Мадонна на картинах художников

Сандро боттичелли: биография, личная жизнь, фото и видео

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Темпера и золото на дереве. 172 х 172 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Эта панель и люнет являются относительно ранней работой Рафаэля и известны также как Алтарь семейства Колонна. Он написан для монастыря святого Антония Падуанского в Перудже. Рафаэль начал эту картину, когда ему едва исполнилось 20 лет, как раз перед отъездом во Флоренцию (1504) и завершил ее в следующем году после возвращения в Перуджу.

Рафаэль. Мадонна на троне с младенцем и святыми. Алтарь семейства Колонна. 1504-1505

Влияние учителя Рафаэля, Перуджино, можно увидеть в консервативной композиции. Тем не менее, Рафаэль сумел вложить в эту тесно расположенную группу широту и достоинство, которые он почерпнул из работ Фра Бартоломео во Флоренции. Особенно красив способ, которым фигуры заполняют изогнутую форму люнета. По бокам Богоматери и Христа располагаются младенец Иоанн Креститель, святые Петр, Екатерина, Сесилия (?) и Павел.

Рафаэль. Большая Мадонна Каупера (Мадонна с Младенцем). 1508

Дерево, масло. 81 х 57 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Доминирование лирического и изящного начал над религиозным содержанием позволяет отнести эту картину (известный также как Мадонну Никколини – Каупера) к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, 1505-08. И в самом деле, она подписана и датирована 1508 годом – концом пребывания Рафаэля во Флоренции. Дата 1508 и монограмма художника «RV» размещены в вышивке платья Богородицы. Название «Мадонна Никколини – Каупера» происходит от имён двух бывших владельцев картины.

Объёмные, хорошо сформированные фигуры говорят о раннем влиянии на Рафаэля Микеланджело, а мягкое моделирование и использование светотени – о влиянии Леонардо да Винчи. Ещё яснее в этой Мадонне воздействие Фра Бартоломео.

Рафаэль. Мадонна с Младенцем (Большая Мадонна Каупера). 1508

Композиция «Большой Мадонны Каупера» чрезвычайно проста. Вся сцена сводится к движению Младенца, который тянется рукой к Деве Марии, а глазами смотрит на зрителя, и жесту, с которым Мадонна держит руку у груди. Здесь впервые появляется чувство тревожного материнства, которое Рафаэль с ещё большей силой выразит в «Мадонне Темпи» (Старая Пинакотека, Мюнхен).

Поклонение волхвов

«Поклонение волхвов» Боттичелли, датируемое 1475 или 1476 годом, показывает одну из самых важных и популярных в искусстве сцен Библии. Три Волхва, или мудрецы, преклоняют колени перед Святым Семейством (Христом, Марией и Иосифом), предлагая им дары. Кроме библейских героев, на картине изображены несколько видных деятелей флорентийского общества, в том числе Козимо де Медичи из династии семейства Медичи, которая управляла городом. Он представлен в виде волхвов в черном на коленях перед Марией; рядом с ним его сыновья. Справа — предполагаемый автопортрет Боттичелли — белокурый мужчина, смотрящий прямо на наблюдателя картины.

История

Работа находилась в штаб-квартире Торгово-промышленной палаты во Флоренции , что побудило историка искусства Лайтбауна сказать, что картина была написана для корпорации Arte della Lana , штаб-квартира которой в прошлом располагалась там. Или для Tribunale della Mercanzia  (это), для которого Боттичелли уже создал «Богородицу из лоджии» .

Историк искусства Вильгельм фон Боде (1845-1929) был первым, кто отнес его к Боттичелли, датируя его « верроккьесским »  периодом художника  (около 1469-1470), незадолго до аллегории Ла Форса ). Впоследствии другие критики подтвердили эту атрибуцию.

Внешние ссылки

  • Ресурсы изобразительного искусства  :

Сандро Боттичелли (1445-1510)

Антураж и меценаты Фра Филиппо Липпи  • Филиппино Липпи  • Мишель Марул  • Жюльен де Медичи  • Лоран Медичи  • Лоран II Медичи  • Микеланджело  • Флавий Митридат  • Пик де ла Мирандоль  • Ангел Политен  • Савонарола  • Сикст IV  • Симонетта Веспуччи  • Леонардо да Винчи
Портреты Юноша (Флоренция) (1470)  • Мужчина с медалью (1474)  • Эсмеральда Брандини (1475)  • Катрин Сфорца (1475)  • Симонетта Веспуччи (1476-1480)  • Жюльен де Медичис (Вашингтон) (1478-1480)  • Молодой человек держит медальон (1470-1480)  • Юноша (Вашингтон) (1482-1485)  • Юноша (Лондон) (1483)  • Юноша (Париж) (1475-1500)  • Девушка (Франкфурт) (1480-1485)  • Молодая женщина (Флоренция) (1485)  • Лоренцо Лоренци (1490–1495)  • Данте (1495)  • Мишель Марулль (1497)
Светские произведения Паллада и Кентавр (1482 г.)  • Весна (1482 г.)  • Венера и Марс (1483 г.)  • Настаджио дельи Онешти (I) , (II) , (III) , (IV) (1483 г.)  • Рождение Венеры (1485 г.)  • Фрески на вилле Торнабуони (1483-1486)  • Клевета Апеллеса (1495)  • Вирджиния Романа (1498)  • Трагедия Лукреции (1498)
Библейские сцены Возвращение Юдифи в Ветиллию (1470 г.)  • Обнаружение трупа Олоферна (1470 г.)  • Алтарь Святого Амвросия (1470 г.)  • Поклонение волхвов (Флоренция) (1475 г.)  • Сцены из рассказа Эстер (1475 г.) )  • Благовещение Сан-Мартино алла Скала (1481)  • Испытания Моисея (1481-1482)  • Наказание мятежников (1481-1482)  • Искушение Христа (1481-1482)  • Поклонение волхвов ( Вашингтон) (1482)  • Благовещение Cestello (1489-1490)  • Рождество (1488-1490)  • Алтарь Сан — Марко (1488-1492)  • Плач над Мертвым Христа (Мюнхен) (1490-1495)  • Оплакивание мертвого Христа (Милан) (1490-1495)  • Мистическое Рождество (1500-1501)
Мадонны Богородица с младенцем (1467)  • Богородица в лоджии (1467)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами (1468-1469)  • Богородица с младенцем и двумя ангелами и Иоанном Крестителем (1468-1470)  • Богородица в Розарий (1469-1470)  • Богоматерь с младенцем и юный Иоанн Креститель (1470-1475)  • Мадонна Евхаристии (1470)  • Мадонна Барди (1480)  • Мадонна Книги (1480)  • Мадонна из Магнификата (1481 г.)  • Мадонна с гранатом (1487 г.)  • Мадонна в павильоне (1493 г.)
Другие религиозные произведения Ла Форс (1470)  • Святой Себастьян (1474)  • Святой Августин (Огниссанти) (1480)  • Святой Августин (Офисы) (1490-1494)  • Божественная комедия (1485-1490)  • Последнее причастие Святого Иеронима (1494-1495) )  • Святой Иероним (ок. 1500)  • Сцены из жизни святого Зеноба (1500-1505)
Авторы ( XX — го и XXI — го  века) Кристина Ацидини Лучинат  • Даниэль Арассе  • Джулио Карло Арган  • Умберто Бальдини  • Кьяра Баста  • Бернар Беренсон  • Хорст Бредекамп  • Марсель Брион  • Андре Частель  • Софи Шово  • Джон Поуп-Хеннесси  • Эби Варбург  • Франк Цёлльнер

Аллегория силы

Первая записанная работа Боттичелли «Аллегория силы» первоначально была частью набора из семи панелей, предназначенных для украшения спинок высоких стульев в зале трибунала на Площади Синьории во Флоренции. Каждая панель изображала одну из семи добродетелей — три христианские ценности: веры, надежды и милосердия, а также четыре мирские ценности: умеренность, благоразумие, справедливость и стойкость. Это была первая возможность для молодого художника проявить свой талант, поскольку работы были широко разрекламированы и доступны для широкой публики. Сейчас шедевр находится в галерее Уффици.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Пребывание в Риме 1481—1482

«Сцены из жизни Моисея»
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески:

Заключительный период творчества

Заключительный период жизни художника отмечен глубоким внутренним надломом. Он связан с одним из важных эпизодов в истории города и местом, которое заняла в нем семья ди Ванни Филипепи. Сандро до конца дней жил в одном доме с братом Симоном.

Незадолго до смерти Лоренцо Великолепный пригласил во Флоренцию монаха-проповедника Джироламо Савонаролу, флорентийца, изгнанного с родины несколькими годами ранее. Савонарола обличает церковь, погрязшую в торговлях индульгенциями и распрях с королями, старых аристократов – за моральную деградацию и новых за то, что они вообще появились.

Сам проповедник происходит из семьи, ведущей род от одного из семейств, основавших Флоренцию, а Медичи – выходцы из народа, сделавшие состояние на торговле. Учитывая влияние Савонаролы на людей, Лоренцо решил, что проще пригласить проповедника домой и попытаться уговорить на месте, но, увы, монах оказался фанатиком.

Симон, брат Сандро Боттичелли, стал одним из яростных последователей Савонаролы. В апреле 1492 года Лоренцо Медичи умирает. Ему наследует слабый и болезненный сын Пьетро, который не сумеет удержать власть. После военного поражения от Франции и сдачи Пизы флорентийцы изгоняют Медичи.

Лидером духовной жизни города становится Савонарола, но теперь сдерживать фанатика стало некому. От обличения богатства он перешел к его уничтожению. От двери к двери по городу шли приверженцы Савонаролы, собиравшие предметы роскоши, включая платья, книги, картины с тем, чтобы сжечь их на площади Синьории. Жить в роскоши стало безнравственно, а попытка защитить предметы искусства могла закончиться костром и для защитника.

Большая часть картин Боттичелли, оказавшихся в городе во время правления Савонаролы, сгорели на площади в 1497–1498-м. Такая же участь постигла картины других мастеров. Собственные полотна Боттичелли отдал самостоятельно, так как уверовал в новые идеи вслед за братом.

Создавать картины и заказывать их тоже стало безнравственным. Вскоре художник обеднел и жил впроголодь. После событий, информация о которых не сохранилась, Боттичелли разочаровался в Савонароле и в том, что поддался «эпидемии язычества». В мае 1498 года уставшие от казней флорентийцы осудят и казнят Савонаролу.

С этого момента и до смерти Сандро Боттичелли будет писать только полотна религиозно-мистического содержания. Среди них:

  • «Клевета»;
  • «Оплакивание Христа»;
  • «Мистическое Рождество»;
  • «Мистическое распятие»;
  • «Поклонение младенцу Христу»;
  • «Моление о чаше».

«Поклонение волхвов» / Фото: Wikipedia.org

В них он пытался выплеснуть внутреннюю боль и душевное смятение, но флорентийцы не простили художнику участие его семьи в безумствах фанатичного монаха. Реформация не победила Возрождение во Флорентийской республике, но теперь народ стремительно очищался от безумия. Флорентийцы восхищались работами юного Микеланджело Буонарроти, Рим восторгался произведениями Леонардо да Винчи, а одинокий Боттичелли прозябал в бедности. Он не был женат, брат погиб, а его покровители исчезли. Живописец умер 17 мая 1510 года. Его похоронили в родовой усыпальнице в церкви Всех Святых (Оньиссанти).

Когда Джорджо Вазари, другому итальянскому художнику и архитектору, предложат разработать дизайн площади Уффици, то среди статуй великих флорентийцев не найдется места для Сандро Боттичелли. Флоренция не простит измены идеалам Возрождения и забудет мастера на долгие 400 лет. Вспомнят его другие европейцы, которые будут изучать историю Возрождения и в XIX веке обнаружат, что был при дворе Медичи еще один мастер.

и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.

Светские произведения

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:
«Весна»
«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.»
Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Рождение Венеры»
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения.» Венера и Марс, с. 1483
В 1480-1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».
«Ад, песнь XVIII»

Ученичество

В ранней творческой биографии Боттичелли выделяют влияние двух художников:

  1. Филиппо Липпи (старшего);
  2. Андреа ди Микеле Чони, известного как Андреа дель Верроккьо.

Боттичелли учился у старшего из двух Липпи в то время, как мастер занимался росписью кафедрального собора в Прато. Он работал над фресками с 1452 по 1456 год. Факт ученичества доказали две одинаковые картины. У Боттичелли – «Мадонна с младенцем и ангелом», датируемая 1465–1467-м. Ее считают данью уважения ученика к учителю. У Липпи есть «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

«Мадонна с младенцем и ангелом». Сандро Боттичелли / Фото: Wikipedia.org

Обе работы изображают сидящую Мадонну с младенцем на коленях. Мадонна и младенец смотрят друг на друга, а ангел повернут к зрителю, словно приглашает его присоединиться к идиллии. Разница между работами в том, что у Сандро Боттичелли более насыщенная цветовая палитра и только один ангел, поддерживающий сидящего младенца, а у Липпи есть еще один ангел позади основной группы персонажей.

Моделью для картины Липпи послужила Лукреция Бутти, монахиня из монастыря Святой Маргариты. Пока художник с учениками расписывал собор, он успел влюбиться в девушку, и Лукреция сбежала из монастыря с Липпи, чтобы обвенчаться. Церковь, конечно же, осудила действия живописца, наложила епитимью и запретила учить юных флорентийцев, но это не помешало паре прожить счастливую жизнь. Что же до Сандро Боттичелли, то с этого времени лики мадонн стали специализацией юноши на всю творческую жизнь.

После отъезда Липпи Сандро посещает студию Андреа дель Верроккьо. Здесь же учатся мастерству Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино. Влияние Верроккьо на Боттичелли искусствоведы находят в таких полотнах, как «Мадонна в розовом саду» и «Мадонна во славе со святым Серафимом». Везде Мадонна меланхолично и задумчиво смотрит на младенца. Везде одета в темные одежды, контрастные остальному спокойному фону на полотне. Но в отличие от Верроккьо, юный Сандро экспериментирует с лицом и эмоциями ребенка. Он то смотрит на мать, то повернут лицом к зрителю.

Элементы стиля Боттичелли:

  • сюжет сбалансирован относительно центра, где расположен персонаж или группа персонажей, совершающих действие;
  • сцена динамична – Мадонна склоняет голову к ребенку, и в этот момент художник ее «фотографирует».

Еще одна черта – «линия Боттичелли». Если обвести контур любой фигуры на картине мастера, то получится плавная линия, «мягкая». Ее противопоставляют более резким, угловатым контурам других художников.

Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507

Холст, масло, перенесено с панели. 81 х 57 см. Шотландская национальная галерея, Эдинбург

Технические исследования окрашенной поверхности «Мадонны Бриджуотера» во время реставрации показали, что на картине вначале был природный ландшафт

Его устранение и замена обстановкой темного интерьера позволило Рафаэлю сосредоточить внимание зрителя на двух центральных фигурах, с драматическим акцентом на контрасте света и тьмы

Рафаэль. Мадонна Бриджуотера. Ок. 1507

Тело ребенка Иисуса в «Мадонне Бриджуотера» тщательно смоделировано для достижения прочного, объемного эффекта, который придаёт ему скульптурные качества. Скульптурная прочность и двойной «перекрут» младенца, вероятно, вдохновлены влиянием работы Микеланджело Тондо Таддеи.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна с Младенцем, алтарь Ансидеи), ок. 1505

Подробнее – см. в отдельной статье Рафаэль «Мадонна Ансидеи»

Дерево, масло. 209,6 х 148,6 см. Национальная галерея, Лондон

Освободившись во время от влияния своего первого учителя, Перуджино, Рафаэль создал замечательные работы в новом стиле. К их числу принадлежит и Мадонна Ансидеи («Мадонна на троне со святыми Иоанном Крестителем и Николаем из Бари»).

Алтарь Ансидеи принадлежит к типу так называемого «святого собеседования», где сидящая на троне Мадонна с младенцем и находящиеся рядом святые, как кажется, общаются друг с другом. Рафаэль исполнил этот алтарь по заказу Бернардино Ансидеи для его фамильной часовни в одной из церквей Перуджи.

На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Они символизируют мешки с золотом, которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу, выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное единство с архитектурными особенностями часовни.

Рафаэль. Мадонна Ансидеи (Мадонна на троне с Младенцем, Иоанном Крестителем и Николаем Угодником). Ок. 1505

Светлый пейзажный фон и высокий балдахин «Мадонны Ансидеи» отдалённо напоминают искусство Пьеро делла Франческа, но типы фигур психологически более сложны и структурно более объемны. Картина порождает чувства монументальности и гармонической пропорции, постоянные в позднейшем искусстве Рафаэля.

Алтарь Ансидеи имел и пределлу с тремя панелями. На них были изображены проповедь Иоанна Крестителя, сцена бракосочетания Богородицы и иллюстрация к легенде о спасении святым Николаем Чудотворцем жизней моряков.

Сандро Боттичелли Мадонна делла Лоджиа: Описание произведения

«Мадонна делла Лоджиа» (или «Мадонна с младенцем») – известное произведение, созданное представителем флорентийской школы Сандро Боттичелли в 1467-68 годах: это одна из первых картин, отнесенных искусствоведами к эпохе раннего Ренессанса.

Картина отражает определяющие аспекты христианского искусства: во времена тотальной безграмотности важно было показывать и воспевать главных героев христианской веры, наглядно преподносить их истории, представлять символику. Из-за некоторых деталей картина не была единодушно атрибутирована как произведение Боттичелли: гениальный флорентиец не подписывал свои работы, хотя в пору Ренессанса личность художника уже имела значение, и мастера начали ставить автографы на своих работах

Из-за некоторых деталей картина не была единодушно атрибутирована как произведение Боттичелли: гениальный флорентиец не подписывал свои работы, хотя в пору Ренессанса личность художника уже имела значение, и мастера начали ставить автографы на своих работах.

Но не Боттичелли: он подписал, как подтверждено к настоящему моменту, лишь одну картину. 

Что же касается «Мадонна делла Лоджиа», в настоящее время большинство критиков, в том числе такой эксперт, как Адольфо Вентури, определенно идентифицируют картину как одну из первых известных работ мастера. К моменту ее создания мастеру было около 22-23 лет.

Некоторое время считалось, что произведение было создано Филиппино Липпи, сыном фра Филиппо Липпи – учителя Сандро Боттичелли.

Однако если обратиться к датам, эта версия не имеет оснований: на время написания картины Филиппино было около 10 лет, и вряд ли мальчик смог бы создать настолько совершенную работу – даже при таком гениальном отце-художнике.

В «Мадонне делла Лоджиа» Боттичелли стремился не только увековечить божественный лик Марии, Матери Иисуса, но и отразить красоту новой эпохи, характерной для Европы. Картина содержит ряд ключевых моментов и атрибутов, которые определяют символику картины.

Последний привнес свою любовь к доминированию контуров, ярким драпировкам и более плавным, чем у учителя, линиям.

https://youtube.com/watch?v=7bgvjLfdgl0

Архитектурные детали картины также важны — они демонстрируют идеи Ренессанса: Боттичелли изображает лоджию как ранний греко-римский проект, тем самым подчеркнув стремление восстановить утраченные знания тех времен (к слову, вращаясь в просвещенном обществе при дворе Медичи, художник выучил греческий — после падения Константинополя во Флоренции было много беженцев-греков).

В религиозном же контексте изображенная художником архитектурная конструкция символизирует прочные основы христианской веры и крепкие опоры, на которых она построена.

«Мадонна делла Лоджиа» стала отправной точкой для дальнейшей работы Боттичелли над образом Божьей Матери: тему продолжили, в частности, работы «Мадонна с младенцем и ангелами» (1470), «Мадонна у моря» (1480) и «Мадонна с книгой» (1480).

Произведение выполнено на деревянной панели темперными красками, хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: