Биография и 60 лучших картин александра бенуа

Смерть и наследие

Александр Бенуа скончался в 1960 году, не дожив нескольких месяцев до своего девяностолетия. В 1965 году в СССР вышла монография М. Эткинда о художнике. Это была едва ли не первая книга о русском художнике, чей жизненный и творческий путь завершился за рубежом.

Аполлон и Дафна, 1908

Известно, что к творчеству автора обращались кинематографисты. Его образы оживают в некоторых фильмах. Особенно это касается сцен, где действие происходит в пейзажных парках.

При воссоздании «парковых эпизодов» в кино, особенно если надо было воспроизвести Версаль, режиссеры нередко ориентировались на его произведения. В фильме Э. Лотяну «Анна Павлова», где есть сцена заседания кружка «Мир искусства», роль живописца сыграл известный актер Анатолий Ромашин (1931—2000).

Антон Рафаэль Менгс (1728-1779).

Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет. 1773. Галерея Уффици, Флоренция.

Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) также подустал от излишней пышности рококо, но не стал идти неведомыми тропами.

Он призывал объединить выверенность классических канонов античного искусства с лучшими находками мастеров Возрождения. Нужно взять всё лучшее у лучших. Что может быть проще?

Что ж, публика была только «ЗА». Самые знатные люди эпохи позировали Менгсу. Например, Курфюстр Фридрих Кристиан.

Антон Рафаэль Менгс. Курфюстр Фридрих Кристиан. 1751. Дворец Вайсенштайн.

Работа явно выполнена в классическом стиле. Никакой излишней драматизации барокко, скрупулёзной фотографической точности реализма и экспериментов со световыми эффектами импрессионизма.

Герой портрета выглядит, как идеальный представитель своего сословия. Дорогое одеяние, уверенный взгляд, гордая осанка, правильные черты лица. Немного полноват, но тогда это было признаком достатка.

Современники называли портреты Менгса слишком холодными. Но он всего лишь следовал точным правилам композиции, светотени и перспективы.

«Вкус к совершенству» Менгс демонстрирует и в своих религиозных картинах. Посмотрите на работу мастера «Рождество».

Антон Рафаэль Менгс. Рождество. 1772. Прадо, Мадрид.

Кажется, что перед нами картина эпохи Ренессанса. Нет, это Менгс. Живописец считал, что художники Возрождения обладали безупречным вкусом. И нет ничего плохого, чтобы им подражать.

Композиция «Рождества» выполнена в ренессансном стиле – чёткое разделение на мир земной и мир небесный. Позы, конечно, несколько наиграны. Но зато фигуры очень удачно расположены в пространстве. Также цвета идеально подобраны под стать сюжету.

Если бы Менгс жил в XVI веке, то однозначно был бы записан в список величайших художников Ренессанса. Наравне с Рафаэлем и Тицианом. Но этого не случилось, так как он просто шел по их стопам. Пусть и очень мастерски.

Но однажды Менгс перестарался. И чуть ли не был записан в мошенники. Не то, что в великие мастера. И связана эта история с его знаменитой работой «Юпитер целует Ганимеда».

Антон Рафаэль Менгс. Юпитер целует Ганимеда. 1758.Национальная галерея, Рим.

Именно эта картина навсегда рассорила Менгса с его учителем Иоганном Винкельманом. Последний принял картину за античный подлинник: настолько точно скопировал Менгс стиль древних мастеров.

Более того, он даже внёс полотно в свою искусствоведческую книгу, чем сильно навредил своей репутации, когда обман раскрылся.

Что за авантюрные мысли обуревали Менгса так поступить, неизвестно. Но правду об авторстве он открыл только перед смертью.  

Как бы не ругали Менгса за «холодность и неискренность», но всё же невозможно не признать его достижения. Менгс сначала консервировал классические традиции в живописи, а затем перерождал их в обновлённый стиль — неоклассицизм.  

Биография художника

Живописец появился на свет в Санкт-Петербурге, весной 1870 г. Отец его был известным архитектором, мать – дочь архитектора итальянского происхождения. Александр Николаевич Бенуа получил отрывочное образование:

  1. В детстве он учился в гимназии Человеколюбивого сообщества.
  2. В 15 лет художник поступил в гимназию им. Мая, где проучился до 1890 г.
  3. С 1887 г. Александр Николаевич Бенуа посещает как вольнослушатель занятия Академии художеств, начинает писать первые картины.
  4. Параллельно, в 1894 г. он завершил обучение в Петербургском университете на юриста.

Еще в университетские годы Александр Николаевич Бенуа вместе с единомышленниками В. Нувелем, Д. Филосовым, К. Сомовым создали общество художников «Мир искусства». Его членов интересовало прежде всего художественное и историческое наследие XVIII в. Большинство картин, которые писал Александр Николаевич Бенуа, посвящены именно этой эпохе.

Одновременно в конце 1890-х гг. живописец становится теоретиком искусства, пишет статьи в журналы о живописи. В начале века Александр Николаевич Бенуа путешествует по Франции, создает картины об эпохе Людовика XIV. После возвращения была создана работа «Прогулка императрицы Елизаветы». Александр Николаевич Бенуа пишет не только картины на историческую тематику, но и иллюстрации к книгам, в 1908-1911 гг. принимает участие в организации «русских сезонов» Дягилева.

Главы о современной живописи и современных художниках

Бенуа стремится учесть и материал самых последних выставок: варьируя собственные рецензии, публиковавшиеся в «Мире искусства», он дописывает книгу уже на стадии верстки: изложение должно быть максимально злободневным. Он во многом прав, говоря о новаторских исканиях Коровина, Врубеля, Малявина. Остроумовой-Лебедевой. С интересом и увлечением он пишет о книжной иллюстрации, карикатуре и театральном декорации, ставя эти области, недавно почитавшиеся за низшие, рядом с «высоким искусством» картины: сказывается характерное и для выставок «Мира искусства» стремление расширить границы искусства и его понимания публикой. Но чем ближе к последним выставкам, тем резче становится полемический тон и возрастает эмоциональность изложения: происходящее на них слишком близко к автору и слишком волнует его, чтобы восприятие сохранило необходимый процент объективности. Всячески отстаивая в искусстве индивидуальность, он уже не пытается скрыть пристрастной нетерпимости к одним, симпатий к другим — тем, кого называет «молодыми и свежими». И завершая книгу главой о Баксте, Лансере и Сомове, явно преувеличивает, выдавая работы этих талантливых, но только еще начинающих мастеров, за наиболее перспективные события в искусстве; особенно — по отношению к Сомову («За эти 10 лет — самое яркое, отрадное и типичное явление в нашей живописи»).

Книга «Русская школа живописи» (1904 год)

История живописи всех времён и народов. Цикл статей, превратившийся в энциклопедию

Работа: «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» (1910)

Академизм (фр. аcademisme — традиционность)

Академизм фактически вырос из классицизма и пошел еще дальше в плане идеализации и шлифовки окружающего мира.

Русские академисты предпочитали создавать парадные портреты, картины на религиозные темы или салонные пейзажи. Часто для этих работ характерны изобилие фигур и планов, метафоричность сюжета, пышность и торжественность обстановки при высочайшем мастерстве исполнения. Среди русских художников назовем А. Иванова, К. Брюллова, Л. Лагорио, А. Харламова, Н. Чернецова, К. Крыжицкого и других. Некоторые из них даже в строгих рамках академизма умудрялись создать нечто оригинальное. Например, Г. Семирадский создал атмосферный античный жанр, перенеся античных героев на плэнер.

Параллельно с академизмом возник и так называемый салонный академизм. Сторонники этого направления также виртуозно владели всеми техниками академической школы, но часто создавали сюжеты с поверхностным замыслом или копировали свои удачные произведения, чтобы удовлетворить большой спрос аристократов на картины для украшения их интерьеров. Часто такие картины рисовались наспех и приносили большие доходы. Например, Ю. Клевер во многих случаях только дорисовывал картины своих помощников, Г. Семирадский собирал картины из отдельных фигур словно конструктор, а К. Маковский мог нарисовать картину за один раз. При этом все они имели прекрасный доход, а К. Маковский и вовсе считался одним из самых высокооплачиваемых живописцев эпохи.

Примеры картин известных русских художников в стиле академизма


Картина А. Иванова «Явление Христа народу». 1837-1857 гг.


Картина Л. Лагорио «Лафотенский остров». 1895 г.


Картина Г. Семирадского «Танец среди мечей».


Картина К. Маковского «Счастливая Аркадия».


Картина Ю. Клевера «Зимний пейзаж». 1914 г.

Штраф за ТО

В 2011 году контроль за ТО автомобилей был передан от ГИБДД страховым компаниям и с того же момента инспекторы потеряли право целенаправленно проверять наличие диагностических карт у водителей и выписывать штрафы частным лицам. Несмотря на это штрафы за техосмотр в 2019 году существуют для такси, машин, предназначенных для перевозки пассажиров, спецтехники и т.д. Наказание назначается согласно п.2 ст.12.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие техосмотра обойдется владельцу автомобиля минимальными затратами — 500-800 рублей.

Правительством РФ в августе 2018 года в парламент был внесен пакет документов, направленных на масштабную реформу сферы ТО. В декабре того же года Госдума в I чтении приняла законопроект, согласно которому владельца машины будут штрафовать на 2000 рублей за отсутствие ТО. Фиксировать нарушение будут дорожные камеры, а сами диагностические карты станут электронными. Новый штраф за отсутствие техосмотра можно будет выписывать только 1 раз в сутки.

После передачи контроля за ТО страховым компаниям появилась незаконная практика по покупке фальшивых документов, подтверждающих прохождение ТО. В новом законопроекте предусмотрены санкции для организаций, которые выдали подобные фальшивки — наказание не только административное, но и уголовное. Если оператор не будет иметь аккредитации, ему придется выплатить штраф в размере 300 000 рублей. В случае, если организация была аккредитована, но выдала диагностическую карту на машину, которая даже не приезжала на ТО, штрафная санкция может составить 10 000 рублей для сотрудника, а при повторном нарушении — 500 000 рублей для организации. Законопроект находится на доработке ко II чтению и будет рассматриваться депутатами уже весной 2019 года. В случае, если он будет принят, то каждому водителю, не имеющему действующего ТО, придется платить штраф за отсутствие диагностической карты.

Сегодня, в 2018 году, среди автолюбителей появляется все больше слухов по поводу отмены технического осмотра. Но можно ли верить такой информации? На самом деле правила технического осмотра, которые действуют еще с начала 2012 года и были изменены впоследствии, никто не отменял. Как и прежде, они продолжают работать и в 2018 году. Автомобили должны проходить технический осмотр, а автолюбители обязуются возить с собой талон ТС и диагностическую карту.

Но! Появилось исключение для владельцев легкового авто и грузовой техники (до 3,5 тонн), а также мотоциклов, полуприцепов и прицепов. Им можно не бояться штрафов за игнорирование ТО и отсутствие талона. Если верить закону, то работник ГИБДД не будет даже спрашивать, есть ли подтверждающие техосмотр документы при себе или нет. Что касается специализированных категорий авто (такси, автобусов, авто с количеством мест более восьми и прочих), то для них все остается без изменений, как и прежде.

Жан-Батист Шарден (1699-1779).

Жан-Батист Шарден. Автопортрет. 1771. Лувр, Париж.

Жан-Батист Симеон Шарден признанием при жизни был обделён. А зря — его работы являются величайшим достижением реализма в живописи.

Больше всего он любил писать… фрукты. Даже когда Шардена сделали членом французской Академии, обозначали его как «изобразителя плодов».

Шарден не вписывался в эпоху рококо. Совсем. Он принципиально игнорировал моду на изящные сюжеты и парадные портреты. Он был художником «третьего сословия».

Но в результате его работы оказались вне времени. Невольно удивляешься, сколько любви к окружающему миру читается в его картинах. Кажется, Шарден восхищался буквально всем, что видел вокруг.

Ярким примером такого особого взгляда на жизнь является картина «Медный бак». Кому ещё придёт в голову в галантном XVIII веке писать бак?!

Жан-Батист Шарден. Медный бак. 1734. Лувр, Париж.

В этой простоте мастер видел поэзию. Цветом он передаёт полированный блеск от множества прикосновений рук, игру солнца на медных боках.

Это больше, чем натюрморт. Это образ, полный благородства. И никакая простота предмета не может нивелировать это.

Только самые прозорливые современники сумели по достоинству оценить Шардена. Например, Дидро. Да и как можно не восхищаться честностью и наблюдательностью художника.

Вот, к примеру, «Мальчик с юлой».

Жан-Батист Шарден. Мальчик с юлой. 1738. Лувр, Париж.

Модный парик, чопорный костюм, тугой шейный платок, строгая осанка. Но Шарден показывает, что это всего лишь мальчик, которому свойственно любопытство и живость характера. И никакими атрибутами это не скрыть.

Художник был преданным семьянином. Даже на автопортрете он предстаёт перед нами в домашнем колпаке, этаким добрым дедушкой.

А образ супруги чрезвычайно правдив, без прикрас.

Жан Батист Шарден. Портрет жены. 1776. Чикагский инситут искусства.

Это уже немолодая женщина, но как много здесь преданности и искренности. И это во времена, когда от портрета ждали декоративности и вычурной красоты.

Что ж, Шарден смело двигался своей дорогой. Он предпочитал манерности простой рассказ о жизни, о людях и их быте.

Память

После смерти императрицы память о ней сохранилась в скульптуре, живописи и других видах искусства. В настоящее время в разных уголках России находятся монументы Елизавете Петровне, самый ранний из которых был создан в 1895-м. Имя государыни сейчас носят аэропорт в Калининграде и станица неподалеку от Ростова-на-Дону (последний был основан младшей дочерью Петра).

В 2009-м в Царском Селе проводилась выставка «Vivat Елисавет!», посвященная 300-летию правительницы. В том же году «Почта России» выпустила блок марок, посвященный императрице.

Елизавета Петровна в Царском селе /

Образ Елизаветы и ее двора часто появлялся в живописи, в частности на полотнах Евгения Лансере, Александра Бенуа и других художников. Упоминали о нем и писатели разных веков. События биографии Елизаветы Петровны нередко становились сюжетной канвой для исторических романов, посвященных эпохе XVIII столетия. Среди популярных литературных произведений, где встречается имя императрицы, числятся романы Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» и Валентина Пикуля «Слово и дело» и «Пером и шпагой».

В кинематографе Елизавета Петровна становилась героиней фильмов «Михайло Ломоносов», «Гардемарины, вперед!», сериалов «Романовы», «Великая», «Елизавета». В последнем, правда, критики нашли много исторических несовпадений. Например, один из возлюбленных государыни, Александр Борисович Бутурлин, получил в картине фамилию Батурин.

Образ жизни

Первые годы правления императрицы связывались с многочисленными празднествами. Царица не скрывала интерес к регулярным развлечениям. Елизавета часто устраивала балы-маскарады и так называемые метаморфозы — гуляния с переодеванием гостей: мужчин в женские костюмы, а женщин в мужские. Это делалось неслучайно — дочери Петра Великого шел мужской наряд, она понимала: другие дамы будут чувствовать себя в такой одежде неловко, что позволяло ей блистать на их фоне.

В то время императрицу считали законодательницей мод и любительницей менять гардероб — согласно некоторым источникам, Елизавета не появлялась в одном и том же платье дважды. После кончины русской правительницы в ее коллекции насчитали более 15 тыс. нарядов. При этом царица не терпела, когда кто-то из дамского придворного окружения выглядел лучше нее — могла оторвать от костюма «конкурентки» украшение или отрезать локон на парике.

Елизавета Петровна и Михаил Ломоносов / @historyintrigi, @AntikSalon

Как и при правлении Петра, при Елизавете процветал фаворитизм. Вокруг дочери русского императора сформировался узкий круг избранных, которых щедро одаривали, допускали в царские покои и удостаивали многих почестей. Особой милости добивались придворные дамы, которым позволялось почесать пятки своей госпоже.

Помимо балов излюбленным увлечением государыни стала охота. Правительница прекрасно держалась в седле, могла совершать длительные конные прогулки. Любовь к светской жизни сочеталась в характере царицы с большой набожностью. Елизавета Петровна известна тем, что регулярно устраивала пешие паломничества в крупные монастыри.

Сюжет, композиция, цветовая гамма

«Прогулка императрицы Елизаветы» изображает вымышленную историческую сцену выезда царской кареты по улицам Санкт-Петербурга. Торжественные выходы монархов и других исторических лиц были частым мотивом творчества группы «Мир искусства». У этого художника было несколько эскизов и вариантов сюжета «Прогулка императрицы Елизаветы». На рассматриваемой картине Александр Николаевич Бенуа показал сам экипаж встречающих его прохожих, почтительно отступивших на значительное расстояние.

На заднем плане холста «Прогулка императрицы Елизаветы» – яркие, величественные здания. Впереди – разношерстная толпа. Аристократы снимают головные уборы, люди недворянских сословий падают на колени. Лиц на картине «Прогулка императрицы Елизаветы» практически не видно, они только слегка обозначены. Даже саму царицу, именем которой Александр Николаевич Бенуа назвал свое произведение, видно плохо, она не является акцентом в композиции. Основная цель композиции «Прогулка императрицы Елизаветы – проиллюстрировать атмосферу, краски и настроение эпохи.

Произведение написано преимущественно акварельными красками. Цветовая палитра работы «Прогулка императрицы Елизаветы» довольно яркая. Художник использовал насыщенные, чистые цвета:

  1. Белый.
  2. Желто-оранжевый.
  3. Красный.
  4. Серый.
  5. Коричневый.

Картина реалистично изображает исторические костюмы, здания в стиле позднего барокко. Именно этими деталями, выделяющимися на фоне общей схематичности композиции «Прогулка императрицы Елизаветы» передает дух середины XVIII века.

Почему техосмотр сегодня актуален

Можно ли ездить без техосмотра, если есть страховка? Сама по себе такая постановка вопроса противоречива, поскольку без предоставления диагностической карты, подтверждающей факт прохождения техосмотра, оформить ОСАГО невозможно. Однако некоторые страховые компании в погоне за клиентами закрывают глаза на отсутствие у водителя необходимой документации.

Если учесть, что инспектор ГИБДД не проверяет наличие диагностической карты, то теоретически ездить без пройденного технического осмотра возможно. Но это будет являться нарушением закона.

Если же гражданина интересует вопрос, какое наказание за езду без техосмотра и страховки, то ответ на него однозначен: составляет 800 рублей. В дополнение к этому, водителю такси, пассажирского автобуса или грузовика придётся распрощаться с правами на три месяца и оплатить 5000 рублей штрафа за непройденный техосмотр.

Портреты и фотографии Александра Бенуа и членов семьи

В этой галерее собраны фотографии и портреты Александра Бенуа и его современников, людей с которыми он работал и близко общался. Здесь вы можете найти портреты многих членов объединения «Мир искусства».

  • Автопортрет. 1896.

  • Автопортрет с сыном. Набросок. 1914.

  • Г. С. Верейский. Портрет Александра Бенуа. 1924

  • Бенуа в своём кабинете. Фото сделано до 1914 г.

  • Племянница художника Надежда Леонтьевна и дочери Анна и Елена.

  • Л. С. Бакст. Портрет Александра Бенуа, 1898

  • Константин Сомов. Портрет Анны Карловны Бенуа, 1896

  • Константин Сомов. Портрет Александра Бенуа. 1895

  • Екатерина Гроппе (бабушка А. Н. Бенуа).

  • Луи Жюль Бенуа (дед А. Н. Бенуа) с женой и детьми.

  • Луи Жюль Бенуа (дед А. Н. Бенуа). Миниатюра 90-х годов XVIII в.

  • Групповой портрет братьев Бенуа работы М. И. Скотти. 1847 г

  • Николай Леонтьевич Бенуа и Иероним Севастьянович Китнер 1891 г.

  • Камилла Альбертовна Кавос (в замужестве Бенуа). Начало 50-х годов XIX в.

  • Николай Леонтьевич и Камилла Альбертовна Бенуа с детьми.

Сюжет, композиция, цветовая гамма

«Прогулка императрицы Елизаветы» изображает вымышленную историческую сцену выезда царской кареты по улицам Санкт-Петербурга. Торжественные выходы монархов и других исторических лиц были частым мотивом творчества группы «Мир искусства». У этого художника было несколько эскизов и вариантов сюжета «Прогулка императрицы Елизаветы». На рассматриваемой картине Александр Николаевич Бенуа показал сам экипаж встречающих его прохожих, почтительно отступивших на значительное расстояние.

На заднем плане холста «Прогулка императрицы Елизаветы» – яркие, величественные здания. Впереди – разношерстная толпа. Аристократы снимают головные уборы, люди недворянских сословий падают на колени. Лиц на картине «Прогулка императрицы Елизаветы» практически не видно, они только слегка обозначены. Даже саму царицу, именем которой Александр Николаевич Бенуа назвал свое произведение, видно плохо, она не является акцентом в композиции. Основная цель композиции «Прогулка императрицы Елизаветы – проиллюстрировать атмосферу, краски и настроение эпохи.

Произведение написано преимущественно акварельными красками. Цветовая палитра работы «Прогулка императрицы Елизаветы» довольно яркая. Художник использовал насыщенные, чистые цвета:

  1. Белый.
  2. Желто-оранжевый.
  3. Красный.
  4. Серый.
  5. Коричневый.

Картина реалистично изображает исторические костюмы, здания в стиле позднего барокко. Именно этими деталями, выделяющимися на фоне общей схематичности композиции «Прогулка императрицы Елизаветы» передает дух середины XVIII века.

Экспрессионизм (лат. Expressio — выражение)

Истерзанные революциями и войнами 20-го века люди, испытывали тяжелейшие эмоции. У художников этого поколения возникла острая необходимость выражения этих эмоций, демонстрации своих страхов, разочарования, ощущения изуродованности мира. По этой причине картины экспрессионистов часто создавались с помощью темных или кричащих тонов, с помощью грубых мазков и искаженных линий. Сами сюжеты могли передавать боль, отчаяние или крик художника. Так, у Х. Сутина эта боль и ощущение уродливости мира выражались через изображение многочисленных туш животных, темно-красные оттенки, у Ю. Анненкова — через изломанные линии и темные тона, у А. Явленского — через кричащие тона и угловатые формы. Еще интереснее работы М. Ротко, который изображал только цветовые поля, но с их помощью выражал сильнейшие эмоции и вызывал аналогичные эмоции у зрителей.

Примеры картин известных русских художников в стиле экспрессионизма

Картина Х. Сутина «Бычья туша». Около 1923 г.


Картина А. Явленского «Женщина с зеленым веером». 1912 г.


Картина М. Ротко «№ 1 (Королевский красный и голубой)». 1954 г.

Выше мы рассмотрели лишь основные стили, в которых работала большая часть известных русских художников. Заметим, что для многих из них характерны продолжающие течения с приставками «нео», «пост», «прото» и другими (неопримитивизм, постмодернизм, протоимпрессионизм и т.д.). Возникали они либо по причине того, что данный стиль требовал для дальнейшего развития чего-то нового, либо на волне возрождения интереса к нему.

Также нужно учитывать, что многие русские художники не творили в одном стиле. Они экспериментировали с разными направлениями, смешивали их друг с другом или брали их отдельные элементы. Все это приводило к индивидуализации стилей и рождению новых направлений. Кроме названных выше к ним можно отнести, например, кинетическое искусство А. Певзнера, мистический сюрреализм П. Челищева, нонконформизм Е. Чубарова, концептуализм И. Кабакова и другие стили.


Работа А. Певзнера «Два конуса в одной плоскости» в стиле кинетического искусства. 1936 г.


Инсталляция И. Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» в стиле концептуализма. 1985 г.


Картина Е. Чубарова «Танец» в стиле нонконформизма. 1981 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: