«неизвестная»

7 известных художников и их таинственные картины о самых светлых чувствах: климт, магритт и др

Новый ты мог бы родиться сегодня: Сантьяго Карузо

Произведение, входящее в рейтинг самых страшных картин художников, отличается сложной композицией. Это одна из многочисленных вариаций на тему рождения и происхождения человека на земле.

Новый ты мог бы родиться сегодняСантьяго Карузо

Странные мистические существа в напряженных позах, зловещий колорит и мрачная атмосфера — все это говорит о своеобразной трактовке аргентинским художников основных принципов художественного направления сюрреализм. Карузо — достойный продолжатель идей Сальвадора Дали, но в своих экспериментах с формой и композицией он зашел намного дальше. Это полотно мастера — своеобразное философское размышление о жизни, о месте человека в ней.

«Нога на ногу»

Закинуть ногу на ногу — настолько естественное движение, что мы редко задумываемся о его значении. Однако эта поза может транслировать социальный сигнал. С одной стороны, ее можно трактовать как признак растерянности, показывающий, что мы ощущаем себя «не в своей тарелке» и хотим отгородиться от мира. Но она же может сказать о том — с другой, — что мы расслаблены и комфортно чувствуем себя в компании окружающих. Все дело в том, что «нога на ногу» — противоположность той позы, которая выражает наши почтение или бдительность: в этих случаях мы обычно сидим прямо и держим ноги свободно — на случай, если будет необходимо срочно действовать. Впрочем, мы редко отдаем себе отчет в значении положения наших ног — в обычной ситуации мысли заняты другим. Именно поэтому говорят, что ноги не врут. Для большинства из нас не составит проблемы скрыть истинные чувства на лице и вежливо улыбнуться в неприятной ситуации, но положение ног или беспокойные движения стоп легко могут нас выдать.

Слева: Портрет Эндрю Паркера Боулза. Люсьен Фрейд. 2003-2004 гг. Справа: Мужчина, не стоящий внимания. Шурук Амин. 2012 год

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буанороти. Около 1530–1534 гг.

Сидение на корточках

В произведениях искусства достаточно часто изображают сидящих на корточках людей, ягодицы которых касаются земли; на некоторых изображениях они полусидят: одна нога стоит на колене, а другая согнута, как при сидении на корточках, при этом иногда для дополнительной опоры используют одну или обе руки. Изменение положения рук зачастую подразумевается также и другими разновидностями этой позы. Например, кисти можно прижать к груди, соединить или положить на колени. Иногда изображают модель, оперевшуюся на колени локтями, иногда — с руками, скрещенными на груди или обнимающими ноги. Интересно, что у многих доисторических фигурок, изображающих людей, сидящих на корточках, руки плотно прижаты к груди. Скорее всего, у этого есть практическое объяснение: если изваянные руки вытянуты, велик риск, что они будут повреждены или отломятся.

Мученик: продавец фиалок. Фернан Пелес. 1885 год

Загадки картины

Но если с местом написания картины всё ясно, то вопросы вызывает пейзаж, представленный на полотне. По мнению искусствоведов, расположение построек и деревьев не соответствует виду из окна больницы, где лечился Ван Гог. Более того, нельзя определить, какие созвездия изображены на картине. Возникает такое впечатление, что художник умышленно ушёл от определённого места, стараясь отобразить пейзаж, что одинаково подходил бы как для южных, так и северных стран Европы.

Конечно, особое внимание на полотне привлекает само небо. Удивительным образом Ван Гогу удалось передать некую синхронность в движении звёзд

Он намеренно сделал светила увеличенными, чтобы продемонстрировать яркое сияние, исходящее от них. Особенно гармоничной мне кажется луна. Спиральные завитки, из которых состоит ночной небосвод, невольно навевают мысли о бесконечности Вселенной и постоянном движении в ней.

Грузинское проклятие картины и незнакомки

Вторая женская история ещё печальнее. В конце XIX века к Крамскому случайно попал медальон. Открыв его, он увидел темноволосую грузинку. К тому моменту восточной красавицы уже не было в живых. Но художнику удалось выяснить подлинную историю жизни неизвестной.

Мария Федоровна, вдова Павла I, выписала себе из Грузии фрейлину с нежной внешностью. Варвара Туркестанова хорошо прижилась во дворе. Милое лицо с прямыми чертами и острый ум выделяли её среди других фрейлин. Варвара стремилась укрепить своё положение в обществе, поэтому начала оказывать знаки внимания Александру I. Император не устоял перед чарами восточной красавицы.

В этот же момент на Варвару обратил внимание князь Владимир Голицын. Движимый духом состязания, он втянул девушку в любовный треугольник

Вскоре Варвара забеременела. Точно определить отцовство было невозможно. Девушка молила о выкидыше. Ребёнок родился здоровым, но император не проявил к нему интереса. Очень скоро ему надоела и молодая наложница. Варвара своего падения вынести не смогла. Девушка покончила с собой. Узнав её историю, Крамской вдохновился отчаянным положением фаворитки. В качестве «модели» он использовал изображение из медальона.

Еще:

  • Ковбои не носили ковбойские шляпы
  • Огромный Лувр
  • Кем была легендарная «Мурка» из известной криминальной песни?
  • Почему кнопки на кнопочном телефоне расположены именно так?
  • Кто такие «Иваны, родства не помнящие»?

Портрет Софьи Крамской

По мнению некоторых искусствоведов, картина — собирательный образ. Через неё Иван Крамской хотел передать недостатки особ высшего света. Высокомерный взгляд девушки и её поза демонстрировали облик светских львиц. У неизвестной не было конкретного прототипа, но рисовали картину с натуры.

Лицо темноволосой красавицы Крамской срисовал со своей дочери. Картина «Девушка с кошкой», на которой изображена Софья Крамская, чем-то напоминает «Неизвестную». Однако не все согласны с этой теорией. Другая часть искусствоведов делится надвое. Одни считают, что неизвестная дама — фаворитка императора. Другие, что она — жена дворянина. И в первом, и во втором случае судьбы девушек закончились трагически. Возможно, именно поэтому картина приносит несчастье?

Данте и Вергилий в аду: Вильям Бугро, 1850

Полотно написано на сюжет знаменитой «Божественной комедии» Данте. Итальянского автора эпохи Возрождения. Бугро, один из основоположников французского романтизма, изображает экспрессиуню, яростную борьбу двух душ, которые были прокляты.

Данте и Вергилий в адуАдольф Вильям Бугро

Эта душа Джанни Скикки, который попал в ад за обмен с целью личного обогащения, и алхимик-еретик Капоккио. Анализируя картину, следует отметить гармоничное и пропорциональное строение хорошо сложенных мужских тел, в соответствии с канонами классической живописи. Один мужчина в отчаянии грызет и кусает второго. Основной мотив картины — отчаяние и ярость.

Ночь: Аксел Вальдемар Йоханнессен, 1920

От полотна «Ночь» исходит ощущение безнадежности, безысходности, беспросветного мрака. Художник пишет ночь как время кошмаров, бредовых снов и галлюцинаций, время безграничного человеческого одиночества. Именно ночью человек осознает, что он — никто и ничто; вот основная идея живописца.

НочьАксел Вальдемар Йоханнессен

У каждого художника свое видение прекрасного и свое восприятие ужасного. Эти картины можно ненавидеть, но знать об их существовании необходимо. Возможно, один взгляд, брошенный на такое произведение искусства, заставит человека задуматься о важных вещах. Поэтому даже самые страшные картины в искусстве, несомненно, имеют право на существование. И чем дольше смотришь на них, тем больше понимаешь художника.

Per aspera ad astra

«Я очень хочу нарисовать звёздное небо, — признавался Ван Гог брату Тео. — Мне часто кажется, что ночь окрашена гораздо богаче, чем день, в ней есть все эти глубокие оттенки фиолетового, синего и зелёного. Если хорошенько всмотреться, можно заметить, что одни звёзды лимонно-жёлтые, другие — розовые или зелёные, голубые или цвета незабудок. Не буду долго распространяться на эту тему, но очевидно, что для изображения звёздного неба недостаточно лишь разбросать маленькие белые точки по чёрно-синему фону».

Его видение ночи абсолютно противоположно классическому представлению. Обычно день — время активное, безопасное, полное света и тепла; ночь — время покоя, холода, страха и тревоги. У Ван Гога ночь — нечто живое, полное игры и движения, состояние трансформаций. Мир не замирает, не погружается в сон, но продолжает свой бег, наблюдение за которым вводит художника в состояние, близкое к гипнозу.


Портрет Эжена Боха, 1888. (wikipedia.org)

К теме ночи художник обращался неоднократно. Так, в 1888 году он написал портрет бельгийского художника Эжена Боха, «Террасу кафе ночью» и «Звёздную ночь над Роной». В случае с портретом небо становится символом вечности, на фоне которой раскрывается личность созидателя, творца. За основу пейзажей Ван Гог взял виды Арля, свои свежие впечатления от юга Франции.


«Терраса кафе ночью», 1888. (wikipedia.org)


«Звёздная ночь над Роной», 1888. (wikipedia.org)

«Звёздная ночь» 1889 года основана на прямых наблюдениях Ван Гога, а также на его воображении, воспоминаниях и эмоциях. Шпиль церкви, например, похож скорее на типичные для его родной Голландии, чем на французские.


«Звёздная ночь, 1889. (wikipedia.org)

«Этим утром я видел сельскую местность из своего окна задолго до восхода солнца, и не было ничего, кроме утренней звезды, которая выглядела очень большой», — писал Ван Гог своему брату Тео, рассказывая, как пришло вдохновение для создания одной из самых известных его картин. Окно, которое он упоминает, находилось в его палате в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс, недалеко от Арля. Винсент отправился туда добровольно в мае 1889 года (через несколько месяцев после ссоры с Гогеном и трагическим эпизодом отрезания уха). В поисках отдохновения от душевных терзаний он провёл в больнице год, неустанно работая.

Ночное небо, усеянное звёздами, занимает три четверти полотна. Закрученные узоры похожи на волны, из-за чего само небо напоминает бурное море. Звёзды он пишет не как одинокие точки, но как центры вселенных, сердца далёких миров. В то время в журналах публиковались материалы об астрономических наблюдениях облаков пыли и газа, известных как туманности. Ван Гог знал о них и хотел показать на полотне.

Под этим выразительным небом лежит тихая деревня. На переднем плане высится кипарис. Подобно пламени, он взвивается к небу. Символически кипарис можно рассматривать как мост между жизнью (землёй) и смертью (небом). «Почему, говорю я себе, пятна света на небосводе должны быть менее доступны для нас, чем чёрные пятна на карте Франции? Подобно тому, как мы садимся на поезд, чтобы отправиться в Тараскон или Руан, мы принимаем смерть, чтобы отправиться к звезде», — писал Ван Гог.

Сбалансированная и выразительная композиция структурирована упорядоченным размещением кипариса, шпиля и центральных туманностей, в то время как бесчисленные короткие мазки и густо нанесённая краска приводят поверхность в движение. Через сочетание визуальных контрастов художник хотел передать красоту ночи, которая для него была гораздо более живой и богатой, чем день.

Особенности «Звёздной ночи» Ван Гога

Наверное, «Звёздная ночь» казалась бы излишне “динамичной”  картиной, если бы не уравновешивающие элементы. Это – тёмные силуэты города и кипариса, что придают ощущение надёжности и подчёркивают силу земного притяжения.

В правом нижнем углу работы – воплощение безмятежности и спокойствия. Это – мирно спящий посёлок, который противопоставляется бушующему сверкающему небу. Особенную атмосферу «Звёздной ночи», что заметно отличается от предыдущих работ художника, создают экспрессивные мазки разной длины и толщины.

Можно увидеть, что Ван Гог специально старался с помощью резких линий либо плавных сглаживаний показать динамику и чувства, что относятся как к небу, так и к человеку, взирающему на него.

С шедевром Ван Гога связано множество гипотез. Все исследователи сходятся в том, что на картине присутствует масса символом, но что они значат? Некоторые искусствоведы считают, что полотно – это отображение снов Иосифа из 37 Главы Книги Бытия. В одном из фрагментов говорится, что Иосиф увидел Солнце, Луну и одиннадцать ярких звёзд, что в точности совпадает с изображением на полотне.

Картина Ван Гога «Звездная ночь»

Сегодня нам остаётся лишь гадать, что может быть «зашифровано» в гениальной работе Ван Гога. Ясно одно: художник сумел ярко и оригинально изобразить необыкновенную загадку самого таинственного времени суток. Его «Звёздная ночь» у каждого человека вызывает свои ассоциации и эмоции, но неизменно заставляет вспомнить об очаровании природы, спящей под бескрайним и прекрасным небом, усеянном звёздами.

О мастере

Винсент Виллем Ван Гог по праву считается одним из выдающихся художников мира. Он появился на свет в Голландии в семье пастора. С детства мальчик проявлял неординарность, добродушие, трепетное отношение к окружающему миру, что можно заметить в его творениях. Начиная со школьных лет, Винсент интересовался рисованием, однако живопись не являлась приоритетным источником доходов для его семьи. Юноша работал дилером в торгово-художественной компании, где и заинтересовался данным направлением искусства.

В любви Ван Гога постигло жестокое разочарование, из-за чего он решил избрать путь служения Богу, пойдя по стопам своего отца. Некоторое время он даже занимался просветительской деятельностью, однако живопись никогда не уходила из его жизни. Сам художник не раз говорил, что творчество лучше религии помогает избавить человека от душевных страданий.

Увы, именно создание картин стало причиной отстранения Ван Гога от проповеднической деятельности. Подобные перемены и постоянные материальные проблемы стали причиной душевной болезни, из-за которой Ван Гог оказался в психиатрической клинике.

Винсент Ван Гог в возрасте 18 лет

Смерть скупца: Иероним Босх, 1490

Показывая жестокие мучения умирающего, один из великих художников Босх осуждает скупость — один из самых страшных смертных грехов. Своим полотном мастер пытается донести до зрителя идею о том, что скупой человек, умирая, не будет знать покоя и покаяния, одолеваемый мыслями о своем богатстве.

Смерть скупцаИероним Босх

Вероятно, произведение было написано для украшения одной из створок алтаря в католическом храме. Об этом говорит своеобразная композиция картины, ориентированная по диагонали.

Смерть человека, запертого в маленькой комнате и постоянно тревожащегося за свое богатство, не вызывает сочувствия; скорее, образ скупого вызывает отвращение и горячее осуждение.

Крамской Иван Николаевич нарисовал невесту друга

Матрёну художник знал лично. Однажды, посетив в Петербурге своего друга, дворянина Бестужева, он увидел, как в квартиру буквально ввалилась темноволосая девушка. Она сообщила своему мужу Бестужеву, что виделась с некоей госпожой — бывшей подругой семьи. После этого довольно добавила, что проехала в карете мимо, не поздоровавшись.

В жилах Матрёны Саввишны текла крестьянская кровь. Бестужев приметил девушку на одном приёме. После этого он уговорил её хозяйку отпустить крестьянку в город. Бестужев даже женился на девушке. Однако брак счастья не принёс. Молодой дворянин попытался дать образование Матрёне, но её больше интересовали развлечения.

Не выдержав жизни с необразованной крестьянкой, Бестужев отправил её обратно в деревню. Но Матрёне Саввишне вернуться домой было не суждено. По дороге она заболела. Девушка умерла на одной из железнодорожных станций. Крамскому настолько запомнился образ черноволосой девушки, что он нарисовал её портрет. На картине она едет на санях мимо старой знакомой, одаривая её высокомерным взглядом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: