Аполлон и Дафна. 1908
Бенуа А.Н.Картон, гуашь70,5 х 103
Русский музей
Пост.: 1933 из КМБ; ранее — собр. А. Н. Бенуа (Петроград-Ленинград)
Аннотация
Дафна – древнее растительное божество, вошедшее в круг Аполлона, утратив свою самостоятельность и став атрибутом бога. Дриады – женские духи деревьев.
История любви Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Дафна дала слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной. Аполлон, домогавшийся любви прекрасной нимфы, вызвал у нее ужас. Сквозь ослепляющую красоту она увидела в нем свирепость.
– Что же ты бежишь от меня, нимфа? – кричал он, пытаясь ее догнать. – Не разбойник я! Не дикий пастух! Я – Аполлон, сын Зевса! Остановись!
Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили Дафну в лавровое дерево. Тщетно обнимал Аполлон прекрасный лавр, но потом сделал его священным растением и украсил голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
В процессе переосмысления реальности, что так свойственно художникам объединения «Мир искусства», А. Н. Бенуа обращается не только к сюжетам из французской или русской истории, но в ряде случаев, и к античной мифологии. Созданная художником композиция с играющим на кифаре Аполлоном в окружении внимающих ему нимф и сатиров вполне отражает эстетические принципы автора.
Публий Овидий Назон (лат. Publius Ovidius Naso; 43 год до н. э – 17 или 18 год н. э.) – древнеримский поэт, прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами – «Метаморфозами» и «Искусством любви».
Биография автора
Бенуа Александр Николаевич (1870, Санкт-Петербург – 1960, Париж)
Живописец, график, театральный художник, художественный критик, теоретик и историк искусства, музейный деятель.
Вольнослушатель Императорской Академии художеств (1887-1888), затем занимался под руководством брата, Альберта Николаевича, председателя Общества русских акварелистов.
В 1890-1894 учился в Санкт-Петербургском университете. Вдохновитель, один из организаторов и главный теоретик общества «Мир искусства». Член «Союза русских художников» (1903-1910), пожизненный член «Осеннего салона» в Париже.
Начал работать как театральный художник с 1900, а с 1907 и как режиссер. В 1890-1910-х много путешествовал по Европе. В 1917 — один из организаторов Комиссии по делам искусства для переговоров с Временным правительством об охране памятников искусства и старины. С 1917 — член Совета Эрмитажа. В 1918-1926 — хранитель отделения французской и английской живописи в Государственном Эрмитаже. С 1926 постоянно жил в Париже. Много работал для оформления спектаклей театров Парижа и Милана.
Виднейший представитель художественной династии Бенуа. Главные темы работ — Россия и Франция XVIII — начала XIX века. Автор ряда серий графических произведений, в том числе «Версальской» (1905-1906), цикла композиций на исторические темы, пейзажей Петербурга и окрестностей.
Много работал в книжной графике. Оставил воспоминания.
Описание
На полотне сначала изображена относительно большая группа персонажей, собранных в самом сердце пышного пейзажа (такого рода пейзаж часто встречается у Пуссена, особенно в последнее десятилетие его карьеры). Слева сидит, опираясь на камни, бог Аполлон. Он увенчан лавром и носит красную тогу, которая закрывает лишь часть его личной жизни. Вокруг него изображены нимфы; четверо из них купаются, а другой принимает томную позу на дереве, прямо над богом
Позади последнего Меркурий, узнаваемый по петазиусу, осторожно крадет стрелу из своего колчана, и эту сцену видит нимфа, одетая в синее. Один из других наиболее заметных персонажей, представленных вместе с Аполлоном, — это Купидон, появившийся в образе маленькой обнаженной любви с луком
Глядя на бога искусств, он целится своим оружием в персонажа, находящегося напротив композиции. Это о Дафне, нимфе и дочери бога Пенея, в чьих руках она, кажется, укрывается. Взгляд Аполлона направлен на нее.
Эти две группы фигур, одна слева, а другая справа, разделены пустотой. Между двумя частями есть контраст, в частности, из-за цветов, исходящих от одежды персонажей. Действительно, красная тога Аполлона, а также желтые и синие платья двух окружающих его нимф, как правило, создают довольно теплую атмосферу, в отличие от правой стороны, которая может восприниматься как темная, почти сливающаяся с пейзажем фона. . Однако в центре зритель различает несколько элементов: стадо быков в сопровождении трех других фигур (меньшего размера из-за предполагаемого расстояния), одна из которых лежит на земле, как мертвая.
Все полотно управляется овоидной композицией в том смысле, что все персонажи расположены так, чтобы быть включенными в вытянутый круг. Помимо того, что они идеально гармонируют с декором, в котором они расположены, средняя пустота заполняется только прудом, что придает всей картине водный характер. Нимфы выжимают влажные волосы, некоторые обнажены, готовы нырнуть, а цвет воды отражается в небе, которое, кстати, занимает всю верхнюю половину кадра. Как и в большей части полотен Пуссена, Природа и Человек дополняют и сосуществуют, с той разницей, что противостояние двух групп персонажей, кажется, предполагает загадочное и очень ощутимое напряжение.
Краткая биография автора
Родился Александр Николаевич Бенуа в г. Санкт-Петербург, в конце апреля 1870 г. Он был родом из семьи, близкой к искусству – отец живописца был архитектором, мать – дочерью архитектора. Александр Николаевич Бенуа получил отличное образование – он обучался в гимназии Человеколюбивого общества, в гимназии им. Мая, в Академии художеств. Наконец, живописец получил юридическое образование в Петербургском университете.
Живописец стал одним из самых выдающихся критиков искусства начала XX в. В 1908-1911 гг. он участвует в качестве оформителя в гастролях «Русских сезонов» Дягилева. За несколько месяцев до этого Александр Николаевич Бенуа пишет знаменитое мифологическое полотно «Аполлон и Дафна». После Революции художник еще несколько лет работает в качестве театрального постановщика, но в 1926 г. переехал в Париж. Там Александр Николаевич Бенуа прожил остаток дней и умер поздней зимой 1960 г.
Интерпретация Аполлона и Дафны Бернини
На картуше, помещенном в основании, изображена фраза на латыни Маффео Барберини, будущего Папы Павла V: «Кто любит беглым путем преследовать радости, берет руку свою за ветки, чтобы пожинать плоды, вместо этого пожинает горечь». Таким образом, это сочинение демонстрирует, как мифологический субъект используется для выражения моральной концепции: Дафна, превратившаяся в куст, чтобы избежать преследования Аполлона, становится символом добродетели; в то же время группа скульпторов хочет предостеречь не останавливаться только на земных красотах.
В «Метаморфозах» мы читаем: «Он все еще молится, чтобы глубокое онемение охватило его члены, его мягкая грудь обернулась тонкими волокнами, его волосы раскинулись листьями, руки — ветвями; ноги, когда-то такие быстрые, вязнут в ленивых корнях, лицо исчезает в волосах: оно только сохраняет свое великолепие».
Миф о Дафне и Левкиппе
Он выкристаллизовался в эпоху эллинизма и имел несколько вариантов. Наиболее подробно история под названием «Аполлон и Дафна» описывается Овидием в его «Метаморфозах» («Превращениях»). Юная нимфа жила и воспитывалась под покровительством богини-девственницы Артемиды. Подобно ей, Дафна также дала обет целомудрия. В нее влюбился некий смертный – Левкипп. Чтобы сблизиться с красавицей, он надел женский наряд и заплел волосы в косы. Его обман раскрылся, когда Дафна с прочими девушками пошла купаться в Ладоне. Оскорбленные женщины растерзали Левкиппа. Ну, а при чем тут Аполлон? – спросите вы. Это только начало истории. Солнцеподобный сын Зевса на тот момент лишь слегка симпатизировал Дафне. Но и тогда коварный бог ревновал. Девицы разоблачили Левкиппа не без помощи Аполлона. Но это была еще не любовь…
Биография художника Александра Бенуа
Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.
Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.
И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.
В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.
Прогулка короля
Купальня маркизы
Фантазия на Версальскую тему
Представление султанше
Людовик XIV кормит рыб
Король прогуливается в любую погоду
Прогулка короля
Прогулка короля
В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.
Ораниенбаум
Аллея
Картины Петербурга
Парад при Павле I
Ораниенбаум. Японский сад
Китайский павильон. Ревнивец
С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.
Водный партер в Версале
Пруд в Версале
Фонтаны Версаля
Версаль
Версаль под дождём
Версаль. У Курция
Каштаны весной. Версаль
Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.
Беседка в парке. Павловск
Петергоф
Петергоф
Большой дворец. Петергоф
В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».
Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.
Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.
А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!
Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»
Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского
Итальянская комедия
Итальянская комедия
Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.
С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.
С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…
И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.
Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.
Библиография
- Бенуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве); Н. Д. Б. О пародии и о подражании. СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.
- Эрнст С. А. Бенуа. П., 1921.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
3.2/5 — (5 голосов)
Детство и юность
Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.
Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»
Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.
В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.
Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.
Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.
Скульптура Джованни Бернини
Великий итальянский скульптор и архитектор заслуженно считается гением барокко, его скульптуры живут и дышат. Одно из величайших достижений Дж. Бернини, «Аполлон и Дафна», является раннейработ скульптора, когда он еще трудился под покровительством кардинала Боргезе. Он создал ее в 1622–1625 годах.
Бернини удалось передать момент отчаяния и то, как движутся Аполлон и Дафна. Скульптура завораживает своей реалистичностью, бегущие находятся в едином порыве. Только в юноше видно желание овладеть девушкой, а та стремится любой ценой ускользнуть из его рук. Скульптура сделана из каррарского мрамора, ее высота 2,43 м. Талант и самоотверженность Джованни Бернини позволили ему закончить шедевр искусства за сравнительно небольшой срок. Сегодня скульптура находится в галерее Боргезе, в Риме.
Миф об Аполлоне и Дафне в метаморфозах
Миф об Аполлоне и нимфе Дафне повествует, что бог Аполлон, сын Зевса, хвастающийся умением пользоваться луком и стрелами, как никто другой, навлекает на себя гнев Купидона. Последний, чтобы наказать гордыню юного бога, поражает его стрелой, которая влюбляет в прекрасную нимфу Дафну (имя которой по-гречески означает «лавр»), дочь речного бога Пенея и Геи-Земли.
Однако Дафна посвятила свою жизнь сестре Аполлона, богине Артемиде, посвященной целомудрию и сохранению девственности, ценности которой она настолько поддерживает, что заставляет нимф из своего окружения следовать ее примеру под страхом примерного наказания. .
Влюбленный Аполлон отчаянно пытается добраться до своей возлюбленной Дафны, которая просит помощи у отца, чтобы защитить ее невинность. Поэтому Пеней, чтобы предотвратить объединение двух молодых людей, следит за тем, чтобы человеческая форма дочери растворялась при прикосновении бога. Аполлон, по сути, преследует Дафну до тех пор, пока, протянув руку и коснувшись ее, не увидит, как она превращается в лавр (лавровый венок — один из символов бога Аполлона).
Обри Бёрдсли
Обри Винсент Бёрдсли родился в 1872 г. в состоятельной английской семье. В 1891 г. он поступил в Вестминстерскую художественную школу Ф. Броуна. В свободное от занятий время молодой художник отправлялся в лондонские музеи и галереи. Большое впечатление на него произвело искусство А. Дюрера, Микеланджело, С. Боттичелли. Особое восхищение Бёрдсли вызывали гравюры А. Мантеньи, с которых он делал копии.
Значительное влияние на формирование художественного стиля Бёрдсли оказало искусство японской гравюры, творчество французских живописцев XVIII в. и произведения прерафаэлита Э. Бёрн-Джонса
Немного позднее его внимание привлекло творчество К. Лоррена, А
Ватто, П. Прюдона, Ж. Калло и Г. Моро.
В конце 1891 г. к Бёрдсли пришла настоящая известность. Самой крупной работой этого периода стала серия иллюстраций к «Сказаниям о короле Артуре» Джона Дента. В том же году художник познакомился с Э. Бёрн-Джонсом, искусством которого всегда восхищался.
С 1893 г. Бёрдсли работает над иллюстрациями для журналов, часть которых издается под его руководством («Желтая книга», 1894-1895, совместно с Х. Харлендом; «Савой», 1896, совместно с А. Саймонсом), а также создает рисунки для книг (иллюстрации к «Смерти Артура» Т. Мэлори, 1893-1894; к «Саломее» О. Уайльда, 1894; к рассказам Э. По; к «Похищению локона» А. Пуопа, 1896; эскиз для обложки и заставка к роману «Сцены парижской жизни» О. Бальзака, 1897; иллюстрации к «Вольпоне» Б. Джонсона, 1897). В этих немного легкомысленных и изящных работах заметно влияние французской гравюры XVIII в.
Вместе с популярностью к Бёрдсли приходит материальное благополучие. Но это не спасает его от тяжелой болезни — туберкулеза, который с детства мучает художника. Отсюда и глубокий трагизм, пронизывающий иллюстрации Бёрдсли к «Падению дома Эшер» Эдгара По.
Эротические рисунки Бёрдсли к «Правдивой истории Лукиана» вызывают негодование со стороны официальных кругов. Эти иллюстрации в 1895 г. и стали причиной ухода художника из «Желтой книги».
В 1896 г. Бёрдсли едет лечиться на курорт в Ипсом. В этом же году он создает очень остроумные и эротичные иллюстрации к «Лисистрате» Аристофана, а также к сатире Ювенала. Через два года умирающий художник будет умолять издателя уничтожить фривольные рисунки, но, к счастью, последний не выполнил просьбы и сохранил для нас замечательные творения английского графика.
О. Бёрдсли. Обложка к журналу «Савой». 1896 г.О. Бёрдсли. Туалет. Иллюстрация к поэме А. Пуопа «Похищение локона». 1896 г.
В ряде произведений Бёрдсли заметен интерес к религиозным и мистическим сюжетам. Увлечение оккультными науками отразилось в рисунке, названном автором «О Неофите, или Как он был посвящен в черную магию демоном Асомуэлем» (1893). Имя демону, олицетворяющему бессонницу, придумал сам Бёрдсли.
Не менее загадочным кажется рисунок «Поцелуй Иуды» (1893), свидетельствующий об интересе художника к духовному, внутреннему миру человека. Эти же мотивы присутствуют и в других произведениях Бёрдсли.
Обри Бёрдсли, проживший очень короткую жизнь (он умер в 1898 г.), оставил глубокий след в европейском искусстве. Утонченные и хрупкие, но в то же время ироничные и живые рисунки английского графика оказали большое влияние на мастеров последующих поколений.
Модерн в архитектуре: природа и техника
Здания, выстроенные в стиле модерн, тоже отличались тем, что всё в них, от въездных ворот до дверных ручек, было выдержано в едином стиле. И что это был за стиль! Архитекторы модерна, с одной стороны, активно использовали все современные материалы, в том числе железобетон и стекло, а с другой — часто пренебрегали рационализмом и симметрией, стремясь к уже упомянутой плавности линий. В результате получались извилистые лестничные пролеты и балконы, необычные оконные и дверные проемы, причудливо изгибающиеся кровли.
Внимание мастеров неизменно привлекали ковка, природный камень. Они очень любили витражи, мозаичные вставки, использовали разного рода символические орнаменты, размещая все это как на фасадах, так и во внутреннем убранстве
Одним из первопроходцев этого стиля в архитектуре стал бельгиец Виктор Орта (1861–1947).
Где находится Галерея Боргезе
Художественная галерея расположена в живописном парке Вилла Боргезе на холме Пинчо. До ближайшего входа в парк следуют:
- от жд вокзала Термини: автобус № 910, 92 до остановки Пинчиана / Музей Боргезе;
- от станции метро Фламинио (линия А): автобусы № 89,490, 495,61, 190 до ост. Виале Сан Паоло дель Бразиле;
- от станции метро Барберини (линия А): автобусы № 63,83,61,160,52,53 до ост. Музей Боргезе / Виале Сан Паоло дель Бразиле;
- от станции метро Тибуртина (линия В): автобусы №490,495 до ост. Виале Сан Паоло дель Бразиле.
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (31)
- Сады и парки (8)
- Археологические памятники (30)
- Районы и кварталы (12)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Легенда об Аполлоне и Дафне
Аполлон был богом искусства, музыки и поэзии. Согласно легенде, однажды он прогневал юного бога Эрота, за что тот пустил в него стрелу любви. А вторую стрелу – антипатии – пустил Эрот в сердце нимфы Дафны, которая была дочерью речного бога Пенея. И когда увидел Аполлон Дафну, с первого взгляда в нем зажглась любовь к этой юной и прекрасной девушке. Он влюбился и не мог отвести взгляда от ее необыкновенной красоты.
Пораженная в сердце стрелой Эрота, Дафна с первого взгляда испытала страх и воспылала ненавистью к Аполлону. Не разделяя его чувств, она бросилась бежать прочь. Но чем быстрее Дафна пыталась убежать от преследователя, тем настойчивее был влюбленный Аполлон. В тот миг, когда он почти настиг свою возлюбленную, девушка взмолилась, обращаясь к отцу и прося помощи. В тот момент, когда она закричала в отчаянии, ноги ее начали деревенеть, приросли к земле, руки превратились в ветви, а волосы стали листьями лаврового дерева. Разочарованный Аполлон долго не мог прийти в себя, пытаясь принять неизбежное.
Иллюстрации к классике
В советские годы художник проиллюстрировал произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник». Поэма «Медный всадник» была задумана иллюстратором как законченный книжный ансамбль, так как именно такой подход был принят у мирискусников.
Бенуа выбрал для этого цикла сдержанную цветовую гамму, да и сами графические средства были довольно скупыми: художник избегал мелких деталей, но дал волю фантазии. Иллюстрации точно воссоздают мрачную атмосферу пушкинской поэмы. Безумный Евгений, словно тень, бродит по сумрачному мистическому Петербургу, его преследует призрак конной статуи. Этот цикл стал своеобразным синтезом экспрессионизма и модерна.