Детство и юность
Будущий мастер родился в 1870 году в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. Эта знаменитая династия дала России многих известных деятелей искусства. Юный Александр учился рисованию у своего брата Альберта. В течение нескольких месяцев он посещал вечерние классы Академии художеств в 1887 году.
Китайский павильон «Ревнивец»
Его важным периодом творчества стали гимназические годы. Он учился в известной гимназии Карла Мая в Петербурге, а затем на юридическом факультете Петербургского университета (в 1890-1894). Гимназические годы А. Бенуа были отмечены дружбой с С. П. Дягилевым, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем и К. А. Сомовым. Эти дружеские отношения надолго сохранились и сыграли важную роль в судьбе живописца.
Идеолог журнала и группы «Мира искусства»
Имя Александра Бенуа связывают со становлением и деятельностью объединения «Мир искусства». Интересно, что оно возникло в подражание знаменитому Пиквикскому клубу, описанному великим Чарльзом Диккенсом.
Первоначально кружок назывался «Пиквикианцы с берегов Невы», а затем получил свое конечное название. Это объединение часто называли «кружок Бенуа — Дягилева» по фамилиям его ведущих членов.
В Немецкой слободе
Мирискусники сделали для русской культуры очень многое. В противовес официальной живописной культуре, которую воплощала Академия художеств, новаторские объединения начинали исповедовать новую эстетику, в которой объединялись японизм, лучшие достижения импрессионизма и постимпрессионизма, а также тонкая стилизация под искусство прошлых эпох, будь то рококо или неоклассицизм. Такие объединения называли в Европе сецессионами (от латинского secession – отделение, ответвление).
В России это слово не прижилось. Его почти не применяли к отечественным художественным объединениям, однако объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников» идеально соответствовали определению сецессиона.
Интерьер. 1900-е гг
Они активно занимались выставочной деятельностью, любили простые тонкие одноцветные рамы, отказавшись от пышного обрамления с позолотой, были сторонниками ленточной развески произведений, считая её более демократичной, чем шпалерная развеска
Мирискусники активно объединяли на одной и той же выставке разные жанры и виды искусства и уделяли большое внимание тематическим выставкам
Вид павильона Трельяж и фонтана Ева в Петергофе
Они были страстными германофилами. Большинство членов кружка знали немецкий язык и читали знаменитый журнал «Die kunst» («Искусство»). В те годы в Петербурге были очень популярны художники Генрих Фогелер, Томас Теодор Гейне, Юлиус Клингер и Йозеф Заттлер.