Проверка на дорогах (1971) 8.0
Заканчивает первую часть нашего праздничного кинотеатрального топ-50 лучших советских фильмов про войну картина, в которой полицай Лазарев, раскаявшийся в своем «полицайстве», решает вновь переметнуться на сторону партизан. Но можно ли ему доверять, вот в чем вопрос.
Дело обстояло так. Партизаны, как известно проживающие в лесу, обычно не доедали. Местным жителям и так есть нечего, а потому у них особо не попросишь. Раз, два – еще ладно. Но не тридцать же два? В общем, на общем собрании было решено захватить вражеский эшелон. Но для успеха операции нужна была помощь кого-то из тех, кого знают, и кому доверяют фрицы.
Тут-то полицай Лазарев со своим предложением и выступил.
«Дерзость»
Реж. Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1971
Неуместное во всех отношениях начало: панорамирование, дикторский голос произносит:«Это наша земля». Двое дезертиров, заручившись поддержкой жены погибшего третьего, обосновываются под немецкими фамилиями в городке, оккупированном третьим рейхом. Они давно устали бежать, поэтому решают действовать по справедливости: прикрывшись новым безопасным положением, взрывать, наравне с местными партизанами, фашистские составы — конечно, с целью когда-нибудь подорвать Гитлера. Брутализм главного героя Клименко тут побеждает логику фашистскую и просто бытийную. Каждый, включая нацистских лидеров, изъясняется на чистом русском. Цели героев туманны, а операции — фантастичны. Ближе к финалу появляется сам Фюрер и делает то, чего в голову ну совсем не могло прийти. Потом вестернизированные таверны, крушение пассажирского поезда… Примерно такими — только западными — фильмами вдохновлялсяКвентин Тарантино, когда снимал«Бесславных ублюдков». РежиссёраГеоргияЮнгвальда-Хилькевича(автора, на минуточку,«Мушкетеров») можно сравнить, например, например, с Тони Скоттом(или другими эталонными американскими режиссерами-производственниками), и поратовать за то, что и в нашей стране — во всяком случае, один раз — народная трагедия таких масштабов стала площадкой для развития авантюрного и по-хорошему идиотского боевика. В этом есть дерзость, не меньшая, чем у героев фильма, и абсолютно отчаянная любовь к кино.
Баллада о солдате (1959)
В конце пятидесятых умели ненавидеть войну. И стремились показать подлость, нелепость мировой бойни через человечность героев. Сегодня это потеряно, и мы, верно, еще наворотим бед. …Рядовой Алёша Скворцов (актер Владимир Ивашов) не похож на бывалого солдата, который в огне не горит и в воде не тонет. Он совсем мальчишка, улыбчивый, чистый. В начале фильма совершает подвиг, подбивает немецкие танки. А потом – шесть дней отпуска и дорога к матери. На встречу – несколько минут. И – дорога. Мы знаем, что больше он не вернётся с фронта.
О своей удивительной фронтовой судьбе режиссер Григорий Чухрай рассказывал как о чем-то обыденном: «На второй день войны я был первый раз ранен. Воевал на Украине, на Тамани, защищал Сталинград, выходил из окружений, прыгал в тыл врага (я служил в воздушно-десантных войсках), был четырежды ранен. Последнее ранение получил в апреле 45-го в бою у города Папа, на пути к Вене День Победы встретил в госпитале. Демобилизован в конце декабря 1945 по ранению. На войне я не стал героем, каких было немного. Я был обыкновенным солдатом, а потом и офицером, каких были миллионы. Я любил свою армию. В ней не было национализма. Солдаты ценили друг друга не по национальной принадлежности, а по уму, смелости и умению воевать. О такой гадости, как дедовщина, мы и слыхом не слыхали. На войне мне везло: у меня были верные друзья, которые не предадут и не бросят в беде. Я мог тысячи раз погибнуть, но мои ранения не сделали меня калекой (во всяком случае, внешне)».
На вступительных экзаменах во ВГИКе он сказал: «Если кто-нибудь в бою не оправдывал наших надежд, то не потому, что не знал приемов боя или обращения с оружием, а потому, что в критический момент ему не хватило чувства долга и собственного достоинства. Я старался поддерживать эти чувства. В искусстве буду делать то же».
Анатолий Кощеев (прапорщик Данилюк) — 70 лет
Без легендарного сподручника Шматко — прапорщика Данилюка (прозванного своим приятелем «тараканом усатым» и «тыловой крысой») — «Солдат» тоже представить довольно-таки тяжело. Анатолию Кощееву удался очень яркий типаж: бытует история, что, когда его персонажа хотели убрать из сериала, зрители остались крайне недовольны. Планы пришлось менять — и актер остался в проекте до самого конца.
После окончания проекта Кощеев снимался в «Сватьях», «Партизанах» и других не самых заметных картинах. В 2017-м принимал участие в съемках короткометражной криминальной ленты «Майор Гром». В 2019-м исполнил второстепенную роль в спортивном сериале «Дылды».
Щит и меч (1968)
Это шпионский детектив, чемпион советского проката. В ряду «благородных» фильмов – вроде как выскочка и плебей. К остросюжетному жанру принято относиться презрительно – особенно в нашенской традиции. Но фильм снят и смонтирован виртуозно. Даже на перекосы сюжета не хочется обращать внимания. Настолько вовремя начинает звучать музыка Баснера («С чего начинается Родина?..»), настолько хороши в своих ролях Любшин и Янковский. И – ощущается режиссёрский азарт. Фронтовая биография Владимира Басова богата: «Всякое было. Я командовал батареей, стрелял и сам попадал под огневые налеты. Служил в штабе артдивизии и на передовой. Занимал должность замнача оперативного отдела. Составлял карты, мотался по проселкам и бездорожью. Некогда было размышлять. На войне тяжело. Но человеку свойственно быстро обживаться. Чудом люди успевали подшить чистый воротничок, носили пистолет немного сзади — щеголевато. Голодали, теряли друзей, держались всё-таки». Победу он встретил 21-летним капитаном артиллерии – а много лет спустя сыграл артиллерийского капитана Мышлаевского в «Днях Турбиных».
Многие сцены «Щита и меча» снимались в Берлине. Там как раз шла реконструкция города – и можно было вволю повзрывать не только макеты, но и настоящие постройки. Он снова почувствовал себя на фронте, как будто на несколько месяцев вернул молодость. Этот кураж у фильма «никому не отнять».
Личная жизнь Ураловой
Известно, что Уралова Евгения была замужем три раза. Первым ее супругом был художник Подлесов Николай, вторым — Шиловский Всеволод, а третьим – Визбор Юрий. С последним мужем Евгения познакомилась во время съемок кинокартины «Июльский дождь». От Юрия у нее родилась дочь Анна Уралова.
Больше знаменитость не выходила замуж. Она посвятила себя воспитанию дочки, которая подарила ей двоих внучек. В настоящее время Анна Уралова замужем, проживает в Москве и работает в МГТУ им Н. Э. Баумана. У дочери знаменитости есть собственный аккаунт в Facebook, где она публикует личные фото, факты из жизни и общается со своими подписчиками. Анна является симпатичной улыбчивой девушкой с короткими белокурыми волосами.
Почему же ее мать три раза расставалась со своими мужьями? Известно, что Евгения в 1961 году собиралась выйти замуж за Гаккеля Юрия, но во время съемок в киноленте «Барьер неизвестности» в Крыму жених утонул у нее на глазах. В тот момент у беременной Евгении случился выкидыш, после чего она приходила в себя в течение года. Далее она вышла замуж за художника Подлесова, но вскоре рассталась с ним из-за того, что он любил выпить.
После Евгения стала супругой Шиловского, но влюбилась в Визбора и бросила мужа. Так распался второй брак звезды. Семейная жизнь Ураловой пошла под откос, когда у Визбора появилась любовница — художница. После 8 лет супружеской жизни Евгения и Юрий развелись.
«Восточный коридор»
Реж. Валентин Виноградов, 1966
«Восточный коридор»был неугоден с самого начала. Во-первых, сюжет строился вокруг белорусского подполья. В жизни подпольщики (партизаны были в деревни, подпольщики — в городе) не доверяли никому: ни московской разведке, ни партизанам. Поэтому их не жаловали — и во время войны часто сажали, якобы за содействие фашистам. Во-вторых, сценарий впервые в советском кино так глубоко и прямо затрагивал табуированную тему еврейства, гораздо глубже, чем в прославленном«До свидания, мальчики».Эмоциональной кульминацией фильма стала масштабная сцена гибели евреев. В центре кадра абсолютно голая девушка, обратив взоры в небо, патетично читала монолог на идише. На берегу реки стояли ряды евреев в талесах и молились перед смертью под лай собак, выстрелы и крики детей. Таким образом, фильм одновременно напоминает неореалистические фильмыРоберто Росселлинии сюрреалистические видения появившегося немного позжеАлехандро Ходоровскиили, если угодно,Сальвадора Дали. В интервью режиссер рассказывал: «И вот мы написали такой сценарий, где было все неоднозначно, где было непонятно, кто герой. Героев вообще не было». Музыку писал знаменитый композитор МикаэлТаривердиев. В широкий прокат «Восточный коридор», конечно, не вышел. Фильм не изрезали, не положили на полку, но показывали по окраинам и быстро отодвинули в тень. Вышло две рецензии — обе отрицательные. После «Восточного коридора» Виноградов снял«Далеко от войны»по повестиЮрия Нагибина. Из-за отказа делать поправки его выжили со студии «Беларусьфильм», картину перемонтировали, и от режиссерского замысла Виноградова ничего не осталось (в перестройку фильм восстановили и вернули ему оригинальное название). Эта судьба в той или иной мере преследовала каждый из следующих фильмов режиссера. Виноградов остался автором одного шедевра, по счастью не изуродованного цензорами.
Творческая карьера
Шел 1972 год. По распределению театрального учебного заведения, Конкин отправляется в ТЮЗ города Харькова. В это же время его приглашают сняться в кинокартине о Павке Корчагине. Дебютная роль на киностудии Довженко принесла актеру грандиозный успех и славу. От режиссеров стали поступать десятки предложений участвовать в их картинах. Владимир старался выбирать разноплановые образы.
Не пройдет и года, как молодой парень переедет в Москву и начнет играть в столичном драматическом театре.
С 1979 года Конкин работает в театре Ермоловой. Его первый спектакль «Казанский университет». За роль молодого Ленина артиста наградили премией Ленинского комсомола.
Параллельно артист снимается на киностудиях. После показа многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», становится невозможным представить картину без интеллигентного и сдержанного Шарапова, роль которого сыграл Владимир. Его партнером по сценической площадке оказался Высоцкий. Играть с ним было далеко не просто. Случались моменты, когда Конкин хотел все бросить и уехать.
Кроме театральной и актерской деятельности в кино, Владимир Алексеевич озвучил ряд зарубежных картин. Его голосом говорили Рикардо из мексиканского сериала «Дикая роза», Том Круз в боевике «Последний самурай» и множество других знаменитых героев.
Также голос актера можно услышать в мультфильмах «Мойдодыр», «Золотая антилопа», «Аленький цветочек» и др.
Владимир Конкин пробовал себя и в роли ведущего. На одном из телеканалов он вел проект «Домашняя библиотека».
Дорогие товарищи! (2020)
Современный российский фильм покажет историческую забастовку на заводе в Новочеркасске в советские времена. Люди требуют снижения цен и повышения зарплат, и для усмирения бунтующих правительственная комиссия вводит в город армию. Начинаются беспорядки, на улицах звучат выстрелы. В это время партработник Людмила, искренне верящая в идеи СССР, недоумевает, почему люди ополчились на власть. Однако в гущу возмущенной толпы попадает ее дочь-подросток Светка. Когда девушка так и не появляется дома, утром мать кидается на ее поиски вместе с офицером КГБ.
ЖанрДрама, историяАктерыЮлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.4Возрастные ограничения16+
Список источников и литературы
- Альперина 2016 – Альперина С. Когда критики – зрители. Лучший фильм года – «28 панфиловцев» // Российская газета. 26.12.2016. URL: https://rg.ru/2016/12/26/zriteli-nazvali-luchshim-filmom-goda-28-panfilovcev.html
- Будет кино 2017 – Будет кино: «Индустрия кино» побывала на съемках военного фильма «Т – 34». URL: https://www.filmpro.ru/materials/54899
- Грибан 2020 – Грибан И.В., Грибан О.Н. Великое прошлое в виртуальном настоящем: веб-ресурсы как инструмент сохранения памяти о Великой Отечественной войне // Война и общество в ХХ веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты: XXIV всероссийские с международным участием историко-педагогические чтения. Екатеринбург, 2020. С. 201 – 208.
- Долин 2018 – Долин А. Выходит «Т – 34»: блокбастер про Великую Отечественную войну от режиссера «Бригады» — без Сталина и идеологии. URL: https://meduza.io/feature/2018/12/26/vyhodit-t-34-blokbaster-pro-velikuyu-otechestvennuyu-voynu-ot-rezhissera-brigady-bez-stalina-i-ideologii
- Зуев 2016 – Зуев В. «28 панфиловцев» как 300 спартанцев. URL: https://nvo.ng.ru/history/2016-11-25/1_927_28pamfil.html
- Малюкова 2019 – Малюкова Л. Главный герой Нового года – танк. URL: https://novayagazeta.ru/articles/2019/01/11/79153-glavnyy-geroy-novogo-goda-tank
- Матусевич 2016 – Матусевич О.А. Образ Второй мировой войны – аргумент современных международных отношений? // Этот день мы приближали, как могли… : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Ч. 2. Минск, 2016. С. 236–240.
- Мединский 2012 – Мединский В.Р. Война. Мифы СССР. 1939 – 1945. М., 2012. – 704 с.
- Место смерти 2018 – Место смерти изменить нельзя. Как Владимир Путин побывал в самом пекле. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3522803
- На войне как на войнушке – На войне как на войнушке. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3143083
- Рецензии — Рецензии / Несокрушимый. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/1007496/reviews/
- Самутина 2003 – Самутина Н.В. Современное европейское кино и идея культуры («прошлого»). – М., ГУ ВШЭ, 2013. 28 с.
- Сафронова 2019 – Сафронова Ю.А. Историческая память: введение. СПб, 2019. 220 с.
- Сериалы вместо политики – Сериалы вместо политики. Как сказки становятся былью, а быль – сказкой. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KIAzPBMs0rk
- Сидорчик 2018 – Сидорчик А. Крушение «Несокрушимого». Танки есть, а где герои? // Аргументы и факты. 26.10.2018. URL: https://aif.ru/culture/movie/krushenie_nesokrushimogo_tanki_est_a_gde_geroi
- Талавер 2013 – Талавер А. Память о Великой Отечественной войне в постсоветском кинематографе. Этапы осмысления прошлого (от 1990-х к 2000-м). М., 2013. 56 с.
- Танк в кустах 2018 – Танк в кустах: «Нескорушимый» разминулся с правдой о войне. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3778149
- Фильм смотрит нас 2016 – Фильм смотрит нас. Кино «28 панфиловцев» посмотрел каждый четвертый житель России // Российская газета. 06.12.2016. URL: https://rg.ru/2016/12/06/film-28-panfilovcev-posmotrel-kazhdyj-chetvertyj-zhitel-rossii.html
- Хохлов 2010 — Хохлов В.А. Великая Отечественная война в современном российском кино: продолжение в фэнтези-будущем // Новый исторический вестник. 2010. № 23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/velikaya-otechestvennaya-voyna-v-sovremennom-rossiyskom-kino-prodolzhenie-v-fentezi-buduschem.
- Bösch 2007 – Bösch F. Film, NS-Vergangenheit und Geschichtswissenschaft. Von „Holocaust“ zu „Der Untergang“ // Vierteljahresheft für Zeitgeschichte. № 1. S. 1–32.
- Kannapin 2005 – Kannapin D. Dialektik der Bilder. Der Nationalsozialismus im deutschen Film. Ein Ost-West-Vergleich. Berlin, 2005. 287 S.
- König 2008 — König H.-D. Postmoderner Geschichtsverlust. Über Bonengels Film „Beruf Neonazi“ und die Auschwitz-Inszenierungen seines Hauptdarstellers Althans // Die dunkle Spur der Vergangenheit. Psychoanalytische Zugänge zum Geschichtsbewußtsein. Erinnerung, Geschichte, Identität 2. / Hrsg. von Rüsen J. und Straub J. Frankfurt/M. 1998. S. 417 – 450.
- Rosenfeld 2015 – Rosenfeld G.D. Hi Hitler! : how the Nazi past is being normalized in contemporary culture. Cambridge University Press. 455 p.
Одесса (2019)
Лето 1970-го года, Одесса. Люди купаются в море и беззаботно проводят дни. Внезапно из-за вспышки холеры город закрывают на строгий карантин. Во время эпидемии у Григория Иосифовича и Раисы Ировны гостят две взрослые дочери с мужьями, и третий зять Борис, прибывший из Москвы вместе с сыном. Так столичный журналист попадает в западню, запертый в одной квартире с родственниками, где и без того напряженные отношения начинают еще больше накаляться. Односерийный российский фильм про Одессу эпохи СССР был снят в Таганроге и Сочи из-за запрета на въезд в Украину продюсеру и актеру драмы.
ЖанрДрамаАктерыИрина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.6, IMDb – 6.3Возрастные ограничения18+
«Великий перелом»
Реж. Фридрих Эрмлер, 1945
После «окопного»«Она защищает родину»1943 года, построенного преимущественно на приемах экспрессивного немого кино,Фридрих Эрмлеррешается — не по заказу — на следующий фильм о войне в разгар пульсирующих военных действий. «Великий перелом» был посвящен уже ключевой, Сталинградской битве и снят в расположении ленинградского фронта. Тем не менее, в нем можно обнаружить лишь пару микромасштабных батальных сцен. Сталинград по неизвестным причинам называли не иначе как просто «городом». Главнокомандующий не появлялся. Герои носили погоны, которые тогда еще не ввели. Хроники с Гитлером не было. Почти нет солдат. Герои тут — демиурги войны, мыслящие отдельного человека как человеческую единицу. И это в то время, когда сражения еще не закончились, и зритель желал правды и драматизма! Такую отстраненность, как ни странно, объясняет эпоха. «Великий перелом» — эталонный фильм сталинского малокартинья, снятый не только без тени косноязычия, но и практически без примет времени, без желания конкретности, и, конечно, без сцены битвы. Фильм Эрмлера — чистой воды абстракция. Однако про каждого из героев автор накануне съемок расписывал отдельный роман, состоящий из действий, которые они не выполнят, и качеств, которыми не блеснут в условиях эстетики «штабного фильма». Политический триллер сложился. Фридрих Эрмлер был вознагражден — в 1946 году «Великий перелом» удостоился Гран-при первого Каннского кинофестиваля. Но сам фильм остался в тени других работ выдающегося партийного режиссера.
Фронт
К этой пьесе украинского писателя Корнейчука Сталин отнёсся крайне серьёзно, стал её заказчиком и редактором. Видел в ней урок для полководцев и офицеров. Вот так нужно учиться на ошибках и, преодолевая стереотипы времён Гражданской, постигать основы современной войны.
Экранизировали пьесу братья Васильевы — авторы самого известного фильма о Гражданской войне. И одну из главных ролей сыграл незабываемый наш Чапай, Борис Бабочкин. Есть в фильме и такая метафора: командир и двенадцать апостолов (именно так их называют в фильме!) жертвуют собой. Уверен, что этот фильм способен захватывать и сегодня. Настоящая трагедия!
Жизнь за кадром
О своей личной жизни талантливый актер предпочитает не говорить. Есть информация, что Виктор Григорьевич женат, имеет сына и дочь.
В октябре этого года с Фокиным приключилась оказия. Он зарегистрировался в одной брокерской компании, потом ему сообщили, что для участия в торгах необходимо приобрести специальную платформу. Через некоторое время актер перечислил кругленькую сумму. Вскоре узнал, что напоролся на мошенников.
Потом Виктору Григорьевичу позвонили, предложили помочь вернуть деньги, но, не бесплатно. Актер и на этот раз поверил, перечислил деньги. Но, увы, помощник, как говорится, был таков. В общей сложности Фокин потерял около 200 тысяч рублей.
На данный момент замечательный актер служит в театре Et Cetera, которым руководит Александр Калягин. Участвует в постановках: «Компаньоны», «Борис Годунов», «Звездный мальчик». Надеемся, что в скором времени у Виктора Григорьевича появятся новые интересные роли и в кино.
Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ? иПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ
Нам очень важна ваша поддержка!
Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники
Майские звёзды (1959)
Усталый генерал никак не может выспаться. Война закончилась, а он никак не может побороть этот груз перенапряжения. Почему он так ласково и грустно смотрит на чешского мальчика, на сытую комфортную семейную жизнь в европейской деревушке? Во сне он урывками вспоминает письмо жены: «Мы живём… как все ленинградцы». И всё. Больше ничего объяснять не нужно. Так за три-четыре секунды рассказать о судьбе человека можно только в кино. В фильме несколько коротких новелл о мае 1945-го. В каждой есть эпизод, переворачивающий душу. И всё без нажима. Когда-то я увидел в «Майских звездах» крупный план артиста Николая Крючкова – он, бывший водитель трамвая, прошел войну – и вот теперь ведет трамвай по освобожденной Праге, а в глазах у него – взрывы, сражения… Увидел и побежал в ближайший магазин, чтобы купить самый большой телевизор.
Режиссер Станислав Ростоцкий вернулся с фронта инвалидом. 11 февраля 1944 под деревней Дубно получил тяжелое ранение. Сам он так рассказывал об этом: «Я увидел стены крепости, церковь, возвышавшуюся над городом, танки, нескольких бойцов и вдруг рядом с собой, несмотря на окружающий грохот, ясно услышал: «Танк!» — и сразу вслед за этим из канонады и рева ночного танкового боя ясно выделился нарастающий звук мотора. Я хотел вскочить, но в это время что-то крепко схватило меня за пятку и потащило назад. Что-то огромное, неумолимое и жесткое навалилось на меня, сжало грудную клетку, обдало жаром и запахом бензина и жженого металла, стало на мгновение очень страшно, именно из-за полной беспомощности и невозможности бороться. «Готов парень. Отвоевался…» — громко и ясно сказал кто-то рядом. Стало обидно и страшно, что бросят. А я ведь жив. Жив или нет? Только дышать очень трудно, и рука не шевелится, и нога. Но надо встать. Встать во что бы то ни стало. Я с трудом оторвался от весенней слякоти, простоял, как мне показалось, очень долго и начал падать, но чьи-то руки подхватили меня. Я узнал фельдшера Аронова. «Э, брат, раз встал, значит, жив будешь», — сказал он мне. И тут же раздался голос майора Симбуховского: «Бричку! Мою бричку!».
Мало кто знал, что у этого преуспевающего режиссера протез в полноги. Он водил автомобиль, скакал на лошади, рыбачил… Лёгкая походка, череда орденов и премий. А больше всего ему повезло с фельдшером в 1944-м.
Роман Мадянов (Колобков) — 60 лет
Мадянову настолько удалась роль одного из главных злодеев сериала, что «Солдаты» дали его карьере мощный буст. Впоследствии артист получал достаточно ролей антагонистов, в том числе в значимых картинах: «Левиафан», «Легенда № 17», «Зулейха открывает глаза». После съемок в «Солдатах» Мадянов признавался, что ему было непросто расставаться с негативными ощущениями, преследовавшими его на съемках из-за сложного характера персонажа. Однако вряд ли он остался недоволен, учитывая, что «Солдаты» дали его карьере. Продолжает играть роль характерных злодеев и подлецов в кино и сериалах.
С 1992 года актер проживает с супругой Натальей.
Два бойца
Этот фильм и в наше время многие неплохо знают — главным образом, из-за удивительных песен Никиты Богословского. Лирическая — «Тёмная ночь» и залихватская — «Шаланды, полные кефали…». Для многих Марк Бернес, умевший петь вполголоса, навсегда остался любимым исполнителем.
Но не только в музыке дело: и актёрский дуэт Бернеса и Бориса Андреева получился на славу. Два непобедимых красноармейца: Аркадий из Одессы и Саша с Уралмаша не горели в огне, пробивались к победе, защищая Ленинград. В фильме есть патетика, но куда больше простых человеческих взаимоотношений — ревность, обиды закадычных друзей. Юмор, влюблённость.
«Они сражались за родину», 1975
Фильм снят по роману Михаила Шолохова. Июнь 1942 года, советский стрелковый полк, неся серьезные потери, отступает к Сталинграду. Позади них остаются выжженные поля, разрушенные поселения и оставленные на волю судьбы мирные жители. После одного из привалов солдат Петр Лопахин (Василий Шукшин) отправляется в деревню, чтобы собрать продовольственный провиант, и сталкивается с жесткой критикой старухи, которая осуждает их отступление в глубокий тыл. Лопахин, производящий впечатление весельчака и балагура, оказывается серьезным и сопереживающим человеком: с помощью своего таланта он старается развеселить людей и помочь однополчанам отвлечься от жестоких реалий войны. Через пару минут после просмотра фильма зритель погружается в тревожные мысли героев и страх нависшего поражения. Многие фронтовики называли этот фильм одним из самых визуально достоверных фильмов про Великую Отечественную войну, а так же хвалили тонкую передачу солдатского быта и настроения.
Режиссеры: Сергей Бондарчук, Владимир Досталь
…А зори здесь тихие», 1972
Картина Ростоцкого снята по повести Бориса Васильева. Основные события разворачиваются в 1942 году в Карелии. Коменданту разъезда, старшине Федоту Васкову (Андрей Мартынов), имеющему за плечами опыт финской войны, в подчинение передают молодых девушек-добровольцев, многие из которых недавно окончили школу. Одна из героинь, Рита Осянина (Ирина Шевчук), находясь в самовольной отлучке, обнаруживает в лесу двух немцев-диверсантов. Она рассказывает об увиденном старшине, и отряд Васкова отправляется обезвредить врага. Диверсантов оказывается куда больше, и героям приходится вести неравный бой с силами противника. В течение всего повествования опытный старшина наблюдает, как девушки гибнут одна за другой.
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Фильм стал классикой советского кинематографа, одной из самых любимых зрителем лент, посвященных войне. Картина смотрится с замиранием сердца, атмосфера передана потрясающе, а концовку невозможно выдержать без слез.
Афганский излом (1991)
Фильм режиссера Владимира Бортко, по мнению многих критиков, стал лучшей картиной об афганской войне. Незадолго до вывода советского контингента в подразделение десантников прибывает сын высокопоставленного военачальника. Парень хочет «принять участие» в боевых действиях ради наград. Но все разворачивается слишком быстро и события выходят из-под контроля.
Подборка по теме: 23 художественных фильма про Афганистан
АктерыМикеле Плачидо, Татьяна Догилева, Михаил Жигалов, Филипп Янковский, Алексей Серебряков, Нина Русланова…СтранаСССР, ИталияРейтингКинопоиск – 7.6, IMDb – 7.0Возрастные ограничения16+