Образ в искусстве
Анхель Саррага. Святой
Православная икона Образ святого Себастьяна широко использовался в живописи, начиная с V века. Картины с его изображением писали в XV веке: Бенедетто Бонфильи, Джованни Больтраффио, Андреа Мантенья, Антонелло да Мессина, Сандро Боттичелли, Антонио дель Поллайоло, Витторе Карпаччо, Ганс Бальдунг, Чима да Конельяно и др.
В XVI веке образ святого вдохновляет таких художников как Амико Аспертини, Аньоло Бронзино, Антонис ван Дейк, Паоло Веронезе, Караваджо, Гверчино, Доменикино, Дюрер, Аннибале Карраччи, Лоренцо Лотто, Гвидо Рени, Тициан и Эль Греко. В XVII веке его пишут Франческо Альбани, Хосе де Рибера, Рубенс, Гвидо Рени, Жорж де Латур, Сальватор Роза. ВXVIII веке — Джованни Пеллегрини и Тьеполо, в XIX веке — Камиль Коро, Франсуа-Ксавье Фабр, Гюстав Моро, Одилон Редон, Антонио де ла Гандара. В XX веке — Сальвадор Дали и Анхель Саррага. В ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990 г.).
Повесть «Фабиола» Вестминстерского архиепископа Уайзмэна изображает Себастьяна и как уважаемого военного трибуна, и в дни мученичества.
При этом образ Святого Себастьяна все чаще ассоциируется с гомосексуальностью, а гомосексуалы считают его своим покровителем. Эта традиция продолжилась и в искусстве XX века. В гей-искусстве XX века появилось много более раздетых и откровенно сексуальных Себастьянов. Он появляется в игривых раскрашенных фотографиях популярных французских фотографов Пьера и Жиля (1987 г. и 1994 г.), в ковбойском вестерне Дельмаса Хау (1990 г.). Карлос Санруне представляет его стилизованным мексиканским юношей (1995 г.), Марио Патиньо использует его образ в выразительной компьютерной графике (1999 г.). Святой предстает в откровенно любовной сцене в сценарии Джона Логана (2001 г.).
Джордж Оруэлл отсылает к истории святого в романе «1984»: «истычет стрелами, как святого Себастьяна
», Томас Гарди — в романе «Возвращение на родину»: «отдельные капли вонзались в Томазин, как стрелы в святого Себастиана ».
В романе «Исповедь маски» Юкио Мисимы картина Гвидо Рени впервые вызывает сексуальные чувства у главного героя, после чего тот пишет о Себастьяне поэму в прозе.
Святому Себастьяну целиком посвящена повесть Лоры Бочаровой «Сок Оливы».
О жизни святого снято несколько фильмов, в том числе — «Себастьян» Дерека Джармена, полностью снятый на латинском языке, и короткометражная лента «Святой» Баво Дефюрна.
«Святой Себастьян». Картина Пьетро Перуджино. Ок. 1493—1494. Государственный Эрмитаж.
В книге Владимира Дудинцева «Белые одежды» герои рассматривают картину Антонелло де Мессина «Св. Себастьян» и проводят параллели с описываемыми там событиями.
Русский художник М. К. Соколов написал цикл картин, посвящённых Св. Себастьяну (1921—1922).
Французский композитор Клод Дебюсси сочинил вокально-хоровое сочинение — «Мученичество Cвятого Себастьяна» (англ. The Martyrdom of St. Sebastian).
Тема подвига св. Себастьяна занимает одно из центральных мест в рассказе Виктора Пелевина «Гость на празднике Бон».
Лирический герой песни «Сицилийский виноград» российской рок-группы Оргия Праведников многократно взывает к святому Себастьяну.
Примечания и ссылки
- , с. 92
- , стр. 92-93
- , с. 93-94
- ↑ и , стр. 94
- , с. 94-95
- , с. 95
- ↑ и , стр. 96
- , с. 97
- Гомер, «Илиада», перевод с греческого Филиппа Брюне , Сеуил ,2010 г., 557 с. ( ISBN 978-2-02-097887-3 и 2-02-097887-3 ) , стр. 38
- J. Desautels, Боги и мифы Древней Греции: греко-римская мифология , Les Presses de l’Université Laval,1988 г.( ISBN 2-7637-7153-X ) , стр. 531
- ↑ и , стр. 31 год
- Карим Рессуни-Деминьё, Словарь культур геев и лесбиянок , под редакцией Дидье Эрибона , Éditions Larousse, 2003, стр. 416-417 ( ISBN )
- К. Гальтье, Святые целители в Провансе и Комтат Венессен , Ле Кото, Хорват,1990 г., 167 с. ( ISBN 2-7171-0680-4 ) , стр. 50
- Р. Перно, Богородица и святые в средние века , Этрепийи, Кристиан де Бартильят,1991 г., 397 с. ( ISBN 2-905563-52-4 ) , стр. 359Покровитель братств лучников, в 4 веке.
- При Ancien Régime термин лучник обозначает подчиненного полицейского. Алфавитно-аналоговый словарь французского языка , Поль Робер, 1973, том 1, с.222.
- Charles Galtier, 1990, op. Cit., P. 72.
- , стр. 6
- (in) Шила Баркер, «Создание святой чумы» в книге Франко Мормандо, Благочестие и чума: от Византии до барокко , Государственный университет Томаса Вустера Трумэна,2007 г.( ISBN 1-931112-73-8 ) , стр. 94-95
- , стр. 4
- , стр. 3
- , стр. 5-6
- (in) Кристин М. Бёкль , Образы чумы и эпидемий: иконография и иконология , Кирксвилл, Государственный университет Трумэна,2000 г., 210 с. , стр. 76-80
- Карим Рессуни-Деминье, « Личность Святого Себастьяна: исследование евхологии средневековья и эпохи Возрождения, с четвертого по шестнадцатый век », Mélanges de l’école française de Rome ,2002 г., стр. 568
- Карим Рессуни-Деминье, « Личность Святого Себастьяна: исследование евхологии средневековья и эпохи Возрождения, с четвертого по шестнадцатый век », Mélanges de l’école française de Rome ,2002 г., стр. 574
- (in) Клинтон Гленн , « Квиринг иконографии святого Себастьяна эпохи Возрождения и гомоэротическое тело » , Concordia Undergratuate Journal of Art History , vol. 9,Март 2013 г.
- , стр. 11-19
- , стр. 19-20
- (in) Джанет Кокс-Рерик , « В Св. Себастьяне у Бронзино » , The Burlington Magazine , т. 129, п о +1008Март 1987 г., стр. 161
- Луи Рео , Иконография христианского искусства , т. 3 гл. 2, Париж, Presses Universitaires de France,1958 г., стр. 1190
- (in) Кристин М. Бёкль , Образы чумы и эпидемий: иконография и иконология , Кирксвилл, Государственный университет Трумэна,2000 г., 210 с. , стр. 77
- (in) Шила Баркер, «Создание святой чумы» в книге Франко Мормандо, Благочестие и чума: от Византии до барокко , Государственный университет Томаса Вустера Трумэна,2007 г.( ISBN 1-931112-73-8 ) , стр. 117
- , стр. 38
- , стр. 45
- , стр. 49
- , стр. 50-52
- , стр. 55-62
- , стр. 63
- , стр. 64-65
- , стр. 69-73
- (in) Валентина Лиепа, « Образ Святого Себастьяна в искусстве » , Acta Universitatis humanitarica Saulensis ,2009 г., стр. 460
Жизнеописание
Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1476. Галерея старых мастеров. Дрезден О жизни святого известно немногое. Его житие, хотя и не имеет исторической основы, производит правдоподобное впечатление благодаря отсутствию в нём многочисленных чудес, которыми наполнены жития многих ранних святых, хотя и имеющие историческую основу.
Согласно жизнеописанию святого, Себастьян родился в г. Нарбонне в Галлии, получил образование и жил в Медиолане — Милане и был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство, что обнаружилось, когда двое его друзей — братья Марк
иМаркеллин — были осуждены на смерть за свою веру. Родители, друзья и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, но, когдаМарк иМаркеллин стали колебаться и готовы были уступить близким, Себастьян пришёл поддержать осуждённых и его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Зоя
, немая жена царского казнохранителяНикострата , пала к ногам святого и просила исцелить её. Себастьян осенил её крестным знамением, она тотчас заговорила и сказала, что видела Ангела с книгой, по которой Себастьян читал проповедь. Все присутствовавшие уверовали и крестились.
Себастьян был арестован и допрошен, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов по-видимому не был повреждён стрелами (деталь, не всегда точно учитываемая художниками), и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина
пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. На сей раз по приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианкеЛукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
Мощи Св. Себастьяна находятся в базилике Св. Себастьяна, стоящей на катакомбах Св. Себастьяна в Риме. Католическая церковь чтит имя святого Себастиана 20 января. Православная церковь 31 декабря (18 декабря ст. ст.) чтит память «Святого Севастиана и дружины его: Никострата (казнохранителя), жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула» (в святцах указаны даты их гибели как 287 или 304 гг.).
Святой Себастьян Мессина
Описание работы
Святого Себастьян Мессина демонстрирует на фоне низкого горизонта фигура мученика, как бы возвышающаяся над реальностью. Глубокая перспектива скрывает за прекрасным греческой красоты телом юноши дома, кажущиеся маленькими и незначительными. Себастьян словно не чувствует боли. Рядом с фигурой Себастьяна здания представляются маленькими, из этого окружения он хочет бежать, и чем скорее, тем лучше. Так, во всяком случае, гласит легенда. Красота этого тела напоминает греческие статуи юношей, хотя и подчинена мягкому дугообразному готическому движению, у античных же статуй всякое движение имеет противовес, голова и тело в этом случае должны были бы вновь обратиться в сторону несущей ноги.
Святой Себастьян. Тициан.
Площадь под голубым, покрытым редкими облаками небом, залита светом. Даже тенистые участки не по-настоящему темны. Солнце светит сверху слева, и тени подчеркивают завышенность перспективы. Картину наполняет некая отрешенность, послеобеденная тишина. Некоторые детали кажутся весьма загадочными: слева, позади Себастьяна, изображенный чрезвычайно сжато, лежит пастух, положив голову на бордюр. Бордюр тянется через всю картину, но контуры его остаются неясными. Им заканчивается передний план и начинается средний и дальний, еще более призрачные, чем площадь, на которой стоит святой. А если мысленно отодвинуть этот бордюр дальше к стене, пилястре, то тогда он закрыл бы все, изображенное в глубине картины. Упавшую колонну справа можно растолковать как символ крушения антично-языческого мира. В подобной же интерпретации она встречается на картине Пуссена «Поклонение волхвов».
Святой Себастьян. Тициан.
Об авторе
Антонелло был родом из города Мессины, учился в Неаполе, где в те времена господствовала нидерландская живопись. Сенсационными новшествами, привнесенными ею, были изменения в технике рисования (вместо темперы стали использоваться масляные краски) и более реальное отображение действительности. Антонелло воплощал эти новшества в своих картинах. В бытовых сценах на дальнем плане картины просматривается подражание стилям Андреа Мантенья и Пиеро делла Франчески. Антонелло работал в основном в Мессине, а в 1475–1476 годах в Венеции, где и написал «Святого Себастьяна». Несколько лет назад картина реставрировалась, в следствие чего на свет снова показалась подпись художника.
«Святой Себастьян» Мантеньи.
Биография автора: интересные сведения
Тициан Вечеллио – художник, который родился в 1488 году и прожил до 1576 года. Живописец является одним из главных представителей венецианской школы эпохи Возрождения. Мастер родился в семье политического деятеля. Однако отец рано заметил умения своего сына и отправил его на обучение в Венецию.
Среди интересных фактов из жизни Тициана Вечеллио следует выделить:
- Художник прожил 90 лет, что невероятно для той эпохи. Поскольку средняя продолжительность проживания едва достигала 40 лет.
- Тициан Вечеллио был признан королем живописцев, а также считался художником королей, поскольку многие короли и вышестоящие чины хотели, чтобы их портрет был написан именно этим мастером.
- Художник считается основателем психологического портрета, поскольку он первый, кто сумел отобразить не только внешность своей модели, но и передать через полотно ее душу и характер.
- Тициан Вечеллио стал первым художником, который обрел популярность в качестве мастера цвета: творец достигал в своих работах широкого разнообразия цветовых гамм, оттенков и переходных компонентов.
- Мастером была разработана новая манера написания картины, которая предполагала накладывание краски на холст, используя кисть, шпатель или палец.
«Святой Себастьян» Тициана
Картина «Святой Себастьян» Тициана по праву считается жемчужиной Государственного Эрмитажа. Почему это произведение так сильно воздействует на зрителей? Кто изображен на нем?
В период раннего средневековья возникло предание об уроженце римского города Нарбонны Себастьяне. Получив образование в Милане, он направился в поисках счастья в Рим
Благодаря мужеству и честности молодой человек привлек к себе внимание римского императора Диоклетиана
Заслужив его благорасположение, Себастьян получил назначение на почетную должность начальника первой когорты императорской гвардии, но не оправдал оказанного доверия. За скрытую приверженность к христианам его дважды приговаривали к смертной казни.
За то, что Себастьян не изменил своим убеждениям, его вторично подвергли казни — забили камнями и бросили в сточную канаву, откуда, по преданию, мертвое тело мученика извлекла святая Лючия и похоронила в катакомбах на Аппиевой дороге.
Образ римского воина, стойкого христианина, причисленного церковью к лику святых, становится одним из излюбленных в итальянском искусстве. В Венеции также существовал его культ.
Поэтому не случайно все знаменитые венецианские художники, начиная с учителя Тициана — Джованни Беллини и заканчивая Веронезе и Тинторетто, не раз обращались к образу святого. На протяжении долгой жизни Тициана также привлекала эта тема.
«Святой Себастьян» из Эрмитажа — одно из последних произведений мастера. Величественная поза Себастьяна, привязанного к стволу дерева, олицетворяет мужество, самообладание и спокойствие, несмотря на все мучения. Как неизбежное он принимает надвигающуюся смерть и с достоинством встречает ее.
Неровным, беспокойным светом освещена его фигура и страдальческое лицо, обращенное к небу. Окружающее пространство помогает полнее выявить трагизм происходящего. От горящего костра вздымаются языки пламени, бросая отблески на обнаженное тело святого. У его ног клубится дым, медленно поднимающийся вверх. Темное, облачное небо сливается с землей.
Зловещие отсветы падают на пустынную местность, как бы охваченную заревом пожара. Кажется, что с гибелью героя наступает момент трагического крушения мира. Но не безнадежность и отчаяние выражает произведение Тициана, а веру в величие человека и неукротимость его духа.
Себастьян — это не фанатик, изнуренный длительными постами и молитвами, а прекрасный юноша, мужественно противостоящий злу.
Эрмитажная картина строится на равновесии, гармонии форм и плавном течении линий. Основой для воплощения художественной идеи здесь служит цвет. Живописный строй полотна отличается изысканной красотой и богатством колористической гаммы.
Тициан добивается удивительного живописного эффекта. Красноватыми, желтовато-оранжевыми, коричнево-желтыми, черными, серыми и зелеными градациями цвета переданы фигура святого и окружающее пространство. «Святой Себастьян», по определению одного из исследователей творчества итальянского мастера, «богатейшая симфония красок, хотя доминируют в ней преимущественно темные тона».
Биограф венецианских художников Карло Ридольфи свидетельствует, что эта картина оставалась в доме Тициана до самой его смерти в 1576 году.
Во владении рода Барбариго «Себастьян» находился почти триста лет, вплоть до 1850 года, когда собрание было распродано, и «Святой Себастьян» вместе с другими работами Тициана попал в Эрмитаж.
www.chernorukov.ru/articles/?article=101
Поклонение и покровительство
Реликвии
Реликварий Святого Себастьяна, Эберсберг , Германия.
По некоторым данным, тело святого Себастьяна перевезли из Рима в Суассон , в аббатство Сен-Медар . Его кости затем были помещены в собор Сен-Проте и Жерве , в Хартенне , Серше , Кевре (1793 г.), Сапоне , Монтиньи-Ленгрене (1857 г.), Марживале (1792 г.) . Череп разделен на две части: одна половина вверена аббатству Эберсберг в Германии, другая — в Суассоне.
Мощи святого Себастьяна разбросаны по католическим церквям на всех континентах .
Покровительство
Гвидо Рени , Святой Себастьян (ок. 1615 г.), Рим , Капитолийские музеи .
Святой Себастьян, как и Святой Георгий , является одним из замученных воинских святых первых христианских церквей. Их поклонение началось в IV — го века и достигла своего пика в конце Средних веков до XIV — го и XV — го века. Детали их мученичества показывают отношение христиан того времени: такими святыми были Атлета Кристи (защитник Христа) и «хранители рая» .
Защитник от чумы , святой Себастьян иногда считается одним из четырнадцати вспомогательных святых (заступников) . Соединение мученического «sagittation» (пораженный стрелами) с чумой не случайно: в начале Илиад , Аполлон , сердитый лучник бог, по его стрелам, посылает мор против ахейцев : «Серебряным лук издал грозный свист. Бог сначала нацелился на мулов, на шустрых собак, но вскоре его резкая линия, направленная на людей, полетела без перемирия, трупы сгорели на кострах тысячами ». (Илиада, песня 1, 49-52). « Но в греко-римской мифологии каждая грозная сила, называемая обратной силой, удары Бога также могут быть целителем.
В более широком смысле, святого Себастьяна можно было рассматривать с 1980-х годов как заступника против эпидемии СПИДа , особенно в гомосексуальном сообществе . В Провансе Святой Себастьян также защищает от судорог и колик.
Святой Себастьян является покровителем нескольких городов мира, включая Братиславу (столица Словакии ), Корми (на Мальте ), Казерта , Авелла , Мистретта и Ассоло (в Италии ), а также Мелилли (на Сицилии). Он даже третий святой-покровитель Рима после святых Петра и Павла . Он также покровительствует городам Пальма-де-Майорка и Сан-Себастьян (в Испании ). В последнем случае20 январяТаким образом, это место празднеств и праздников, называемых Тамборрада . Святой Себастьян также является покровителем Рио-де-Жанейро ( Бразилия ), который был основан на20 января 1502 г., и который первоначально назывался «Сан-Себастьян-де-Рио-де-Жанейро» .
В зависимости от страны Святой Себастьян считается покровителем солдат в целом и пехотинцев (армия) в частности, швейцарских гвардейцев , конкистадоров , а также спортсменов и, во Франции, в частности, лучников , а также офицеров полиции .
В Провансе Святой Себастьян — святой бравады (со Святым Панкрацием , Святым Иоанном , Святым Георгием …), ритуальной боевой игрой, сопровождающей конец процессий (драки, гонки и погони, битвы с комьями земли, фруктов, цветов. , петарды и мушкетные разряды …).
Сен-Себастьен является покровителем многих средневековых братств, некоторые из которых до сих пор существуют, в частности, Братство Сен-Себастьян де Блиньи-сюр-Уш в Кот-д’Ор , орден рыцарей Сен-Себастьян де Суассон (начиная с 825 год).
Синкретизмы
Культ афро-бразильского , синкретизм языческих и христианских религий, ассоциированную в Санкт — Себастьяне Огуне , особенно в штате Баия , или Oxossi . Точно так же святой Себастьян ассоциируется с Великим Буа в гаитянском вуду .
Литература
- Васильева, Наталья. Французская живопись XVI–XVII веков. — М.: Белый город, 2008. — 127 с. — (История мировой живописи). — ISBN 9-785-7793-1614-9.
- Димитрий Ростовский, Святитель. Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины. Память 18 декабря // Жития святых.. — Москва-Берлин: Direct-Media, 2020. — Т. Месяц декабрь (11-20).
- Золотов Ю. К. Жорж де Ла Тур. — М.: Искусство, 1979. — 162, илл. 62 с. — 25 000 экз.
- Иаков Ворагинский. XXIII. О святом Себастьяне // Золотая легенда. — М.: Издательство францисканцев, 2020. — Т. 1. — С. 160—165. — 528 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-89208-130-6.
- Bergamaschi, Giovanna; Cogorno, Luisa; De Fiore, Аngelo; De Fiore, Gaspare. Saint Sébastien soigné par Irène // La Tour. — Milan: Fabbri, 1988. — С. 24—25. — 35 с. — (Regards sur la peinture). — ISBN 2-907745-69-7.
- Choné, Paulette. Georges de La Tour: un peintre lorrain au XVIIe siècle. — Renaissance Du Livre, 1996. — 165 с. — (Les beaux livres du patrimoine). — ISBN 9-782-8046-0037-2.
- Berger, Jacques-Edouard. Saint Sebastian Tended by Irene / Saint Sébastien soigné par Irène // Georges de La Tour. — Fondation Jacques-Edouard Berger, 1959. — С. 19—21. — 75 с.
- Georges de La Tour. — Paris: La Réunion des musées nationaux, Мinistère de la Culture et de la Communication, 1998. — 48 с. (недоступная ссылка)
- Ibbett, Katherine. Chapter 2. The Politics of Patience: Staging the Spectator. // The Style of the State in French Theater, 1630–1660: Neoclassicism and Government. — Routledge, 2020. — 184 с. — ISBN 9-781-3518-8141-8.
- Techmanski, Artur. Saint Sébastien: histoire d’une assimilation culturelle (фр.) // Źródła Humanistyki Europejskiej : Журнал. — 2020. — Vol. 8. — P. 57—73.