Айвазовский и.к. автопортрет

Айвазовский иван константинович | биография, картины художника

Вид Константинополя и Босфорского залива

«Вид Константинополя и Босфорского залива»

Во время своего путешествия в Османскую империю, Айвазовскому больше всего понравился великий город и его порты, не обошел вниманием автор и сам Босфорский залив

Вернувшись домой, Айвазовский написал картину, которая в 2012 году была оценена в более в чем три миллиона фунтов стерлингов или 155 млн. российских рублей. На картине детально изображены порт Константинополя, мечеть, турецкие корабли, солнце, которое вот-вот готовиться скрыться за горизонтом, но более всего притягивает голубая водяная гладь и дает возможность полотну называться одной из самых известных картин Айвазовского.

Чёрное море (1881)

Картина написана в 1881 году. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
На полотне изображена буйная стихия. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, почему Черное море было так названо. В хорошую погоду оно спокойное и ласковое, в бурю оно чудесным образом превращается в ревущего монстра.

В его пучине погибли многие суда. Намеком на это становится крохотный корабль, который едва заметен за бурными волнами. Непонятно, терпит он бедствие или борется с разбушевавшейся стихией.

Айвазовский изобразил момент начала бури. Еще достаточно далеко до того момента, как волны поднимутся до невероятной высоты. Но вода уже стала свинцовой, а гребни предвещают шторм. Зрители могут физически ощутить качку. Волны переданы так живо, что, кажется, вот-вот услышишь их шум и ощутишь разлетающиеся брызги.

Годы расцвета

В 1844 году Иван Айвазовский поступает на государеву службу. Он становится живописцем Главного штаба, а также работает академиком в академии художеств в Санкт-Петербурге. Он получает от Главного штаба задание написать несколько полотен, среди них была знаменитая работа «Чесменский бой».

В 1850 году появилась самая знаменитая работа Айвазовского — «Девятый вал». Это было начало звездного периода в жизни художника. Он много работает, пишет не только пейзажи и батальные сцены, но и портреты. Хотя сильным портретистом он себя не считал и писал только очень близких людей. Кроме интенсивной работы Айвазовский много путешествует. Еще он всею душой любил Крым и много делал для родной Феодосии, в частности хлопотал о проведении туда железной дороги, открыл в городе художественную школу, построил археологический музей. Также Айвазовский побывал в Египте, в США, на Ниагарском водопаде. За свои труды художник получал немало наград. В 1864 году он получил потомственное дворянство и чин действительного тайного советника, что по морским меркам соответствует званию адмирала.

19 апреля 1900 года Иван Айвазовский умер в родной Феодосии, накануне он начал новую картину «Взрыв турецкого корабля».

Выставки работ И.К. Айвазовского

  • 1835 — Петербург
  • 1836 — Петербург
  • 1837 — Петербург
  • 1841 — Рим
  • 1842 — Неаполь, Венеция
  • 1843 — Париж, Лондон
  • 1844 — Амстердам
  • 1845 — Петербург
  • 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
  • 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
  • 1848 — Москва
  • 1850 — Петербург, Одесса
  • 1851 — Москва, Одесса
  • 1853 — Петербург
  • 1854 — Петербург
  • 1857 — Париж
  • 1858 — Петербург
  • 1860 — Петербург
  • 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
  • 1862 — Петербург
  • 1864 — Одесса
  • 1865 — Петербург, Одесса
  • 1866 — Петербург, Берлин
  • 1867 — Петербург, Одесса
  • 1868 — Тифлис, Петербург
  • 1870 — Петербург
  • 1872 — Москва
  • 1873 — Петербург, Москва, Ницца
  • 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
  • 1875 — Петербург
  • 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
  • 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
  • 1879 — Париж, Мюнхен
  • 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
  • 1881 — Петербург, Москва, Лондон
  • 1882 — Петербург
  • 1883 — Петербург
  • 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
  • 1885 — Берлин, Варшава
  • 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
  • 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
  • 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
  • 1890 — Париж
  • 1891 — Петербург
  • 1892 — Берлин, Одесса
  • 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
  • 1894 — Петербург, Лондон

Крупнейшие собрания работ

Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:

  • Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
  • Государственный Русский музей
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Национальная картинная галерея Армении
  • Петергоф (музей-заповедник)
  • Центральный военно-морской музей

Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.

Хищения картин

Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:

  • В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
  • В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
  • В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
  • В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
  • В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
  • В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
  • В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
  • 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.

Интересные факты

  1. Почитателем творчества Ивана Константиновича был Александр III. По его просьбе имя художника было дано фонтану, который появился после проведения в Феодосию водопровода из имения Субаш, принадлежащего живописцу.
  2. Работоспособность Айвазовского поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски — ультрамарина, иногда с добавлением охры.
  3. В разгар холодной войны по просьбе Жаклин Кеннеди картины Айвазовского были размещены в Белом доме в комнате Франклина Рузвельта, где шли переговоры с иностранными дипломатами. Это способствовало снижению напряженности между США и СССР.

Происхождение

Будущий художник Айвазовский Иван Константинович родился 17 июля 1817 года в Феодосии. Но при рождении он получил имя Ованнес, так семья была армянского происхождения. Его предки переехали в Восточную Европу только в 18-м веке. Отца мальчика звали Геворк Айвазян, но впоследствии он поменял имя и фамилию и стал Константином Гайвазовским. Так будущий художник получил фамилию, которую, немного изменив, прославил на весь мир. Семья была большая и небогатая. Иван был вторым ребенком, всего у Гайвазовских было 5 детей. Отец мальчика занимался торговлей, он знал несколько языков, в том числе венгерский и турецкий. Мать Ивана, тоже армянка, занималась домашним хозяйством, была большой мастерицей в вышивании.

Морское сражение при Наварине

Айвазовский рисовал не только «мирные марины», но и любил изображать батальные сцены ключевых морских сражений. Одной из таких работ стала известная картина Айвазовского – «Морское сражение при Наварине». Могущественный российский флот вместе с союзниками в бою противостоял турецком флоту, который в итоге был наголову разбит. Победа над турецким флотом ускорила развитие национально-освободительной войны в Греции и поразила Айвазовского. Услышав подвиги, автор воплотил бой на полотне. Картина передает всю жестокость морского сражения: абордаж, залпы артиллерийских корабельных орудий, обломки, тонущих моряков и огонь.

Крым и Европа (1838—1844)

Весной 1838 году художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство. «23 сентября 1839 г. Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове св. Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием 16, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию.

Феодосия. Лунная ночь (1852)

На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.

Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.

Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.

О авторе

Иван Константинович Айвазовский (настоящая фамилия Айвазян) – знаменитый русский художник-модернист и баталист родился 29 июля (17 июля) 1817 года в Феодосии в Крыму. Его отец — армянский купец по фамилии Айвазян (Гайвазовский). Он дал при крещении сыну имя Ованнес, что соответствует русскому Иоанну. Мать художника звали Рипсиме Айвазян.

Айвазовский был меценатом и коллекционером. Кроме того, художник занимал несколько «должностей»: он был и действительным тайным советником и почетным членом различных академий, в том числе и в Европе, а также занимал пост живописца при Главном морском штабе.

Айвазовский обучался в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где занимался написанием пейзажей в классе М. Воробьева. В 1840 г. знаменитого тогда в России живописца отправили в Италию в качестве командировки. Именно здесь он практиковал свои художественные способности в написании баталий. Это помогло ему создать шедевр «Чесменский бой» в 1848 году, а в 1850 «Девятый вал». Тем не менее Айвазовский был страстно влюблен в свою родную Феодосию. Он вернулся сюда и продолжил писать. Благодаря ему здесь появилась рисовальная школа, библиотека и картинная галерея.

Живописца не стало в 1900 году 19 апреля (старый стиль). Его похоронили в Феодосии, на территории одной из армянских церквей, имеющей название Сурб Саркис.

Последние дни жизни

Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии, в возрасте восьмидесяти двух лет. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского: Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание— еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт— героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Искусство И. К. Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И.Н. Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще…» Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л. Биоджоли. На древнеармянском написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

Послесловие

Иван Айвазовский — единственный в мире художник, который разрешал всем желающим смотреть, как он пишет картины. Как правило, в его мастерской, как в театре сидели отдыхающие, человек по 30 и смотрели, как из под кисти Айвазовского появляются волны, морская стихия, корабли, зрители ему даже аплодировали. Поэтому, уважаемые читатели, посещайте музеи, картинные галереи, любуйтесь и наслаждайтесь творчеством великих мастеров нашей страны, которые творили для вас, оставляя капельку души в каждом произведении.

Словами поэта А.И. Полежаева Иван Айвазовский мог бы сказать о себе так:

Начало карьеры художника

В 1838 году Иван Айвазовский, художник-маринист, возвращается в Крым, где в течение двух лет активно работает: пишет морские пейзажи, картины на батальные сюжеты. В 1838 году он получает аттестат об окончании академии художеств и личное дворянство. Он входит в круг русской художественной элиты, сближается с Карлом Брюлловым и Михаилом Глинкой. В 1840 году он отправляется в большое путешествие в Италию, посещает Флоренцию, Венецию, Рим, потом Париж, Амстердам. Надолго он задержался в Южной Италии, где окончательно сформировалась его художественная манера. Одну из картин даже хотел купить папа римский, но Айвазовский подарил ему полотно. В ответ римская церковь наградила художника золотой медалью. За два года творческой командировки Айвазовский написал множество картин, среди них были и марины, и батальные жанровые сцены, и картины на библейские сюжеты. Художник очень много работал, и число его полотен просто поражает. В 1844 году он возвращается в Россию уже как состоявшийся художник.

Признание таланта

1844 г. был знаковым для художника. Он стал главным живописцем российского Главного морского штаба. Через 3 года ему присвоили звание профессора Академии художеств г. Санкт-Петербурга

Для детей, интересующихся жизнью великого художника, важно знать, что главными его работами являются картины “Девятый вал” и “Черное море”

Но сражениями и морскими пейзажами его творчество не ограничивалось. Он создал серию крымских и украинских пейзажей, написал несколько исторических полотен. Всего за свою жизнь Айвазовский написал более 6000 полотен.

В 1864 г. художник стал потомственным дворянином. Также он был награжден чином действительного тайного советника. Это звание соответствовало адмиральскому.

Начало карьеры художника

В 1838 году Иван Айвазовский, художник-маринист, возвращается в Крым, где в течение двух лет активно работает: пишет морские пейзажи, картины на батальные сюжеты. В 1838 году он получает аттестат об окончании академии художеств и личное дворянство. Он входит в круг русской художественной элиты, сближается с Карлом Брюлловым и Михаилом Глинкой. В 1840 году он отправляется в большое путешествие в Италию, посещает Флоренцию, Венецию, Рим, потом Париж, Амстердам. Надолго он задержался в Южной Италии, где окончательно сформировалась его художественная манера. Одну из картин даже хотел купить папа римский, но Айвазовский подарил ему полотно. В ответ римская церковь наградила художника золотой медалью. За два года творческой командировки Айвазовский написал множество картин, среди них были и марины, и батальные жанровые сцены, и картины на библейские сюжеты. Художник очень много работал, и число его полотен просто поражает. В 1844 году он возвращается в Россию уже как состоявшийся художник.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.

В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.

На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание.

Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто. С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.

Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине «Портрет жены художника».

Айвазовский и Пушкин

Айвазовский вошёл в современное ему искусство, руководствуясь собственными законами художественного мироощущения. Чарующая световая атмосфера полотен Айвазовского помогает воспринять мечтательность и эмоциональность его искусства. Художник видит в человеке неотъемлемую частицу природы. Человек на его картинах изображён то на фоне спокойного, прозрачного моря, то одиноко шагающим по берегу или сидящим в лодке, устремив вдаль, к свету, мечтательный взгляд. В этих вымышленных романтических героях нетрудно распознать автопортретные черты художника.

Морской берег, 1840

Некоторые считают, что Айвазовский даже изображал на своих картинах таким образом Пушкина, но Иван Константинович просто носил такие же бакенбарды, как и Пушкин и в целом был похож на него. Пушкину же Айвазовский посвятил немало картин непосредственно.

А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа, 1886

И это внимание Айвазовского к Пушкину неслучайно. Дело в том, что для молодого 19-летнего живописца встреча с Александром Сергеевичем была одним из важнейших событий в его жизни

Произошла она на осенней выставке Академии художеств в 1836 году. Подобные художественные выставки открывались ежегодно в сентябре, и своим вниманием удостаивали их даже императорские особы. Приходили в академические залы высокие сановники и чиновники всех рангов, студенты и молодые художники. Толпился на выставке и любопытный разночинный люд.

Появление поэта с женой на выставке стало тогда настоящей сенсацией. Узнав, что Пушкин в Античной галерее, ученики Академии, в их числе и девятнадцатилетний Айвазовский, бросились туда.

Поэт, как вспоминал художник:

Инспектор Академии, сопровождавший поэта, хотел было тотчас найти Лебедева, но его в зале не оказалось. И тогда взгляд инспектора упал на Ивана Айвазовского, награжденного за отличие золотой медалью — его-то он, как лучшего ученика, и представил поэту.

Ничего из той давней беседы не забыл живописец:

Встреча с Пушкиным когда-то стала поистине судьбоносной для живописца: около двадцати картин и рисунков Айвазовского запечатлели облик поэта. И самое известное полотно — «Прощание Пушкина с Чёрным морем» («Прощай, свободная стихия!»), написанное совместно с Ильей Репиным.

«Прощай свободная стихия» («Прощание Пушкина с морем»), 1887

И вновь признание самого Ивана Константиновича:

Сколько же работ Айвазовского, посвященных памяти поэта, ныне почти неизвестны, а некоторые и вообще утрачены: «Пушкин у скал Аю-Дага», «Пушкин в Крыму», «Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца», «Пушкин на берегу с семьей Раевских близ Гурзуфа», «Пушкин у Гурзуфских скал»… Настоящая крымская пушкиниана!

Фрагмент картины «А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал», 1880

И можно предположить, что какие-то наброски к будущим полотнам (все они были написаны значительно позднее, не при жизни Натальи Николаевны; первая из них — «Пушкин на берегу Чёрного моря» датирована лишь 1868-м годом) могла видеть и она сама. Ведь Наталья Николаевна бывала в петербургской студии прославленного мариниста, к тому времени уже профессора Академии художеств.

И разговор меж ними мог идти о будущем издании собрания сочинений Пушкина, предпринятом П.В. Анненковым и самой Натальей Николаевной. Художник готов был принять деятельное в нем участие

Свидетельство тому более чем важное — письмо издателя брату, датированное маем 1852 года:

А дружбой с Натальей Николаевной художник дорожил настолько, что сам явился к Наталье Николаевне, после того как его слуга, видимо, из благих побуждений, объявил приехавшей к нему гостье, что его хозяин изволит обедать и принять госпожу не сможет. Наталья Николаевна просила передать свои сожаления, и тотчас уехала. Вечером того же дня художник поспешил к ней, на дачу.

На самом деле, этот пустячный и даже забавный случай весьма показателен: Айвазовский в тот же день «прибежал… на Острова» — стало быть, чрезвычайно дорожил дружбой с Натальей Николаевной

Надо полагать, что и она сама по достоинству ценила внимание Айвазовского и относилась к дружбе с ним столь же трепетно

Живописец, конечно, делился с вдовой поэта своими замыслами, советовался с ней — ведь ему было так важно знать её суждение. И он не мог не расспрашивать Наталью Николаевну о жизни её великого мужа, его увлечениях, привычках, пристрастиях

Косвенным подтверждением тому — воспоминания самого Айвазовского, свято хранившего в памяти ту давнюю встречу с Пушкиным:

Образование и воспитание

Осенью 1833 г. зачислен в Академию художеств в Петербурге. Учитель, Максим Никифорович Воробьев, был известным представителем русской живописи.

Через некоторое время Николай I пригласил в академию модного французского мариниста Филиппа Таннера, который завалил Айвазовского большим объемом работы. Но тот все равно находил время, чтобы писать свои картины.

В 1836 г. великолепному художнику удалось представить свои картины на выставке, организованной Таннером. Его работы имели огромный успех, но после жалобы Таннера императору, все картины были сняты с выставки.

Через полгода Айвазовского определили в класс к профессору Александру Ивановичу Зауервейду, где, проучившись лишь несколько месяцев, академией было принято решение о выпуске Ивана Константиновича на 2 года раньше своих сверстников. 

Его отправили на эти 24 месяца в Крым для самостоятельной работы, а затем на 6 лет в командировку за границу.

Интересные факты

Настоящее имя и фамилия – Ованес Айвазян. Отец по национальности был армянином, после ссоры с родными братьями и переезда в Феодосию изменил фамилию на «Гайвазовский».

Родной брат художника — Габриэл Айвазовский — посвятил жизнь церкви, был архиепископом и выдающимся историком.

В детстве Иван отлично играл на скрипке, его музыкальные способности были так же хороши, как и художественные.

Айвазовский часто устраивал публичные, как это принято сейчас называть, мастер-классы, где все в открытую могли лицезреть удивительные способность и талант художника.

Иван Константинович много жертвовал средств на благотворительность в своем родной городе Феодосии. В частности, на его деньги были построены концертный зал, галерея, школа искусств и музей. Проложен водопровод и расширен порт.

Все свои картины мастер писал не с натуры, а в своей мастерской.

Сколько же картин написал за всю свою жизнь? Он создал серию крымских, украинских пейзажей, написал около 6000 полотен.

Детские годы

С ранних лет будущий художник мог любоваться морем, водная стихия завораживала мальчика и восхищала его, именно поэтому, видимо, именно море стало основной темой его творчества. Кратко биографию Айвазовского можно описать словами «труд» и «везение». Семья будущего художника жила в сильной нужде. Отец потерял свои накопления после войны с Наполеоном в 1812 году и во время чумы, охватившей Феодосию. Поэтому с раннего детства Иван помогал отцу в кофейне, хотя наклонности у него были совсем иные. Дом Айвазовских стоял на самом берегу моря, и мальчик с детства с упоением наблюдал, как входят суда в порт, как прибывают рыбаки. Еще он слушал много историй о былых временах, которые будили его фантазию.

«Чесменский бой», Айвазовский

Год написания: 1848Размер: 193 × 183 смМестонахождение: Картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Вариант 1 — Кратко

9 предложений/ 102 слова

Батальное полотно Ивана Айвазовского «Чесменский бой» посвящено одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в 1770 году. На картине художник изображает самый разгар битвы.

Спереди и по центру видны статные русские корабли. К одному из них — флагману «Три иерарха» направляется шлюпка с боеприпасами. В глубине бухты полыхают подбитые снарядами турецкие суда. Пламя, которым объяты корабли, высокими столпами поднимается прямо в небо, а густой серый дым перемешивается с пеленой грозных туч. Среди облаков над морем призрачно светит луна.

Всюду в воде видны корабельные осколки, а также упавшие за борт люди. Особенно выделяются фигуры нескольких турецких солдат, пытающихся спастись, схватившись за обломок мачты.

Вариант 2 — Подробно

20 предложений/ 244 слова

«Чесменский бой» Ивана Айвазовского — это батальное полотно, посвящённое одному из главных сражений русско-турецкой войны, состоявшемуся в Эгейском море. Битва продлилась целых три дня (с 5 по 7 июля 1770 года) и закончилась победой русский войск.

На картине изображён решающий момент сражения, когда перевес сил уже находится на стороне российского флота. Поэтому в глубине бухты можно заметить горящие турецкие корабли. Их корпуса разрушены взрывами и объяты ярким пламенем, которое поднимается к небесам. В воздухе кружат осколки, а по воде плывут обломки деревянных мачт.

Чёрный дым от горящих судов перемешивается с седой пеленой облаков, ещё больше разгоняя в зрителе ощущение тревоги. Сквозь небольшой просвет среди туч над морем бледно светит луна, озаряя своим зеленоватым блеском тёмные воды.

В центре полотна изображены несколько русских судов. Их статные силуэты грациозно возвышаются над волнами. Белые паруса одной из шхун торжественно подняты.

На переднем плане справа можно увидеть часть флагмана российского флота, носящего название «Три иерарха». В его сторону движется шлюпка с боеприпасами. Слева довольно крупно изображены потерпевшие кораблекрушение турецкие солдаты, которые пытаются выжить, хватаясь за плывущие по воде обломки мачты. Эти люди выглядят очень напуганными. Они беспомощно протягивают к небу свои смуглые руки.

Полотно написано в тёмных красках ночи, поэтому и люди, и корабли кажутся на нём объятыми полутьмой. Лишь только яркое зарево пожаров нарушает общий колорит, придавая картине динамичность. Несмотря на тревожность изображаемых событий, в этой работе Айвазовского отчётливо заметны торжественные нотки. Художник гордится непобедимостью российского флота, восхищается силой и стойкостью соотечественников, ведущих нелёгкую борьбу с неприятелем.

см. также:Все сочинения-описания картин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: