Маленькие тайны «большой перемены»: как снимали самую добрую и трогательную советскую комедию?

Фильм «большая перемена»: актеры и роли

Михаил Кононов: самоубийство матери и нищета

Звезда фильма — классный руководитель Нестор Петрович артист со стажем. В его фильмографии более 90 киноролей. Он хотел навсегда остаться в памяти зрителей, но личные беды свели его с намеченного пути.


Михаил Кононов. Кадр из фильма Большая перемена. Фото: tvkultura.ru

В жизни Михаила были две главные женщины — супруга и мама, но у них с самого начала не заладились отношения. С будущей женой — Натальей актёр познакомился в 1969 году. Красавица блондинка работала на радиостанции, профессионально занималась лыжами, и строила карьеру в модельном бизнесе. Но встретив Михаила она отказалась от всех увлечений. Мать артиста была против их свадьбы, хотя репутация у Наташи была не запятнана — девушка из хорошей семьи и с образованием. Кононов настоял на своём и женился на Наталье вопреки нежеланию матери. Какое-то время молодым супругам пришлось пожить у сварливой родственницы. В семье постоянно возникали скандалы на ровном месте.

А потом произошла трагедия — в день рождения актёра мать покончила с собой. В этот день женщина долго не выходила из комнаты и Михаил решил её проведать. Когда он зашёл — увидел бездыханное тело матери. Следствие заключило, что женщина совершила самоубийство.

Кононова после трагедии будто подменили. Он стал агрессивным и постоянно срывался на молодой жене. Наталья всё своё время посвятила быту и капризному мужу, перестав с кем либо общаться. При этом детей пара не заводила.


Михаил Кононов с супругой Натальей. Фото: sobesednik.ru

Одна из последних известных ролей артиста была сыграна в фильме «Здравия желаю! Или Бешеный дембель». В 90-х началась новая эра кинематографа — зрители увлеклись криминальной хроникой, но Кононов наотрез отказывался играть в сериалах роли бандитов. Он отказывался от любых предложений, говоря, что это — не искусство! Так его совсем перестали приглашать в кино, а вскоре и вовсе позабыли.

Тогда Михаил Кононов решил создать театр-студию, чтобы передавать свой опыт и знания начинающим актёрам. Проект с треском провалился. Зато там Михаил Кононов встретил 18-летнюю девушку Риту, которая грезила о театральной сцене. Девушка заменила Кононову дочь, постоянно была рядом с артистом. В СМИ писали, что воспитанница — любовница под перекрытием. Супруга Кононова Наталья в это время перенесла несколько операций и переехала жить в деревню Бутырки, Михаил с Ритой навещали её.

Артист старался помочь молодой девушке с работой, прописал её в своей московской квартире. Но воспитанница оказалась мошенницей. Кононов думал, что оформляет договор опеки над воспитанницей, а та подсунула ему бумаги о правах на распоряжение апартаментами.

Предательство сильно подорвало здоровье артиста. Журналисты поговаривали, что супруги с горя даже запили горькую. В 2006 году Кононов сыграл свою последнюю роль — дворника в сериале «В круге первом». После съёмок Кононова ждала больничная койка.


Михаил Кононов в сериале «В круге первом». Фото: zen.yandex.ru

Актёр сильно сдал, а в скоре слёг с пневмонией. Денег Народному артисту на лекарства не хватало. Кононов попал в реанимацию и через несколько дней скончался. Любящая супруга пережила Михаила всего на четыре года. Женщину похоронили в одной могиле с супругом.


Михаила Кононова похоронили на Ваганьковском кладбище. Фото: uznayvse.ru

Нелли Леднёва и её папа

Героиня Леднёвой – единственный, наверное, персонаж книги «Иду к людям», взятый из жизни. За Садовниковым в школе ухаживала ученица-бетонщица, крепкая, крупная девушка.

Она нежно говорила преподавателю после уроков: «Давайте провожу вас. Вам одному будет страшно». Но Садовников учительско-ученическую субординацию соблюдал твёрдо.

Заметили третьекурсницу Школы-студии МХАТ Крючкову случайно. Её мужа приглашали на роль беспокойного Ганжи. Тот прочитал сценарий, решил, что сниматься не хочет, и попросил жену занести сценарий на студию.

Возможно, это было сделано не без умысла: Крючкову немедленно заметили и пригласили на пробы.

Правда, сначала она должна была играть жену Ганжи, учительницу Светлану Афанасьевну. Но на пробах, сопротивляясь Збруеву по роли, она в азарте прокусила ему палец.

После этого была уверена, что не возьмут. И… конечно, её взяли. Только не на роль холодноватой учительницы, а страстной Нелли Леднёвой.

Над этим поработала художница по костюмам Шели Быховская – она разрабатывала все женские образы фильма.

Леднёва обзавелась объёмной кепкой, добавлявшей ей и весомости, и роста, и пиджаком с погончиками, придающим образу внушительности. А сценаристы добавили гитару.

Изначально песни в фильме должен был исполнять Ганжа, но Збруев оказался непоющим актёром. Пришлось переиграть, и главной певицей класса стала Леднёва.

Ей досталась не только песня о рабочем классе, но и специально под неё написанный романс «Чёрное и белое», моментально ставший популярным.

Отец Леднёвой Степан (в фильме исполнен Евгением Леоновым) в книге был на самом деле… матерью. И училась мать влюблённой бетонщицы на несколько классов младше – в четвёртом, а не в девятом.

Сам Леонов потом рассказывал, что съёмки в «Большой перемене» заставили его по-новому взглянуть на отношения разных поколений в одной семье.

Кстати, это Леонов придумал, чтобы его персонаж шлёпнул дочь по попе прямо в классе, а после забирался в класс в окно. Эти два жеста придали образу Степана Леднёва живости и объёма.

Фильмы

На подмостки театра Кононов выходил на протяжении пяти лет, но более комфортно чувствовал себя на съемочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромной. Открыв фильмографию работой в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», актер принимал предложения одно за другим.

Внешность артиста диктовала роли. Трагикомические образы он был обречен играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублев» Кононов сыграл монаха Фому.

Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых работ актера. Именно ею он гордился, хотя прославили советскую знаменитость совсем другие кинообразы.

Ощутимую известность Михаилу Ивановичу принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов — Кононова и Алексея Грибова. Однако всенародная слава обрушилась на кинозвезду после выхода на экраны «Большой перемены». Премьера имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.

В начале 1980-х годов Кононов впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием — «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист — Ясный сокол» — понравились не одному поколению детей. Несмотря на то что герои артиста были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.

Михаил Кононов в молодости / кадр из фильма «Первый троллейбус»

Спустя примерно 10 лет мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе актеру. Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению творческого сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег.

Поэтому артист отказывался от многих предлагавшихся ролей. После прочтения очередного сценария он открыто высказывал недовольство:

Это не могло не сказаться на его материальном положении. Деятель киноискусства продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки. В этот период друзья и близкие Кононова вспоминали, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве.

В последние годы Михаил Иванович появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в кинолентах «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным», «Курочке Ряба», а также в сериале «В круге первом» Глеба Панфилова — адаптации книги Александра Солженицына. В последнем проекте исполнитель снимался, превозмогая болезнь.

Любовный треугольник

Карьера Алексея Коренева, режиссёра фильма, до 70-х годов складывалась не совсем успешно: пылились на полках его первые картины

Запуск четырёхсерийной ленты на ТВ был настоящей удачей, поэтому важной для него проблемой стали актёры. «Большая перемена» должна была собрать лучших в своей профессии. На центральную роль учителя истории пробовался А

Мягков, но фортуна улыбнулась звезде «Начальника Чукотки» – Михаилу Кононову. Условием первого было занятие в картине его жены, А. Вознесенской, с чем А. Коренев не согласился

На центральную роль учителя истории пробовался А. Мягков, но фортуна улыбнулась звезде «Начальника Чукотки» – Михаилу Кононову. Условием первого было занятие в картине его жены, А. Вознесенской, с чем А. Коренев не согласился.

М. Кононов на съёмочной площадке вёл себя отстранённо, ссорился с коллегами. Но в кадре преображался, играя самые сложные сцены с одного дубля. Позже он объяснял, что ему требовался кураж, чтобы не казаться вялым. Его возлюбленную сыграла Наталья Гвоздикова, специально превращённая стилистами в брюнетку. У актрисы отношения с А. Кореневым не сложились, поэтому её линию по ходу фильма сильно урезали. Друга детства героини – И. Федоскина – сыграл Юрий Кузьменков. В его биографии был период, когда он работал на заводе, поэтому в образе рабочего смотрелся очень органично.

Александр Збруев

Играл знаменитого хулигана по имени Гриша Ганжа.

Эта роль получилась у Збруева просто идеально. Его героя любили, несмотря на его откровенное нахальство. Кстати, сам артист тоже плохо учился, был шумным и шкодливым, много времени отдавал спорту.

Зато высшее актерское образование Збруев получил легко, был успешен в театре. Первый же опыт в кино дал Александру отличный старт, причем сразу стало ясно, что он должен принять амплуа романтических хулиганов. Впрочем, есть у Збруева и необычная для него роль – Сталин в картине «Ближний круг».

Очень насыщенной была личная жизнь Збруева. Женат официально он был всего дважды, но романов у него было огромное множество, причем некоторые из них разворачивались весьма драматично.

Опасные моменты «Большой перемены»

Фото: кадр из фильма

В фильме было несколько моментов, которые могли закончиться трагично для членов съемочной группы. В одном эпизоде Нестор Петрович должен был в костюме прыгнуть в воду, но о том, что он плохо плавает, Кононов никого не предупредил.

Анатолий Мукасей вспоминает: «Мишка так это точно сыграл, что у всех было ощущение, что он отлично сыграл. Но потом выяснилось, что он действительно тонул. И если бы Ролан Быков, который снимался с ним в одной сцене, вовремя бы не подсуетился, неизвестно, чем бы окончились съемки для Кононова. Так что он в прямом смысле слова обязан своим спасением Быкову».

Последние статьи

  •   Кто заменил Людовику XV покойную фаворитку Помпадур, и За что казнили его новую любовницу сегодня, 17:49
  •   Какие вещи мгновенно причисляли советского человека к когорте состоятельных людей: Сравните с сегодняшним днем сегодня, 16:25
  •   Одна другой краше: как выглядели жёны последнего шаха Ирана и с кем из них он был по-настоящему счастлив сегодня, 14:33
  •   Кто из российских знаменитостей не дожил до 40 и почему: Наталья Юнникова, Юлия Началова и др сегодня, 12:10
  •   За что светил срок режиссеру Юнгвальд-Хилькевичу, при чем тут Владимир Высоцкий и др. факты о съемках киноленты «Опасные гастроли» сегодня, 10:55
  •   Отвергла ухаживания Окуджавы и ушла от брата Марины Влади ради Николая Губенко, с которым прожила 56 лет: Жанна Болотова сегодня, 09:41
  •   Родственные узы известных личностей, о которых мало кто догадывается: Анна Ардова и Алексей Баталов, Олег Газманов и Ефим Шифрин и др 8.05.2023, 20:32
  •   Как африканские маски повлияли на современное мировое искусство 8.05.2023, 18:32
  •   Почему не мог обрезать свой хвостик император современной моды Карл Лагерфельд и др факты про культового дизайнера 8.05.2023, 16:14
  • +1   Как молодые китайские ювелиры переворачивают индустрию с ног на голову: Вязаная проволока и внутренние монстры 8.05.2023, 14:43

Все статьи

Нестор Петрович и Полина Сергеевна

Учителя истории Северова, сыгранного наиобаятельнейшим Михаилом Кононовым, точно так же, как и его учеников, вечерняя школа очень меняет.

Хотя название фильма «Большая перемена» было придумано на ходу, чтобы заменить вызвавшее возмущение преподавателей «Приключения школьного учителя», оно отлично передаёт происходящее на экране.

Свой путь прошёл каждый, даже эпизодический герой, и Северов не стал исключением.

В начале фильма мы видим его амбициозным, мелочным шовинистом. Он разрывает помолвку после того, как его невеста Полина Иванченко обошла его на экзаменах в аспирантуру.

Свою работу в вечерней школе он рассматривает как ссылку. Он делает шовинистическое замечание ученику-украинцу.

Он преисполнен пафоса, который поначалу абсолютно неестественен, словно оторван от жизни – в какой-то момент он даже наизусть произносит перед классом фрагмент из речи Брежнева (что у Северова отличная память на тексты, показано с самого начала, так что, скорее всего, он это делает сознательно).

В то время, как Нестор Северов становился с каждой экранной минутой всё добрее и душевнее, сам актёр Михаил Кононов постоянно держался на съёмочной площадке отчуждённо и всем своим видом показывал, что считает происходящее созданием очередной халтуры.

Более того, его мнение не изменилось и после оглушительного успеха кинофильма. В своих мемуарах он написал, что фильм фактически выехал за счёт огромного таланта исполнителей.

Тем не менее играл он с отдачей и даже, не умея плавать, как и его герой, прыгнул в воду, не требуя дублёра. Чудом не утонул.

Гвоздикова дала твёрдый отпор, рискуя вылететь из фильма. На её счастье, режиссёр решил, что коней на переправе не меняют, и доснял картину, не заменяя актрису. Правда, серьёзно урезал линию её героини.

Кстати, снималась Гвоздикова в парике. Когда кастинг был уже завершён, оказалось, что на женские роли набрали сплошь блондинок. Тогда одну из героинь решили сделать брюнеткой.

В итоге перед Гвоздиковой встал выбор – перекраситься или в жару томиться в парике. Актриса предпочла предложенный ей парик. Костюмерша добыла ей замечательный, из Японии.

Елена Метёлкина – Полина

Елена Метёлкина в фильме «Гостья из будущего». Фото: кадр из фильма

Елена Метёлкина на момент съёмок в фильме была уже достаточно популярна и как актриса, и как манекенщица. В 21 год девушка попала в советский модный бизнес, где её и заметили киношники и дебютировала в кино в роли инопланетянки в фильме Кира Булычева и Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам».

После успеха «Гостьи из будущего» Метёлкина не рвалась строить карьеру. Гораздо больше её волновала личная жизнь. С первым мужем она познакомилась ещё на съёмках картины «Через тернии к звёздам». Там он работал портным. Но вскоре звезда поняла, что избранник – аферист. Второй возлюбленный Метёлкиной строил карьеру в боксе. Но только отношения перешли на серьёзный уровень, как его убили.

Был период, когда и Елена оказалась на волоске от смерти. В начале 90-х она устроилась секретарём к банкиру Ивану Кивелиди, которого спустя пять лет отравили с помощью яда, нанесённого на телефонную трубку. Сменщица Метёлкиной тоже умерла, а вот актрисе повезло. После гибели начальника Елена продолжила подрабатывать манекенщицей, но спрос на неё был уже гораздо меньше. Не имея профессионального образования Метёлкина подрабатывала то продавщицей в обувном магазине, то воспитателем в школе, то уборщицей в храме.

Елена Метёлкина с сыном. Фото: eg.ru

«Служу не за деньги, настоятель благодарит как может. Для меня заработок давно уже не главное, даже при скромной пенсии в 15 тысяч с хвостиком я научилась ни в чём не нуждаться. Хотя были времена — в советские годы за роли получала шесть-семь тысяч рублей, на них можно было «Волгу» купить», – рассказывает Метёлкина.

Сейчас звезде 68 лет, у неё есть сын Александр от первого брака, он работает автослесарем. Женщина живёт очень скромно, получает маленькую пенсию, но ни на что не жалуется. Бывшая актриса нашла утешение в вере.

«Точка, точка, запятая…» (1972), режиссер Александр Митта

Самый известный фильм о школе Александра Митты — итог первых десяти лет творческой биографии режиссера, посвященных исследованию темы взросления. От темы борьбы душевных троечников с учительницей-формалисткой («Друг мой, Колька!»), искушения советских подростков внезапно свалившимися на них деньгами («Без страха и упрека») и горького любовного разочарования пятиклассницы («Звонят, откройте дверь!») он перешел к проблеме маленького человека и требований, которые к нему предъявляет общество.

Главный герой — типичный троечник восьмиклассник Леша Жильцов (Сергей Данченко). На фоне одаренных одноклассников, каждый из которых стремится быть личностью, он теряется, а школьная программа кажется ему слишком сложной. Все меняется, когда в класс приходит новенькая, Женя Каретникова (Ольга Рыжникова). С ее помощью Леша начинает работать над собой и очень быстро становится совершенно другим человеком.

Мать и отца Леши сыграли Юрий и Татьяна Никулины. Экранные отец и сын были настолько похожи друг на друга, что многие зрители посчитали юного актера настоящим сыном Никулина. Для Сергея Данченко фильм «Точка, точка, запятая…» стал первым и последним опытом работы в кино. Его судьба сложилась так, как должна была сложиться судьба его героя: он увлекся радиоэлектроникой, окончил Московский авиационный институт и работает по специальности.

Премьера фильма прошла 30 декабря 1972 года. Лента собрала массу наград, среди которых серебряный приз в конкурсе детских фильмов на VIII Московском международном кинофестивале, главная премия на IV Параде детских фильмов в Белграде, приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно и премия Ленинского комсомола.

Натурные сцены снимали на западе Москвы, недалеко от Филевского парка. Основные съемки прошли в школе № 2101 (бывшая 98-я), расположенной на Малой Филевской улице.

Оценки современников

Исполнитель главной роли Михаил Кононов скептически относился к фильму. В своих неопубликованных мемуарах он писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».

По словам Николая Бурляева: «Я никогда не был в восторге от этого фильма, нам, ориентированным на Тарковского и Германа, сериал с высосанным из пальца сюжетом казался несерьёзным».

Несмотря на критические отзывы, фильм считается культовым и нередко демонстрируется на телеканалах.

Детство и юность

Артист родился в Москве 25 апреля 1940 года. Отец занимал должность швейцара в гостинице, мама работала поваром. Великая Отечественная война подтолкнула женщину вывезти сына в более безопасное место — в деревню под Тулой. Мальчика вернули домой после того, как враг был отброшен от столицы.

Михаил Кононов с матерью в детстве / кадр из «Ютьюб»

Притяжение сцены Михаил почувствовал еще со школьной скамьи. Вместе со своим другом и одноклассником Андреем Смирновым, впоследствии ставшим режиссером и снявшим легендарный фильм «Белорусский вокзал», он активно участвовал в самодеятельности.

В частности, ребята писали сценарии к постановкам и готовили эстрадные программы на школьные вечера. В молодости Михаил Кононов осознал, что его тяга к киноискусству крайне сильна.

Успешно сдав экзамены, юноша стал студентом театрального училища имени М. С. Щепкина. В 1963 году молодой актер, получив диплом, был принят в труппу Малого театра. На этой сцене началась его творческая биография.

Конкурс на название

Книга Георгия Садовникова о приключениях молодого педагога «Иду к людям» вышла в середине 50-х. Но только спустя 20 лет на «Мосфильме» решили снять по ней фильм. Этому было объяснение. В начале 70-х в СССР вышел специальный указ о повышении показателей уровня образования среди населения. В связи с этим на «Мосфильм» пришла директива: снять тематический фильм о школе рабочей молодежи. Никто из режиссеров браться за «спущенное сверху кино» не хотел. Все понимали: это будет агитка. Но Алексей Коренев решил рискнуть. Только перед тем, как приступить к съемке, полностью переработал готовый уже сценарий.

В итоге невеселая повесть о буднях вечерней школы превратилась в искрометную комедию под названием «Похождения школьного учителя». Но как только в «Вечерке» появилась заметка о съемках, в Министерство образования хлынул поток писем от возмущенных учителей: педагогика и приключения несовместимы. И название картины пришлось поменять.

«Леша объявил конкурс на название фильма, и я тут же придумал название «Большая перемена», – вспоминает оператор-постановщик фильма Анатолий Мукасей. – Потому что в большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни. Премией за название была бутылка коньяка, и мы ее весело распили».

Обаятельный лоботряс Ганжа

Фото: кадр из фильма

Самого трудного ученика в классе Нестора Петровича – обаятельного лоботряса Ганжу – могли сыграть Станислав Садальский и Александр Филлипенко, но досталась эта роль Александру Збруеву. И сразу пришлась ему по душе. Збруев словно сыграл самого себя. «Я не любил школу, – вспоминал актер. – Так же, как школа не любила меня. Мы жили на Арбате, и частенько вместо уроков я шел в кинотеатр на утренний сеанс. И вместо уроков я смотрел фильмы. Был момент, когда я остался на второй год в 8 классе, и хотел пойти работать. Но меня отговорили мама и старший брат. Я был такой парень непростой – вольный, как Ганжа».

У режиссера был еще один претендент на роль Ганжи – начинающий актер Михаил Стародуб, но ему тогда не повезло. Зато повезло его жене – актрисе Светлане Крючковой. Она случайно столкнулась с режиссером картины Александром Кореневым на лестнице Мосфильма, и он ей предложил прийти вечером на репетицию. Она пришла, и Коренев предложил ей попробоваться на роль супруги Ганжи, учительницы литературы Светланы Афанасьевны. «Ганжа тащит вас в комнату, а вы сопротивляетесь», – поставил перед Светланой задачу режиссер. Она сопротивлялась – сопротивлялась – и… укусила Збруева за палец! Домой после проб Светлана ушла расстроенная. Ей казалось, что шанс сыграть в картине она упустила. Но вечером ей позвонили от Коренева. Ассистентка режиссера сказала: «Александр Александрович берет вас сниматься, но предлагает другую роль».

Так роль Светланы Афанасьевны ушла к Наталье Богуновой, а Светлану Крючкову страна узнала как Нелли Ледневу – чудаковатую странную девушку, очень влюбленную в своего учителя.

Папа и дочка за одной партой

Фото: кадр из фильма

В сценарии роль Нелли была маленькой, проходной, но режиссер, поддавшись обаянию Светланы Крючковой, придумывал для нее все новые и новые эпизоды. Например, сцену с шляпкой, в которой Нелли говорит, что «дамам в помещении носить шляпу разрешается».

Евгений Леонов был среди артистов «Большой перемены» самым старшим, и все относились к нему с уважением. Он и Светлана Крючкова создали на экране трогательный семейный дуэт – папы и дочки. После выхода «Большой перемены» миллионы зрителей воспринимали их исключительно как отца и дочь.

«Там была сцена с Крючковой, когда он ее по попке шлепает, – вспоминает Анатолий Мукасей. – Это была его придумка, и он так вживался в образ, что это его дочка, родная, что она ему грубит». А Светлане Крючковой в память врезалась другая сцена. «Помните кадр, где я Леонову завязываю галстук? Это он меня научил. Он мне показал несколько раз, я ему завязала в кадре, и с тех пор больше не завязывала никому галстуки, и совершенно забыла, как это делается».

История создания

Написать сценарий фильма о жизни учащихся вечерней школы, используя свою повесть «Иду к людям», Садовникову, в молодости самому преподававшему в вечерней школе, предложили в конце 1969 года. Сразу было поставлено условие, что соавтором будет режиссёр фильма. Два года писатель трудился над сценарием, было перепробовано много вариантов, многое потом пришлось менять во время съёмок, перед самым их началом вместо двухсерийного было решено делать трёхсерийный, а затем — и четырёхсерийный фильм. Конечный вариант сценария очень сильно отличался от первоисточника.

Первоначально на главную роль планировался Андрей Мягков, но он поставил условием съёмки в роли Светланы Афанасьевны своей жены, Анастасии Вознесенской, что не устроило авторов картины. На роль пробовались также Константин Райкин и Евгений Карельских.

Съёмки фильма производились на территории Ярославского шинного завода и МГПИ им Ленина.

Загадочный и ядовитый Нестор Петрович

Фото: кадр из фильма Так как за основу сценария были взяты реальные истории из учительской жизни писателя Георгия Садовникова, актера на главную роль старались подобрать, похожего на него. «По темпераменту мы с Нестором Петровичем – разные люди. – говорит Георгий Садовников. – Я – флегматик. Но когда я выпивал, я мог станцевать лезгинку с ножом в зубах, и Арбат прошел мазуркой в воскресный день».

Пробовались на роль Нестора Петровича талантливые и уже маститые на то время артисты: Андрей Мягков, Евгений Стеблов, Константин Райкин. Мягков в образе учителя выглядел наиболее убедительно. Но в фильме он так и не снялся. Дело в том, что он поставил свои условия. Он хотел, чтобы Светлану Афанасьевну сыграла Анастасия Вознесенская, его жена. Но режиссер Коренев этого не принял. Он нашел своего идеального Нестора Петровича, безошибочно угадав его в Михаиле Кононове.

Сам артист играть роль классного руководителя желанием не горел. «История глупая, сниматься в ней не буду», – сказал он, прочитав сценарий. Коренев с трудом уговорил артиста не рубить с плеча, подумать. Даже пообещал ему доработать линию главного героя, сделать ее более тонкой, драматичной. И свое обещание сдержал. Нестора Петровича Северова тривиальным персонажем назвать трудно.

Нестор Петрович получился немного странным, не от мира сего. У него куча проблем. «Он вообще не хотел идти работать в школу, он хотел в аспирантуру, – говорит Анатолий Мукасей. – И там он сталкивается с необычными для него ситуациями, да еще и любовная история у него необычная. Он – фантазер по нутру».

В весёлую и дружную компанию «Большой перемены» Михаил Кононов вписался не очень хорошо. Он демонстративно стоял в стороне от всех веселых застолий и шуток. Своим видом он как бы показывал, что он в этом фильме случайно.

Если на экране Кононов выглядит наивным и по-детски трогательным, то коллеги знали: малейший повод, и Кононов выльет на коллег порцию яда. Так, во время съемок одной из сцен он придрался к Наталье Богуновой, так, что она заплакала. Это все погасили, а Миша, как огурчик, встал перед камерой. Потом он объяснил это тем, что он чувствовал себя «как будто сонным», и ему надо было себя «взвинтить».

«Гостья из будущего» и опасная Малышка

В 80-е годы актер много снимался в фильмах для детей: «Финист – Ясный Сокол», «Пока бьют часы», «Кольца Альманзора», «Андрей и злой чародей»… Но главной его удачей в этом сегменте стала роль космического пирата Крыса в 5-серийном научно-фантастическом фильме «Гостья из будущего». Режиссер Павел Арсенов, трагичную историю личной жизни которого недавно рассказывали Vesti.ua, уговорил Кононова сниматься в своей картине при помощи хитрости. 

Научно-фантастический сериал «Гостья из будущего» принес Михаилу Кононову вторую волну всенародной популярности

Михаил Иванович согласился на эту роль, когда узнал, что его напарником в кадре будет актер Вячеслав Невинный. В итоге у Невинного и Кононова получился, наверное, один из самых забавных злодейских дуэтов в истории советского кино. И снова Кононов был не рад свалившейся на него порции славы. Говорят, он страшно раздражался, когда слышал о роли Крыса: «Не понимаю, почему все так носятся с этой ролью, я просто сделал свою работу«, – бурчал он. 

В 90-х годах, когда с кино стало совсем туго, Михаил Кононов с женой переехал в деревню Бутырки. Там завели большое хозяйство, даже свиней выращивали.  

В это же время актер задумал сделать постановку спектакля по своему сценарию и устроил кастинг. Однажды на прослушивание пришла 18-летняя Маргарита, и Кононов решил продвигать ее в настоящие актрисы. Одним словом, взял над ней шефство. Непонятно, что это было. Возможно, нереализованный родительский инстинкт. В последние годы жизни актер очень жалел о том, что не имел детей.

Ролью опекуна юной девицы он увлекся настолько, что даже стал появляться с Малышкой, так Кононов назвал свою протеже, на светских мероприятиях. Вся Москва сплетничала, что у пожилого актера с Маргаритой роман. Малышка часто бывала в Бутырках, где жена актера угощала ее пирожками. Многострадальная женщина терпела новое увлечение супруга, понимая, что это со временем пройдет. Однако этот роман едва не закончился для Кононова смертью. 

После того как у Малышки не получилось женить его на себе, она решила отнять у него московскую квартиру. Актера избили в этой самой квартире и забрали документы на недвижимость. Врачи тогда сказали пострадавшему, что избивал его профессионал. Правда, зачем это было нужно, не понятно. Об этой истории Кононов откровенно написал в своих мемуарах. Книга, к слову, так и не была издана – у автора на это просто не было денег. 

Кононов и Даль — два сапога – пара

Азы актерства Михаил Кононов постигал в знаменитом Щепкинском училище. Курс его был – сплошь самородки и будущие звезды советского кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов. С Далем Кононов сошелся особо близко, их даже называли «два сапога – пара», потому что оба были правдолюбами и всегда говорили то, что думали. 

В 1963 году Даль и Кононов сыграли вместе в фильме Исидора Анненского «Первый троллейбус». Лирическая лента, снятая в Одессе, примечательна прежде всего своим составом – в фильме задействована целая плеяда молодых актеров, впоследствии ставших звездами: Георгий Вицин, Савелий Крамаров, Нина Дорошина и Евгений Стеблов. 

Но все же началом кинокарьеры Кононова следует считать великолепную комедию «Начальник Чукотки», снятую замечательным режиссером Виталием Мельниковым. Актер сыграл в фильме главную роль комсомольца Алеши Бычкова, который волею случая стал единственным представителем советской власти на самой восточной окраине СССР и пережил удивительные приключения, умудрившись заработать миллион долларов, побывать в США и вернуться домой. Эта роль для самого актера так и осталась самой главной в его карьере. Хотя после нее были роли в не менее талантливых картинах. Например, в военной драме Глеба Панфилова «В огне брода нет» (1967). 

А в фильме «На войне как на войне» Виктора Трегубовича (1968) Кононов сыграл главную роль младшего лейтенанта Малешкина, который практически мальчишкой попал на фронт и принял участие в освобождении Правобережной Украины. Роль Мелешкина принесла актеру настоящую популярность. Фильм «На войне как на войне» получился настолько правдивым, что его признавали даже фронтовики. 

Фильм Тарковского «Андрей Рублев» Михаил Кононов считал одним из главных в своей фильмографии

Ну, а потом случился «Андрей Рублев» Тарковского, где Кононову досталась роль юного монаха Фомы. Была она хоть и небольшая, но принесла актеру признание в профессиональных кругах. И именно опыт работы с Андреем Тарковским не давал актеру впоследствии размениваться на пустяки даже в те моменты, когда он сильно нуждался в средствах&

О непростой судьбе музы Тарковского и Кайдановского, закончившей карьеру Бутыркой и слепотой: читайте здесь.

Евгений Леонов

Этот именитый актер стал украшением картины. Ему принадлежит роль Степана Леднева, который учится в одном классе с собственной взрослой дочерью.

Для Евгения «Большая перемена» не стала сколько-нибудь переломным моментом в карьере. Он вспоминал, что участие в съемках этой картины научило его лучше понимать людей и ощущать связь поколений.

У Леонова обширная фильмография, множество работ в разных театрах, опыт съемок в юмористических скетчах, рекламе и озвучке.

Всю жизнь Леонов прожил с одной женщиной, причем весьма счастливо. Умер он неожиданно – во время соборов на собственный спектакль.

Начало пути в Голливуде

Кадр из фильма *Космическая Одиссея 2010*, 1984 | Фото: kino-teatr.ru

Сыграло роль мое происхождение. Я ведь рижанин. Когда из России люди только начинали поговаривать об эмиграции, когда приоткрылась эта дверка, в Прибалтике уже вовсю люди ехали. И если в России нас всех запугивали, как там страшно, в это время в Прибалтике уже у многих были родственники и в Америке, и в Израиле, и в Канаде, и уже писали письма, и люди знали, что все там живут прекрасно. То есть у меня не было к тому времени боязни того, что за границей, может быть, что-то ужасное меня ждет. Была боязнь потерять профессию. Я был почти уверен, что я долгое время не смогу этим заниматься, если вообще смогу когда-нибудь. Но, с другой стороны, была авантюра. Тогда из России кроме как в эмиграцию уехать нельзя было никуда, и я думал: прощу ли я себе, если я не воспользуюсь этой ситуацией и не уеду, не посмотрю мир, не поживу, как все люди на этом земном шарике живут. Я же не знал, прикроют они завтра это небольшое отверстие в занавесе железном, которое тогда возникло. И скорее всего, любовь к авантюре меня и побудила уехать

Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru

Так как языка у меня практически не было, мне дали маленькую роль, один день работы. Но это было в костюме шейха, на лошади, на киностудии «XX век Фокс». И я еще пришел на студию, у меня своя комнатка на колесиках, с кроваткой, с холодильничком, тогда еще микроволновок не было, и чувствовал себя на седьмом небе

И вот эта первая моя работа была в 1977 году, а приехал я в 1976, она дала мне право вступления в профсоюз, что, в общем-то, довольно важно в нашей профессии здесь

Робин Уильямс и Илья Баскин в фильме *Москва на Гудзоне*, 1983 | Фото: forumdaily.com

Смерть

Артист скончался на 68-м году жизни. В последнее время он мечтал сняться в хорошей картине, за которую не будет стыдно перед умершими товарищами и своей совестью.

Незадолго до смерти Михаил Иванович написал книгу воспоминаний, но мемуары не приняло ни одно издательство, запрашивая огромные суммы для печатания книги. Собственных денег у артиста не было.

Как говорили близкие друзья, Кононов хотел, чтобы его автобиографический труд увидели современники, особенно молодые актеры. Он желал поведать им «всю правду о своей жизни» и поделиться секретами актерского мастерства.

Летом 2007 года Михаил Иванович попал в больницу. Диагноз «пневмония» на фоне тромбофлебита и перенесенного ранее инфаркта прозвучал как приговор. Больше двух недель медики боролись за его жизнь.

15 июля 2007 года на фоне пневмонии развилась сердечная недостаточность, ставшая причиной смерти народного артиста России. Могила Михаила Кононова расположена в колумбарии Ваганьковского кладбища, в нескольких метрах от захоронения Владимира Высоцкого.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: