Литература
При жизни Ганс Христиан Андерсен писал стихи, повести, романы и баллады. Но для всех читателей его имя прежде всего ассоциируется со сказками – в послужном списке мастера пера 156 произведений. Однако Ганс не любил, когда его называли детским писателем, и заявлял, что пишет как для мальчиков и девочек, так и для взрослых. Дошло до того, что Андерсен приказал, чтобы на его памятнике не было ни одного ребенка, хотя первоначально монумент должны были окружать дети.
Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»
Ганс обзавелся признанием и славой в 1829 году, когда опубликовал приключенческий рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». С тех пор молодой писатель не отходил от пера с чернильницей и писал литературные произведения одно за другим, в том числе и прославившие его сказки, в которые ввел систему высоких жанров. Правда, романы, новеллы и водевили давались автору тяжко – в моменты сочинительства его будто назло постигал творческий кризис.
Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»
Андерсен черпал вдохновение из обыденной жизни. По его мнению, в этом мире прекрасно все: и лепесток цветка, и маленький жучок, и катушка с нитками. Действительно, если вспомнить произведения творца, то даже каждая калоша или горошинка из стручка имеют удивительную биографию. Ганс основывался как на собственной фантазии, так и на мотивах народного эпоса, благодаря которым написал «Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и другие рассказы, опубликованные в сборнике «Сказки, рассказанные детям» (1837).
Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка»
Андерсен обожал делать протагонистами персонажей, которые ищут место в обществе. Сюда можно отнести и Дюймовочку, и Русалочку, и Гадкого утенка. Такие герои вызывают у автора симпатию. Все истории Андерсена от корки до корки пропитаны философским смыслом. Стоит вспомнить сказку «Новое платье короля», где император просит двух проходимцев сшить ему дорогое одеяние. Однако наряд получился непростым и состоял полностью из «невидимых нитей». Жулики заверили заказчика, что чрезвычайно тонкую ткань не увидят только глупцы. Таким образом, король щеголяет по дворцу в непотребном виде.
Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»
Он и его придворные не замечают замысловатого платья, но боятся выставить себя глупцами, если признаются, что правитель расхаживает в чем мать родила. Эта сказка стала интерпретироваться как притча, а фраза «А король-то голый!» вошла в список крылатых выражений. Примечательно, что не все сказки Андерсена пропитаны удачей, не во всех рукописях писателя присутствует прием «deusexmachina», когда случайное стечение обстоятельств, спасающее главного героя (например, принц целует отравленную Белоснежку), словно по божьей воле появляется из ниоткуда.
Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине»
Ганс любим взрослыми читателями за то, что не рисует утопический мир, где все живут долго и счастливо, а, например, без зазрения совести отправляет стойкого оловянного солдатика в горящий камин, обрекая одинокого человечка на погибель. В 1840 году мастер пера пробует себя в жанре новеллы-миниатюры и публикует сборник «Книга с картинками без картинок», в 1849-м пишет роман «Две баронессы». Через четыре года выходит книга «Быть или не быть», но все попытки Андерсена утвердиться в качестве романиста оказались тщетны.
Слайд 5Историческая справкаСвеча зажигания это еще одна незаменимая деталь автомобиля, достойная внимания
и целой статьи. Свеча зажигания родилась в те далекие времена, когда наука об электрическом токе только начинала зарождаться. Считается, что отцом первого прототипа свечи был Алессандро Вольта.
В 1898 году, сразу три патента на изобретение и разработку систем искрообразования были оформлены Николой Тесла, Робертом Бошем и Фредериком Ричардом Симсом. Этот год можно уверенно назвать основой для современных свечей зажигания. Но лишь благодаря стараниям Готлиба Хоннельда, сотрудничавшего с Робертом Бошем в 1902 году на свет появилась свеча, способная работать в системе Магнето.
Детство и юность
Ганс Христиан Андерсен (общепринятое русскоязычное написание, правильнее будет Ханс Кристиан) родился 2 апреля 1805 года в третьем по величине городе Дании – Оденсе. Некоторые биографы уверяли, что Андерсен – незаконнорожденный сын датского короля Кристиана VIII, но на самом деле будущий литератор рос и воспитывался в бедной семье. Его отец, которого также звали Ганс, трудился башмачником и едва сводил концы с концами, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой и была малограмотной женщиной.
Ганс Христиан Андерсен
Глава семейства верил, что его родословная начиналась из знатной династии: бабушка по отцовской линии рассказала внуку, что их семья принадлежит к привилегированному социальному классу, однако эти домыслы не нашли подтверждения и с течением времени были оспорены. О родственниках Андерсена много слухов, которые и по сей день будоражат умы читателей. Например, поговаривают, что дедушку писателя – резчика по профессии – в городке считали сумасшедшим, потому что тот делал из дерева непонятные фигурки людей с крыльями, похожих на ангелов.
Дом, где родился и вырос Ганс Христиан Андерсен
Ганс-старший познакомил дитя с литературой. Он читал отпрыску «1001 ночь» – традиционные арабские сказки. Поэтому каждый вечер маленький Ганс окунался в волшебные истории Шахерезады. Также отец с сыном обожали совершать прогулки по парку в Оденсе и даже побывали в театре, который произвел на мальчика неизгладимое впечатление. В 1816 году отец писателя умер.
Реальный мир был для Ганса суровым испытанием, он рос эмоциональным, нервным и чувствительным ребенком. В таком душевном состоянии Андерсена виноваты местный задира, попросту раздающий тумаки, и учителя, ведь в те смутные времена наказания розгами были обыденным делом, поэтому будущий писатель считал школу непосильной пыткой.
Сказочник Ганс Христиан Андерсен
Когда Андерсен наотрез отказался посещать занятия, родители определили юношу в благотворительную школу для бедных детей. Получив начальное образование, Ганс стал учеником ткача, затем переквалифицировался в портного, а позже трудился на сигаретной фабрике.
Отношения с коллегами по цеху у Андерсена, мягко говоря, не заладились. Его постоянно смущали пошлые анекдоты и недалекие шутки рабочих, а однажды под общий гогот с Ганса стянули штаны, чтобы убедиться, мальчик он или девочка. А все потому, что в детстве литератор обладал тоненьким голосом и зачастую пел во время смены. Это событие заставило будущего писателя окончательно уйти в себя. Единственными друзьями юноши были деревянные куклы, некогда сделанные его отцом.
Ганс Христиан Андерсен
Когда Гансу исполнилось 14 лет, в поисках лучшей жизни он переехал в Копенгаген, который в то время считался «скандинавским Парижем». Анна Мари думала, что Андерсен уедет в столицу Дании ненадолго, поэтому отпустила горячо любимого сына с легким сердцем. Ганс покинул отчий дом, поскольку мечтал стать знаменитым, хотел познать актерское ремесло и играть на сцене театра в классических постановках. Стоит сказать, что Ганс был долговязым юношей с длинным носом и конечностями, за что и получил обидные прозвища «аист» и «фонарный столб».
Ганс Христиан Андерсен читает книгу детям
Также Андерсена дразнили в детстве «писателем пьес», потому что в доме мальчика был игрушечный театр с тряпочными «лицедеями». Старательный молодой человек с забавной внешностью создавал впечатление гадкого утенка, которого приняли в Королевский театр из жалости, а не потому, что тот прекрасно владел сопрано. На подмостках театра Ганс исполнял второстепенные роли. Но вскоре его голос стал ломаться, поэтому однокашники, считавшие Андерсена в первую очередь поэтом, посоветовали молодому человеку сконцентрироваться на литературе.
Ганс Христиан Андерсен
Йонас Коллин, датский государственный деятель, который заведовал финансами в период царствования Фредерика VI, очень любил непохожего на всех юношу и убедил короля оплатить образование молодого писателя.
Андерсен учился в престижных школах Слагельсе и Эльсинора (где сидел за одной партой с учениками, младшими его самого на 6 лет) за счет казны, хотя и не был рачительным учеником: Ганс так и не одолел грамоту и всю жизнь делал множественные орфографические и пунктуационные ошибки в письме. Позже сказочник вспоминал, что студенческие годы снились ему в кошмарных снах, потому что ректор постоянно критиковал юношу в пух и прах, а, как известно, Андерсен этого не любил.
Слайд 33травяные бесфитильные свечи другое название «ведьмины». Травяные бесфитильные свечи — это очень интересные
свечи, другое название «ведьмины». Их делают исключительно вручную из двух компонентов: натурального пчелиного воска и сухих трав. Роль фитиля как раз и играет трава: огонек перескакивает с травинки на травинку, иногда затухает, потом разгорается с новой силой. Пламя может достигать 10 см, эдакий маленький факел. Если правильно подобрать подсвечник (идеально глубокая чаша), свеча будет гореть до 6-7 часов. Изготовление таких свеч — ни с чем не сравнимое удовольствие: натуральные материалы и восхитительный запах лета! Можно по-разному относиться и использовать эти свечи. Каждый вкладывает свое значение. Но как минимум натуральные свечи с травами дезинфекцируют помещение. И хотите верьте, хотите нет — но вместе с микробами уходит и негатив.
Читать сказку Свечи
Жила-была большая восковая свеча; она-то уж знала себе цену. — Я — из воска и отлита в форме! — говорила она. — Я горю ярче и дольше других свеч; место моё в люстре или в серебряном подсвечнике!
— То-то, должно быть, счастливая жизнь! — сказала сальная свечка. — А я-то только из сала: фитиль мой макали в сало, и вот вышла я! Но все же я утешаюсь тем, что я настоящая толстая свечка, а не какая-нибудь захудалая! Бывают ведь и такие свечки, которые обмакиваются только два раза, меня же макали в сало целых восемь раз, пока я, наконец, растолстела как следует. Я довольна! Конечно, лучше, аристократичнее родиться восковой свечкой, а не сальной, но ведь не сами же мы выбираем себе положение в свете! Восковые свечи попадут в зал, в хрустальную люстру, я останусь в кухне, но и это недурное место — кухня кормит весь дом!
— Но есть кое-что и поважнее еды! — сказала восковая свеча. — Хорошее общество! Быть свидетельницей всего этого блеска, блестеть самой!.. Сегодня вечером в доме бал, скоро меня и всю нашу семью возьмут отсюда!
Только что она проговорила это, все восковые свечи были взяты, но вместе с ними была взята и сальная. Госпожа сама взяла её своей изящной ручкой и отнесла на кухню. Тут стоял маленький мальчик с корзиной, полной картофеля. Туда же пошли и несколько яблок. Все это дала бедняжке добрая барыня.
— А вот тебе ещё свечка! — прибавила она. — Мать твоя опять будет работать ночью — ей свечка пригодится!
Маленькая дочка барыни стояла тут же и, услыхав слово «ночью», радостно воскликнула:
— Я тоже не буду спать сегодня ночью! У нас бал, и на меня наденут платьице с красными бантиками!
Какой радостью сияли её глазки! Где было восковой свечке сравниться блеском с этой парой детских глазок!
— Просто прелесть! — подумала сальная свечка. — Я никогда не забуду этих глазок! Да мне и увидеть-то их, пожалуй, больше не придётся!
Тут её уложили в корзину, прикрыли крышкой, и мальчик унёс корзинку домой.
«Куда-то я теперь попаду! — думала свечка. — К бедным людям; там, пожалуй, не найдётся для меня и медного подсвечника, а восковая-то свечка будет себе сидеть в серебре, любоваться знатным обществом! То-то, должно быть, приятно освещать избранное общество! А вот меня судьба создала сальной, а не восковой свечкой!»
И свечка попала к бедным людям, к вдове с тремя детьми, в низенькую каморку, что находилась как раз напротив богатого дома.
— Бог, награди добрую барыню за все это! — сказала мать. — Вот-то чудесная свечка! Она прогорит за полночь.
И свечку зажгли.
— Апчхи-чхи! — зачихала она. — Фу, как эти спички воняют серой! Небось таких не поднесут в богатом доме восковой свечке!
А там тоже зажгли свечи, и из окон полился яркий свет на улицу. К дому то и дело подъезжали кареты с разряженными гостями. Заиграла музыка.
«Вот уж началось там! — подумала сальная свечка и вспомнила личико маленькой девочки, сиявшее ярче всех восковых свечек в мире. — Никогда я не забуду его!»
В эту минуту к столу подошла самая младшая девочка в семье и одной ручонкой обвила за шейку брата, другой сестрёнку: ей надо было сообщить им что-то очень важное, чего нельзя и сказать иначе как на ушко!
— Вечером — подумайте! — у нас будет горячая картошка!
И глазки её так и сияли от восторга. Свечка светила ей прямо в лицо и видела на нём такую же радость, такое же счастье, какими светилось личико богатой девочки, мечтавшей о красных бантиках!
«Разве горячая картошка такая же прелесть, как красные бантики? — подумала свечка. — Малютки-то ведь одинаково радуются!» И она чихнула, то есть затрещала; сальные свечки иначе не умеют чихать.
Стол накрыли и принялись за картошку. Какая она была вкусная! Чудо! Это был целый пир, а на закуску каждому досталось по яблоку! После трапезы самая младшая девочка проговорила коротенький стишок:
Благодарю я, Боженька, тебя
За то, что снова накормил меня!
Аминь!
— Хорошо я прочитала, мама? — спросила она затем.
— Об этом не надо спрашивать! — ответила мать. — Ты должна думать не о себе, а только о Боженьке, который накормил тебя!
Детишки улеглись спать, мать перецеловала их, и они сейчас же заснули, сама же мать села за шитье и сидела далеко за полночь, чтобы заработать себе и детям на пропитание. А там, в богатых покоях, сияли свечи, гремела музыка. Звёзды же блестели на небе одинаково ярко и приветливо и для богатых, и для бедных.
«А ведь в сущности, я провела славный вечер! — подумала сальная свечка. — Лучше ли было восковым свечам в серебряных подсвечниках? Вот бы узнать это, прежде чем сгорю!»
И она опять стала вспоминать два одинаково сияющих личика: одно — освещённое восковой свечкой, другое — сальной.
Да вот и все.
голоса
Рейтинг статьи
Сальная Свеча — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Сальная Свеча», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Ганс Христиан Андерсен
Сальная Свеча
Все шипело и свистело, когда в котле зажглось пламя — это была колыбель Сальной Свечи. И из этой колыбели вышла безупречная свечка — твердая, белая и стройная. Все, кто видел ее, считали, что она сделана для светлого и блестящего будущего.
Овечка, маленькая симпатичная овечка, была мамой свечи, а плавильный котел — отцом. От матери она получила белое блестящее тело, а от отца жажду пылающего пламени, которая проникла в нее до мозга костей.
Вот как она родилась и росла — с лучшими и самыми радужными ожиданиями от жизни. Она встретилась со множеством самых странных созданий и событий, желая узнать жизнь, и, возможно, найти то место, которое подойдет ей лучше всего. Но в мире слишком много тех, кто заботится только о себе, а не о Сальной Свече. Мир не мог понять значимости свечки и пытался использовать ее для своей выгоды, каждый держал свечку неправильно; черные пальцы оставляли все больше и больше отпечатков на ее девственной белизне, которая, в конце концов, исчезла, покрывшись грязью внешнего мира, который подошел близко — ближе, чем свеча могла вынести. И хотя этого нельзя было сказать по внешнему виду, внутри она осталась чистой и незагрязненной.
Ложные друзья не могли увидеть ее истинную сущность и отбросили ее за ненадобностью.
Итак, это была бедная Сальная Свеча, одинокая и не знающая, что ей делать. Она чувствовала себя невероятно несчастной, потому что потратила свою жизнь ни на что, она не могла понять, для чего она существовала, зачем появилась на свет — возможно, для того, чтобы в конечном итоге разрушить себя и других.
Она размышляла об этом все чаще и чаще, глубже и глубже. И чем больше она об этом думала, тем подавленнее становилась. Как будто грязный покров закрыл ее глаза.
Но затем она встретила маленькое пламя — огниво. Оно знало свечи лучше, чем сама Сальная Свеча. У огнива был такой ясный взгляд, что оно могло видеть то, что находится под оболочкой. И оно увидело внутри свечи много хорошего. Огниво приблизилось, свеча зажглась — и ее сердце растаяло.
Наружу вырвалось пламя — как триумфальный факел на счастливой свадьбе. Появился яркий свет, который озарил все предметы вокруг, освещая путь вперед для ближних — настоящих друзей — тех, кто в состоянии разглядеть истину в свете свечи.
Тело свечи было достаточно крепким, чтобы питать пламя. Капли одна за другой, как семена новой жизни, катились вниз, прикрывая грязь.
Это был не только телесный, но и духовный брак.
Сальная Свеча нашла свое настоящее место в жизни и показала, что она настоящая свеча, сияя многие годы на радость себе и всем окружающим.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Стойкий оловянный солдатик
Оптимальный возраст – старше 8 лет. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» заставляет задуматься о смысле жизни. Впервые была опубликована в 1838 году.
Это история оловянного солдатика и танцовщицы. Да, это игрушки, но ночью они оживают. Солдатик влюбляется в танцовщицу, злой тролль препятствует их счастью.
Утром солдатик падает из окна. Ему предстоит пережить многое, но он все же вернется обратно.
Игрушечный солдат снова оказывается в детской, но какой-то мальчишка бросает его в камин. Там же оказывается танцовщица, ее унесло порывом ветра. Любящие сердца соединились, но какой ценой?
Эта сказка показывает читателю, что жизнь и смерть всегда находятся рядом, и пока есть возможность, нужно делать добрые дела.
История публикации
Иллюстрация Вильгельм Педерсен, Первый иллюстратор Андерсена
«Ангел» был впервые опубликован в Копенгагене 11 ноября 1843 г. К. А. Рейцелем в первом томе первого сборника Новые сказки. Впервые словосочетание «рассказано для детей» не было частью названия — упущение, по мнению ученого и биографа Андерсена Джеки Вулльшлагер, вызывало у Андерсена новую уверенность: «Эти были наиболее зрелыми и идеально сочиненными им сказками. написал, и хотя некоторые из них сразу стали и остались любимыми детьми, Андерсен сочетает здесь детское и глубокое с исключительным мастерством ». Первое издание 850 было распродано к 18 декабря, и Reitzel планировал выпустить еще 850.
«Ангел» был первой сказкой в томе, в который вошли «Соловей», «Влюбленные; или, Вершина и мяч», и «Гадкий утенок». Сказка была переиздана 18 декабря 1849 г. в Сказки и снова 15 декабря 1862 г. Сказки и сказки.
Вулльшлагер описывает «Ангела» как «сентиментальную жанровую картину , отвечающую вкусу времени». Гравюра с иллюстрации к сказке немецкого художника. Вильгельм фон Каульбах был широко популярен и быстро продавался. Андерсен однажды нашел гравюру в Португалии, стране, в которой он был относительно неизвестен.
Андерсен-панофоб
Панофобия — боязнь всего на свете — понятие, лаконично описывающее общий душевный настрой короля сказок. Болезненно впечатлительный и крайне мнительный, он страшился трихинеллеза и потому не ел свинину, чурался женщин и не имел с ними близости, шарахался от собак, избегал рыбных костей, опасался неправильно подписать конверт и потерять паспорт.
Август Грахл. Портрет Андерсена, 1846. (commons.wikimedia.org)
Обливался холодным потом, воображая себя похороненным заживо, и оставлял у постели записку: «На самом деле я не умер, просто сплю». Трепетал при мысли о пожаре и всегда держал при себе веревку — на случай спуска через окно. Боясь отравления, передарил своим племянникам громадную коробку конфет, полученную от юных читателей.
Долгие годы Андерсена преследовал страх сойти с ума — по примеру его деда, страдавшего маниакальными припадками. Напялив украшенную цветами драную шляпу, старик носился по улицам с криками и песнями на потеху детворе. Этой фобии способствовала и детская психотравма. Однажды вырвавшись из-под присмотра бабушки, которая работала в саду городской больницы, Ганс Христиан очутился в отделении для буйнопомешанных и едва не угодил в объятия голой пациентки, потянувшейся к нему через решетку.
В довершение ко всему Андерсен страдал педафобией — боязнью детей. С негодованием отклонил изначальный проект прижизненного памятника, предложенный Огюстом Сабе: фигура писателя в окружении восторженных ребятишек. «Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере!» — категорически заключил сказочник и велел изваять себя сидящим в гордом одиночестве с книгой в руке. В свете подобных представлений известный рисунок в честь визита Андерсена в Лондон смотрится едва ли не издевательской карикатурой.
Однако персональные фобии не мешали эксцентричному автору наводить ужас на читателей. «Красные башмачки», «Эльф розового куста», «Девочка, наступившая на хлеб» — эти сказочки ничуть не уступают современным навороченным ужастикам.
Дикие лебеди
Классическая сказка, где добро побеждает зло. «Дикие лебеди» можно читать детям, достигшим 3-летнего возраста. Сказка была опубликована в 1838 году.
Король один воспитывал 11 сыновей и дочку. Вскоре он женится. Злая мачеха невзлюбила детей короля и наложила на них заклятие. Юноши превратились в лебедей и улетели, на Элизу колдовство не подействовало.
Злая женщина хитростью добилась, чтобы король выгнал дочь из замка. Элиза нашла своих братьев, а ночью ей приснился сон. Она должна связать 11 рубашек из крапивы и набросить на братьев, тогда они превратятся в людей.
Элиза выдержала все испытания и смогла спасти братьев.
Детские годы
Ханс Кристиан Андерсен, биография которого интересна читателям разного возраста, родился в начале апреля 1805 года. Его малой родиной стал город Оденсе, который находится в Дании. Его семья была очень бедной, хотя ходили неподтвержденные слухи о том, что детский писатель Андерсен является незаконнорожденным сыном короля Дании Кристиана Восьмого.
Отец будущего писателя, Ганс Андерсен, был башмачником, но большого дохода его работа семье не приносила. Мать, Анна Мари Андерсдаттер, была женщиной малограмотной, поэтому работала прачкой. Отец будущего писателя всегда считал, что его родословная имеет знатные корни. Об этом Андерсену рассказывала и бабушка, но официально это нигде не было подтверждено.
Ходили и другие слухи о родственниках великого детского писателя. Например, говорили, что его дедушка, который некоторое время работал резчиком, слыл в городе сумасшедшим. А все потому, что он делал деревянные фигурки человечков с крыльями, которые были очень похожи на ангелов.
Слайд 10 история возникновения лечебной свечиСуппозитории, шарики и палочки (мыльца) также известны с
глубокой древности. Они предназначались для введения в полости тела, например, в прямую кишку, во влагалище, в уретру. Эта лекарственная форма описана в папирусе Эберса, в староиндийских манускриптах, в трудах Гиппократа, Диоскорида и Галена. В начале мыльца готовили с применением животных жирных основ, растительных и животных порошков, меда, ладана, соков растений. Затем стала применяться мыльно-глицериновая основа, и только в конце XIX в. (1880) стало использоваться масло какао, которое было предложено в качестве лекарственного средства Манкартом в 1735 г. До изобретения специальных приспособлений мыльца готовились главным образом путем выливания жировой массы в бумажные или станиолевые формочки, воткнутые в песок.
Слайд 29Гелевые свечиГелевые свечи, залитые в бокалы, фужеры, стопки, небольшие вазы —
это оригинальный подарок. Сначала красивая гелевая свеча украсит праздничный стол, а затем будет служить по своему прямому назначению, ведь остатки геля с посуды удаляются легко и бесследно.
Преимущества гелевых свечей:
Гелевые свечи очень красивы; Гелевые свечи горят как минимум в 3-4 раза дольше, чем обычные парафиновые свечи; Гелевые свечи не отекают, не требует подсвечника, потому что гель просто-напросто испаряется из стеклянной емкости, которая и служит подсвечником. Емкость можно потом использовать по собственному усмотрению, достаточно удалить остатки геля и фурнитуру, и вымыть используя средство для мытья посуды.
Гадкий утенок
Предназначена для детей от 3 лет. Сказка «Гадкий утенок» впервые была опубликована в 1843 году.
Маленький утенок отличался от своих братьев и сестер ужасным видом. Даже мама-утка не поддержала его, утенку оставалось только бежать прочь от насмешек и унижений.
Некоторое время он жил у старухи, но другие животные – кот и курица тоже начали издеваться над утенком. Тогда птица улетела на озеро, некоторое время утенок прожил в одиночестве.
Единственная его радость – прекрасные белые лебеди, на которых он любовался издалека, он очень мечтал быть похожим на них.
Наступила весна, и утенок полетел над озером, он решил приблизиться к величественным птицам. Опустившись на воду, он увидел свое отражение. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Ганс Христиан Андерсен. Сальная Свеча
Пламя облизывало горшок, и месиво, поддакивая ему, кипело и фыркало, — так рождалась Сальная Свеча. Выбравшись из ещё тёплой колыбели, она предстала во всей своей безукоризненности. Сияющая белизной, плотная и стройная, Свеча была создана для того, чтобы каждый посмотревший на неё понимал, что это оно и есть — обещание светлого, даже ослепительного будущего. Обещание, которое всяк узревший её непременно запомнит и захочет исполнить.
Матушкой Свечи было прекрасное маленькое существо по имени Овечка, а батюшкой — Горшок, что выплавил её. От матушки Свече досталось ослепительно белое тело и предчувствие грядущего. Батюшка же передал ей страстную мечту о пламени, которое когда-нибудь вырвется из свечной оболочки и озарит её жизнь.
Именно так появилась Свеча и с тем росла: в предвкушении лучшей, ярчайшей доли. Жизнь, которую Свеча хотела познать и, если получится, найти себя в ней, свела её с множеством непостижимых созданий. Оказалось, что мир не так хорош, что в нём слишком много себялюбия, а о Свече тут вовсе и не думают. Люди не могли понять её предназначения, а потому, используя Свечу только себе во благо, обходились с ней очень худо. Грязные пальцы оставляли на её прекраснодушии всё больше пятен, и, в конце концов, оно полностью скрылось под наслоениями всей дряни мира, что обступил её. Это было выше её сил — вытерпеть такое соседство, хотя грязь, конечно же, не могла изменить её сути: внутри Свеча по-прежнему была собой — чистой и легкоранимой.
Лживые друзья Свечи, осознав, что не могут постичь её, в сердцах бросали её, считая бесполезной.
Захватанное, измусоленное тело Свечи глубоко упрятало своё Добро. Люди же, боясь испачкаться, запятнать себя, держались от неё подальше.
Оставленная всеми, Сальная Свеча лишилась смысла существования. Хуже того, она вдруг поняла, что была лишь средством укрывания Добра. Она чувствовала себя бесконечно несчастной, потому что жизнь оказалась напрасной; к тому же, возможно, она испачкала лучших из тех, кто окружал её. Свеча на разные лады задавала себе одни и те же вопросы, но ответа на них не находила: зачем её создали, в чём её предназначение, почему она появилась на свет… Наверное, думала она, я лишь гублю себя и других.
Чем дольше и глубже Свеча копалась в себе, тем безутешней становилась. Она не видела никакой пользы от своего существования; цель жизни, данная ей при рождении, ускользала от неё. Словно чёрная повязка покрывала её глаза…
Но затем перед ней забрезжил огонёк — она встретила Огниво. И оно — вот так чудо — знало Свечу лучше её самой. От него, видевшего Свечу насквозь, не могло ускользнуть, сколь много в ней Добра. Огниво приближалось, и это рождало в Свече надежду. И она запылала, и сердце её растаяло.
Свет Свечи был подобен свету звезды, горящей над всеми влюблёнными. Её пламя, вырвавшееся наружу подобно взрыву, осветило всё вокруг, указав путь людям — настоящим друзьям, которые отныне могли видеть истину.
У Свечи хватало сил, чтобы поддерживать столь страстное горение. Её тело отдавало себя капля за каплей, которые, стекая, словно семена новой жизни, покрывали старую грязь.
Это был не столько плотский, сколько душевный союз…
Вот так Сальная Свеча нашла своё место в жизни, доказав, что она настоящая. Она горела долгие годы — на радость себе и счастье людям.
Образование
Ганс Андерсен жил в своем сказочном мире, а реальность была для него слишком суровой, и он не желал ее принимать. Эмоциональный и чувствительный, он не мог противостоять местному задире, который постоянно его избивал. Часто его наказывали розгами и учителя, поэтому он просто ненавидел школу.
Однажды он все-таки решительно отказался идти на занятия, и что только родители ни предпринимали, ничего не могло изменить его решения. Тогда родители отдали его в благотворительную школу для бедных детей. После того как он окончил начальную школу, Андерсен стал учеником ткача, затем портного. Известно, что чуть позже он работал на сигаретной фабрике.
Новое платье короля
Писатель позаимствовал сюжет у Хуана Мануэля («Граф Луканор»), он упоминает об этом в своем дневнике.
Король очень любит наряжаться и нанимает двух портных, которые на самом деле ничего в швейном деле не смыслят. Они пообещали, что сошью платье, невидимое для глупцов.
Когда они «надевают» на короля новую одежду, ни он сам, ни его придворные не могут признаться в том, что не видят платье. Им не хочется прослыть глупцами.
Только один мальчишка не побоялся разоблачить правителя и закричал: «А король-то голый!». Обманщики-портные уже давно покинули город, а король скрылся у себя во дворце.
Личная жизнь
Личная жизнь несостоявшегося актера, но именитого писателя Андерсена – тайна, покрытая мраком. Поговаривают, что на протяжении всего существования великий писатель оставался в неведении относительно интимной близости с женщинами или с мужчинами. Бытует предположение, что великий сказочник был латентным гомосексуалистом (о чем свидетельствует эпистолярное наследие), он имел тесные дружеские отношения с приятелями Эдвардом Коллином, наследным герцогом Веймара и с танцовщиком Харальдом Шраффом. Хотя в жизни Ганса были три женщины, дело дальше мимолетной симпатии не зашло, не говоря уже о женитьбе.
Ганс Христиан Андерсен и Риборг Войгт
Первой избранницей Андерсена стала сестра товарища по школе Риборг Войгт. Но нерешительный юноша так и не отважился поговорить с объектом своего вожделения. Луиза Коллин – следующая потенциальная невеста писателя – пресекала любые попытки ухаживания и игнорировала пламенный поток любовных писем. 18-летняя девушка предпочла Андерсену состоятельного юриста.
Ганс Христиан Андерсен и Женни Линд
В 1846 году Ганс влюбился в оперную певицу Женни Линд, которую из-за звонкого сопрано прозвали «шведским соловьем». Андерсен караулил Женни за кулисами и одаривал красавицу стихами и щедрыми подарками. Но обаятельная девушка не спешила отвечать на симпатию сказочника взаимностью, а относилась к нему, как к брату. Когда Андерсен узнал, что певица вышла замуж за британского композитора Отто Гольдшмидта, Ганс погрузился в депрессию. Холодная сердцем Женни Линд стала прототипом Снежной королевы из одноименной сказки писателя.
Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»
В любви Андерсену не везло. Поэтому неудивительно, что сказочник по приезде в Париж посещал кварталы красных фонарей. Правда, вместо того, чтобы распутствовать ночи напролет с фривольными барышнями, Ганс беседовал с ними, делясь подробностями своей несчастливой жизни. Когда один знакомый Андерсена намекнул ему, что тот посещает публичные дома не по предназначению, писатель удивился и посмотрел на собеседника с явным отвращением.
Памятник Гансу Христиану Андерсену
Также известно, что Андерсен был преданным поклонником Чарльза Диккенса, талантливые писатели познакомились на литературном собрании, которое устраивала графиня Блессингтон в своем салоне. После этой встречи Ганс писал в дневнике:
Через 10 лет сказочник вновь прибыл в Англию и пришел незваным гостем в дом Диккенса в ущерб его семье. С течением времени Чарльз прекратил переписку с Андерсеном, и датчанин искренне не понимал, почему все его письма остаются без ответа.