Цвет, форма, природа
Настоящее имя Фридерик Стовассер осталось в безмятежном довоенном детстве Фриденсрайха Хундертвассера, автора сооружений, ставших архитектурными достопримечательностями родной ему Вены. Живописец-экспрессионист, скульптор, график, мастер перформанса, этот человек умудрялся все, к чему бы он ни прикасался, превращать в искусство: от ступеней придорожного кафе до мусороперерабатывающего завода.
Абенсберг, Германия — 31 мая 2015 г.: пивная башня в комплексе «Мир пива»
Архитектурой Хундертвассер серьезно занялся с 1950-х гг
Его стиль сравнивают с творческим почерком Антонио Гауди: их роднит вкус к цвету, признание важности детали, любовь к керамической отделке фасадов и интерьеров и, главное, категорическое неприятие сооружений в виде стандартных коробок. Хундертвассер от условных форм и природных мотивов перешел к непосредственному введению зеленых насаждений в архитектурные объекты
В многоквартирных домах он создавал особые ниши для обитания деревьев в соседстве с людьми, прямо в квартирах. И старался сделать это соседство для первых максимально комфортным, включая в интерьеры неровные полы и участки травы.
Фриденсрайх Хундертвассер
Официальное название этого странного сооружения — Дом Хундертвассера-Кравины, поскольку построен он в 83 — 86 годах прошлого века при участии сразу двух архитекторов. Впрочем, в большей степени столь нестандартный проект был рожден гением знаменитого австрийца, Фриденсрайха Хундертвассера.
Изначально известный как художник, с 1950 года он много внимания уделяет изучению архитектуры. Свое видение того, каким должно быть строительство, излагает в разнообразных трудах. Среди них можно выделить «Манифест против рационализма в архитектуре». В данной работе Хундертвассер рассказал о собственной «философии строительства», включающей «хорошие кривые» орнамента, интеграцию экологических компонентов.
Дом Хундертвассера — фасадДом Хундертвассера — угол
Реализовать мечты мастер смог благодаря вниманию городского совета Вены к его творчеству. Архитектор Йозеф Кравина взялся воплотить в жизнь проект дома Хундертвассера, который к тому моменту проходил уже второе согласование (в первом варианте Фриденсрайху потребовалось бы использовать слишком «типовые» решения, от которых он отказался). Итоговый вариант получился достаточно компромиссным, но все же практически полностью соответствовал представлениям Хундертвассера о жилых домах.
Впрочем, Хундертвассер и Кравин характерами не сошлись. Первый, регулярно присутствующий при строительстве, оказался недоволен тем, каким второй видит его детище. В результате автор дома обратился с просьбой заменить архитектора к одному из лояльных к нему представителей муниципалитета. И просьбу удовлетворили. В результате соавторство Кравина в проекте было признано только в 2010 году в результате судебных прений. Хундертвассер к тому времени уже скончался.
Философия Хундертвассера в архитектуре
В живописи и архитектуре Хундертвассер придерживался только своих оригинальных взглядов, не оглядываясь на работы других. Он стал автором множества теорий, которые шокировали общественность и вызывали вопросы у коллег. Фриденсрайх любил природу: он был категорически против бездумного строительства и призывал как можно меньше вредить окружающему миру. Отдельными лейтмотивами в его работах всегда были форма спирали, неприязнь к прямым линиям и убежденность в том, что дом для человека — это его отражение, поэтому он должен быть максимально индивидуальным.
Сказал нет прямым линиям
Хундертвассер был убежден, что в природе нет безупречных прямых линий и острых углов. Поэтому они противоречат естественности, натуральности и гармонии. Архитектор избегал их в своих работах, считал, что они вызывают у людей раздражение, калечат психику. В большинстве его произведений все линии плавные. Такая любовь к природе и естественным изгибам роднит Хундертвассера с испанским архитектором Антонио Гауди.
Выступал против рационализма в архитектуре
В 1958 году архитектор выпустил манифест, в котором категорично высказался против рационализма, функциональности и других идей баухауса, конструктивизма, авангарда. Хундертвассер настаивал на том, что строгость и расчет в архитектуре неуместны, в них нет души и индивидуальности. Эпоха прямых линий, разумность строительства, по его мнению, должна уйти в прошлое — в том числе и в массовой застройке. Каждый человек — яркая индивидуальность, поэтому и дом, в котором он живет, и снаружи, и изнутри должен полностью отражать его личность. Хундертвассер считал, что строить может любой человек вне зависимости от наличия диплома. Эти заявления вызывали недоумение, насмешки и возмущение его коллег.
Отстаивал «права» окон
Архитектору также не нравились одинаковые стандартизированные окна в каждом доме. Он считал, что окна должны быть разных размеров, форм, материалов. Позже в своей архитектуре он идеально реализовал свою задумку. По мнению Хундертвассера, человек имеет право разрисовать оконное пространство ровно настолько, насколько может вытянуть руку из окна. Благодаря этому уже с улицы будет видно, что здесь живет яркая индивидуальность.
Сделал деревья «квартиросъемщиками» и посадил «леса на крыше»
Хундертвассер выступал за включение деревьев и другой растительности в интерьер помещений. По мнению архитектора, их рост должен происходить максимально естественно. Поэтому в его идеальных домах деревья растут внутри помещений и их ветви выглядывают из окна, на полу и стенах — мох и другая растительность, на крыше — трава. Наполняя архитектурные сооружения зеленью, мы отдаем дань природе и компенсируем свое вмешательство в окружающий мир, считал Хундертвассер. Его идеальный дом похож на нору хоббита, которая вписывается в природный ландшафт.
Был убежден, что дома — это третья кожа человека
Фриденсрайх придерживался теории, что у человека есть несколько защитных слоев: первый — его кожа, второй — одежда, а третий — жилище. Все они должны регулярно обновляться и меняться. Если этого не происходит, то слой каменеет и умирает.
Считал, что спираль — символ жизни
Полностью отвергая прямые линии и углы, Фриденсрайх Хундертвассер предпочитал спираль. Он считал ее символом жизни и смерти, предполагал, что вся наша жизнь идет по спирали, бывает плохая и хорошая спираль. Первая раскручивается вправо, как нацистская свастика, а вторая — влево. Хундертвассер также был убежден, что идеальная крыша должна быть в форме спирали: если смотреть на нее сверху, то она становится частью природного ландшафта и не нарушает его.
Другие венские проекты Хундертвассера
Перед входом в оригинальный дом находится фонтан, также построенный по проекту Хундертвассера. Фонтан смело можно считать самым строгим проектом, где архитектор собрал полет своей фантазии в кулак:
Фонтан состоит из пяти частей, и только его нижний бассейн с наружной стороны выложен волнообразно. А верхние керамические чаши приобрели и симметричность, и гармонию. Разве что цветовое решение напоминает подход Хундертвассера.
На этой же улице, напротив оригинального дома располагается «Деревня Хундертвассера». Это торгово-выставочный комплекс, выполненный все в том же авторском стиле. Можно составить представление о нем по изображению на этой вывеске:
Опять-таки в силу нашего раннего визита, мы не могли посетить этот комплекс и осмотреть необычные помещения. Ранее на этом месте была мастерская шин, которая в 1990-91 гг. основательно преобразовалась в торговые и выставочные площадки.
Особенности Хундертвассера
По чертежам известного художника Фриденсрайха Хундертвассера, при содействии архитектора Йозефа Кравины был реализован проект «Экологичного дома». Авторы идеи восхищались естественным строением природы – плавными линиями холмов, строгими вертикальными чертами деревьев, лиан, плюща, кустарниковых насаждений. Здание образует полный симбиоз растительного и искусственного начал, классической западноевропейской культуры и фантазии.
Фасад дома украшен странными фигурами, скульптурной лепкой, шарами, кеглями. Сквозь фундамент пробиваются лозы винограда, тропических деревьев. Все это располагается на крыше, выступах, стенах. Автор дома прославился своими сюрреалистичными воззрениями в творчестве. Обилием разнообразных красок и несимметричностью, он добился выражения мысли о том, что природу нельзя уничтожать, наоборот, нужно подстраивать человеческие сооружения под естественное устройство природы.
Природная философия здания – призыв к людям о создании гармоничного сосуществования социального в первоначальных природных условиях, без уничтожения и превалирования. Приезжие туристы регулярно посещают данное место, и восхищаются растущими прямо изнутри дома деревьями.На фоне стандартных помпезных сооружений, город получил преображение в виде необычных абстрактных построек, таких как башня, мусоросжигательный завод, галерея Кунстхаус и прочие.
Почему же именно данное место привлекает самое большое количество туристов и путешественников? Ответ прост, пестрый фасад чудесным образом переплетается и хорошо гармонирует с отсутствием четких линий, растительностью, и частичкой Гауди. По отзывам посетителей, в каком бы ты месте не побывал – дом Хундертвассера воплощает собой нереальный, игрушечный мирок, в объемном пространстве. Интересный факт, сам художник не принял денежного вознаграждения за работу над проектом, в том числе, по причине идейности собственной деятельности. Хундертвассер сказал, что счастлив за высокою оценку его работы, что-то другое, «уродливое», он в этом месте видеть не хотел.
На крышах стоят объемные и массивные деревья, которые идут от самой земли. Фасады, с балконами перекрыты красивым переплетением плюща, винограда и растительности с цветами. Окошки разнопланового размера отлично дополняют красивую несуразную концепцию дома. Основание здания поддерживают колонны разных форм – цилиндрической, песочные часы, с кубическим утолщением в верхней или нижней части.
Несмотря на то, что их цвета пестрят различными оттенками – салатовым, глубоким синим, красным, кремовым, кирпичным, а также по причине различной структуры и фактуры – создается гипнотический эффект, заставляющий засматриваться и любоваться. Разноцветная холмистость с мозаикой и рисунками образует архитектурное «лоскутное одеяло».
Специалисты насчитали более 250 деревьев, а также множество прочей зелени разных видов, что делает достопримечательность самой функциональной и красивой клумбой. Чтобы сделать красивые фото и восхититься симбиозом разных вариантов красок, фактур, сплетений, растений и искусственных материалов, стоит обязательно посетить самое популярное место в Вене, среди туристов.
Не о мусоре
Один из промышленных проектов архитектора — мусоросжигательный завод Шпиттелау. Сжигание отходов противоречило убеждениям Хундертвассера — он считал, что все излишки человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того как власти Вены пообещали, что дым, выделяющийся в процессе переработки, будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло пойдет на отопление жилых домов, архитектор дал согласие на работу над проектом.
Вена, Австрия — 27 мая 2016 г.: мусоросжигательный завод-котельная Шпиттелау. Архитектор — Фриденсрайх Хундертвассер.
Усилия городских властей окупились сполна. Здание завода, созданное Хундертвассером, стало одной из местных достопримечательностей. Оно напоминает сказочный дворец с пестрыми стенами, трубой цвета небесной лазури, золотисто-зеркальными куполами — очистительными фильтрами — и обилием зелени в нишах и на поверхностях фасада и крыш. Хундертвассер в очередной раз доказал, что уродливая промышленная застройка не неизбежность, но свободный выбор ее владельцев.
Архитектурные воззвания
Стены домов Хундертвассер в своих манифестах объявлял основой для окон — мостов во внешнее пространство — и называл их «третьей кожей» человека, призывая относиться к ним с особым вниманием. «Лекарем» безликой типовой архитектуры он был замечательным
Промышленные сооружения и типовые постройки Хундертвассер переоборудовал в фантазийные арт-объекты.
Необычные места на земле
Кинкаку-дзи (Золотой павильон), Киото, Япония
Это здание было построено в 1397. Оно служило виллой для отдыха сегуна Асикага Ёсимицу, который решил провести остаток своих дней именно здесь, будучи утомленным от политической жизни Японии.
Если не считать нижнего этажа, сам павильон покрыт листами из чистого золота. На его крыше — китайский феникс.
Стоит отметить, что здание окружено садом с озером, в котором много лет отражается павильон. Именно поэтому озеро это назвали Кекоти («озеро-зеркало»). Оно очень большое и глубокое, с прозрачной водой.
Озеро украшают множество островов, на которых растут сосны, а в воде можно заметить камни необычной формы и расцветки.
Такцанг-лакханг, Бутан
Этот известный монастырь в Бутане будто бы встроен в скалу, высота которой, кстати, 3120 м, а сам монастырь находится на высоте 700 м над уровнем долины Паро.
Название можно перевести, как «гнездо тигрицы». Легенды гласят, что в эту пещеру приехал Падмасамбхава на тигрице, которая на самом деле была его женой, перевоплощённой в животного.
Будет интересным отметить, что склоны скалы довольно крутые, и кажется, что наружные стены монастыря «встроены» в скалу.
Храм Святого Семейства, Барселона, Испания
Строительство этого храма по проекту Антонио Гауди началось еще в 1882 году и до сих пор продолжается.
Инициаторы проекта решили, что строительство храма должно производиться только за счет пожертвований прихожан. Именно поэтому его строят так долго.
Архитектурные особенности
Дом спроектирован в стиле, который сам его создатель предпочитал называть «биоморфным»: в конструкции нет ни единой прямой линии. Даже полы спроектированы таким образом, чтобы на них имелись волнистые неровности — Хундертвассер считал, что такая форма наиболее приближена к естественной поверхности земли.
То же самое можно сказать и о стенах — они явно выпуклые. При этом фасад снаружи решен в ярких цветах, которые отделяют квартиры друг от друга. Таким образом, создается полное впечатление, что вы смотрите на «мультяшное» здание или взяли в руки детскую раскраску — настолько несочетаемы и насыщенны оттенки.
Но на этом странности не заканчиваются. Архитектором были разработаны специальные оконные рамы уникального дизайна, чем-то напоминающего знаменитые творения Гауди. Ни один элемент не повторяется, а разнообразный декор окончательно завершает картину — с одной стороны, неказистого, а с другой — теплого и уютного «природного дома», который венчает настоящая небольшая рощица (всего около 2 сотен деревьев), а также внушительная шапка из плюща и кустарников. При этом все это растет не только снаружи — в ряде помещений-ниш растения и деревья располагаются внутри здания.
Несмотря на все эти экзотические элементы, дом является жилым — здесь более 50 квартир, есть пара офисов, магазины и даже 4 террасы.
История возникновения дома Хундертвассера
Строительство знаменитого дома относится к 1983-1986 годам. План разработал австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser), который в то время работал вместе с Йозефом Кравиной.
Фото: Иванова Екатерина
Удивительное оформление олицетворяет художественное восприятие и философию Хундертвассера: человек и его творения должны быть максимально приближены к природным формам. Никаких прямых линий – только нестандартность, асимметрия, изогнутость и красочность.
По мнению самого архитектора, этот дом стал вершиной его творческой мысли.
Что особенно интересно: когда здание было построено, Хундертвассер отказался от оплаты созданного им проекта. Как признался сам мастер, главным для него было отсутствие какого-либо уродливого здания на этом месте.
Другие шедевры мастера в Вене
Через несколько лет, с 1989 по 1991 годы, по его проекту также была создана галерея Кунстхаус (KunstHausWien). Это здание похоже на построенное ранее. Располагается по адресу Untere Weißgerberstraße 13.
На противоположной стороне улицы находится еще одно творение архитектора — Hundertwasser Village, относящееся к 1990-1991 годам. Представляет собой большой центр с магазинами, выставками, барами, лавочками с сувенирами.
По так называемой «Деревне Хундертвассера» можно погулять, купить сувениры на память, полюбоваться особым интерьером, в котором оформлены даже туалетные комнаты. Точный адрес — Kegelgase 37-39.
И это еще не полный список. Во всех шедеврах Хундертвассера повторяется его особый стиль, которому присуща асимметричность, яркие краски, обилие мозаики, ощущение подвижности. Скучными эти достопримечательности точно не назовешь!
Фото: Иванова Екатерина
Жилой дом Хундертвассера в Вене
Интересно, как жители Вены, привыкшие к окружающей их аристократичной архитектуре, восприняли появление оригинального строения, нарушающего все архитектурные каноны?.. Дом с веселым фасадом построили не так давно – в 1983-86 гг.
Дом отличается полнейшей асимметрией – разноуровневая этажность, выступы на фасаде. Даже ступеньки различной ширины и различной высоты… Так сказать, для удобства))
Нижние этажи в этом здании более высокие, чем верхние. Окна также разного размера и расположены хаотично. Каждая квартира в этом доме отличается своим цветом.
Как же пробился кусочек классического фасада на столь неординарную стену?.. Тот, который виден на фотографии в левом нижнем углу. Оказывается, его оставили специально как эстафету от предыдущего здания. Разумеется, это место, близкое к центру Вены, не пустовало раньше.
Я фотографировала необычный фасад в свете фонаря, и возможно, это немного повлияло на отображение цвета. Но, надо заметить, что в реальности дом так и выглядит, а не в тех радужных красках, которые встречаются на фотографиях Hundertwasserhaus в интернете. Разве что некоторые жители уже воспользовались предоставленным им правом выглянуть из окошка и размалевать фасад своей квартиры в тот цвет, который им по душе…
Красивый, привлекательный, восхитительный – все эти эпитеты с данным произведением архитектуры совершенно не сочетаются. Необычный? Да. Практичный? Кто знает… Но некоторым семьям повезло, и у них даже есть балкончики:
Дом состоит из 52 квартир, нескольких офисов и около 250 деревьев, растущих на террасах и на крыше здания. Архитектор видел свою задачу и в том, чтобы при осмотре дома с высоты, можно было увидеть только холмистую поверхность, покрытую растительностью.
Но деревья и кустарники растут не только на крыше этого здания. Для некоторых деревьев приспособлена квартирная площадь. И вообще, Хундертвассер называл растения самыми благодатными арендаторами, которые занимают место в доме, а расплачиваются за аренду кислородом.
Интеграция с природой произошла и во время фотосъемки))) Все эти кружочки разного диаметра на снимке образовались вследствие тумана, который укутывал Вену в то раннее утро, когда мы посещали столицу Австрии:
Дом Хундертвассера относится к разряду социального жилья в Вене. Жильцы, поселяющиеся в этот дом, оплачивают условия своего проживания только частично, так как часть выплат покрывается из городского бюджета. Возможно, это было требованием автора проекта. Хундертвассер и сам не взял платы за возведение этого дома, считая, что лучшим вознаграждением для него будет то, что названный его именем дом хотя бы частично избавит жителей Вены от уродливых строений, которых и так много в городе. Наверное, под уродливыми зданиями он подразумевал эту архитектуру))
Входом в дом является то подобие норы, которое просматривается на предыдущей фотографии в центре. Свод «норы» поддерживается колоннами, а слева и справа находятся стеклянные двери, ведущие в своеобразные парадные.
В угловой части дома на уровне второго этажа располагается кафе, к которому поднимаются по фигурной лестнице:
Хундертвассер считал идеальным представителем природы улитку с ее пластичностью и приспособляемостью. Воплотил он некоторую «улиточность» и в этой лестнице, ведущей в кафе.
Разная планировка
Хундертвассер всегда считал, что человек никогда не будет чувствовать радость среди одинаковых построек и комнат. Свое здание он создавал максимально обособленно от других. Например, внутри дома вы не сможете найти ровных углов или стен. Более того, все комнаты получили разную планировку. Также автор считал, что все строения должны максимально сливаться с природой и окружающей средой.
Кстати, дом Хундертвассера построен с применением только натуральных материалов – дерево, кирпич, керамика и прочее. На каждой крыше и на балконе имеется свой живой уголок с зелеными насаждениями. По внешнему виду дом имитирует природные горы или холмы, поэтому тут сразу несколько этажей – от 6 до 10 в различных частях строения.
По окончании строительства архитектор удостоился почетной премии, но отказался брать деньги за свою работу.
Подписывайтесь на нашYouTube канал иInstagram там тоже много интересного
Кунстхаус
Всего в 400 метрах от дома Хундертвассера-Кравины находтся еще одно творение этих мастеров по имени Кунстхаус. Раньше в этом месте располагалось здание старой заброшенной мебельной фабрики. Оно было реконструировано по дизайну Хундертвассера.
Кунстхаус Своеобразные столбики у Кунстхаус
Кунстхаус значительно отличается от построек Хундертвассера благодаря черно-белым фасадам и сетке деления окон. В первом этаже располагается сувенирная лавка музея, а во внутреннем дворе кафе ресторан. Народа рядом с этим домом и в сувенирном магазине нет совсем, все туристы сконцентрировались в торговом комплексе Village.
Другие архитектурные объекты Хундертвассера
У мэтра были свои понятия о красоте. Он брался проектировать такие объекты, за которые взялся бы не всякий зодчий. Ему удавались и жилые, и социальные, и гражданские постройки.
«Туалетная» тема не пугала архитектора. Общественный туалет, реконструированный Фриденсрайхом в конце девяностых для города Кавакава в Новой Зеландии, получился таким же чудесным и озорным, как и остальные его творения.
Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau)
Всем известен венский мусоросжигательный завод – уникальный проект, разработанный Хундертвассером на особых условиях по просьбе властей Вены. Ещё два завода по переработке мусора архитектор создал на территории Японии, в Осаке.
Винодельческий завод «Quixote Winery» (США)
Великолепно вписалась в зелёный ландшафт винарня под названием «Дон-Кихот» в американской долине Напа. Продолжает алкогольную тему «пивная вышка», построенная в 1999–2010 гг. в Баварии.
Термальный комплекс в Бад-Блумау, фото djcaliban
Термальный оздоровительный комплекс в Бад Блюмау стал первым объектом, в котором Хундертвассер реализовал модель «Катящихся гор».
Мастер много работал для медицинских учреждений. Он создал семейный комплекс Ronald McDonald House при университетской больнице Эссена. Там жили родственники тяжелобольных детей, лечившихся в клинике. Сказочный городок возвращал радость родителям, поднимал дух маленьких пациентов больницы.
Церковь Святой Барбары в Бернбахе
Даже религиозный объект проектировал Хундертвассер. Церковь Святой Варвары в штирийском Бернбахе он реконструировал в конце восьмидесятых. Храм получился не чопорным, а ярким, радостным, близким природе и человеку.
Главным достижением мэтра считаются его жилые комплексы. Его последний проект – «Зелёная цитадель Магдебурга» – удивительный город в одном здании. Это автономный объект, в котором есть всё для счастливой жизни.
Жилой комплекс «Лесная спираль» (Waldspirale), Дармштадт (Германия)
«Лесная спираль» – комплекс в Дармштадте, построенный в виде любимой Хундертвассером спирали. Здание это в принципе лишено прямоугольных форм.
«Дом на лугах» в немецком Бад-Зодене – жилая постройка с двадцатью двумя зелёными террасами.
«Дождевая башня» – многофункциональный комплекс в Плохингене – всё в той же ступенчатой форме, в великолепии красок.
Великий мастер с душой ребёнка оставил наследие в нескольких странах. Хундертвассер творил для людей, хотел, чтобы они чувствовали себя счастливыми. Многие искренне восхищаются его работами, кто-то называет их автора «гением китча» – но равнодушным к творчеству Фриденсрайха Хундертвассера не остаётся никто.
Самые необычные места
Бурдж Халифа, Дубай, ОАЭ
Самое высокое в мире здание и самое высокое строение, когда либо существовавшее. Его высота 828,9 м. По своей форме строение напоминает сталагмит.
Национальный центр исполнительских искусств, Пекин, Китай
Это здание еще называют «яйцом». Этот оперный театр имеет площадь в 200 000 кв. м.
У него эллипсоидный купол, сделанный из стекла и титана. Он вздымается посреди искусственного водоема.
Собор Святого Павла, Лондон, Великобритания
Этот англиканский собор, открытый в 1708 году, посвященный апостолу Павлу, стоит в верхней части Ладгейт Хилл, которая является самой высокой точкой города.
Храм Василия Блаженного, Москва, Россия
Этот православный храм, находящийся на Красной площади в Москве, на данный момент является филиалом Государственного исторического музея.
До 17-го века его называли Троицким, т.к. изначально, будучи еще деревянным, храм был посвящен Святой Троице.
Храм входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Он является одной из самых знаменитых достопримечательностей страны и мира. Многие считают его символом Москвы и России.
Эмпайр-стейт-билдинг, Нью-Йорк, США
Этот небоскреб, открытый в 1931-м году, был самым высоким зданием в мире в течении 40 лет.
Он до сих пор привлекает внимание людей, как с земли, так и с высоты птичьего полета. Его высота — 443,2 м
Мечеть Сулеймание, Стамбул, Турция
Эта мечеть занимает первое место в стране по своим размерам. Она вмещает более 5 000 людей.
Находится она в районе Вефа — старой части Стамбула. Строение было сооружено по приказу Султана Сулеймана Законодателя. Над чертежами работал архитектор Синан. Работы велись с 1550 по 1557 год.