Ян матейко: запечатлевший историю

Современные художники польши. piotr antonow. польская народная живопись польские художники анималисты

Посольство, которого не было

Сюжет картины — переговоры между враждующими сторонами, которые начались еще во время осады. Ян Матейко изобразил восседающего на походном троне польского государя Стефана Батория, перед которым склонились представители русской делегации: коленепреклонный владыка Киприан и сгорбившийся Григорий Нащокин. В центре полотна — выступавший посредником папский легат иезуит Антонио Поссевино. К слову, он единственный, к чьей фигуре почти не возникает вопросов.

Сам Баторий, понеся тяжелые потери и убедившись, что Псков ему не взять, еще осенью уехал в Вильно, забрав с собой наемников. Видимо «свои» — польские и литовские отряды — он ценил меньше. Уменьшившееся в два раза войско осаждающих уже не то что не рассчитывало взять город, но и рисковало быть изрядно потрепаным. Полякам было крайне необходимо перемирие, для заключения которого под Псков и прибыл Поссевино. Хоть формально иезуит был посредником, фактически он представлял интересы Батория и в своей риторике был жесток и надменен.

Что касается других участников этого «исторического сюжета», то владыка Киприан прославился при обороне Полоцка в 1579 году, где и был взят в плен поляками. Дальнейшая его судьба неизвестна. А Нащокин с мирными инициативами встречался с Баторием в Литве еще до псковской осады — летом 1580 года. Переговоры же, завершившие Ливонскую войну 1558—1583 года, проходили в поселении Запольский Ям, что в 150 километрах от Пскова.

Детство

Родился маленький Ян Алоиз Матейко 24 июня в городе Кракове в 1838 году. В семье Ян был девятым ребенком. Его отец — с 1807 года поселившийся в Польше чешский эмигрант Франциск Ксавьер Матейко. В Галицию он прибыл как преподаватель музыки и зарабатывал в основном частными занятиями. Позднее уехал в город Краков, там он и познакомился с замечательной женщиной, которая впоследствии стала его женой, матерью Яна, Иоанной Каролиной Россберг, которая была рождена в немецко-польской семье, занимавшейся ремесленным делом. В семье Ксавьера и Иоанны родилось одиннадцать детей. В семилетнем возрасте Ян переживает ужасную потерю любимой матери — она умирает. После ее смерти воспитанием детей занимается сестра Иоанны. Маленький Ян сильно страдает от недостатка внимания, это сильно сказывается на формировании его личности. Способности к рисованию у мальчика начали проявляться с юных лет, несмотря на то что отец не разделял его пристрастия к рисованию.

Счастье не было безоблачным

Она состоялась 21 ноября 1864 года. Свадебное платье для Теодоры шил портной из города Бохня (неподалёку от Кракова) Рыпарк по рисунку Яна. Хотя братья художника не особо радовались этому союзу, на торжество пришла вся семья Матейко. Вскоре после этого молодожёны поехали в Париж, а по возвращении Ян Матейко написал «Портрет жены в свадебном платье».
У Яна и Теодоры родится пятеро детей. Одна из них – Хелена – пойдёт по стопам отца и тоже станет художницей.
По воспоминаниям современников, Теодора была весьма деспотичной и эгоистичной натурой. Когда у неё возникали опасения, что её роли музы что-то угрожает, она придумывала разнообразные авантюры, делала вид, что болеет, и прибегала к другим уловкам. На неё похожи едва ли и не все женские образы, изображённые на полотнах художника. Именно Теодору он изобразил на одной из известнейших своих картин «Прусская дань» в образе королевы Боны Сфорцы…
В марте 1876 года Ян Матейко начал писать картину «Кастелянша». Позировала ему племянница Теодоры – Станислава Серафинска. Зная, что Теодора будет ревновать, Ян писал портрет в тайне от неё. Сама Теодора путешествовала в то время во Франценсбад и Карлсбад. Ян писал жене письма, описывая свои творческие занятия, но не упоминая о «Кастелянше». Однако, вернувшись в Краков, Теодора обо всём узнала. Она устроила сцену мужу и уехала к матери. А когда снова приехала в Краков, в гневе уничтожила свой «Портрет в свадебном платье». Опасаясь, что она уничтожит и портрет Станиславы, Ян сказал жене, что полотно сгорело.
С того момента в доме Яна и Теодоры всё чаще царило достаточно унылое настроение. Ян не раз говорил, что совершит самоубийство или разведётся с женой.
Несмотря на семейный кризис в сентябре 1877 года Теодора сопровождает мужа с его первой поездки в Варшаву. 12 февраля на свет появился их последний, пятый ребёнок – дочка Регина. Девочка не прожила и месяца и умерла 7 марта того же года.
В феврале 1882 года сильно ухудшилось психическое состояние Теодоры, и врачи посоветовали поместить её в психиатрическую клинику. Во время своего пребывания в клинике, Теодора писала письма сестре с просьбой вызволить её. Вышла из больницы она спустя полтора года, однако оставалась под постоянным наблюдением, от чего пыталась избавиться всеми возможными способами. Дошло даже до того, что она заявила своей семье о нежелании давать благословение собственной дочери на брак, если те не помогут ей выйти из-под опеки. Вскоре Теодора оказывается в клинике вновь.
С годами у Яна Матейко накапливались финансовые проблемы. Они были связаны не только с болезнью жены, но и с его отношением к своим заработкам, которое подчас было чересчур свободным, по мнению некоторых современников. Написанную в 1863 году картину «Ян Собеский под Веной» он передал Папе Римскому, Франции он подарил полотно «Жанна Д’Арк», многие великие работы подарил Польше…
Свои картины он часто дарил и знакомым – обычно это были достаточно богатые люди. Не жалел он средств на помощь бедным. Не одну свою работу он продал фактически за бесценок…

биография

Его отец, Францишек Матейко, был из Роуднице, который приехал жить в Галичину, чтобы преподавать там музыку. Он переехал в Краков, где женился на Джоанне Каролине Россберг, дочери богатой немецко-польской буржуазной семьи. Ян был девятым из их одиннадцати детей.

С раннего возраста у него развился необычайный талант к изобразительному искусству, что позволило ему продолжить учебу, несмотря на трудности с другими предметами.

Получил образование в Школе изящных искусств в Кракове (1852–1858), затем в Мюнхене (1859). Он также поехал в Вену (1860 г.), но вскоре вернулся недовольный. Именно в Мюнхене Матейко нашел вдохновение в работах Поля Делароша , автора «исторического анекдота». Его художественное и идеологическое образование затем продолжилось в богемном кружке в Кракове, где собрались молодые художники, писатели и историки, которые встретились в скульптурной студии Париса Филиппы . Его дружба с Юзефом Шуйски , позже соучредителем Исторической школы Кракова, восходит к этому периоду.

В 1862 году , в возрасте двадцати четырех лет, он написал одну из своих самых замечательных картин — « Станчик» ( королевский шут ).

Два его брата, Эдмунд и Казимеж, приняли участие в Польском восстании 1863 года . Ян, который не умел обращаться с оружием и плохо видел, не воевал, но поддерживал восстание материально и нес оружие повстанцам в Гощи.

В 1864 году он женился на Теодоре Гебултовской, от которой у него было четверо детей: Беата, Елена, Тадеуш и Ежи. Их пятый ребенок Регина умерла в младенчестве.

В году Матейко представил свою картину « Рейтан, или Падение Польши» в Парижском салоне , к огорчению потомков великих польских семей, которые жили там и узнавали своих предков на полотне. Она представляет сцену ратификации первого раздела Польши по польскому Сейму в 1773 году .

Матейко посетил Париж (1867, 1870, 1878, 1880), Вену (1866, 1867, 1870, 1872, 1873, 1882, 1888). В 1873 году он также побывал в Праге и Будапеште , а на рубеже 1878/79 и 1883 годов отправился в Италию ( Венеция , Рим , Флоренция ). В 1872 году он провел несколько месяцев в Стамбуле .

В 1873 году он стал первым профессором и директором Школы изящных искусств в Кракове . Он оставался на этом посту до своей смерти в 1893 году .

Похоронен на Раковицком кладбище в Кракове.

Начало творческой карьеры

В 1860 году художник возвращается на родину – в свой любимый Краков, арендует мастерскую на улице Крупничей и начинает работать с большим энтузиазмом. Каждые три-четыре года он представляет новое полотно, каждое из которых отображает страницу польской истории. На картинах можно видеть не только величие страны, но и трагические ошибки в судьбе Польши.
В 1862 году художник представил свою первую знаменитую картину «Станьчик», где изобразил придворного шута трех польских королей, в одиночестве задумавшегося о том, какое будущее ждет его страну.

В 1863 году народ Польши поднял восстание за независимость. Ян хотя и не принимал активного участия в этих драматических событиях, но поддерживал повстанцев материально. Восстание не увенчалось успехом, и под впечатлением этих событий художник создал свое гениальное полотно «Проповедь Скарги». Картина на выставке в Париже удостоилась главной награды, хотя многие и критиковали художника за исторические неточности.

В 1867 году Матейко написал свой очередной шедевр – «Рейтан. Упадок Польши». И снова золотая медаль в Париже, а сама картина была продана королю Францу-Иосифу I за 50 тысяч франков. Но польская знать картину не одобрила, ведь на ней многие члены знатных родов были изображены предателями.

В зените славы

Ян Матейко был неутомимым тружеником. Из-под его кисти каждые два года выходило новое художественное творение: 1869 год – «Люблинская уния», 1871 – «Стефан Баторий под Псковом», 1873 – «Коперник. Разговор с Богом», 1875 – «Смерть короля Пшемысла II». Но художник изображал не только эпохальные исторические полотна, он также мастерски писал не типичные для своего творчества портреты и пейзажи. Лучшими из них являются « Вид Бебека со стороны Босфора», «Дети художника», «Автопортрет».

К 35 годам Матейко стал известным художником не только в Польше, но и в мире. За свое творчество он неоднократно получал заслуженные награды, а Академии художеств Праги, Вены, Берлина и Парижа избрали его почетным членом.

В 1873 году художнику поступило весьма заманчивое предложение – возглавить Пражскую Академию художеств. Но именно в этот момент в его родном Кракове собираются ликвидировать Школу изящных искусств, где обучался в свое время и сам Ян. Чтобы спасти это учебное заведение Матейко принимает на себя руководство. Многие годы он отдал этой школе: занимался ее ремонтом, сооружал новые корпуса, лично подбирал штат сотрудников, создавал библиотеку. Но о творчестве он не забывал. В 1878 году он представил публике свое эпохальное полотно – «Грюнвальдская битва», далее с интервалом в три-четыре года появились картины «Прусская дань», «Жанна д`Арк», «Костюшко под Рацлавицами» и много других. Художник всегда оставался верен избранному направлению в своем творчестве: он рисовал историю.

Внутри человека. Justyna Kopania

«Искусство мое убежище, жизнь, поэзия, музыка, лучшие сигары, вкусный, крепкий чай, все из чего состоит моя жизнь. Мое искусство отражает мир, который я воспринимаю немного не так, как все. Я пишу людей, которых встречала, любовь, природу, которой восхищаюсь и, вообще, все вещи, которые влияют на мое мировоззрение. Человек является основным источником моего вдохновения и он же является главной темой моих картин. Я хочу перенести на холст не только его внешний вид и манеры, но и психику, отношения, эмоции, а также все сложные процессы, которые происходят как снаружи, так и внутри человека.

Оранжево-красные портреты. Elzbieta Brozek

Эльжбета Брожек (Elzbieta Brozek) современнаяпольская художница
, создающая, в основном, портреты женщин, предпочитая использовать в своих картинах красные и оранжевые тона. В некоторых случаях она пишет в технике реализм, а в других можно увидеть влияние символизма австрийского художника Густава Климта.

В восемнадцатых девятнадцатых веках, в Польше была очень популярна религиозная живопись, которая полностью подражала церковному искусству представителем такого стиля, является художник Эугениуш Муха. Но позже вид такой живописи практически исчез после того как начали распространятся печатные репродукции.В старинные времена народные художники, которые занимались рисованием образов, так называемые «obraznik» в основном рисовали масляными красками, а также клеевыми красками. Рисовали художники свои великолепные картины на досках, бумаге, а также на полотне. Также в старинные времена была распространенна живопись на стекле. Особой популярностью вид такой живописи пользовался в Силезии, в Подгалье, в Люблинщине, а также у кашубов и у мазуров. С шестнадцатого по девятнадцатый век была очень распространена гравюра на деревянных досках, в религиозном стиле, в наше время это относиться к пропадающему музейному искусству.

Картина Яна Матейко

В девятнадцатом веке на развитие польской живописи, несомненно, влияла романтическая поэзия. Основной проблемой для польских художников того времени была свобода, они боролись за независимость в плане творчества, а также за суверенность искусства.

Познакомиться с творчеством польских художников, можно в разнообразных музеях и галереях города Кракова, Варшавы и многих других городов. К примеру, Ян Матейко 1838 года рождения, является знаменитым польским художником. Мастер работал в основном, над картинами связанными с историческими событиями. В Кракове есть Костел францисканцев, внутри которого находиться убранство в стиле модерн, автором которого является ученик Яна Матейко, художник Станислав Выспяньский 1869 года рождения.

В городе Лодзь находиться замечательная музейная коллекция посвященная искусству польских конструктивистов. Очень важным и долговечным стилем в живописи является колоризм, это польский вид постимпрессионизма. Тогда существовало творческое сообщество под названием «Парижский комитет» и художники, которые состояли в нем, паломничали в город, который находился над Сеной. Целью их паломничества заключалось в поиске инспирации и света. А после того как эти художники возвращались, то выступали как апостолы «хорошей живописи». Основным моментом для них была гармония красок, яркость цвета, выразительность мазка, а также красота полотен.

Народную же живопись в Польше можно увидеть на различных предметах обихода, а также утвари. Во многих регионах страны можно наблюдать роспись на буфетах, шкафчиках, и полочках, также часто расписывали большие сундуки, в которых было заведено хранить приданое. В основном на таких скрынях рисовали вазы с цветами, а также отдельные букеты.

У поляков еще с давних времен было заведено расписывать куринные яйца, этот обычай остался по сегодняшний день.

Юные годы

Когда Яну было 13 лет, его приняли в Краковскую школу изящных искусств. Там он проявлял большую заинтересованность и трудолюбие. Правда, учёба не всегда шла гладко. Одной из причин тому были финансовые сложности и проблемы со зрением. Большое влияние на Яна оказывают его учителя – Йюзеф Кремер и Владислав Лушкевич. Именно они вдохновили его на то, чтобы делать зарисовки краковских памятников.
В 1858 году Ян Матейко получил стипендию на учёбу в Мюнхене. Там он знакомится с работами выдающихся художников, в том числе и современных. Он восторгается творчеством Поля Делароша и его ученика Карла Теодора фон Пилоти, создавших знаменитые работы на исторические темы. В те годы Ян Матейко осознаёт, что именно исторической живописи он хотел бы посвятить себя. Схему Делароша, основанную на выбранном из истории наиболее драматичном моменте и изображении этого момента максимально эмоционально, молодой Матейко создаёт в 1859 году картину «Отравление королевы Боны». В эти же годы он издаёт публикацию «Польский костюм», в которой содержатся гравюры, изображающие людей в исторических костюмах. Позднее этот опыт он не раз использует в своих картинах. Публикация послужила и ещё одной цели – благодаря полученному гонорару Яну удалось поправить материальное положение.
Было однако одно обстоятельство, которое сильно расстраивало Яна. Это неразделённая любовь к Теодоре Гебултовской – дочери той самой Полины, к которой относился как к матери. Она была младшим ребёнком в семье. Молодые люди знали друг друга с раннего детства. Отец будущего художника, Франциск, учил Теодору и её братьев и сестру музыке.
В 1862 году 24-летний Матейко пишет одну из своих самых известных работ – «Станчик». Станчик – это придворный шут великих князей литовских и королей польских Александра Ягеллона, Сигизмунда I Старого и Сигизмунда II Августа. На картине Станчик изображён в тот момент, когда во время бала скорбит о поражении литовской армии.
22 января 1863 года два брата Яна Матейко присоединились к январскому восстанию. Ян не пошёл с ними – отчасти потому, что не очень хорошо видел и не мог управляться с оружием. Однако он как мог помогал повстанцам – привозил им оружие и помогал материально. Надо сказать, что хотя по происхождению его семья была на половину были чехами, в душе они всегда чувствовали свою принадлежность именно к польскому народу и были настоящими патриотами Польши.
В 1863 году Ян Матейко и Теодора Гебултовска наконец сближаются, а осенью 1864 года начинается подготовка к свадьбе.
Поводом к тому, что о женитьбе пара всерьёз подумала именно в это время, стал успех картины «Проповедь Скарги», написанной в 1864 году. На доход от её продажи и была организована свадьба.

Боевая ничья

Так в двух словах можно описать итоги Ливонской войны. Противники остались при прежних — довоенных — территориях и границах. Но при этом была достигнута важная политическая цель — разгромлен и навсегда перестал существовать Ливонский орден — давний враг Руси, форпост католической экспансии на Восток. Впрочем, главные столкновения России и Польши были еще впереди. Речь Посполитая просуществовала два века и в 1795 году была окончательно поделена между Австрией, Пруссией и Россией.

Яну Матейко повезло родиться в Вольном городе Кракове, который по сути тогда был автономной республикой под общим управлением трех вышеозначенных империй. Но, когда парню было 8 лет, и этой автономии не стало. Сыну чеха и польки не оставалось ничего другого, как тешить себя воспоминаниями о некогда великом прошлом своей родины, чем он и занимался всю свою жизнь. И картину «Стефан Баторий под Псковом» писал в 1869-1872 гг. в угоду русофильским настроениям тогдашней Европы. Неудивительно, что после ее презентации в Париже, собравшей массу восторженных откликов, Матейко был избран почетным членом Института Франции и Берлинской академии искусств. А позже возглавил и Пражскую академию художеств.

Не надо иллюзий — выстави это «историческое полотно» сегодня где-нибудь в Париже или Лондоне, эффект был таким же. Но делать этого поляки пока не спешат, оставляя при себе влажные мечты, рождающиеся у них при взгляде на сюжет альтернативной истории. Вот и Зеленскому разрешили немного помечтать — было, мол, время, когда русские послы стояли перед польским королем на коленях и выпрашивали мира. Что говорите? Не было?! Не надо «искажать историю»…

Творчество Яна Матейко

Автопортрет

«Он был одной из крупнейших величин художественной Европы XIX века». Так писал о Яне Матейко (1838-1893) выдающийся русский критик В. В. Стасов, видевший в нем «могучего главу» национальной школы польского искусства.

Всю свою сознательную жизнь Матейко посвятил реше­нию одной задачи — воссозданию в живописи, как он сам говорил, «скорбной и славной истории родины». В истори­ческом прошлом Польши художник искал и находил при­меры, пробуждавшие в его современниках патриотические чувства, укрепляющие национальное самосознание, самоот­верженную любовь к родной земле.

Биография Матейко не богата внешними событиями. Почти всю жизнь художник провел в древней столице Польши — Кракове, здесь и умер. Отец, чех по национальности, был учителем музыки. Мать умерла, когда Яну было всего семь лет. Творческое развитие Матейко началось рано. В 1852 году он поступил в краковскую Школу изящных ис­кусств, а по окончании ее несколько месяцев совершенство­вал свои профессиональные навыки в Мюнхенской Акаде­мии художеств в Вене. Матейко доводилось бывать в Ита­лии, Париже и Константинополе, но в основном его жизнь протекала в мастерской, у мольберта. С 1873 года он стал директором Краковской Академии художеств, но продолжал однако оставаться прежде всего художником.

В целом творчество Матейко — это исключительно увле­кательное повествование о прошлом Польши.

Еще в годы ученья Матейко стал тщательно зарисовывать все, что относилось к польской старине. Эту работу худож­ник не бросал и в дальнейшем. Сохранилось громадное со­брание его документальных зарисовок, которые он называл своим «Словарем», или «Малой сокровищницей». И, дейст­вительно, это была драгоценная сокровищница для худож­ника, работающего в историческом жанре.

Уже в ранний период творчества Матейко создал карти­ны на темы из истории Польши, обличающие своекорыстие, себялюбие польских магнатов и шляхты («Станьчик на ба­лу у королевы Боны», 1862; «Проповедь Скарги», 1864; «Рейтан. Упадок Польши», 1865).

Эти картины стали событиями в художественной жизни страны. К Матейко пришла известность. Однако представи­тели консервативно-шляхетских кругов подняли в прессе травлю против Матейко, обвиняя его в антипатриотичности. Художник ответил на это своеобразной аллегорической картиной-памфлетом «Приговор Матейко», в которой изо­бразил самого себя у позорного столба, выслушивающим смертный приговор.

В течение многих лет Матейко работал над картиной «Битва при Грюнвальде», посвященной крупнейшему исто­рическому событию — победе славянских и прибалтийских народов над тевтонскими захватчиками. Это полотно, законченное художником в 1878 году, поражает своими разме­рами. Оно является едва ли не самым грандиозным произ­ведением польской живописи XIX века.

Важным этапом в творчестве Матейко явилась картина «Костюшко под Рацлавицами» (1888), где во весь голос зву­чит тема народа, как движущей силы истории. О большом интересе Матейко к народным образам свидетельствует и ряд других произведений («Люблинская уния», 1869; «Поднятие колокола Сигизмунда», 1874 и др.). Картиной «Коперник» * (1873) Матейко одним из первых утвердил в польской живописи образ нового героя — ученого. Худож­ник изобразил Коперника в момент, когда ему после много­летних исканий открылись новые закономерности движе­ния небесных светил. Подняв глаза к звездному небу, вели­кий ученый как бы прислушивается к музыке вселенной.

Матейко был превосходным портретистом. К наиболее из- зестным портретам его работы, принадлежат изображения представителей польской интеллигенции (доктора Юзефа Дитла, профессора Кароля Падлевского, историков — Юзефа Шуйского и Ст. Тарнавского, близкого друга семьи художника — Леонарда Серафиньского и других). Очень вы­разителен автопортрет художника, созданный им за год до смерти.

Матейко работал и в области монументально-декоративной живописи. Далеко не все произведения Матейко равноцен­ны и по замыслу и по уровню исполнения. В некоторых из них сказываются националистическое понимание истории Польши, религиозно-мистические тенденции. Но эти недо­статки не могли зачеркнуть народного значения творчества Матейко. Он был и остается крупнейшим из польских жи­вописцев прошлого. Его произведения экспонируются в крупнейших музеях Народной Польши. В Кракове, в доме художника, организован мемориальный музей.

Блестяще, но исторически несправедливо

Но начнем с сюжета картины. Валентин Пикуль, который, надо сказать, весьма критически отзывался о действиях Ивана Грозного в той войне, назвал полотно «блестящим, но исторически несправедливым». А ту оборону Пскова писатель охарактеризовал как «самую непорочную страницу народного мужества».

Тогда, в 1581-1582 гг., 50-тысячное войско Речи Посполитой, усиленное несколькими десятками крупных артиллерийских орудий (небывалая редкость и мощь по тем временам) почти полгода простояло под стенами русской крепости, обороняемой 8-10 тысячами человек, включая городское ополчение. Теряя каждый день несколько десятков человек, а во время штурмов и вылазок обороняющихся — сотни и тысячи, поляки так и не смогли взять город и отступили, вынужденные заключить перемирие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Яртек
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: