Хронология жизни
Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Его папа был успешным торговцем родом из Сибири. Мама – прибалтийская немка. Это была воспитанная и культурная женщина. Она научила сына высоким манерам. Из-за этого Кандинский картины писал только в классическом костюме.
Прадед Василия нападал на караваны, которые проходили на Шелковом пути, пока его за это не отправили в ссылку. В заключении он начал торговать и благодаря этому стал успешным купцом. Остроумие и интеллект у Кандинских в крови.
Родители в пять лет отдали его в художественную школу. В семь Кандинского взяли в гимназию. Когда он ее окончил, родители настояли на том, чтобы он стал юристом. Кандинский согласился с их решением.
С 1885 по 1893 Василий Кандинский учился в Москве на юриста. Университет он закончил с идеальным аттестатом. Василия сразу назначили доцентом и он начал преподавать.
С 1893 по 1895 работал ученым. Он начинал понимать, что не хочет заниматься наукой.
В 1895 в Москву приехали европейские импрессионисты. Они организовали выставку и показывали на ней свои картины. Кандинский решил на нее сходить, и это решение изменило его жизнь. На выставке он увидел «Стог сена» француза Клода Моне. Живопись на ней перевернула сознание Кандинского. Под картиной не было подписи, и он даже залез в журнал, чтобы узнать имя автора. «Стог сена» разделила жизнь ученого на до и после: он решил стать художником.
Неизвестно, какая точно картина вдохновила Кандинского. Искусствоведы предполагают два варианта: «Стог сена на закате возле Живерни» или «Стог сена под солнцем». Так же есть версия, что его вдохновила опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
Когда он приехал домой, сразу начал учиться рисовать. В 1895 Василий еще занимался ученой деятельностью, но вскоре окончательно бросил это. Позже он признался, что никогда не любил и не верил в нее. И упомянул, что не может постоянно работать при полной концентрации.
В 1896 году он закончил карьеру ученого. После этого Кандинский переехал в Мюнхен. Там он поступил в школу художника Антона Ажбе. Это была очень престижная школа. Вместе с Кандинским учились знаменитые русские импрессионисты и натуралисты. Например, Алексей Явленский или Мстислав Добужинский. Он без проблем окончил школу, но решил еще больше учиться.
За знаниями он пошел к Францу фон Штуку. Он был известным и высококлассным живописцем. Тогда он работал в академии живописи. Франц оценил талант Василия, но посчитал, что тот использует слишком яркие цвета. Обучение в академии дало результат, и Кандинский решил организовать творческий союз.
С 1911 по 1914 художник сотрудничал с Францем Марком. Они экспериментировали и пытались понять, как геометрия влияет на восприятие картины человеком.
В 1914 вернулся в родной город, чтоб избежать войны. В Москве он семь лет работал с государством, чтобы продвинуть абстракционизм в российские массы.
В 1922 Вальтер Гропиус пригласил Кандинского преподавать живопись в Баухаус. Название Баухаус расшифровывается, как Высшая школа строительства и художественного конструирования. Сам Вальтер был основателем этой школы.
С 1922 по 1932 ездил в США с лекциями по абстракционизму и преподавал.
В 1932 году Гитлер выгнал Кандинского из Германии. Он выгонял всех абстракционистов из страны потому, что не признавал это направление живописи.
В 1933 году Василий уехал жить во Францию. Прожил он там 11 лет. Все это время он творил и учил молодых художников.
Василий Васильевич умер в 1944 году.
Кандинскому мешали творить, гнали из страны; его искусство не понимали и не принимали, но он все равно продолжал настаивать на своем. Он был упорным, сильным и талантливым человеком.
Кандинский и жанры: импрессия, импровизация, композиция
Кандинский В. Без названия. Первая абстрактная акварель, 1910
Изображенное на безымянном полотне не поддается трактовке иначе, как через смысловую нагрузку цвета и формы, так как оно беспредметно. Беспредметность – главный принцип нового стиля, была обоснована в уже упоминавшемся трактате “Духовное в искусстве”. Сама же картина – результат долгих экспериментов и эволюции, в частности:
• она появилась промежуточно в ходе работы над циклом импровизаций (1909-1917), на первой из которых (“Африканское”) явно определяемы силуэты людей, срединные (“Потоп”, “Мечтательность”, обе 1913) беспредметны и полностью абстрактны, а последняя (“209”) несет в себе следы идейного воздействия супрематизма Малевича;
• создана в один год с “Эскизом к композиции II” (важнейший в творчестве Кандинского цикл ≈1910-1939, всего 10 полотен, из которых сохранилось 7 или 9 (с двумя эскизами);
• идейно, скорее всего, символизирует беспокойство тайны на фоне безмолвия. (Белый, по Кандинскому, — цвет молчания, безмолвие, красный – беспокойство и движение, черный – апокалипсис, потухшее Солнце, синий – мистика и тайны, зеленый – равнодушие, желтый – земля).
“Первая абстрактная акварель” (условное название), без сомнения, имеет громадное значение в мировой живописи как веха нового стиля, однако наиболее известными стали картины, как считается, представляющие собой истинное воплощение концепции абстракционизма. Все они написаны Кандинским в 1910-е годы. К ним относятся:
Кандинский В. Импровизация «Потоп», 1913
Страшный суд (1912); Импровизация “Потоп” (1913); Композиция VI и Композиция VII (обе 1913), иногда – Композиция VIII (1923, влияние супрематизма, лучизма); Незнакомому голосу (1916).
Первые четыре из перечисленных произведений созданы в наиболее плодотворный период творчества художника – время его постоянного проживания в Баварии. Следует отметить, что в Германии Кандинский жил с перерывами начиная с 1896-го года.
Кандинский В. Импровизация VIII, 1923
Понятие композиции (равно как импрессии и импровизации) в данном случае употребляется в качестве термина, выбранном Василием Васильевичем для обозначения жанров абстрактной живописи.
Согласно его объяснениям:
- Импрессия создается непосредственно под впечатлением, полученным извне, со стороны, попытки осмысления в ходе создания полотна избегаются;
- Импровизация является зарисовкой внутренних импульсов, бессознательных процессов – представляет собой по сути импрессию, с той лишь разницей, что основа импрессии – впечатления внешние, а импровизации – идущие изнутри;
- Композиция представляет собой синтез импрессии и импровизации в одной работе.
Композиция VII
«Композиция VII». Как и более ранние полотна этой логической цепи Композиция VII посвящена теме апокалипсиса. Главной темой картины является – Страшный суд, однако отличает ее от Композиций V и VI обилие светлых красок. Картина отображает не угнетение, страх и ужасы, наоборот, высвобождение души из материального бытия в светлый, лучший мир. Судя по записям, Габриель Мюнтер она написана всего за четыре дня, однако подготовительный процесс, известного на весь мир полотна, занял много месяцев. Было сделано много набросков и точных планов, около 30 эскизов, кроме того множество набросков масло, акварелью, гравюры.
Картина «Импровизация 20»
Картина «Импровизация 20». Фото: репродукция Год: 1911
Выставлена в музее: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва
В своих работах серии «Импровизация» Кандинский стремился показать бессознательные процессы внутреннего характера, возникающее внезапно. А двадцатой работе этой категории художник изобразил впечатление своей «внутренней природы» от бега двух лошадей под полуденным солнцем.
Заклинатель будущего. 13 картин Василия Кандинского
Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, в связи с чем в детстве часто переезжал, но в 1871 году семья осела в Одессе. Здесь он окончил гимназию, получив в том числе художественное и музыкальное образование. «Лодки Рапалло», Василий Кандинский, год неизвестен.
Затем он вернулся в Москву, где с отличием окончил юридический факультет МГУ, а также углублённо изучал экономику. «Москва, Зубовская площадь. Этюд», Василий Кандинский, 1916 год.
В 29 лет Кандинский оказался на выставке импрессионистов в Москве и под впечатлением от «Стога сена» Моне решил стать художником. Параллельно с этим он устроился на работу художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°» в Москве. «Урок с каналом», Василий Кандинский, 1901 год.
Годом позже он уезжает в Мюнхен, где поступает в местную академию художеств, чтобы обучаться у немецкого живописца и скульптора Франца фон Штука. «Старый город II», Василий Кандинский, 1902 год.
Вскоре Кандинский сам начинает преподавать в летней школе, а также создаёт творческое объединение художников «Фаланга». Он также знакомится с 25-летней Габриэль Мюнтер, которая позже под его влиянием станет яркой представительницей экспрессионизма. «Габриэль Мюнтер», Василий Кандинский, 1905 год.
Вторая половина 10-х годов XX века, проведённая в Германии, считается расцветом почерка художника. Именно в этот период своего творчества Кандинский нашёл собственный стиль, используя приёмы нефигуративного искусства. «Осень в Баварии», Василий Кандинский, 1908 год.
К 1909 году манера работ Василия Кандинского выходит за пределы экспрессионизма, и в 1910 году художник пишет «Первую абстрактную акварель», которая фактически становится отправным пунктом направления абстракционизм. «Первая абстрактная акварель», Василий Кандинский, 1910 год.
Основной идеей абстракционизма был отказ от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре, вместо этого целью работ было достижение гармонии цветовыми сочетаниями и геометрическими формами. «Композиция IV», Василий Кандинский, 1911 год.
По окончании Первой мировой войны Василий Кандинский вернулся в Москву. Здесь он вплотную подошёл к общественной работе, был инициатором создания Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук. «Москва I», Василий Кандинский, 1916 год
Впрочем, активность художника не находит понимания у советских властей, в связи с чем в 1921 году он возвращается в Мюнхен. В этот период он также создаёт ряд значительных работ, позже ставших «визитной карточкой» абстракционизма. «Композиция VIII», Василий Кандинский, 1923 год.
С приходом к власти фашистов работы Кандинского были отнесены к «дегенеративному искусству», в связи с чем его картины перестают выставляться. Художник переезжает во Францию, где включается в местные художественные течения. «Мрачное Положение», Василий Кандинский, 1933 год.
В 1933 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Пятью годами позже художник скончался, не дожив трёх дней до своего 78-летия. «Интимное сообщение», Василий Кандинский, 1942 год.
Сейчас Василий Кандинский считается одним из самых влиятельных художников XX века, его считают основоположником абстракционизма. Кандинский также остаётся одним из самых известных русских художников в современном искусстве. «Умеренный Элан», Василий Кандинский, 1944 год.
Самые дорогие картины Кандинского
Василий Кандинский входит в топ-3 самых дорогих русских художников за последние 20 лет. Суммарный оборот продаж его картин с крупных аукционов за этот период составляет 644 млн долларов, а число проданных картин — 744. По обороту его опережают только Марк Ротко (оборот 1,45 млрд долларов) и Марк Шагал (оборот 1,2 млрд долларов). Подробнее о его рекордах в сравнении с другими художниками русской живописи можно почитать в статье «Топ-10 самых дорогих русских художников». А здесь мы рассмотрим несколько примеров наиболее дорогих продаж его картин.
Самой дорогой картиной Василия Кандинского, уходившей с аукционов за последние два десятка лет, является работа «Картина с белыми линиями». Она относится к тому плодотворному 1913 году, когда художник создал знаменитые композиции VI, VII и другие известные работы. Как раз в этом году представители нового искусства организовали в Нью-Йорке выставку, призванную продемонстрировать закостенелость академической школы и познакомить зрителя с новыми живописными идеями. Упомянутая работа Кандинского вошла в число таких неформатных работ, была широко обсуждаема общественностью и в конечном итоге признана одной из самых значительных в живописи двадцатого века. В 2017 году этот шедевр попал на торги аукционного дома Sotheby’s и был продан за 41,8 млн долларов. Эта продажа сразу подняла мастера на третью строчку самых дорогих уходов картин русских художников.
В.В. Кандинский. «Картина с белыми линиями». 1913 г.
Следующий рекорд установила картина «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». Эта работа принадлежит циклу картин, повествующих об окрестностях городка Мурнау Германии, где художник плодотворно трудился в течение нескольких лет (см. раздел о картине «Осень в Мурнау»). Эта значительная работа выполнена в 1908 году и уже содержит в себе все признаки перехода от предметной детальной живописи к абстрактному искусству художника. Это проявляется через условность контуров, широкие мазки, высокую контрастность и яркость красок. Картину по достоинству оценили на торгах, после которых она перешла в частную коллекцию за 26,4 млн долларов. Продажа состоялась на Sotheby`s в 2017 году.
В. Кандинский. «Мурнау. Пейзаж с зелёным домом». 1909 г.
Еще одна интересная работа называется «Негнущееся и согнутое» или «Прямые и кривые». Эта работа считается одной из самых значительных из серии картин парижского периода, которые когда-либо появлялись на аукционах. Написана она была в 1935 году, а в последующие десятилетия неоднократно представлялась на выставках и печаталась в изданиях, посвященных деятельности Кандинского. По словам самого художника, на создание такого сюжета его вдохновил Париж, который напомнил ему дождливые дни на родине. Особенностью этой работы является использование более светлой палитры и техники масла с добавлением песка. Все это было характерно для его парижского периода творчества. Картину продали в 2016 году на торгах Christie’s за 23,3 млн долларов.
В. Кандинский. «Негнущееся и согнутое». 1935 г.
В диапазоне около двадцати миллионов долларов уходили и другие работы художника. Например, это «Белый звук» (23 млн долларов), «Импровизация 8. Этюд» (23 млн долларов), «Этюд к импровизации 3» (21 млн долларов), «Фуга» (20,9 млн долларов). Такая высокая стоимость говорит о большой востребованности работ художника на рынке живописи. За последний год с января 2020 по январь 2021 года оборот продаж Кандинского составил 10,7 млн долларов за 28 работ. Самой дорогой картиной за последний год стала Einige Spitzen, ушедшая с молотка аукциона Bonhams в 2020 году за 3,2 млн долларов.
В. Кандинский. Einige Spitzen. 1925 г.
Помимо перечисленных картин у Василия Кандинского есть много других замечательных работ. В свое время они произвели огромное впечатление на многих людей, породив целую плеяду русских художников-абстракционистов и зарубежных коллег. Так как его раннее творчество и абстракции по-разному воздействуют на зрителей, то каждый находит в его живописи свои любимые произведения. Оценить всю силу его холстов поможет знакомство с оригиналами, так как многометровые текстурные холсты, безусловно, создают куда более мощное впечатление, чем маленькие электронные копии.
Синий всадник
«Синий всадник». Довольно маленькое полотно художника (по сравнению с другими полотнами автора) относится к раннему периоду становления Кандинского художником. Но некоторые эксперты уже в этих работах видят предпосылки к абстракции, которая станет его стилем намного позже
Нечеткие очертания, вольные мазки передают идею автора, о не важности того, что изображено, главное что чувствует созерцатель картины. Это своеобразная философия художника переноситься на его рабы в стиле абстракционизма
Также как картина называлось творческое объединение, созданное вместе с Францем Марком. Но Кандинский никогда не связывал название объединения и своей знаменитой картиной.
Творчество Кандинского — темы, цвет, работы
Решив посвятить себя живописи, будучи уже зрелым человеком, на рубеже 19-20-х веков, Кандинский не сразу пришел к прославившей его манере письма. Первые его работы, тем не менее, трудно отнести к определенному стилю:
- небрежный реализм (?) — картины “Одесса. Порт” (1898),
- синтетизм — “Изар около Grosshessolohe” (1901),
- интимизм — “Лето” (1901).
Влияние пуантилизма и раннего Билибина на знаменитом полотне “Двое на лошади” (1906) скорее исключения. Большая часть – произведения на стыке нео- и импрессионизма, модерна, фовизма, чувствуется знакомство с группой “набидов”, постоянен частичный синтетизм (пейзажи видов Германии конца-начала века, отдельные приемы в которых повторяют Клода Моне — “Восход луны” 1903 и т.п.).
Особенности раннего периода
Тем не менее, уже в раннем, до абстракционизма, периоде творчества Василия Васильевича можно отметить:
Кандинский В. Одесса.Порт, 1898.
Поясняя последнее, не лишним будет сообщить, что родным языком Кандинского, по его собственному утверждению, являлся немецкий. Два основополагающих труда художника — “О духовном в искусстве” (1910) и “Точка и линия на плоскости” (1926) — были написаны на нем же и изданы в Мюнхене, а интерес к изображению русского, народного обусловливался этнографическими занятиями, которые живописец совмещал со своей первой профессией юриста (одна из сфер интересов – “обычное” народное право среди русского крестьянства).
Кандинский В. Лето 1901 г
Успехами, достигнутыми в юриспруденции и политической экономии, в частности, в статистике, объясняется и “научный подход” к творчеству.Свои работы Кандинский (картины, гравюры, стихи) рассчитывал как теоретик, тщательно следя и аргументируя для себя и других выбор формы и средств выражения.
В качестве примера оппозиции подобного подхода выступал К.С.Малевич со своей ультимативной риторикой супрематизма, которая, впрочем, вряд ли стала бы возможна, если бы не полотно «Черный квадрат» В.С. Кандинского, увидевшее свет в 1909 (под другим источникам – в 1910) году.
Капризный
«Капризный». Детство и юность Кандинского прошли в Одессе, в портовом городе. И во многих работах художника можно проследить морскую тематику. Данная картина явное тому подтверждение. На первый взгляд образы на знаменитой картине вполне понятные. В центре лодка или корабль, можно различить волны, рыб, команду и флаги, однако не стоит забывать, что это абстракционизм. Стоит немного по-другому взглянуть и это уже не морское судно, а космическое и элементы все похожи на космические тела. Для кого-то это похоже на фантастическую рыбу. Эта картина Кандинского считается немного юмористической, шутливой по отношению к остальным работам автора.
Хуан Миро
Продолжительность жизни: 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка
Национальность: каталонец
Хуан Миро
Хуан Миро был влиятельным испанским художником, наиболее тесно связанным с сюрреализмом. Однако, он также написал несколько абстрактных шедевров, которые считаются предшественниками абстрактного экспрессионизма. Его самая известная абстрактная работа — Триптих Голубой I, II, III, состоящий из трех огромных картин размером 355 х 270 см. Все три картины состоят из простых линий и фигур на мечтательном синем фоне. В Голубой II, Миро включает динамическую красную линию на левой стороне картины на спокойном синем фоне. Голубой Триптих считается виртуозным достижением в абстрактном искусстве, а Голубой II — самая известная из трех картин.
Шедевр: Голубой II
Год: 1961
Голубой II (1961) — Хуан Миро
Композиция VIII
«Композиция VIII». Кандинский был глубоко верующим человеком, и это могло не отобразиться в творчестве художника. Являясь продолжением апокалипсической линии, создание картины пришлось на период, когда рациональное начало, строгость и логика преобладали в работах автора. Именно тогда он пишет свою знаменитую книгу «Точка и линия на плоскости», описывая психологическое значение каждой фигуры на картинах
Автор понимал, что для обывателя будет сложно понять всю глубину мысли, поэтому рекомендовал не заострять внимание на каждой детали. Художник советует попробовать провести через себя эмоции исходящие от картины, прочувствовать музыку в формах и линиях
Кандинский Василий Васильевич: картины и биография
Василий Кандинский появился на свет в 1866 году в купеческой семье. С 1871 года Кандинские проживают в Одессе. Именно в этом приморском городе будущий живописец получил гимназическое образование.
С 1885 по 1893 Василий Васильевич учился на юрфаке Московского университета и в итоге успешно закончил его.
Незадолго до получения диплома случилось еще одно важное событие в судьбе Кандинского — он создал свою семью, его женой стала Анна Чемякина (по факту являвшаяся Василию Васильевичу двоюродной сестрой). После выпуска Кандинский стал преподавателем на том же юрфаке
Три года спустя будущему художнику предложили должность профессора, однако он уже решил бросить научную деятельность и плотно заняться живописью. Имеются сведения, что значительное влияние на него оказала выставка импрессионистов, состоявшаяся в Москве в 1895 году
После выпуска Кандинский стал преподавателем на том же юрфаке. Три года спустя будущему художнику предложили должность профессора, однако он уже решил бросить научную деятельность и плотно заняться живописью. Имеются сведения, что значительное влияние на него оказала выставка импрессионистов, состоявшаяся в Москве в 1895 году.
В 1896 году Кандинский прибыл в Мюнхен и стал обучаться здесь живописи — поначалу в студии Антона Ашбе, а далее у Франца фон Штука. Мюнхен станет для художника местом проживания вплоть до Первой мировой.
В 1901 году Василий Васильевич создает свое творческое объединение «Фаланга». Кроме того, в 1910 и 1912 годах он также участвует в выставках небезызвестной группы художников «Бубновый валет». Приблизительно в это же время он разрабатывает инновационную концепцию «ритмического» применения цвета на полотне.
Насыщенным для художника был и 1911 год. В этом году он организовывает индивидуальную выставку «Синий всадник». А еще в 1911 году Кандинский выпускает сочинение «О духовном в искусстве», защищающее и обосновывающее абстракционизм.
Деятельность Кандинского в России после двух революций 1917 года была весьма разнообразна. Среди прочего, он участвует в формировании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук (РАХН), а после становится вице-президентом этой академии.
В декабре 1921 года Василий Васильевич выехал в Германию, где занялся организацией берлинского филиала РАХН — очередной резкий поворот в карьере и биографии. Здесь (а также в Баухаузе — школе архитектуры) Василий Кандинский достаточно долго преподавал живопись и стал весьма известным апологетом абстрактного искусства.
Абстракционист стал обладателем немецкого гражданства в 1928 году, однако после прихода Гитлера к власти и прекращения существования «Баухауза» перебрался в Париж. Умер великий художник в декабре 1944 года от кровоизлияния в мозг.
Кандинский создал и достаточно хорошо проработал теорию о ключевых цветовых контрастах. И в целом его творческий путь был таким: от импрессионизма он сдвигался все дальше и дальше в сторону полной абстракции. В числе особо значимых картин художника — «Капризный», «Композиция VII» (именно она представлена ниже) , «Синее небо».
И даже в старости, после переезда во Францию, Василий Васильевич продолжал активно работать и ставить цветовые эксперименты на полотнах. К данному периоду относятся работы «Конгломерат», «Фрагменты», «Три колонны», «Пестрый ансамбль». Последнее полотно под названием «Сдержанный порыв» Кандинский закончил в июле 1944 года.
Стоит добавить, что нынешняя стоимость некоторых картин Василия Кандинского действительно поражает воображение. Так, допустим, летом 2017 года на аукционе «Сотбис» его «Картина с белыми линиями» была куплена за 42 миллиона долларов!
Краткая биография
- 1892 – Василий Кандинский получает диплом юриста и женится на Анне Чемякиной.
- 1893 – Начинает строить успешную карьеру, получает звание доцента, занимается преподавательской деятельностью.
- 1895 – Посещает выставку французских импрессионистов в Москве. Особое влияние на 13-летнего Кандинского производит работа Клода Моне «Стог сена». Другим знаковым впечатлением стала опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин».
- 1896 – Кандинскому предлагают престижное профессорское место в университете горда Тарту. Но именно тогда в его мировоззрении происходит настоящий переворот: забросив карьеру под влиянием сильных эстетических переживаний, будущий художник полностью посвящает себя живописи. В том же году уезжает в Мюнхен.
- 1987 – Берет частные уроки у художника Антона Ажбе – восполняет профессиональные пробелы, обретает основные академические навыки.
- 1900 – Поступает в Мюнхенскую художественную академию, в класс Франца фон Штука, эстетические взгляды которого поначалу кажутся Кандинскому близкими, но в академических «тисках» начинающему художнику быстро становится некомфортно.
- 1901 – Креативная натура и большие амбиции Кандинского реализуются в создании творческого объединения «Фаланга». Кроме организации выставок, он создает собственную художественную школу, где начинает преподавать живопись.
- 1903 – Благостное течение жизни переворачивает знакомство с молодой художницей Габриэль Мюнтер. Завязывается бурный роман и они вместе покидают Германию, много путешествуют по Европе, активно продвигают свою живопись, участвуют во множестве выставок. В последующие годы Кандинский с Мюнтер побывают в Италии, Франции, Северной Африке и России.
- 1908 – Пара останавливается в городке Мурнау, близ Баварских Альп. У Кандинского начинается период поисков и экспериментов: он отказывается от импрессионистских и абстрактных находок в пользу броского колорита фольклорных мотивов.
- 1911 – Совместно с экспрессионистом Францом Марком Кандинский создает объединение «Синий всадник», в него входят не только художники, но и композиторы, и даже танцоры. В этом же году проходит первая персональная выставка. Другим важным событием становится публикация знаменитого трактата художника «О духовном в искусстве» — размышления об отказе от фигуративной живописи, принципах и законах абстракционизма, психологических аспектах цвета и его влияния на зрителя. На фоне блестящих успехов тех лет, меркнет развод с первой женой Анной.
- 1914 – С началом Первой мировой войны, Кандинский вынужденно возвращается в Россию. Его творчество получает новый виток благодаря влиянию русского авангарда.
- 1917 – После революции Кандинский становится профессором Московского университета, активно занимается охраной памятников искусства, пропагандой своих художественных воззрений и теорий.
- 1921 – Кандинский вместе со второй супругой Ниной Андреевской уезжает в Берлин, чтобы участвовать в выставке русского искусства. В СССР семья живописца больше не вернется. В Германии ему сразу предлагают место в Баухаузе, там он преподает настенную живопись и разные теоретические дисциплины, увлекает своих студентов идеей синтеза разных искусств на поверхности одного холста. Кандинский становится одним из передовых идеологов и воплотителей абстрактной живописи.
- 1928 – Благодаря успеху и известности получает гражданство Германии.
- 1933 – С приходом к власти нацистов, начинается массовое преследование всех авангардных художников. Гонением подвергаются и советские эмигранты, которые представляют «коммунистическую угрозу». Художник с семьей уезжает во Францию.
- 1937 – В Берлине часть живописных холстов Кандинского попадает на выставку «дегенеративного искусства», другие картины, оставленные в Германии, уничтожаются. Попытка эмиграции в США оканчивается неудачей, семья остается в Париже.
- 1944 – Василий Кандинский умирает в возрасте 77 лет, во французском городке Нейи-сюр-Сен.
Василий Кандинский в старости
Синее небо
«Синее небо». После вынужденного переезда из Германии в Париж Кандинский снова возвращается к фигурной живописи. Но назвать ее таковой довольно трудно, так как это смесь с абстрактным искусством. Фигуры, линии и цвета дают явный намек на абстракцию. Картины в этом периоде отличаются своей шутливой формой. Изображенные на известной картине «Синее небо» некие существа заставляют усомниться, что это небо. Может быть, это море с плавающими в нем рыбами, кальмарами и медузами. Автор не дает определения этим существам, тем самым оставляя простор для фантазий. Каждый зритель увидит то что ближе ему.
Герхард Рихтер
Дата рождения: 9 февраля, 1932, Дрезден
Национальность: немец
Герхард Рихтер
Герхард Рихтер — немецкий художник, которого некоторые считают величайшим художником современности. Он создал широкий спектр работ, и его искусство не может быть отнесено к одному конкретному жанру. Среди самых известных работ Рихтера — его серия Абстрактных изображений. Он написал первую работу под названием Абстрактное изображение в 1976 году и продолжал делать много таких работ в течение следующих двух десятилетий. В своих абстрактных картинах Рихтер создает накопительные слои нерепрезентативной живописи. Он начинает с нанесения больших полос основного цвета на холст. Картины развиваются поэтапно, основываясь на его реакции на прогресс картины: случайные детали и возникающие модели. В феврале 2015 года одна из картин серии, Абстрактные Изображения была продана за 44,52 миллиона долларов, самая высокая цена за картину любого ныне живущего европейского художника.
Шедевр: Серия абстрактных изображений
Год: 1986
Абстрактное изображение (1986) — Герхард Рихтер
Живопись 1922—1933 гг.
Эскиз к настенному панно для «Свободной художественной выставки». Стена «B» 1922 г. Черная бумага, картон, гуашь, 34,7х60 см. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Белый крест 1922 г. Холст, масло, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Белый зигзаг 1922 г. Холст, масло, 95х125 см. Неизв.
Черная решетка 1922 г.
Композиция VIII 1923 г. Холст, масло, 140х201 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
В черном квадрате 1923 г. Холст, масло, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Черное и фиолетовое 1923 г.
На белом II 1923 г. Холст, масло, 105х98 см. Неизв.
Круги в круге 1923 г.
Секущая линия 1923 г. Холст, масло, Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия.
Мягкая напряженность 1923 г. , Мадрид, коллекция баронессы Тиссен.
Black Relationship 1924 г. Бумага, акварель, тушь, 36,8х36,2 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Scharfruhiges Rosa 1924 г. Картон, масло, 63,6х48,2 см. Кельн, Музей Людвига.
Контрастные звуки 1924 г. Картон, масло, 70х49,5 см. Неизв.
Черный аккомпанемент 1924 г.
Scharfruhiges Rosa 1924 г.
В синем 1925 г. Холст, масло, 80х110 см. Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия.
Желтое-красное-синее 1925 г. Холст, масло, 127х200 см. Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду.
Маленькая мечта в красном 1925 г. Картон, масло, 35,5х41,2 см. Берн, Художественный музей.
В ярком овале 1925 г. Картон, масло, 73х59 см. Мадрид, коллекция баронессы Тиссен.
Качающееся 1925 г.
Calm Bend 1925 г.
All around 1925 г.
Несколько кругов 1926 г. Холст, масло, 140х140 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Asserting 1926 г. Холст, масло, 45,5х53,3 см. Неизв.
Акцент розового 1926 г.
Синее 1927 г. Холст, масло, 49,5х36,8 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Черное увеличение 1927 г.
Линия-пятно 1927 г.
Тяжелые круги 1927 г.
Softened Construction 1927 г.
Разделенное 1928 г. Бумага, акварель, тушь, 48,3х32 см. Вашингтон, США. Национальная художественная галерея.
Композиция 1928 г. Гуашь, Неизв.
Из прохладных глубин 1928 г.
Маленькая игра 1928 г.
Этажи 1929 г. Картон, масло, 56х41 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Вверх 1929 г. Картон, масло, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Сильное 1929 г.
Причудливое 1930 г. Картон, масло, 40,5х56 см. Роттердам, музей Бойманса — ван Бёнингена.
Тугая линия 1931 г. Акварель, тушь, бумага, Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Легкое прикосновение 1931 г. Картон, масло, 69,9х48,8 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Мягкое давление 1931 г. Фанера, масло, 99,5х99 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Коричневатое 1931 г. Картон, масло, 49,2х70,2 см. Сан-Фрациско, США. Музей современного искусства.
White-Soft and Hard 1932 г. Холст, масло, гуашь, 80х99,8 см. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Fixed Flight 1932 г. , 49х70 см. Частная коллекция.
Decisive Pink 1932 г. Холст, масло, 80,9х100 см. Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхейма.
Неравное 1932 г.