Архитектура на картинах отечественных художников

Выставочный Корпус Бенуа

Строительство Корпуса Бенуа началось в 1914 году, но вскоре было приостановлено из-за Первой мировой войны. Завершилось оно только в 1919-м. Первоначально корпус назывался Дворцом искусств и предназначался только для временных выставок.

Собор Воскресения Христова и Корпус Бенуа Государственного Русского музея, Санкт-Петербург. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»Государственный Русский музей (Корпус Бенуа), Санкт-Петербург. Фотография: Заноза-Ру / фотобанк «Лори».Государственный Русский музей (Корпус Бенуа) и канал Грибоедова, Санкт-Петербург. Фотография: Румянцева Наталия / фотобанк «Лори»

Над проектом работал Леонтий Бенуа, представитель легендарной династии художников и архитекторов — в его честь и назвали здание.

В начале 1930-х годов Корпус Бенуа стал частью Русского музея. После войны его соединили переходами с Михайловским дворцом и флигелем Росси, чтобы гости музея могли легко попасть из одного здания в другое.

Сейчас в Корпусе Бенуа расположена часть постоянной экспозиции Русского музея, посвященная искусству XX и XXI веков. Картины и скульптуры здесь, как и в Михайловском дворце, расположены в хронологическом порядке. Каждый зал посвящен работам одного художника или одному из направлений живописи: символизму, футуризму, авангарду, абстракционизму и другим течениям. Чтобы осмотреть постоянную экспозицию, поднимайтесь сразу на второй этаж: в залах первого размещаются временные выставки, к ним можно вернуться позже.

Краткая биография

  1. 1893 – первое представление акварельных работ А. Бенуа на официальной выставке.
  2. 1894 – начало карьеры историка русского искусства – Бенуа пишет статью об отечественных художниках для немецкого сборника по истории живописи.
  3. 1896 – поезда в Париж и Версаль, создание серии акварелей о жизни Людовика XIV.
  4. 1897 – версальские картины приносят известность Александру Бенуа, а три из них покупает П.М. Третьяков.
  5. 1898 – Александр Николаевич создает объединение «Мир искусства», которое начинает издавать журнал с таким же названием.
  6. 1901 – Бенуа начал издавать журналы «Художественные сокровища России» и «Старые годы», в которых пропагандировал традиционное русское искусство.
  7. 1903 – художник создал иллюстрации на тему «Медного всадника» А.С. Пушкина, которые считаются шедеврами русской книжной графики.
  8. 1904 – рисунки Александра Бенуа к «Медному всаднику» публикуются С.П. Дягилевым, с самой поэмой, в журнале «Мир искусства».
  9. 1904 – после года работы выходит в свет «Азбука в картинках», тиражом 2500 экземпляров, по три рубля за каждый, – практически единственное крупное произведение Бенуа для детей.
  10. 1908-1911 – Александр Николаевич работает с Дягилевым художественным руководителем его «Русских сезонов», которые прославили русский балет за границей.
  11. 1908-1913 – Александр Бенуа, среди прочих художников, работает над оформлением школьного пособия «Картины по русской истории».
  12. 1911 – Бенуа иллюстрирует очередное издание «Пиковой дамы» Пушкина, которое, несмотря на критику его изображений, стало лучшим из дореволюционных изданий этого произведения.
  13. 1918 – искусствовед работает художником и режиссером в Большом драматическом и Мариинском театрах.
  14. 1919 – А.Н. Бенуа становится во главе Картинной галереи Эрмитажа и издает ее новый каталог.
  15. 1919-1926 – период заведования Картинной галереей.
  16. 1922 – выходит альбом «Версаль» – крупнейшее собрание из 26 акварелей художника в революционный период, сопровождавшихся авторским текстом.
  17. 1925 – Александр Николаевич принимает участие в Парижской выставке современных искусств.
  18. 1926 – Бенуа оформляет постановку «Свадьбы Фигаро» в Большом драматическом театре, что стало последней работой мастера в России.
  19. 1926 – отъезд Александра Бенуа в эмиграцию.
  20. 1926-1929 – работа над дягилевским проектом «Ballets Russes» в качестве декоратора и постановщика спектаклей.
  21. 1926 – работа над иллюстрациями к книге А. Моруа «Страдания молодого Вертера».
  22. 1927 – Бенуа иллюстрирует книгу «Уроки любви в парке».
  23. 1927 – художник много работает над акварелями к роману «Грешница» А. де Ренье.
  24. 1945 – создание сюиты из 44 акварелей к «Капитанской дочке» Пушкина.
  25. 1946 – иллюстрации Александра Бенуа включены в произведение А. Попова «Григорий Орлов».
  26. 9 февраля 1960 – Александр Николаевич Бенуа скончался в Париже и был похоронен на кладбище Батиньоль.
  27. 1968 – издательство «Советский художник» публикует подготовленный И.С. Зильберштейном и А.Н. Савиновым сборник «Александр Бенуа размышляет» о его мыслях, суждениях и воспоминаниях в период с 1917 по 1960 годы.

Художник Александр Бенуа

Интересные факты

  • В 2005 году именем русского живописца назвали теплоход, построенный в Чехословакии осенью 1960 года.
  • Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.Зимой 2020 года благотворительный фонд компании «Лукойл» организовал выставку, посвященную 150-летию со дня рождения знаменитого мастера. В экспозицию вошли произведения, хранящиеся в Русском музее, ранний автопортрет, книги с иллюстрациями и работы из картинных галерей и частных коллекций.
  • Старший брат художника Альберт Бенуа в молодости сыграл свадьбу с Марией Кинд — сестрой его будущей супруги. Судя по записям и фотографиям из архивов, члены творческой семьи встречались в Париже. После переезда Александр тесно общался с племянницей — оперной певицей Марией Черепниной.

Полезная информация для туристов

Фонтанный комплекс Большого каскада ежегодно становится открытой сценой. Повсюду звучит музыка, а звонкие струи воды сверкающая позолота статуй выступают в качестве фона для проводимых здесь костюмированных представлений. Побывать на таком шоу можно весной — в день открытия петергофских фонтанов. Осмотр живописного каскада доступен для всех желающих, а по Большому и Малому гротам проводят экскурсии.

Статуи Большого каскада

Большой каскад расположен в Нижнем парке, территория которого открыта для туристов с 9.00 до 21.00, а в праздничные дни — до 20.00. Чтобы попасть сюда, необходимо приобрести билет. В теплое время года воду в каскаде пускают каждый день с 11.00 до 18.00.

Рейтинг достопримечательности:

← РОССИЯ ЕВРОПА →

История Большого каскада

Строительство каскада началось в 1715 году. В его сооружении приняли участие ведущие архитекторы, возводившие царскую резиденцию, — А. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов. Скульптуру выполняли по рисункам А. Леблона и И. Браунштейна в Петербурге, частично за границей. Стены гротов и каскада были облицованы туфом и устричными раковинами. Торжественный пуск каскада состоялся в августе 1723 года.

Все скульптурное убранство первоначально изготовили из свинца. К концу XVIII века статуи пришли в ветхость, деформировались, и признано было необходимым заменить их бронзовыми. В 1799 году Академия художеств направила в Петергоф скульпторов М. Козловского, И. Мартоса и Ф. Гордеева «для осмотру помянутых статуй, дабы в точности узнать, возможно ли будет снять с них слепки». После осмотра статуй на Большом каскаде оказалось, что «оные теперь столь попорчены и помяты, что невозможно снять с них слепки для сделания форм к отлитию из бронзы». Кроме того, стоявшие на каскаде статуи были различной высоты, «что самое делает уже в рассуждении симметрии немалое безобразие».

Замена статуй, начатая в 1800 году, закончилась к лету 1806 года. Все фигуры были позолочены, что придало каскаду еще более праздничный вид.

Исполненные талантливыми скульпторами, новые статуи, украшающие и поныне Большой каскад, относятся к числу высших достижений русской пластики начала XIX века. Скульптурное убранство Большого каскада, выполненное мастерами начала XIX века, сохранялось в основном без изменений до 1941 года. С началом Великой Отечественной войны работники музеев Петергофа успели часть статуй отправить в тыл, часть зарыть в землю или спрятать в нишах грота. Но многое осталось на месте и было разграблено оккупантами. Массивные бронзовые скульптуры «Тритоны», «Волхов», «Нева», «Самсон» немцы сняли и увезли в Германию. Уничтожили они и барельефы, гермы, маскароны. Центральную часть каскада при отступлении фашисты взорвали, а в завалах оставили мины.

О монументальности скульптурной группы «Самсон» свидетельствуют ее вес и размеры: высота статуи — 3 метра 29 сантиметров, вес — 5 тонн, площадь ее поверхности — 35 квадратных метров, на покрытие такой поверхности уходит 160 граммов сусального золота.

«Самсон» — один из самых мощных фонтанов Нижнего парка. Высота его струи достигает 20 метров с расходом воды 148 кубических метров в час. Высота струй фонтанов во многом зависит от состояния напорного трубопровода, питающего их водой.

«Самсоновский бассейн» создан на трассе Ропшинского канала. Горизонт воды бассейна на 21 метр выше уровня Нижнего парка. По чугунной трубе диаметром 60 сантиметров вода поступает к насадке фонтана «Самсон», скрытой в пасти льва. Диаметр фонтанной насадки по отношению к трубе уменьшен почти в восемь раз. В результате стремительная струя воды, выбрасываемая фонтаном, может достигать двадцатиметровой высоты. В старых описаниях Петергофа указывается, что струя «Самсона» достигала высоты 100 футов (около 28 метров), но Елизавета приказала фонтан понизить, «чтобы отвратить в дворцовых комнатах сырость, происходившую в ветреную погоду от водных брызг».

Самсоновский трубопровод — один из старейших в нашей стране. Его строительство началось в октябре 1733 года и велось в течение трех лет. Этот трубопровод подавал воду не только к «Самсону», но и к фонтанам Верхнего сада. Вначале вода к этим фонтанам поступала из пруда, находящегося на расстоянии четырех километров, по деревянным трубам, проложенным в два ряда. К 1763 году трубопровод пришел в ветхость, и по заказу Петергофской конторы тульский заводчик Баташев обязался изготовить «самым лучшим мастерством» чугунные трубы диаметром два и полтора фута. Работы по замене деревянного трубопровода, начатые в 1765 году, были закончены в 1769 году.

Александр Бенуа

Александр Бенуа. Оранжерея (фрагмент). 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Александр Бенуа. Фронтиспис для «Медного Всадника» Александра Пушкина (фрагмент). 1905. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва

Александр Бенуа. Ораниенбаум (фрагмент). 1901. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1902 году в журнале «Мир искусства» Александр Бенуа написал статью «Живописный Петербург». В ней он сетовал, что художники обычно обходят стороной пейзажи Петербурга, предпочитая им Москву: «Теперь пора выбиться из славянофильских пеленок, пора перестать стыдиться «европейской» стороны русской жизни и с большим участием отнестись к ненавистному Петербургу».

Бенуа и сам стал активно изображать этот город на своих картинах. В этот период он создал акварели «На улицах Петербурга», «Санкт-Петербург. Дворцовая площадь», «Эрмитаж Петра Великого», иллюстрации к поэмам Александра Пушкина «Медный всадник» и «Пиковая дама». А в эмиграции художник написал цикл петербургских и пригородных видов под общим названием «Воспоминания».

Василий Садовников

Василий Садовников. Вид набережной и Мраморного дворца (фрагмент). 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Василий Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости. 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Василий Садовников. Вид Невы и Петропавловской крепости (фрагмент). 1847. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник-самоучка Василий Садовников писал архитектуру Петербурга, еще будучи крепостным княгини Натальи Голицыной. Получив вольную, он поступил в Академию художеств, где его учителем стал Максим Воробьев.

Известны многочисленные виды Зимнего дворца, написанные Садовниковым по поручению императоров Николая I и Александра II. Но самая прославленная работа художника — 16-метровая акварельная «Панорама Невского проспекта», над которой он работал 5 лет — с 1830 года. На ней главная улица Петербурга нарисована в обе стороны — от Адмиралтейской площади до Аничкова моста. Художник детально изобразил на картине каждый дом Невского проспекта. Позже издатель Андрей Прево выпустил отдельные части этой панорамы в виде литографий, серия состояла из 30 листов.

Среди других столичных картин художника — «Вид набережной и Мраморного дворца», «Придворный выезд от главного подъезда Большого дворца в Петергофе», «Фельдмаршальский зал». На работе «Отправление дилижанса с Исаакиевской площади» собор изображен еще на этапе строительства.

Помимо Петербурга, Садовников рисовал городские пейзажи Москвы, Вильнюса, Хельсинки. Одной из последних работ художника стала панорама Петербурга с Пулковских высот.

Почта

Это здание похоже на маленький средневековый замок. Зубчатые башни, стрельчатые окна, арка-проезд на внутренний двор…

Почта на дороге Петербург – Ораниенбаум была утверждена еще Петром I. Новое здание строится по проекту архитекторов Альберта Кавоса и Николая Бенуа. Их связывали не только профессиональные узы, но и родственные. Николай Леонтьевич Бенуа женился на дочери Кавоса – Камилле. Сам же Альберт Катеринович Кавос занимал должность главного архитектора императорских театров и Департамента почт.

Так и появилась совместная работа тестя и зятя. В 1850 году Бенуа был назначен главным архитектором Петергофского дворцового правления. Его обязанностью стало следить за состоянием города и руководить его строительством.

Почту-замок достроили в 1853 году. Ворота ведут на внутренний двор, где и сейчас можно увидеть сохранившиеся старые каретные сараи.

И в наши дни здесь расположено почтовое отделение, откуда можно отправить письмо своим друзьям и родным. А можно и самому себе, сделав таким образом уникальный сувенир – открытку со штемпелем одной из самых старых почт в России.

Картины

  • 1896 — «Вид на лестницу и террасу в Версале»
  • 1896 — «Прогулка короля»
  • 1896 — «Набережная Рейна в Базеле в дождь»
  • 1897 — «У бассейна Цереры»
  • 1897 — «Версаль. Людовик XIV кормит рыб»
  • 1898 — «Маскарад при Людовике XIV»
  • 1899 — «Церковь св. Екатерины в Санкт-Петербурге»
  • 1900 — «У Монплезира в Петергофе»
  • 1900 — «Петергоф. Купеческая лестница и Большом дворце»
  • 1900 — «Петергоф. Фрейлинские дома»
  • 1900 — «Петергоф. Львиный каскад и колоннада»
  • 1900 — «Ораниенбаум. Кабинет «Обезьян» в павильоне Катальная гора»
  • 1900 — «Карнавал на Фонтанке»
  • 1905 — «Версаль. Аллегория реки»
  • 1905 — «Служба у капеллы св. Варвары»
  • 1906 — «Вечер»
  • 1907 — «Парад при Павле I»

Пригороды Петербурга

То же — в сериях, посвященных петербургским пригородам («Петергоф», 1900; «Ораниенбаум», 1901; «Павловск», 1902)

В этих «петербургских версалях» нет фигур — авторское внимание приковано к природе и памятникам — к «старой, но живой красоте». Сочетание природы, зданий, отдельных предметов и деталей в живой и цельной гармонии, единство жизненного дыхания и художественного стиля — такова задача

«В конце концов,— пишет Б. Асафьев,— жанровое разграничение абсолютно не играет роли там, где идея одушевления человеческим искусством зримых вещей и пространств определяет стиль. Вот, к примеру, комнаты в Монплезире (Петергоф) Бенуа: в них обнаруживается жизнь истории с исчезнувшими давным-давно людьми, тут вещи, имея значение, не составляют для воспоминающего зрения центра интереса. Ансамбль, «все вместе» составляет композицию». Действительно, главное, что Бенуа ценит в любом явлении культуры,— внутреннее единство, ансамблевая спаянность, художественный синтез. В русской культуре середины XVIII и начала XIX века он открывает для себя воплощение идеи синтеза. Рассказ об этом и является основой его работ.

В этих сериях острая, часто фрагментарная композиция. Как в этюде. Художник не ищет академической законченности и выписанности деталей; цель — поэтический образ общего. Он не вуалирует, не прячет технические приемы: зритель ощущает как бы «технологию» произведения, видит мазок (акварель, гуашь), фактуру бумаги, то мягко трепещущий, то уверенно твердый штрих карандаша, либо угля, нанесенный поверх краски. Бенуа опирается на опыт рисовальщиков прошлого. Но в его манере — черты, характерные для искусства начала XX века и означающие движение от привычных норм живописи и графики в сторону обострения выразительности. Это — обнаженность технического приема, его откровенная наглядность для зрителя. Принципы, воздействовавшие на творчество ряда мастеров. «Меня занимали его темы,— вспоминает, в частности, Добужинский,— нравился сам рисунок, легкий и нервный, его техника раскрашенного рисунка мне открыла глаза на многие возможности». Под влиянием этих работ и «по их следам» выполнены в это время циклы цветных гравюр Остроумовой-Лебедевой, посвященные Царскому Селу, Петергофу и Павловску.

Первые акварельные работы Александра Бенуа, 1890 годы

Версальская серия картин (1905-1906 годы)

Выставка «Версальского цикла» (1906 год) и отношение критики к его работам

Анна Остроумова-Лебедева

Анна Остроумова-Лебедева. Петербург, Мойка (фрагмент). 1912. Частное собрание

Анна Остроумова-Лебедева. Павловск (фрагмент). 1953. Частное собрание

Анна Остроумова-Лебедева. Петроград. Красные колонны (фрагмент). 1922. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Остроумова-Лебедева — один из главных графиков и граверов первой половины ХХ века. На ксилографиях — гравюрах на дереве, литографиях и акварелях — она изображала преимущественно виды Петербурга. Среди ее работ — иллюстрации к книгам Владимира Курбатова «Петербург» и Николая Анциферова «Душа Петербурга», акварель «Марсово поле», «Осень в Петрограде», гравюры «Петербург. Летний сад зимой», «Петербург. Ростральные колонны и биржа» и другие.

Художница не покинула родной Ленинград даже во время блокады: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке — коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути». Работы этого периода — «Летний сад», «Ростральная колонна» и другие — были изданы и в виде почтовых открыток.

Гроты Большого каскада

Центром Большого каскада являются гроты — Верхний и Нижний, которые, как и фонтан, были построены по задумке Петра I.

Гроты облицованы туфом, украшены фонтанами, мраморной и позолоченной скульптурой.

Фасад Большого грота прорезан пятью высокими арками, декорированными золочеными маскаронами. Поверх Большого грота устроена терраса, ведущая в Малый грот. Границей между гротами служит мраморная балюстрада с фигурами двух бронзовых золочёных Тритонов.

Большой (Нижний) грот представляет собой большой зал с высоким потолком. В это зале находится мраморная скульптура петровского времени работы итальянского мастера Пьетро Баратта и золочёные гальванопластические копии античных оригиналов, выполненные в 19 веке.

Сегодня гроты представляют собой музей, посетить который можно за отдельную плату (вход в Нижний парк также платный, фонтаны и гроты работают в летний сезон).

В музее, при переходе из Верхнего грота в Нижний, можно видеть подлинную кирпичную кладку времен Петра I, а также трубы, по которым вода направляется к фонтанам Большого каскада и схему фонтанного водовода — памятник гидротехнического искусства 18-19 веков.

В гроте представлена выставка, знакомящая гостей с работой фонтанных мастеров прошлого, материалами, из которых изготавливались трубы и подлинными деталями скульптурного убранства фонтанов.

Из Нижнего грота гости музея могут выйти на площадку, где расположен фонтан «Корзина», и, тем самым, попасть в самый центр водяного действа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: