Суксунский городской округ

Масленица — забытый новый год славян | этноmix | дзен

Как празднуют Масленицу сегодня?

Современная Масленица практически полностью утратила свое первоначальное значение. Многие люди воспринимают масленичные обряды как веселую забаву. Это повод порадоваться окончанию зимы и насладиться вкусными праздничными блюдами.

Празднование начинается накануне Сырной недели, в воскресенье. Оно называется Мясным. В этот день ходят к друзьям и родственникам, приглашая их на Масленицу в гости. В Мясное воскресенье угощают мясными блюдами. В этот день надо съесть все имеющиеся в доме мясные продукты.

Накануне Сырной недели тесть зовет в гости зятя, чтобы «доесть барана».

Сырная неделя делится на 2 периода. Понедельник, вторник и среда называются Узкой Масленицей. В эти дни люди начинают празднование Масленницы, но работать не прекращают. Идет бойкая торговля, сооружаются ледяные горки, снежные крепости, качели и карусели. Люди готовят праздничные блюда и занимаются домашними делами.

С наступлением четверга начинается Широкая Масленица. С этого дня все работы прекращаются и начинается безудержное веселье.

Каждый день Сырной недели имеет свое название и смысл.

Дни масленичной недели: что значат и как называются

Понедельник — «Встреча»

Первый день седмицы — это встреча Масленицы.

В этот день в основном занимались организационными вопросами и заканчивали подготовку к празднованию: достраивали горки, готовили развлечения, делали чучело Масленицы и начинали печь блины.

Первый блин было принято отдавать нуждающимся, чтобы те помолились за усопших.

Утром свёкры и свекрови отправляли своих невесток в родительский дом, а вечером и сами наведывались к сватам в гости, угощаясь блинами.

Вторник — «Заигрыши»

Во вторник начинается самое веселье: все катаются на ледяных горках, каруселях, санях, играют в игры, участвуют в гуляниях или зовут близких на блины.

В Заигрыши народ если не веселится, то сватается, потому что именно вторник седмицы был днём сватовства.

Парни присматривали себе симпатичных невест, девушки приглядывались к кандидатам в женихи, а родители шутили и сговаривались о свадьбе.

Нередко последствием Заигрышей становились свадьбы после Великого Поста.

Среда — «Лакомка»

«Пришел зять, где сметаны взять?»

Именно среда является днём знаменитых тёщиных блинов, приготовленных в знак расположения к зятю.

Зятья в свою очередь всячески демонстрировали восхищение тёщам и пели им оды.

Девушки в этот день могли «легально» оставить мужа с матерью, а мать с мужем, и пойти с подругами кататься на санях и распевать частушки.

Но нередко для родственников этот день становился поводом собраться за одним столом.

Четверг — «Разгул»

С этого дня хозяйственные и бытовые работы запрещались, в то время, как Масленичные гулянья и веселье были обязательными.

В четвёртый день седмицы все катались на всём, что катится, качается, крутится и бегает: на санях, качелях, каруселях, лошадях. Не обходилось без игры в снежки и хороводов.

Дети катались на салазках, которые делали из двух широких досок. Днище корени обливали водой, которая леденела и тем самым придавала скорости этому незатейливому агрегату. При том упасть или перевернуться было практически невозможно.

Развлечения молодёжи были уже опаснее, а значит интереснее. Молодые люди делали слеги, на которых катались стоя вдвоём, держась друг за друга.

Слеги представляли собой нечто среднее между бревном и жердиной, облитое водой и обваленное в снегу. Все катались, кричали и валялись в снегу.

Разгул сложно представить без кулачных боёв, когда молодые люди шли «стенка на стенку», демонстрируя девушкам свою силу и удаль.

Но отношение к этому развлечению было серьёзным: в боях могли участвовать жители либо двух деревень, либо крупного села, проживающие на разных его концах.

Желающие участвовать старательно готовились: ходили в баню, плотно ели, ходили к колдунам за заговором на победу.

Но самым необычным развлечением был штурм ледяной крепости. Парни строили ледяной городок, непременно с воротами, которые будет охранять стража. Когда толпа парней шла в атаку, осаждённые бедолаги отбивались от них мётлами и снежками.

Пятница — «Тещины вечерки»

В пятницу тёщи наносили зятьям ответный визит. Правда тёщи приходили не одни, а с родственниками и подругами, да и блины пекли не зятья, а дочери.

В Тёщины вечерки зятья показывали расположение тёщам и их близким. Таким образом пятница становилась днём укрепления родственных связей.

Суббота — «Золовкины посиделки»

На 6 день седмицы наступает очередь невестки потчевать родственников мужа.

Если сестры мужа были незамужними, то девушка звала холостых подруг, а если золовки были замужем, то и подруги приглашались замужние.

Воскресенье — «Проводы Масленицы»

Масленичная неделя заканчивается Прощёным воскресеньем — днём, когда принято просить у близких прощения за причинённые за год обиды и отпускать их.

Эта традиция идеально вписалась в христианскую культуру и крепко с ней срослась. Теперь принято на просьбу о прощении отвечать «Бог простит».

Кульминацией Масленицы уже много веков считается сожжение чучела, символизирующее проводы зимы и начало нового плодотворного года.В нашей голове этот день состоит из ярмарок, блинов, гуляний и хороводов вокруг чучела. И этот образ правдив и приправлен надеждой на светлое будущее.

Почему Масленица так называется?

Почему праздник Масленицы имеет такое название, никому точно неизвестно. Есть предположение, что он связан с традицией выпекания блинов. Людям надоедали снег, морозы, да и сама зима, поэтому они пекли блины, чтобы быстрее приходило тепло и солнце. Проводились разнообразные обряды. Например, украшали круглые колеса от телег, которые затем носили по улице на шесте и т. д. Считалось, что такие действия задабривали Солнце, «умасливали» его.

Солнце в празднике Масленицы занимает центральное место

Также есть и другая версия. Согласное ей, Масленица получила свое название на основе православной традиции. Мясо на этой неделе уже есть нельзя, а вот молочную продукцию еще можно. Поэтому люди пекли блины и ели их с маслом.

Почему на Масленицу сжигают чучело?

Праздник заканчивается сжиганием большого чучела. Оно является символом холода, зимы и, предавая его огню, люди прогоняли стужу и звали тепло. Корни этой традиции уходят к славянской мифологии – чучело является воплощением богини Морены, властительницы ночи, стужи и мороза. К слову, именно поэтому кукла всегда похожа на женщину.

Чучело делают из соломы, березы, рваной одежды и лоскутов ткани. К разным её частям желающие привязывают ленты и загадывают желания. Считается, что если лента сгорит полностью, то желание исполнится. Лицо кукле делать не принято. Древние славяне боялись создавать какой-то определенный облик, чтобы не навлечь на себя несчастья и не смотреть своим бедам в глаза.

Сжигание чучела — кульминация Масленичной недели

Сейчас же мало кто трепетно относится к ушедшим традициям, поэтому куклы делаются с приятным лицом, макияжем, нарядными, в платьях и т. д. Условно, сжигание чучела – это та точка, после которой должно наступать тепло, а весна вступает в свои права.

Вместе с куклой также принято сжигать разный мусор и старые вещи. Оставшийся пепел развеивают на полях. Есть поверье, что это даст хороший урожай.

Интересный факт: в прошлом чучело сперва возили по всей деревне и только потом сжигали. При этом люди просили помощи и благословения у богов в различных делах.

Как появилась Масленица? История и происхождение праздника

Впервые о масленице упоминается в 16-м веке, но о мясопусте (неделе, предшествующей Великому посту) есть записи в Лаврентьевской летописи 14-го века.

Исследователи Б. Рыбаков и Вс. Миллер считали, что славяне до принятия христианства праздновали Масленицу в честь весеннего равноденствия. Тогда у многих народов, которые использовали солнечный календарь, это было началом нового года. Если верить данной версии, то проводы зимы и праздник нового года сместились с 22-24 марта на более ранний период, якобы из-за ввода Великого поста – устраивать гуляния было недопустимым.

Масленица в старинных русских усадьбах

Дореволюционные исследователи относили Масленицу к языческим празднованиям, посвященным Волосу – так называемому «скотьему богу». Некоторые русские историки считают, что праздник относится к Власьевому дню, с него же перешли и различные обряды. Что интересно, в Полесье четверг Сырной недели называют «Волосий» или «Власье».

Имеет место версия, которая указывает на то, что предшественником Масленицы был праздник Авдотьи Весновки – 1 марта славяне встречали первый месяц весны. Считается, что до 1492 года масленичные торжества были сродни новому году. Также раньше Масленица могла быть не весельем, а наоборот – днем памяти усопших родственников. А, зажигая костры, люди приглашали умерших обильно поужинать.

Значение праздника в прошлом

Советский филолог и фольклорист В. Я. Пропп считал, что основной целью празднования являлся призыв плодородия перед началом работ на полях. А чучело Масленицы – это образ плодородия. Его сожжение также могло символизировать уничтожение «старого» плодородия для еще более пышного возрождения.

На Масленицу проводится множество обрядов, среди которых есть «целовник» (чествование гостей), катание с горки, смотры у молодых людей, шутки над неженатыми и незамужними и т. д. Все они относятся к молодежи, несвязанной узами брака

Это указывает на то, что тогда было очень важно повышать уровень населения

Крестьяне того времени считали, что усопшие родственники находятся одновременно как в захоронении, так и в загробном мире. Соответственно, они способны оказывать влияние на плодородие. Это также объясняет причину, почему на Масленицу принято поминать ушедших. Для поминания устраивались тризны, иногда посещали кладбища, всегда обильно ели (блины – обязательное блюдо). Некоторые исследователи считают, что блины довольно часто использовались в разных праздниках, не только на Масленицу, но и в качестве обрядовой еды.

Интересный факт: самый большой блин испекли в Аргентине на фестивале в г. Мерседес. Его диаметр составил 4,8 м. Для блина потребовалось более тонны муки и 1,6 т жира. Рекорд зафиксирован в книге Гиннеса.

Существует мнение, что русская масленица родственна западноевропейскому карнавалу. Иностранец, который посещал Москву во время правления Ивана Грозного, в своих записях также говорил о схожести праздника с итальянским карнавалом.

Фольклорист А. Мороз утверждает, что у Масленицы языческие корни. Объясняет он это тем, что изготовление и сжигание куклы – языческая традиция. Но само чучело никогда не выступало в роли идола и эта традиция больше похожа на развлечение.

Что нельзя делать на Масленичной неделе?

Масленица считается одним из самых веселых праздников в году. Тем не менее, здесь есть свои запреты и ограничения.

Выполнять разные работы по дому разрешается только в первые 3 дня Сырной недели, в период так называемой Узкой Масленицы. Остаток недели нужно провести за отдыхом, не выполняя тяжелую физическую работу.

Не рекомендуется быть в одиночестве. Нужно ходить гулять, веселиться со всеми, принимать участие в разных играх. Предки крайне неодобрительно относились к людям, ведущим затворнический образ жизни.

Если кто-то желает наведаться в гости, хозяин не должен отказывать, а наоборот – с радушием принять гостей и накрыть стол. Но не нужно забывать, что таким гостем можно стать и самому. Это одна из самых основных традиций Масленицы.

Несмотря на праздник, переедать нельзя, в особенности перед Великим постом. Как известно, чревоугодие – смертельный грех в христианстве.

Как появился праздник?

Истоки Масленицы берут свое начало в глубокой древности. День весеннего равноденствия вызывал у праславян благоговейный ужас. На территориях их проживания в это время наблюдались резкие колебания погодных условий. То морозы ударят, то оттепель начинается. Люди говорили: «Весна с Зимой борются». В день весеннего равноденствия происходила главная битва Зимы с Весной. Чтобы Весна победила Зиму, язычники задабривали богов. Совершали различные ритуалы и готовили жертвенные блюда.

История возникновения Масленицы тесно связана с языческой древнеславянской Комоедицей. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до дня весеннего равноденствия и длилось еще неделю после него. В те времена у славян самым почитаемым зверем был медведь. Его называли Комом и считали ипостасью языческого бога Велеса. С весенним пробуждением медведя после зимней спячки оживала природа и приходило тепло.

Прощаясь с Зимой, древние славяне славили Ярило – бога весеннего солнца. Чтобы поддержать молодое крепчающее солнце Ярило, праславяне пекли лепешки – круглые и желтые, как дневное светило. Первая лепешка доставалась Кому – медведю. В те времена и появилась поговорка: «Первый блин комам» (медведям).

На праздничном столе раньше преобладали вегетарианские блюда. Их готовили, чтобы задобрить медведя – любителя растительной пищи.

Пятую часть приготовленных блюд несли к Священному огню. Рядом с костром ставили соломенное чучело Марену (Мару). Образ Марены отождествлялся со смертью и с сезонными обрядами гибели и возрождения природы.

Возле святилища рассыпали зерно, угощая птиц. Пернатые символизировали умерших предков. В день весеннего равноденствия живые и мертвые представители рода соединялись.

Во время празднования Комоедицы совершались ритуальные прыжки через Священный костер. Праславяне верили, что пламя способно изгонять злых духов. Водой, растаявшей на Священном костре, умывались. Она давала здоровье, силу и красоту.

На Комоедицу в древней Руси славили молодые супружеские пары. Холостяков «метили веревкой» и принуждали сделать выбор или откупиться праздничными блюдами.

В конце празднования древние славяне сжигали Марену, прославляя Ярило.

Краткая история: как появился праздник?

Сама приготовительная к Великому Посту неделя имеет происхождение… монашеское!

«Не напрягать тетиву превыше меры…»

Иноки Церкви первых веков имели благочестивый обычай на время Четыредесятницы покидать свои обители, уходя на уединенное подвижничество, в горы, пустыни. Возвращались они лишь к Пасхе. Понятно, что такое подвижничество требовало некоторой подготовки не только духовной, но также – физической. Отсюда идет обычай вкушения молочной, рыбной пищи в течение семи дней подготовки к Посту, вплоть даже до отмены поста среды и пятницы. Причем послабления касались не одной пищи.

Интересный фактИзвестна такая история из жития прп. Антония Великого (IV в.), основателя монашеского общежительного устава. Однажды некий мирянин, охотник, проходя по пустыне увидел Антония с братией, которые… весело смеялись! Возмутившись «неподобающим» поведением, он высказал свое недоумение великому авве. На это Антоний попросил его натянуть до предела тетиву лука. Разумеется, мирянин не согласился, справедливо полагая, что она разорвется. Тогда преподобный с улыбкой сказал: «Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения».

А вот как уже в XIX в. выговаривал монахине, настоятельнице общины, прп. Серафим Саровский, с любовью, мягко обличая ее излишнюю строгость:

«Ведь веселость не грех, матушка, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собою.Вот и я, как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже был и какой веселый-то был, радость моя, бывало, как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут.

Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли нехорошо и в храме Божием не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был, — вовсе не грешно, матушка…»

Впоследствии традицию «мягкого» вхождения в Великий Пост переняли миряне, хорошо понимавшие, что переход к строгости воздержания должен быть не резким. Так возникла подготовительная к Четыредесятнице седмица.

Как относится к празднику Церковь

Ап. Павел говорил, что

Церковь, отвергая язычество, никогда не отвергала людей, тех, кто, по мере сил своих, ищет Бога, пусть ошибается, как человек. Оттого она не столько уничтожала обычаи, сколько «переплавляла» их, давая новое, христианское содержание. Касалось это и Масленицы – собственно языческого действа «встречи весны», в котором, однако:

  • проявлялось характерное для славян, как народа земледельческого, острое ощущение связи человека с природой, радость о ее пробуждении после зимы; здесь вполне применимы слова Апостола, сказавшего, что для язычников Бог, «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20)
  • отдавалась дань семейным ценностям – вообще у многих славян празднование имело отчетливо «женский» характер: например, в один из дней зять обязательно звал в свой дом тещу; кроме того, во времена древние на это время приходились помолвки, даже свадьбы;
  • соблюдался благочестивый обычай поминовения предков: отсюда традиционные блины, по мнению ученых, изначально – особые поминальные хлебы, отсюда их круглая (символ вечности) форма; наполняя эту традицию христианским содержанием, Церковь предваряет Масленицу Мясопустной Родительской Субботой, когда поминаются все православные христиане, «от века скончавшиеся».

Таковы основания возникновения «сплава» христианской веры с некоторыми языческими традициями. Что, конечно, не означает, что православие приняло языческую Масленицу, но – лишь то, что оно не отвергает в ней то, что «по природе законно», соответствует Божиим установлением, но совершенно не приемлет суеверия, языческие обряды магического характера, и конечно, «веселие», переходящее разумные границы, становящееся разгулом.

Поздравления

Распространенные сейчас поздравления, прежде всего, относятся к наступлению весны:

«Желаю прогонять сложности, не иметь проблем, радоваться каждому дню. Пусть солнышко станет еще ласковее, а успехи еще грандиознее. Избавляйся от печалей, зла, заменяя их удачей, любовью и позитивом. С Масленицей!»

С Масленицею тебя!

Блины ешь и будь бодрее.

Пусть весна станет щедра,

Желанье сбудется быстрее.

Сжигай ты зиму и печали,

Чтобы душа не замерзала.

Хочу, чтоб дни чудесней стали,

Скука ненужная пропала!

Ну а православного уместно поздравить не с одной грядущей весной – действительно подлинно радостным событием в наших широтах. Но также – с весной духовной, которая, независимо от погоды, наступает всегда вовремя – с началом Великого Поста.

Наталья Сазонова

Масленица и Христианство

Как называлась масленица до Христианства, доподлинно неизвестно. Одно из названий, дошедшее в летописях — Велик день.

В древнерусских письменных памятниках термины с корнем масл- для обозначения Сырной недели православного календаря широко распространяются с XV века. Среди дореволюционных исследователей было распространено мнение, что Масленица восходит к языческому празднику в честь «скотьего бога» Волоса, «когда у Власия и борода в масле».

После принятия христианства в 988 г. Новый год перенесли с 22-е на 1-е марта, чтобы отделить его от языческого нового года. Поскольку 1-е марта считалось днем Авдотьи Весновки, Масленицу тоже стали назвать Авдотьей.

При Иване III Москва была провозглашена третьим Римом и в 1492 г. Россия перешла на византийский календарь с новымгодом 1-го сентября.

При Петре I новый год перенесли на 1-е января с 1700 г. По странному совпадению, именно 1700 г. стал последним годом жизни последнего русского патриарха досинодальной эпохи. Патриарх Адриан был яростным противником масленицы и хотел полностью ее упразднить, однако он успел ее сократить вдвое, на целую неделю.

Да и отец Петра I. Алексей Михайлович был твёрдо уверен, что грешно проводить время в буйных забавах и застольях. Поэтому сочинял один за другим указы, согласно которым под запретом оказывались кулачные бои, подпольное винокурение, азартные игры и даже… качели. Но, как свидетельствуют записки личного врача государя англичанина Сэмюэля Коллинза — народ не обращал на указы особого внимания: «Русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своём». Ну а обычай целоваться со всеми подряд в Прощёное воскресенье казался иностранцу негигиеничной и развратной затеей.

Однако Алексею Михайловичу удалось уничтожить множество музыкальных инструментов, которые использовались во время праздника. В указе 1648 года он велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь. С тех пор было утеряно наименований ударных инструментов.

Отменить Масленицу и запретить развлечения церковь не смогла, так как этот праздник был очень значим для народа. Сырная или мясопустная неделя стала последней перед началом Великого поста, и, соответственно, связана с днём празднования Пасхи.

Церковную Масленицу перенесли на 8 недель перед Пасхой и сократили до 1-ой недели с понедельника по воскресенье (Прощёное воскресенье), заканчиваясь за 49 дней до поста.

Народная Масленица начинается на день раньше — в воскресенье на так называемое «мясное заговенье», когда православным в последний раз разрешается есть мясо (т.е. продолжается 8 дней).

Перенос Масленицы на 49 дней до начала Пасхи, связано с тем, что это число считалось священным в гностической традиции, поскольку в нем другое священное число — семь — повторяется семь раз.

По определению I Вселенского собора Пасху всегда и повсеместно празднуют между 22 марта и 25 апреля по старому стилю (между 4 апреля и 8 мая по новому стилю) — в первое полнолуние после весеннего равноденствия, или на неделю позже, чтобы Пасха христианская не совпадала с иудейской.

Как видим, именно на эти даты у славянских народов до принятия христианства и происходил новый год, который впоследствии остался под видом проводов зимы на Масленицу.

Традиции и обычаи

Праздничные атрибуты

Чучело Масленицы

Основные атрибуты Масленицы:

  • блины, сырники, вареники и лепешки с различными начинками и добавками;
  • народные гулянья и развлечения на свежем воздухе (катание на санях и коньках, танцы, песни, игры и т. п.);
  • яркие костюмы в народном стиле;
  • обрядовое чучело Масленицы, подлежащее сожжению.

Масленичная неделя

Условно Масленичная неделя разделяется на 2 периода. Узкая Масленица длится в период с понедельника по среду. Широкая – с четверга по воскресенье. В начале недели занимаются разными домашними делами, а также хозяйством. Каждый день Сырной седмицы обладает собственным названием, ритуалами и приметами.

Масленичная неделя

День 1. Встреча

Раньше люди жили ближе друг к другу, поэтому принято было в первое утро празднования отправлять супруг своих сыновей к их родителям, а сами свекры ходили в гости к родне.

На площадях в день Встречи начинается празднество. Подготовка к нему проводится в Пеструю неделю, которая предшествует Масленичной. На улице формируют горки изо льда, устанавливают качели и строят снежные замки.

Основной особенностью масленичного понедельника является приготовление первого блина. По традиции его отдавали бедным людям, чтобы они смогли помянуть усопших.

День 2. Заигрыши

По русскому обычаю во вторник проводятся смотрины – Заигрыши. В этот день девушки и парни собираются вместе, общаются и приглядываются друг к другу. Все это делалось с задумкой на будущее – в Великий пост, который наступал в скором времени, свадьбы проводить нельзя, а на Красную горку – можно. Познакомившись во время заигрышей, молодые люди уже могли пожениться.

Хоровод вокруг чучела

Сжигание чучела

Костюмированные выступления

Яркие народные наряды

Праздничное шествие в нарядах

Кто не интересовался смотринами, обычно приглашал к себе гостей. И чем более богатым и разнообразным был стол, тем больше уважали хозяина. Также во вторник принято звать Масленицу.

День 3. Лакомка, или Скоромная среда

В этот день зятья ходят к тёщам на блины. Также с радостью принимают других родственников и гостей. Тёща в среду должна выказывать зятю уважение и демонстрировать свое расположение. Есть поверье, что чем добрее в этот день будет тёща, тем лучше отношения сложатся у ее дочери с семьей мужа.

День 4. Разгуляй, или Широкий четверг

Широкая Масленица начинается в этот день. Домашние работы завершаются, и заниматься хозяйством больше нельзя, так как это сулит несчастья в будущем. Люди отправлялись на площади, чтобы веселиться. А развлечения были самыми разными: катание в повозках и на лошадях, кулачные бои, игры в снежки, хороводы, проверка выносливости и ловкости, жжение костров и прыжки через них, пляски, песни, поедание блинов и т. д.

Народные гулянья на Масленицу

Оставаться дома и не участвовать в празднике считалось плохой приметой – человека могли настигнуть неудачи.

День 5. Тещины вечерки

В пятницу теща приходила в гости к зятю, который должен оказывать ей всяческие почести. Обычно приготовлением блинов занималась его жена. Также существовал обычай приводить с собой подруг, чтобы они увидели, за какого хорошего человека дочь вышла замуж.

День 6. Золовкины посиделки

Субботний день невестки уделяют золовкам, то есть, родственницам и сестрам со стороны мужа. Девушки собираются, сплетничают, просто общаются, накрывают стол. Также в этот день зовут подруг и родню. При этом если золовки замужние, то и подруги приглашаются с соответствующим семейным положением. Хорошая примета – дарить друг другу в субботу Масленичной недели небольшие подарки.

День 7. Проводы, или Прощёное воскресенье

Воскресенье – это основной день Сырной седмицы. Верующие просят друг у друга прощения, посещают кладбища и вспоминают усопших.

Прощеное воскресенье является последним днем перед постом, когда можно есть пищу животного происхождения. Если еда оставалась, то ее было принято раздавать бедным или сжигать, а пепел рассеивать на поле, чтобы был хороший урожай.

В других странах

Празднования, аналогичные славянскому, имелись у языческих народов других стран, соответственно, последняя неделя перед Постом во многих из них была похожа на русскую Масленицу. Например, у католиков повсеместно были приняты карнавалы, сопряженные с таким же безудержным весельем, как на Руси. При этом «личины», маски, под которыми скрывались христиане, по множеству воспоминаний современников, как бы становились позволением на разного рода бесчинства.

Достойно удивления, что европейские путешественники XVI-XVII вв. обычно пренебрежительно живописуют русскую Масленицукак «безудержное пьянство», точно забывая о собственных «традициях», никоим образом не соотносящихся с христианством.

Итальянская Масленица. Карнавал в Венеции. У католиков в Италии, Бразилии и Аргентине этот праздник называется карнавал ( саrnе «мясо» + vale «прощай»).

Масленица в СССР и в современной России

До 1920-х советская власть пыталась устраивать «Красную Масленицу», «очищенную» от «религиозного дурмана». Подобные «мероприятия» выглядели столь странно, что попросту сошли на нет сами собой.

Еще одна попытка была сделана с 1960-х, когда, по указанию партийного руководства, были разработаны сценарии праздника «Проводы русской зимы», некоторым образом возрождавшие традиции прошлого в формате своего рода сказки. На праздновании можно было увидеть Деда Мороза, Снегурочку, скоморохов. Кроме того, разворачивалась торговля, иногда даже дефицитными товарами.

Странным образом праздник начинался с… митинга, на котором выступало местное руководство. А заканчивался по-язычески, сожжением чучела.

Впоследствии вновь возвращается наименование «Масленица», разрабатываются типовые сценарии праздника, которые применяли различные учреждения культуры.

В похожем формате праздник отмечается также сейчас, с той лишь разницей, что, например, современные музейные работники проводят большую научную работу по выявлению местных, исторически сложившихся обычаев празднования. Сейчас Масленица – по сути, историческая реконструкция уже ушедшей в прошлое крестьянской традиции, не имеющей корней в городской культуре, к которой принадлежит большинство населения.

Однако, желание многих приобщиться к традициям (и доход, приносимый подобными мероприятиями учреждениям культуры) порождает такие странные явления, как проведение Масленичных программ до начала собственно Сырной Седмицы или даже во время Великого Поста.

Смысл Масленицы для православного человека

Воцерковленные православные больше рассматривают эту неделю, как время приготовления к Посту. Вместе с тем, они не чуждаются также умеренного веселья, помня о словах прп. Антония о снисхождении к человеческим немощам – не только ближних, но также своим собственным.

Прощеное воскресение в православном храме

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: