Особенности кино как вида искусства

История кино: что нужно знать?🎞️ | invme

Известные школы

Сценаристы и режиссеры не могут работать самостоятельно, им нужна команда специалистов. Для этого приходится обучать людей. Каждая команда работает в определенном жанре, выбирает подходящие для себя художественные приемы.

Именно по этим признакам можно выделить киношколы:

  • голливудская;
  • независимая американская;
  • английская;
  • французская;
  • итальянская;
  • немецкая;
  • индийская;
  • скандинавская.

Самым популярным считается голливудский кинематограф. Он выпускает зрелищные фильмы, хотя их обвиняют в чрезмерной коммерческой направленности и примитивности. Многие виды кино этой школы отличаются яркими спецэффектами. Независимые американские фильмы производят отдельные энтузиасты. Они популярны в Канаде и США, но нередко их показывают и на других континентах.

Английское кино отличается эстетичными кадрами, в которых упорядоченное переплетается с хаотичным. Французы снимают утонченные ленты, сочетающие драматизм и психологию, а также художественную красоту и пикантность сцен.

В Италии кинематограф довольно самобытный — он наполнен метафорами, абстракциями, мистикой. Немцы снимают остросоциальные фильмы, которые после просмотра заставляют размышлять об увиденном. Они наполнены жизненностью и драйвом, хотя могут быть несколько небрежными.

Болливудский кинематограф незамысловатый, ведь он основан на стандартных житейский историях. Индийские ленты показывают любовь и ненависть, дружбу и месть. Все это сопровождается множеством песен и национальными танцами. Но в последнее время появились фильмы, больше напоминающие европейские и американские сюжеты.

Скандинавская кинематография носит суровый северный характер. В этом регионе снимают психологически тяжелые фильмы, отличающиеся напряженной эмоциональностью и частым накалом страстей.

https://youtube.com/watch?v=CvaFo7fw3d8

Последние тенденции в кинематографе

Важнейшей вехой в истории кинематографа XXI века можно назвать развитие 3D технологий. Они появились еще в 1950-х годах прошлого века, но только в начале XXI в. в Голливуде осознали коммерческий потенциал применения инновационных техник. Это произошло в 2009 году благодаря фильму «Аватар» Джеймса Кэмерона, львиная доля сборов которого пришлась на 3D версию. Спустя десять лет популярность 3D не снижается. Производители электроники встраивают в свои телевизоры возможность смотреть в 3D, это теперь можно делать не выходя из дома. С учетом развития технологии IMAX обьединение с технологией 3D дает потрясающий опыт для всех зрителей. К сожалению, это не может не сказываться на доходах владельцев кинотеатров.

Одним из перспективнейших направлений, пока не получившим коммерческое признание, является интерактивное кино. И хотя первые его образцы были созданы еще в 1950-х годах в США, настоящий бум интерактивности кинематограф переживает только сейчас с развитием стриминговых сервисов и мобильных устройств. Ярчайшим примером можно считать эпизод сериала «Черное зеркало» под названием Bandersnatch.

Пока что абсолютно непонятно, какое будущее ждет киноискусство сегодня и какая технология совершит революцию в этой сфере. Но уже можно сказать точно: развитие кино происходит и производители контента стремятся к тому, чтобы стена между зрителями и фильмом становилась как можно тоньше. Интерактивные фильмы, стриминговые сервисы, кино по подписке, чаты с актерами и режиссерами, огромное количество промо-материалов по любому фильму, который выходит в прокат, возможность любого сообщества повлиять на съемки любого фильма – все это постепенно меняет саму суть кинематографа. С массовым распространением социальных сетей и смартфонов возможность снять фильм есть абсолютно у каждого. При этом благодаря современным компьютерам звук и изображение могут быть на уровне лучших студийных работ. И даже голливудские режиссеры не пренебрегают обывательскими технологиями: Стивен Содерберг снимает на айфон уже второй фильм, а Дэвид Линч регулярно выкладывает на собственный сайт свои короткометражные фильмы.

Как вам статья?

Мне нравится5Не нравится

Развитие звукового кино

Начиная с 1930-х практически все фильмы стали звуковыми. Первой такой картиной, выпущенной на экраны, стал фильм компании «Warner Brothers» «Певец джаза». В этот же период главы голливудских студий осознают в полной мере весь коммерческий потенциал киноиндустрии, и власть на съемочной площадке практически целиком сосредотачивается в руках продюсеров.

Информация!

Тридцатые годы – уникальное для мирового кинематографа время, когда были сформированы и сняты основополагающие для всех жанров фильмы, начиная с драм и заканчивая фильмами ужасов.

Звук сыграл немалую роль в распространении и коммерческом успехе кинематографа. Благодаря звуку, пусть и технически несовершенному, появилась еще большая свобода самовыражения, художественные приемы стали ярче и выразительнее. Даже Чарли Чаплин, будучи изначальным противником звукового сопровождения в кино, как и Бастер Китон, все же снял свой шедевр «Великий Диктатор» со звуком. А теперь представьте, насколько эмоционально был бы слабее финальный монолог главного героя этого фильма без звука.

Развитие цветного кино

Удивительно, но несмотря на то, что первый популярный цветной фильм был снят в 1939 году («Унесенные ветром»), большинство студий не спешили создавать ленты в цвете. Причин тому несколько, но основная – финансовая. Цветная пленка стоила дорого, технология ее производства и применения не была полностью отточена, и студиям было гораздо выгоднее снимать фильмы на черно-белую пленку. Исключение составляли высокобюджетные ленты, работа над которыми могла затянуться на год или два.

Интересный факт!

Уникальным фильмом является «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. В сцене с красным флагом режиссер вручную раскрашивал каждый кадр.

Развитие доступной технологии съемки цветных фильмов в Голливуде тормозила сначала Великая Депрессия, после – Вторая Мировая война, а затем – корейская. Но так или иначе, после кинематографа цвет пришел и на телевидение.

Примечания

  1. Haigh, I. . BBC (3 мая 2010). Дата обращения: 13 июня 2014.
  2. Dowling, S. . BBC (17 октября 2003). Дата обращения: 13 июня 2014.
  3. Aftab, K. . 10 декабря 2010. The Independent. Дата обращения: 13 июня 2014.
  4. Hall, Ph. . Film Threat (26 октября 2007). Дата обращения: 20 июня 2014.
  5. Ventura, E. . Slate.com (9 ноября 2010). Дата обращения: 20 июня 2014.
  6. Defining Cult Movies: The Cultural Politics of Oppositional Tastes / Jancovich , M., Reboll, A. L., Stringer, J., Willis, A.. — Manchester University Press, 2003. — P. 202—205. — 244 p. — ISBN 978071906631.
  7. Patterson, J. . The Guardian (2 марта 2007). Дата обращения: 23 июня 2014.

Художественные приемы кинематографа

Наиболее часто в кино используются следующие художественные приемы:

  1. Крупный план — такое расположение камеры, при котором большую часть кадра занимает лицо человека или какой-либо предмет. Разновидностью является «итальянский план», когда на кадре видны только глаза актера.
  2. Общий план — отображение человеческих фигур в полный рост вместе с окружающими их предметами.
  3. Наплыв — постепенная замена предыдущего монтажного плана следующим за счет изменения яркости.
  4. Ускоренная съемка — применяется для создания эффекта замедленного движения.
  5. Ретроспекция (или флешбэк) — включение в сюжет элементов из прошлого.
  6. Кинометафора — выражение идеи в символически-образной форме.
  7. Комбинированные съемки — создание с помощью различных технологий кадра, не существующего в реальности, но не отличимого для зрителя от остальных, снятых в павильоне.
  8. Киноцитата — отсылка к другому фильму.

Существуют и специфические приемы, использующиеся в конкретных жанрах кино. Например, прием «Голландский угол» — съемка героя снизу вверх камерой, заваленной набок. Создает ощущение тревожности и страха. Используется в фильмах в жанре «нуар» (криминальная драма) и в фильмах ужасов.

«Александр Невский»

Культовый фильм Сергея Эйзенштейна, вышедший в 1938 году, в течение долгого времени оставался эталоном историко-героического кино. Яркие персонажи, получасовая масштабная битва в финале, музыка Сергея Прокофьева — всё это может впечатлить даже современного искушённого зрителя.

Несмотря на то, что съёмки проходили летом, режиссёру удалось создать ощущение зимы на экране. Приходили даже письма от метеорологов с просьбой указать, где авторы фильма заметили зимой актуальные для лета облака.


На съёмках «Александра Невского». (tvkinoradio.ru)

Костюмы и новгородцев, и тевтонцев были стилизованы под 13 век, при этом присутствовали анахронизмы, возможно, намеренные — для усиления образа воина. Так, на экране мы видим позднесредневековые салады, напоминающие немецкие шлемы 20 века, свастики на митре католического епископа, а топфхельмы у большинства рыцарей выглядят, как железные вёдра с прорезями для глаз. Однако всё это меркнет в сравнении с финалом битвы, когда рыцари проваливаются под воду. Это не находит подтверждения ни в одном из источников 13 века.


Кадр из фильма «Александр Невский». (tvkinoradio.ru)

Фильм осуждали и современники. Так, в марте 1938 года в журнале «Историк-марксист» вышла статья М. Тихомирова «Издёвка над историей», в которой автор критиковал образ Руси в киноленте, особенно внешний вид смердов-ополченцев, убогость их домов и внешний бедный вид русских воинов. Критике подвергся и персонаж Василия Буслаева, который был былинным богатырём и не имел никакого отношения к Ледовому побоищу.

В отличие от других битв того времени, о Ледовом побоище, кроме русских летописей, повествует «Ливонская рифмованная хроника», а также более поздняя «Хроника гроссмейстеров». Реальные политические отношения Пскова и Новгорода с Ливонским орденом были не столь примитивны, как это показано в фильме. Стороны соперничали за земли, на которых находится современная Эстония, преследуя в первую очередь экономический интерес. Приграничные стычки происходили как до Александра Невского, так и после его смерти.

Конфликт 1240−1242 годов выделяется на фоне других активным наступлением рыцарей на псковские земли, а также захватом самого Пскова небольшим отрядом крестоносцев. При этом о зверствах рыцарей в городе, так ярко показанных в фильме, история не знает. Александр Невский активно перешёл в контрнаступление, вернув Псков и захваченные крепости, и начал рейды уже на территорию Ордена.

Численность участников сражения не превышала, по всей видимости, 10 тысяч человек. Со стороны новгородцев выступило конное ополчение, дружина Александра и его брата Андрея. Участие в битве неких смердов не подтверждено, зато ливонцы отметили большое количество лучников у русских. Кроме того, существует версия, что в войске новгородцев были и монгольские отряды.

Силы Ордена, согласно ливонской хронике, были меньше. При этом набранное ополчение чуди и эстов особой роли в битве не сыграло. Кстати, они в фильме вообще не показаны. Вместо этого был создан яркий и запоминающийся образ русской пехоты с копьями и щитами, ожидающей атаки со стороны немецких рыцарей.


Кадр из фильма «Александр Невский». (tvkinoradio.ru)

Никакого поединка между Александром и магистром крестоносцев не было, а вот разгром русского авангарда Домаша Твердиславича перед битвой действительно имел место.

Предатель Твердило, который в фильме носит доспехи более поздней эпохи, имеет прототип в виде реального псковского посадника Твердилы, который сдал город крестоносцам. А вот эпизод, где Александр Невский говорит, что «немец тяжелее нашего», породил миф о защитном обмундировании рыцарей, из-за которого те якобы и утонули. В реальности обе стороны в 13 веке носили лишь кольчужные доспехи. Автор «Рифмованной хроники» даже отдельно отмечает отличное вооружение русской дружины: «…многие были в блестящей броне, их шлемы сияли, как хрусталь».

Картина Эйзенштейна сформировала миф как о самом Александре Невском, так и об отношениях Руси и Западной Европы в Средние века. И десятилетия спустя после выхода фильма и развенчания мифов образы, созданные режиссёром, неотступно преследуют зрителя.

Критерии культовых фильмов[править]

Строгих критериев «культовости» той или иной кинокартины не существует, однако, фильмы могут определяться, как «культовые», субъективным мнением кинокритики, или по относительно объективным критериям, например, переход имени собственного из фильма в имя нарицательное, или переход цитат из фильма в разговорную речь, или появление самостоятельных анекдотов о героях фильма, то есть вхождение элементов фильма в язык, фольклор, ту или иную субкультуру или культуру, в целом.

Также не следует путать определения «культового» кино и «классического». В киноискусстве, как и в любом другом виде искусства, существует значительная группа произведений, подпадающих под определение «классических». Однако, киноклассика, не теряя художественной ценности, зачастую существует, не находя прямого отклика в современной культуре, и представляет интерес для крайне узкого круга профессионалов или отдельных любителей. Культовое же кино, в отличии от классического, опирается на большие и сплоченные группы поклонников.

Между культовым кино и классическим не существует каких-либо коренных противоречий, напротив, эти определения стоят очень близко. Единственным объективным отличием можно считать то, что практически любой культовый фильм, рано или поздно, объявляется критикой и публикой классикой кинематографа, но не каждый фильм, объявленный классикой, получает определение культового и таковым не становится.

История

Культовые фильмы появлялись ещё в ранние периоды истории кино. Так, «Носферату. Симфония ужаса» (1922) был неавторизованной экранизацией романа Брэма Стокера «Дракула», и вдова Стокера через суд добилась уничтожения известных копий фильма. У «Носферату» сложился культовый статус, так как с фильмом стало возможно ознакомиться только через нелегально циркулировавшие пиратские копии. Чак Клейнханс относит к первым культовым фильмам работы братьев Маркс, вокруг которых стали появляться преданные фанаты, наизусть знавшие их фильмы. Некоторые фильмы, сейчас повсеместно признанные классическими и этапными для киноязыка, такие как «Ночь охотника» (1955), в момент выхода получали плохую прессу и терпели неудачу в прокате, затем долгое время довольствуясь культовым статусом у немногочисленных поклонников. В 1950-х и 1960-х из-за особенностей кинопроката в США европейские артхаусные фильмы и местное эксплуатационное кино распространялись и рекламировались сходным образом, вместе влияя на формирование нишевого культового кино.

Культовое кино в современном понимании выросло на рубеже 1950-х и 1960-х из кинотеатров-«грайндхаусов» и кинотеатров под открытым небом для автомобилистов («драйв-инов»), в которых показывались малобюджетные коммерческие фильмы («королём» таких фильмов был Роджер Корман) и по тем или иным причинам ставшие маргинальными знаковые фильмы прошлых лет, в первую очередь «Уродцы» Тода Браунинга. Позднее, с появлением в начале 1970-х полуночных кинотеатров, специализировавшихся на фильмах ужасов, эксплойтейшне и разнообразном маргинальном кино, сложилась особая культура просмотра фильмов, включавшая посещение сеансов в самодельных костюмах, громкое обсуждение происходящего на экране и другие способы вовлечения зрителей. Именно полуночным кинотеатрам обязаны культовым статусом «Крот» А. Ходоровски, «Розовые фламинго» Дж. Уотерса, «Ночь живых мертвецов» Дж. Ромеро, «Голова-ластик» Д. Линча. Тогда же были заново открыты фильмы Эда Вуда, один из которых — «План девять из открытого космоса» — стал широко известен как «худший фильм всех времён». Фильм «Шоу ужасов Рокки Хоррора», вокруг которого сложилась собственная субкультура, ознаменовал приход к полуночным кинотеатрам широкой популярности.

В конце 1980-х феномен культовых фильмов был замечен зрителями и кинокритиками. Был придуман и стал всё чаще употребляться термин — «культовый фильм». В 1990-х Квентин Тарантино частично стилизовал свои картины под эстетику «старых» культовых фильмов, а также, безусловно, внёс и свой авторский вклад в культовое кино.

Премии и фестивали

После возникновения первых фильмов появился вопрос об их качестве. Пока главным показателем успешности считаются кассовые сборы с прокатов. Но на самом деле еще требуется оценка критиков — специалистов в области кино.

Для этого ежегодно устраиваются фестивали, на которых проходит презентация новых фильмов. Почему лента получила ту или иную оценку, объяснить невозможно, ведь зрители дают субъективные отзывы.

Для объективности было создано множество фестивалей. Они разделены по странам и жанрам. Если на одном определенный тип кино пользуется популярностью, то на другом критики его не воспримут. Наиболее известные кинофестивали:

  • Каннский;
  • Венецианский;
  • Берлинский;
  • Московский.

Премии режиссеры получают без демонстрации своей работы перед посетителями мероприятия. Чаще их назначают по результатам тайного голосования экспертов. Создателю ленты достаточно перед зрителями охарактеризовать свой фильм кратким сообщением, получить награду и поблагодарить жюри.

Многие режиссеры и сценаристы ежегодно претендуют на известные премии «Оскар», «Золотой Глобус», «Сатурн», BAFTA. Но существуют и награды за худшие достижения, их опасаются получить все — от создателя до второстепенного актера.

Мировая киноиндустрия и Голливуд

К 1914 году появилось несколько национальных киноиндустрий. Европа, Россия и Скандинавия доминировали на этом рынке. Возникновение искусства кинематографа в России относится к 1908 году, когда режиссёр Патэ снял там несколько художественных сюжетов. Затем были созданы российские кинокомпании Александра Дранкова и Александра Ханжонкова. Компания Ханжонкова быстро стала крупнейшей кинокомпанией и оставалась таковой до 1918 года.

По мере того как всё больше людей платили за просмотр фильмов, индустрия была готова вкладывать больше денег в производство и распространение кинофильмов. Создавались большие студии и специальные залы. Но Первая мировая война сильно ограничила киноиндустрию в Европе, что позволило Америке вырваться вперёд.

Популярность кино в США стремительно возрастала среди среднего класса. Когда художественные фильмы стали держать зрителей на своих местах в течение более длительных периодов времени, экспоненты обнаружили необходимость создания удобных театральных пространств для привлечения своей аудитории. Эти «дворцы мечты», названные так из-за украшений из мрамора, латуни, позолоты и хрусталя, не только пришли на смену старым кинотеатрам, но и создали спрос, который привёл к появлению студийной системы.

Продюсеры поняли, что растущий спрос на новые работы может быть удовлетворён только в том случае, если фильмы будут производиться на регулярной основе. Однако это было нецелесообразно с существующей системой, базирующейся преимущественно в Чикаго и Нью-Йорке. Погодные условия этих городов не позволяли делать кино на открытом воздухе в течение значительной части года.

Различные компании пытались снимать в более тёплых штатах, таких как Флорида, Техас и Куба. Но местом, где продюсеры добились наибольшего успеха, был небольшой промышленный пригород Лос-Анджелеса — Голливуд. К 1915 году более 60 процентов кинопроизводства США было сосредоточено в Голливуде.

«Храброе сердце»

Картина Мела Гибсона 1995 года выпуска задала моду на исторические блокбастеры. Пять премий «Оскар», множество скандалов, обвинений в англофобии, национализме и исторической недостоверности — всё это пришлось пережить «Храброму сердцу». При этом картина — один из лидеров в списке самых недостоверных фильмов в истории.

В основу сценария легка поэма «Действия и поступки выдающегося и отважного защитника сэра Уильяма Уоллеса», написанная шотландским поэтом Слепым Гарри в 1470-е годы — спустя почти 200 лет после реальных событий, а потому имеющая мало общего с ними.

Шотландский национальный герой Уильям Уоллес, в отличие от киноперсонажа, был мелкопоместным дворянином. Его отец не только не был убит англичанами, но даже поддерживал их в политических целях.

В 1298 году умер шотландский король Александр III, не оставив наследников мужского пола. Его единственная дочь Маргарет была выдана за сына короля Англии Эдуарда II, но вскоре умерла. Это привело к спору за наследование престола. Основными соперниками оказались шотландская семья Брюсов и Джон Баллиоль — сын английского барона и шотландской графини, правнучки шотландского короля Давида I.

Король Англии Эдуард I Длинноногий активно вмешивался в этот спор и заставил шотландских баронов, имевших земли в Англии, признать его сюзеренитет и выбрать Баллиоля королём Шотландии. После коронации новоиспечённый монарх понял, что стал всего лишь марионеткой в руках англичан. Он возобновил старый союз с Францией, что привело к вторжению англичан в Шотландию.

Род Брюсов поддержал англичан во время вторжения, шотландская армия была разбита, а Баллиоль пленён и лишён короны. Эдуард I сам объявил себя королём Шотландии. Это вызвало недовольство многих шотландцев, в первую очередь Брюсов, которые сами рассчитывали на корону. Именно в это время на страницах истории и появляется Роберт Брюс: вместе с лидером северных шотландцев Эндрю Мореем он начинает вести освободительную войну против англичан.

В битве на Стерлингском мосту шотландцы одержали верх, но затем король Эдуард нанёс Уоллесу поражение при Фолкерке. В 1305 году Уоллес был схвачен, судим и приговорён к казни. Но на этом борьба за независимость Шотландии не закончилась, и Роберт Брюс продолжил войну, приведя шотландцев к победе при Бэннокбёрне — самой знаменитой битвы в истории страны.

В фильме не упомянут Баллиоль, а сюжет строится вокруг биографии Брюса. Шотландцы представлены как грязные нечёсаные крестьяне, лишённые доспехов и в килтах. В битве при Стерлинге их лица раскрашены синим, как у каких-нибудь древних пиктов. Намеренно показанный крестьянско-варварский характер шотландской армии, конечно, совершенно не соответствует действительности.

Шотландская пехота, да и многие рыцари, мало чем отличались по вооружению от англичан. В фильме есть яркая сцена применения Уоллесом длинных копий против английской кавалерии. Сцена, видимо, является отсылкой к использованию шотландцами шилтронов — крупных пехотных построений копейщиков, с которыми англичане смогли справиться только при помощи лучников.

Во время битвы на Стерлингском мосту в кадре отсутствует самый главный элемент — сам мост! Судя по всему, режиссёру было интереснее показать атаку английской кавалерии в чистом поле. Сцена-то эффектная!

Что до юбок, то они появись только в 16 веке, да и Уоллес как житель равниной, а не горной Шотландии не должен был её носить.

Есть у фильма проблемы и с хронологией. Эдуард Длинноногий умирает в одно время с Уоллесом, хотя в реальности он пережил его на два года. Принцесса Изабелла явно не могла быть в любовных отношениях с Уоллесом, так как в год его смерти ей было 10 лет. Но разве настоящего творца должны волновать такие мелочи?

Образы англичан тоже довольно яркие. Так, Эдуард I действительно был сильным правителем. Правда, даже ему в голову не приходила идея вводить право первой брачной ночи в Шотландии.

Пожалуй, слабее других показан Роберт Брюс, который на фоне Уоллеса и Эдуарда выглядит трусливым и неуверенным. Довольно нелицеприятный образ будущего величайшего короля Шотландии.

После выхода фильма Мел Гибсон признавал многочисленные ошибки и анахронизмы, однако считал, что на это стоило пойти ради зрелищности. С тех пор растрёпанные шотландские воины с раскрашенными лицами, кричащие вдохновляющее слово «свобода!» прочно закрепились в массовом сознании при упоминании восстания Уоллеса. Да и сам Уоллес теперь на многих иллюстрациях непременно вооружён двуручным мечом, которого у него в реальности, скорее всего, никогда не было.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: