Караваджо “призвание матфея”. самая необычная картина мастера

Караваджо “призвание матфея”. самая необычная картина мастера

Житие апостола и евангелиста Матфея

Левий — галилеянин. Его, как и одного из апостолов, Иакова, называют сыном Алфеевым. Одни богословы лишь предполагают, а другие не сомневаются, что они были братьями.

Будущий апостол работал мытарем — в современном понимании таможенником или сотрудником налоговой службы. Сборщики податей были обеспеченными людьми, но в Израиле эта профессия считалась позорной. Мытари служили Риму, а потому соотечественники, у которых они забирали деньги, называли их изменниками Родины. Общение с ними приравнивались к греху и скверне.

Но не все мытари были корыстолюбивыми и жестокими к должникам. Левий был смиренным и отзывчивым человеком. Пресвитер Климент Александрийский написал, что евангелист никогда не ел мяса, ограничивался растительной пищей. Матфеем — «даром Божиим» — его назвал Учитель и, позвав за собой, он даровал ему новый, праведный путь.

Встреча с Господом

Призвание святого Матфея. Джованни Паоло Панини.

Мытарь Левий часто слушал проповеди Иисуса во время его пребывания в Капернауме и был свидетелем его чудесных деяний. И Спаситель увидел горячий интерес будущего апостола к своему учению и готовность действовать во имя веры. Он не просто окликнул Левия в толпе, а отправился за ним на побережье Галилейского моря, где тот как раз работал: собирал положенную мзду с проходящих судов.

Евангелист позже описал эту встречу так:

Став учеником Христа, он устроил праздник и открыл двери для всех желающих. Среди гостей были его коллеги, и Христос присоединился к ним. Книжников и фарисеев покоробило то, что Иисус спокойно возлежал за одним столом с презираемыми людьми. А Он на это ответил:

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».

Матфей без колебаний бросил доходное место, раздал нажитое добро бедным, присоединился к другим апостолам и стал преданным спутником Мессии. Спустя короткое время Иисус провозгласил его одним из 12 апостолов.

Интересный фактВ Капернауме к Учителю присоединился не только Левий, но также Пётр, Андрей, братья Иоанн и Иаков Старший.

Где проповедовал святой Матфей

После Пятидесятницы Матфей распространял Благую весть в Палестине, а после служил в следующих регионах:

⦁ Ближний Восток (Сирия).

⦁ Передняя Азия (Мидия, Парфянское царство, Персия).

⦁ Южная Азия (Индия).

В Эфиопии (возможно, речь о южной Аравии или Индостане) он основал христианскую общину и назначил её лидером епископа Платона, которого сам в сан и возвёл.

Сюжет

Две фигуры ярко выделяются на глухом чёрном фоне. Вдохновлённый Матфей внимает витающему над ним в вихре белых одежд небесному посланцу. Поза Матфея неустойчива — простой табурет, на который он опирается коленом, накренился над пустотой. В то же время апостол сохраняет естественность и непринуждённость, записывая слова ангела. Жест ангела, отгибающего пальцы, указывает на то, что он даёт точные указания

Ангел является символом евангелиста Матфея. По «Золотой легенде», Матфей имеет символ в образе человека, потому что яснее других евангелистов указал на человеческую природу Иисуса

История одного шедевра: Апостол Матфей и ангел

На выставку шедевров Пинакотеки Ватикана в Третьяковскую галерею не попасть – билеты только у перекупщиков по 10 000 рублей. В связи с этим предлагаю полюбоваться некоторыми шедеврами на нашей странице. Начнем с Гвидо Рени и его “Святого Матфея и ангела”.

Картина: «Святой Матфей и ангел»

(итал. San Matteo e l’angelo)

Место постоянной экспозиции: Пинакотека Ватикана, XII зал

Размер: 86х68 см

Гвидо Рени – итальянский художник болонской школы. Художник писал эту картину в течение около пяти лет уже в зрелом возрасте. «Святой Матфей и ангел» считается одной из самых значительных работ художника в последний период его творчества.

Гвидо Рени “Юность Богоматери” Эрмитаж, Санкт-Петербург

На картине изображен святой Матфей, который, подавшись вперед и не отрывая пера от книги, внимательно слушает ангела – мальчика с открытым лицом, трепетно диктующего ему слова Евангелия. Отчетливо выраженные эмоции персонажей, тесная композиция, подчеркивает их духовную близость.

На выставке представлено две работы Гвидо Рени. Образ Святого Матфея с ангелом показателен для творчества Рени в целом: его портретные изображения святых стоили больших денег и пользовались огромной популярностью. Подобно Караваджо, он пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом. Для сравнения привожу изображения святого Матфей кисти Микеланджело Караваджо.

Караваджо. “Вдохновение святого Матфея” 1602. Местонахождение: the Contarelli Chapel, Рим

Святой Матфей (в переводе с иврита «дар Божий»), первоначальное имя Левий Матфей, один из двенадцати апостолов и автор первого Евангелия. Известное под его именем «Евангелие от Матфея» есть одно из древнейших и наименее оспариваемых критикой. В апостолы был призван с должности мытаря, т. е. сборщика пошлин. Согласно Евсевию Кесарийскому, в течение 15 лет по вознесении Иисуса Христа проповедовал евреям в Иерусалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам — к эфиопам, македонянам, персам.

Гвидо Рени. “Отцы церкви спорят о догмате непорочного зачатья” Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картины Гвидо Рени в России

В Эрмитаже имеется 11 картин Гвидо Рени, из которых лучшими могут считаться:

  • «Поклонение пастырей»
  • «Поклонение волхвов»
  • «Св. Семейство на пути в Египет»
  • «Пётр»
  • «Отцы церкви, рассуждающие о бессемянном зачатии»
  • «Св. Иероним»
  • «Похищение Европы»
  • «Юность Богоматери». Рени известен также как гравер; им были исполнены эстампы «Богоматерь с Младенцем», по собственной картине, и «Св. Семейство», с картины Анибале Карраччи.

В музее-заповеднике А.С. Пушкина в Больших Вяземах (Подмосковье) имеется картина Гвидо Рени «Скорбящая Богоматерь».

В чём особенности Евангелия от Матфея

Апостол показал, как исполнились на Христе древние пророчества. Поставил себе целью убедить будущих читателей в том, что Иисус — долгожданный Мессия.

Матфей приводит факты из жизни Иисуса, которых нет у других авторов Нового Завета:

⦁ обстоятельства рождения Иисуса, в том числе визит волхвов;

⦁ происхождение из царского рода;

⦁ побег с младенцем Иисусом в Египет;

⦁ истребление всех детей Вифлеема до 2-хлетнего возраста по приказу Ирода Великого;

⦁ хождение Петра по воде;

⦁ чудесные исцеления 2-х слепых и немого одержимого (9:27–33).

Благодаря «Евангелию от Матфея» до нас дошла большая часть притч и речей Мессии. А Нагорная проповедь — это скорее собрание Его изречений, чем пересказ отдельной беседы с интересующимися его учением людьми.

Описание

Мраморный блок, из которого Микеланджело ваял статую, сохранил свои прямоугольные формы. Сама фигура святого выполнена в сильном контрапосте — левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает изменение оси между тазом и плечами]. В правой руке он держит книгу, крепко прижимая её к телу. Голова апостола обращена влево и вверх. Левая рука лежит вдоль тела свободно, как ненужная, поскольку Левий Матфей записывал не собственные слова, а сказанные ему ангелом ]

Как отметил Лазарев, поза святого совсем необычная, поскольку кажется, что Матфей пытается высвободиться из камня, но тот держит его и не отпускает]

Евангелие от Матфея

После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала 8 лет проповедовал в Палестине. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам. Главным образом, для обращения их к вере Христовой. Пред отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане из Иудеев просили его предать для них письмена дела и учение Иисуса Христа. На исполнение сей просьбы изъявили свое согласие и прочие, бывшие в то время в Иерусалиме, Апостолы. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.

Евангелие от Матфея было написано около 41 г. по Р.Х. Это — первая по времени Священная книга из всех книг Нового Завета и занимает, потому, между ними первое место. Местом написания Евангелия называют Палестину. Евангелие было написано на еврейском языке, или на употреблявшемся тогда арамейском наречии. Затем оно было переведено на греческий.

Особенности Евангелия от Матфея

Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Повествования в Евангелии от Матфея направлены преимущественно к тому, чтобы показать, что Иисус есть истинный Мессия, обетованный праотцам еврейского народа, и другого не будет (Мф. 11:3). Поэтому в Евангелии от Матфея чаще, чем в других Евангелиях, сравниваются не только события из жизни Христовой с ветхозаветными пророчествами и прообразованиями.

Но из всей истории Христа Спасителя избираются повествования особенно важные и нужные для Иудеев. Потому же Евангелие свое Матфей начинает родословием Мессии, как сына Давидова и Авраамова. Тем самым показывая, что Иисус — не дух и не Ангел, как считали потом некоторые, но плоть от плоти израильского народа. Более того, продолжение его истории и исполнение данных ему обещаний.

Эта отличительная особенность Евангелия св. Матфея выражается и на его иконах. На них он изображается вместе с Ангелоподобным человеком, символически характеризующим особенности его Евангелия.

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

Караваджо. Призвание святого Матфея. Фрагмент. 1599-1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. wga.hu

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 г. (Копия). Оригинал утерян во время Второй Мировой войны

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

Кстати, картина “Святой Матфей и Ангел” многострадальная. Ее не приняли заказчики. Служители церкви были возмущены видом святого. Как можно? Какой-то бродяга с грязными пятками. Да ещё сгорбился над книгой! А где возвышенность образа? Где святость?

Это была не единственная отвергнутая работа мастера. Об этом я подробно писала в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов жизни и творчества”.

В угоду церкви Караваджо написал другого “Святого Матфея”. На ней уже сходства с юношей нет. Уже видимо не до этого было.

Караваджо. Святой Матфей и Ангел. 1600 гг. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим. Wikimedia.m.commons.org

Ссылки

  1. 12 Wallace, 2010, с. 19.
  2. 123Michaël J. Amy. The Dating of Michelangelo’s St Matthew. — 2000. — Т. 142, вып. 1169.
  3. 12 Scigliano, 2005, с. 111.
  4. Wallace, 2010, с. 18.
  5. Статуя Св. Апостола Матфея (ок. 1503-1506) (неопр.) . www.mikelangelo.ru. Дата обращения 1 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  6. Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 11.
  7. Вазари, 1970, с. 313.
  8. Scigliano, 2005, с. 116.
  9. Scigliano, 2005, с. 113.
  10. Louise Lawrence White. Michelangelo: St Matthew—Unfinished (англ.).Sport 20 124-125. Wellington: Fergus Barrowman (березень 1998). — «(…)/through gauzy distance/the tap tap tap of a chisel/when a man carved/so deep into stone/he felt the heart move then/wiped the sweat from his eyes/and walked away/(…)». Дата обращения 1 мая 2012. Архивировано 6 октября 2012 года.

Комиссия

Святой Матфей и Ангел была создана как комиссия для капеллы Контарелли. Караваджо ранее было поручено нарисовать две сцены из жизни святого, а после того, как покровители остались ими довольны, была заказана третья.

Капелла Контарелли была посвящена святому Матфею. На средства, оставленные на его строительство в 1585 году, строительство было завершено в 1600 году. Кардинал Дель Монте сыграл важную роль в оформлении внутреннего убранства и был одним из тех, кто предложил Караваджо в качестве художника сцен из жизни святого Матфея. Алтарь должен был состоять из двух картин Караваджо, а также статуи святого работы фламандского художника. Однако церковь не была довольна статуей, и Караваджо был повторно нанят, чтобы сделать еще одну деталь в качестве центра алтаря, чтобы показать святого Матфея, пишущего Евангелие под руководством ангела. Караваджо изобразил святого в образе необразованного крестьянина, разинувшего рот перед ангелом. Церковь отвергла непочтительное представление Караваджо о святом, и Караваджо заменил его более прославленным изображением, Вдохновение святого Матфея, которое остается в часовне сегодня.

Как умер апостол Матфей

Точные данные о последних днях ап. Матфея не сохранились. Согласно преданию, около 60-го года н. э. святой изгнал бесов из домочадцев эфиопского правителя. Тот обвинил его в колдовстве и приказал бросить лицом вниз на землю, распять и сжечь. Пламя перекинулось на расставленных вокруг местных золотых божков и уничтожило их, тело апостола же не тронуло.

Матфей скончался, а языческий властитель раскаялся в содеянном. Он принял христианскую веру и во время крещения получил имя убитого им святого, но это было позже — сначала он приказал металлический гроб с умершим опустить на морское дно. На следующий день Платон, получивший во сне инструкции от наставника, отправился на берег, куда волной вынесло гроб. Это чудо развеяло последние сомнения эфиопа.

В турецком православии придерживаются другой теории: казнь произошла во время проповеднического служения в античном городе Иераполисе. Здесь же в 80 году был распят. ап. Филипп.

Третье вероятное местонахождение могилы ап. Матфея — крепость Гонио-Апсаросская (Грузия).

Где сейчас находятся мощи святого

Учёные и духовенство расходятся в этом вопросе.

Останки святого есть в храмовой крипте портового южноитальянского г. Салерно. Их доставили сюда в конце первого тысячелетия нашей эры, однако документального подтверждения, кому именно они принадлежат, не существует.

Крест-мощевик с частью мощей есть в московском храме Великомученика Димитрия Солунского.

По новому преданию, дабы тело мученика не пострадало во время гонений, христиане III века погребли его в монастыре на берегу озера Иссык-Куль. Сторонников у «киргизской теории» много, особенно среди православных. О могиле святого на дне водоёма писал ещё российский географ и путешественник Пётр Семёнов-Тян-Шанский, после того как нашёл испанскую карту:

Позже эту местность затопило. В наше время в озере можно увидеть очертания некоторых древних городищ, в рамках экспедиции аквалангисты достали оттуда не один каменный крест.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир утверждает:

Когда апостол написал Евангелие

Иконография: Матфей, апостол Датировки: XIX в. Вторая половина XIX века. Иконописная школа или художественный центр:  Палехская школа иконописи Материал: Дерево, левкас, темпера, золото. Размеры иконы:  высота 33,5 см, ширина 21,8 см. Изображение пишущего евангелиста Матфея с его символом – человеком. Инв. № ГМПИ 2977. ДИ-422-И. Государственный музей Палехского искусства

Над Евангелием Матфей начал трудиться в начале 40-х, а закончил, скорее всего, перед тем как отправиться в миссионерское служение. Иерусалимские христиане хотели, чтобы у них с собой — где бы им ни пришлось укрываться от преследователей — было свидетельство о Спасителе и Его учение.

С арамейского на греческий книгу Нового Завета перевёл один из апостолов: Иоанн Богослов или брат Спасителя Иаков. Именно этот перевод и стал новозаветным каноном.

Раннецерковные историки считают Матфея первым евангелистом. Однако большинство современных учёных полагают, что его опередил Марк, а Матфей добавил факты, важные для его целевой аудитории.

Интересный фактВо II веке оригинал находился у индийских последователей Христа, а в III веке — в Библиотеке Кесарии Палестинской. Однако потом был утерян.

Апостол и евангелист Матфей

Чтобы лучше понять повествование, дадим разъяснение некоторых слов, которые часто встречаются в Новом Завете.

Мытарь — лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник). Мытари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин. Кроме того, они употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Как корыстолюбивые и наглые агенты римлян, мытари считались Иудеями не только за предателей, но и изменников своей стране и Господу Богу. Грешник, язычник и мытарь — у них значили одно и то же. Во-первых, говорить с ними почиталось грехом. Во-вторых, обращаться с ними — значит осквернить себя. Но хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

Фарисеи — одна из сект Иудейских, появившихся во II и III в. до Р.Х. Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону.

Встреча со Христом

И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города. Христос пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мы́тницы (место сбора пошлин и податей) Матфея. И сказал ему:

— Иди за Мной!

Призвание апостола Матфея

Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых. Они все мытари и грешники, но возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.

Кто такие книжники

Книжниками назывались у Иудеев люди сведущие вообще в книжном деле. Они считались ученейшими из Иудеев, которые объясняли закон и публично учили Ветхому Завету. Но кроме того, и наставляли народ в законе. Их называли раввины и законоучители; законоведцы. Они занимались решением спорных вопросов, сомнительных случаев и дел, требующих знания закона и практической опытности. Кроме того, книжниками считались писцы и нотариусы, служившие в синагогах и синедрионах.

Ученые эти Иудеи представляются в Новом Завете и особенным сословием, различным от фарисеев; но в то же время часто соединяются с фарисеями, и поставляются в связь с архиереями. Большая часть их были привязаны к одним преданиям. Они, не понимая духа Закона, ложно толковали его. Но при этом были слепыми вождями народа, лицемерно лишь исполняя заповеди напоказ. Делали они это ради славы человеческой. И возлагали на других тяжкие бремена, коих сами не исполняли.

Не здоровые имеют нужду во враче, но больные

Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:

А Фарисеи искали только случая укорить в чем-нибудь Господа. Они осуждали Спасителя за нарушение якобы того, что написано в псалме:

Господь же, услышав слова их, сказал им:

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал. Более того, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом.

Апостол и евангелист Матфей записывает изречения и чудеса Христа

Из всех двенадцати учеников Левий Матфей был одним из самых образованных. Но малограмотного не взяли бы в чиновники. Профессия Матфея требовала от него умения говорить и писать на разных языках. Не только на арамейском, но и на греческом, а возможно, и на латинском языках. И, следуя за Христом, он старательно записывал Его изречения, которые позже легли в основу Евангелия от Матфея.

Святой Матфей внимал наставлениям Божественного Учителя. Во-первых, видел бесчисленные Его чудеса. Во-вторых, ходил вместе с 12 апостолами по Галилее и Иудее с проповедью к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:6). В-третьих, был свидетелем страданий, смерти и Воскресения Спасителя и славного Его Вознесения на небо.

Святой апостол и евангелист Матфей

Описание

Святой Матфей одет в оранжево-красную тунику в стиле древних философов. Модель, вероятно, такая же, как и для Мученичества . Над его головой материализуется почти невидимый в тени золотой нимб — символ Святых. Он пишет текст, предположительно свое Евангелие. Он находится в присутствии ангела, облаченного в белое, парящего в воздухе, который, кажется, разговаривает с ним и жестом руки указывает на организацию текста.

Святой Матфей опирается на одно колено на деревянную табуретку и опирается на свой письменный стол, также сделанный из дерева. Декор темный, и персонажи очень четко различаются игрой светотени, очень популярной у Караваджо. Они сильно освещены, несмотря на отсутствие идентифицированного источника света.

Молитва

О, преславный апостоле Матфее, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услыши чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся й конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Апостол Матфей оставил нам ценное духовное наследие — Евангелие об Иисусе как явленном Израилю Мессии. Благодаря приведённым в книге пророчествам мы ясно видим, что Иисус действительно был Тем, Кого иудеи ждали тысячи лет. Замечательно, что Матфей, как и другие апостолы, последовал заповеди Христа о смирении. И если в начале своего христианского пути он, подобно другим ученикам, связывал величие с господством, то затем осознал, что в Царстве небесном нужны не политики, а служители. После ухода любимого Учителя он до конца служил верным сеятелем радостной вести о спасении.

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Заслуживает внимание также картина Питера Артсена (1508 — 1575) «Четыре евангелиста»

Питер Артсен (1508 — 1575) Четыре евангелиста

Символом Матфея является Ангел, стоящий у него за спиной (вначале изображали фигуру человека, поскольку Евангелие от Матфея начинается с родословия Христа как человека).

Евангелист Матфей, автор первого Евангелия, широко почитался с древних времен. Он имел свою особую иконографию, где изображался за созданием Евангелия. Это изображение можно встретить в монументальных стенных росписях, в иконе, и в книжной миниатюре. При переписывании новозаветных текстов, Евангелия предваряли листом с изображением его автора. И первой такой миниатюрой в книге всегда было изображение евангелиста Матфея. Именно его Евангелие начинает новозаветные тексты, так как оно считается древнейшим. На миниатюрах апостол и евангелист Матфей изображается сидящими за столиком с необходимыми письменными приборами.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Уже с византийских времен изображения стремились разнообразить, представив процесс написания книги. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. Особо популярной такая схема стала около 1300 года, и на Руси также стремились ей подражать. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. Именно так выполнены иллюстрации в знаменитом Евангелии Хитрово, которые обычно приписывают самому Андрею Рублеву. В этом кодексе, как и в ряде других, каждая миниатюра с евангелистом дополнена еще одним листом с изображением его символа. У Матфея – это изображения ангела.

Апостол Матфей. Иконография

Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля. Бог явился пророку на колеснице, несомой четырьмя херувимами, которые были подобны человеку, льву, быку и орлу. Новозаветная традиция связала эти образы с четырьмя Евангелиями, и они стали символизировать собой их авторов. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.

Апостол Матфей. Иконография

В системе храмовых росписей изображения евангелистов помещались на строго установленных местах. Их писали на парусах — четырех небольших сводах треугольной формы, поддерживающих центральный купол. В основании такого паруса — подкупольный столб. Евангелисты представали как столпы христианской веры. В куполе изображался сам Христос. Эта система была позаимствована из Византии и присутствовала уже в древнейших русских храмах.

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Апостол Матфей. Иконография

Следует различать Апостола и евангелиста Матфея и Апостола Матфи́я (лат. Matthias), поскольку их часто путают. Апостол Левий Матфей был призван одним из первых, а Матфий – последним. Апостол Матфий (память 9 августа) по жребию занял место среди 12-ти апостолов, вместо отпавшего Иуды Искариота. До этого он был одним из 70-ти учеников Иисуса.

Аудиоплеер

00:00

00:00

Используйте клавиши вверх/вниз, чтобы увеличить или уменьшить громкость.

Татиана Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Микеланджело Караваджо. Апостол Матфей и Ангел . 1599—1602. Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим

Первый вариант центральной картины цикла, посвящённого апостолу Матвею, был отвергнут духовенством как противоречащий канонам. Апостол, натурщиком для которого, вероятно, послужил пожилой человек из народа, сидел в кресле, скрестив обнажённые грубые ноги. Он внимательно вглядывался в книгу, лежащую у него на коленях, создавая впечатление, что едва ли знает грамоту. Над апостолом склонялся, резко контрастируя с ним, прекрасный ангел, фигура которого ясно обрисовывается одеждой. Ангел с большим трудом направлял движение руки пишущего апостола. Позы персонажей алтарного образа были признаны «неподобающими». Картину приобрёл банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани, вызволив художника из трудного положения. Позднее это полотно хранилось в Берлине и погибло в апреле 1945 года во время штурма города. Сохранилась лишь его чёрно-белая репродукция. Во второй версии картины, законченной к 1602 году, художник смягчил первоначальный замысел. Размеры образа были увеличены по сравнению с первым вариантом — к тому времени заказчики расторгли контракт со скульптором Якобом Кобертом, который должен был изваять фигуру святого для алтаря. Первоначально предполагалось, что картина Караваджо займёт место несколько выше двух других полотен капеллы, над скульптурой, ныне они расположены на одном уровне. Во второй половине XVII века три полотна Караваджо, посвящённые истории апостола, убрали в церковную крипту. Благодаря искусствоведу Роберто Лонги полотна были открыты вновь и показаны в 1951 году на первой персональной выставке Караваджо

Что нужно знать об именинах

Именины — это не просто праздник имени. Это день памяти святого покровителя, в честь которого окрещен (а не просто наречен) человек. Поэтому прерогатива отмечать этот праздник имеется только у крещеных людей. Другое его название — день ангела.

Выбирается день ангела тогда же, когда выбирается святой, в честь которого человек хочет креститься. В случае крещения младенцев это делают за него родители. Если же впоследствии имя святого забылось, то один раз допускается выбрать себе покровителя заново. Им может стать любой канонизированный в лике святых тезка человека. Если сам человек не может определиться, то ему может помочь процедура формального вычисления святого патрона. Для этого в святцах выискивается день памяти святого тезки человека, который максимально был бы приближен ко дню его рождения. Он-то и становится с того момента его покровителем, а день его общецерковной памяти — личным праздником именин.

Ниже мы поговорим о святых, в честь которых празднуются именины Матвея. Возможно, на самом деле их гораздо больше, чем мы можем представить в этой статье, но всех имен святых еще никому не удавалось собрать за прошедшие две тысячи лет. Еще один момент — в церковной традиции имя Матвей звучит как «Матфей» или «Матфий». И именины Матвея, это и их именины.

Анализ

В отличие от первой версии, от которой отказались, ангел больше не находится в прямом физическом контакте с Матфеем и больше не направляет его руку, а находится в более высоком измерении, символически более далеком; даже если он непосредственно вдохновляет святого, он больше не сводится к простой роли писца, а обретает определенное интеллектуальное достоинство.

Однако поза Матье смещена, почти неуравновешена на этой скамейке, на которую он, кажется, не успел сесть. Критик Альфред Мойр интерпретирует это как знак послушания «вдохновению момента, божественному вдохновению, источником которого является ангел» . Однако общая композиция с ангел пролетает над святым является обычной для XVI — го  века  ; Таким образом, Караваджо мог быть вдохновлен различными художниками, такими как венецианец Франческо Бассано, чье Вдохновение Святого Иоанна Богослова имеет некоторые общие черты со Святым Матфеем и Ангелом .

Джованни Пьетро Беллори , искусствовед и почти современный биограф Караваджо, настаивает на эпизоде ​​двойной версии картины и указывает, что отказ от первой картины «вызвал большие проблемы в уме и почти заставил его отчаяться в своей славе. ; (…) Караваджо был в отчаянии от такого оскорбления (…) »  ; Затем он подчеркивает, что «Караваджо не жалел усилий для успеха [] второй картины» и что он стремился придать «большей естественности фигуре святого, который пишет Евангелие» , инсценировав момент, когда вдохновение заставляет Матфея писать. Эта интерпретация вещей, если она и не является невозможной, однако, оспаривается Питером Роббом, который видит огромные различия между первым в высшей степени подрывным проектом и следующим, гораздо более согласованным и, в конечном счете, гораздо менее репрезентативным для искусства Караваджо: Робб понимает в этом лечение форма обратной подрывной деятельности.

Тот факт, что алтарь заменяет скульптурную группу, которая в конечном итоге не была принята (Кобаерт не мог полностью отреагировать на заказ), может иметь значение при выборе композиции и стиля картины: толщина при моделировании, поиск за глубину и трехмерность может стремиться компенсировать отсутствие скульптуры над алтарем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: