Современный натюрморт
В ХХ веке про натюрморт тоже никто не забыл. Для этого периода живописи характерно многообразие жанров, стилей и художественных взглядов, поэтому натюрморт, пусть даже с теми же персиками из начала статьи, становится объектом для дискуссий и по-разному подается импрессионистами, кубистами и футуристами. Натюрморт стал идеальным полем для экспериментов. Так, мы можем по очереди вспомнить самые яркие натюрморты 20 века:
Импрессионист Перь-Огюст Ренуар обожал рисовать букеты цветов и фрукты.
«Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)»,Винсент Ван Гог
Живопись, Август 1888, 92.1×73 см
«Ирисы в вазе», Винсент Ван Гог. Живопись, Май 1890, 73.7×92.1 см
«Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)»,Винсент Ван Гог
Живопись, Август 1888, 92.1×73 см
Сезан и его страсть к рисованию яблок.
«Яблоки», Поль Сезанн
Живопись, 1890, 38.5×46 см
«Кувшин и фрукты», Поль Сезанн. Живопись, 1889, 48.6×60 см
«Яблоки», Поль Сезанн
Живопись, 1890, 38.5×46 см
Пабло Пикассо за свою жизнь успел создать натюрморты не только в кубизме, но и в сюрреализме с постимпрессионизмом. Каждый раз он по-разному интерпретировал свой взгляд и идеи.
«Натюрморт», Пабло Пикассо. Живопись, 1936, 73×60 см
«Ваза с фруктами», Пабло Пикассо
Живопись, 1918, 27×35 см
«Натюрморт с кубком», Пабло Пикассо. Живопись, 1914, 21×15 см
«Натюрморт», Пабло Пикассо. Живопись, 1936, 73×60 см
К слову, сюрреалисты сами по себе тоже не отставали. Натюрморты в мире сновидений никто не отменял. Тут и Дали, и Магритт, и много кто еще – каждый успел внести свою лепту.
«Живой натюрморт», Сальвадор Дали
Живопись, 1956, 125×160 см
«Прекрасные реалии», Рене Магритт. Живопись, 1964
«Живой натюрморт», Сальвадор Дали
Живопись, 1956, 125×160 см
Как вы видите, прошлый век внес много изменений и новшеств в натюрморт. Если вам интересно, то про различия в жанрах вам расскажут 2 наши прошлые статьи: «» и .
Теперь вы точно знаете, что натюрморт — это не только про перси и яблоки. Это способ самовыражения художника, который таит в себе иногда гораздо больше смыслов, чем картины с самыми многолюдными сюжетами.
Внешние ссылки
Работы Сальвадора Дали |
||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Картина |
|
|||||||||||||||
Скульптуры и предметы |
|
|||||||||||||||
Музеи |
|
|||||||||||||||
Кино |
|
|||||||||||||||
Работает |
Завтраки на картинах
Далеко от Голландии мы уходить не станем. Натюрморты, посвященные завтракам, также получили свое широкое распространение именно здесь. Накрытый стол, булочки, сыры, колбасы, пиво… Здорово, не так ли? Но страшно представить, что им подавали к ужину, если таким был завтрак. Хотя что бы помешало голландским художникам добавить немного «зажиточности» в свои живописные завтраки, если они совмещали цветы из разных сезонов? Зато, глядя на такие натюрморты, можно легко и элегантно объяснить тягу людей к фотографированию еды – это культурное наследие, что поделать.
«Натюрморт с крабом, креветками и омаром», Клара Петерс
Живопись, 1640, 70.8×108.9 см
«Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями», Клара Петерс. Живопись, 1625, 46.7×33.3 см
«Натюрморт с серебряной чашей», Клара Петерс. Живопись, 341×468 см
«Натюрморт с крабом, креветками и омаром», Клара Петерс
Живопись, 1640, 70.8×108.9 см
Но даже в такой сюжет, который ничего, кроме аппетита, по идее, вызвать не может, уместился символизм. Изящное стекло символизировало хрупкость, серебро – богатство, а китайский фарфор – чистоту. Ступка и пестик означали женское и мужское начала, пустой бокал ассоциировали со смертью, а наполненный наполовину — с умеренностью.
Описание
Полотно представляет собой сюрреалистический натюрморт, в котором художник использует очень образную технику, которая выражается в изображении объектов внешней реальности. Он разделен на две части, слева мы видим балкон с видом на море и синий фон, а справа черный интерьер.
Он представляет собой столик на балконе с видом на море.Синее море статично и фрагментировано ложными волнами, которые днем кажутся довольно театральной картонной обстановкой, в отличие от ночи или декора закрытой комнаты. На столе обычные элементы, составляющие натюрморт: бутылка воды, бокал вина, ваза с фруктами, груша, три сливы, нож, виноградный лист … В центре полотна — разрез, уже присутствующий на других картинах (« Вид лица и ваза с фруктами на пляже» ). Элементы левитируют и летают, как будто по столу только что нанесен сильный удар, который мог бы его дестабилизировать. Они представлены в полном движении, что придает им живой вид.
Слева бутылка спотыкается вправо, из-за чего вода обильно хлестает; нож и бокал вина движутся одинаково. Виноградный лист тоже вот-вот упадет со стола. Справа яблоко и два винограда парят в космосе и движутся к вазе с фруктами. Рядом с ним, все еще в воздухе, находится неоднозначная фигура, напоминающая ракушку или морскую ракушку. Избыток вещей и предметов, материальных и нематериальных присутствий, которые циркулируют, летают, позволяют увидеть и почувствовать себя, создают преследующий эффект. Ваза с фруктами и движущееся яблоко раздвоены и искажены. Живой, на открытой правой трети стола видны кубические украшения красного цвета, которые, кажется, отслаиваются от стола. И синее море разбито, раздроблено на множество ячеек.
Скатерть производит впечатление, будто ее только что бросили, развернули, в одном углу стола, что-то вроде импровизированной сервировки стола. Как ни странно, воздуха не видно, но кажется, что он родился из ниоткуда, кажется, что яблоки засасываются как неистовая сила вне поля зрения. Роль теней, по сути, позволяет придать этой картине второе измерение, потому что она позволяет перемещать каждый движущийся объект в пространстве по отношению к столу, который он не перемещает.
Другой характерный элемент ядерного мистицизма Дали — присутствие «рогов носорога» слева от картины. В то время как многие элементы картины находятся в движении, другие удивительно застывают в воздухе. Это инверсия между растительной и животной природой? Таким образом животные останавливались и природа оживала (вода, яблоко, вишня и т. Д.).
Средиземноморский и сумеречный свет доминирует в верхнем левом углу холста, но не освещает правую часть фона, скрытую стеной. Этот контраст цвета, яркости и представления пространства в пространстве создает впечатление одновременно реалистичное и фантастическое. Что наиболее реально, так это скомканная скатерть.
Цветочный натюрморт
Как и другие жанры живописи, натюрморт был плотно завязан с местом своего создания и общественно-политической ситуацией в стране. Таким примером может послужить Голландия. В 1620-х годах она превратилась в центр торговли экзотическими тюльпанами, которые мы с вами их ценим до сих пор. Художники того времени не могли упустить возможность нарисовать нежные лепестки пышных цветов, которые разлетаются по всей округе. Ведь цветы вянут, а картины остаются с нами навечно, что и привлекает покупателей
Однако же многие художники не только увековечивали прекрасные моменты цветения, но и собирали на полотне букеты из растений, которые цветут совершенно в разное время! Этот почти сказочный сюжет придавал картине особую красоту и оригинальность.
Ученый натюрморт
Символизм – это вообще один из излюбленных способов выражения идеи для художника с помощью натюрморта. Поэтому такой поджанр как «ученый натюрморт» – это отдушина для особо изобретательного художника и любопытного зрителя. Чтобы разобраться в нем нужно досконально знать библию – это раз. Желательно в целом быть образованным и начитанным человеком – это два. Ну и три – необходимо быть внимательным.
Здесь нет случайных предметов и деталей «для красоты». Излюбленными предметами становятся различные инструменты художника, вроде подзорной трубы, весов, циркулей и аппаратов с оптической иллюзией.
Примечания
- На примере «Натюрморта с кувшином и имбирём» Пита Мондриана (1872—1944) можно проследить, как ограниченная в своём объёме форма начинает постепенно обретать связи с окружающим её пространством, и сами эти связи образуют новую систему координат, не противоречащую форме, но придающей ей новую пространственность, стереоскопичность.
- Пабло Пикассо. . Раскрашенный картон, дерево.
-
, исполненных Пикассо ок. 1912 из картона, в окружении строгих рисунков кубистических натюрмортов, напоминающих различные проекции, разъясняющие в чертежах эту объёмную вещь. (Выставка «Минус—пространство» Пабло Пикассо, MoMA, Нью-Йорк, 2011).
- Творчество Стюарта Дэвиса, как и Чарлза Демута (1883—1935), и Гералда Мёрфи (1888—1964), вдохновляло многих молодых американских художников, стоявших у истоков движения поп-арт (см: Wayne Craven. American Art: History and Culture. — Revised edition. — McGraw-Hill Humanities/Social Sciences/Languages, 2002. — P. 464. — 688 p. — ISBN 0072823291.)
- Сходное произведение Фернана Леже (1881—1955), отлитое в 2000 году в Италии, было продано Архивировано 4 марта 2020 года. (англ.) (ноябрь 2014) на аукционе в Далласе (штат Техас, США) за $300 000.
- См: Описание «монумента» работы Класа Олденбурга, «Иголка с ниткой» (недоступная ссылка) (англ.), установленного в январе 2000 года на Пьяццале Кадорна (площади маршала Луиджи Кадорны) в Милане.
- На сайте художницы Одри Флэк можно увидеть также её абстракции, акварели, скульптуры. (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 24 января 2020. Архивировано 2 января 2020 года.
Постоянство памяти
Несомненно, это одна из лучших и самых известных картин Сальвадора Дали. Была написана в 1931 году. Имеет три названия – «Постоянство памяти», «Стойкость памяти» и «Мягкие часы». Интересно то, что идея её создания была навеяна художнику видом плавленого сыра камамбер. На ней изображено переживание человеком времени и памяти, которое оживляется областью бессознательного, в виде стекающих часов.
И в конце хотелось бы поделиться с Вами интересным фактом
Следующий раз, когда будете покупать «чупа-чупс» себе или своему ребёнку, обратите внимание на логотип на обёртке конфеты – Вы поймёте, что на долю секунды прикоснулись к истории, ведь этот логотип, который всё же немного изменился, но сохранил прежние черты, нарисовал именно Сальвадор Дали специально для компании Chupa Chups
Натюрморт: мертвая натура
Дословно «натюрморт» с французского переводится как «nature morte» — «мёртвая природа».
Парадокс в том, что для того, чтобы стать предметом этого жанра животному, растению или предмету необходимо в каком-то смысле умереть. Тогда выходит, что полотно для них в каком-то смысле вторая, практически загробная жизнь.
Мы не найдем людей на натюрмортах. Вроде бы они там присутствует, но лишь в виде принадлежащих им вещей, но человек ли это? Как известно, всех нас похоронят с открытыми ладонями, ничего не заберем с собой. Из людского попадает в натюрморт только то, что от него останется. Например, череп или скелет. Но человек ли это? Или скорее некий символ, полностью лишенный души?..
Однако, есть особенные «живые» натюрморты, где предметы не только взаимодействуют друг с другом, но и говорят по средствам образов со зрителем. Конечно речь о неповторимых, социальных творениях Акопа Акопяна. Предметы на его полотнах настолько живые, настолько «очеловеченные», будто до сих пор хранят тепло тела, будто прямо сейчас обретут душу, воскреснут.
Акоп Акопян родился в Египте. Учился в Париже. На родину, в Армению вернулся уже зрелым художником. Исследователи называли его дар «абсолютно новым взглядом на форму». Когда смотришь на его перчатки, манекены, строгие костюмы невольно возникает вопрос, что же это — натюрморт или… портрет?
Деревянные манекены, будто бы живая одежда, стекающая со стула… Тем самым Акопян старался осмыслить политические события и перемены в своей стране. Кто мы для государства? Что происходит у нас внутри? Не становимся ли мы теми самыми бесчувственными жителями, словно сошедшими со страниц Замятина или Оруэлла?..
Тогда же, в далеком 1978, он создает полотно “Нет нейтронной бомбе”. Бесконечная толпа безголовых пустых костюмо-людей.
«Для своих новых натюрмортов, рассказывал сам Акопян, — я избираю такие предметы, которые стоит только изобразить на полотне, словно отрицают само понятие натюрморта. К примеру. Брошенные на стол перчатки — это не только обреченные на неподвижность вещи, но и находящиеся в действии одушевленные существа. В них ощутимо желание сблизиться друг с другом, стремление к общению. То же самое можно сказать и об инструментах. Клещи, кусачки, плоскогубцы лежат иной раз таким образом, что хватательная их часть напоминает рот… Пальто может валяться на стуле, что напомнит нам его владельца, выразит какие-то чувства. Одежда стала такой неотъемлемой принадлежностью человека, что кажется, она не создана им, а сама собой выросла на нем. Стало быть, если возможно, как это показывает история искусства, изображая отдельные части человеческого тела (голову, лицо, торс, руки), выразить испытываемые человеком чувства, то почему же нельзя добиться того же с помощью одежды?»
Так все же, что значит «натюрморт»? И может ли предмет на холсте стать более живым, нежели в реальности? Достаточно взглянуть на пейзажи Акопяна — какая-то нетронутая тишина, а вот натюрморты — надрыв, драматизм. Живые человеческие страсти, словно под лупой предстают в «неживой» природе. Бесконечная метаморфоза материи. Ведь любой конец таит в себе новое начало.