Авилов михаил иванович (1882–1954)

Виктор Авилов: фильмы и роли, покорившие зрителей

Режиссеры звали его давно, однако первую свою «киношную» роль Виктор сыграл в 34 года. В театре запрещали сниматься своим актерам, и ему приходилось отказываться от очень интересных ролей. Но дебют Авилова в кино все же состоялся. Он все-таки решил сняться, несмотря на запрет, в свой отпуск.

Это был фильм «Господин оформитель», снятый в несвойственном для советского кино жанре мистического триллера. Он сыграл художника, влюбленного в свою юную натурщицу, которая умерла из-за чахотки. Не обращая внимания на необычность фильма, зрители смогли оценить и музыку в разных стилях, и даже немного путаный сюжет. Сам же Авилов признавался, что понял сценарий не до конца, он показался ему немного странным, но все равно актер решился попробовать себя.

Сразу же после «Господина…» прошли съемки в фильме «Узник замка Иф». Учитывая, что знаменитый роман Александра Дюма во Франции уже экранизировали, а главную роль сыграл сам Жан Маре, Авилову было очень непросто играть графа Монте-Кристо. Но усилия не прошли даром – он создал создать образ как раз в своем фирменном стиле, преисполненный мистической тайны. После выхода ленты на экраны (в 1988-м, одновременно с «Господином оформителем») об актере заговорила вся страна. Все были сражены его специфической внешностью. Ему выражали симпатии, и даже называли дьяволом, но самое главное — его забыть уже были не в силах.

Далее последовали небольшие роли в не очень известных картинах «Любовь к ближнему» и «По траве босиком». В 1988 году выходит в свет фильм из шести серий «Большая игра» (режиссер — Семен Аронович), где Виктор сыграл французского корреспондента. Однако своей лучшей киноработой Авилов считает роль Арбенина в питерской телепостановке «Маскарад», основанной на произведении М. Ю. Лермонтова.

И вот 1992 год, и новая работа с Хилькевичем (режиссер «Узника замка Иф») – «Мушкетеры двадцать лет спустя». Поначалу Авилову не нравилась предложенная ему роль Мордаунта — сына Миледи. Но режиссер все-таки смог убедить актера, спросив, как он может относиться к четырем «здоровым козлам», которые убили его мать, ведь расквитаться за ее смерть – это не благородный ли поступок? Излишне говорить, что Мордаунт в его исполнении выглядел весьма убедительно.

Актер был задействован в сериале Игоря Масленникова «Зимняя вишня», а также в немецкой постановке сказки «Царевна Лягушка» в образе Кощея Бессмертного. Но, несмотря на разнообразие предложений в кино, у Виктора всегда театр был на первом месте. Ведь там обязательно нужно играть на едином дыхании.

Авилов М. И. Википедия

Михаи́л Ива́нович Ави́лов (1882—1954) — русский и советский живописец и педагог. Народный художник СССР (1953).

Даты жизни

Родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. Участник Первой мировой войны.

1893 — учился в Рисовальной школе ОПХ.

1903 — в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

1904 — учёба в ИАХ, мастерская Ф. А. Рубо, с 1910 — у Н. С. Самокиша.

1913 — присвоено звания художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

1916 — первая премия «Общества поощрения художеств» за картину «Опричники».

1918 — в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), работал с издательствами, театрами, преподавал в различных художественных школах.

1921 — на преподавательской работе в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств.

1922 — преподаёт в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (по 1930 год).

1923 — член АХРР.

1941 — работа в блокадном Ленинграде (по декабрь).

1947 — действительный член АХ СССР. Преподаватель в ЛИЖСА имени И. Е. Репина (до самой смерти).

Умер 14 апреля 1954 года. Похоронен в Ленинграде на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие — бюст работы Н. В. Давыдкина.

Творчество

Работал главным образом в батальном жанре, мастер исторических полотен. Первые фронтовые зарисовки в годы Первой мировой войны были опубликованы в петроградских журналах «Нива» и «Солнце России». Многие картины построены как многофигурные композиции по героико-историческим принципам. В основном творчество посвящено знаменательным российским событиям и временам гражданской войны, участник создания панорамы «Штурм Перекопа». Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 1920-х годов.

Выставки

Принимал участие в выставках с 1908 года, в том числе на выставках Академии художеств, Общества имени А. И. Куинджи и других.

Галерея

Работы автора находятся в ГРМ, ГТГ, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее, Днепропетровском историческом музее имени Д. И. Яворницкого, Николаевском художественном музее имени В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

Ученики

  • Годлевский, Иван Иванович (1908—1998)
  • Добрина, Мария Фёдоровна (1920—1995)
  • Захарьин, Владимир Алексеевич (1909—1993)
  • Мамбеев, Сабур Абдрасулович (р. 1928)
  • Романычев, Александр Дмитриевич (1919—1989)
  • Скориков, Юрий Иванович (1924—1994)
  • Тельжанов, Канафия (1927—2013)
  • Тетерин, Виктор Кузьмич (1922—1991)
  • Чарский, Евгений Гаврилович (1919—1993)
  • Рубин, Ефим Евсеевич (1919—1992)

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Дмитрий Донской. 1980

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». 1980. Левая часть — «Благословение на битву»

Юрий Ракша с детства увлекался не только рисованием, но и историей. Он с серебряной медалью окончил Суриковскую художественную школу, ВГИК, работал на Мосфильме, участвовал в съемках десятка фильмов и никогда не оставлял живопись. Каждый новый фильм рождал в нем замысел для будущего полотна. Так было и с картиной «Восхождение» по роману В. Быкова. «Без сцены казни главного героя Сотникова, – вспоминал Ракша, – я не решился бы на громаду «Куликова поля»».

Работать над картиной он начал в 1879 году и уже тогда понял, что она станет его главным и последним творением. В ноябре врачи поставили страшный диагноз – лейкоз, пообещали «максимум месяц». Жена художника вспоминает, как Юрий работал до изнеможения, мужественно боролся со смертью и старался скрыть физические муки. «Он торопился, — вспоминала Ирина Ракша, – держался за кисть, как за спасательный круг, и тогда же сказал, что у каждого должно быть свое поле Куликово».

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Центральная часть — «Предстояние»

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Юрий Ракша. Триптих «Поле Куликово». Правая часть — «Проводы ополчения»

Ракша писал о своей картине: «Почему же Куликово поле осталось в веках? Да потому, что здесь утверждалась идея и вера в русскую государственность. Русь поверила в себя. Русь стала Русью… по-прежнему главное должно быть в лицах, в глазах, и я высвечиваю их, а потому меньше костюмности, антуража. Очень важен пейзаж. Единый для всех частей горизонт объединяет и Москву, и Троицкий монастырь, и поле Куликово. Объединяет в одно целое, и все это – Родина. Благословенная наша Родина, которую надо отстоять».

биография

Михаил Иванович Авилов родился 6 сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. В 1893–1903 учился в Рисовальной школе Императорское общество поощрения художеств, затем в частной мастерской художника Леона Дмитриева-Кавказского. В 1904-1910 годах Авилов учился в Императорская Академия Художеств как ученик Франц Рубо и Николай Самокыш. С 1908 года он начал участвовать в художественных выставках.

Михаил Авилов воевал в Первую мировую войну. После Октябрьской революции 1917 г. Авилов преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петрограде, затем в Художественно-промышленном училище и Академии художеств. С 1923 года Авилов был экспонентом АХРР. В 1932 году он был одним из основателей Ленинградский Союз Советских Художников.

В 1943 году Авилов был награжден орденом Сталинская премия в первой степени за батальную картину «Дуэль Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Он также был награжден Орден Трудового Красного Знамени. В 1953 году Авилову было присвоено почетное звание Народный артист РФ.. Он был членом Академия художеств СССР.

Михаил Иванович Авилов скончался 14 апреля 1954 года на семьдесят втором году жизни. Похоронен на Никольском кладбище на территории Александро-Невская Лавра в Ленинграде. Его картины находятся в Русский музей, то Третьяковская Галерея, а также в художественных музеях и частных коллекциях России, Украины, Японии, Китая, Франции, Англии и других стран.

Фильмы

Творческая биография артиста в кинематографе, несмотря на позднее начало, складывалась стремительно, так же как и в театре. Актер словно предчувствовал, что времени отмерено не много. В кино Виктор Авилов начал сниматься в 34 года. Режиссеры и раньше предлагали артисту роли, но в театре, которому тот посвятил жизнь, актерам не разрешали сниматься: приходилось отказываться от интересных предложений.

Виктор Авилов в фильме «Господин Оформитель»

Актер дебютировал в киноповести «По траве босиком», исполнив роль главного героя Лехи, который наперекор всему остается в деревне. В фильме артист появился в актерском ансамбле вместе с Екатериной Васильевой, Виктором Павловым, Раисой Рязановой. В 1988 году последовали роли в политическом детективе «Большая игра», где артист перевоплотился в американского журналиста, и мистический фильм «Господин Оформитель», в котором Авилов предстал перед зрителями в образе художника-оформителя Платона Андреевича, продлившего жизнь умершей девушки Анны (Анна Демьяненко) мистическим образом.

Зрители, соскучившиеся по хорошему кино, оценили и разностильную музыку, и слегка путаный сюжет фильма. Средства выразительности создавали антураж и подчеркивали драматизм любви художника к юной натурщице, которую погубила чахотка. А потому случилась встреча художника с идеалом наяву. Сам Авилов говорил, что сценарий «Оформителя» показался странным, но без потрясений. Актер не до конца понял, что ему предложили, но решил попробовать.

Виктор Авилов в фильме «Узник замка Иф»

В этом же году Авилов предстал Мольером в короткометражной ленте «Красные слоны», а в многосерийной трагикомедии «Любовь к ближнему» получил две роли – скульптора Пиджакова и незнакомца, забравшегося на скалу.

Сразу же за этими фильмами последовали съемки в «Узнике замка Иф». Картина также вышла на экраны в 1988 году. Сыграть графа Монте-Кристо актеру было непросто. Роман А. Дюма уже был экранизирован, тем более главную роль в нем играл Жан Маре. Виктору Авилову удалось создать образ в собственном стиле – пронизанный тайной и мистикой. После выхода фильма на экраны об актере узнала вся страна. Зрителей завораживала специфическая внешность Виктора, артисту симпатизировали, называли дьяволом, но забыть точно не могли. Актерский состав фильма также подобрался безупречным. В главных ролях блистали Анна Самохина, Евгений Дворжецкий, Михаил Боярский, Алексей Петренко.

Виктор Авилов в фильме «Сафари-6»

В 1989 году последовала работа в драме по сценарию Аркадия Высоцкого «Зеленый огонь козы» об одном дне из жизни 25-летнего Никиты (Владимир Машков), которому приснилось детство. В этом же году фильмография актера пополнилась работой в экранизации «Искусство жить в Одессе», в котором речь пошла о необычных жителях города с присущим только им чувством юмора. В этом же году актер предстал перед поклонниками в роли копателя могил в драме «Смиренное кладбище». Появился Авилов и во второй части мелодрамы «Зимняя вишня», где сыграл роль героя Миши.

По признанию самого актера, лучшей работой стал фильм «Маскарад», в котором он сыграл Арбенина. Главную роль сержанта Геза актер исполнил в боевике «Сафари-6».

В 1992 году режиссер Георгий Эмильевич Юнгвальд-Хилькевич снимал «Мушкетеров 20 лет спустя». Авилову была предложена роль сына Миледи, отъявленного негодяя. Актер долго не соглашался, но Хилькевич убедил Виктора. В итоге герой получился более чем убедительным, с глазами, пылающими ненавистью.

Виктор Авилов в фильме «Хиромант»

Виктор Авилов сыграл также в первом российском сериале «Петербургские тайны», а также в ситкоме начала 2000-х «FM и ребята».

Последней работой в жизни Виктора Вавилова стала роль в криминальном фильме «Хиромант», где артист предстал в эпизоде. В фильме речь пошла о студенте Сергее (Юрий Чурсин), который решил систематизировать знания цыган о хиромантии и применять их в жизни.

Биография

Выдающийся русский и советский живописец, график, иллюстратор и педагог. Один из крупнейших художников-баталистов первой половины ХХ века. Член СХ СССР. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944). Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник РСФСР (1953).

Работал главным образом в батальном жанре, мастер масштабных исторических полотен посвящённых ратным подвигам и героическим победам русского народа. В основном творчество Авилова посвящено знаменательным страницам российской истории; гражданской и Великой Отечественной войне. Много занимался книжной графикой, автор многих революционных и антифашистских плакатов 1920–1940-х годов («Революция 1905 года» 1930, «Руби гадов!» 1941, «Били, бьем и будем бить» 1942).

Михаил Авилов начинал своё обучение в школе Общества поощрения художеств (1903), позже посещал студию Л. Е. Дмитриева-Кавказского в Санкт-Петербурге (1903–1904). В 1904–1913 годах в качестве вольнослушателя обучался в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии Художеств (ИАХ) в классе батальной живописи сначала в мастерской Ф. А. Рубо, с 1910 года – у Н. С. Самокиша. По окончании получил звание художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели» (1913). В этом же году создаёт другое историческое полотно «Царевич Иван Иванович на прогулке».

Жил в Петербурге (Петрограде – Ленинграде). Принимал участие в академических выставках, выставках Общества художников им. А. И. Куинджи, «Общины художников», Общества русских акварелистов. В 1916 был удостоен первой премии Общества поощрения художеств за картину «Опричники».

Участвовал в Первой мировой войне (1914–1917). Свои первые фронтовые зарисовки Авилов опубликовал в петроградских журналах «Солнце России» и «Нива». В это же время написал картину «Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта». После демобилизации жил в Иркутске, Тюмени, Барнауле, где работал по заданию Отдела народного образования; преподавал в художественных школах, занимался оформлением площадей и улиц города к праздникам. Работал иллюстратором в издательствах, выполнял театральные декорации спектаклей. В 1921 году Михаил Авилов возвратился в Петроград. Преподавал в Школе Общества поощрения художеств, Государственных свободных художественных мастерских – ВХУТЕМАСе, Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1923 года член Ассоциации художников революционной России (АХРР). С 1922 по 1930 год являлся преподавателем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. С 1947 года преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде.

В годы войны создал одну из самых знаменитых батальных картин в русском искусстве – «Поединок Челубея с Пересветом» (1943). На этой картине запечатлена легендарная битва между двумя богатырями, которая показывает непобедимый дух русского народа, свергнувший татаро-монгольское иго. Картина «Поединок» стала своеобразным подарком бойцам Красной армии, которые разгромили врага под Курском и Орлом, и погнали фашистов на запад.

Работы М. И. Авилова находятся в крупных столичных и региональных музеях: Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Пермской картинной галерее, Днепропетровском художественном музее и других.

Авилов михаил картины — Немного истории, экономики и культуры

Авилов Михаил Иванович (1882 — 1954) — великий русский живописец, художник. Считается одним из лучших советских баталистов, мастер исторических сцен.

Его картины отличаются особенным динамизмом сцен, вниманием к мелочам, накалом событий. Создал одно из самых известных батальных произведений, которое именуется Поединок Челубея с Пересветом

На данной картине запечатлена легендарная битва между двумя богатырями, которая показывает непобедимый дух русского народа, свергнувший татаро-монгольское иго. Картина знаменательна ещё и тем, что была написана в годы ВОВ и должна была возвеличить самосознание советского народа, что из последних сил боролся с фашистскими захватчиками.

Михаил Иванович Авилов есть членом Ассоциации живописцев революционной России, Народным живописцем РСФСР и лауреатом Сталинской премии первой степени.

Он начинал собственное обучение в школе Общества поощрения художеств, после этого проходил обучение в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского, по окончании окончил Императорскую Академию Художеств. С 1922 г. по 1930 г. являлся учителем в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

С 1947 года преподавал в Университете живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е.Репина в Ленинграде.

На данный момент его картины находятся в самых известных музеях России, среди которых Русский музей, Третьяковская галерея и многие другие.

Великий русский живописец погиб в 14 апреля 1954 года. Был похоронен на Тихвинском кладбище.

Картины Авилова М.И.:

Живописец Авилов Михаил Иванович

Артиллерийский обстрел неприятельского наблюдательного пункта. 1914-1917

Взятие станции Касторная

Наездник

Конь, запряженный в санки

Красногвардейцы

Мост

Опричники в Новгороде

Партизаны в белорусских лесах

Пермская баба

Поединок Пересвета с Челубеем

Приезд товарища Сталина в Первую Конную армию

Разоружение частей Колчаковской армии

Царевич Иван Иванович на прогулке

Если вы не имеете возможность жить без вышивки, вязания, шитья, оригами и считате рукоделие своим любимым занятием, то сайт Пайетки создан как раз для вас. Тут вы определите большое количество нового, и секреты мастеров, рекомендации, мнения и другое.

Мнения зрителей и критиков

Не сложно догадаться, что Авилов стал не просто визитной карточкой, но даже фирменным знаком театра. Здесь среди его воплощений на сцене были: и Мольер в одноименной пьесе «Мольер», и Актер в постановке «На дне», Фисба и Портной в театральной интерпретации комедии «Сон в летнюю ночь». Ему посчастливилось сыграть Калигулу, Хлестакова, Гамлета и даже Воланда. И это далеко не единственные его перевоплощения.

Виктор Авилов на сцене был в такой степени непохожим ни на кого, что критики и не пытались причислять его к какому-либо укоренившемуся актерскому типу. За зрителей говорить было нечего. Они просто «шли на Авилова» и впитывали каждое его движение, каждую эмоцию. Они сосуществовали с ним задорно – смеялись вместе с его персонажем, плакали и, конечно же, аплодировали, увлеченные единым порывом.

Хотя в этом не было ничего удивительного. Для Виктора не существовало разделения персонажей на главных и второстепенных. Он с равноценной самоотдачей выкладывался на сцене. Конечно, для него театр был превыше всего, однако кино также составляло немалый интерес.

Источники

  • Бродский В. Михаил Иванович Авилов. М., Советский художник, 1956.
  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. Л-М., Искусство, 1958. С.213.
  • Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А — В. Т.8. СПб., Palace Edition, 1997. С.17-18.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., Искусство, 1970. С.42-43.
  • Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, NP-Print Edition, 2007. С.12, 13, 19, 356, 361-363, 367, 370, 371, 378-385, 388, 390, 392, 395, 447. ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.

Персональный сайт — Картины М. Авилова и Ц. Сампилова

Картины Михаила Ивановича Авилова

В первые десятилетия советского искусства видное место занимало творчество одного из первых художников-баталистов Михаила Ивановича Авилова (1884-1954). Причем в бурные годы борьбы за власть Советов художник находился в Сибири и длительное время — в Иркутске.

Каким образом Авилов оказался в Сибири? Во время империалистической войны он ушел добровольцем в армию, был конным ординарцем и военным художником и лишь только в 1917 году демобилизовался и перешел на сторону Советов, Он сразу же вошел в гущу художественной жизни страны и для проведения агитационно-массовой художественной работы в Сибири с мандатом отдела изобразительных искусств Наркомпрос-са в 1918 году уехал в Тюмень, а затем в Иркутск. Но события революционной Сибири повернулись так, что вскоре после приезда Авилова в Иркутск Советская власть была свергнута и до января 1920 года здесь господствовали белогвардейцы и интервенты.

В библиотеке нашего музея сохранился каталог выставки Иркутского общества художников. Среди имен местных живописцев и графиков имена художников-иностранцев, бывших военнопленных первой мировой войны, которые также влились в коллектив художников. Здесь и группа петроградских художников во главе с М. И. Авиловым. Кроме каталога сохранилась и фотография 1920 года, о которой мы упоминали в статье «Художники-интернационалисты в Иркутске», В центре всей творческой иркутской группы Михаил Иванович Авилов.

Авилов находился в Иркутске в 1918-1920 годах и с установлением Советов принимал здесь активное участие в становлении новой рабоче-крестьянской республики. В запасниках нашего музея оказался один живописный этюд Авилова и несколько рисунков. Среди них — обложки к книгам и журналам «Пролетарская культура», «Наша правда», «Молодая жизнь», «Графическое искусство СССР», эскиз плаката «Краспый пахарь», одиннадцать иллюстраций к книге.

Не зная подробностей о пребывании Авилова в Иркутске, мы, спустя уже много лет, обратились к художнику с письмом. В ответ на наши вопросы Авилов писал из Ленинграда: «…веспой (1920) мною был изготовлен большой плакат, заказанный Госиздатом города к торжественной встрече советских войск г. Иркутска, изображающий сибирских рабочего и крестьянина, держащих в руках красное полотнище, на котором были напечатаны разные приветственные лозунги.Вскоре Госиздательство заказало мне рисунки к книжке-брошюре «Ванюха Никудышний» (повесть в стихах про красных партизан). Автора я не помню. Вот эти рисунки, что находятся у Вас, и есть иллюстрации к этой книжке, напечатанной на плохой газетной бумаге в издательстве, откуда, очевидно, попало к вам в музей. Этюд «Ночной пейзаж» или был куплен, или подарен Лейбовичу М. Я., принимавшему участие в жизни художников».

Источники

  • Бродский В. Михаил Иванович Авилов. М., Советский художник, 1956.
  • Двести лет Академии художеств СССР. Каталог выставки. Л-М., Искусство, 1958. С.213.
  • Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина ХХ века. Каталог. А — В. Т.8. СПб., Palace Edition, 1997. С.17-18.
  • Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. Т. 1. М., Искусство, 1970. С.42-43.
  • Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. Санкт-Петербург, NP-Print Edition, 2007. С.12, 13, 19, 356, 361-363, 367, 370, 371, 378-385, 388, 390, 392, 395, 447. ISBN  5-901724-21-6, ISBN  978-5-901724-21-7.

Могут также помочь узнать данные о своих предках ряд следующих ресурсов:

  • vgd.ru – сайт всероссийского генеалогического древа. Там вы сможете найти огромную базу данных о людях, связанных с Россией. На ресурсе имеется большой форум с огромным количеством участников, где вам помогут ценным советом;

  • gwar.mil.ru/heroes/ – ресурс памяти героев Первой мировой войны (1914-1918 годов), на котором вы можете отыскать нужного вам человека бесплатно и без регистрации;

  • myheritage.com – популярный интернациональный ресурс, который поможет в воссоздании генеалогического древа вашей семьи;
  • familyspace.ru – популярный генеалогический ресурс с функцией социальной сети;
  • books.google.ru – в этой огромной библиотеке Гугл доступны тысячи оцифрованных изданий. Просто вбейте в поисковую строку имя и фамилию искомого вами человека, и вполне вероятно, что вы найдёте упоминания о своих предках;

  • jewishgen.org/new – ресурс по еврейской генеалогии.

Алгоритм пользования такими ресурсами довольно прост. Вы переходите на нужный ресурс, и в поисковой строке вводите фамилию нужного человека и жмёте на кнопку поиска. Через несколько мгновений вы получите данные по найденным совпадениям, сможете скачать найденные релевантные документы о ваших предках до революции и так далее.

Биография[править]

Михаил Авилов родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. Занимался в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, в частной студии художника Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

В 1904—1913 годах учился в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Ф. А. Рубо и Н. С. Самокиша. За картину «Царевич на прогулке» в 1913 году присвоено звание художника.

После революции занимался педагогической деятельностью, преподавал в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств», затем с 1922 по 1930 год в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

Авилов М. Танки на выжидательной позиции. 1932

Участвовал в выставках с 1908 года. В 1916 году получил первую премию «Общества поощрения художеств» за картину «Опричники». Участвовал в выставках «Товарищества передвижников», «Общины художников», «Общества имени А. И. Куинджи», член ленинградского отделения АХРР (1923—1928). Член ЛОССХ с 1932 года. Работал главным образом как исторический живописец и баталист.

После начала Первой мировой войны Авилов ушел на фронт добровольцем и всю войну прослужил рядовым. На фронте художник не расставался с карандашами, его фронтовые зарисовки публиковались в петроградских журналах «Нива» и «Солнце России». Свои картины, посвящённые знаменательным событиям российской истории и временам гражданской войны, Авилов выстраивал как многофигурные композиции с развитой сюжетной основой.

Помимо работы в станковой живописи участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа». Работал также в книжной графике, автор многих плакатов времён 1920-х годов. Среди наиболее известных работ М. Авилова картины «Рабочие привозят Е. Пугачёву пушки» (ГРМ, 1924), «Прорыв польского фронта армией Будённого в 1920 году» (ЦМВС, 1927), «Сибирские партизаны» (ГРМ, 1926), «Танки на выжидательной позиции» (1932, Вологодская картинная галерея) и другие.

Авилов М. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. 1943

Самым известным произведением Авилова стала картина «Поединок Пересвета с Челубеем» (ГРМ, 1943). В основу картины легло предание о поединке между русским и татарским богатырями перед Куликовской битвой. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом: по преданию, конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла.

Художнику удалось создать психологически яркие образы, убедительно передать напряженность поединка и драматизм ожидания решающей битвы

Звучный цветовой аккорд фигур богатырей и взвившихся на дыбы коней захватывает внимание зрителя. В 1944 году М

Авилову было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1946 году М. Авилов за картину «Поединок Пересвета с Челубеем» был удостоен Сталинской премии первой степени.

В 1947 году М. Авилов избирается действительным членом Академии художеств СССР. До конца жизни он преподаёт в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в должности профессора, возглавляя мастерскую живописи. В 1953 году ему присвоено звание Народного художника РСФСР.

Михаил Иванович Авилов скончался 14 апреля 1954 года в Ленинграде на семьдесят втором году жизни. Похоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен бюст художника, выполненный скульптором Н. В. Давыдкиным.

Произведения М. И. Авилова находятся в собраниях Русского музея, Третьяковской Галереи, крупнейших провинциальных музеев России, а также в музеях Украины, Белоруссии, в частных собраниях в России и за рубежом.

Даты жизни

М. И. Авилов родился 6 (18) сентября 1882 года в Санкт-Петербурге. Участник Первой мировой войны.

1893 — учился в Рисовальной школе ОПХ.

1903 — в студии Л. Е. Дмитриева-Кавказского.

1904 — учёба в ИАХ, мастерская Ф. А. Рубо, с 1910 — у Н. С. Самокиша.

1913 — присвоено звания художника за картину «Молодой царевич и бояре-воспитатели».

1916 — первая премия «Общества поощрения художеств» за картину «Опричники».

1918 — в Сибири (Тюмень, Иркутск, Барнаул), работал с издательствами, театрами, преподавал в различных художественных школах.

1921 — на преподавательской работе в Рисовальной школе «Общества поощрения художеств» и в Академии художеств.

1922 — преподаёт в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (по 1930 год).

1923 — член Ассоциации художников революционной России.

1941 — работа в блокадном Ленинграде (по декабрь).

1947 — действительный член АХ СССР. Преподаватель в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде (до самой смерти).

1953 — Народный художник РСФСР

М. И. Авилов умер 14 апреля 1954 года. Похоронен на Тихвинском кладбище. Надгробие — бюст работы Н. В. Давыдкина.

Особенности дореволюционного документоведения

Как известно, грамотность не была сильной стороной Российской империи. По статистике до 1917 года были неграмотными около 80% населения. Образование часто велось в церковно-приходских школах с соответствующим уровнем обучения. Это и многое другое налагалось на ведение гражданской документации. Организация которой в провинции была довольно посредственного уровня, и велась с привлечением церкви.

На последнюю вплоть до Октябрьской революции возлагалась функция регистрации актов гражданского состояния. Обязанности государственных регистраторов выполняли священники (в других религиях — имамы, раввины и др.). Потому крещение и отпевание также считалось актом гражданского состояния. Журналами регистрации гражданских актов тогда служили церковные метрические книги, благодаря которым устанавливалась метрика (родословная) того или иного человека. Ныне эти метрические книги перекочевали в государственные архивы, где к ним могут получить доступ многие исследователи.

С 17 века в Российской империи стали регулярно проводится переписи населения. Данные таких переписей (к примеру, всеобщей переписи 1897 года) сегодня находятся в различных государственных архивах. Благодаря последним исследователи могут помочь получить информацию о своих предках до революции по их фамилии.

Галерея

Марка по картине М. Авилова (1933) «Приезд И. В. Сталина в Первую Конную армию», 1938

Работы автора находятся в ГРМ, ГТГ, Пермской картинной галерее, в Днепропетровском художественном музее, Днепропетровском историческом музее им. Д. И. Яворницкого, Николаевском художественном музее им В. В. Верещагина, в общественных и частных собраниях.

  • «Молодой царевич и бояре-воспитатели» ()
  • «Опричники» ()
  • «Прорыв польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (, Центральный музей Вооружённых Сил России, Москва)
  • «Танки на выжидательной позиции» (1932), Вологодская областная картинная галерея
  • «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (, Русский музей)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: