Акварель

Детство и юность

Биография Александра Николаевича Бенуа началась в Санкт-Петербурге весной 1870 года. Будущий художник появился на свет в семье главного архитектора и проектировщика Петергофа, академика Императорской Академии художеств Николая Леонтьевича Бенуа и его законной супруги Камиллы, дочери знаменитого строителя театров — итальянца Альберта Катериновича Кавоса.

Портрет Александра Бенуа. Художник Леон Бакст / «Наследие Александра Бенуа»

Предки, познавшие все грани мира изящных искусств, отдали мальчика на воспитание в учебное заведение при благотворительной организации «Человеколюбивое общество». Позже он поступил в частную школу Карла Ивановича Мая и стал одноклассником будущих единомышленников Дмитрия Владимировича Философова, Вальтера Федоровича Нувеля и Константина Андреевича Сомова.

В конце 1880-х Александр на правах вольнослушателя начал посещать занятия в санкт-петербургской Академии художеств. Считая, что дар живописца можно развить только с помощью постоянной практики, юноша не стал студентом престижного высшего учебного заведения.

Первые полотна он создавал дома под чутким руководством кровного брата Альберта. Знания по технике письма и особенностях построения композиции начинающий гений черпал из книг, в изобилии представленных в доме.

Родственники, видя, что молодой Бенуа, кроме способности писать, обладал рядом других талантов, не стали препятствовать поступлению на юридический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета. Живописные работы, созданные в свободное от лекций время, Бенуа в первый раз показал на официальной выставке в 1893 году.

Ссылки [ править ]

  1. ^ Редакторы Phaidon (2019). Великие художницы-женщины . Phaidon Press. п. 59. ISBN 978-0714878775.
  2. Мэтью Робинсон (26 марта 2019 г.). «Французские шедевры переименованы в честь чернокожих» . CNN . Проверено 26 февраля 2021 года .
  3. Констанс Грэди (19 июня 2018 г.). «Смысл классических картин в« Апешите Бейонсе и Джей-Зи . Vox . Проверено 26 февраля 2021 года .
  4. ^ Chaudonneret, Мари-Клод (2003), «Бенуа , Мари-Guillemine», Oxford Art Online , Oxford University Press, DOI10,1093 / гао / 9781884446054 .article.t007939
  5. ^ France-Presse, Agence (2019-03-26). «Французские шедевры, переименованные в честь черных предметов на новой выставке» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 26 марта 2019 .

Биография художника Александра Бенуа

Художник Александр Николаевич Бенуа родился в 1870 году, в Петербурге, в семье известного архитектора Николая Леонтьевича Бенуа. В семье будущего художника просто почитали искусство, однако родители настояли на том, чтобы сын поступил в Петербургский университет и получил профессию юриста.

Во время обучения в университете Александр Николаевич самостоятельно изучал историю искусств, занимался рисованием, освоил акварельную живопись. История умалчивает о том, каким юристом был Бенуа. В 1894 году (в год окончания университета Александром) вышел третий том «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера. В этот том вошла глава о русском искусстве, автором которой был Александр Бенуа.

И о Александре Николаевиче сразу заговорили, как о талантливейшем искусствоведе, который просто перевернул устоявшиеся представления о развитии русского искусства.

В 1897 году, после поездок во Францию, Александр Бенуа представил публике первую серию своих акварелей под общей темой «Последние прогулки Людовика XIV». Публика была в полном восторге, а критики заговорили о появлении нового талантливого самобытного художника.

Прогулка короля

Купальня маркизы

Фантазия на Версальскую тему

Представление султанше

Людовик XIV кормит рыб

Король прогуливается в любую погоду

Прогулка короля

Прогулка короля

В 1893 году Бенуа пишет серию акварельных пейзажей окрестностей Петербурга. Нужно сказать, что его пейзажи – это скорее дань истории, чем природе. Художника в большей мере увлекают исторические персоны, архитектура, костюм. А природа служит лишь великолепной декорацией изображенных живописцем событий.

Ораниенбаум

Аллея

Картины Петербурга

Парад при Павле I

Карнавал на Фонтанке

Ораниенбаум. Японский сад

Китайский павильон. Ревнивец

С 1897 по 1898 годы Бенуа пишет серию акварельных картин о Версальских парках. И снова критики говорят не о великолепии природы, а о явно воссозданном духе ушедших времен, атмосфере красивого великолепного былого.

Водный партер в Версале

Пруд в Версале

Фонтаны Версаля

Версаль

Версаль под дождём

Версаль. У Курция

Каштаны весной. Версаль

Следующей большой темой в творчестве художника становится Петергоф, Ораниенбаум и Павловское. И снова величие архитектуры, фонтаны, парки и история.

Беседка в парке. Павловск

Петергоф

Петергоф

Большой дворец. Петергоф

В конце девятнадцатого века Александр Бенуа создает объединение «Мир искусства» в котором становится основным теоретиком и вдохновителем, много пишет, выступает в печати и становится автором еженедельных «Художественных писем» в газете «Речь».

Не забывает Бенуа и о истории искусства – в 1901 и 1902 годах на свет появляется широко известная книга «Русская живопись в XIX веке». Издатель Бенуа начинает публиковать серии «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов». Выпуск этих серий прекращается, по вполне понятным причинам, в 1917 году.

Был ещё журнал «Художественные сокровища России» и великолепный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». И всё это было сделано при самом активном и непосредственном участии (и под руководством) Александра Николаевича Бенуа.

А ещё было увлечение книжной графикой и создание иллюстраций для целого ряда произведениям А.С. Пушкина. И труды великолепного театрально художника Бенуа. Он создавал эскизы костюмов и декораций к театральным спектаклям, балетам и операм. Я не буду утомлять вас перечислением всего сделанного на этом поприще – иному художнику только театрального творчества хватило бы на всю жизнь с избытком. Чего стоит одно участие в управлении театром МХТ совместно с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко!

Иллюстрация к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

Декорация к трагедии А.С. Пушкина «Пир во время чумы»

Эскиз декорации к «Соловью» Стравинского

Итальянская комедия

Итальянская комедия

Революция 1917 года железной рукой перечеркнула огромное количество проектов и начинаний Александра Николаевича Бенуа и он занялся работой в самых различных организациях, которые пытались сохранить памятники старины и искусства.

С 1918 года Бенуа заведовал картинной галереей Эрмитажа, разработал новый план общей экспозиции музея, который был замечен и отмечен ещё оставшимися в России любителями живописи.

С 1926 года художник живет и работает в Париже. Он уже практически не пишет картин – его просто съедает тоска по Родине. Эскизы костюмов и декораций для театра Дягилева, участие в создании театральных постановок…

И мемуары. Просто ценнейшие воспоминания и размышления о людях, событиях, искусстве.

Умер художник в феврале 1960 года. Похоронен в Париже.

6

Просмотрено: 3 988

Работает

  • Psyché faisant ses adieux a sa famille (1791)
  • L’Innocence entre la vertu et le vice
  • Портрет Мадлен (ранее известный как Portrait d’une négresse (1800, Musée du Louvre ))
  • Портрет мадам Филиппа Панона Дебассайнс де Ричмонт и ее сына Евгения (1802, Метрополитен-музей )
  • Портрет Наполеона (1804, двор Гента )
  • Портрет маршала Брюна (1805 г., детство; копирование в музее Шато де Версаль )
  • Портрет Полины Боргез (1807, Музей Версальского замка)
  • Портрет Мари-Элизы, великой герцогини Тосканской (Pinacoteca Nazionale, Лукка )
  • Портрет императрис Мари-Луизы ( Шато де Фонтенбло )
  • La lecture de la Bible , (1810, муниципальный музей, Лувье )
  • La Consultation ou La Diseuse de bonne-aventure , муниципальный Сент- музей.

Эмиграция

После Великой Октябрьской социалистической революции художник и теоретик перестал вмещаться в советское мироустройство. Он переехал в столицу Франции и до конца жизни оставался за границей. Как режиссер-постановщик и автор сценических декораций Бенуа работал в миланском театре «Ла Скала» и сотрудничал с дягилевской труппой Ballets Russes.

Картина Александра Бенуа «Прогулка короля» / «Наследие Александра Бенуа»

Грусть по городским пейзажам Санкт-Петербурга отразилась в видовых альбомах, серии иллюстраций к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и ряде отдельных живописных работ. В середине 1920-х Бенуа корпел над оформлением французских изданий «Страданий юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, «Уроков любви в парке» Рене Буалева и «Грешницы» Анри де Ренье.

Последние годы жизни русского художника были посвящены адаптации дневников и созданию мемуаров «Мои воспоминания». В статьях, посвященных искусству и истории живописи Серебряного века, а также в сборнике писем под названием «Александр Бенуа размышляет» чувствовался профессионализм и национальный дух.

Пейзажи и портреты кисти Александра Бенуа

Последний зал экспозиции знакомит посетителей с Бенуа-портретистом и пейзажистом. Это разнообразные по мотивам и духовной наполненности пейзажи Бретани — её суровой природы, диких скал, долин, заброшенных жилищ, облик которых отражает замкнутый характер и образ жизни обитателей. В 1910-е Бенуа в Италии, Швейцарии и Испании работал над пейзажами небольших городков и деревенек («Наш сад в Монтаньоле», «Розовый дом в Кресоньо» — обе 1912). В эмиграции он остался верен жанру пейзажа. Бенуа открыл для себя Париж старинных парков и кварталов («Улица в Париже», 1924). В 1930-е годы художник создал целый ряд пейзажей Франции и Италии («Кассис. Улица», 1931).

Открытие выставки состоится в режиме онлайн 8 декабря. Выставка продлится до 9 марта 2021 года. Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл».

Редакция благодарит пресс-службу Государственного Русского музея за помощь в подготовке материала

Знаменитые художники

«Пионерами» жанра следует все-таки назвать некоторых художников группы «малых голландцев». Среди самых ярких имен – Ян Брейгель Старший, Ван Дейк, Якоб де Гейн Младший, Питер де Хох.

Ян Брегель Старший. Букет цветов.

Среди нидерландских художников следует отметить известных рисовальщиков – Аброзиуса Босхарта Старшего и Младшего., Бальтасара ван дер Аста, Якоба де Гейна Младшего и Яна Давидса де Хема. Основное их направление – цветочные композиции, натюрморты со снедью и дичью.

Так называемые научные натюрморты, с отсылкой к наукам, религии, символике, писали Питер Стенвейк, Давид Байи, Любен Бажен.

Различного рода сервированные столы, с красивыми завтраками, посудой и утварью писали Флорис ван Дейк, Хан сван Эссен, Адриан Корте.

Среди советских художников стоит отметить И. Машкова. Его серии натюрмортов «Снедь московская» рассказывает о продуктах-богатырях, могучих, сочных, великолепных (1). Изображения говорят о жизнеутверждающем взгляде на мир, оптимизме, свойственном советским людям. Сходные черты можно увидеть на картинах П. Кончаловского, М. Сарьяна и др.

И.И. Машков. Снедь Московская. Хлебы (8)

Много писали в данном направлении известные художники К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

В XIX-XX вв. классический натюрморт претерпевает изменения. Его начинают изображать кубисты – Пабло Пикассо, Жорж Брак. Послевоенные метафизики и сюрреалисты также обращаются к этому жанру – протестные картины пишут Джоржо Моранди, Рене Магритта, Сальвадор Дали. Немало натюрмортов в творчестве одних из самых известных художников – Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса.

Пьер Огюст Ренуар уделял натюрмортам очень много внимания. Основными объектами его картин были фрукты и цветы. Винсент Ван Гог любил цветочные пейзажи, в сочетании с кухонной утварью вазами и винными бутылками.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи (9)

Разновидности

Исходя из тех предметов, которые изображены на картине, различают следующие виды натюрморта:

1. Бытовой. Изображение посуды, кухонной утвари, продуктов питания.

Натюрморты с едой являются наиболее распространенными. Воспевать красивые, сочные продукты – это то же самое, что воспевать плодородную, щедрую землю и ее дары. Сначала на картинах изображали традиционные завтраки – сыр, хлебные изделия, фрукты. Зажиточные столы красовались пивом, вином, креветками, дичью. Картины с едой могут многое рассказать об эпохе или конкретных людях.

2. Рыбный, охотничий.

Продолжение идеи с завтраками. Начало положили голландцы, это была дань уважения морякам и рыболовам, а также охотникам – как простым людям, так и высшему сословию. Чаще сего такие рисунки заказывала буржуазия, чтобы показать свои богатства и умения.

3. Фруктовый овощной.

Больше всего можно встретить именно фруктовые натюрморты – яркие, сочные.

4. Цветочный.

Изображение растений, листьев, цветов. В основном не живых, но часто встречаются и растения в горшках. Изначально цветочный натюрморт был жанром голландских художников – торговля тюльпанами и живыми цветами была очень активна, но не все могли позволить купить себе достаточно дорогие цветы.

5. Суета сует.

Этот вид обычно объединяет в себе символы угасающей или ушедшей жизни – черепа, мертвых животных, увядшие цветы, фрукты и овощи, свечи, кресты, хлеб и вино как религиозные объекты (тело и кровь Христа). Такие картины были распространены в эпоху барокко, а каждый предмет был олицетворением религиозной символики.

Якоб де Гейн II. Ванитас (10)

1. Сюжетно-тематический. В композицию могут входить любые предметы, объединенные одной идеей: кухня (посуда, еда), сад (цветы, фрукты, скамейка, лейка), день рождение и т.д.

2. Ученый.Натюрморт, в котором основными объектами становятся книги, карты, канцелярские принадлежности определенного времени. Это направление получило развитие в век изучения химии, математики и физики, а также было связано с расширением географии, путешествиями.

3. Учебный (академический, постановочный).Сочетание абсолютно разных предметов, часто имеющих конкретные геометрические формы. Круг – обычный шар, мяч, мандарин, яблоко. Прямоугольник – коробка, книга. У такого натюрморта есть определенная направленность – научить будущего художника изобразительной грамотности, основам рисунка, видению объемов и форм.

4. Творческий.Выполненный в свободной тематике, технике, подбор предметов также не имеет значения. Такие натюрморты часто бывают выдуманными, фантазийными, предполагают творческий подход.Также следует различать натюрморты по другим признакам:

1. В зависимости от места положения: интерьерный, кухонный, пейзажный, постановочный.

2. По колориту: теплый и холодный.

3. По цвету: черно-белый, однотонный, цветной, смешанный, тональный (с преобладанием серых и коричневых тонов, в голландском «темном» стиле).

4. По рисунку: реальный, графический.

5. По времени: краткосрочный и долговременный.

6. По качеству: реальный, выдуманный, фантастический, декоративный.Назвать четкие границы разновидностей натюрморта невозможно. Как и в любом другом жанре, большинство творческих людей, особенно современников, работали в разных техниках и жанрах. 

Натюрморты, даже самые сюрреалистичные, отличаются определенной детальностью, эстетичностью, очень продуманы и подчеркивают простоту или роскошь вещей. Обычный быт разных эпох всегда вызывал интерес у людей

Неважно, чей это был быт – простых небогатых людей, или очень обеспеченных. Жанр натюрморта всегда будет востребован

Он универсален и никогда не потеряет своей актуальности. Именно он является основным с самого начала зарождения искусства. И неважно, что изображено на картине – реальность или выдумка. Натюрморт это классика живописи, но в любом случае, художники имеют право отходить от стандартов, чтобы показать всю красоту окружающего мира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: