Иван Билибин (1876–1942)
Иван Билибин (справа в первом ряду) в группе учеников .
Ивана Билибина можно смело назвать главным сказочным иллюстратором. Более того, его непревзойдённая манера, переосмысляющая традиции народного искусства, сыграла важнейшую роль в становлении книжной графики. Художник посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, руководителем которой был передвижник Иван Крамской. Билибин никогда не скрывал, что на его творческое становление сильно повлияло Товарищество передвижных выставок. Однако в дальнейшем путь художника неотрывно связан с объединением «Мир искусства», с которым он поддерживал связь на протяжении долгих лет. Он сотрудничал с главными художественными журналами, альманахами и сборниками, начиная от «Мира искусства» и заканчивая «Весами» и «Открытым письмом». В этом первом русском периодическом издании об открытках выпускают графическую серию открыток Билибина по мотивам русского фольклора. Надо сказать, в конце XIX века в России наблюдается настоящий расцвет графики малых форм — театральные программки и пригласительные билеты, книжные и журнальные иллюстрации создавали лучшие художники. «Обложка» и адресная сторона открытых писем также становится медиумом для признанных мастеров, таких как Леон Бакст, Михаил Добужинский, Евгений Лансере, Георгий Нарбут, Сергей Чехонин и, конечно, Иван Билибин.
В 1900 году Иван Билибин показывает свои акварели на второй выставке «Мир искусства». Он становится постоянным художником и автором журнала «Мир искусства», который выпускался с 1898 по 1904 год. Художник считался одним из главных знатоков русской старины, и его графика, полная множества архаичных деталей, была в то же время изысканна и прогрессивна, а в целом привносила в журнал эстетику русского фольклора. В1904 году вышел тематический номер журнала «Мир искусства», полностью оформленный Билибиным. Художник сделал серию иллюстраций, начиная с обложки, и написал статью «Народное творчество Севера».
Как и многие мирискусники, художник после революции оказался в Европе, в 1925 году в Париже работал над оформлением опер и балетов. Жизнь за границей была не так щедра к русским художникам, и со временем Билибин решил сотрудничать c Советским Союзом. В 1935–1936 годах он участвует в оформлении советского посольства в Париже, создаёт монументальное панно «Микула Селянинович» и в1936 году на теплоходе «Ладога» возвращается в Ленинград. Он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова оперу Н. А. Римского-Корсакова «Царь Салтан». Иван Билибин создаёт иллюстрации к «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером Волке», «Сказке о царе Салтане», «Сказке о Золотом Петушке», русским былинам; оформил оперу «Золотой Петушок», балет «Жар-птица». Кроме того, художник увлекался иконописью. Последняя его работа — серия иллюстраций к киевским былинам.
Cкончался Иван Билибин в блокадном Ленинграде в 1942 году.