Причины авиакатастрофы Ту-154
Одной из главных причин авиакатастрофы Ту-154 25 декабря 2016 года могла стать конструктивная особенность самолета. По мнению гендиректора компании «Альянс авиационных технологий Авинтел» Виктор Прядка, у Ту-154 есть режим предостережения угла атаки, составляющий около 16-17 градусов, из которого самолет выйти уже не может, если сразу после взлета продолжать энергично набирать высоту. Эксперт полагает, что пилот мог не учесть эту особенность.
По словам другого эксперта, экс-начальника смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталия Андреева, сложившаяся ситуация «может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация — или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было».
Что с самолетом?
Катастрофу потерпел самолет Ту-154Б2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»).
По имеющимся учетным данным, самолет выработал относительно небольшую часть летного ресурса (менее 10 тысяч часов), налетывая в среднем около 300 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс самолета составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.
«Самолет перед вылетом прошел все плановые проверки и был исправен. Никаких претензий к техническому состоянию воздушного судна перед вылетом не было», — сообщил источник «Интерфакс» в экстренных службах.
Эксплуатант самолета — 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие, обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки — как правило, перевозя личный состав Вооруженных сил. Предприятие было организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года № 37-рп «Об обеспечении деятельности 223 и 224 летных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур. 223-й летный отряд эксплуатирует пассажирские машины, в то время как перевозками на военно-транспортных самолетах занимается 224-й летный отряд.
Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.
Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи.
Фото: Нина Зотина / РИА Новости
Кто пропал?
Минобороны обнародовало список лиц, находившихся на борту Ту-154. Согласно данным ведомства, в самолете находились восемь членов экипажа, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Батрутдинова, восемь военнослужащих (в их числе главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов), директор международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Также в Сирию летели этим рейсом девять журналистов и музыканты военного ансамбля.
На официальном сайте телеканала «Звезда» сообщается, что в авиакатастрофе погибла их съемочная группа — корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. Первый канал также назвал имена журналистов, находившихся на борту Ту-154: корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. По информации официального сайта телекомпании НТВ, от них в командировку в Сирию направлялись корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов.
Хроника событий
Самолет следовал из Сочи в сирийскую Латакию. По первым данным, на борту Ту-154 находились 92 человека, среди которых, по информации представителя МЧС, музыканты Ансамбля песни и пляски российской армии имени А. В. Александрова, члены экипажа, съемочная группа Первого канала, журналисты НТВ, команда телеканала «Звезда», а также сопровождающие.
Артисты следовали поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС на авиабазе «Хмеймим». По словам ведущего солиста Ансамбля песни и пляски российской армии имени А.В. Александрова Вадима Ананьева, планировалось небольшое выступление, состоящее из 15 произведений. Ему, как и нескольким другим артистам, повезло не оказаться на борту попавшего в авиакатастрофу Ту-154.
Список погибших в результате авиакатастрофы Ту-154
В 10.16 по мск Министерство обороны РФ опубликовало уточненный список погибших в результате авиакатастрофы Ту-154.
Состав экипажа Ту-154 85572
- м-р Волков Р.А.
- к-н Ровенский А.В.
- п/п-к Петухов А.Н.
- к-н Мамонов А.В.
- ст. л-т Парикмахеров В.Н.
- м-р Трегубов В.А.
- ст. л-т Сушков B.C.
- ст. л-т Суханов А.О.
Список лиц, перевозимых на воздушном судне
Военнослужащие:
- г/л-т Халилов В.М.
- п-к Хасанов А.Б.
- п-к Ваганов Н.И.
- п-к Иванов А.Ю.
- п/п-к Колосовский А.В.
- м-р Долинский А.И.
- п-к Негруб А.Н.
- к-н Абросимов С.С.
Федеральные государственные гражданские служащие:
- Губанков А.Н.
- Бадрутдинова О.Т.
Международная общественная организация «Справедливая помощь»:
Глинка Е.П.
Средства массовой информации:
- Рунков Д.А.
- Денисов В.В.
- Сойдов А.А.
- Лужецкий М.В.
- Обухов П.К.
- Пестов О.М.
- Ржевский В.В.
- Суранов А.А.
- Толстов Е.В.
ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:
- Сонников А.В.
- Гужова Л.А.
- Ивашко А.Н.
- Бродский В.А.
- Булочников Е.В.
- Голиков В.В.
- Осипов Г.Л.
- Санин В.В.
- Майоров К.В.
- Буряченко Б.Б.
- Бабовников Д.В.
- Баздырев А.К.
- Белоножко Д.М.
- Бесчастнов Д.А.
- Васин М.А.
- Георгиян О.П.
- Давиденко К.А.
- Денискин С.И.
- Журавлев П.В.
- Закиров P.P.
- Иванов М.А.
- Иванов А.В.
- Котляр С.А.
- Кочемасов А.С.
- Кривцов А.А.
- Литвяков Д.Н.
- Мокриков А.О.
- Моргунов А.А.
- Насибулин Ж.А.
- Новокшанов Ю.М.
- Поляков В.В.
- Савельев А.В.
- Соколовский А.В.
- Тарасенко А.Н.
- Трофимов А.С.
- Узловский А.А.
- Халимон B.Л.
- Штуко А.А.
- Крючков И.А.
- Ермолин В.И.
- Быков C.Л.
- Колобродов К.А.
- Корзанов О.В.
- Ларионов И.Ф.
- Ляшенко К.И.
- Михалин В.К.
- ст.с-т Попов В.А.
- Разумов А.А.
- Серов А.С.
- Шахов И.В.
- Арчукова А.А.
- Гильманова P.P.
- Игнатьева Н.В.
- Клокотова М.А.
- Корзанова Е.И.
- Пырьева Л.А.
- Сатарова В.И.
- Трофимова Д.С.
- Хорошева Л.Н.
- Цвиринько А.И.
- Шагун О.Ю.
- Гурар Л.И.
- Сулиманов Б.Р.
- Столяр И.В.
Резонанс вызван нахождением Елизаветы Глинки, известной как доктора Лизы. По информации ряда СМИ, известный благотворитель полетела в Сирию другим рейсом, но предположениям не суждено было сбыться — российский филантроп и исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» вошла в список погибших во время авиакатастрофы Ту-154 25 декабря 2016 года.
Поисково-спасательные операции
Поисково-спасательные операции наращивали обороты в зоне крушения Минобороны РФ. Обломки самолета Ту-154 обнаружены на глубине 50-70 метров в 1,5 км от побережья Черного моря. В 5,5 км от береговой линии обнаружены личные вещи пассажиров, находившихся на борту.
Авиакатастрофа Ту-154 под Сочи: поисково-спасательные операции | РИА Новости
По последним данным, спасателями обнаружены 10 тел. Личности пока не установлены — опознание пройдет в Москве. Сформирован район поиска площадью 10,5 квадратных километра. В операции принимает участие более 3 000 человек, задействованы 27 кораблей и судов.
https://youtube.com/watch?v=gGer8uqOdw0
Опасные воздушные ворота Сочи
Адлерский аэропорт печально известен в среде летчиков. В 2006 году трагедия произошла с Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшем рейс по маршруту Ереван — Сочи. При заходе на посадку в аэропорту Сочи самолет рухнул в Черное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли.
В октябре 1972 года под Адлером потерпел катастрофу Ил-18В компании «Аэрофлот», в результате чего погибли 109 человек. Истинную причину катастрофы установить оказалось невозможно, так как обломки лайнера затонули на глубине около 1000 метров.
Аэродром в Сочи среди пилотов считается сложным. Взлет и посадка там происходят в сторону и со стороны моря, одним курсом. Для этих маневров особенно важна подготовка экипажа.
Из-за близости моря и гор создать аэропорт в другом месте было невозможно. Одно время на посадку заходили с двух сторон — и с моря, и (если ветер не позволял) с гор, между скал.
«Это был профессиональный цирк, туда только экипажи со спецподготовкой допускали. После того как при заходе с гор произошло несколько инцидентов, посадку с этой стороны запретили», — рассказал «Ленте.ру» заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.
У взлета на море есть своя специфика: это непростое дело, особенно ночью (а катастрофа ТУ-154 произошла около 6 утра, когда еще было темно). Дело в том, что в темноте море визуально сливается с небом, а звезды светят не только вверху, но и внизу. За всю историю сочинского аэропорта этот эффект неоднократно подводил пилотов. В такой ситуации нужно пилотировать только по приборам и верить только приборам, считает эксперт.
Судя по информации из открытых источников, самолет исчез с радаров через 20 минут после взлета, с момента отрыва от земли, когда он уже был над поверхностью моря. Сейчас обнаружили нефтяное пятно — это уверенно можно считать местом «ныряния» только что заправленного самолета в воду, считает Смирнов.
«Аэродром считается сложным еще и из-за особых погодных условий. Иногда приходится садиться с попутным морским ветром, а тут нужен строгий расчет, чтобы самолету хватило посадочной полосы. При попутном ветре больше пяти метров в секунду аэропорт даже при отличной видимости закрывается — иначе самолеты просто не успеют затормозить из-за ветра», — рассказал Смирнов «Ленте.ру».
Журналисты Первого канала
Жертвы авиакатастрофы Ту-154 — журналисты Первого канала | Первый канал
Авиакатастрофа Ту-154 над Черным морем унесла жизни также трех представителей съемочной группы Первого канала — Дмитрия Рункова, Вадима Денисова и Александра Сойдова. Вся команда скорбит о своих погибших товарищах и выражает соболезнования родным и близким всех жертв этой страшной трагедии.
Дмитрий Рунков карьеру тележурналиста начинал в родном Архангельске, затем переехал в Санкт-Петербург. Его первым материалом была новость об аномальном снегопаде в Москве, но позже проявил все свое искусство репортера и стал одним из ведущих корреспондентов. По долгу службы ему часто приходилось заниматься военной тематикой. Дмитрий делал репортажи о репетиции парада Победы и исторических военных реконструкциях.
Вадим Денисов работал на Первом канале с 2002 года. Он дважды был в командировках в Сирии, за что был награжден государственными наградами.
Звукорежиссеру Александру Сойдову было 33. После гибели в авиакатастрофе в Сочи у него остались жена и двое детей. Известно, Александр так же, как и Вадим Денисов, в свой «последний рейс» отправился внеурочно, тоже не мог отказаться от участия в благотворительном концерте для российских военных в Сирии.
Елизавета Глинка (доктор Лиза)
Жертвы авиакатастрофы Ту-154 — Елизавета Глинка (Доктор Лиза)
В авиакатастрофе Ту-154 погибла известный благотворитель и правозащитница Елизавета Глинка, которую знали во всем мире как Доктора Лизу. Врач-реаниматолог и специалист паллиативной медицины была человеком, для которого не было чужих детей и чужих бед
Она помогала абсолютно всем людям, у кого уже почти не оставалось надежды на помощь — особое внимание глава фонда «Справедливая помощь» уделяла бездомным, тяжело больным и одиноким людям
Доктор Лиза оказалась на потерпевшем крушение самолете Ту-154 Минобороны РФ совершенно случайно — она везла гуманитарную помощь в Сирию в виде медикаментов для университетского госпиталя в Латакии. Прежде всего это были лекарства для онкологических больных, для новорожденных, а также расходные материалы для медицинской техники, которые не поступают в Сирию из-за войны и санкционного режима.
До своей «последней» поездки в Сирию Доктор Лиза несколько дней назад привезла 17 детей из Донбасса в Россию для лечения и реабилитации в лучших московских больницах. Следует отметить, что за 2 года конфликта на Украине благодаря ей сотни маленьких пациентов с Донбасса смогли получить нужное лечение и шансы на спасение в столичных клиниках, при том что вывозила она больных детей под пулями и летящими снарядами.
В 2016 году Доктор Лиза стала лауреатом государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности. На торжественной церемонии вручения премии Елизавета Глинка заявила, что самое главное право – это право на жизнь, но в это непростое время оно безжалостно попирается.