство Rutten & Loeing Verlag спросило Толкина, имеет ли он арийское происхождение. У Толкина было много друзей-евреев, и он подумывал «позволить немецкому переводу книги повиснуть». Толкин предоставил два письма своим издателям и сказал, чтобы они отправляли то, что сочтут нужным в качестве ответа немецким издателям. Первый просто заявлял, что он был арийского происхождения. Во втором ответе Толкин писал: «Если я правильно понял, то вы спрашиваете, имею ли я еврейское происхождение, я могу только ответить, что сожалею, что у меня нет предков этого одаренного народа». Первое письмо было отправлено в качестве ответа.
Толкин и Льюис
Тому, что возник цикл о Средиземье, мы во многом обязаны другу Толкина — Клайву Стэплзу Льюису. Однажды Льюис сказал Толкину: «Толлерс (прозвище Толкина — С.К.), на свете слишком мало историй, которые нам по вкусу. Боюсь, придется взяться и написать что-нибудь самим». Друзья договорились, что Льюис будет писать о «путешествии в пространстве», а Толкин — о «путешествии во времени». Так на свет появилась «Космическая трилогия» и «Утраченный путь» (предтеча «Сильмариллиона» и «ВК»).
Роман Толкина восхитил Льюиса, чего не скажешь об ответной реакции — книги Льюиса Толкину никогда особо не нравились, хотя дружбе это никак не вредило. Толкин писал о Льюисе: «Мой неоплатный долг по отношению к нему состоит не в том, что обычно понимается под словом «влияние», а в том, что он просто подбадривал меня. Долгое время он был моим единственным слушателем. Он единственный подал мне мысль о том, что мои «побасенки» могут стать чем-то большим, чем личное хобби».Впоследствии Льюис прославился своими эссе о христианстве и «Хрониками Нарнии» — еще одной английской сказкой, ставшей «культовой».
Описание[]
Во все эпохи мира внешность гномов была одинаковой. Они были низкорослыми и коренастыми; грудь у них была широкой, руки – сильными, ноги – крепкими, а бороды – длинными (у гномов бороды были с рождения, равно у мужчин и женщин). Ни человек, ни эльф, никогда не видел безбородого гнома — разве если бы он был обрит в насмешку, и тогда он готов был умереть от позора.
Гномы были созданы сильными и выносливыми, неподвластными большинству болезней и крепостью подобные камню. Они переносят тяжелый труд, голод и телесные раны лучше всех иных народов, одаренных речью. Гномы любили горное дело и жили под землёй. Они находили самоцветы, алмазы, золото, серебро и митриль, с великим мастерством изготавливая из них украшения или оружие. Все гномы издавна предпочитают живым созданиям металл и камень, который можно обрабатывать. По характеру гномы упрямы, скрытны, очень долго помнят и добро, и зло, никогда не забывают обид (но и друзей тоже) и всегда мстят врагу. Из всех племён и родов Детей Эру гномы более всего дружили с эльфами-нолдор, которые были друзьями и учениками Аулэ в Валиноре; самоцветы нолдор гномы ценили превыше любых сокровищ. Гномы всегда желали увеличивать свои богатства, копить их и хранить, но пользовались ими они только для торговли и более выгодного увеличения своих богатств. Исходя из разных источников («Хоббит», «Властелин Колец», «Сильмариллион», «История Средиземья»), можно понять, что бывали случаи, когда гномы служили злу. Правда, таковых всегда было немного, и, разумеется, никогда не доходило до того, что целые кланы гномов служили бы Темному Властелину. Более того, подобные «перебежчики» нередко были изгоями для своих родичей.
В древние времена гномы охотнее работали с железом и медью, нежели с серебром и золотом; а оружие и военное снаряжение получалось у них лучше всего. Гномы первыми научились создавать кольчуги, и в искусстве их создания даже нолдор не могли с ними сравниться.
Гномы не были бессмертными, хотя срок их жизни был сравнительно долог. Большинство гномов, не погибших в бою или от несчастного случая, доживали примерно до 250 лет, однако встречались и 300-летние долгожители (больше всего их было среди Народа Дурина). До 30 лет гном считался слишком юным для войны или работы. Повзрослев примерно к 40 годам, гномы до 240 лет находились в зрелости и расцвете сил (женились они, как правило, годам к 90). Платой за долгий век была стремительная старость: достигнув 240 лет, гномы быстро дряхлели, теряли силы и жили не более 10-15 лет. К старости гномы никогда не лысели, а лишь седели.
Женщины-гномы
Женщин у гномов мало, меньше трети, и они редко покидают подземные жилища, к тому же посторонний глаз не способен уловить разницу между ними и мужчинами-гномами в одежде и внешности. Народ гномов растет очень медленно.
Зачем Толкин обвинил Бильбо во вранье
Того, кто читал «ВК» после «Хоббита», наверное, приводила в недоумение попытка Толкина пересказать в «Прологе» историю находки Кольца. Даже не столько сама попытка (а вдруг кто «Хоббита» не читал?), сколько настойчивое акцентирование внимания на то, что Бильбо описал события не совсем так, как они происходили. После столь «сенсационного» вступления пересказывалась история с Голлумом… ничем не отличающаяся от той, что изложена в «Хоббите»! Зачем же тогда обвинять Бильбо во вранье?
Оказывается, наш читатель не мог быть знаком с первым изданием «Хоббита», которое вышло в 1937 году, когда о «ВК» никто и не думал. Издание это действительно имело несколько другую версию развития событий (на фоне последующего продолжения даже несколько комичную). Мол, играя в загадки с Бильбо, Голлум поставил на кон Кольцо, а хоббит — свою жизнь. Бильбо выиграл, а так как Голлум обещанное отдать не мог (Кольцо уже было утеряно и найдено хоббитом), то взамен этого пришлось указывать Бильбо дорогу из подземелья. В конце концов хоббит и Голлум расстаются чуть ли не друзьями.
Естественно, на фоне того, что Толкин «узнал» о Кольце во «ВК», данная версия казалась совершенно неправдоподобной, и писатель хорошенько исправил все последующие издания «Хоббита». Однако, наличие первой версии тоже требовало объяснений, и Толкин представил ее, как «искаженный» рассказ самого Бильбо.
Происхождение хоббитов: теории и версии
Скажу сразу — Толкин не давал однозначного ответа на вопрос о происхождении хоббитов. Все, что он говорил — это то, что они очень близки к людям, гораздо ближе эльфов и других существ.
И тут у нас вырисовывается три вероятные версии:
1. Хоббиты — это одна из ветвей эволюции человека. Известно, что люди за тысячелетия своего существования разбрелись по всему Средиземью. Может, среди них было племя, которое долгое время жило обособленно, и в итоге просто приспособилось к окружающим условиям? Как племена пигмеев в Африке, например.
2. Хоббиты появились одновременно с людьми. Еще одна теория — что хоббиты были созданы лично Эру Илуватаром вместе с людьми и просто настолько были на тех похожи, что о них дополнительно не упоминали. И так они скитались своим небольшим племенем, пока не удалось закрепиться рядом со своим «большими» родичами.
3. Хоббиты — это результат скрещивания рас. А последняя теория — наименее правдоподобная, но все равно интересная А что, если хоббиты — это результат скрещивания людей с гномами? И получили они рост от гномов, а внешность от людей. Звучит оригинально
Мне, если честно, самой правдоподобной кажется первая версия. А что вы думаете о происхождении хоббитов?
Если было интересно, ставьте лайк и— дальше больше интересных статей от Джедая из Шира!
Во время Войны Кольца[]
Гномы на Совете у Элронда
Саурон, одновременно со штурмом Минас Тирита, Лориэна и королевства Трандуила в Лихолесье, предпринял наступление на Эребор. Одинокая Гора была взята в осаду, войска Саурона трижды пытались её штурмовать. Несмотря на то, что в битве погибли король гномов Эребора Даин II Железностоп и Бранд, предводитель людей из города Дейла, Саурону и его истерлингским союзникам не удалось справиться с поставленной задачей: Эребор продолжал сопротивление. Когда пришли вести о победе на юге, и северную армию Саурона охватила паника, люди и гномы провели контратаку и отбросили врага далеко на восток.
Кто же такие каменные великаны
Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако в среде фанатов, как водится, есть несколько наиболее правдоподобных теорий. О них я сейчас вкратце и расскажу.
1. На самом деле Великанов не существует. Есть теория, что великаны — это лишь плод разыгравшегося воображения Бильбо, который никогда не был в горах и не видел больших камнепадов. Возможно из-за непогоды ему показалось, что камни швыряют великаны, на самом деле это просто бушевала природа.
2. Это подвид троллей или энтов. Еще одно правдоподобное предположение, что великаны — это один из подвидов какой-то существующей расы. Так как они огромны и очень сильны, ближе всего подходят тролли или энты. Но если это тролли, почему они не помогают злу?
3. Каменные великаны — представители таинственных Уванимор. В «Книге утраченных сказаний» Толкина упоминаются страшные создания, созданные Мелькором. Однако по упоминаниям каменных великанов сложно отнести их полностью ко злу, поэтому эта теория тоже спорна.
Мне, как бы грустно это ни было признавать, наиболее вероятной кажется первая теория — что Бильбо их просто выдумал, наслушавшись древних сказок. А как вы думаете, кем на самом деле были эти создания?
Если было интересно, ставьте лайк и— дальше больше интересных статей от Джедая из Шира!