Анатолий левитин: «не всякий, кто умеет хорошо рисовать, художник»

Выставки

Выставки с участием Анатолия Павловича Левитина

  • год (Ленинград): Осенняя выставка произведений ленинградских художников.
  • год (Ленинград): 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников.
  • год (Ленинград): Выставка произведений ленинградских художников.
  • год (Ленинград): Ленинград. Зональная выставка.
  • год (Ленинград): Наш современник. Зональная выставка произведений ленинградских художников.
  • год (Ленинград): Зональная выставка произведений ленинградских художников.
  • год (Санкт-Петербург): Выставка, посвящённая 55-летию победы в Великой Отечественной войне.

Биография[править]

Анатолий Левитин родился в Москве, в семье скрипача и музыкального педагога Павла Исаевича Левитина. В 1935 году Левитин приехал в Ленинград и был принят в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

Левитин А. Обмен стахановским опытом. 1951. НИМ РАХ

О годах учёбы в СХШ Анатолий Левитин вспоминал:

«Ленинградская СХШ была уникальная. Наш директор С. Г. Невельштейн сумел договориться, что школа будет жить по своим законам, по своей программе. Это было гениально. СХШ занимала третий этаж здания Академии художеств, и все наши педагоги были из числа её преподавателей. В СХШ я издавал газету. Она называлась „Бывает“ и состояла из рисунков и ироничных подписей. Сейчас часто говорят, что в то время все было очень строго, — ерунда! Во всяком случае, у нас было не так. В кабинете истории был своеобразный клуб, и вот мы как-то вывесили там плакат с рисунками со всех наших учителей и надписью „Уничтожайте паразитов в семье и в школе!“. И никто не обиделся.

Так начинался мой путь в искусстве, как и у многих моих товарищей. Страна остро нуждалась в новых заводах, дорогах, тракторах, станках. И всё же правительство понимало значение искусства и находило для этого средства. Учащиеся были на полном государственном содержании и даже получали стипендии по 40 рублей в месяц, а особо талантливые по 100 рублей. Деньги по тем временам не малые, если оклады родителей были от 150 до 650 рублей и лишь у инженеров до 1250 рублей. Со мной в СХШ учились Михаил Аникушин, Вячеслав Загонек, Алексей Ерёмин, Юрий Тулин, Михаил Канев, Нина Веселова, Евгения Антипова, Виктор Тетерин, Владимир Чекалов, Ярослав Крестовский, Абрам Грушко, Олег Ломакин, Елена Костенко. После войны все они окончили институт имени И. Е. Репина и стали известными художниками и скульпторами.»

В 1941 году Левитин был призван в Красную Армию, после окончания училища зенитной артиллерии воевал на Северо-Кавказском фронте в 443-м зенитно-артиллерийском полку старшим техником-лейтенантом. Награждён орденом «Красная звезда», медалями «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

После войны учился в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у Б. Фогеля, Л. Овсянникова, Л. Островой, А. Деблера, А. Зайцева. В 1951 году окончил институт по мастерской академика Б. В. Иогансона. Дипломная работа — картина «Обмен стахановским опытом».

Левитин А. Портрет бригадира монтажников В. Рогозы. 1975. ГМИИ РТ

Член Ленинградского Союза художников с 1951 года. Участник выставок с 1951 года. Первую большую известность Анатолию Левитину принесла картина «Тёплый день» (1957), показанная на Всесоюзной юбилейной выставке в Москве в том же году, а в 1958 году отмеченная бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе.

Писал портреты, жанровые и исторические картины, пейзажи. В 1963 году был удостоен почётного звания Заслуженный художник РСФСР. В 1975 был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1980 году был удостоен почётного звания народный художник РСФСР.

Среди основных произведений, созданных А. Левитиным в станковой живописи, картины «Обмен стахановским опытом», «Знатная телятница колхоза „Лесное“ Ф. Лысько» (обе 1951), «Свежий номер цеховой газеты» (в соавторстве с Ю. Н. Тулиным, 1952), «Портрет Веры Ерополовой» (1954), «Андрюша» (1956), «Донбасс. 1942 год», «Тёплый день» (обе 1957), «Грузчик» (1958), «Школьная няня» (1959), «Рядовой Октября», «На урок», «В новые края» (все 1960), «Им нужен мир», «После работы» (обе 1961), «Портрет штукатура Таи Тупиковой» (1962), «Ночная смена», «В пути», «Портрет народного артиста СССР В. И. Чеснокова» (все 1964), «Портрет Майи Копытцевой», «Портрет художника К. Казанчана», «Зарядка» (все 1965), «Дорога», «Строители Сибири» (обе 1967), «На защиту революции» (1969), «Портрет Таисии Тупиковой» (1970), «Портрет машиниста П. Е. Смирнова» (1971), «Ленин. Рассвет», «Портрет народной артистки СССР И. А. Колпаковой», «Портрет бригадира монтажников В. Рогозы», «Портрет сварщицы З. Василянской» (все 1975), «В полночь», «Вечер в Саянских „Черёмушках“» (обе 1979), «Субботний день в саянских „Черёмушках“» (1980), «Портрет Дмитрия Хворостовского» (1993) и другие.

С 1987 года А. Левитин возглавлял живописную мастерскую Красноярского государственного художественного института. Являлся действительным членом Академии художеств СССР, членом Российской Академии художеств, вице-президентом РАХ, председателем отделения «Урал, Сибирь, Дальний восток» Российской Академии художеств.

Автор книги воспоминаний «Портрет художника на фоне эпохи»(2014).

Анатолий Павлович Левитин умер 11 октября 2018 года в Петербурге на 97 году жизни.

Творчество Валентина Левитина в 90-е годы

К 90-м годам 20 века гамма картин Валентина Исааковича становится светлее. К этому времени его
картины получили широкое признание в России. Проанализировав несколько картин Валентина Левитина, можно придти к выводу, что художник нашел для себя четыре
основных мотива, на которых строились картины: изображение лица, дерево, башня
и чаша.

Как и в 70-е годы, большое
значение художник отдавал цвету, благодаря которому мог воплотить свои идеи:
соединение в живописи бесконечность и слияние человеческого взора и мира.

Для более точного изображения
своих идей Валентин Левитин отдает предпочтения мотивам
византийского церковного искусства.

Излюбленным приемом художника в 90-е годы было сопоставление мотивов:
башни и кроны дерева, архитектуры и природы. Как правило, ни архитектура, ни Природа
не являются у художника вымышленными. Он рисует улицы, здания, парки
Петербурга. Его картины – это своего рода иллюстрированная энциклопедия города,
многие виды которого остались только на его картинах.

Получив признание у себя на
родине, русский художник начал добиваться его и за рубежом, и уже в 1991 году
он был принят в  Международную федерацию
художников.

На протяжении всей своей
творческой жизни Валентин Левитин
принимает активное участие в выставках, которые проходят в России, Европе и
других странах. Многие его работы хранятся в музеях, галереях или являются
частью частных коллекций.

Внутри совершенно единого и
индивидуального графического пространства художник легко меняет изобразительные
структуры, заставляя «солировать» ту или иную технику в сложной партитуре
графической полифонии. Монотипия с изысканно использованным эффектом коллажа –
многозначный диалог с кубистическими поисками начала ХХ века, где Валентин Левитин, сохраняя собственную
интонацию, создает своего рода homage
творцам новейшего искусства и утверждает вместе с тем возможность его смелого
радикального развития.

ВНИМАНИЕ!http://anysite.ru

Творчество Валентина Левитина в 70-80-е годы

Через четыре года после окончания
института В. Левитин возвращается в Ленинград. Здесь он начинает принимать
участие в различных квартирных выставках, которые послужили началом для нового
направления в искусстве – нонконформизм.

Нонконформизм (от лат. non
— не, нет и лат. conformis — подобный, сообразный) — непринятие господствующего
порядка, норм, ценностей, традиций или законов (независимо от их логического
либо легитимного основания).

Так, в своих работах нонконформисты не использовали и не подчеркивали
то, что требовала от художников то время – яркость, свет.

Наоборот, их картины были
мрачными, гармонии, царившие на картинах, были чуть заметны. Темная гамма была
выбрана нонконформистами не случайно – она лишь выражала ту жизнь, которая царила
в то время – «спали люди днем, а гуляли ночью». Темные краски – это было своего
рода знаки, наделенные глубоким смыслом. Сюжеты картин этих годов весьма
реалистичные и правдивые – по изображению на них любой историк с  легкостью сможет увидеть и восстановить
духовный мир человека в семидесятые годы.

Параллельно с творческими
поисками Валентин Левитин возвращается к
преподавательской деятельности, но на сей раз он преподает станковую графику в
художественной студии.

Чуть позже Валентин Левитин начинает выставляться как молодой художник на
выставках Союза художников СССР. Но и в этих работах можно наблюдать, что стиль
художника еще до конца не сформирован – он находится в поиске, поиске форм
выражения, цвета.

В Союз художников СССР Валентин Левитин был принят в 1975 году.

Бездумные реформы

А в каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас находится школа изобразительного искусства в России?

Она до сих пор считается непревзойденной. Помню, как мы несколько лет назад показывали президенту Французской академии художеств наш художественный институт им. Репина в Санкт-Петербурге, зашли в мастерские к второкурсникам. Он искренне восхитился, когда увидел их работы: «Я так не умею». Иностранцы до сих пор охотятся за нашим реализмом 50-70-х годов прошлого века. А мы не ценим то, что имеем… И под напором всяких непродуманных реформ наша художественная школа тоже, к сожалению, начинает потихоньку терять свои позиции.

Под реформами вы подразумеваете переход на болонскую систему образования?

И его в том числе. Возможно, эта система хороша для обучения точным наукам. Но в искусстве стандарты недопустимы, оно от них гибнет. В нашем деле ценится индивидуальность, и именно ее надо поддерживать. Все самое талантливое — вне стандарта, так было во все века и времена. Даже в эпоху диктата инквизиции, когда церковь весьма жестко требовала от художников соблюдения определенных условностей, некоторые из них умудрялись отступать от канонов. За что мы их и ценим до сих пор. Скажем, Томмазо Мазаччо. В одном соборе во Флоренции я видел его роспись: сверху изображен Христос, под ним жития святых, а далее — современники художника, люди его эпохи. Такое самовольство было отходом от канонов, но Мазаччо это не останавливало — он творил так, как сам считал нужным.

А разве в нашей школе не было своих образовательных стандартов?

Это не стандарты, а естественная последовательность обучения, поэтапность. Мастерством художника овладевают годами, с детских лет — так испокон веков было! А что сейчас хотят сделать? Все ограничить, урезать количество часов, необходимых для овладевания профессией. И сплошные отчеты, отчеты, бесконечный поток бумаг! Это коснулось уже даже Академии художеств. Раньше мы брали по пять стажеров в каждую творческую мастерскую — живописцев, графиков и скульпторов. Теперь же из-за сокращения финансирования можем брать только по четыре. А завтра к власти придет еще какой-нибудь излишне экономный финансист и прикажет сократить набор до трех человек, а то и вообще все закрыть. В нашей стране все слишком сильно зависит от случайных людей, которые не понимают значения искусства.

Зато среди студентов художественных вузов России можно теперь нередко встретить китайцев…

Правильно, потому что в таких странах, как Япония и Китай, очень серьезное отношение к культуре и образованию. Мой друг артист Олег Басилашвили, эрудит в изобразительном искусстве (он когда-то окончил четыре курса художественного училища), рассказывал, как однажды зашел в Японии в какой-то музей. И удивился: «Странно, никогда не видел такого Сезанна и Клода Моне!» А потом пригляделся — под картинами японские имена. Оказалось, что это работы местных художников, которые изучают импрессионизм и пишут в такой манере. А знаменитый скрипач и дирижер Давид Ойстрах описывал в газетной статье, как он был потрясен, когда услышал, как сто японских четырехлетних детей играли на скрипочках Ave Maria Шуберта. И мы еще удивляемся, что японцы совершают настоящие чудеса в технике! Я считаю, что это от их умения впитывать все наиболее ценное, что есть в мире. То же самое можно сказать о Китае, который сейчас движется вперед семимильными шагами. Нам самим у них учиться надо.

Извечный первоисточник

Поясните для непосвященных, Анатолий Павлович: в чем для вас ценность реалистического искусства, его приоритет перед другими направлениями?

В чем приоритет? А скажите, пожалуйста: что ребенок изображает, как только впервые берет в руки карандаш?

Маму, наверное…

Верно — маму, папу, животных, дерево, домик, дым идет из трубы — то есть он отражает видимый мир. И это нормальное состояние человека, первые реалисты творили еще в каменном веке! Все великое мировое искусство всегда отражало свою эпоху. Благодаря чему мы теперь можем судить, какими были люди в те времена, как они жили.

И потом в реализме есть критерии.

Какие?

Если человек рисует ухо, а получается вареник, это значит только одно — он плохой художник. Я считаю, что портрет должен быть похож на оригинал, иначе какой в нем смысл? И в отличие от фотографии он должен передавать суммарные представления о человеке — то есть не только внешний облик, но и характер. А какой критерий в чистом формализме? Объясните мне, почему, например, восклицательный знак и три точки — это гениально, а пять точек и знак вопроса — плохо?

Рискну предположить, что, возможно, все зависит от того, как эти символы размещены на холсте?

В том-то и дело, что критериев нет! Да, существует нефигуративное искусство, беспредметное. Но надо обладать вкусом, чтобы в нем разбираться. А обладают им очень немногие. Поэтому к талантливому авангарду может легко примазаться и воинствующий дилетантизм, который некоторые подают как современное искусство. Но зачастую это всего лишь агрессивная пропаганда. Я убежден: когда размыты критерии, когда у зрителя не воспитан вкус, может торжествовать любой дилетант. Что сейчас и происходит, к сожалению. Если у художника нет прочной основы, убежденности в том, что он делает, его начинает кидать из стороны в сторону. Но это не творческие поиски, как их пытаются преподносить, а попытка угнаться за сиюминутным успехом, ухватиться за то, что пользуется спросом, что модно. И поверьте мне — чтобы в наше время быть художником-реалистом, нужно обладать колоссальной волей и преданностью искусству, любовью к тому, что тебя окружает.

См. также[править]

  • Обмен стахановским опытом (картина Анатолия Левитина)
  • Знатная телятница Ф. Лысько (картина Анатолия Левитина)
  • Свежий номер цеховой газеты (картина Анатолия Левитина)
  • Тёплый день (картина Анатолия Левитина)
  • Портрет Майи Копытцевой (картина Анатолия Левитина)
  • Портрет художника К. Казанчана (картина Анатолия Левитина)
  • Портрет Таисии Тупиковой (картина Анатолия Левитина)
  • Портрет машиниста П. Смирнова (картина Анатолия Левитина)
  • Портрет бригадира монтажников В. Рогозы (картина Анатолия Левитина)
  • Портрет Дмитрия Хворостовского (картина Анатолия Левитина)
  • Изобразительное искусство Ленинграда
  • Ленинградская школа живописи. Очерки истории (книга)
  • Ленинградская школа живописи
  • Живопись ленинградской школы в музейных собраниях
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: