Как рисовать животных: полезные уроки рисования

Античный мир

Когда были обнаружены Помпеи и другие древние города, погребённые под пеплом вулкана Везувия, на стенах и на полу домов обнаружили необычные изображения.

Неизвестный художник. Сторожевой пёс. II век до нашей эры. Дом трагического поэта в Помпеях. Wikimedia Commons.

Древние римляне относились к собакам так же, как и мы. Они часто сторожили дома. Вот и здесь разозленный пёс готов наброситься на непрошеного гостя.

Обратите внимание, как реалистично переданы эмоции собаки. Также художник постарался изобразить собаку объемной

Для этого даже создал тень от передних лап.

Подобные изображения из Помпей также отличаются реалистичностью. Но созданы они не с помощью охры и угля. Это мозаичная техника. 

Но ещё больше поражает, как реалистично древние римляне изображали не только домашних, но и диких животных. 

Неизвестный мастер. Морские существа. I век нашей эры. Происхождение: Помпеи. Национальный музей в Неаполе.

Вот на этой мозаике мы видим различных обитателей морей. Сначала можно подумать, что это страница из энциклопедии. Настолько тщательно изображены все детали. Но эта «энциклопедия» на самом деле создана 2000 лет назад!

Интересно, Пикассо видел эти мозаики? Вот я бы не сказала, что после бизонов пещеры Альтамира дальше — только упадок.

Но упадок все же случился. Техники реалистичного изображения были на некоторое время утрачены в последующую эпоху.

Эпоха Возрождения

Умение (и желание) создавать реалистичные изображения животных вновь возникло в Эпоху Возрождения.

Однако итальянцы больше были сосредоточены на человеческом образе. А вот мастера Северного Возрождения создали немало шедевров анималистического жанра. В первую очередь Альбрехт Дюрер.

Альбрехт Дюрер. Заяц. Акварель, гуашь, белила. 1502. 25 х 23 см. Галерея Альбертина, Вена. Wikimedia Commons.

Интересно, что Дюрер работу подписал (АD). Это говорит о серьезном отношении к ней самого мастера. И мы точно знаем, что рисунок нашёл своего покупателя. 

То есть со стороны ценителей искусства также был интерес к таким работам. Хотя, как мы знаем, на рубеже XV и XVI веков большинство работ были религиозного жанра. 

Как рисовать животных

Если у вас есть цель стать художником-анималистом или вы хотите лучше рисовать животных, у меня есть несколько советов для вас. Немного объясню основы, небольшие мелочи в рисовании головы животного, пропорции и выражений мордочек.

рисунок волчонка

По возможности используйте живых животных в качестве моделей Правда многие художники работают по фотографиям. Но ничто не заменит рисование с живых натур.

такса карандашом

Если в вашем городе есть зоопарк или аквариум, ходите туда как можно чаще для работы над своими набросками. Рисование живого животного – это совершенно уникальный опыт. Вы храните память в своей руке и на бумаге, а не просто в своем уме или в виде фотографии. Это действительно процесс, а не конечный результат.

рисунки филина

Если же у вас нет возможности наблюдать за животными, то придется пользоваться фотографиями Попробуйте сделать свои собственные фотографии Всегда лучше рисовать по фотографиям, которые вы сделали сами. Использование ваших собственных изображений дает вам более подлинный эмоциональный отклик, который ведет к более сильной работе. Начните со своих домашних питомцев

фото домашней кошки

Когда вы рисуете по фотографиям других людей, вы видите только то, что видели другие фотографы в тот момент, когда они нажали на кнопку затвора. У вас есть личное видение, уверяю, оно несколько иное.

взгляд кошки

Начало рисования всегда набросок. Овалы и круги – устаревшая методика, но до сих пор рабочая.

как рисовать животных с кругами

Начните с больших форм – придайте округлость тела, головы, общие черты силуэта

набросок белого медведя

Не бойтесь ошибиться. У вас же есть ластик! Было бы здорово, если б все получалось с первого раза. Но вряд ли хоть у одного художника так случилось. К тому же, если вы видите неточности, то у вас хорошо натренированный глаз. Отличная новость!

дикая кошка

Нидерланды XVI и XVII веков

Хочу показать Вам обезьянок. Удивительно, что сначала вот таких написал Питер Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший. Две обезьянки. 1562. Картинная галерея Берлина. Artchive.ru.

А спустя 60 лет обезьянок пишет уже его младший сын Ян Брейгель Старший.

Ян Брейгель Старший. Обезьяний пир. 1621. Коллекция Мауергауз. Фото из личного архива.

Что ж, нидерландцы любили изображать этих животных. Через них, таких похожих на нас, можно было показать аллегорически немало интересных моментов о самом человеке.

Так, Брейгель Старший показывает то, насколько человек – несвободное существо. Он «сидит на цепи» своих грехов и убеждений. И лишь где-то вдалеке может разглядеть очертания большого прекрасного мира.  

Брейгель Младший же показывает эту несвободу немного иначе. Обезьяны заняты разграблением кухни. И стремление найти и захватить лучшее держит их в комнате. В то время, как за дверью все тот же большой и прекрасный мир.

В 1648 году Нидерланды были поделены на две страны. Появились Голландия и Фландрия. 

В Голландии, республиканской и протестанской стране, художники впервые создали свободный рынок картинами. Так как основные заказчики в виде аристократии и церкви остались в соседней Фландрии. 

Заказчиками стали средний класс и даже люди из более низших сословий, например, мелкие булочники и мясники. Заказов было много. Но и художников стало немало. Началась эпоха очень узкой специализации. 

Впервые со времён первобытного общества, появились чистые анималисты. То есть художники, которые специализировались именно на изображениях животных.

За счёт узкой специализации мастера достигали невероятной реалистичности. Им уже было несложно писать своих героев в сложнейших ракурсах. Так, Паулюс Поттер изобразил лошадь сзади и немного сбоку.

Паулюс Поттер. Отдых стада. 1652. Дрезденская галерея. Wikimedia Commons.

Ещё об одной невероятной картине анималистического жанра, созданной в Голландии XVII века, читайте в статье «Щегол Фабрициуса».

Русский анималистический жанр в XIX-XX веках

В России были художники, которым очень хорошо давались изображения животных. Как, например, Константину Савицкому. Именно поэтому Иван Шишкин пригласил его написать мишек на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу».

Однако сам Савицкий редко изображал картины анималистического жанра. Особо не было спроса на подобные работы.

Поэтому он создавал картины смешанного жанра. 

Константин Савицкий. Дети с курами. 1872. Частная коллекция.

На этой картине изображены дети, которые кормят цыплят и кур. Кстати, помимо них художник ещё и кошку изобразил. Нашли ее?

Итак, это бытовой жанр с использованием анималистики.

А вот чистый жанр начинает развиваться только к концу XIX века. При этом анималистика совершила шаг вперёд. 

Художники стали изображать животных в их естественной среде обитания. Но не для красоты. А чтобы лучше раскрыть особенности животного. Так появились «Лоси» Алексея Степанова.

Алексей Степанов. Лоси. 1889. Третьяковская галерея.

Такие работы в дальнейшем способствовали развитию книжных и энциклопедических иллюстраций. Так, в начале XX века Дарвиновский музей в Москве принял на работу художника Василия Ватагина. 

Во время работы в музее он создал более 400 живописных картин анималистического жанра. Не считая бесчисленное количество рисунков для энциклопедий.

Василий Ватагин. Буйвол и цапли. 1920. Ватман, масло. Дарвиновский музей, Москва. Izocenter.ru.

Именно к таким изображениям животных мы с Вами и привыкли. К натуралистичному рисунку млекопитающего, птицы или насекомого в своей естественной среде обитания.

Европа XIX-XX века

В XIX столетии животных стали изображать несколько по-другому. Особенно это заметно в викторианскую эпоху, когда была сильна тяга общества ко всему милому и декоративному.

Именно тогда зародился тренд на изображение милых котиков. Да-да, такими прекрасными созданиями и тогда любовались. А не только в эру Ютуб и ТикТок.

Генриетта Роннер-Книп. Любители сыра. 1880-е. Частная коллекция. Artchive.ru.

Генриетта Роннер-Книп начинала, как портретист питомцев знати. Но в первую очередь ее знают по бесчисленным картинам с котами. Ей удавалось изображать этих животных невероятно красивыми. 

Более того, Роннер-Книп писала их в стиле импрессионизма. Использовала вибрирующие быстро наложенные мазки, тем самым создавая иллюзию шевеления шерсти и усов. 

Также она словно заставала их врасплох. Кошка с котятами как будто ещё не успели сообразить, что их планы по краже сыра уже раскрыты. Такой приём «быстрого кадра» также использовали импрессионисты. 

Коты в стиле импрессионизма – это безусловно эстетическое удовольствие, которое и прославило Генриетту.

Луис Уэйн тоже специализировался на изображении кошек. Но есть одно принципиальное отличие от работ Роннер-Книп. Его коты обладают антропорфными чертами. То есть художник наделял их человеческими мимикой и позами. Он использовал образ животного для того, чтобы нам наблюдать за собой.

Луис Уэйн. Кошкин экспресс. 1910. Иллюстрация в книге. Частная коллекция.

Уэйн провёл свои последние годы жизни в психиатрической клинике с диагнозом шизофрении. При этом заболевании страдает восприятие: человек теряет способность выделить главное среди второстепенного.

Поэтому сначала он создавал для своих кошек сложнейшие узоры в качестве фона. И однажды этот фон его кошек поглотил. 

XXI век

Роберт Бейтман. Возвращение – пара белоголовых орланов. 2001. Частная коллекция. Thenarwhal.ca.

Наверняка Вы подумали, что это фотография. Но нет. Это картина.

Один художник добился в анималистическом жанре просто невероятного мастерства. Роберт Бейтман (1930 г.р.)

Работает он в стиле гиперреализма. Теперь животные стали выглядеть так, как будто Вы их видите перед собой.

Обратите внимание ещё на одну особенность. Самец белоголового орлана возвращается в гнездо без рыбы. . Рыболовная промышленность уничтожает огромное количество сельди и лосося, главной еды этих птиц

И вполне возможно, что однажды эти орланы исчезнут

Рыболовная промышленность уничтожает огромное количество сельди и лосося, главной еды этих птиц. И вполне возможно, что однажды эти орланы исчезнут.

Тем самым художник поднимает вопрос пагубного влияния человека на диких животных и нашей ответственности за это.

Мастер-класс: рисование лисы карандашом поэтапно

Готовый рисунок

1Упрощаем силуэт лисы. Ребят нужно попросить представить себе лису. Можно вспомнить сказки с этим хитрым персонажем

Важно, чтобы перед детьми был наглядный материал. После того, как силуэт был представлен и все разобрались с тем, что для того, чтобы изобразить лису, нужно сначала нарисовать туловище, потом голову, лапы и хвост

Чтобы легче было рисовать, можно упростить силуэт лисы: туловище, хвост и шею изобразить на бумаге кругами разной величины.

Рисунок 1

2Уточнение контурного рисунка

После нарисованного эскиза важно четче прорисовать силуэт животного. Для этого необходимо, слегка надавливая на карандаш, чтобы линии получились слегка замеными, соединить нарисованные круги воедино, чтобы прорисовались контуры тела лисы

Соединив линиями три круга, можно на рисунке рассмотреть хвост, туловище и голову. Теперь пришло время приступить к рисованию более мелких деталей – ушей и лапок. Чтобы прорисовать мордочку, важно разделить круг наполовину, проведя центральную вертикальную линию или центральную ось. Именно она поможет нарисовать носик, глаза, рот нашего животного.

Рисунок 2

3Прорисовка мордочки лисы. Теперь нужно ориентироваться на центральную ось симметрии, чтобы правильно и симметрично расположить глаза лисы, нарисовать ей нос и рот, усы.

Рисунок 3

4Рисуем лапы. Рыжая лиса без лап никуда не годится, поэтому, ориентируясь на нарисованные круги, дорисовываем задние и передние лапы

Если лиса стоит боком, как в данном случае на рисунке, важно нарисовать их так, чтобы лапы, расположенные ближе к взору смотрящего, чуть заходили за другие.

Рисунок 4

5Стирание дополнительных линий и наложение тона. Чтобы лиса выглядела более реалистично, следует убрать вспомогательные линии и дорисовать некоторые элементы.

Рисунок 5

6Создаем объем. Ни одно животное не будет выглядеть настоящим, если оно будет просто нарисовано на плоскости. Придание объема позволяет оживить объект. Чтобы осуществить задуманное, нужно заштриховать нарисованную лису – мелкие штришки будут напоминать шерсть животного.

Рисунок 6

7Вот и все, рисунок готов. Соблюдая правила рисования даже ребенок, хоть и под руководством взрослого, может создать красивый шедевр.

Средние века

В средние века стали распространяться бестиарии. Это описания животных, птиц и насекомых. Очень часто характеристики им давались довольно странные и ненаучные.

Пчёлы. Миниатюра из Абердинского бестиария. XII век. Библиотека Абердинского университета в Шотландии. Wikimedia Commons.

Так, авторы бестиариев утверждали, что пчёлы – это птицы, просто самые маленькие на свете. Как Вы видите, несмотря на то, что у художника была возможность наблюдать пчёл воочию, изображает он их схематично.

Но если речь шла об экзотическом животном, то оно и вовсе не было похоже на самого себя. Объяснение простое – в Средние века путешествия были крайне редким явлением. Художник мог изобразить представителя фауны только по словесным описаниям тех, кому посчастливилось побывать где-то за пределами города.

Вот так изобразил крокодила мастер, работающий над Рочестерским бестиарием. Наверное, если бы я не сказала, что это именно крокодил, то Вы бы и не догадались.

Крокодил из Рочестерского бестиария. XIII век. Британская библиотека.

Описание этого крокодила столь же нереалистично и комично (для восприятия современного человека), как и его изображение. Ведь мастер описывает крокодила как кровожадного, но… умеющего сочувствовать. 

По его мнению, после того, как он съест жертву, он сожалеет об этом и льёт слезы. На самом деле вокруг глаз крокодила много потовых желёз и во время энергозатратного поедания жертвы у него выделяется именно пот.

Сова

Итак, начнем изучать наши схемы рисования.

Первой мы нарисуем совушку-сову. Обычно она сидит на высоком дереве и наблюдает за другими обитателями леса. Глаза у совуньи большие и круглые, поэтому эта птица хорошо видит ночью. Именно в это время она охотится, а днём совушка отсыпается в укромном местечке.

Материалы, которые нам потребуются: карандаши

  • коричневого,
  • бежевого,
  • оранжевого и
  • чёрного цвета.

Первым делом нарисуем большой овал. Это будет тельце совы и одновременно мудрая головушка.

Раскрашиваем тело карандашом бежевого цвета.

Внутри головы добавляем два круга — это глаза. В них ещё два, только более маленьких. Их разукрашиваем черным цветом.

Следующим шажочком будут треугольники. Их будет у совушки целых 3.

Делаем птичке уши, чтобы она всё-всё слышала. Для этого мы пририсовываем два маленьких треугольника уголком вверх.

Не забудем про клюв. Его рисуем под глазками совы. Это маленький треугольник уголком смотрит вниз. Разукрашиваем его оранжевым.

Далее рисуем крылышки, чтобы наша совунья смогла полететь. Эти большие овальчики располагаем по бокам тела совы.

Разукрашиваем смело все наши треугольники и крылья коричневым.

Добавляем лапки, это палочки внизу животика, и прорисовываем перышки, как на примере.

Готово?

А вот еще варианты совушек, которые вы также можете попробовать изобразить.

или вот:

Древние времена

Анималистический жанр возник самым первым из всех существующих жанров. Ведь животных стали изображать ещё 250-300 веков назад!

Вот одно из самых древних изображений, находящееся в пещере Альтамира. Да, с этого козла все и началось.

Неизвестный художник. Наскальный рисунок в пещере Альтамира (Испания). Около 25000 года до нашей эры. Culturaydeporte.gob.es.

В этой же пещере есть более поздние изображения бизонов. Удивительно реалистичные. Как будто Рафаэль или Веласкес побывали в этой пещере с помощью машины времени.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира (Испания). Около 15000 года до нашей эры. Wikimedia Commons.

Но Пикассо был ещё более категоричен. Когда он увидел живопись Альтамира, то сказал: «Все, что было после Альтамира — это упадок».

Скорее всего, древние люди верили, что изображения бизонов или кабанов помогут им на охоте. Они словно визуализировали этих животных и просили силы природы послать им их для пропитания.

Об этих наскальных рисунках я более подробно рассказывала в статье «История Живописи. От древних времён до XXI века».

Мастер-класс: рисование медведя карандашом поэтапно

Это интересно: Уроки гуашью для начинающих поэтапно: рисуем цветы и пейзаж + 100 ФОТО

Готовый рисунок

1Прорисовка основных линий туловища и головы. Приступить к рисованию медведя нужно с нанесения на бумагу контура головы и туловища. Чтобы легче было рисовать и лучше соблюсти пропорции, весь лист бумаги можно тонкими, едва заметными линиями, разделить на 6 квадратов. Ориентируясь на квадратную сетку нужно нарисовать голову, линии туловища. Главное правильно расположить контуры относительно друг друга.

Рисунок 1

2Первые линии – определяемся с контуром и начертаниями. Следуя первоначально обозначенным линиям головы, необходимо добавить начертания спины медведя, правильно расположить линии ушей и подбородка.

Рисунок 2

3Четкий рисунок очертания туловища. От правильно выполненного данного этапа во многом будет зависеть ход дальнейшего рисования и станет понятно, получится медведь или изображение не будет похоже на свирепое животное

При начертании контуров важно слегка нажимать на карандаш, чтобы не прорисовать сильных линий. Дело в том, что если линии не получится провести с первого раза, их можно будет легко стереть ластиком, более четкие линии полностью стереть будет нельзя, они оставят после себя следы.

Рисунок 3

4Рисование глаз, носа и пасти медведя. Не менее ответственный этап, так как придется научиться рисовать голову животного. Рисовать нужно, слегка придавливая на карандаш. Для определения расположения глаз нужно провести 2 штриха карандашом, для пасти – 1 штрих. Треугольник – дополнительный элемент, которым нужно обозначить нос. Этот этап предполагает разметку нахождения глаз, носа и пасти медведя.

Рисунок 4

5Последние штрихи: дорисовка животного и корректировка внешнего вида

Важно закончить рисунок. На голове нужно добавить тени в области пасти, глаз и носа

Форму пасти следует прорисовать плавными штрихами, а шерсть изобразить четкими штрихами. Изобразив медведя, нужно посмотреть, чего еще не хватает для целостности рисунка. Понадобится дорисовать шерсть и когти на лапах.

6И как завершающий этап – потребуется «оживить» животное, добавив одну деталь – зарисовав шкурку карандашом.

Как нарисовать медведя поэтапно простым карандашом

Красивые рисунки животных карандашом: простые, для детей, срисовки. Медведь, слон, лиса. Мастер-классы для начинающих + 105 ФОТО

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: