Влияние неопластицизма
Неопластицизм как стиль прекратил существование в 1931 году, когда ван Дусбург создал новое объединение под названием «Абстрактное творчество». В этом же году он умер, и финальный номер «Стиля» от 1932 года был посвящен его памяти. Неопластицизм и «Стиль» оказали влияние на развитие Баухауза и «интернационального стиля» в архитектуре, как и на множество других художественных школ и направлений ХХ и даже XXI века. Мондриан продолжал свои исследования форм и красок, уточняя и детализируя собственные взгляды, а его абстракции считаются высшей точкой авангардного искусства. С 1938 года он жил в Лондоне, затем в 1940-м переехал в Соединенные Штаты. Один из величайших художников ХХ века, он вдохновил целые поколения дизайнеров и живописцев.
Американский панк
История возникновения
У панков, одной из самых распространённых молодёжных субкультур второй половины ХХ века, была сильно выраженная концептуальная идея — «No future». В этом пессимистическом настрое, связанном с политическими и социальными реалиями времени, воплотилась и особая эстетическая норма. Рождённая в Британии, она дошла до американского континента и здесь трансформировалась в новый дизайнерский стиль.
Американский панк входит в широкое понятие постмодернизма. В его сути лежит стремление художника иронически переосмыслить наследие прошлого, отринуть правила и расширить формальные границы. Постмодернизм не стремится ни к функциональности, ни к эстетичности. По сути, это бесконечный эксперимент по переосмыслению художественности.
Это не самый распространённый стиль в дизайне, его можно назвать антитрендовым, андеграундным, но изображения в этом стиле всегда привлекают внимание. Американскому панку и концептуально, и эстетически тождественен гранж — «мусорный» стиль, нарочито неопрятный до уродства, альтернатива гламуру и искусственной красоте, пропагандируемой в массмедиа
Американскому панку и концептуально, и эстетически тождественен гранж — «мусорный» стиль, нарочито неопрятный до уродства, альтернатива гламуру и искусственной красоте, пропагандируемой в массмедиа.
Особенности стиля
В основе американского панка лежит примитивизм и брутальность изображения, подчёркнутая безыскусность. Демонстративно «не умеющие рисовать» мастера применяли дадаистские приёмы нарочито неумелого коллажа с журнальными вырезками портретов поп-звёзд. Шрифты могли быть разными, допускалось совмещение разных гарнитур в одном произведении.
Поп-арт
Англ. pop art, от popular art — популярное искусство. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели — его объединял пафос отрицания.
Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.
Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.
Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.
Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.
Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.
Маньеризм
Течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением
выражать субъективную «внутреннюю идею » художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность
и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с
трансформацией исторических стилей.
Модернизм
Фр. modernisme, от лат. modernus — новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.
Предпосылки промышленной революции и рождения индустриального общества
Индустриализация – следствие нескольких общемировых процессов:
- исчезновения феодального строя;
- появления капитализма;
- колонизации территорий, находящихся на низком уровне развития;
- научного и технического прогресса;
- промышленной революции.
Индустриальное изменение общества было обусловлено не только экономической целесообразностью. В аграрных государствах с традиционным устройством социума подавляющая часть населения могла лишь минимально обеспечивать себя, чтобы не умереть с голоду. Комфортная и безбедная жизнь была прерогативой избранного общества, численность которого была невысока.
Постепенно аграрное устройство общества сменилось аграрно-индустриальным. Результатом стало повышение продуктивности и прибыльности производства. Но жизнь простых людей не улучшилась. В основе аграрно-индустриального общества было рабовладение в той или иной форме. О гуманном отношении владельцев производств и угодий к работникам речи не шло. Механизация труда была минимальной, работники были лишены универсальных прав.
Великобритания – страна, в которой началась промышленная революция. Поспособствовали этому прогрессивные технологии и изобретения. В 1698 году англичанин Томас Севери запатентовал агрегат, с которого началась индустриальная революция, – паровой двигатель. Следующей на путь промышленного развития встала Франция, здесь индустриализация началась в 1790-е, после Великой французской революции.
Индустриальное общество в истории
Считается, что промышленная революция 18 века состояла из 2 этапов:
- Начало века – создание парового двигателя и других агрегатов, обеспечивших механизацию тяжелых производственных процессов. На этом этапе не только значительно повысилась производительность труда, но и стала продуктивнее торговля, поскольку паровые агрегаты стали применяться при производстве пароходов, прочих видов пассажирского и грузового транспорта.
- Конец 18 века – изобретение и внедрение электричества, расширение химической промышленности. Производство стало поточным, то есть с разделением процесса на несколько коротких этапов, производимых на определенных рабочих местах, например, на конвейерах.
Во всех развитых странах индустриальное развитие завершилось к концу 19 века. Традиционный уклад общества сохранился лишь на отдельных слаборазвитых территориях.
Многие развивающиеся страны сегодня переживают интенсивный переход к индустриальной модели общества. Во многом этому способствует характерная для современного мира глобализация и беспрепятственное распространение информации.
Население развивающихся стран видит, как изменяется развитый мир, старается за ним угнаться. Международные общественные, экономические, культурные организации заинтересованы в скорейшем переходе развивающихся стран на новый уровень. В современном мире получение населением прав и свобод – уже не вынужденная мера для продуктивности производства, а обязательный пункт существования развитого общества.
Смена ценностей
Традиционное общество – это патриархальный уклад, религиозные нормы, абсолютная монаршая власть, коллективизм. С наступлением индустриализации общественные установки существенно изменились.
Ценности индустриального общества:
- рациональный и прогрессивный подход, предприимчивость, стремление к успеху;
- индивидуализм, ориентация на себя, на личные, а не коллективные достижения;
- установление республиканской или ограниченной монархической формы правления;
- универсальные свободы и равные права;
- формирование массовой культуры, появление театров, кинотеатров, телевизионных программ и прочих средств культурного развития;
- возможности для отдыха, саморазвития, хобби.
Минусы
Было бы слишком просто, если бы развитие промышленности не было сопряжено с многочисленными бедствиями и проблемами, с которыми страны Средневековья не встречались на таком уровне.
- Колониализм и империализм. Промышленная революция и индустриализация крепко связана с империализмом и колониализмом, поскольку выпуск товаров в гигантских количествах порождает нужду в расширении рынков сбыта. Чем больше доступный рынок, тем сильнее спрос. И тем сильнее предложение. Новые рынки на других материках сильные державы буквально захватывали вместе с окружающими территориями и населением, нуждами которого метрополия практически не занималась. Этим отчасти обусловлена крайняя экономическая отсталость большинства стран Африки и некоторых стран Азии.
- Экономическая гонка. Большое количество войн времён индустриального общества произошло по одной единственной причине: одной державе или альянсу очень хотелось перегнать другую державу или альянс в экономических показателях. Две стороны могли не столько даже воевать друг с другом напрямую, сколько атаковать третьи стороны и присоединять богатые сырьём регионы в надежде на экономический рост. К 1914-му году в Европе была полностью поделена между несколькими крупными империями. Их соперничество в итоге привело к Первой мировой войне.
- Экологическое загрязнение. Эта проблема очевидна. Смога не бывает в сельской местности, зато в крупных промышленных городах вроде Лондона, Пекина и Детройта одно время он зависал на месяцы. Есть и глобальные проблемы: повышение концентрации углекислого газа в атмосфере, бесконтрольная вырубка лесов, проникновение нефти в мировой океан вследствие аварий.
- Непропорциональный демографический рост. Рост благополучия граждан повлиял на демографический рост, всего за 200 лет население Земли увеличилось с 1 миллиарда в 1804-ом году до 7 миллиардов в 2011-ом. Индустрия и научно-технический процесс сделали более доступными медикаменты, пищу, жизнь в целом стала безопаснее, и из-за этого Земля очень скоро достигнет критического состояния, в котором её ресурсов не будет хватать на всех землян.
- Новые методы ведения войны. Без индустриального общества с его тягой к знаниям у человечества не было бы таких «чудес», как атомная и водородная бомба, танк, стратегический бомбардировщик (ими уничтожают города) и многое другое. Первая мировая война значительно отличается от войн Средних веков. Державы Средневековья просто не могли выстроить своих солдат в одну линию от Швейцарии до Ла-Манша: у них не было ни солдат, ни хозяйства, чтобы поддерживать такую армию. И говорить о том, насколько разрушительной были обе мировые войны не стоит.
Викторианский стиль
История возникновения
В первой половине XIX века сначала в Британии, а потом и во всей Европе оформился особый графический стиль, который назвали «викторианским» — в честь королевы Виктории, взошедшей на престол в 1837 году.
Направление стало ответом на индустриализацию, оно выразило ностальгию общества по классическим канонам, античным руинам и старинным готическим постройкам.
Примерно тогда и родился графический дизайн — полиграфия стала развиваться, а бурный рост производства и потребность изготовителей рассказать о своём товаре привели к развитию печатной рекламы.
Сегодня викторианский стиль применяют для воссоздания ретроатмосферы и при создании стилизованных под старину дизайнерских материалов.
Особенности стиля
Дизайнерам викторианского века было чуждо понятие функционализма: на одном листе могли быть собраны шрифты разного начертания и размера, в изобилии использовались виньетки.
Викторианский стиль в графике часто имитирует гравюру — выполняется в сером цвете со штриховкой. Графика насыщена орнаментом — симметричным, со сложным узором. Используются исторические штампы — рисунки и фотографии людей в старинной одежде и в ретроинтерьерах. Шрифты сложные, фантазийные, избыточно декоративные. Стиль критикуют за чрезмерность, невыдержанность, сумбурность и слишком вольное смешение разных направлений.
Отделка в стиле индастриал
Материалы отделки в индустриальном стиле выбирают с чёткой и ярко выраженной текстурой. Кроме металлической основы, для облицовки подойдут следующие материалы:
- искусственно состаренное дерево без обработки;
- бетон;
- грубая штукатурка;
- кирпичная кладка;
- дикий камень.
На металлической отделке приветствуется наличие лёгкой ржавчины, потёртостей и следов окисления. Этот материал лучше выбирать с матовой поверхностью. Подойдут железо, алюминий или сталь.
Золото и латунь использовать не нужно: глянцевая поверхность этих металлов нарушит стилистику производственного объекта. Чтобы создать в пространстве дополнительный рельеф, можно использовать трубы, балки, воздуховоды в качестве предметов декора. Также подойдёт имитация арматуры.
Работаем с источниками, выполняем задания
1. Англию в XIX в. часто называли «мастерской мира». Как вы думаете, почему? Прочитайте материал конца параграфа. На основании приведённых там данных скажите, как можно было бы назвать Россию того времени.
2. Современники порой называли порядки, существовавшие в России в середине XIX в., «апогеем просвещённого абсолютизма». Согласны ли вы с такой оценкой? Объясните свой ответ. Составьте таблицу, иллюстрирующую ваш ответ.
3. Составьте интегрированный проект на тему «Становление индустриального общества в России: истоки, особенности».
4. Составьте и заполните таблицу развития основных отраслей промышленности России в XIX в. Критерии сравнения определите самостоятельно.
Классицизм (лат. classicus — образцовый)
Согласно классицизму, произведение живописи должно строиться только на основе определенных канонов и демонстрировать стройность мироздания. За такие каноны или образцы брались работы мастеров древнего мира классической эпохи (античных Рима и Греции). Из русских художников в этом стиле работали В. Боровиковский, Н. Крымов, А. Харламов, К. Брюллов и прочие.
Значительным признаком классицизма была идеализация изображаемых объектов, что не позволяло видеть мир таким, каков он есть. Это стало одной из причин развернувшейся в дальнейшем борьбы между представителями классической школы и художниками новых течений. Классицизм стал все более уступать позиции другим стилям.
Позже интерес к классической школе начал возрождаться, что привело к появлению неоклассицизма. Для работ этого направления характерна более выразительная прорисовка деталей и соединение классики с ренессансом. Сторонниками неоклассицизма среди русских мастеров были, например, Б. Григорьев, В. Шухаев, Л. Бакст, А. Яковлев.
Примеры картин известных русских художников в стиле классицизма и неоклассицизма
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» в стиле классицизма. 1833 г.
Картина В. Боровиковского «Портрет графини Л.И. Кушелевой и ее сыновей» в стиле классицизма. 1803 г.
Картина В. Шухаева и А. Яковлева «Арлекин и Пьеро» в стиле неоклассицизма. 1914-1962 гг.
Картина А. Яковлева «Скрипач» в стиле неоклассицизма. 1915 г.
Особенности индустриального общества
Индустриальное – прогрессивное общество, которое стремительно развивается в техническом, социальном, культурном плане. В любой стране на любом континенте индустриализация сопровождается возвышением науки, развитием производственных и информационных технологий, усилением гражданских норм. Предыдущая аграрная модель характеризовалась невысоким уровнем жизни населения по среднестатистическим показателям.
Вот определяющие индустриальное общество признаки:
- применение машинного типа производства;
- ускоренный социальный прогресс;
- рост и промышленного, и аграрного производства за счет внедрения технологий;
- урбанизация – возрастание городского населения, причем город при индустриализации – не только производственно-экономический, но и культурный центр, а также территориальная основа разделения труда;
- рыночная конкуренция, предпринимательство и индивидуализм, право частной собственности, следование за инновационными технологиями;
- связь производственных и банковских капиталов, монопольная система;
- высокая мобильность работоспособной части населения, предпочтительный наем узкоспециализированных работников;
- вовлечение женской части населения в производственные процессы;
- существование социальных «лифтов» – возможности изменить профессиональное и финансовое положение;
- неравномерное экономическое развитие, периодически прерываемое кризисными периодами;
- интенсивная эксплуатация природных и ископаемых ресурсов;
- рост населения и увеличение продолжительности жизни за счет качественного обеспечения общества и, в частности, улучшения медицинских услуг;
- улучшение школьного и специального образования, появление возможностей для просвещения и интеллектуального развития населения;
- появление печатной прессы, радио, телевидения, иных коммуникационных и информационных средств;
- разделение труда как в границах конкретного государства, так и на международном уровне.
Духовная жизнь
Характеристиками индустриального общества в духовной сфере стали секуляризация сознания, рационализм, утилитаризм. Кратко рассмотрим определения этих понятий.
- Секуляризация — существенное снижение роли религии.
- Рационализм — учение, считающее разум основным источником познания.
- Утилитаризм — стремление извлекать выгоду из всего, что окружает человека.
Рис. 3. Город начала XX века.
В связи с развитием науки и техники появляется необходимость в специалистах. Повышается количество образованных людей, происходит становление массовой культуры.
Индустриализация оказала положительное влияние на развитие общества, повышение уровня жизни. Однако строительство фабрик и заводов привело к ухудшению экологической обстановки. Последствия этого процесса особенно ощущаются сейчас, когда человечество столкнулось с проблемой глобального потепления и истощения природных ресурсов.
Что мы узнали?
В обществознании определяются характерные черты индустриального общества. Основными из них являются индустриализация и автоматизация производства, провозглашение прав и свобод, появление классовой системы, секуляризация сознания.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Влияние на рабство
Рим и другие древние средиземноморские культуры, в частности, полагались на рабство во всей своей экономике. В то время как крепостное право в значительной степени вытеснило практику в Европе в средние века, некоторые европейские державы вновь широко ввели рабство в ранний современный период , особенно для тяжелейшего труда в своих колониях . Промышленная революция сыграла центральную роль в более поздней отмене рабства , отчасти потому, что новое экономическое господство отечественного производства подорвало интересы работорговли .
Кроме того, новые промышленные методы требовали сложного разделения труда.с меньшим надзором со стороны работников, что могло быть несовместимо с принудительным трудом.
Дадаизм
Модернизм 20 века это не только стремление создать что-то новое, вопреки старому. Это и желание полностью разрушить культуру в том понимании, к которому мы привыкли. Дадаизм это скорее движение к контркультуре, антикультуре. Даже представители течения говорили, что их направление «не представляет из себя ничего, и стремится ни к чему».
После Первой Мировой войны люди потеряли понимания здравого смысла и представления о порядке. Художники и литераторы подхватили эту идею. Мир разваливался на глазах, страдали люди, а политики выступали с высокими патриотическими лозунгами. Этот бред и стало высмеивать искусство. Поэты читали стихи, состоящие из набора букв и слов, причем заучивали их и декламировали дружно, хором. Счет в ресторане, зачитанный со сцены, становился новой прозой. В произведениях не было никакого смысла, и в этом и был смысл. Даже материалами для художников становится мусор, проволока, отходы жизнедеятельности – потому что разума и логики в том, что происходит в мире, нет. Следовательно, какой разум может быть в искусстве?
Курт Швиттерс. Мерц 25 А. Созвездие
Инсталляция
От англ. installation — установка. Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов — бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет — в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.
Инсталляция — форма искусства, широко распространенная в XX в.
Романтизм
Направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. В искусстве романтизма
большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора. Чувствуя себя свободными от приходящей
в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и
даже преклоняться перед художником — гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.
Суперплоскость
Superflat — термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками (Takashi Murakami).
Термин Superflat создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык, активно применяемый поколением молодых японских художников, таких как Такаси Мураками: «Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том, как они отличаются от западного искусства
Для Японии важно ощущение плоскости. Наша культура не обладает 3D-формами
2D-формы, утвержденные в исторической японской живописи, сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и графического дизайна».
Особенности стиля
Французское слово «modern» означает «новый», «новейший», «современный». Но в разных странах искусство того времени называют по-разному. Англия и Франция используют словосочетание «art nouveau» или «новое искусство», в Германии «Jugend» или «молодой» – по названию журнала, впервые публиковавшего труд новых художников.
Начало модернизма тесно связано с развитием технического прогресса. Рациональность и расчетливость стали более важными, чем духовность и религия. Уже нет смысла доносить до людей только правду. Классицизм, реализм и модернизм начинают противоречить друг другу просто для того, чтобы научить человека думать иначе, ведь этого требует время.
Модернизм в искусстве – это взрыв творческих идей, снесших как саму культуру, так и ее представителей, раскидав по разным направлениям. Особенности модернизма в том, что все творчество стало другим. Понятным и непонятным, доступным и недоступным, и нет однозначного ответа, хорошим или плохим. Просто другим.
Минимализм
История возникновения
Минимализм возник в послевоенной Америке в противовес абстрактному экспрессионизму. Устав от чрезмерных эмоций на холсте, от буйства цветовых пятен, художники сосредоточились на том, чтобы минимизировать выразительные средства. Истоки стиля минимализма можно найти в идеях конструктивистов.
Первой компанией, распространившей минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, был производитель бытовой техники Braun. Её дизайнеры следовали философии Баухауса и утвердили торжество минималистской эстетики в серийном проектировании.
Сейчас минимализм популярен и в веб-дизайне: на визуальном уровне он защищает пользователя от избытка информации в интернете, помогает лучше ориентироваться на веб-странице.
Особенности стиля
Минимализм не означает утрату индивидуальности — напротив, он даёт широкое поле для реализации авторского «я». Отвергая классические приёмы творчества и традиционные художественные материалы, минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный, серый) и малых объёмов. Важнейшую роль играет композиция.
Один из выразительных приёмов стиля — пустота пространства, «воздух». Шрифты в минимализме лаконичны, начертание прямое, светлое.
Реализм
Происхождения
В 14-18 века в западном искусстве преобладали влияния ренессанса и академических теорий живописи. Позднее произошли изменения, вызванные в основном значительными социальными изменениями в обществе, которые сместили акцент в изобразительном искусстве в сторону реализма. Термин реализм появился благодаря французской писательнице Шампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построил собственный шатер по соседству с выставкой, и организовал собственную, получившую название «Ле Реализм» (Le Realisme).
Мастерская художника
Характеристики
Стиль реалистической живописи распространился почти во все жанры изобразительного искусства, включая портретный, пейзажный и исторический.
Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Не удивительно, что необычный метод шокировал многих людей из среднего и высшего класса как во Франции, так и в Англии, где реализм так и не прижился.
Паркетчики. Кайботт.
Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации. В этом смысле движение отражает прогрессивный и весьма влиятельный сдвиг в определении значения искусства в целом. Стиль остается достаточно популярным и в наше время, несмотря на то, что стал предвестником импрессионизма и поп-арта.
Первые реалисты
Интересными представителями раннего реализма являются: Жан-Франсуа Милле, Густав Курбе, Оноре Домье. Кроме того, стоит упомянуть и Илью Репина. Некоторые работы этого русского мастера признаны выдающимися в этом жанре.
Автопортрет Курбе