Перформанс в искусстве
Если объектом действия в других видах искусства выступает картина, скульптура, то в перформансе – это сам человек. Буквально недавно к перформансу стали относить хореографию и театр, но истинная его сущность проявляется во взаимодействии зрителя и талантливого творца. Для того, чтобы передать созерцателям и ценителям искусства свои переживания, эмоции и мысли, автор задействует все свое тело. С помощью жестов, движений, мимики он доносит основную идею своего произведения до зрителя.
Достаточно часто перформанс стали представлять не только на профессиональной сцене, а и просто на улицах города, что иногда бывает полной неожиданностью для проходящих мимо людей, абсолютно не подготовленных к этому, и не сразу осознается и принимается ими. Для перформанса важны мнение и отзывы не только постоянной аудитории, но и случайных зрителей.
Чем отличается инсталляция от перфоманса?
Многие люди знают такие слова как перфоманс и инсталляция. Но, к сожалению, не часто можно услышать положительные отзывы об данных модных направлениях. Так чем же отличается перфоманс от инсталляции? И какие определяют перед собой цели и важные задачи живописцы, действующие в данных направлениях.
Слово «инсталляция
» произошло из английского языка из глагола «to install», что в переводе на русский язык означает — «устанавливать», что в какой-то степени изображает технические критерии выработки инсталляции: её не «изображают» и не «сочиняют», а именно определяют, образовывают и собирают из раздельных разрезанных фрагментов.
Искусство инсталляции — пространственная композиция, сделанная живописцем из разнообразных элементов:
- Зрительной информации;
- Текстовой информации;
- Естественных объектов;
- Индустриальных мануфактур;
- Индустриальных изделий;
- Объектов быта.
Разнообразные возведения алтарного вида в культурных помещениях считаются самыми античными предшественниками инсталляции. Множество инсталляционно-подобных вещей было в разное время, а особенно в эпоху стилей рококо и барокко. Инсталляция, всё-таки, систематизировалась и жанрово была осмыслена совсем недавно, когда почти полностью разрушились образные и жанровые рубежи внутри искусств.
Родоначальниками инсталляции были сюрреалист и дадаист из Франции Марсель Дюшан
.
Наравне с предметами, акциями, хеппенингами, перфомансами, инвайронментом и лэнд-артом, инсталляция являет своего рода плавающий, в жанровом и пластичном отношении, вид занятий, где преобладающими являются предопределяющий жест, живописец и расширенный отрывок проецирования.
Основные элементы перформанса
Перформанс включает в себя четыре основных элемента:
- Непосредственно актер (исполнитель);
- Синхронная взаимосвязь случайного прохожего и талантливого творца и их совместное действие;
- Время;
- Место.
Составляя единое целое, эти элементы создают некоторое живое действие, показанное зрителю в конкретное время и в конкретном месте. Перформанс предусматривает придуманный заранее замысел, в котором в мельчайших подробностях прорисованы все нюансы и детали. Автор берет на себя образ конкретного героя и исполняет его роль, руководствуясь четко построенной моделью поведения, позволяющей донести до зрителя идею, используя разнообразные реквизиты, атрибуты, позы и жесты. Нередки случаи, когда герой перформанса представляет себя с определенной долей иронии и сатиры, рассчитывая таким способом значительно впечатлить случайного зрителя, задеть его за живое.
Перформанс: что это такое?
Чаще всего перформанс заранее спланирован, но иногда его точный ход не может предсказать никто. Взаимодействие художника и зрителя это главное в перформансе, причем оно может быть как просто визуальным, так и предполагать прямой контакт. По сути перформанс это один из видов акционизма. Отличие от обычных визуальных форм искусства в том, что главное в перформансе это не само произведение, а художник и его взаимодействие с публикой. Музыкальное, танцевальное или цирковое выступление тоже могут называться перформансом, но мы сейчас говорим о нем, как о явлении в современном искусстве, где он представляет собой намного более сложное и многогранное понятие.
Перфоманс — «каждый решает сам»
Вобщем, перфоманс понятие столь растяжимое, что им можно назвать любую публичную акцию, особенно если для средних умов она непонятна (американский художник Д. Поллак расстелив холст и встав на него разбрызгивал вокруг себя по поверхности холста краски.
Художники группы «Коллективные действия» в лесу у реки сшили из пестрого ситца оболочку «шара» диаметром 4 метря, набили её 500 надутыми шариками, вложили в «шар» включенный электрический звонок с батарейкой, завязали и пустили по течению реки, стояли и любовались, как красиво плывет «шар». Художник Олег Кулик нарядился в образ человека-собаки и с рычанием кидался на прохожих. Участники студии «ИнЖест» изображали на асфальте «живые цветы»)
Какие бывают виды перфоманса?
Обычно он бывает нескольких типов и в первую очередь зависит от поставленной задачи и значения выступления. Чаще всего зрителям предлагают увидеть современное исполнение, но лишь иногда на городских улочках возможно наблюдать такие своеобразные действия, как провокационный или соц-арт перфоманс.
В первом случае выступление основывается на желании исполнителя изобразить истинную достоверность всего, что происходит на данный момент. Во втором случае показать зрителям свой неукротимый нрав и пробудить у людей сильное потрясение от просмотренного или даже ввести зрителя в состояние шока.
В чём отличие агентств
Несколько примеров для сравнения перформанса и непереформанса.
Стандартный подход | Performance-подход | ||
---|---|---|---|
Агентство анализирует результаты в рамках одного канала продвижения. Отчёты не обязательно в реальном времени, могут быть раз в месяц. |
Сквозная аналитика с отчётами в реальном времени. |
||
Если заметен спад активности или другие проблемы, агентство оптимизирует продвижение в рамках задействованного канала. Обнаружен спад в контекстной рекламе → решение: изменить текст объявлений и изображения. Все действия ограничиваются одним каналом. |
Если заметен спад активности или другие проблемы, агентство оптимизирует продвижение в рамках всех задействованных каналов. Обнаружен спад в контекстной рекламе → решение: перенаправить бюджет на соцсети, что поможет достичь поставленной метрики. Действия возможны в рамках всех задействованных каналов. |
||
Агентство будет формировать бюджет человекочасами или по тарифу за определённый вид услуги. |
Агентство будет формировать бюджет, опираясь на количественные достигнутые показатели. |
При этом реалии таковы, что как одно, так и другое агентство может называть себя performance-агентством, а может и не называть.
Отличие от квеста
Многие компании, занимающиеся организацией квестов, предлагают также пройти перформанс, который сочетает положительные стороны квестов и театрализованного представления, где главные герои — сами участники. Чаще всего современные перфомансы встречаются на хоррор-тематику, а в последнее время стали развиваться проекты в стиле фэнтези или постапокалипсис
Новичкам советуют обратить внимание на представления, где контакт с актером на «лайт» уровне, чтобы не испортить первое впечатление о подобных развлечениях.
В чем заключается разница между перформансом и квестом?
- Во-первых, финал игры для участников до последнего момента остается загадкой, в отличие от квеста, когда герои знают, что через час они найдут долгожданный ключ.
- Главной фишкой перфоманса являются актеры, которые ведут действие игры, взаимодействуют с участниками посредством диалога или прикосновения.
- Участникам не придется ломать голову над множеством логических задач; актеры ставят главной целью вызвать определенные ощущения и эмоции у героев с помощью атмосферы и спецэффектов.
- Участников не покидает ощущение реальности происходящего благодаря непревзойденной импровизации актеров.
Почему бизнес предпочитает performance-подход
Выгодно владельцам и акционерам бизнеса. Видят конкретную измеримую отдачу от вложений в маркетинг. Классические performance-агентства показывают влияние своих действий на продажи.
Выгодно штатным маркетологам рекламодателя. Расходуют бюджет максимально эффективно, видят измеримую отдачу по каждому задействованному каналу продвижения. Демонстрируют владельцам бизнеса конкретный и измеримый вклад своей работы.
При этом в перформансе одно агентство охватывает весь интернет-маркетинг компании, не нужно заказывать разные услуги у разных агентств и пытаться за всем уследить.
Бизнесу выгодно работать с полноценным performance-агентством. Но не каждое полноценное performance-агентство будет работать с любым бизнесом.
Это двусторонний процесс и обоюдная ответственность.
В performance-маркетинге крайне важно, чтобы агентство и клиент были максимально прозрачны друг с другом. Для эффективной работы компания должна предоставить агентству доступы к данным о продажах и всем элементам воронки продаж. К тому же следует понимать, что агентство не может влиять на качество работы продавцов, логистов, техподдержки и других специалистов клиента, задействованных в продажах
Это делает реализацию performance-подхода довольно сложным и долгосрочным процессом. И это лишь одна из сложностей.
К тому же следует понимать, что агентство не может влиять на качество работы продавцов, логистов, техподдержки и других специалистов клиента, задействованных в продажах. Это делает реализацию performance-подхода довольно сложным и долгосрочным процессом. И это лишь одна из сложностей.
Бизнесу нужно быть готовым к тому, что для полноценного performance-маркетинга серьёзные усилия потребуются не только со стороны агентства, но и со стороны самого бизнеса.
Происхождение
Искусство перформанса не ограничивается европейскими и американскими традициями искусства. Выдающихся практиков перформанса можно найти в Азии и Латинской Америке. Исполнители и теоретики перформанса полагают, что искусство перформанса зародилось на основе таких практик, как ритуальные, религиозно-мистические и спортивные действа.
В эпизоде In Our Time (BBC Radio 4, 20.10.2005, ЧТ, 21:30) Анжи Хоббс, доцент философских наук университета Уорика; Мириам Гриффин, член совета колледжа Сомервиля, Оксфорд; и Джон Моулз, профессор античной истории Ньюкаслского университета, обсуждали с Мелвином Браггом предположение, что древнегреческие философы Антисфен и Диоген практиковали форму перформанса. Также они выдвинули теорию, что название «киники», происходящее от слова «собака», было дано философам из-за «собачьего» образа жизни, которому подражал в своих перформансах Диоген.
Западные теоретики культуры обычно прослеживают историю искусства перформанса с начала XX века, когда зародилось творчество русских конструктивистов, футуристов и дадаистов. Нестандартные поэтические выступления дадаистов, обычно происходившие в Кабаре Вольтер, можно считать предвестниками перформансов. Родоначальниками искусства перформанса также можно назвать представителей русского футуризма, таких как Давид Бурлюк, Александр Родченко и Варвара Степанова. Эльзу фон Фрейтаг-Лорингофен (1874—1927) можно считать одной из первых европейских и североамериканских исполнительниц перформанса. В своих выступлениях она подвергала сомнению традиционно устоявшиеся представления о культуре, феминности и самом понятии здравого смысла. Согласно мысли критика искусства Харольда Розенберга живопись действия (1940-е — 1950-е) позволила художникам стать исполнителями перформанса. Холст стал «ареной для выступления». Поэтому критик считает, что можно говорить о картинах как о запечатлённых перформансах художников.
Абстрактный экспрессионизм и живопись действия также оказали влияние на формирование и развитие таких направлений, как флуксус, хеппенинг и перформанс.
Появление искусства перформанса было предвосхищено, если не полностью выражено, в творчестве японской группы Гутай в 1950-х, проект Ацуко Танака Electric Dress (1956). Предвестниками перформанса были также такие работы Ива Кляйна, как Zone de Sensibilité Picturale Immatérielle 1959-62, Anthropométries (Антропометрии) (1960) и Saut dans le vide (Прыжок в пустоту).
В конце 1960-х такие представители направления ленд-арт, как Роберт Смитсон, Деннис Оппенгейм, Майкл Хейзер и Карл Андре создавали произведения искусства на экологическую тему, которые предсказали искусство перформанса 1970-х. Произведения Ива Кляйна и представителей ленд-арта повлияли на работы концептуальных художников ранних 1980-х, таких как Сол Левитт, который превратил стенную роспись в акт перформанса.
С появлением множества новых работ и концепций увеличивающегося числа художников возникли новые виды и формы искусства перформанса. Прототипами для того вида искусства, которое позднее будет охарактеризовано непосредственно как «перформанс» послужили такие произведения, как Wall piece for orchestra (1962) Йоко Оно, Meat Joy (1964) и Interior Scroll (1975) Кэроли Шниманн, Happening YOU Вольфа Фостеля (1964, Нью Йорк), How to Explain Pictures to a Dead Hare (1965) Йозефа Бойса, многочисленные хеппенинги Аллана Капроу и акт сжигания флага на Бруклинском Мосту (1968) Яёи Кусама.
Перформанс-исполнение
Английское слово performance очень трудно перевести на русский язык однозначно. Даже в английском оно употребляется не менее чем в трех значениях: 1) в бизнесе, спорте и сексе глагол to perform означает «исполнять нечто на хорошем уровне, в соответствии со стандартом»; 2) в искусстве to perform означает «представлять», «играть спектакль», «давать концерт» и т. п.; 3) в повседневной жизни to perform означает «делать нечто напоказ», «играть роль», «представляться» (в переносном, комическом смысле) ((Schechner R. Performance Studies: Intorduction. NY, 2012. P. 29—30.)). В этом последнем значении использует глагол to perform Гофман, которого интересует именно повседневное взаимодействие — как управление впечатлениями. Итак, рerformance можно перевести как «впечатляющее исполнение», то есть такое, которое нацелено на другого человека, на то, чтобы вызвать у него определенное впечатление. В XXI веке мы, как никогда раньше, живем в реальности социальных влияний — перформансов-исполнений. Ее иногда определяют как медийную, учитывая ту роль, которую медиа занимают в управлении впечатлениями. В наше время не только театр, но и любого рода власть стремится оснастить себя эффективными средствами демонстрации своих намерений и будет иметь различные результаты в зависимости от того, как это драматургически поставлено, театрализовано.
Уже первая книга Гофмана — «Представление себя другим в повседневной жизни» — оказала огромное влияние на его коллег-социологов и не только. Как следует из названия, она — про обычную деятельность людей в повседневной жизни. Однако для анализа этой деятельности Гофман использует драматургическую метафору theatrum mundi. «Конечно, весь мир все-таки не театр» — оговаривается он, но тут же добавляет: «определить, чем именно он отличается от театра, нелегко» ((Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. Пер. с англ. А. Д. Ковалева. М., 2000. С. 107.)). Заключительный абзац книги Гофмана заслуживает того, чтобы привести его здесь целиком:
Иными словами, взаимодействие и в театре, и в повседневной жизни имеет много общего: чтобы оно было успешным, участники должны совершать реальные физические действия, поддерживающие общее определение ситуации. Это общее определение ситуации Гофман и называет фреймом.
Чтобы фрейм работал, нужно постоянное усилие всех сторон по определению ситуации, в частности, расставлению соответствующих маркеров (в терминологии Бейтсона — сигналов метакоммуникации). Например, в театре звонок говорит нам, что сейчас на сцене началось представление — из фрейма «повседневная жизнь» мы перешли во фрейм «театр». Известен случай, когда инсценировка на радио BBC фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров» привела к панике: слушатели восприняли передачу как новостную — репортаж о нашествии марсиан. Видимо, они просто пропустили соответствующие маркеры, переключающие фрейм «реальность» на фрейм «игра». Точнее, инсценировщик — великий кинорежиссер Орсон Уэллс — намеренно не стал их акцентировать.
Понятие фрейма помогает Гофману пересмотреть онтологию (картину мира), в которой реальность занимает самое высокое место в иерархии, а театр, игра, вымысел и воображение ей уступают. Но как обосновать, что игра может быть для человека не менее фундаментальной, чем привычное действие? Процесс помещения в рамку или переключение фреймов и есть та новая онтология, которую предлагает нам Гофман. Фрейм «повседневная реальность» устроен так, что действия людей воспринимаются в качестве непосредственных и неподдельных, как «прямое выражение или бытование действующего субъекта: его намерений, воли, настроения, характера, жизненной ситуации» ((Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Пер. с англ. под ред. Г. С. Батыгина. М., 2003. С. 687.)). Итак, во фрейме «повседневность» действия воспринимаются как настоящие, неподдельные. И наоборот: «повседневность» определяется как такая реальность, в которой совершаются неподдельные действия. Нужно, подчеркивает Гофман, присматриваться к фреймам, а не к телам.
Определение
За последние несколько десятков лет искусство подверглось значительным изменениям, которые были не только положительными. Одним из новых веяний, которое имеет весьма противоречивую окраску в искусствоведении, является перформанс (от английского «performance» – представление, действие, спектакль)
– это одна из форм современного искусства, где произведением выступают действия самого автора, за которыми зрители наблюдают в режиме реального времени.
Основные черты:
Происходящее, которое захватывает дух;
Эфемерность;
Активность;
Основное внимание приковано к одному или двум героям;
Очень часто – основное содержание составляют немые сцены, поскольку главное в этом виде искусства – зрительное восприятие;
Сам творец, создатель – произведение искусства;
Своеобразный синтез, переплетение самых разных спецэффектов – шума, громкого музыкального сопровождения, звуковых эффектов, театральных перевоплощений, ярких необычных актерских костюмов и т.д.
Говоря простыми словами, перформанс – это неординарное, странное, интригующее, иногда шокирующее зрителей представление, всевозможные публичные движения.
Примеры:
нашумевший панк молебен «Pussy Riot»; Петр Павленский, прибивший свое мужское достоинство гвоздем к мостовой Красной площади; знаменитый заокеанский живописец Джексон Поллак, постеливший под ноги ватман и рисовавший ними по бумаге разноцветными красками; российский живописец Олег Кулик, примеривший на себя образ человека-пса, который громко рычит и бросается на толпу людей. Подобные действия авторов представлений всегда вызывают сильные эмоции и чувства, живой интерес, бурное обсуждение у зрителей.
Термин «перформанс» впервые был введен в обращение в 60-х годах прошлого века, но его истоки берут начало с рубежа XIX и ХХ веков. Еще в годы перед Первой мировой войной иконоборцы-футуристы и конструктивисты использовали в своих работах идею данного вида искусства. Эти представители нового веяния вдохновлялись бурным темпом развития технологий и в своей работе прибегали к нетрадиционным методам привлечения целевой аудитории к своим картинам с помощью их размещения в альтернативных средствах массовой информации.
Энди Уорхол и Йоко Оно
– это второе поколение представителей идей перформанса. Они целенаправленно неожиданно отменяли запланированные встречи с почитателями их творчества. Наперекор всем установленным в искусстве правилам и нормам, эти продолжатели перформанса вовлекали зрителей в содержание художественного действия, аудитория становилась непосредственным участником шоу. Эта тенденция в перформансе является основной и в наши дни.
Перформанс
– это, прежде всего, развлечение, приятное времяпрепровождение, но бывает и так, что автор обращается к этому виду с целью распространения и афиширования какой-либо важной информации или проблемной задачи.
Что такое перфоманс?
Современное искусство трактует понятие перфоманса как персональную, единоличную реализацию человеком задуманного плана
и своей роли в нем. При этом обязательно личное присутствие творца сюжета, как правило, авторы лучше могут донести задумку до зрителя. Главнейшей составляющей перфоманса принято считать движение. Движение может быть как активным, так и едва заметным, главное — реализация и достижения желаемого автором эффекта.
Бытует мнение, что перфомансы неповторимы, показав однажды действие в одном месте, с одними декорациями и обстановкой, автор не может просто физически повторить тоже самое во второй раз. Ведь даже малейшая деталь, такая как порыв ветра, разное освещение или вздох действующего лица может кардинально поменять представление смотрящего о всем перфомансе. Многие предпочитают показ перфоманса под музыку или же человеческую речь, в случае когда звучит голос автора — он записан и проигрывается, но возможно и присутствие в действии голоса, принадлежащего другому человеку, который находится вне видимости зрителей.
Перфоманс маркетинг: что это
- имиджевая кампания;
- performance marketing.
Задача первой – охват как можно большего количества пользователей с целью увеличения узнаваемости бренда.
А приоритетами перфоманс маркетинга являются увеличение продаж и определение конкретного и измеримого эффекта вложений в продвижение. Этот метод продвижения нацелен на количественный результат, который можно оценить.
- коды купонов;
- реферальные ссылки;
- индивидуальные телефонные номера.
Применение этого метода подразумевает под собой достаточно большое количество тестирования и настройки. В итоге это окупается гораздо большим показателем ROI (return on investment – возврат инвестиций) и простотой определения является ли запущенная кампания успешной. Большое количество бизнесменов отдают предпочтение этому виду рекламы, так как его продуктивность легко измерить.
Таня Бругера — «Самосаботаж» (Self-sabotage), 2009
Кубинская художница Таня Бругера прославилась благодаря перформансу «Груз вины» (1997), во время которого она поедала перемешанную с водой землю, привязав к своей шее окровавленную тушу ягнёнка. Перформанс «Самосаботаж» был менее театральным, но от этого и более пугающим. Бругеру пригласили выступить с лекцией на тему политического искусства в «Павильоне срочной необходимости» (Pabellón de la Urgencia) 53-й Венецианской биеннале.
На лекцию художница принесла только несколько листов бумаги и револьвер. Два раза Бругера прерывала выступление, раскручивала барабан, приставляла пистолет к виску и спускала курок. Напряжение росло, публика находилась в замешательстве от происходящего, а художница продолжала читать манифест. Бругера закончила выступление словами «Политическому искусству пора прекратить комментировать политические поводы и начать их создавать» — и нажала на курок в третий раз. Пистолет опять не выстрелил. Затем она направила пистолет вверх и спустила курок в четвёртый раз — пистолет выстрелил в деревянную балку. Этим перформансом Таня Бругера хотела доказать серьёзность своих слов о политическом искусстве.
Перфомансы Марины Абрамович
Одной из самых креативных выдумщиц в области перфоманса считается живущая в Нью-Йорке сербская художница Марина Абрамович.
— То она в галерее Studio Mona в Милане предложила зрителям сделать что-нибудь с ее телом, воспользовавшись предметами, разложенными на столике. Перфоманс был прерван в тот момент, когда Абрамович, уже полураздетой (одежду с нее зрители-участники срезали по кускам), кто-то засунул в рот дуло пистолета.
— То соединила свой рот с ртом коллеги специальным агрегатом. Ненормальные вдыхали выдохи друг друга, пока не закончился кислород и оба упали на пол без сознания с легкими, наполненными углекислым газом.
— То перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии.
— То обменивалась взглядом с любым посетителем выставки, что фиксировалось фотоаппаратом. Так она поглядела в глаза 1500 людям в течение почти 720 часов
— Почти две недели жила в некоем подобии квартиры (три открытые платформы), подвешенной на стене галереи. Во время перфоманса героиня не разговаривала и ничего не ела, все время суток отдав на всеобщее обозрение. Спуститься вниз она не могла: лестница была изготовлена в виде ножей, острых и уже окровавленных.