Илья ефимович репин

Личная жизнь

Отдых. Портрет В. А. Репиной, жены художника 1882 г.

В биографии Ильи Репина была не одна женщина. Первой женой художника стала Вера Алексеевна Шевцова из семьи известного петербургского архитектора – в годы учёбы в Академии он дружил с её братом. Венчание состоялось в феврале 1872 года. Свадебное путешествие по решению молодого мужа было совмещено с поездками по работе – без живописи и общества Репин жить не мог.

Осенью того же года родилась дочь Вера, через два года в Париже дочь Надя, затем Юрий и Татьяна, названная в честь матери художника.

С самого начала обнаружились разные взгляды и наклонности относительно образа жизни – Илье Ефимовичу хотелось иметь много знакомых и друзей, общаться, принимать гостей (что и нужно было для получения заказов), Вера Алексеевна стремилась к замкнутой семейной жизни. Союз продержался до 1887 года. Старшие дети стали жить с отцом, младшие с матерью.

Вторые известные отношения, но без заключения брака, начались в 1900 году. Тогда Репин построил дом в Куоккала (Финляндия), где прожил 14 лет с писательницей Натальей Борисовной Нордман-Северовой до разрыва отношений по её решению. Нордман была своеобразной женщиной (не носила шуб в любой мороз, не ела мясо, не держала прислуги, лечилась отваром сена и т.д.). Заболев туберкулёзом, предпочла отказаться от денег и прочих благ и уехала за границу на лечение. Умерла в 1914 году.

К картине Н.К. Рериха «Сам вышел»

Часовня на пригорке
В пространстве золотом.
Плывут к ней двое в лодке
С молитвой о Святом.
В пространственном молчаньи
Сам Сергий вышел к ним
И в огненном сияньи
Предстал в тот миг двоим.
Напутствие безмолвно
В сердца слетело их:
«Для Родины любовно
Трудись, зови других!»

В очерке «Лада» Н.К.Рерих пишет: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к такому бывало немало поводов самого различного характера».

Е.И.Рерих во время Центрально-Азиатской экспедиции. Алтай. 1926г.

5 августа (24 июля – по старому стилю) 1814 г., в Чугуеве Харьковской губернии – 29 сентября 1930г., Куоккала.

Великий реалист. Живопись Репина знаменовала взлёт русской реалистической школы.

Родом из семьи военного поселенца. Военными поселенцами считались крестьяне в мирное время работающие на земле, но в случае необходимости призывались на службу. Сам художник говорил о военных поселенцах, как о людях презираемых, находящихся на положении рабов. В годы рождения Ильи Репина семья была обеспеченной, но позднее бедствовала. Мальчику приходилось подрабатывать написанием икон и портретов. С 1854 по 1857 год Репин учился в школе военных топографов. Когда школа была закрыта, из-за упразднения военных поселений, Репин стала учиться у местного иконописца И. Бунакова, вместе с ним расписывал церкви в близ лежащих деревнях.

В 1863 году Репин в Петербурге, для того, чтобы поступить в Академию художеств. Он проходит подготовку в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где и познакомился с молодым, знаменитым И.Н. Крамским, с новаторскими взглядами на искусство. Крамской ввёл своего ученика в среду, где обсуждались новейшие этические и философские системы, социальные и экономические проблемы страны. Это было в те времена, когда отменили крепостное право, свободная молодёжь выступала за революционные теории. Всё это сформировало творчество Репина, тогдашние взгляды на народ, на интеллигенцию, на культуру.

В 1864 году сбылась мечта молодого художника, он сдаёт вступительный экзамен и поступает в Академию художеств. Репин был образцовым студентом. Глубоко изучал академические дисциплины как: рисунок, перспектива, анатомия.

В 1869 году Репин получает малую золотую медаль за картину «Иов и его друзья». В 1871 за выпускную работу «Воскрешение дочери Иаира» — Большую золотую медаль.

Да, с одной стороны Репин по требованиям академии писал картины на библейские темы, но с другой, в это же время он пишет картину, сделавшую его известным в Европе. Это были «Бурлаки на Волге» (1870-73), картина была показана на международной выставке в Вене.

Илья Ефимович Репин женился в феврале 1872 года на дочери архитектора Вере Шевцовой. В конце того же года у них родилась дочь. Несмотря на то, что в их семье родилось ещё трое детей, семейный брак не был счастливым. Вера покинула мужа, узнав, что у него есть другие женщины, в 1884 году.

С 1873 по 1876 год Репин обучается за границей в Европе. Он был в Париже, посетил Италию и Англию. Обучение проходило за счёт Академии художеств. В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов в Париже. Репин был восхищён колоритом и светом новой живописи, но он не нашёл в ней социального смысла.

После возвращения в Россию Репин на год едет в родные места, Чугуево, где работает над картинами, сразу над несколькими полотнами, работает медленно и вдумчиво.

В 1877 русский художник снова в Москве, навещает Абрамцево подмосковное имение известного мецената Савы Морозова. Знакомится с Павлом Третьяковым.

В 1882 году Репин переезжает в Петербург. В это время он много ездит по России, набираясь новых впечатлений. Он был на Украине, в Курской губернии, на Кавказе.

Жизнь Ильи Ефимовича Репина была благополучной, недостатка в средствах он не испытывал. В 1891-92 годах организовал персональные выставки в Москве и Петербурге, которые пользовались большим успехом.

В сентябре 1894 года Репин становится профессором Академии художеств и начинает свою педагогическую деятельность. Студенты души не чаяли в Репине и на всю жизнь сохранили о нём тёплые воспоминания. Репин продолжал писать картины, участвовал в общественной жизни страны. Так он внёс пожертвование в помощь голодающим деньгами, полученными от продажи картины в 1896 году. Он критически относился к царскому режиму, говорил о том, что странна управляется «сборищем глупцов, готовых привести Россию на край пропасти».

В 1907 году профессор Репин покидает Академию.

В 1899 году Репин купил имение в финском местечке Куоккала, близ Петербурга. Здесь он жил со своей второй женой, писательницей Натальей Нордман-Северовой.  Имение своё он назвал Пенатами, в честь древнеримских богов-хранителей домашнего очага. В 1917 году, после Октябрьского переворота, Финляндия заявила о своей независимости, таким образом, Репин оказался в эмиграции. Однако в Советской России он оставался «своим». В 1924-25 году проходили в Москве и Ленинграде выставки, посвящённые 80-летию художника. Умер русский художник в Пенатах. В 1940 году Куоккала вновь отошла к России. Пенаты были превращены в мемориальный музей. В 1944 году музей сгорел во время Второй мировой войны. Восстановлен в 1962 году. Саму Куоккалу в 1948 году переименовали в Репино.

Библиография[править | править код]

  • Москвинов В., Репин в Москве, М., 1955;
  • Иванов С., Москва в жизни и творчестве И. Е. Репина, М., 1960;
  • Грабарь И. Э., Репин, т. 1—2, М., 1963—64;
  • Новое о Репине, Л., 1969;
  • Лясковская О. А., И. Е. Репин, 3 изд., М., 1982;
  • Стернин Г. Ю., И. Е. Репин. Альбом, Л., 1985;
  • Федоров-Давыдов А. А., И. Е. Репин, 2 изд., М., 1989.
  • Репин и Здравнёво. Библиографический указатель. 1995—2001 / Сост. Шишанов В. А. Витебск: Витебский областной краеведческий музей, 2001. 20 с.
  • Сухоруков А., Шишанов В. К истории создания музея-усадьбы И. Е. Репина «Здравнёво» // Белорусско-русское культурное взаимодействие конца ХІХ-начала ХХ в.: Материалы научной конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения И. Е. Репина и 100-летию пребывания художника в Беларуси. Витебск, 1995. С.111-117.
  • Шишанов В. Здравнёво. Исторический облик и музеефикация усадьбы // Матэрыялы ІІ Міжнароднай канферэнцыі па праблемах музеефікацыі унікальных гістарычных тэрыторый. Полацк, 1996. С.38-44.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Музей-сядзіба І.Я.Рэпіна «Здраўнёва» як цэнтр развіцця беларуска-рускіх культурных сувязяў// Нацыянальныя меншасці Беларусі. Кн.3. Брэст-Мінск, 1996. С.18-19.
  • Шишанов В. Репин в Белоруссии // Служба спасения 01 (Минск). 2000. № 5. С.54-57.
  • Шышанаў В. Невядомае Здраўнёва // Віцебскі сшытак. 2000. № 4. С.90-115.
  • Шышанаў В. Беларусь і беларусы вачыма Іллі Рэпіна // Гісторыя, культуралогія, мастацтвазнаўства: Матэрыялы ІІІ Міжнар. кангрэса беларусістаў «Беларуская культура ў дыялогу цывілізацый» (Мінск, 21-25 мая, 4-7 снеж. 2000 г.). Мн.: «Беларускі кнігазбор», 2001. (Беларусіка = Albaruthenica; Кн. 21). С.311-316.
  • Сухарукаў А., Шышанаў В. Рэпіна І.Я. Музей-сядзіба «Здраўнёва» // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Т.6. Кн.1. Мн.: БелЭн, 2001. С.174.
  • Шышанаў В. Невядомае Здраўнёва // Віцебскі сшытак. 2000. № 4. С.90-115.
  • Шишанов В. А. Здравнёво: после октября 1917 // Репинские чтения: Материалы чтений в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» (2003—2004). СПБ.: «ИП Комплекс», 2004. С.80-89.Текст на сайте: muzeum-repin.iatp.org.ua/zdravnevo.htm
  • Шишанов В. А. К истории коллекции работ Репина в Витебском областном краеведческом музее // Репинские чтения: Материалы чтений в Музее-усадьбе И. Е. Репина «Пенаты» (2003—2004). СПБ.: «ИП Комплекс», 2004. С.90-97.

Популярные темы сообщений

  • Мигель де Сервантес Сааведра Наряду с писательской деятельностью, известный драматург и поэт Мигель де Сервантес Сааведра занимал и должность и военной сфере. Его произведения пополнили список мировой классической литературы, заняв достойное место в его рядах.
  • Электронная почта Электронная почта представляет собой информацию, хранящуюся на компьютере, которая передается между двумя пользователями посредством телекоммуникаций. Проще говоря, электронная почта – это сообщение, которое может содержать текст, файлы,
  • Интересные факты о Солнце Солнце – это большая и единственная звезда в солнечной системе. Все планеты в нашей галактике вращаются вокруг солнца. Например, Земля совершает круг от своей орбиты и огибает солнце за 365 дней. Раньше люди считали, что не Земля вращается вокруг солнца,

Шедевр И.Е. Репина – картина «Не ждали»

Широко известное и признанное произведение И.Е. Репина «Не ждали» написано в 1884-88 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет этой картины – возвращение домой ссыльного революционера. Репин продумывал композицию картины до мелочей. Зрителю кажется, будто бы он находится в комнате за потрясённо застывшей матерью вернувшегося сына. Зритель становится участником происходящего. В картине интересно решена проблема пространства смежных комнат и пересекающихся взглядов её героев. Тут Репин выбрал асимметричную композицию и обозначил пространство с помощью половиц, удаляющиеся половицы приковывают взгляд зрителя к нежданному гостю. Люди изображены в группах, разделённых пространством, используется боковое освещение. Вернувшийся революционер смотрит вопрошающим взглядом на свою мать, его худое лицо практически в тени, что подчёркивает впалость глаз. Сюжет «воскрешение из мёртвых» подтверждают траурные одежды сына и матери и, конечно же, гравюра с картины посвященной страстям господним, висящая над головой жены революционера среди портретов. Репин изобразил детей: дочь, не помнящая отца испугана, а мальчик преисполнен радостью и волнением. Взгляды, жесты, позы персонажей картины очень выразительны, но не однозначны.

Биография[править | править код]

Репин родился 24 июля (5 августа) г. в семье военного поселенца в городе Чугуев Харьковской губернии Ефима Васильевича Репина (1804—1884). С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова; в г. поступил в Академию Художеств в Петербурге. Учился успешно, в г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья». В г. получил большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира».

Во время своего путешествия по Волге в г. написал много этюдов и эскизов, по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в г. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.

С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств.

С г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко». По возвращении в Петербург Репин становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с г. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (), «Крестный ход в Курской губернии» (), «Не ждали» (), «Иоанн Грозный и его сын Иван» ().

В этот же период созданы картины: «Дуэль», «Поприщин» (), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (), а также портреты Стрепетовой, Н. И. Пирогова , П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.

В г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. Жил в своей усадьбе «Пенаты» в посёлке Куоккала, который после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Художник скончался 29 сентября г. в Куоккале, где и был похоронен.

В г., когда Куоккала перешла Советскому Союзу после Зимней войны (впоследствии она была переименована в Репино), там был открыт мемориальный музей Репина. Мемориальный музей Репина есть также в его родном Чугуеве. В году в Москве на Болотной площади (называвшейся в 1950—1990-е годы площадь Репина) был открыт памятник И. Е. Репину (скульптор М. Г. Манизер, архитектор И. Е. Рожин).

Снова Петербург

Осенью 1882 года Репин переехал в столицу – Москва опостылела, а город молодости обещал зарядить свежими силами для осуществления творческих задумок. Так и случилось – здесь родились настоящие шедевры, герои которых исторические личности и события прошлого и настоящего.

Новые знакомства словно вливали свежую кровь – за плечами пол жизни, опыта накоплено много, намётанный глаз безошибочно выхватывал главное. Увидев интересный типаж, художник загорался желанием написать портрет. Так, глаза литератора Всеволода Гаршина с первой встречи зажгли художника идеей. Позже он осуществил её, привлекая писателя к работе моделью неоднократно.

В период 1894-1899 Репин сблизился с объединением «Мир искусства», участвовал в международных выставках, что поначалу принял восторженно. Приверженцев объединения называли декадентами, их идеология строилась на отрицании школ передвижников и Академии художеств, в выражениях они не стеснялись («школа безвкусицы» и т.д.). Со временем такая резкость стала коробить Репина, и он отказался сотрудничать с «Миром искусства», защищая академистов и передвижников.

Детство и юность

Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5-го августа по новому стилю) 1844 г. в городе Чугуеве, расположенном в Харьковской губернии.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Он занимался перегоном лошадей для продажи.

Мать, Татьяна Степановна (в девичестве Бочарова), была деятельной и энергичной женщиной. Будучи образованной, она сама обучала своих детей, а также открыла на дому небольшую школу, в которой учила детей крестьян чистописанию, арифметике и Закону Божьему. А также Татьяна Степановна шила и продавала заячьи шубы.

Родители — Татьяна Степановна и Ефим Васильевич

У супругов родилось 7 детей, 3 из которых умерли во младенчестве. Помимо Ильи в семье подрастала дочь Устинья и сыновья: Иван и Василий. Иван был слаб здоровьем и умер в раннем детстве. Устинья умерла в возрасте 15 лет.

С красками маленький Илья впервые познакомился благодаря двоюродному брату – Трофиму Чаплыгину. Он принёс в гости к Репиным акварель, чем поразил мальчика. С тех пор Илья с ними не расставался.

В 11-летнем возрасте Илья пошёл учиться в школу на топографа. Проучился он там 2 года, т.к. учебное заведение закрыли. После этого подросток начал работать подмастерьем в иконописной мастерской художника Ивана Бунакова. Репин был очень способным учеником, и вскоре снискал себе славу не только в родном городе, но и за его пределами. В 16 лет Илья принял предложение поступить на работу в кочевую иконописную артель.

В 1863 г. Репин принял решение поступить в петербургскую Академию художеств. Приехав в Петербург, 19-летний юноша собрал свои рисунки и показал секретарю Академии Ф. Ф. Львову, который раскритиковал и забраковал работы.

Илья в годы учебы

Сняв дешёвую комнату и экономя на всём, Илья начал учиться в вечерней рисовальной школе, где стал лучшим учеником. Через год он успешно сдал вступительные экзамены в Академию. Оплатить обучение ему помог благотворитель Фёдор Прянишников.

В молодости

Популярные темы сообщений

  • Библиотека Домашняя полка с книгами или привычная библиотека – это книжный храм для любителей чтения. Библиотеки существуют много столетий. Впервые в нашей стране они появились в период образования Киевской Руси. В прошлых веках позволить себе содержать
  • Алтайский заповедник Наша страна славится своими уникальными природными территориями, которые распространяются на тысячи километров. Одним из таких объектов является Алтайский государственный природный заповедник.
  • Творчество Льва Кассиля Л.А. Кассиль – детский писатель, который не ожидал стать писателем в студенческие годы. Его творческая работа началась после публикации его очерков, описывающих Москву и его впечатления от города. Автор любил детей,

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Проводы новобранца


Созданная в 1897 году, она сейчас находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Особенность ее в том, что она смогла точно передать чувства, которые испытывают люди в такой переломный момент их жизни.

Идея написать эту картину появилась после того, как он посетил имение своего друга Мамонтова, где в усадьбе Абрамцево стал свидетелем этой сцены.

Крестьяне собрались, чтобы проститься с призывником. Вместе с родителями пришли даже маленькие дети. Все понимают, что для его семьи – это горе, даже собаки, как кажется, им сочувствуют.

Мать призывника положила на плечо сына голову, т.к. не хочет с ним расставаться и отпускать. Мужики и старики, которые также много повидали на своем веку, уныло смотрят на происходящее, т.к. ничего не могут изменить. Они знают, что ждет этого юношу.

Эта картина – целый рассказ, т.к. можно представить, что чувствует каждый изображенный на ней человек.

Несмотря на трагизм ситуации, слезы, каждый из участников сцены занят своим делом, т.к. крестьянин не может не работать.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Не ждали


Художник изобразил момент, когда в комнату неожиданно входит ссыльный народоволец. На его лице мы можем прочитать всю гамму переживаний.

Репин несколько раз переписывал его лицо, не зная, какие именно чувства необходимо передать. И остановился на вопросительно-неуверенном выражении. Можно провести ассоциации с библейским сюжетом «возвращение блудного сына».

Интересна реакция на происходящее и всех тех, кто находится в комнате. Все их переживания отразились на лицах, особенно матери ссыльного, убедительно написаны и ее руки.

Известные критики называли это произведение искусства шедевром, самой талантливой и самой замечательной картиной, хотя были и негативные отзывы.

Биография

Творчество русского художника Ильи Репина — на особом месте на родине и за рубежом. Работы живописца – ярчайшее явление в мировой культуре, ведь создатель картины «Бурлаки на Волге» едва ли не первым почувствовал приближение революции, предугадал настроения в обществе и отобразил героизм участников протестного движения.

Портрет Ильи Репина. Художник Валентин Серов

История, религия, социальная несправедливость, красота человека и природы – Репин охватил все темы и реализовал художественный дар сполна. Плодотворность живописца поразительна: Илья Ефимович подарил миру сотни полотен, написанных в жанре реализма. Не бросил рисовать даже в глубокой старости, перед смертью, когда руки не подчинялись мастеру.

Учёба и первая работа

После домашней подготовки в 1855 году Илью отдали в местную школу топографов, но через два года она закрылась, что обрадовало подростка, ведь его манили вовсе не чертежи.

В Чугуеве была иконописная мастерская под началом художника Бунакова – здесь и началась биография художника Репина. С первых дней учитель осознал, что перед ним талантливый юноша, которого вскоре подрядчики из окрестных мест стали приглашать персонально. В 16 лет с зарплатой 25 рублей в месяц его приняли в иконописную артель, особенностью которой были постоянные переезды в поисках заказов. Деньги юный Репин не транжирил – в нём теплилась надежда, что однажды он сумеет продвинуться на пути к мечте стать настоящим художником, и эти небольшие средства могут понадобиться.

Краткая биография

  1. За 8 лет учёбы в Академии Репин приобрёл много друзей. Он близко сошёлся с художниками Иваном Крамским и Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским, критиком Владимиром Стасовым. В 1865 г. Репин получил первую серебряную медаль от учебного заведения.
  2. В 1869 г. студент был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».
  3. В 1870 г. Репин вместе с друзьями-художниками отправился в путешествие на Волгу. Там живописец начал работать над картиной «Бурлаки на Волге», идея которой родилась 2-мя годами ранее. Картину он закончил в 1873 г., она была прекрасно встречена и принесла художнику известность в Петербурге и Москве.
  4. В 1871 г. за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира» художника наградили большой золотой медалью.
  5. В 1871-1872 гг. живописец работал над полотном «Славянские композиторы», которое заказал ему московский предприниматель А. А. Пороховщиков для размещения в зале ресторана «Славянский базар».
  6. В апреле 1873 г. Репин вместе с женой и маленькой дочкой отправился в пенсионерскую поездку за границу. Они побывали в разных европейских городах, затем осели в Париже. Там художник познакомился с творчеством французских импрессионистов, но не понял и не принял их манеру.
  7. В 1874 г. по заказу Павла Третьякова Илья Ефимович написал портрет И. С. Тургенева, который в это время тоже находился в Париже. Картина не удалась. В 1879 г., уже в Москве, Репин повторил попытку, но и второй портрет писателя вышел плохо.
  8. В 1875 г. живописец создал картину «Парижское кафе» и выставил её в парижском Салоне, что пенсионеру Академии делать запрещалось. В России этот факт, да и сюжет самого полотна вызвали скандал. Но на выставке работа осталась незамеченной.
  9. В 1876 г. в Париже из-под кисти художника вышла фантастическая картина «Садко». За неё в России он получил звание академика.
  10. Вернувшись в 1876 г. в Россию, Репин около года провёл в родном Чугуеве, затем, поддавшись уговорам друзей, переехал в Москву. 2 года спустя он вступил в Товарищество передвижников.
  11. В 1879 г. Илья Ефимович закончил историческое полотно «Царевна Софья». Работа над картиной заняла больше года. Репин тщательно изучал исторические материалы, делал зарисовки костюмов и аксессуаров в музеях. Однако готовая работа, представленная на выставке передвижников, публикой и критиками изначально была встречена холодно.
  12. В 1881 г. Репин приехал в Петербург навестить своего давнего друга – композитора М. П. Мусоргского. Модест Петрович тяжело заболел и находился в больнице, художник за 4 дня в больничной палате написал его портрет, в котором сумел передать характер и мощь композитора. Через несколько дней Мусоргский скончался.
  13. В 1882 г. Илья Ефимович переехал в Петербург, взяв с собой наброски и эскизы к новым картинам.
  14. В 1885 г. живописец закончил работу над одним из своих главных шедевров – картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Для образа царя Репину позировал художник Григорий Мясоедов.
  15. Одна из самых известных картин Ильи Репина «Не ждали» была закончена в 1888 г. Он работал над ней более 5 лет, добиваясь точной передачи эмоционального состояния героев.
  16. В 1892 г. на выставке в Академии художеств живописец представил работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Её замысел родился ещё в 1878 г. В 1880 г. для создания зарисовок к картине состоялась первая поездка Репина на Украину, а вторая — в 1888 г. Полотно было куплено императором Александром III.
  17. В 1894 г. Репин стал преподавателем в Академии художеств. Он работал там до 1907 г.
  18. В 1903 г. по заказу императора Илья Ефимович написал картину «Юбилейное заседание Государственного совета». Это огромное полотно, на котором изображено 60 человек. Так как на создание картины было отведено мало времени, художник должен был работать быстро, портретные зарисовки чиновников он писал за 1-2 сеанса. В работе ему помогали 2 ученика – Борис Кустодиев и Иван Куликов.
  19. К 1915 г. Репин завершил работу над мемуарами. Книга вышла в свет уже после смерти автора.
  20. После 1918 г. Куоккала, где находилось имение художника, стала территорией Финляндии. Репин оказался оторванным от своей страны. С возрастом у живописца начала отниматься правая рука, и он стал писать левой, закрепляя палитру специальными ремнями.
  21. В 1926 г. к Репину прибыла делегация художников из СССР во главе с его учеником Исааком Бродским с целью уговорить Илью Ефимовича вернуться на родину. Но живописец решил остаться в Куоккале. Последние годы он был очень слаб, и за ним поочерёдно ухаживали его дети.
  22. 29 сентября 1930 в возрасте 86 лет Илья Ефимович Репин скончался. Незадолго до смерти он успел написать друзьям и родным прощальное письмо.

Художник Илья Репин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: