Потрясающая Венеция, итальянские творческие страсти
Впечатление от бурной Италии, где уже пышным цветом развивался Ренессанс, было фантастическим: роскошная архитектура, энергичная жизнь, великолепные краски и новые идеи захлестнули молодого и жаждущего творческих открытий художника. По сравнению с Нюрнбергом, где царило Средневековье, Италия была свежим ключом. Известно знакомство Дюрера со знаменитыми современниками: братьями Беллини, другими мастерами и в том числе, вполне вероятно, с Тицианом и Джорджоне. Найти общий язык с горячими итальянцами было нелегко, зачастую Альбрехту приходилось отмахиваться от враждебных выпадов живописцев, которые ругали работы Дюрера, обвиняли его в нарушении традиций античности, при этом сами копировали его работы в церквях.
Как художник Дюрер приезжал учиться и работать в Италию несколько раз. Находчивый Пиркгеймер подал другу идею доказать на практике, что германский художник не хуже ревностных итальянцев владеет законами композиции и чутьём колорита. Так была создана картина под названием «Праздник чёток», триумфальная работа Дюрера, восхитившая самого Беллини. Это произведение стало отправной точкой немецкого Ренессанса.
Живопись
Творчество Дюрера безгранично, как и спектр идей и интересов. Живопись, гравюра и рисунок стали основными направлениями деятельности. Деятель искусства оставил наследие, исчисляемое 900 листами изображений. По объему и разноплановости работ искусствоведы сравнивают его с Леонардо да Винчи.
Рисунок Альбрехта Дюрера «Заяц»
Дюрер работал углем, карандашом, тростниковым пером, акварелью и серебряным штифтом, ставя во главу угла рисунок как этап создания композиции. Большую роль в творчестве Дюрера играла религиозная тематика, что соответствовало тенденциям в искусстве той эпохи.
Нестандартное мышление, склонность к поискам и экспериментам позволяли мастеру постоянно развиваться. Одним из первых заказов стала роспись дома горожанина Зебальда Шрейера. Узнав об успешной работе художника, курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый заказал ему свой портрет, и этому примеру последовали патриции Нюрнберга. Дюрер следовал европейской традиции, изображая модель на фоне пейзажа в трехчетвертном развороте и детально прорабатывая мельчайшие нюансы изображения.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия»
Гравюры занимали центральное место в деятельности творца. Циклы работ появлялись в его мастерской в Германии. Дебютные экземпляры созданы с помощью Антона Кобергера. Нюрнберг располагал к экспериментам и поискам, поэтому на родине мастер применил новые техники.
Работы хорошо продавались. Живописец сотрудничал с городскими изданиями, создавая изображения на заказ. В 1498 году он изготовил ксилографии для издания «Апокалипсис», что принесло автору известность в Европе. Дюрера приняли в общество гуманисты, лидером которых был Кондрат Цельтис.
В 1505 году художник создал для Сан-Бартоломейской церкви в Венеции алтарный образ под названием «Праздник четок». Сюжет описывает доминиканских монахов, молящихся с четками. В центре изображения – Дева Мария и младенец Иисус.
Итальянская школа повлияла на манеру живописца. Он совершенствовал технику описания человеческого тела в движении и сложных ракурсов
Художник понял важность гибкости линий и избавился от присущей его манере готической угловатости. Он получил много заказов на алтарные образы
Венецианский совет предлагал Дюреру большое вознаграждение, чтобы творец остался в Италии, но он был верен родине. Слава Дюрера быстро росла и вскоре позволила приобрести дом в Циссельгассе.
Картина Альбрехта Дюрера «Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов» написано по возвращении из Италии и демонстрирует черты, присущие итальянскому Ренессансу. Картина описывает библейский сюжет. Работы Дюрера, созданные в период с 1507 по 1511 годы, отличаются симметрией, прагматичностью, строгой манерой изображения. Дюрер следовал пожеланиям заказчиков и придерживался консервативной традиции, не ограничивавшей цикл его венецианских работ.
Встреча с императором Максимиллианом I стала знаковой для творческого деятеля. Ознакомившись с произведениями живописца, правитель заказал изготовление собственного портрета. Но расплатиться сразу не смог, поэтому назначил художнику ежегодную премию. Она позволила Дюреру отойти от живописи, заняться гравюрой и научными исследованиями. «Портрет Максимиллиана» известен на весь мир: венценосная особа изображен с желтым гранатом в руках.
Картина Альбрехта Дюрера «Портрет Максимиллиана I»
Немецкий художник повлиял на изобразительное искусство Северной Европы в 16 столетии. Он превознес жанр автопортрета, сохраняющий образ для потомков. Интересный факт: Дюрер тешил тщеславие собственными портретами. Он воспринимал подобные изображения как способ подчеркнуть статус и запечатлеть себя на конкретном жизненном этапе. Это дублирует современные возможности фото. Интересны его автопортреты с остролистом и в одежде, отделанной мехом.
Дюрер хранил рисунки, созданные в период обучения, поэтому графические работы мастера сегодня составляют одну из крупнейших коллекций в мире. Работая над изображением, Альбрехт Дюрер не был ограничен желаниями заказчика и раскрывался в нем максимально. Такую же свободу он чувствовал, создавая гравюры.
Гравюра Альбрехта Дюрера «Рыцарь, смерть и дьявол»
«Рыцарь, смерть и дьявол» – известнейшая гравюра художника, символизирующая жизненный путь человека. Вера охраняет его от искушений, дьявол ждет момента для порабощения, а смерть отсчитывает часы до кончины. «Четыре всадника Апокалипсиса» – работа из библейского цикла. Победитель, Война, Голод и Смерть сметают всех и вся на пути, воздавая каждому по заслугам.
Рисунки и гравюры
Гравюры
Наибольшую известность Дюрер получил как непревзойденный гравер. Художник делал гравюры, как на меди, так и на дереве
Ксилографии Дюрера отличались от его предшественников мастерством и вниманием к деталям. В 1498 г
художник создал серию гравюр «Апокалипсис», состоявшую из 15 листов. Эта тема была весьма актуальна к концу 15 века. Войны, эпидемии, голод создали у народа предчувствие конца времен. «Апокалипсис» принес Дюреру небывалую популярность, как на родине, так и за ее пределами.
1498 Четыре всадника Апокалипсиса
Далее последовали серии гравюр «Большие страсти», «Жизнь Марии». Библейские события мастер помещает в современное ему пространство. Люди видят знакомые пейзажи, одетых, так же как они, персонажей и сопоставляют все происходящее с собой и своей жизнью. Дюрер стремился делать искусство понятным и для простого народа, при этом подняв уровень художественного мастерства на невиданную до него высоту.
1510 Взятие под стражу
Гравюры его пользовались большой популярностью, их даже стали подделывать, в связи с чем Дюрер осуществил свою вторую поездку в Венецию.
Кроме серий художник работает и над отдельными рисунками. В 1513 ‒ 1514 годах выходят в свет три самых знаменитых гравюры: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Эти работы по праву считаются венцом пути художника, как гравера.
1514 Меланхолия
Как гравюрист Дюрер работал в разных техниках и жанрах. После него осталось около 300 гравюр. После смерти мастера его работы широко тиражировались, вплоть до 18 века.
1513 Рыцарь, смерть и дьявол
Рисунок
Альбрехт Дюрер известен и как талантливый рисовальщик. Графическое наследие мастера впечатляет. С немецкой скрупулезностью он хранил все свои рисунки, благодаря чему до нас дошло их около 1000 штук. Художник постоянно тренировался, делая эскизы и зарисовки. Многие из них стали самостоятельными шедеврами. Так, например, широко известны рисунки «Руки молящегося», «Портрет матери», «Носорог» и др.
1508 Руки молящегося
Дюрер первый среди европейских художников стал широко использовать акварельную технику. Акварель известна с 15 века в Европе. Это были сухие краски, которые растирались в порошок. В основном ее использовали для оформления книг.
1495 Вид на Инсбрук
Известна серия пейзажей, выполненных Дюрером акварелью: «Вид на Арко», «Замок в Альпах», «Замок в Тренто», «Вид на Инсбрук», «Двор старого замка в Инсбруке» и др.
1494 Дворик замка в Инсбруке с облаками
Удивительно детально проработаны натуралистические рисунки Дюрера: «Молодой заяц», «Кусок дерна», «Ирис», «Фиалки» и др.
1502 Молодой заяц
Детство и учеба
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира.
Отец Дюрера, Альбрехт Дюрер, поначалу пытался привлечь сына к ювелирной работе, так сказать, продолжить семейное дело. Поэтому он водил юного Дюрера в ювелирную мастерскую. А резцовая гравюра на меди возникла именно там: ювелиры работали резцами. Отсюда и первоначальные навыки работы по металлу.
Дюрер ювелирное искусство перенес в свою собственную технику художественной гравюры.
В 15 лет Дюрер поступил на учебу в мастерскую Михаэля Вольгемута (1434-1519) – немецкого гравера и резчика по дереву. Помимо работы с гравюрами на меди, Дюрер обучался и ксилографии (гравюре по дереву).
В 1493 году Вольгемут работал над созданием Нюрнбергской хроники – иллюстрированной хроники библейской истории. Многие искусствоведы полагают, что в этой работе мастеру помогали ученики, в том числе и молодой Альбрехт Дюрер, который, возможно, создал гравюру «Танец смерти» для этого издания (к сожалению, не могу найти изображение).
А вот первый из многочисленных автопортретов. Тут ему 13 лет. Надо сказать, что Дюрер очень любил создавать автопортреты, которых у него накопилось даже побольше, чем у Рембрандта.
В Германии живопись считалась второстепенным занятием, а художники назывались простыми ремесленниками, в отличие, от ювелиров, например. И своими автопортретами Дюрер пытался показать и рассказать о том, что художник не должен оставаться в тени и быть простым ремесленником, он – талантливый мастер, о котором должны знать все. Такое отношение к художнику не как к простому плотнику, а как к талантливому человеку, который имеет определенный статус в обществе, Дюрер почувствовал, путешествуя по Италии в 1494-1495 годах. И это отношение к человеку творящему, открытому и узнающему, Дюрер переносит в автопортретах.
Три наиболее важных человека в жизни
Художественное дарование и мировоззрение Альбрехта складывалось и развивалось под влиянием трёх авторитетов: отца, крёстного и друга.
Альбрехт Дюрер-отец (1427-1502), по воспоминаниям сына, провёл жизнь «в великом старании и тяжком труде», был заботливым, добрым и честным человеком, признанным и уважаемым в Нюрнберге мастером золотых дел.
Крёстный отец Антон Кобергер (ок.1440-1513) был основателем типографской мастерской, со временем ставшей самой большой в Европе.
Семья ювелира Дюрера жила по соседству с семьёй юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Принадлежность к разным городским сословиям не мешала тесному общению: Альбрехт-сын, из ремесленников, на всю жизнь подружился со своим ровесником, сыном патрициев Пиркгеймеров Виллибальдом, который впоследствии станет одним из лидеров европейских гуманистов, будет поддерживать друга в просвещении и продвижении.
Личная жизнь
В 1494 г. Дюрер женился по воле своего отца. Агнесе Фрей происходила из старинной нюрнбергской семьи. До дня свадьбы молодые так и не увиделись. Хотя Дюрер отправил невесте свой автопортрет. К браку художник относился без особого энтузиазма, хотя и воле отца не противился. Ведь по тогдашним правилам мастером считался только женатый художник. Сразу же после венчания Дюрер выехал в Италию, чтобы совершенствовать свое мастерство. У супругов не было детей. По мнению Дюрера, настоящий художник должен оберегать себе от женщин: «не жить с ними вместе, не видеть их и даже не касаться».
Альбрехт Дюрер скончался 6 апреля 1528 г. от болезни печени. Его похоронили на Нюрнбергском кладбище «Йоханесфридхоф» около могилы его друга В. Пиркхаймера.
Биография Альбрехта Дюрера
Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера, прибывшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века, и Барбары Хольпер. У Дюреров было восемнадцать детей, некоторые, как писал сам Дюрер Младший, умерли «в юности, другие, когда выросли». В 1524 году из детей Дюреров были живы только трое — Альбрехт, Ханс и Эндрес.
Будущий художник был третьим ребёнком и вторым сыном в семье. Его отец, Альбрехт Дюрер Старший, свою венгерскую фамилию Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь».) буквально перевёл на немецкий как Türer; впоследствии она трансформировалась под влиянием франкского произношения и стала писаться Dürer. О своей матери Альбрехт Дюрер Младший вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Крёстным отцом Дюрера стал известный немецкий издатель Антон Кобергер.
Некоторое время Дюреры снимали половину дома (рядом с городским центральным рынком) у юриста и дипломата Иоганна Пиркгеймера. Отсюда близкое знакомство двух семей, принадлежащих к разным городским сословиям: патрициев Пиркгеймеров и ремесленников Дюреров. С сыном Иоганна, Виллибальдом, одним из самых просвещённых людей Германии, Дюрер Младший дружил всю свою жизнь. Благодаря ему художник позднее вошёл в круг гуманистов Нюрнберга, лидером которых был Пиркгеймер, и стал там своим человеком.
C 1477 года Альбрехт посещал латинскую школу. Поначалу отец привлекал сына к работе в ювелирной мастерской. Однако Альбрехт пожелал заниматься живописью. Старший Дюрер, несмотря на сожаление о потраченном на обучение сына времени, уступил его просьбам, и в возрасте 15 лет Альбрехт был направлен в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Об этом рассказал сам Дюрер в «Семейной хронике», созданной им в конце жизни, одной из первых автобиографий в истории западноевропейского искусства.
У Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву. Вольгемут вместе со своим пасынком Вильгельмом Плейденвурфом выполнял гравюры для «Книги хроник» Хартмана Шеделя. В работе над самой иллюстрированной книгой XV века, какой считают специалисты «Книгу хроник», Вольгемуту помогали его ученики. Одна из гравюр для этого издания, «Танец смерти», приписывается Альбрехту Дюреру.
Семейная жизнь
В 1494 году состоялась свадьба. Брак упрочил социальное и материальное положение художника, но не упоминался им как счастливый, хотя и продлился до самой смерти Альбрехта. По воспоминаниям его друга Виллибальда Пиркгеймера, семейная жизнь не сложилась, к тому же, у пары не было детей. Сохранилась переписка друзей, свидетельствующая о многочисленных любовных похождениях Виллибальда и нисколько не проливающая свет на возможные подобные приключения Альбрехта.
Всего через два месяца семейной жизни Дюрер уедет от молодой жены в Венецию, так же легко он будет с ней расставаться всю жизнь, разъезжая по Европе. Романтики и любви этот меланхолический красавец с утончёнными чертами лица и трепетными длинными пальцами ни в браке, ни вне его, по-видимому, не нашёл.
Автопортрет с остролистом
Автопортрет с остролистом. Эта картина Дюрера вызвала много осуждений, как у современников художника, так и у современных критиков живописи. Все дело в позе, в которой нарисовал себя автор и скрытом посыле, передающемся через детали. Во времена художника в анфас или близко к этому можно было рисовать только святых. Остролист в руке художника посыл к терновому венцу, который был возложен на голову Христа при распятии. Надпись в верхней части холста гласит «Мои дела определяются сверху», это отсылка к преданности автора Богу, и что все достижения его, на данном этапе жизни с благословения господня. Данная картина, хранящаяся в Лувре, оценивается как, внесшая определенные изменения в людское мировоззрение.
Творческий путь
1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г
художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г
знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.
Автопортрет (1500 г.)
СЕРИИ ГРАВЮР (ксилографии)
Апокалипсис
С 1496 по 1498 года Дюрер работает над своей первой серией гравюр на дереве «Апокалипсис». И после выпуска двух первых серий на немецком и латинском языках, слава Дюрера распространяется по всей Европе.
Дюрер попытался рассказать простыми словами (изображениями) сложную тему апокалипсиса, которую во второй половине I века н.э. евангелист Иоанн Богослов поведал миру.
Тема апокалипсиса была близка тому настроению, которое существовало в обществе конца XV века: все ждали 1500 год как начало конца всего мира. Голод, чума, бесконечные войны усиливали такое восприятие действительности и неминуемой погибели. Дюрер удачно выбрал время для создания своего грандиозного замысла.
Пятнадцать работ, которые поражают воображение и заставляют останавливать свой взгляд.
На некоторых работах Дюрер изобразил немногочисленное количество фигур, отойдя от библейского стиля, тем самым уделяя особое внимание главным персонажам. Его герои решительны, эмоциональны, они выбирают и сражаются, мучаются и спасаются
Они живут, и это действие, этот эффект от картинки, который создает впечатление реальности и осязаемости, отличает «Апокалипсис» от предыдущих работ Дюрера.
«Большие страсти» и «малые страсти»
Страсти – истории последних дней жизни на земле Иисуса Христа. Чтобы рассказать малограмотным людям просто и понятно о страданиях и мучениях Христа, Дюрер создал «Большие страсти» в 1496-1500 годах, а «Малые страсти» в 1511 году.
«Большие страсти» – 11 гравюр (обрезная гравюра на дереве). Вот некоторые из них:
«Малые страсти» – это 36 гравюр (гравюра на дереве). Малые они из-за своего небольшого размера относительно «Больших страстей».
Обе «Страсти» отличаются друг от друга исполнением и смыслом. «Малые страсти» были рассчитаны на более широкий круг общества. Они были ближе простым людям, менее эмоциональны и драматичны, но более понятны и детальны. И Христос предстает как человек, он приближен к реальной жизни. Его понимаешь, мучения и горести переносишь на себя.
«Жизнь Марии»
Серия о жизни Девы Марии в 19 гравюрах на дереве. Дюрер начал работать над ней в 1500 году, закончил только в 1510-1511 годах.
Тут интересен перенос божественного в современность – прием, которым пользовались итальянские художники.
Например, благовещение. рождение Иисуса, поклонение волхвов или пребывание святого семейства в Египте.
Привычная обстановка, предметы интерьера и многочисленные детали: вазочки, сундуки с одеждой, рабочие инструменты. И современные городские виды.
В «Жизни Марии» нет монументальности, героичности и драматичности, которые присущи «Апокалипсису» и «Страстям».
Это спокойная история жизни, приправленная рутинными обыденностями и умиротворенными пейзажами. И Мария предстает перед нами как обычная женщина.
Путешествие по Италии
В поезде Дюрер копирует многие работы Андреа Мантеньи (1431-1506) – итальянского художника, который, оказывается, создавал и гравюры.
По работам мастеров Итальянского Возрождения Дюрер учился изображать человеческое тело в сложных ракурсах и в движении, при этом не теряя самого человека в его естественности и простоте.
Дюрер, как и многие итальянские мастера, страшно увлекался жизнью и познанием ее, передавая все свои полученные знания в виде живописи или же в трактатах об искусстве
Поэтому для него путешествия были важной составляющей его дальнейшей работы
В работах Дюрер соединяет полученные знания от поездок в Италию и средневековые традиции Северного Возрождения. Это и анализ чувственного и душевного в человеке, и гармоничное построение форм, изучение перспективы, цвета и света, духовные переживания и мистическое мироощущение. Бесконечная символика и религиозные искания.
И это все Альбрехт Дюрер.
В Нюрнберге, а потом во время поездки в Италию, он создает акварельные работы.
Акварели невероятные. Но живопись предполагала больше затрат на материалы и меньше прибыли, так как не могла тиражироваться в таких количествах, как гравюра. Поэтому он сосредоточился на графическом искусстве.
Биография
Юность
Альбрехт Дюрер ‒ отец художника, приехал в Нюрнберг из Венгрии. Он был ювелиром. В 40 лет женился на 15-летней Барбаре Хольпер. У пары родилось 18 детишек, но до взрослых лет дожили только 4 ребенка. Среди них оказался Альбрехт младший ‒ будущий великий художник, появившийся на свет 21 мая 1471 г.
1486 Портрет Альбрехта Дюрера старшего
Маленький Альбрехт ходил в латинскую школу, где научился письму и чтению. Вначале он постигал ювелирное искусство у отца. Однако у мальчика проявился талант к рисованию, и отец, нехотя, отдал его в обучение к известному немецкому художнику Михаэлю Вольгемуту. Там молодой человек научился не только писать картины, но и делать гравюры.
По окончании обучения, в 1490 г. Дюрер отправляется в дорогу, чтобы набраться опыта у других мастеров. За 4 года он посетил Страсбург, Базель, Кольмар. Во время поездки Альбрехт обучается у сыновей известного гравюриста Мартина Шонгауэра.
В 1493 г. Дюрер женится на Агнессе Фрей. Это был брак по расчету, жену Альбрехту подобрал отец, пока сын гостил в Страсбурге. Брак оказался бездетным и не совсем счастливым, но супруги до конца жили вместе. После женитьбы Альбрехт Дюрер смог открыть свою мастерскую.
1495 Моя Агнесса
Италия
В первый раз в Италию немецкий художник поехал в 1494 г. Около года он жил в Венеции, побывал и в Падуе. Там он впервые увидел творчество итальянских художников. По возвращению домой Альбрехт Дюрер стал уже знаменитым мастером. Особенно большую славу принесли ему гравюры. После смерти отца в 1502 г., Альбрехт берет на себя заботу о матери и братьях.
1496 Мадонна под аркой
В 1505 г. художник опять едет в Италию, чтобы разобраться с местными плагиаторами, копирующими его гравюры. В полюбившейся Альбрехту Венеции он прожил два года, изучая Венецианскую школу живописи. Особенно Дюрер гордился дружбой с Джованни Беллини. Посетил он и такие города, как Рим, Болонья, Падуя.
1506 Христос среди книжников
Покровительство Максимилиана I
По возвращении из Италии Дюрер покупает большой дом, который сохранился до наших дней. Сейчас там находится музей художника.
В это же время он входит в состав Большого нюрнбергского совета. Мастер много работает над художественными заказами и гравюрами.
В 1512 г. художника берет под свое покровительство император Максимилиан I. Дюрер делает для него несколько заказов. Вместо платы за работу император назначил художнику ежегодную пенсию. Выплачивать ее должен был г. Нюрнберг за счет денег, перечисляемых в государственную казну. Однако, после смерти Максимилиана I в 1519 г., город отказался выплачивать пенсию Дюреру.
1519 Император Максимилиан I
Поездка в Нидерланды
В дневнике Альбрехта Дюрера подробно описывается путешествие в Нидерланды, которое он совершил с супругой в 1520 ‒ 1521 годах. Во время этой поездки Дюрер знакомится с творчеством местных художников. Он уже был достаточно знаменит, и его везде тепло принимали, оказывая почести. В Антверпене ему даже предлагали остаться, пообещав денежное содержание и дом. В Нидерландах мастер познакомился с Эразмом Роттердамским. Его охотно принимают у себя местные аристократы, ученые, обеспеченные буржуа.
1521 Портрет Бернарда фон Ризена
Такую длительную поездку Дюрер предпринял для того, чтобы подтвердить свои права на пенсию у Карла V, который стал новым императором Священной Римской империи. Художник побывал на его коронации в Аахене. Карл V удовлетворил просьбу Дюрера. В 1521 г. мастер вернулся домой, в родной Нюрнберг.
В Нидерландах Дюрер подхватил малярию. Болезнь мучила его долгих 7 лет. Великий художник скончался 6 апреля 1528 г. Ему было 56 лет.
Материальная сторона жизни художника и последние годы
Объём и разнообразие работ Дюрера поражает: гравюры на дереве и меди, портреты, полотна религиозной тематики, новаторские акварели, составление учебника рисования, разработки теоретических и практических трактатов по архитектуре, геометрии и фортификации, роспись ваз, изготовление ювелирных украшений и витражей. Но материальной стабильности не было никогда. Даже император Максимилиан, сделавший в 1514 году Дюрера придворным художником, самый высокопоставленный его заказчик, платил неисправно. Но он издал указ, обязывающий городские власти ежегодно выплачивать художнику сто гульденов, за что тот был искренне благодарен. После смерти Максимилиана власти Нюрнберга самовольно отменили выплату пособия, лишив именитого пожилого мастера средств существования и подтолкнув того к поездке на коронацию следующего императора Карла V. К нему художник обратился за помощью, чтобы восстановить справедливость.
Сохранилось документальное свидетельство скрупулёзного и самого педантичного ведения Дюрером всех расходов и доходов – «Дневник путешествия в Нидерланды». Но кажущаяся практичность – на деле постоянная озабоченность недостаточностью средств. Агнес Дюрер на протяжении всей жизни будет опасаться бедности, хотя её гениальный супруг, самый известный живописец той эпохи, работал просто на износ. Вдобавок последние четыре года Альбрехт будет брать заказы в минимальном количестве – он хотел успеть закончить свои теоретические труды. Но трактат о пропорциях завершить так и не успел. Умер 6 апреля 1528 года по неизвестной сейчас причине. Альбрехту Дюреру было 56 лет, немало для того времени, но так недостаточно для проявления всех талантов гения.
Уникальность рисунка «Заяц» Альбрехта Дюрера
«Меланхолия» Засекреченное послание Альбрехта Дюрера
«Руки молящегося» Альбрехта Дюрера – вечный жест
Известные картины Дюрера
Художник создал много произведений, которые до сих пор активно обсуждаются ценителями искусства, но самая известная работа — «Четыре всадника апокалипсиса». За 3 года на библейскую тематику Дюрер создал 15 гравюр, они дважды публиковались.
Иллюстрация демонстрирует слова из Откровения, где говорилось о четырех всадниках на разноцветных конях, среди них Голод, Смерть, Завоевание Война. Сразу за конями следует Ад, как написано в Библии, он изображен зубастым чудовищем. Расположенный над всадниками ангел напоминает о том, что все понесут ответственность за свои деяния.
Художник специально изобразил всех персонажей очень близко, чтобы создавалось впечатление, что они скоро покинут рамки гравюры. Через это произведение Альбрехт делился с людьми своими мыслями о будущем и призывал помнить о том, что расплата неизбежна.
Рассмотрим остальные известные произведения:
- «Адам и Ева». Молодые люди изображены здесь до Грехопадения, они находятся по разные стороны дерева. Картина получилась уникальной из-за плавных линий и того, насколько реалистично все изображено.
- «Мадонна с младенцем перед аркой». Картину обнаружили в небольшом итальянском городе только после Второй мировой войны. Художник подарил свою работу женскому монастырю, искусствоведы признали ее подлинность.
- Автопортрет. Альбрехт нарисовал картину с собственным изображением в цвете. Так Дюрер показал свой социальный статус через модную итальянскую одежду, высокомерный взгляд и легкую ухмылку.
- «Руки Молящегося». Изображение нарисованных рук используют для выражения скорби или сопровождают им новое издание Библии. Изначально руки изображались в качестве эскиза, позже художник хотел изобразить апостола, но картину уничтожил огонь во время пожара в мастерской.
Упорство художника и его чувство пропорций позволило Дюреру не только создать произведения, которые до сих пор имеют огромную ценность, но и повлиять на следующие поколения творческих людей.
Звездная и географическая карты Дюрера
В 1515 году Дюрер выполнил три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Эти произведения искусства являются одновременно ценнейшими памятниками науки. Работа над гравюрами проходила в сотрудничестве с видными немецкими учеными Иоганном Стабием (инициатор проекта) и Конрадом Хейнфогелем (нем. Konrad Heinfogel). Карта звёздного неба Дюрера, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом, была подготовлена, вероятно, к 1512 году. Набросок карты с градусной сеткой, по-видимому, сделал Стабий. По этим данным, по свидетельству Иоганна Доппельмайра, Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся ещё в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами… и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». На двух листах карты звёздного неба фигуры созвездий изображены согласно греческой мифологической традиции. Изображения двух полушарий даны в стереографической проекции с центрами в полюсах эклиптики. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом — текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил — Конрад Хейнфогель расположил звезды — Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». В четырёх углах карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы: Арат из Сол (слева вверху), Клавдий Птолемей (справа вверху), Марк Манилий (слева внизу) и Ас-Суфи (справа внизу).
На географической карте Дюрера, также выполненной в сотрудничестве с И. Стабием и К. Хейнфогелем, изображён «Старый Свет» — Европа, Азия и Африка, то есть те же области, которые были картографированы Птолемеем. Сам Дюрер также принимал участие в многолетней подготовке издания «Географии» Птолемея на латинском языке, которую вёл В. Пиркгеймер. Несмотря на традиционные черты, карта содержит много новых особенностей, отражающих уровень развития географических знаний в эпоху Возрождения. В географической карте Стабия-Хейнфогеля-Дюрера для передачи шарообразности Земли была применена перспективная проекция с точкой зрения, находящейся вне глобуса на расстоянии утроенного диаметра, из которой точки земной поверхности спроектированы на плоскость чертежа. Разработкой методов проектирования Дюрер интересовался уже как художник. Карта является, кроме того, и несомненным образцом искусства гравюры. По краям карты приведены мастерские изображения нескольких дующих на Землю ветров.