Направления буддизма
Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.
Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.
После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.
Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:
- Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
- Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
- Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.
Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.
Принятие прибежища в Трёх Драгоценностях
Что такое Джайнизм? Философия и краткое описание религии
О природе сострадания и его месте в Учении Будды
Топ 9 самых влиятельных религий на территории Индии
Что такое буддийская ступа?
Представление о Боге в буддизме
Зуб Будды обладает силой
Религии не так уж редко хранят реликвии своих святых людей. У христианской церкви их так много, что по всему миру расставлены реликварии с кусочками святынь — голова Иоанна Крестителя, цепи святого Павла, Туринская плащаница, и так далее, и тому подобное. В этом смысле буддизм ничем не отличается. У них тоже есть реликвии первого Будды.
Однако одна из них — зуб Будды — довольно необычна. В отличие от других религиозных реликвий, которые, по большому счету, остаются неизменными независимо от того, сколько времени они находятся на земле, зуб Будды, хранящийся в Роузмиде, штат Калифорния, продолжает расти и уже достиг двух дюймов в длину. Этот зуб обладает целебными свойствами и выставлен на всеобщее обозрение вместе с волосом, который двигается сам по себе, и 10 000 кристаллов, извлеченных из останков Будды.
Кроме зуба, волоса и кристаллов в Калифорнии есть множество других священных для буддизма реликвий, о чем сообщает Britannica. Они отмечают, что после смерти Будды было сохранено около дюжины реликвий, в том числе некоторые непосредственно из останков Будды и спасенные из его праха.
Буддисты не верят в бога
Большинство систем верований отдают предпочтение высшему существу — богу, который создал все это, следит за этим и так или иначе заботится об этом. У христиан есть Святая Троица, у мусульман — Аллах, и даже у греков, римлян, египтян и других народов есть боги, которые являются высшими существами. И эти боги определяют судьбу мира, судьбу отдельных смертных, а иногда они не вмешиваются и просто решают вопрос о том, что происходит после смерти. Но суть в том, что есть высшая сила.
Но не для буддистов. У них вообще нет бога. Даже Будда не является божественным. Вся идея буддизма — это сила самого себя и достижение максимального совершенства ума и тела. Все это способствует достижению нирваны — идеального состояния, когда человек прерывает цикл реинкарнации и пребывает в вечном блаженстве.
Таким образом, в действительности нет необходимости в боге, поскольку все зависит от самого человека. Хотя практически каждая религия включает в себя своего рода пункт «будь хорошим человеком», которому помогает что-то вроде христианских десяти заповедей, часто добавляется требование какого-то божественного рабства; но только не в буддизме.
Буддизм — это не совсем религия
Это то, что до сих пор вызывает споры и сводится к вопросу интерпретации. Поскольку в буддизме нет бога, которому нужно поклоняться, и набора личных принципов, которым нужно следовать, он не соответствует критериям других мировых религий.
The Guardian исследует, чем на самом деле является буддизм, чего в нем нет, и как это влияет на его определение. В итоге они пришли к выводу, что буддизму не хватает духовности, которую можно найти в других религиях. Они даже привлекли мнения современных буддистов, которые подтверждают, что в буддизме нет ничего религиозного. На самом деле правильнее было бы назвать его философией.
PBS поддерживает эту теорию, утверждая, что называть его религией просто не совсем корректно. Вместо этого они удваивают название философии, отмечая, что большая часть текстов посвящена этике, которая также является одним из направлений классической философии.
Тем не менее, объяснение того, что такое буддизм, также не заканчивается на философии. Его также можно считать частью психологии, хотя в нем нет аспекта самосовершенствования. В конце концов, буддизм направлен на разрушение концепции самости, а не на ее улучшение. В нем также есть частички науки и многое другое, но в итоге его просто нелегко определить, и поэтому легко сказать, что он не может быть определен как религия.
Культурное взаимопроникновение
География распространения буддийского течения широка. В России – это Бурятия, Тува, Калмыкия, Иркутская область, а также крупные города: Москва, Санкт-Петербург, Самара.
Юго-Восточная Азия, Тибет и Дальний Восток также являются оплотом этого учения. За последние десятилетия им заинтересовались европейцы и жители американского континента.
Буддизм инспирировал глубочайшее влияние на культуру Индии и на другие страны, по мере его распространения. Прежде всего, под его воздействием развивались местные религии.
Индийская ведическая религия, японский синтоизм, китайские даосизм и конфуцианство получили мощное обновление. Часть их составила с буддийским учением неразрывное целое, например, синтоизм.
В связи с массовой постройкой монастырей, храмов, комплексов в пещерах и на скалах, многоярусных пагод, искусство архитектуры этих стран обогатилось новыми чертами. Они теперь являются визитной карточкой в восточной культуре.
Получило развитие и садовое искусство. Рощи, разводимые послушниками вблизи монастырей, способствовали умиротворению. Эта традиция передалась в другие страны, где сады обретали уже новые формы, как «сад камней» в Стране восходящего солнца. Никакая другая религия не относится так трепетно к живой природе.
Скульптура эволюционировала в сотворении величественных статуй Будды, бодхисаттв, дхармапал. В монастырских стенах собиралась и творила творческая интеллигенция того времени: стихотворцы, писатели, мыслители, живописцы, учёные.
Послушники, усердно переводившие и переписывавшие сутры, преумножали достижения письменности. Буддизм принёс в Японию грамоту из Китая, а в Тибет – индийскую письменность.
В общем, не существует области культуры стран Азии, где бы ни проявились буддийские особенности.
Медитация
Помимо этих пяти правил, большинство буддистов считают медитацию важным средством достижения нирваны. Освобождая ум от суеты и погружаясь в себя, человек может прийти к пониманию основ учения Будды.
Основу медитации составляет самадхи, заключающаяся в умиротворении ума к и освобождении его от мыслей. Достигают такого состояния путем специальных дыхательных упражнений и фокусировки взгляда, например, на свече. Когда ум спокоен, человек может сосредоточиться на идее непостоянства и изменчивости. Это называется випасана.
Многие буддисты полагают, что при медитации можно фокусировать свое внимание почти на любом предмете, но для ее успешного выполнения необходимо сосредоточение сознания только на настоящем и отстранение от противоречивых мыслей. Что помогает медитировать:
Что помогает медитировать:
Буддисты обычно сидят в позе лотоса.
Статую Будды украшают цветами, а рядам зажигают благовония.
Сосредоточить свое внимание можно на свече, статуе или картине.
Ритмичное дыхание и закрытые глаза помогают обрести спокойствие.
Статуя «Большого будды» (Дайбуцу) Амитабхи в Японии, храм Котоку-ин; построена в 1252 году
Кратко о философии буддизма
Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – это философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.
В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.
В буддизме есть основные истины, открытые Буддой
- Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
- Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
- Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
- Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Комплекс буддийских храмов
Восьмеричный путь спасения предполагает:
- правильное понимание – первое, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
- правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
- правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
- правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
- правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
- правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
- правильные помыслы – главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
- правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.
Основные положения буддизма
По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас — это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека — продвижение к особому состоянию — нирване. Это слово означает — “отсутствие волнения”
Очень важное условие для счастливой жизни. В религии выделяют два направления:
- хинаяна — “узкий путь спасения” для избранных;
- махаяна — “широкий путь спасения” для всех верующих.
Оба направления имеют свою философию, в некоторых случаях противоречащую друг другу.
Рис. 2. Печатание книг с досок в тибетском монастыре. Шигадзе. 1938 год
Буддийская доктрина
Буддийская доктрина делится на два основных течения: Тхеравада, старейшая буддийская школа и Махаяна (её частью являются тибетский буддизм, Дзэн/дзен, и другие).
Буддисты верят, что физическое и духовное сознание ведёт к просветлению и возвышению, называемому нирваной. Это высший план сознания, где живое свободно от боли физического мира.
Буддизм также считает, что у всех существ есть воплощения и перевоплощения, включая животных и растения. Поэтому человек должен быть добрым ко всем существам, поскольку в другой жизни он может испытать эту форму. Этот цикл реинкарнации называется Сансара.
Доклад Буддизм
Буддизм является одной из древних мировых религий, а если быть точнее – это религиозно-философское учение. Зародилось оно в Индии в VI веке до н.э. Основателем этого учения является Будда Шакьмуни. Будда в переводе со санскрита буквально означает “пробуждённый”, “просветлённый”, то есть буддизм – это “учение просветлённого”.
Будда Шакьмуни (дословно означает “пробуждённый из рода Шакьев”) родился в семье царя Шуддходаны, правившим одним из северо-индийских царств в предгорье Гималаев, и царицы Махамайи. При рождении имел имя Сиддхартха Гаутама. По традиции рода Шакьев царице для родов было необходимо отправится в дом своих родителей, правившими соседним царством Колиев. Но до места назначения так и не дошла и родила младенца в роще Руммини под деревом ашока.
Для благословления долгожданного царевича был приглашён мудрец-отшельник Асита. Внимательно осмотрев его он обнаружил на теле младенца 32 знака великого человека, и на объявил, что на основании этого ребёнку суждено стать либо великим правителем, либо великим просветлённым мудрецом. Царь Шуддходана естественно хотел, чтобы его сын стал великим царём, а не отшельником. Для этого он с ранних лет всячески ограждал царевича от знаний о человеческих страданиях. Но, несмотря на то, что Сиддхартха жил в богатстве и роскоши, он всё же стал понимать, что целью жизни не может быть стремление к материальным благам.
Когда Сиддхартхе было 29 лет, он вместе со своим колесничим Чану однажды отправился за пределы своего дворца, где его ожидали четыре встречи: он повстречал старика, сражённого недугом человека, человеческий труп и отшельника. Увиденная реальная картина жизни людей коренным образом повлияла на его дальнейшую жизнь. Сиддхартха Гаутама осознал, что старение, недуги, мучения, и смерть неизбежны, и что ни благосостояния, ни принадлежность к высшим кастам не в состоянии уберечь от этого. Поняв, что только саморазвитие является единственным путём для познания причин всех этих страданий, Сиддхартха оставляет всё – жену, сына, дворец, богатства – и уходит в отшельники, чтобы найти пути для избавления от страданий.
В течении шести лет Сиддхартха Гаутама присоединялся к различным общинам других отшельников и придавался суровым аскезам. В конце концов понял, что аскезы по большому счёту больше изнуряют тело, чем приводят к большему пониманию, и решил пересмотреть свой путь. Он начал погружать себя сосредоточения. В этом состоянии он сел под дерево Бодхи и дал обет, что не поднимется, пока ему не придёт познание об истине.
После сорока девяти дней медитации Сиддхартха Гаутама достиг полного просветления, после чего его и стали называть Буддой. Достигнув наивысшего просветления, Будда Шакьмуни начал просвещать людей своим учением.
В основе учения Будды лежат “Четыре Благородные Истины”:
- Есть страдание.
- Есть причина страдания.
- Есть возможность прекращения страдания.
- Есть путь, ведущий к прекращению страданию.
Слово “страдание” здесь следует понимать не буквально, а как совокупность пристрастий, от которых потом происходят неприятные чувства в течение всей человеческой жизни.
Для того, чтобы прекратить страдания существует “Благородный восьмеричный путь“:
- Правильное воззрение.
- Правильное намерение.
- Правильная речь.
- Правильное поведение.
- Правильный образ жизни.
- Правильное усилие.
- Правильное памятование.
- Правильное сосредоточение.
Также основу учения составляют и следующие аспекты:
- учение о карме;
- принцип бессущностности;
- учение о мгновенности;
- представление о мироздании
В учении Будды имеется такое понятие как серединный путь, согласно которому Будда не поддерживал ни сурового аскетизма, ни ярого стремления к наслаждениям. Любому последователю учения Будды в каждой новой ситуации нужно будет искать заново серединный путь.
Последователями учения Будды становятся через осознанное принятие клятвенного обета, именуемым “прибежищем”, под которым понимается три драгоценности:
- Будду;
- Учение Будды (Дхарма);
- Буддийская община (Сангха)
В буддизме выделяют три основных течения: хинаяна, махаяна и ваджраяна.
Несмотря на то, что Буддизм зародился в Индии, большее распространение он имел за её пределами: Китай, Монголия, Таиланд, Вьетнам, Шри-Ланка, Корея и др. В России буддизм исповедуют жители Тувы, Калмыкии и Бурятии.
Кратко об истории возникновения буддизма
Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.
Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.
Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения
Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми
Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.
Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.
Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.
Краткая история возникновения буддизма
Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.
После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.
Буддизм и Индуизм
Это две религиозные и философские традиции, возникшие в Индии. У них много общего в убеждениях, таких как понятия дхармы, кармы и сансары (или самса́ра).
Однако основные различия заключаются в практической сфере, что в случае индуизма, заключается в стремлении к осознанию Бога и последовательном поклонении божествам, как способ спасения, и это сильно отличается от поиска духовного просвещения Будды.
Среди практик индуизма есть разделение индуистского общества на кастовую систему, что расходится с концепцией буддистов, о равенстве между существами.
Индуизм существовал ещё до буддизма, индуизму уже больше четырёх тысяч лет.
Буддийское искусство
В искусстве буддизма широко используются разные символы, заключающие в себе основы учения. В каждом буддийском храме есть статуя Будды. Различные положения его тела и рук имеют особые значения. В произведениях скульптуры и живописи раскрываются эпизоды из жизни Будды. Его самого нередко изображают в виде символов: колеса с восемью спицами, дерева баньян, ступы. Символом Будды является также цветок лотоса, корни которого уходят в илистое дно прудов. Ил олицетворяет человеческую жизнь, а чистый цветок – Просветление.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ
Зороастризм: религия Древней Персии
Подробнее
26 июля Православная Церковь празднует Собор архангела Гавриила
Подробнее
5 мая 2023 года – день памяти апостола Луки
Подробнее
18 августа Церковь вспоминает мученика Евсигния Антиохийского
Подробнее
Праздник Казанской иконы Божией Матери отметят верующие 21 июля
Подробнее
Одиссей
Подробнее
Буддизм может сочетаться с другими религиями
Одним из поистине уникальных аспектов буддизма является то, что его принято сочетать с другими религиями, хотя эффективность этой практики до сих пор вызывает жаркие споры. Это связано с распространением буддизма в Японии в шестом веке. Согласно японоведению, синто существовало в Японии всегда, а буддизм появился гораздо позже. Оба они пропагандируют определенный образ жизни, поэтому неудивительно, что на протяжении веков эти два направления сосуществуют, и это можно увидеть и в других комбо-пакетах с буддизмом.
Индуистские буддисты, пожалуй, самые распространенные и учитывая близость их развития в Южной Азии, это вполне логично. То же самое относится и к сочетанию буддизма и даосизма. Однако с некоторыми религиями, особенно монотеистическими, такими как христианство и ислам все не так однозначно, поскольку сочетание религий менее определенно.
Это также вопрос того, кого спрашивают. Хотя некоторые религиозные лидеры могут сказать, что нельзя быть одновременно буддистом и представителем другой религии, все же есть примеры последователей, которым это удалось.
Карма — это не (всегда) б***ь
В современном популистском жаргоне карма часто используется для обозначения возмездия или того, кто получает по заслугам. Если вы сделали что-то плохое и это вернулось, чтобы укусить вас, скорее всего, вы услышите что-то вроде «карма — это б***ь». И если вы действительно хотите упростить сложную тему, вы можете сделать гораздо хуже, чем эта оценка, согласно определению буддийской концепции кармы.
На самом деле определение кармы гораздо глубже. По своей сути, да, оно означает, что наши прошлые действия имеют последствия в будущем, поэтому современная поговорка применима в большинстве случаев. Если вы хорошо относитесь к кому-то, это приведет к хорошим вещам в вашем будущем, а если вы плохо относитесь к кому-то, это приведет к плохим вещам в вашем будущем.
Слово «карма» означает «действие». И далее они описывают, что карма — это не наказание, которое выносится, а скорее то, что просто происходит по естественному закону, как гравитация.
В этом кроется ключевое различие между популярной поговоркой и тем, что она на самом деле означает. Карма не мстительна и не реакционна. Это «не внешняя сила», а скорее бумеранг — завершение единичного действия. Так что да, карма может вернуться, как гласит поговорка, но если оставить все как есть, то богатство этого процесса будет упущено.
Символы буддизма
Цветок лотоса
Один из символов буддизма, он означает духовную чистоту и связан с появлением Будды. Легенда гласит, что за каждым из первых шагов маленького Будды распустились цветы лотоса.
Толстый Будда
Другим распространённым символом буддизма в России является образ толстого Будды, всего в золоте, чтобы указать на процветание. Этот образ не соответствует фигуре Сиддхартхи, который не был толстым. Для происхождения этого изображения нет ни единой подтверждённой версии, но самая знаменитая, примерно такова: что это был один из монахов, учеников Будды, который в конечном итоге, стал прообразом изобилию.