Абрам архипов одним из первых получил звание народного художника рсфср

Архипов, абрам ефимович — энциклопедия руниверсалис

Первые успехи

В 1883 году Архипов впервые продал свою работу. Её покупателем стал известный меценат и коллекционер Павел Третьяков. Естественно, это вдохновило молодого мастера и он решает перебраться в Санкт-Петербург и стать студентом знаменитой Академии художеств.

Архипов быстро попадает в число лучших, многие его рисунки и этюды тут же попадают в собственный музей Академии, где их демонстрируют другим ученикам. Это успех! Однако идиллия длилась всего два года… Абрам Ефимович вернулся в Москву. Как не удивительно, но академическая школа живописи с её строгими ограничениями принесла начинающему мастеру только разочарования.

В Москве же он получает звание «классного художника», начинает преподавать в родном художественном училище и вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.

В 1889 году из-под его кисти выходит работа «На Волге», которая принесла ему известность. Теперь художник любит писать своих героев на фоне красот родной природы, будто бы спасая их от тесноты и духоты крохотных комнат, мастерских, тёмных изб. Среди самых известных его работ следует отметить картину «Прачки» (1901 г.), посвящённую нелёгкому труду женщин, перебравшихся из деревни в город в поисках заработка.

Интересный факт, художника Архипова редко упоминают в числе известных передвижников. Дело в том, что его работы не вызывали бурных дискуссий и были лишены острого сюжетного драматизма. Он пишет сюжеты крестьянской жизни и пейзажи русского севера.

«Крестьянка»

В 1914 году Архипов написал полотно «Гости». На нём изображены четыре молодые женщины в красных платьях, которые сидят в горнице у окна. Скорее всего, именно тогда у него родилась идея создать портретную галерею крестьянок.

Все его «крестьянки» написаны с натуры. Однако эти портреты не просто попытка запечатлеть реальный облик модели. Скорее здесь Архипов делает попытку изобразить символ, который наделяет небывалой мощью и глубиной. И этот образ в алом праздничном наряде он повторяет довольно часто, радуя глаз зрителя.

«Крестьянка», которую можно увидеть в Третьяковской галерее, написана Архиповым в 1925 году и считается одной из самых известных. На ней мы видим молодую улыбающуюся женщину в красной летней блузе и цветастой юбке. Она сидит, сложив руки на поясе. Её фигура занимает почти всю плоскость холста. Яркие контрастные сочетания в одежде подчеркивают эмоциональную характеристику образа.

Сразу заметно, художник желает показать черты, которые были свойственны русским крестьянкам. Именно о них писал поэт Николай Некрасов в своих замечательных стихах:

Есть женщины в русских селеньяхС спокойною важностью лиц,С красивою силой в движеньях,С походкой, со взглядом цариц…

Речь, прежде всего, идёт о жизнерадостности, трудолюбии и красоте. Можно сказать с уверенностью, что в живописи Абрам Архипов был певцом русских женщин.

Скорее всего, именно поэтому его «Крестьянки» получили высокую оценку в мире искусства. Они странствовали по миру, получая награды на выставках в Париже, Мюнхене, Риме…

Примечания

  1. ↑ . Дата обращения: 22 марта 2020.
  2. ↑ . Дата обращения: 22 марта 2020.
  3. ↑ Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп». — С. 23. — 496 с. — ISBN 978-5-373-02769-4.
  4. Артамонов В. Д. Ваганьково. — Москва: Московский рабочий, 1991. — 192 с. — ISBN 5-239-01167-2.
  5. . www.m-necropol.ru. Дата обращения: 2 апреля 2022.
  6. . Дата обращения: 5 октября 2012.
  7. . МОУ «Екшурская средняя общеобразовательная школа». — «В нашей школе по инициативе бывшего директора М. В Пчелкина был открыт музей великого русского художника А. Е. Архипова.». Дата обращения: 3 февраля 2022.
  8. М. Б. Оленев. . 62Info.Ru (31 января 2009). — «В 1987 году, школе, где учился народный художник Республики Абрам Ефимович Архипов (1862 — 1930), по инициативе Рязанского областного художественного музея (РОХМ) и Рязанской организации Союза художников РСФСР, создан музей.». Дата обращения: 3 февраля 2022.

Художник Абрам Ефимович Архипов | Картины

Рубрика: картины и живописьОпубликовано 08.10.2018   ·   Комментарии: 0   ·   На чтение: 5 мин   ·   Просмотры:

Лёд прошёл

Художник Абрам Ефимович Архипов родился в августе 1862 года в крестьянской семье, в одном из сёл Рязанской губернии.

Абрам Ефимович Архипов (Пыриков). Портрет работы И. Репина

С раннего детства увлекался живописью, рисовал в каждую свободную минуту, рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно», как вспоминал сам Абрам Ефимович впоследствии. Его талант заметили педагоги ещё в то время, когда будущий художник учился в церковноприходской школе.

Первыми учениками живописи для будущего художника стали приезжие иконописцы. Среди этих иконописцев оказался вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который помог талантливому подростку подготовиться, а потом и поступить в училище.

Ранние работы Архипова получают награды на выставках. Особенно публике понравились «Пьяница» и «Деревенский иконописец». Довольны молодым художником и учителя, особенно художник-передвижник Перов, поскольку ученик внял советам и наставлениям учителя» Изображать правду жизни!

Деревенский иконописец

В 1883 году, проучившись семь лет в училище, Абрам Архипов поступил в петербургскую Академию художеств. Но после двух лет обучения, будучи одним из лучших учеников, он оставил академию и вернулся в Московское училище – художник решил, что учёба в училище даст ему гораздо больше, чем имитация обучения в академии.

В 1887 году за картину «Посещение больной» молодому художнику присваивают серебряную медаль.

Посещение больной

А рядом, примостившись на краешке шаткой кровати, сидит пришедшая проведать больную соседка. Скорбные лица женщин, обречённость и отчаянная безнадёжность в позах.

И только яркий свет за открытой дверью, как бы напоминает о том, что совсем рядом есть другой мир, полный света, вольного воздуха и радости. И надежды.

В 1888 году Архипов окончил Московское училище с большой серебряной медалью и званием классного художника.

Художник много и плодотворно работает, несколько его картин («По реке Оке», «Келейник», «Посещение больной») приобретает для своей коллекции П.М. Третьяков.

По реке Оке

В этот период художник пишет полотна, которые критики назовут «картинами с большим драматическим содержанием». Картина «По этапам» открывают целую серию работ, которые посвящены тяжёлой крестьянской судьбе и рассказывает о людях, которые, нищие и разорённые, изнурённые тяжкой работой, покорно и безропотно несут свой страшный крест.

«Подёнщицы на чугунном заводе» — это полотно о горькой судьбе простой русской женщины, которая много и тяжело работает.

Подёнщицы на чугунном заводе

А картина «Прачки» стала просто горьким призывом если не к революции, то к протесту. Художник однажды побывал в прачечных близ московского Смоленского рынка и был просто поражён до глубины души тем, что в этих прачечных увидел.

Потрясённый увиденным, Архипов решил написать ещё одну картину – так появился второй вариант «Прачек», ещё более горький и драматичный.

Прачки

На границе веков художник начал писать северные пейзажи, волшебную северную природу с её необычными красками, самобытную деревянную архитектуру севера, суровые берега полярных морей. В этот период были написаны «На Севере», Лодочная пристань на Севере», «Северная деревня» и ещё целый ряд полотен.

Северная деревня

Шесть лет (с 1896 года по 1912 год) художник, в основном, живёт и работает в Европе. В этот период получает звание академика. В 1904 году он выходит из Товарищества передвижных выставок и активно участвует в создании «Союза русских художников».

После Октябрьской революции Абрам Ефимович преподаёт в ГСХМ и во Вхутемасе. В 1924 году становится членом Ассоциации художников революционной России., а в 1927 году – Народным Художником России.

После событий 1917 года и стиль, и тематика творчества Архипова претерпевают существенные изменения – крестьянки в красном, это некое воплощение исконной народной традиции, через народный костюм, в новом революционном мире.

В гостях

Его «красные крестьянки» в национальных одеждах, ярких платках и бусах, румяные и весёлые, разительно отличаются от прачек и подёнщиц дореволюционной России – в этих работах художника чувствуется некоторая декоративность, избыточность мажорной красочной гаммы.

В этот период любимым цветами художника становятся все оттенки красного и розового.

Баба

Художник много работает до самой своей смерти.

Скончался художник Абрам Ефимович Архипов в сентябре 1930 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Абрам Архипов

Абрам Ефимович Архипов (Пыриков) родился в селе Егорово Рязанской губернии, в бедной крестьянской семье, едва сводившей конца с концами. Рисовать он начал в раннем детстве и делал это везде, где только мог. Повзрослев, будущий мастер каждое лето напрашивался в ученики к заезжим иконописцам. Однажды он познакомился с неким Зайковым, вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который стал для него первым серьёзным учителем. Именно благодаря Зайкову он понял, что сможет стать настоящим профессиональным художником.

Как не удивительно, но семья, не взирая на бедность, отнеслась к его желанию с пониманием и, чудом собрав средства, отправила пятнадцатилетнего юношу в Москву. В 1877 году Абрамов поступил в то самое художественное училище, в котором учился Зайков. Теперь его учителями становятся Василий Перов, Константин Маковский, Алексей Саврасов, Василий Поленов.  

Творчество Перова, который призывал своих учеников писать «правду русской жизни», оказало на ещё неопытного живописца сильное влияние. Именно благодаря ему, Абрамов начинает создавать жанровые полотна и пейзажи. В его ранних работах – суровые оттенки северной природы, тяжёлый крестьянский труд, скупая обстановка жилищ…

Однако после смерти Перова, занимаясь под началом Поленова, Абрам Архипов обращается к более светлым оттенкам и лиричным сюжетам, пишет больше пейзажных работ.

Абрам Архипов, картины, биография

Особенности творчества художника Абрама Архипова: начав творческий путь с живописания жанровых сцен из жизни хорошо знакомой ему крестьянской среды, в начале прошлого века художник обращается к исследованию холодной и суровой красоты русского Севера. Начиная с 1914 года его палитра делает резкий кульбит от сдержанной, преимущественно темной цветовой гаммы к насыщенному всеми цветами радуги тональному фейерверку, где преобладают все оттенки красного, которые только может различить человеческий глаз. Эти краски понадобились Архипову для написания бесчисленных портретов крестьянок всех возрастов, которые сделали ему имя в своем отечестве и заграницей, собирая на международных аукционах шестизначные суммы и в нашем веке.

Известные картины Архипова: «Прачки», «По реке Оке», «Девушка с кувшином», «Женщина в красном», «Радоница», «На Волге».

Биография художника Архипова ровная и безмятежная, как водная гладь на одном из его программных полотен «По реке Оке». В ней не было резких поворотов судьбы или громких скандалов. Благодаря врожденному трудолюбию, усердию и пытливому уму выходцу из нищей семьи маленькими, но уверенными шажками удалось проделать путь от подмастерья иконописцев в местном храме до признанной величины в живописи. А в 1927 году, после установления советского режима, Архипов одним из первых получит почетное звание «народного художника РСФСР».

Упорство и труд все перетрут

Судьба улыбнулась Архипову в третий раз. Несмотря на то, что его отец Ефим Никитич, бывший крепостной крестьянин, едва изыскивал средства на пропитание семьи, он все же наскреб по сусекам необходимую сумму для отправки сына на обучение. Так в 1877 году пятнадцатилетний Абрам стал учащимся МУЖВЗ, где компанию ему составляли такие же «голодранцы» — начинающие художники Рябушкин, Виноградов… Но голод и нищета были ничем по сравнению с возможностью осваивать азы живописи под шефством Прянишникова, Перова, Маковского и Поленова.

С самого начала Архипов выделялся среди других не менее одаренных однокашников непробиваемым упорством, с которым он неутомимо, этюд за этюдом, картина за картиной набивал руку в композиции, колористике, поиске сюжетов. За последними он гонялся и по всей Москве, заглядывая в самые потаенные уголки городской жизни. Мотало его, ставшего уже маститым художником, и по всей Руси — от Поволжья до дальнего Севера.

Народный художник

Мало-помалу Архипов наращивает авторитет в живописных кругах, а в 1894 году становится преподавателем в родном училище. Последнее десятилетие 19-го века становится знаковым для художника: в этот период он начинает дело всей жизни — воспевание на холстах крестьянской красоты, которую знал лучше всего.

Женщин из русских селений он пишет от души, не жалея ни красок, ни сил (1, 2, 3, 4). И эта серия «красных крестьянок» увековечила имя Архипова, открыв дорогу к международному признанию и чествованию на родине в виде многочисленных званий и титулов. Таких, как член Ассоциации художников революционной России, народный художник Республики и действительный член Академии художеств. В первой декаде нового века он принимает участие в крупных международных выставках в Париже, Дюссельдорфе, Мюнхене и Риме.

Семьей художник так и не обзавелся. Вести хозяйство ему помогала землячка Вера Клушина с Рязанщины, ставшая его поддержкой и опорой до конца жизни. Архипов умер в Москве 25 сентября 1930 года после операции по удалению раковой опухоли и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Архипов Абрам Ефимович Картины биография Arhipov Abram

Архипов Абрам Ефимович — русский
художник, живописец бытового жанра. Яркий представитель живописной традиции позднего импрессионизма с
характерным для «Союза русских художников» доминирующим интересом к сельской, «почвенно»-бытовой теме.

Родился в 1862 году в крестьянской семье в деревне Егорово Рязанской
области. В 1877-1883 годах учился в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества у Василия Григорьевича Перова и в 1886-1888 у Василия Дмитриевича
Поленова, а также в петербургской Академии художеств в 1884-1886 годах.
Жил и работал Абрам Архипов преимущественно в Москве.

С 1902 года Архипов неоднократно совершал поездки на север России, к Белому морю, чутко впитывая
впечатления тамошней жизни, сохранившей свой средневековый уклад. Был членом
Товарищества передвижников с 1891 года и Союза русских художников с 1904 года.
Ранние произведения Архипова («Пьяница», 1883; «Деревенский иконописец», 1889; обе в
Третьяковской галерее) — типичные передвижнические бытовые жанры, в которых
нарастает его самобытный, темпераментный дар колориста.

Усваивая попутно и опыт
импрессионизма, молодой Архипов учится проникновенно передавать цветом
атмосферу, глубинный дух сюжета. Цветовая экспрессия достигает
предельной остроты в его знаменитой картине «Прачки» (варианты 1890-х и 1901 годов,
Русский музей и Третьяковская галерея). Неизменно более мажорны у него сюжеты деревенской и провинциальной жизни
(к примеру, в картинах «Радоница» («Перед обедней», 1892), Русский музей; «Северная деревня», 1902, Третьяковская галерея),
проникнутые чинным ладом размеренного, устоявшегося бытия. Фигуры крестьян предстают у художника средоточиями красочной природной стихии.
Воздухом и светом наполнены пейзажи, тесно связанные с фигурами либо обретающие самостоятельное значение.

После 1917 года манера и тематика картин Архипова не претерпели существенных изменений.
Своим широким, темпераментным мазком он по-прежнему писал старую русскую деревню, чьи мотивы, однако, на фоне революционных преобразований,
крушивших прежний уклад, обретали все более ностальгический оттенок. Произведения этого периода, впрочем, чаще внешне оптимистичны, а не печальны:
архиповские поселяне (в том числе особо популярная «Девушка с кувшином», 1927, Третьяковская галерея) порой воспринимались публикой и критикой как воплощение России,
героически принявшей революцию.

Наследие Архипова, однако, отнюдь не укладывается в узкопартийные рамки.
Его сочная импрессионистическая манера письма, собственный стиль мастера, а также авторитет педагога (Архипов был профессором МУЖВЗ с 1892,
имея среди учеников А.М. Герасимова и С.В. Герасимова), способствовали закреплению той сферы живописной свободы,
красочной «вольницы», которая, хоть и идеологически стесненная, сохранялась даже в самые суровые годы.
К тому же тесная связь с сельской «почвой», поморской и среднерусской глубинкой выдвинули его в число основоположников особой «деревенской» линии русской живописи,
лидером которой позднее стал А.А. Пластов. Архипов Абрам Ефимович скончался 25 сентября 1930 года в Москве.

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930)

А.Е.Архипов родился на Рязанщине, в крестьянской
семье, и не случайно жизнь русского крестьянства стала главной темой
его творчества.

 С детства Архипов рисовал «везде, всегда,
всюду, где только можно», как сам вспоминал впоследствии. Мальчик
учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся
вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться и поступить в
это училище. Годы занятий в МУЖВЗ (1877-83 и 1886-88) совпали с
периодом средоточия здесь уникальных педагогических сил. Художники,
у которых учился Архипов, —
В.Г.Перов, И. М. Прянишников,
А,К.Саврасов,
В.Е.Маковский, В. Д.Поленов
— являлись наиболее крупными живописцами эпохи.

 Особенно значительную роль в становлении
Архипова как художника сыграли
Перов, еще ранее обратившийся к крестьянской теме, и
Поленов, один из первых
русских пленэристов.
 В годы учения Архипов много работал самостоятельно, летом ежегодно ездил
на родину в Рязанскую губернию, где писал этюды. Сохранилось немало
его жанровых картин той поры. На них запечатлены различные эпизоды
из жизни крестьян: «В лавке старьевщика» (1882), «Пьяница» (1883),
«Водопой» (1883) и др. Два учебных года — с сентября 1884 по февраль
1886 г. — Архипов занимался в Петербургской Академии Художеств, где
повышал свое профессиональное мастерство, а осенью 1886 г.
возвратился в МУЖВЗ.

 В 1887 г. за картину «Посещение больной»
молодой живописец получил большую серебряную медаль и звание
классного художника. Началась самостоятельная творческая
деятельность Архипова, протекавшая в основном в Москве. Он
сотрудничал с ТПХВ, членом которого стал в 1891 г. Его
неослабевающий интерес к жизни деревни отразился в картинах,
написанных сразу же по окончании МУЖВЗ: «Пересуды», «На Волге» (обе
1888-89), «Деревенский иконописец» (1889).

В картине «На Волге» впервые Архипов подошел к
решению одной из основных проблем современной ему пленэрной живописи
— изображению человека на открытом воздухе; здесь складывается тип
жанровой картины, где эмоциональное состояние человека передается
главным образом через пейзаж. Эти же проблемы, но уже с большим
размахом, с эпическим звучанием и с возросшим художественным
мастерством решаются живописцем в картине «По реке Оке»,
экспонировавшейся на XVIII выставке ТПХВ в 1890 г. и принесшей
автору подлинный успех.

В 1890-х гг. процесс объединения пейзажа и
жанрового сюжета в одной картине, характерный для русской живописи
данного периода, продолжается у Архипова в работах «Радоница»
(1892), «Лед прошел» (1894- 95), «На реке» (1898), «Проводы
крестного хода» (вторая половина 1890-х гг.). Глубоко поэтичная,
проникнутая настроением умиротворенности картина «Обратный» (1896)
словно подводит итог поискам художника в области лирического
крестьянского жанра.
 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: