« музыка, застывшая в камне» ( приложение к проекту по предмету мхк «стили архитекстуры») авторы: виноградов и. соловьёв а. коршунова с. класс: 9 руководитель: — презентация

Когда-то Иоганн Вольфганг Гете сказал: Архитектура – это музыка, застывшая в камне Величайшие умы на протяжении всей истории пытались разгадать непостижимую тайну этого удивительного иску

Не прощаемся

У каждого города – свой узнаваемый силуэт. Он слагается из зданий, создающих архитектурный облик города. Именно их чаще всего рассматривают в поездках, с ними связывают исторические факты и судьбы известных людей. Обычно на это уходит большая часть всех экскурсий. Бостон и Массачусетс, которым почти 400 лет, очень эклектичны, впрочем, как и судьбы населяющих штат, город и здания людей. Об этом слушайте в нашем подкасте Homo Massachusetts, или «Кто мы?», читайте в одноименной статье или узнавайте на тематических экскурсиях.

P.S. В Массачусетсе более 100 высших учебных заведений – нигде в мире вы больше не найдете такой концентрации вузов. В двух из них, стабильно присутствующих в первой пятерке мировых лидеров высшего образования, есть архитектурные факультеты: в Гарварде (Harvard University Graduate School of Design) и в MIT (MIT School of Architecture and Planning). Об этих и других вузах, а также о том, как поступить, где учиться, повысить квалификацию и как получить грант на обучение, если семь пядей во лбу, а со средствами не очень, вы узнаете в разделе Alma mater.

Конспект урока по теме: «Архитектура – музыка застывшая в камне»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

Саенко Ирина Ивановна

Тема: «Архитектура – музыка застывшая в камне»

История и культура Санкт-Петербурга

Цель урока: дать понятие о классическом архитектурном стиле, об античном наследии в облике Санкт-Петербурга.

Познакомить с особенностями классического стиля архитектуры, названия частей декора зданий.

Учить самостоятельно анализировать архитектурный памятник, работать с иллюстрацией, схемой.

Продолжать учить работать в группах.

Изображения колонн различных ордеров в папках на ноутбуках для групп, изображения зданий различных архитектурных стилей, тетрадь «Краеведение», презентация, «Город открываемый заново»

Дети садятся по группам(6-7 чел.)

Заставка урока( презентация)

Город вырос, окреп, повзрослел

Каждый метр его строг и осмыслен

Вот бы Петр сейчас посмотрел

На прорыв человеческой мысли

Он увидел бы то, что создал

Петропавловки статные стены,

А Исакий ему б рассказал

То, о чем мы слагаем поэмы.

Он представил бы мой Петербург,

Тот, который так часто мне снится

Грозный лев ест печенье из рук,

И грифон над Невою кружится.

Объявление темы урока.

Архитектуру называют музыкой, застывшей в камне. Вы видели сейчас петербургские здания. Величественный гимн красоте. Эту «музыку» первыми создали античные мастера.

Архитектура – в переводе с греческого означает искусство проектировать и строить здания.

Греческие художники утверждали, что в мире царит всеобщая закономерность, а сущность прекрасного заключается в строгом порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще других встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Откройте тетрадь краеведение на стр. 34. Более подробно о золотом сечении с математической точки зрения вы узнаете в старших классах на уроках геометрии. Это только один секрет античной архитектуры – музыки застывшей в камне.

Еще один секрет – это колонны. Мы уже говорили о том, что греки многое взяли у древних египтян. Только греки, придуманным египтянами колоннам дали несколько другую жизнь. Колонны у них несут на себе верхнюю часть здания «антаблемент». (На стр. 35 рис.64.) Но мы с вами видим красоту и легкость здания, хотя колонны обеспечивают надежность и долговечность.

Архитектурный ордер – порядок в расположении частей здания. В древнегреческом ордере существует ясный стройный порядок, согласно которому сочетаются друг с другом три основные части постройки – основание, колонны и перекрытия.

У древних греков было три вида ордера колонн.

1. Посмотрите, это колонны дорического ордера. Они как строгий, сильный воин.

2. А вот стройная женщина с довольно замысловатой, но элегантной прической – ионический ордер.

3. А здесь как будто лилия или лотос распустил свои лепестки. Об этом ордере я расскажу вам легенду. Вы же знаете что древние греки сочинили множество мифов и легенд, в том числе и о различных архитектурных деталях.(миф о коринфском ордере).

Это коринфский ордер.

Ваше задание на дом: найдите легенды и мифы связанные с двумя другими ордерами.

У вас на ноутбуках в папке №1 изображения различных колонн, вы должны определить, какому ордеру они принадлежат.

И еще один секрет древних зодчих. Они украшали здания скульптурой, которая и рассказывала о назначении здания. Но не прямо, а аллегориями.

Секреты древних греков использовали зодчие Рима, а спустя целые столетия и Европа взяла античную архитектуру как образец. И теперь во многих городах Европы можно увидеть отголоски творений античных мастеров.

Рабочая тетрадь «Краеведение» стр. 35.

Из каких частей состоит здание, которое строили по образцу греческих зодчих.

Конечно, каждое поколение зодчих вносило свой вклад в развитие архитектуры. Их творения не были повторением предыдущих. Они были созданы по образцу.

На стрелке острова, где белые колонны

Возносит над Невой российский Парфенон,

Остановись нам миг, мечтатель вдохновенный

Сравнение Парфенона и Биржи (арх.Тома де Томон построили в 1805 – 1810 гг.)

В папке №2 изображения нескольких зданий. Определите, которое из них построено в классическом стиле и докажите.

Творческое задание: нарисуйте здание в классическом стиле и украсьте скульптурами.

(назначение зданий вытягивают из конверта каждая команда)

Пространственно–временное сочетание

Мелодия в музыке создается чередованием звуков разной высоты и долготы. То есть, посредством упорядоченности во времени.

Архитектурная композиция – это окна, балконы, барельефы, колонны и другие элементы, упорядоченные в пространстве.

Это то, что находится на поверхности. Что видит первый взгляд, брошенный на здание, и воспринимает ухо в самом начале прослушивания музыки. Но чтобы шедевр проник в душу, необходимо объединить время и пространство.

Так, для полного восприятия архитектурного творения мы прослеживаем глазами все изгибы, выпуклости и повороты геометрических линий. Наше восприятие удлиняется по времени. Образуется связь между пространственным и временным.

Архитектура как область человеческой деятельности

Вплоть до новейшего времени в разные исторические эпохи разные элементы формулы Витрувия были главенствующими, отвечая на запросы своего времени. После периода модернизма (не путать с модерном), с распространением современных строительных материалов и технологий, с кризисом «единой эпохи» и возникновением принципа разности культур, архитектурная форма почти неизбежно стала отрываться от функции. Форма стала зависеть не от материала, как во времена Витрувия, а от семиотических претензий заказчика или автора-архитектора, и формула Витрувия стала уделом студентов и «классицистов».

Не от мира сего…

И музыкальные, и архитектурные образы далеки от форм самой жизни. За музыкой и зданием-шедевром скрывается не отдельный человек с русыми волосами и голубыми глазами, а его эмоции, чувства.

Музыка и архитектура очень сильно абстрагированы от конкретного художественного материала. Здесь нет частностей жизни. В произведениях этих искусств скрыта сердцевина жизни.

Слушаешь великую мелодию или смотришь на величественное здание – все обыденное, привычное стирается. Исчезают все вопросы. Чем отличается биогеоценоз от экосистемы? Почему за этот концерт я заплатил так много? Какой отчет мне лучше показать начальнику?

Нет ничего. Есть только музыка, есть только этот удивительный архитектурный ансамбль и есть то, что я чувствую.

Walter Gropius и 100 лет Bauhaus

Вальтер Гропиус – основатель немецкой школы дизайна, известной как Bauhaus (bau – стройка, haus – дом), был одним из самых влиятельных архитекторов XX века. Он спроектировал Gropius House как свой семейный дом, когда начал преподавать архитектуру в Гарвардской высшей школе дизайна. Скромный по своим масштабам дом Гропиуса произвел революционный переворот в архитектуре того времени. Он относится к уникальным творениям и сегодня является национальным историческим памятником.

Место на карте – дом Гропиуса в Линкольне

Строительство дома в Линкольне (ближнем пригороде Бостона) началось одновременно с педагогической деятельностью Гропиуса в Кембридже, в Гарвардском университете. В архитектуре здания, помимо инновационных, использовались и традиционные материалы. Его проект, по сути, представляет собой гибрид классических традиций аскетичной Новой Англии и эстетических учений «Баухауса». По своему построению, планам и фасадам семейный дом Гропиуса в Линкольне является воплощением модернистских идей «Баухауса».

Музыка и архитектура Неожиданные параллели

Есть расхожая фраза о том, что архитектура это застывшая музыка. Отчасти это верно, исключая тот факт, что архитектура совсем не застывшая. Как раз наши глаза скользят по ней в движении и мы от этого получаем удовольствие. А ухо как раз находится неподвижно, но скользят звуки, воздействуя на барабанную перепонку – и мы опять же получаем удовольствие, если музыка хороша.

Зато подтверждение этому тезису про застывшую музыку можно неожиданно и просто найти сопоставив архитектуру определённого периода и музыку, созданную в этот период. Это удивительно, но одно полностью соответствует другому.

Взять например Готику – это XV-XVI век. В это время в Европе расцвет церковной музыки – другой, более менее систематизированной попросту ещё не было. Как раз готике соответствует органная музыка. Устремлённые вверх архитектурные формы с узкими вертикалями соответствуют полётам звуков органных труб снизу вверх, когда они заостряются на верхних нотах, подобно готическим вертикалям. Высокие и узкие внутренние своды строений сами по себе похожи на органные трубы. Всё узкое и высокое – и трубы, и звуки, и архитектурные детали, всё устремлено прямо в небо.

Готику меняет Барокко , это XVI-XVII век. В архитектуре барокко, вырвавшись из церковной тесноты, принялось накручивать на себя всевозможные излишества и финтифлюшки, фрагменты отличались вычурностью и отсутствием прямых линий. Точно так же и музыка, вырвавшись из тесных церковных канонов обрела ажурное звучание, появились новые инструменты. Бах и Гайдн принялись писать не только для органа, но также и для струнных инструментов, а Вивальди вообще писал только для струнных. Барокко в архитектуре свойственны контрастность, динамичность, стремление к пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию. Всё перечисленное в полной мере подходит к музыке барокко. Основные носители её идей – Бах, Гайдн, Гендель, Вивальди

Затем в архитектуре начинает преобладать Классицизм , завершившийся стилем Ампир . Для “королевского стиля” характерно наличие античных монументальных форм – арок, колонн, пилястров, резных карнизов и обязательное участие античных сюжетов. Точно так же к монументальным формам обращается и классическая музыка (название даже такое же, как и классицизм). Произведения становятся зарегламентированными, отдельные элементы структуры обязательны, сюжеты больших форм большей частью берутся из античной мифологии – всё один к одному. Это – Моцарт, Бетховен, Глюк, Брамс, Вагнер, Глинка, Римский-Корсаков – XVIII – XIX век

Ампир в архитектуре на короткое время сменяет Модерн (или арт-нуво, или югендстиль) . Для модерна характерен отказ от прямых углов в пользу плавных линий, подражающих листьям и стеблям растений, использование окружностей и овалов. Кроме того, в стратегии модерна отказ от традиционных форм для восприимчивости к новым течениям. В архитектуре это Гауди , а в музыке всю классическую традицию ломает поздний Малер, Морис Равель, Клод Дебюсси, Александр Скрябин, Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Особенно для Стравинского характерны позывы к природе в его Весне Священной и многих других произведениях. Не даром он писал даже для джаза.

Ну и наконец в начале XX века появились сорванцы футуристы, которые особенно в СССР стали движущей силой искусств в 20-е и 30-е годы. Для футуризма в архитектуре характерны длинные динамические ряды, символизирующими скорость, движение и лиризм. Плавность линий в сочетании со стремительностью углов. Как частный, но очень распространённый случай футуризма можно назвать конструктивизм с его простотой форм и примитивностью модулей. В отношении к музыке это легко приравнять к формализму, в коем упрекали Шостаковича . Простота форм Эрика Сера и его последователей минималистов вплоть до наших современников – Карлхайнца Штокхаузена, Филиппа Гласса и Владимира Мартынова с Алексеем Айги.

Конструктивистских же зданий по Москве полным полно. Надо просто их разглядеть

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-arhitektura-muzika-zastivshaya-v-kamne-3228676.htmlhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/105/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

голоса

Рейтинг статьи

Профессия

В XX веке архитектурная профессия окончательно разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство», ведающее проектированием крупных городских районов или конгломератов разновеликих и разнофункциональных объектов. В конце XX века из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась урбанистика как самостоятельная дисциплина, имеющая своим предметом город и принципы городского развития.

К концу XX века наблюдается изменение значения термина «архитектор» в сторону его обобщения на другие профессии. Архитекторами, в общем случае, называют специалистов, отражающих желания заказчиков в реально технически выполнимые требования. Это относится как к строительству, так и к другим областям деятельности, таким как программирование или судостроение.

Frank Lloyd Wright

Единственным урожденным американцем среди основоположников модернистской архитектуры был Фрэнк Ллойд Райт, который родился в Висконсине. Выдающийся мастер с очень сложной и насыщенной судьбой, он был необыкновенно харизматичной личностью. Прожив 91 год, он спроектировал свыше 1000 и построил более 500 объектов, в том числе и музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, а также стал автором концепции органической архитектуры.

Райт был трижды женат,
у него было семь детей, двоих из которых он трагически потерял. Последним
ребенком стала приемная дочь из России от предыдущего «русского» брака третьей
жены Райта – Ольгиванны из именитого
черногорского рода Лазовичей.

Именно Ольгиванна Ллойд Райт увековечила имя своего супруга, обратившись к мемуарам и публицистике. Она написала четыре книги о зодчем, имя которого вошло в учебники по искусству наряду с другими известными архитекторами, начиная с Витрувия.

Место на карте – The Baird House, Amherst

Единственным объектом, спроектированным Райтом в Массачусетсе, является Baird House – пригородный дом в Амхерсте, неподалеку от кампуса University of Massachusetts (Amherst).

Дом был спроектирован и построен в 1940 году для университетского профессора Теодора Бэрда. Он заинтересовался творчеством Райта после прочтения его биографии и отправил ему заказ. Дом спроектирован в стиле Usonian Style, разработанном архитектором для серии американских домов; в основе идеи Usonian лежала максимальная гармония жилища с природой. (Название стиля, по сути, значит «американский»: Райт позаимствовал из языка эсперанто слово «Usono» – «США»).

Некоторые блоки сооружения были изготовлены в Нью-Джерси и перевезены в Амхерст для окончательной сборки. Дом стал единственным усонианским проектом, построенным из предварительно изготовленных блоков. В 1985 году он был внесен в Национальный реестр исторических мест.

В основе всего сущего — гармония

Еще до появления человек на земле Природа в создании своих творений руководствовалась правилом «золотого сечения». «Правилом» этот естественный закон был назван в эпоху Возрождения. А до Леонардо да Винчи все творцы пользовались им неосознанно, интуитивно. Ибо «золотое сечение» и дает ощущение гармонии.

Мы смотрим на Человека и видим гармоничное творение Создателя. По-другому и быть не может. Человек сотворен по принципу «золотого сечения». Все сущее в мире создано по этому принципу. Гармоничны животные, растения, небесные светила.

Человек, создавая что-то свое, должен соблюдать это правило. Тогда сохранится гармония: музыка не будет резать слух, а архитектурный ансамбль – раздражать.

Композитор упорядочивает звуки во времени. Архитектор согласует различные формы друг с другом и окружающим миром в пространстве. В обоих искусствах соблюдено правило «золотого сечения». Ведь это общий закон для всей Вселенной.

Смысл сравнения не нуждается в строгом научном анализе. Оно стало итогом интуитивного восприятия связи между гармонией архитектурной формы и музыкальной гармонией. И выражение «архитектура — застывшая музыка» стало крылатым, потому что эту связь ощущают все.

Искусство

В XX веке архитектурное развитие, стимулированное цивилизационной рефлексией, пошло в сторону симбиоза с сопряжёнными областями человеческой деятельности. «Архитектура как скульптура» родила Гауди и Ле Корбюзье. «Архитектура как инженерия» породила направления функционализм и хай-тек. В связи с крахом парадигмы модернизма и кризисом позитивизма возник Деконструктивизм (например, Заха Хадид) как постмодернистская реакция на предшествующий конструктивизм, и т. д. В настоящее время актуальными архитектурными течениями являются неоконструктивизм, хай-тек, деконструктивизм и биотек, условно объединенные в категорию неомодернизм.

За заслуги в области архитектуры присуждается Притцкеровская премия. A главные архитектурные премии в России присуждатся на ежегодной выставке Арх Москва.

Результаты разделения профессии на ветви «Архитектура» в понимании «объем» и «Градостроительство» проявляются в начале XXI века в крупных и крупнейших городах: развитие городов без планирования последствий для всех составляющих город элементов породило немало проблем, одной из которых является самая болезненная проблема — скоростные транспортные связи между районами городов.

  • Вир и зара цитаты

      

  • Если человек может прожить без тебя один день цитаты

      

  • Если тебя не ценят цитаты

      

  • Цитаты историков о федоре алексеевиче романове

      

  • Девушка которая играла с огнем цитаты

Архитектура — застывшая музыка

Архитектура — застывшая музыка Из сочинения «Лекции по философии искусства» (1842) немецкого теоретика искусства Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга (1775—1854). Шеллингу принадлежит сама эта формула, ныне широко известная, но мысль уподобить архитектуру музыке встречается и раньше. Так, французская писательница Жермена де Сталь (мадам де Сталь) в своем романе «Коринна» (1807) пишет, что архитектура собора святого Петра в Риме подобна «непрерывной и закрепившейся музыке». Схожая мысль есть и у И. В. Гете в его «Изречениях в прозе», где он говорит, что «архитектура — это онемевшая музыка». Видимо, афоризм Шеллинга есть парафраз двух последних, одинаковых по смыслу высказываний.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Архитектура — застывшая музыка” в других словарях:

Архитектура – застывшая музыка — Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556 469 гг. до н.э.): Живопись – немая музыка, а поэзия – говорящая живопись . В Изречениях в прозе Гете говорит:… … Словарь крылатых слов и выражений

застывшая музыка — архитектура, зодчество Словарь русских синонимов. застывшая музыка сущ., кол во синонимов: 2 • архитектура (6) • … Словарь синонимов

Архитектура — застывшая музыка — крыл. сл. Выражение Гете (беседа с Эккерманом 23 марта 1829 г.), являющееся парафразой изречения греческого поэта Симонида Кеосского (556 469 гг. до н. э.): «Живопись немая музыка, а поэзия говорящая живопись». В «Изречениях в прозе» Гете говорит … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Застывшая музыка — Архитектура (лат. architectura строительство, зодчество, от греч. αρχι старший, главный и греч. τέκτων строитель, плотник) одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая… … Википедия

Архитектура — (от греч. architekton строитель) синтетическое пространственное искусство, заключающееся в планировании и строительстве отдельных зданий и складывающихся из них разномасштабных ансамблей, в формировании ландшафтов, создании локальных… … Эстетика. Энциклопедический словарь

архитектура — См … Словарь синонимов

АРХИТЕКТУРА — Живопись искусство, на которое можно смотреть; скульптура искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура искусство, сквозь которое можно пройти. Дэн Райс Архитектура это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих Шеллинг Дом… … Сводная энциклопедия афоризмов

Архитектура — У этого термина существуют и другие значения, см. Архитектура (значения) … Википедия

Информационная архитектура — (англ. Information architecture, часто сокращается до «ИА») сочетание схем организации, предметизации и навигации, реализованных в информационной системе. Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации … Википедия

зодчество — См … Словарь синонимов

Формальный аспект

Если отбросить внутренний смыл архитектурных и музыкальных произведений, отбросить дух, эмоции, переживания, то останется банальный внешний уровень сравнения. Но главное – есть, что сопоставить.

Архитектура – не очевидный набор кирпичей и блоков. Это картина, созданная умелой игрой светотени, грамотным подбором форм, многообразием контуров. Здесь есть пластика.

Музыка – не набор звуков и ударов. Это огромное многообразие мелодий, наполненных объемом и фактурой (архитектура не всплывает в памяти?), это динамические нюансы, полифония, мажорные и минорные тональности, стаккато и т.д. и т.п.

Bauhaus: из Дессау в Массачусетс

К 1933 году Bauhaus стал не просто школой,
а влиятельным течением, международным трендом. Этому способствовала политика
бонз Третьего рейха: хотя они называли Bauhaus рассадником культуры большевизма, их собственный имперский стиль с
его помпезностью был очень схож со стилем Совдепии.

Вальтер Гропиус – первый руководитель и лидер школы, не найдя общего языка с властями рейха, переезжает из саксонского Дессау в Новый Свет, в американский штат Массачусетс. Там он стал дальше развивать идею Bauhaus, одновременно преподавая в Гарварде. Его примеру последовали другие зодчие-модернисты, в числе которых был Людвиг Мис ван дер Роэ. Им удалось удержать сюжетную линию Bauhaus и в дальнейшем реорганизовать модернизм в Новом Свете. Многие авангардистские разработки стали прототипом тех стилей в архитектуре и искусстве, которые родились позднее и окружают нас сегодня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: